Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Смерть и возрождение




Совершенно очевидно, что «духовный опыт», о котором го- ворит здесь Льюис-Вильямс — это не что иное, как галлю- цинации, наблюдаемые в состоянии глубокого транса. Эти парящие видения, путешествия в духовные измерения, те- риантропические трансформации, а также встречи с чудо- вищами и сверхъестественными существами являются не- отъемлемой составляющей нейропсихологического багажа, который включает в том числе и болезненные физические ощущения, которые легко интерпретировать как уколы, уку- сы или удары копьями и стрелами.

И все же, глядя на образы раненых людей, нельзя не за

 

метить, что они представляют собой не просто визуализа- цию болезненных соматических ощущений. Подобно всем прочим изображениям пронзенных, терзаемых жестокой болью людей — таких, например, как св. Себастьян или Христос, — эти доисторические образы обладают ощути- мым эмоциональным накалом. И если мы чувствуем это да- же спустя тысячелетия, то насколько же более мощное воз- действие должны были оказывать эти рисунки на наших отдаленных предков! Нет никаких сомнений, что они при- давали особое значение этим пронзенным фигурам — точ- но так же, как христиане придают сегодня особое значе- ние Распятию. И этот глубинный смысл был близок всем представителям той культуры, к которой принадлежали са- ми художники.

Выяснив, что образ раненого человека берет свое нача- ло в соматических галлюцинациях, имеющих универсальную неврологическую основу, Льюис-Вильямс позволил нам рас- шифровать первый смысловой уровень композиции, а также понять то состояние сознания, которое подсказало данные образы. И это уже является несомненным достижением по сравнению с тем, что было создано в прошлом. Но как знать, не можем ли мы продвинуться еще дальше на этом пути?

Дэвид Льюис-Вильямс утверждает, что можем. И глав- ное, что для этого требуется, — внимательно изучить этно- графические и антропологические записи, касающиеся из- вестных нам шаманских культов и практик. Большое коли- чество схожих элементов, характеризующих эти практики, объясняется тем, что шаманизм сам по себе является впол- не естественным и предсказуемым средством, с помощью которого находит свое социальное выражение универсаль- ная человеческая способность входить в состояние транса. И в данном случае единственное отличие шаманов от про- чих людей заключается лишь в том, что они гораздо чаще, чем другие, используют эту способность, действуя на благо всему обществу. В результате они достигают высочайшего мастерства в умении взаимодействовать с миром духов и обитающими там сверхъестественными существами.

Во многих традиционных культурах, и по сей день прак- тикующих шаманизм (либо практиковавших его до самых недавних пор), существует особый образ, или представле

 

ние, документально зафиксированное этнографами. Суть этого представления заключается в том, что человек, желаю- щий стать шаманом, должен пройти ритуал посвящения, который сопровождается мучительной болью, смертью, а часто и расчленением в потустороннем мире. Hy а далее следует возрождение его в земном теле — теперь уже в ка- честве полноправного обладателя сверхъестественной силы. Универсализм этого образа в полной мере зафиксирован в антропологических исследованиях — таких, например, как классическое произведение Мирчи Элиаде «Шаманизм: ар- хаические техники экстаза» (Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy), или же сочинение Джоан Галифакс, получившее соответствующее название — «Шаман: раненый целитель» (Shaman: The Wounded Healer) [26].

Мы уже рассказывали ранее о тунгусских шаманах, чье вхождение в транс во время ритуала посвящения сопрово- ждается мучительными болями. Людям кажется, будто их пронзают стрелами, плоть рассекают, а кости вырывают из тела. Надо сказать, что подобный опыт типичен и для дру- гих культур.

И тут можно привести несколько иллюстраций, относя- щихся к хорошо изученному сибирскому региону. Вот что рассказал этнографам киргизский шаман: «Я встретил на небе пять духов, которые рассекли меня сорока ножами, пронзили меня сорока когтями» [27]. По утверждению якут- ских шаманов, посвящаемого во время транса нередко хва- тают «три черных дьявола», которые «рассекают его тело на куски, пробивают его голову копьем [как и в случае с ране- ным человеком из Коске, описанным в пятой главе], а затем разбрасывают части его тела в качестве жертвоприноше- ний» [28]. Другой якутский шаман дал еще более подробное описание тех мучений, которым посвящаемый подвергает- ся в мире духов. Вот что сказано по этому поводу у Мирчи Элиаде:

Все члены будущего шамана отделяют от тела железным крю- ком; кости очищают от плоти, внутренности отбрасывают прочь, а глаза вырывают из глазниц... Церемония расчленения длится от трех до семи дней. И в течение всего этого времени кандидат в шаманы лежит неподвижно в уединенном месте. Он едва дышит и вообще похож на мертвого [29]·

 

Австралийские аборигены племени арунта утверждают, что будущий шаман должен отправиться ко входу в пещеру и уже там погрузиться в состояние транса. Тогда за ним приходит дух (относящийся к категории сверхъестествен- ных существ, называемых ирунтариниа), Этот дух

бросает в человека невидимое копье, которое пронзает сзади шею, проходит сквозь язык, пробивая в нем большую дыру, а затем всходит наружу через рот... Второе копье отсекает голо- ву, и человек умирает. Тогда ирунтариниа переносит его в пе- щеру. Говорят, что она находится глубоко под землей, и там, в сиянии вечного света и поблизости от холодных источников, живут ирунтариниа [30].

Кроме того, многие австралийские аборигены полагают, что расчленение человека и превращение его в целителя со- провождается странной хирургической операцией, во время которой сверхъестественные существа вкладывают в тело посвящаемого маленькие кристаллы (называемые атнон- гара). В одной из записей, сделанных этнографами в конце девятнадцатого столетия, содержится упоминание о том, что эти «священные камни» были брошены в будущего ша- мана «старым человеком»:

Некоторые ударили его в грудь, другие прошли прямо через голову — от уха до уха — и убили его. Затем старик вырезал все внутренности посвящаемого — кишки, печень, сердце, легкие, — словом, все без исключения и оставил его на голой земле, где тот и пролежал всю ночь. Утром старик вернулся, взглянул на посвящаемого и вложил в его тело, а также в руки и ноги множество камней атнонгара... [31]

О схожем опыте рассказывают шаманы племени бин- бинга. Они повествуют о том, что их посвящали — и опять- таки в пещере — два духа, Мундадзи и его сын Мунканиндзи. Вот как был описан один из таких ритуалов посвящения:

Мундадзи распорол будущего шамана, разрезав его вдоль тела, а затем вынул все внутренности... И тут же он положил внутрь несколько священных камней. Затем пришел молодой дух, Мунканиндзи. Он вернул посвящаемого к жизни, сказал ему, что тот стал теперь целителем, и показал, как извлекать из лю- дей кости [32].

 

Рассказывают, что вставленные внутрь «священные кам- ни» и горные кристаллы наделяют шамана целительной силой. Однако другие австралийские аборигены утвержда- ют, что для схожих целей духи вкладывают в мозг посвя- щаемых змею:

Их рассекают по бокам... а внутренности их удаляют и напол- няют тело новым содержимым. В головы их помещают змею, а носы прокалывают магическими предметами (купитъя), кото- рые позднее помогут им исцелять болезни. Говорят, что эти предметы были созданы в мифические времена Алчеринги [«Сказочные времена»] некими змеями, обладающими неверо- ятным могуществом... [33]

Как утверждает Элиаде, идея о волшебной хирургии и вложении в тело посвященного особых предметов ни в ко- ей мере не ограничивается территорией Австралии. Та же практика распространена и в народе семанг, обитающем на Малайском полуострове. Наконец, нельзя забывать и о том, что это «одна из наиболее характерных черт южно- американского шаманизма» [34]. Вот лишь один из приме- ров: «Шаман племени кобено вкладывает горный кристалл в голову неофита. Этот камень выедает его мозг и глаза, по- еле чего занимает место этих органов и становится источ- ником силы для посвященного» [35].

А вот как женщина из племени араукано (Чили) описала транс, во время которого она была посвящена в мачи (ша- мана):

Я почувствовала на своей груди легкое дыхание, после чего очень ясный голос внутри меня произнес: «Повелеваю — стань ма- чи\о И в то же время резкая боль в животе заставила меня по- терять сознание [36].

В Северной Америке индейцы племени помо, проходя- щие посвящение в шаманское общество, именуемое «Цере- монией духов», также подвергаются мучениям, которые за- вершаются «смертью и воскрешением неофита» [37]. Точно так же в племени Ривер Патвин посвящаемый в общество Куксу верит, что «сам Куксу протыкает копьем и стрелой

 

его пупок. Человек умирает, а затем возрождается в качест- ве шамана» [38].

В поддержку теории Льюиса-Вильямса свидетельствует и тот факт, что!многие исторические и доисторические культуры выражали подобные идеи в форме рисунков и скульптур. Так, например, на керамических изделиях ин- дейцев майя или бронзовых китайских сосудах династии Шан можно увидеть сцены, на которых посвящаемый в ша- маны добровольно покоряется высшему духу в образе хищ- ника (ягуара — в Центральной Америке и тигра — в Китае). И это сверхъестественное существо вонзает свои когти в череп неофита [39].

То же смирение перед лицом душевных мук и «смерти», которое Джоан Галифакс называет «покорностью шамана высшим силам познания», прослеживается и в фигурке инуи- та из Канадской Арктики. Эта фигура, вырезанная из серо- го камня и кости, представляет шамана, пронзающего себя длинным гарпуном, который проходит как раз через сере- дину туловища.

Наряду с.прочими примерами ритуального прокалыва- ния и рассечения, упоминавшимися чуть ранее, эта фигур- ка, как считает Льюис-Вильямс, напоминает нам

«Покорность шамана высшим силам познания»

 

изображения европейского палеолита, представляющие лю- дей, пронзенных копьями. Следовательно, в образе «раненых людей» могла найти отражение церемония посвящения, со- провождавшаяся муками и «смертью», непосредственно увя- занными с соматическими галлюцинациями [40].

Пещера в сознании

Мы уже говорили об австралийских аборигенах, которые входили в транс внутри пещер, выполнявших функцию врат в параллельный мир. Именно здесь, в глубинах подземного мира, обитали «в сиянии вечного света» сверхъестественные существа, именуемые ирунтариниа. Подобные представле- ния о духах, погруженных в таинственное освещение тех мрачных глубин, из которых состоит иная реальность, яв- ляются безусловным указанием на галлюцинаторный опыт. Соответственно, как указывает Льюис-Вильямс, интерпре- тация образа раненого человека «может быть расширена с учетом тех мест, которые выбирались порой для обрядов посвящения» [41].

Даже поверхностное изучение этнографической и ан- тропологической литературы позволяет установить, что существует определенная связь между пещерами и шаман- скими практиками, характерными для самых разных куль- тур земного шара. Так, к примеру, у инуитов, проживающих в районе пролива Смита, существует очень интересный обы- чай. Неофит, желающий стать целителем, движется в состоя- нии транса к подножию скалы. Здесь перед ним должна от- крыться пещера, которую невозможно узреть в обычных условиях. Но эта пещера откроется только в том случае, ес- ли человек и в самом деле призван стать шаманом. «Если же нет, он просто ударится о скалу», — сообщает Элиаде.

Как только такой человек входит в пещеру, она тут же закры- вается за ним и откроется вновь лишь некоторое время спус- тя. Теперь неофиту важно не пропустить этот момент и выйти наружу, иначе он может навсегда остаться в пещере [42].

Индейцы майя из Центральной Америки, чья религия но- сила ярко выраженный шаманический характер (о чем мы еще будем говорить в двадцать второй главе), верили, что

 

пещеры представляют собой «отверстия в заполненный во- дой подземный мир» [43]: «Ксибальба, или Место Страха, яв- ляется... обиталищем сверхъестественных чудовищ, но оно же служит источником благодатного дождя и зерна, а также пристанищем наших близких, покинувших этот мир» [44]. На стены некоторых пещер индейцы майя нанесли рисун- ки и негативные отпечатки ладоней, выполненные, в той же технике, что и отпечатки рук, оставленные европейца- ми эпохи палеолита [45].

Шаманы индейского племени араукано, обитающего на территории Чили, также проходили обряд посвящения в пещерах, стены которых часто украшали головами жи- вотных [46]. А многочисленные этнографические записи, сделанные в девятнадцатом и двадцатом столетии, позво- ляют утверждать, что пещеры играли значительную роль и в шаманских практиках североамериканских индейцев, которые нередко встречались здесь со своими незримы- ми помощниками [47]. Интересный пример приводит Элиаде в связи с пятидесятилетним индейцем племени па- виотсо, который пришел в пещеру и стал молиться: «Мой народ болен, и я хочу спасти его...» Затем он постарался уснуть, однако «ему все время мешал какой-то странный шум. Он слышал рычание и вой животных...» Вскоре по- еле этого ему было видение, в котором он наблюдал за сеансом исцеления. Затем стена пещеры раскололась, и «из трещины появился мужчина. Он был худым и высоким. Муж- чина держал в руке перо из хвоста орла. Он приказал нео- фиту достать себе такие же перья и научил его исцелять людей» [48].

Из всего вышесказанного Льюис-Вильямс делает вывод, к которому еще ранее пришел Мирча Элиаде — а именно, что пещеры служили многим народам местом посвящения в шаманы, поскольку они являлись «безусловным символом доступа в иную реальность или своего рода спуском в под- земный мир» [49]. И потому было бы странным исключать возможность того, что жутковато-необычные пещеры ев- ропейского палеолита могли служить той же самой цели — то есть выступать в роли врат в потустороннюю реальность или выполнять функцию «хтонических шаманских святилищ» [50]. Все имеющиеся у нас факты говорят в пользу такого

 

предположения. И именно в этом ключе мы должны рассмат- ривать образ раненого человека. Вот что отмечает по это- му поводу Льюис-Вильямс:

Приведенные мною нейропсихологические и этнографиче- ские свидетельства ясно указывают на то, что эти необычные фигуры отображают многоплановый опыт древних шаманов, обретенный ими в состоянии измененного сознания. Этот опыт включал в себя изоляцию и утрату чувств при входе в подземное царство, «смерть», вызванную галлюцинаторными мучениями, и последующее возвращение к обычной жизни — но уже в новом, перерожденном состоянии [51].

Врата в иные миры

И это подводит нас к заключительной загадке росписей эпо- хи палеолита: почему столько чудесных рисунков и гравюр вообще было сделано внутри пещер? И уж тем более непо- нятно, почему они были сделаны в наиболее темных и отда- ленных местах этих подземных гротов, где их просто не- возможно было разглядеть без искусственного освещения.

Льюис-Вильямс выдвигает в своей работе предположи- тельную гипотезу, согласно которой в период между 50 и 30 тысячами лет назад жители Юго-Западной Европы, ни- чем не отличимые от нас с неврологической точки зрения, начали использовать доселе неизвестное им качество моз- га — а именно, способность входить в измененное состоя- ние сознания и испытывать при этом необычайно убеди- тельные галлюцинации (которые они позже рисовали на стенах пещер). Вполне возможно, что они открыли эту спо- собность без галлюциногенов — например, с помощью тран- сового состояния, обусловленного долгими часами танца. Как мы помним, именно так изменяли свое сознание бушме- ны сан из Южной Африки. Не исключено также, что подоб- ное состояние было вызвано долгими периодами голодания или стресса, порожденными изменениями в окружающей среде. А может быть, здесь имели место сознательный аске- тизм или умышленное самоистязание — как в случае с Тан- цем Солнца или «ясновидческим поиском», практикуемым некоторыми индейскими племенами на территории США.

 

Кроме того, как мы увидим позднее, в каждой популя- ции существует небольшое число людей, которые облада- ют способностью спонтанно входить в состояние транса и наблюдать красочные галлюцинации. Так что не исключе- но, что именно эти индивидуумы, одаренные, благодаря особой химии своего мозга, ясновидческими способностя- ми, первыми исследовали измененные состояния сознания и первыми зафиксировали свои видения на стенах пещер. Но может быть и так, что анатомически современные лю- ди, обитающие на территории Европы, обнаружили около 40 тысяч лет назад мощный природный галлюциноген — к примеру, гриб Psilocybe semilanceata или какой-то другой вид грибов, содержащих псилоцибин (Panaeolus Sphinctri- nus, Panaeolus campanulatus или Panaeoluspapilonaceus) [52].

Ряд других европейских растений — в частности, дурман, мандрагора, белена и белладонна, принадлежащие к семейст- ву Solanaceae (паслёновые), — также относятся к категории галлюциногенов. Вызываемые ими видения параллельных миров также могли найти отражение на стенах пещер.

Скорее всего, первобытные люди обнаружили психо- тропные растения, попытавшись использовать их поначалу в пищу. Все это, разумеется, повлекло за собой переход в трансовое состояние с сопутствующими ему видениями иной реальности — настоящего мира духов, населенного сверхъестественными существами. И мы знаем, что состоя- ние транса — каким бы образом оно ни было достигну- то — обязательно сопровождается видением геометриче- ских и абстрактных узоров (известных как энтоптические феномены), постепенно смешивающихся с фигурами жи- вотных и териантропов. Кроме того, современные иссле- дования позволили установить, что переход к последней, наиболее яркой стадии транса предваряется особым сома- тическим ощущением. В частности, человеку кажется, что его затягивает в воронку или «туннель, заполненный шумя- щей водой», откуда открывается путь в подземный мир. Как было отмечено в восьмой главе:

Многие люди видели в момент такого перехода нечто вроде водоворота или вращающегося туннеля, который окружал их со всех сторон... Края этой воронки покрывала решетка из

 

квадратов, отчасти напоминающих экраны телевизоров. Об- разы, возникающие на этих «экранах», были первыми спои- танными галлюцинациями портретного плана. В итоге они полностью перекрывали воронку, свидетельствуя о том, что энтоптические феномены окончательно уступили место порт- ретным образам [53].

Разумеется, люди эпохи палеолита не имели ни малей- шего представления о телевизионных экранах. Однако, по- дыскивая себе в повседневном мире место, которое лучше всего соответствовало бы их представлению о туннеле, ве- дущем в иное измерение, они вряд ли прошли бы мимо темных пещер с их глубокими и мрачными коридорами.

Рисунок из пещеры Эль Кастильо, созданный около 15 тысяч лет
назад. «Края этой воронки покрывает решетка из квадратов,
отчасти напоминающих экраны телевизоров»

Скорее всего для них, как и для прочих шаманов всех времен и народов, эти пещеры являлись «безусловным сим- волом доступа в иную реальность или своего рода спуском в подземный мир» (как справедливо отметил еще Мирча Элиаде). Здесь было темно, здесь имелись туннели и каль- цитовые образования в форме чудовищ и мамонтов. И эти существа словно бы прорастали сквозь стены пещер. Здесь были обширные гроты, леса мерцающих сталагмитов, от- весные пропасти, узкие расщелины и ответвления. И здесь протекали подземные реки. Тем, кто уже погружался с по- мощью псилоцибина или ритуального танца в хтоническое

 

царство видений, глубокие пещеры Франко-Кантабрии долж- ны были казаться дорогой в страну духов — а может быть, и окраиной этой страны. Нет никаких сомнений в том, что в призрачном свете каменных ламп, какими пользовались в эпоху палеолита, любые галлюцинации должны были ка- заться невероятно убедительными. В частности, шаманы, находившиеся в состоянии измененного сознания, могли наблюдать бесчисленных обитателей иной реальности, «проплывающих» сквозь тонкую поверхность скалы в со- провождении мерцающих геометрических узоров.

Учитывая, что именно этот комплекс узоров мы видим на стенах пещер, что многие рисунки и гравюры были еде- ланы в наиболее отдаленных и труднодоступных местах, а в числе изображений не раз встречаются фигуры раненых людей, можно предположить, что у истоков европейской религии верхнего палеолита стояли мистические странст- вия шаманов в потустороннем мире. Более того, мы можем утверждать, что это были не случайные попытки прикос- новения к тайне, но глобальный проект, растянувшийся более чем на 25 тысяч лет. Все это время люди, желавшие постичь неизвестные доселе области сознания, регулярно обращались к состоянию транса, причем делали это в спе- циальных, заранее определенных местах. По сути, это был самый длинный нейропсихологический эксперимент в ис- тории, способный раскрыть глубочайшие тайны человече- ского сознания. А истоки его, судя по археологическим на- ходкам, совпали с тем самым загадочным процессом, в хо- де которого люди впервые начали вести себя именно как люди, а не как одна из разновидностей гоминидов.

Тем более логичным представляется в данном случае предположение, что именно всеобъемлющие исследования потусторонней реальности, проводившиеся шаманами эпо- хи палеолита, и стали тем самым катализатором, который избавил людей от монотонного существования, которое мог- ло растянуться на долгие миллионы лет, пробудив в них ин- туицию и творческие способности и позволив им создать стабильное общество, просуществовавшее 25 тысяч лет. Все это само по себе было немалым достижением. Но куда важ- нее то, что человечество в итоге вступило на совершенно иной путь эволюционного развития.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных