Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава двадцать третья Врата, ведущие в иной мир




• Siegel, «Hallucinations», ScientificAmencan, Vol. 327, 1977, cited in Paul Bahn and Patricia Helvenston, Desperately Seeking Trance Plants: Testing the Three Stages of Trance Model, R.J. Communica- tions, New York, 2002, p. 43.

• Bahn and Helvenston, Desperately Seeking Trance Plants, p. 43. В другом месте («LSD Hallucinations», Journal of Psychiatnc Drugs, Vol. 17 (4), Oct.-Dec. 1985, p. 254) Зигель замечает, что «значи- тельное постоянство наркотических галлюцинаций свидетель- ствует об их универсальной природе».

• Robert G. Bednarik, «On Neuropsychology and Shamanism in Rock Art», Current Anthropology, Vol. 31, No. I, February 1990, p. 78.

Rick Strassman MD, DMT: The Spirit Molecule: A Doctor's Revolu- tionary Research into the Biology of Near-Death and Mystical Ex- penences, Park Street Press, Rochester, Vermont, 2001, p. 191.

• Ibid., p. 190.

• Ibid., p. 243.

• Ibid., p. 244.

• Ibid., p. 245.

• Ibid., p. 214.

• Ibid., p. 215.

• Ibid., p. 271.

• Ibid., p. 197.

• Ibid., p. 195.

• Ibid., p. 200, 199.

• Ibid., p. 200.

• Strassman in Robert Forte (Ed.), Entheogens and the Future of Re- ligion, Council on Spiritual Practices, 1997, p. 157.

• Ibid., p. 158.

 

• Strassman, DMT, р. 200.

Benny Shanon, The Antipodes of the Mind: Charting the Pbenome- nolog\י of the Ayabuasca Expedience, Oxford University Press, 2002, p. 424. ‘

• Ibid., p. 431·

• Ibid.

• Ibid., p. 126.

• Ibid, p. 122.

• Ibid, p. 388.

• Ibid, p. 388—389. Шэнон (c. 389) обращает наше внимание на недостатки редукционистской теории, изложенной в следую- щей книге: Eugene d’Acquili and Andrew В. Newburg, The Mystical Mind: Probing the Biology of Religious Experience (Fortress Press, Minneapolis, 1999). Авторы этой книги, как отмечает Шэнон, «полагают, что религиозные и мистические чувства представ- ля ют собой результат активации определенных мозговых цен- тров, отвечающих за подобные чувства. Эта книга произвела большое впечатление на публику и даже занимала некоторое время ведущую позицию в списке Newsiveek... Мнение этих ав- торов основывается на эмпирических данных, собранных с помощью новой технологии исследования мозга. Оказалось, что мозг медитирующего человека «вычерчивает» особые, от- личающиеся от повседневных узоры. В свое время этому от- крытию придавали большое значение, называя его напыщен- ным термином «нейротеология». Разумеется, выглядит все это крайне убедительно, однако безоговорочных сторонников у новой гипотезы не так уж много. В конце концов любая дея- тельность человека так или иначе связана с активацией мозга. Таким образом, вряд ли стоит удивляться тому, что и религи- озный опыт сочетается с определенной формой этой актив- ности. Однако подобное открытие ни в коей мере не означа- ет, что мозг порождает религиозный опыт и что данный опыт (религию, Бога...) можно свести к одному-двум биологи- ческим процессам. Когда человек говорит, мозг его тоже дей- ствует. Однако это не означает, что язык и лингвистическое творчество (вспомним, к примеру, Шекспира) сводятся ис- ключительно к деятельности мозга и могут быть объяснены в неврологических терминах. Соответственно, новое открытие может свидетельствовать о том, что духовность, подобно лин- гвистическому творчеству, является неотъемлемой частью нашего существа. Hy а склонность к религиозности представ- ляет собой отличительную черту человека. Но разве мы не в силах понять этого без новейшей технологии по изучению мозга? Кстати говоря, я бы ни за что не стал помещать своих

 

добровольцев в устройство fMRI. Искусственный характер та- кого эксперимента и ассоциирующийся с ним дискомфорт неизбежно сказались бы на результатах опыта. Сомневаюсь, что в таких условиях мог бы состояться полноценный сеанс аяуаски, не говоря уже о том возвышенном духовном опыте, который мы здесь обсуждаем».

Strassman in Forte (Ed.), Entbeogens and the Future of Religion, p. 157.

Shanon, Tbe Antipodes oftbeMind, p. 165.

• Ibid., p. 166.

• Ibid., p. 393.

• Ibid., p. 362. В результате Шэнон приходит к выводу, что имен- но человеческое воображение, которое <<в принципе... не име- ет границ» (с. 138), играет здесь ключевую роль. Соответствен- но, видения аяуаски тем или иным образом связаны с нашими творческими способностями. Шэнон пишет (с. 398—399): «Без сомнения, творчество — это стандартное познавательно-пси- хологическое понятие. Однако обсуждаемые здесь творческие достижения далеки от стандартных... Совершенно очевидно, что существуют определенные константы, обладающие неко- торым преимуществом перед прочими образами. И эти кон- станты — змеи и ягуары, дворцы и произведения искусства, предметы из золота и драгоценных камней, ангелы и духи света — ни в коей мере не отражают жизненный опыт, позна- ния или мечты данного конкретного человека. Не связаны они, судя по всему, и с какой-либо группой людей, объединенных общими культурными устремлениями. Иными словами, люди не хранят в своей памяти все вышеперечисленные констан- ты. Просто они созданы таким образом, что склонны пред- ставлять их...» Шэнон подчеркивает (с. 399), что его гипотезу не следует смешивать с традиционным представлением о вро- жденных идеях или с теорией Юнга о коллективном бессоз- нательном: «Скорее я имею в виду определенные характери- стики творческого воображения человека. В отличие от врож- денных идей, эти характеристики не хранятся в нашем созна- нии. А в отличие от архетипов Юнга, их невозможно свести к наиболее существенным аспектам человеческой жизни. Не похожи они и на универсальные категории музыки, грамма- тики и логики, поскольку относятся к содержанию, а не к фор- ме. В каком-то смысле эти характеристики напоминают идеи Платона — те тоже подразумевают специфическое содержа- ние и не имеют ничего общего с жизненным опытом индиви- дуума. Но к чему же тогда относятся данные характеристики? Лично мне кажется, что они являются неотъемлемой частью

 

структуры человеческого существа. Так же как пчелы созданы для того, чтобы производить мед, а бобры — чтобы строить плотины, люди созданы для того, чтобы строить пирамиды и сочинять сонаты. Разумеется, далеко не все представители че- ловеческого рода будут, заниматься этим, но род в целом уст- роен так, что рано или поздно его члены осуществят свое пред- назначение. Что касается аяуаски, то она значительно увели- чивает творческие способности человека». Все это, конечно, замечательно, однако, на мой взгляд, так и не проясняет про- блему. Если «неотъемлемой частью человеческого существа» может считаться способность воображать «змей и ягуаров, дворцы и произведения искусства, предметы из золота и дра- гоценных камней, ангелов и духов света», то тут же, естест- венно, возникает новый вопрос. Почему в ходе эволюции у человека развилась способность воображать змей, ягуаров, ду- хов света и т.п.? Причем способность эта настолько прочно впечаталась в его геном, что и сегодня люди, не имеющие ме- жду собой ничего общего, под воздействием аяуаски «вообра- жают» (или «творят») одни и те же вещи?

• Ibid, р. 392.

• «Современный человек оказался старше — на 35 ООО лет», The Times, Лондон, 17 февраля 2005 года.

• Детальный обзор свидетельств смотри в следующей работе: Giorgio Samorini, Animals and Psychedelics: The Natural World and the Instinct to Alter Consciousness, Park Street Press, Vermont, 2002. Смотри также: R.K. Siegel and Murray E. Jarvik, «Drug-In- duced Hallucinations in Animals and Man», in Siegel and West (Eds), Hallucinations: Behaviour\ Expenence and Theory, Wiley, New York, 1975, p. 81 — 104.

• Cited in Giorgio Samorini, Animals and Psychedelics, p. 63· Otho- сительно поведения пауков под воздействием ЛСД смотри с. 13; мотыльки под воздействием дурмана — с. 64.

• Stephen Jay Gould, Wonderful Life: The Burgess Shale and the Na- ture of History, Hutchinson-Radius, London, 1990, p. 43: «Два типа, членистоногие и хордовые, разделились еще в самом начале появления многоклеточной жизни». Относительно формы последнего общего предка смотри: Evolution of the Metazoa, http://www.palaeos.com/invertebrates/dafaulthtm, p. 3. А относи- тельно эпохи приблизительно в миллиард лет назад смотри: http://encyclopedia.laborlawtalk.com/Evolutionary timeline, р. 2.

• Jeffrey Н. Schwartz, Sudden Origins: Fossils, Genes and the Emer- gence of Species, John Wiley and Sons, New York, 1999, p. 36. 06־ суждение проблемы общих генов, контролирующих разви- тие глаз как у насекомых, так и у позвоночных, смотри по

 

следующему адресу: http://www.palaeos.com/KingdomsAnimalia/ Bilateria/htm, р. 4.

• Смотри главу девятнадцатую.

• Strassman, DMT, р. 193·

39· Смотри, к примеру: Rick Doblin «Pahnke’s «Good Friday Experi- ment»: A Long-Term Follow-Up and Methodological Critique», The Journal of Transpersonal Psychology, 1991, Vol. 23, No. I, p. 1—28. Смотри также: Ronald К. Siegel, «Religious Behaviour in Animals and Man: Drug-Induced Effects», Journal of Drug Issues, Vol. 7, No. 3, p. 219-236.

• Bill Hicks, Love all the People: Letters, Lyrics, Routines, Constable, London, 2004, p. 73—74, 193—194. К сожалению, Билл Хикс умер от рака поджелудочной железы в возрасте 32 лет (в фев- рале 1994 года).

• Strassman, DMT\ р. 37.

• Смотри главу восьмую и приложение II.

43· К примеру: Jeremy Dronfield, «Migraine, Light and Hallucinati- ons: The Neurocognitive Basis of Irish Megalithic Art», Oxford Jour- nal of Archaeology* 14 (3), 1995, p. 261—275. Прежде всего смот- ри страницы 265, 271, 272; Peter Lamborn Wilson, Ploughing the Clouds: The Search for Irish Soma, City Lights, San Francisco, 1999, p. 30—33; Richard Bradley, «Deaths and Entrances: A Contextual Analysis of Megalithic Art», Current Anthropology*, Vol. 30, No. I, February 1989; Jeremy Dronfield, «Ways of Seeing, Ways of Tel- ling», in M. Lorblanchet and P. Bahn (Eds), Rock Art Studies, Ox- bow Books, Oxford, 1993, p. 179ff; Jeremy Dronfield, «The Vision Thing», Current Anthropology*, Vol. 37, No. 2, April 1996, p. 373 ff; Jeremy Dronfield, «Entering Alternative Realities: Cognition, Art and Architecture in Irish Passage Tombs», Cambridge Archaeologi- cal Journal 6:1 (1996), p. 37—72; J.D. Lewis-Williams and TA Dow- son, «On Vision and Power in the Neolithic», Cuncnt Anthropolo- gy>, Vol. 34, No. I, February 1993, p. 55 ff; Mark Patton, «On Ento- ptic Images in Context: Art, Monuments and Society in Neolithic Brittany», Current Anthropology*, Vol. 31, No. 5, December 1990, p. 554 ff; Jeremy Dronfield, «Subjective Vision and the Source of Irish Megalithic Art», Antiquity*, 69 (1995), p. 539—549.

44. Peter Narvez (Ed.), The Good People: New Fairylore Essays, The University Press of Kentucky, (1991) 1997, p. 29—30, 119, 199, 201; W.Y. Evans-Wentz, The Fairy* Faith in Celtic Countries, New Page Books, Franklin Lakes, NJ, 2004 (репринтное издание ори- гинала 1911 года с современным введением Карла Мак-Коле- мана), р. 19, 36, 67, 166-167, 202-203, 205, 409, 413; Diane Purkiss, Troublesome Things: A History* of Fames and Fairy* Stones, Penguin, London, 2000, p. 6—7, 151, 204.

 

Приложение I

• Биографию Бана можно найти в Интернете на сайте Амери- канского археологического института (http://www.archaeolo- gical.org/webinfo.php?page= 1 ОД 28&leader=9).

• Paul Bahn5 Images of the Ice Age, Facts on File, 1988 (jacket text).

• Paul Bahn5 Journey Through The Ice Age, Weidenfeld and Nicol- son, London, 1997.

• P. Bahn5 P. Pettit5 S. Ripoll5 «Discovery of Palaeolithic Cave Art in Britain», Antiquity, 2003, 77 (296), p. 227—231.

• John Pickrell ,National Geographic News, 18 August 2004.

• Комментарий Бана на следующую работу: J.D. Lewis-Williams and TA Dowson5 «The Signs of All Times», Current Anthropology*, Vol. 29, No. 2, April 1988, p. 217.

Bahn5 Images of the IceAge, p. 190.

• Bahn ,Journey Through The Ice Age, p. 182. В частности, Льюис- Вильямс обвиняется в этом отрывке в «крайней избиратель- ности образов и интерпретаций».

• Bahn5 in Henry-Paul Francfort and Roberte Hamayon (Eds)5 The Concept of Shamanism: Uses and Abuses, p. 52.

• Paul Bahn5 Rock Art Research, 1997, Vol. 14, No. I, p. 62—67.

• Patricia A. Helvenston and Paul Bahn5 Desperately Seeking Trance Plants: Testing the Three Stages of Trance Model, RJ Communica- tions, New York, 2002.

• Bahn5 in Francfort and Hamayon (Eds), The Concept of Shama- nism, p. 51 ff.

• Патриция Гельвенстон, психолог, работала в клиниках Денвера и Чикаго, ныне на пенсии; Анри-Пол Франкфорт, директор французского Национального центра научных исследований; Роберт Хамайон, профессор религиозных исследований из университета Сорбонны; Сирил Хромник, исследователь юж- ноафриканской наскальной живописи.

• Фракфорт и Хамайон «в сотрудничестве с Полом Баном», The Concept of Shamanism^ смотри также: Helvenston and Bahn5 Des- perately Seeking Trance Plants.

Helvenston and Bahn5 Desperately Seeking Trance Plants, p. 4.

• Ibid.

• Ibid.

Cambndge Archaeological Journal, 2003, 13:2, p. 213—224.

19· Ibid., p. 219·

• Ibid.

• Признание того, что «нас ввел в заблуждение опасный дух дог

 

матизма», было сделано Картальяком в 1902 году. Цитируется в книге: Bahn Joumeyj Through The Ice Age, р. 22.

• Ibid., р. 182-183.

• Cyril Hromnik, «А Testament to the Shamanistic HallucinatoryTran- ce Theory of the Southern African Rock Art», Rock Art Research, 1991, Vol. 8, No. 2, p. 100.

• Ibid.

• Ibid., p. 99.

• Ibid., ответ Льюиса-Вильямса на с. 103.

• Ibid

• D.F. Bleek, 1935: p. 22-23, 29, 31; 1936: p. 132; 1956: p. 363364־, cited in Rock Art Research, 1991, Lewis-Williams reply, p. 103.

29· D.F. Bleek, 1935: p. 12, 29, 32, 35, 36, cited in Rock Art Research, 1991, Lewis-Williams reply, p. 103.

• Ibid.

• David Lewis-Williams, The Mind in the Cave, Thames and Hudson, London, 2002, p. 138—139·

Rock Art Research, 1991, Lewis-Williams reply, p. 103·

• G.W. Stow, Rock Paintings in South Africa, Methuen, London, 1930, cited in Royden Yates and Anthony Manhire, «Shamanism and Rock Paintings: Aspects of the Use of Rock Art in the South-Western Ca- pe, South Africa», South African Archaeological Bulletin, 46, p. 8.

• Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 149·

• Ibid.

• Cited in David Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, Altamira Press, Walnut Creek, CA, 2002, p. 56.

• Reproduced in ibid., p. 54, illus. B.

• Cited in ibid., p. 58.

39· Cited in David Lewis-Williams, Images of Mystery’: RockArt of the Drakensberg, Double Storey, Cape Town, p. 26.

• Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 147, 168; Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 38, 40—41.

Bahn, Images of the Ice Age, p. 190.

• Lewis-Williams, Images of Mysteiy, p. 35.

• Lewis-Williams, A Cosmos in Stone, p. 62.

• Lewis-Williams, Images of Mystery, p. 35.

• Hromnik, «А Testament to the Shamanistic...», p. 99.

• R. Katz, 1982, p. 8 cited in Rock Art Research, 1991, p. 102.

• R. Katz, «The Painful Ecstasy of Healing», Psychology ׳ Today, De- cember 1975, 10 (7), p. 82.

• R. Katz and M. Biesele, 1986, p. 221, cited in Rock Art Research 1991, p. 102.

49· Ibid.

• Katz and Biesele, 1986, p. 221, cited in ibid.

 

• Richard Katz, «Education for Transcendence:!Kia-Healing with the Kalahari!Kung», in Richard B. Lee and Irven Devore (Eds), Kalahari Hunter-Gatherers: Studies of the!Kung and their Neigh- hours, Harvard University Press, 1976, p. 288, 287.

• Cited 'm Rock Art Research, 1991, p. 102.

• M. Biesele, 1993, p. 70, cited in Lewis-Williams, The Mind in the Cave, p. 142.

• Katz, «Education for Transcendence», p. 293.

• Ibid., p. 285.

• Katz, «The Painful Ecstasy of Healing», p. 85.

Rock Art Research, 1991, p. 102.

• Katz, «The Painful Ecstasy of Healing», p. 85.

• Смотри главы семь и восемь.

• «Testing the Three Stages of Trance Model», CAJ, 2003, 13:2, p. 213.

Helvenston and Bahn, Desperately Seeking Trance Plants, p. 51.

62 .CA], 2003, 13:2, p. 215.

• Ibid.

• Ibid., p. 213.

• Ibid.

Helvenston and Bahn, Desperately Seeking Trance Plants, p. 8 ff.

• Ibid., p. 16 ff.

• Ibid, p. 9-10.

• Ibid, p. 21—2 ff.

• Ibid, p. 9-10.

• Ludwig in R. Prince (Ed.), Trance and Posession States, 1968.

Helvenston and Bahn, Desperately Seeking Trance Plants, p. 25.

73· Ludwig in R. Prince (Ed.), Trance and Posession States, p. 70.

• Ibid, p. 72.

• Ibid, p. 75.

• La Barre, Ghost Dance, p. 178.

• Ludwig in R. Prince (Ed.), Trance and Posession States, p. 74.

• Ibid.

• Ibid, p. 73.

Helvenston and Bahn, Desperately Seeking Trance Plants, p. 26.

• Ludwig in R Prince (Ed.), Trance and Posession States, p. 75.

• Ibid, p. 76.

• Ibid, p. 75-85.

• Ibid, p. 84.

CA], 2003, 13:2, p. 215.

www.e-puzzle.ru

www.e-puzzle.ru






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных