![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Информационные материалы ОГПУ за 1923—1929 гг.
Почти все виды сводок готовились отделением госинформации. Аналитики подразделения просматривали ежедневно внутренние сводки губотделов, которые направлялись в отдел сначала по табелю срочных донесений, а затем по расписанию, в соответствии с существующим перечнем вопросов. Для еженедельных сводок губотделов этот перечень был меньше по объему, то есть они получались более компактными. Сводки с мест являлись фактическим материалом для выпускаемых ИНФО основных ежедневных госинфосводок, а также и всех более подробных спецсводок: о политическом состоянии республики, о положении в Красной армии (совместно с политотделом войск ГПУ), о состоянии рынка и положении в органах кооперации (совместно с СО ГПУ) и, наконец, непериодических сводок о сельском хозяйстве, земледелии и ликвидации голода, о пьянстве и выделке самогона (т.н. «пьянсводки»). Церковные сводки велись с 1922 г. и были отменены почтотелеграммой СОУ ГПУ от 27 марта 1923 г.1. Со 2 февраля 1923 г. ежедневно выпускались спецсводки о состоянии советского аппарата и советских служащих (выпущено 6 номеров в 9 экземплярах)2. Отдельные сводки могли составляться по заданиям руководства Госполитуправления. Как видно из еженедельного доклада начальника ИНФО В.Ф.Ашмарина от 2 февраля 1923 г., в предыдущие две недели отдел выпустил три номера сводок о состоянии парторганизаций, несмотря на то, что с 1922 г. в разделе № 5 госинфсводки освещение партийной жизни на местах предлагалось прекратить3. Сводки выходили ежедневно, кроме воскресенья, и рассылались в день их изготовления вечером. В начале 1923 г. они направлялись в 34— 36 адресов, причем большинство экземпляров оседало в Москве. Рассылка утверждалась руководством ГПУ, и, чтобы не тиражировать экземпляры, в резолюциях начальнику ИНФО давались указания о возможности ознакомления с ними руководителей республиканских, краевых и крупных областных партийных организаций. Например, С.А.Мессинг в Петрограде знакомил со сводками Г.Е.Зиновьева. Для примера можно привести список лиц, получавших ежедневную госинфсводку, и номера экземпляров, направляемых, им:
Отсюда видно, что, по всей вероятности, из-за состояния здоровья В.И.Ленин таких сводок больше не получал. Помимо ежедневных сводок практиковалась рассылка выписок из них заинтересованным лицам и учреждениям по принадлежности. Поступавшие адресатам пакеты со сводками вскрывались ими лично. Они могли подшиваться в «особо секретные папки» или уничтожаться по актам с уведомлением ИНФО ОГПУ. Снятие копий со сводок запрещалось5. Ежедневные сводки с мест использовались также отделением секретной информации ИНФО при подготовке полных ежемесячных политико-экономических обзоров. Этот документ подлежал согласованию с оперативными отделами и утверждался руководством ГПУ. Как правило, подготовленный месячный обзор печатался в течение недели и рассылался помимо инстанций, вплоть до губотделов через полномочные представительства ГПУ в регионах. В течение января 1923 г. это отделение секретной информации по поручению В.Р.Менжинского готовило материалы для тезисов его доклада о положении крестьянства в связи с предстоящим установлением ставок продналога, намечавшемся на март. «В тезисах, — как указывалось в отчете ИНФО, — должны быть отмечены все моменты, грозящие отрывом крестьянства от рабочего класса, с указанием на последствия проводимой в деревне продналоговой политики»6. Информация с мест имела для власти огромное значение, так как охватывала все сферы4 жизни страны. Об этом свидетельствует разнообразие тематики сводок и регулярность подготовки месячных обзоров по всем советским республикам и регионам России. Руководство ГПУ заботила четкая организация информационно-аналитической деятельности, которая во многом зависела от постановки этой работы в местных органах. Важная составляющая механизма госинформации — ее ритмичность, этому мешала несвоевременная доставка сводок в центр губотделами ГПУ. В связи с этим заместитель председателя ГПУ И.С.Уншлихт 5 февраля 1923 г. направил во все губотделы подготовленную в ИНФО почто-телеграмму с грозным требованием не задерживать подачу сводок более чем на два дня, так как при проверках выяснились факты, когда готовые материалы, как было замечено, «валялись» в губотделах неделями. Неисполнение указания расценивалось руководством ГПУ «как халатное отношение к делу»7. Чтобы облегчить работу местных органов и наладить регулярную доставку сводок в ИНФО ГПУ, с 21 апреля 1923 г. были отменены трехдневные сводки, а недельные материалы для госинформации следовало «аккуратнее» высылать фельдъегерской почтой**. В течение всего 1923 г. Госполитуправление требовало «усилить информацию» о состоянии сельскохозяйственных работ и о реагировании деревенского населения, особенно в связи с налоговой кампанией. Москву интересовали вопросы проведения посевной и сбора урожая9. 28 сентября 1923 г. Г.Г.Ягода и начальник ИНФО Ашмарин направили на места циркулярную почтотелеграмму, в которой выражалось беспокойство о ходе кампании по продналогу и закупке хлеба. В ней указывалось: «Информация [по] кампании единсельхозналога крайне слаба. Усильте освещение вопросов: отношение крестьянства, антиналоговая агитация и срыв кампании, отношение ден[ежной] и натур[альной] части налога, экономическое] положение крестьянства [в] связи [с] налогами, действия продорганов и инспектуры, выполнение [в] процентах налога. Параллельно освещайте состояние закупки хлеба для экспорта, отношение населения, влияние на хлебные цены, роль государственных] и кооперативных] органов и частных лиц, недостатки в кампании»10. Следует отметить, что для информирования руководства страны в течение всех последующих годов вопросы, касающиеся деревни, регулярно ставились центром перед территориальными органами. Руководство ГПУ понимало важность таких событий, как болезнь и возможная смерть лидера советского государства Ленина, и готовило соответствующие информационные материалы о реакции населения. В связи с правительственным сообщением от 12 марта 1923 г. о состоянии здоровья Ленина, буквально на следующий день, Уншлихт и Менжинский подписали телеграмму, адресованную лично полномочным представителям ГПУ, председателям губотделов, особого и транспортного отделов ГПУ, в которой данное обстоятельство теснейшим образом увязывалось с осложнением международного и внутриполитического положения в республике. В телеграмме отмечалось, что правительственное сообщение о болезни вождя «указывает на возможность более длительного неучастия его в руководящей работе». Далее говорилось, что «временный уход тов. Ленина», без всякого сомнения, создаст в стране осложнения, и контрреволюционеры станут распространять «панику и провокационные слухи среди населения, особенно среди крестьянства»11. В этой обстановке органам ГПУ предлагалось максимально мобилизовать все свои силы на борьбу с савинковским, балаховским и петлюровским бандитизмом, усилить внимание к пропагандистской деятельности российских социалистических партий среди командного состава армии и флота, организовать охрану коммуникаций и других особо важных объектов. Одновременно чекисты нацеливались на тесную связь с партийными организациями, «с широкими рабочими, крестьянскими и красноармейскими массами» и вообще должны были отслеживать настроения всех слоев населения12. В числе прочих мер органам ГПУ предписывалось привлекать к самой строгой ответственности «шептунов, сплетников, вне зависимости от партийной принадлежности и от занимаемого поста»13. 24 марта 1923 г. ИНФО ГПУ по поручению руководства подготовило «Краткий доклад о впечатлении, произведенном на население РСФСР правительственным сообщением о болезни т. Ленина». Как интересный исторический документ доклад заслуживает внимания. Авторами сделаны некоторые смелые выводы и обобщения о настроениях населения в переломный для республики момент. Как указано в документе, он был подготовлен по материалам «значительного числа губерний». При этом с сожалением отмечено, что в ИНФО почти отсутствовала секретная информация о реагировании на болезнь Владимира Ильича военнослужащих Красной армии. В докладе также констатировалось, что правительственное сообщение «резко всколыхнуло широкие массы населения, вызвав множество слухов, толков, прогнозов и прочее», а также «дало возможность лишний раз убедиться в безусловной благожелательности, в крайних случаях, лояльности широких масс в отношении Советской власти». Если рабочие, как отмечено в докладе, повсеместно выражали «глубокое соболезнование» по случаю болезни В.И.Ленина, то «крестьянство отнеслось к известиям значительно пассивнее». Делая такое заключение, аналитики ИНФО поспешили тут же оговориться, что им известна только позиция крестьян, населяющих пригороды и полосу отчуждения железных дорог. «В подлинную деревню, — писали они, — известия о болезни тов. Ленина только начали проникать и исчерпывающими данными по этому вопросу Секретная Информация еще не располагает». Эсеры, анархисты, меньшевики и другие партии «остались совершенно инертными», а советские служащие и обыватели, названные «мелкобуржуазными группами», к известию о болезни «отнеслись весьма сдержанно» и от открытых высказываний воздерживались. В докладе указывалось, что распространившееся среди народа недоверие к правительственному сообщению, с одной стороны, породило «довольно распространенное сожаление об уходе из правительства "единственного крупного работника"», а с другой, толки и прогнозы относительно возможных его преемников. В числе таковых называли Троцкого, причем с оговоркой «без особого сочувствия», что, по мнению авторов доклада, можно было отнести и «за счет еще не изжитого антисемитизма масс». Также в народе упоминались фамилии Каменева, Бухарина, Зиновьева и Дзержинского. Имели место и толки о неизбежном расколе РКЩб)14. Недоверие к правительственному сообщению вызывали, согласно докладу, так называемые «нелепые слухи», например, что Ленин умер, что состояние его здоровья более тяжелое, болезнь неизлечимая и на работу он не вернется. Кроме того, причину болезни Владимира Ильича связывали с рурскими событиями в Германии. Составители доклада называли «курьезными слухами» мнения, что Ленина бог покарал за разорение храмов, и якобы его «поправление» произошло из-за расстрела чекистами родственника Ильича, что «болезнь вызвана разочарованием в НЭПе, что в случае смерти вождя красноармейцы не будут воевать и свергнут Советскую власть» и другие15. Ленин скончался в начале следующего года. Председатель ОГПУ Ф.Э.Дзержинский в 14 часов 22 января направил телеграмму во все органы ОГПУ следующего содержания: «Вчера в 7 часов скоропостижно скончался Владимир Ильич, о чем извещает правительственное сообщение. Наши органы должны: Первое — мобилизовать. Второе — сохранить полное спокойствие и предотвратить панику, не давая для нее поводов внешними проявлениями и необоснованными массовыми арестами. Третье — выявлять настроение масс и улицы. Четвертое — обратить главное внимание на черносотенцев, монархистов, белогвардейцев. Пятое — оказать все содействие для поднятия духа армии. Шестое — сплотиться вокруг губкома, руководствуясь его указаниями. Седьмое — о всем важном держать нас в курсе»16. Создание Советского Союза вызвало новую реорганизацию в органах госбезопасности, связанную с созданием общесоюзного Объединенного госполитуправления — ОГПУ. К этому времени был накоплен достаточный опыт ведения оперативной, аналитической и информационной работы на более высоком, нежели в гражданскую войну, уровне. После всех реорганизаций и мер по сокращению штатов ИНФО сохранил свое место в составе Секретно-оперативного управления. Новый руководитель отдела Г.Е.Прокофьев, его заместитель А.С.Буцевич добились значительного усовершенствования работы информационных аппаратов, укрепления их связей с оперативными подразделениями и улучшения взаимодействия органов ОГПУ на местах с центром. В пояснительной записке к штатам Информационного отдела ОГПУ 8 февраля 1924 г. подробным образом была расписана функциональность отделения по обработке сводок (бывшее отделение госинформации). Этот документ имеет существенное значение для исследователей, так как дает достаточно полное представление о требованиях к информационным материалам, а значит, о полноте и достоверности документального источника17. В задачу подразделения, которое специализировалось на освещении настроений в рабочей и крестьянской среде, на анализе состояния госпромышленности и других жизненно важных сторон жизни государства, входили следующие работы: 1. Просмотр «сырых» или «полусырых», то есть первичных, матери 2. Составление на основании этих первичных материалов ежедневных 3. Обработка местных материалов и их систематизация по соответст
4. Составление, предположительно, недельных сводок по районам, 5. Подготовка с использованием всего имеющегося в отделе информа 6. Проработка материалов с целью выявления намечающихся тенден 7. Подготовка указаний информационным аппаратам по существу их 8. На основании фактического материала изучение отдельных вопро ление месячных обзоров для важнейших советских органов и для местных органов ОГПУ по разделам: «Рабочие», «Крестьяне», «Красная Армия», «Национальный вопрос», «Заграничная эмиграция», «Антисоветские партии», «Преступность и борьба с нею», «Важнейшие политические дела». 9. Наблюдение за проведением в жизнь важнейших декретов совет 10. Проверка исполнения предыдущих указаний на места, а также 11. Сбор и хранение информационных материалов, а также учет мер, Одновременно на имя Ягоды и Менжинского начальник ИНФО Прокофьев также 8 февраля направил записку об объемах работы Отдела, в основу которой были положены те же материалы, что и в указанной выше объяснительной записке к штатам, но содержались и дополнительные данные по подготовке информационных сводок18. В документе подтверждался принцип строгой конспирации в ознакомлении со сводками руководителей ведомств под их персональную ответственность. Отмечалось, что «сгруппированный материал выпускается в виде районных периодических недельных сводок, что заменяет собой бывшую госинфсводку», а сводки по направлениям работы отделов были представлены как их информационные сводки. В записке особо подчеркивалась важность подготовки месячных политических обзоров по СССР для ЦК РКП(б) и высших органов государственной власти. «Эти доклады, — указывалось в документе, — составляются обязательно с анализом приведенного фактического и цифрового материала и соответствующими выводами»19. Составители обзоров из числа аналитиков ИНФО считались постоянными ответственными референтами, специализировавшимися на конкретных рубриках, а в качестве консультантов для согласования выводов и обобщений привлекались руководители наркоматов и центральных учреждений, а также помощники начальников отделов ОГПУ. Обзоры по районам, составленные на основании присланных в центр местных материалов, а также информации управлений и отделов ОГПУ, направлялись не только этим подразделениям, но и на места «для более правильной ориентировки ГО ОГПУ в их повседневной работе»20. Трехдневные сводки ИНФО так называемых «важнейших сведений», содержащие политическую, экономическую и другую информацию по той или иной республике, краю, губернии или области, как правило, выпускались с кратким резюме: «тяга крестьян к переселению», «опасность недосева в горных округах», «единого налога сдали 102% задания», «в губернии развивается уголовный бандитизм», «на складах Наркомпрода испорчено 40 тысяч пудов хлеба» и тому подобное21. Важной вехой в совершенствовании информационной работы ОГПУ стала подготовка, по-видимому, параллельно с названными докладами, циркулярного письма № 3 (34) от 23 февраля 1924 г., которое за подписью Ягоды направлялось лично начальникам губотделов под грифом «совершенно секретно». По существу документ представлял собой подробную инструкцию, состоящую из разделов, в которых определялись основные проблемы, задачи и сама постановка информационной работы. Письмо начиналось с критики работы местного информационного аппарата, деятель- ность которого признавалась неудовлетворительной, так как «не находится на уровне задач, стоящих перед соввластью в современной политической и экономической обстановке». Категорически утверждалось, что информационные подразделения губотделов «за последние два года не выполнили тех задач, которые логически ставились перед ними ходом развития НЭПа»22. В качестве основной причины такого положения дел назывались следующие недочеты: освещение положения в основном в административных центрах, средства информации не проникали непосредственно в деревню, а группировались в городах; сбор информации преимущественно базировался на так называемом «казенном осведомлении», путем получения сведений полугласного характера через административные и хозяйственные органы (милиция, отделы исполкомов советов и т.д.). Как общий недостаток всех госинфсводок отмечалось то, что они не раскрывали в полной мере «настроения широких масс» в связи с экономической политикой государства. Как указывали авторы письма, информационные подразделения часто направляли в ОГПУ «мелкие, иногда избитые факты и основной своей деятельностью считают фиксирование их в незначительные по качеству пухлые госинфсводки. Последние, являясь отображением деятельности информаппарата, малосодержательны и освещают действительную жизнь губернии, и особенно по рабоче-крестьянской периферии, нередко слабее, чем иная газета. Подчас эти сводки носят столь шаблонный характер, что одни и те же сведения перепечатываются из сводки в сводку почти без всяких изменений и даже с сокращением неудачных редакционных оборотов»23. В качестве основных недостатков госинфсводок в письме названы следующие: нерегулярность и неритмичность их поступления («приходят редко»); помещение запоздалого материала; включение сведений общего и крайне неопределенного характера (например, «настроения неудовлетворительные», «недовольство продналогом» и т.д.); общие характеристики губернии, а не конкретно по районам ее территории; отсутствие дат событий и указаний на источник сведений; отсутствие данных о принятых мерах по конкретным фактам24. Наличие вышеназванных недостатков и частое использование местными инфо так называемого «казенного осведомления» порождало в аппарате ОГПУ негативное отношение к составлению сводок. Следует отметить, что такого рода настроения нередко исходили от руководителей некоторых оперативных подразделений, которых не устраивало, что информация, в том числе и их собственная, шла в центр независимо от них. В циркулярном письме, выражавшем точку зрения руководства ОГПУ, подчеркивалась большая значимость госинформации для всех органов советской власти. Было отмечено, что хорошо налаженный и правильно функционирующий информационный аппарат, равномерно охватывающий всю территорию СССР, проникающий, в частности, и в деревню, позволяющий «быстро и своевременно получать всестороннее освещение всей экономической и политической жизни Союза», в особенности «настроений и быта его рабоче-крестьянской периферии, необходим для правильного разрешения стоящих перед нею (советской властью. — В.В.) политических и экономических задач». При этом особо подчеркивалось, что в данный момент жизненно важным для государства является перенесение «значительной доли внимания Советской власти в вопросе улучшения экономического состояния страны на крестьянство»25. В связи с такой оценкой обстановки и вытекающих отсюда основных политических задач в ходе оперативной деятельности органов ОГПУ требовалось получать ин- формацию обо всех колебаниях, являющихся «результатом сельскохозяйственной политики в крестьянской среде». Кроме того, было обязательным активное фиксирование «отрицательных и положительных сторон в проведении этой политики на местах, гибкости в отражении и усвоении всех социальных, бытовых, национальных и других особенностей данного региона». Высокий уровень информационного аппарата, как полагали аналитики ИНФО, позволил бы «предвидеть назревающие конфликты и кризисы (вроде пресловутых ножниц) и, если не полностью ликвидировать их предупредительными мерами, то, по крайней мере, сильно смягчить»26. Выявленные дефекты работы хозяйственного и советского аппарата, отрицательно отражавшиеся на настроениях рабочих и крестьян, должны были устраняться при постоянном и своевременном информировании губернских органов и контроле со стороны ОГПУ. В качестве отрицательного примера, возникшего из-за недостаточного внимания всех исполнительных органов, называлось такое явление, как «ножницы цен» на сельскохозяйственные и промышленные товары, что стало поводом для недовольства и в крестьянской, и в рабочей среде. В циркулярном письме были сформулированы те вопросы в отношении деревни, которыми следовало руководствоваться при сборе информации и освещении этих данных в сводках, регулярно направляемых в центр. К ним относились следующие десять групп вопросов: быт и настроение деревни, политическое настроение крестьянства и отдельных составляющих его слоев (интеллигенция, кулаки, торговцы, мелкие предприниматели, ремесленники, середняки, бедняки и батраки) и отношение к соввласти, Красной армии, РКП(б) и, в частности, борьба кулаков за политическое равноправие; взаимоотношения отдельных слоев деревни между собой (кабальные сделки, ростовщичество, имеют ли место отхожие промыслы в сравнении с довоенным периодом), отношение крестьян к налоговой и земельной политике советской власти и ее низовому аппарату (злоупотребления последнего и явления произвола), виды налогов, их размеры и отношение к ним, страхование построек и посевов и другие «поборы», критикуемые населением как добавочные налоги, денежное обращение в деревне и, в частности, отношение к советским денежным знакам, червонцу и выпускаемой твердой мелкой валюте, кассы взаимопомощи, есть ли они, кто ими пользуется и как к ним относятся в деревне; цены на важнейшие продукты на селе и, в связи с этим, в какой мере кустарничество вытесняет продукты промышленности; низовая кооперация и отношение к ней различных слоев населения, состояние кооперации и частной торговли; заболевания в деревне; школа, ячейка, шефство над деревней и культурная жизнь деревни; религиозные настроения и духовенство; пьянство, выгонка самогона и развитие хулиганства; антисоветские элементы на селе; бывшие красноармейцы, их роль и влияние в деревне, солдаты империалистической войны и инвалиды, белые офицеры и их влияние; переменный состав территориальных войск Красной Армии, отношение в деревне к армии.- В разделе циркуляра, где шла речь о преступности в деревне, необходимо было отмечать проявления политического и уголовного бандитизма, факты произвола местных властей и землеустроителей, взяточничество, ростовщичество, конокрадство, грабежи, поджоги и убийства, развитие самогоноварения и вообще отношение населения к преступности. В числе других вопросов, относящихся к деревенской жизни, следовало освещать национальные вопросы, особенно коллизии, связанные с нацмень- шинствами, а также работу советского аппарата: народных судов, кооперативных и хозяйственных органов. Как значительные на фоне губернии события, подлежали включению в сводки данные об антисоветских партиях, съездах агрономов, кооператоров, сельских учителей и так далее27. Основной в работе инфаго (информационный губернский отдел) считалась оперативная информация, а в качестве подсобного средства — «казенное осведомление» (через советские органы, милицию, губернские информационные тройки, партийные ячейки, местные комитеты, рабкоров). В качестве дополнительной информации рассматривались письма из деревни и письма красноармейцев2^. Несмотря на то, что указания по содержанию и полноте сводок вытекали из анализа недостатков госинформации и сформулированных вопросов для информационных структур ОГПУ, циркулярное письмо содержало четкий регламент требований, предъявляемых ко всем местным органам при составлении сводок. В частности, эти требования предполагали: брать в основу информации оперативные данные; так называемый «добавляющий материал» (открытый, полуоткрытый) использовать «для выполнения обширных заданий по экономической линии», но с обязательным указанием источника сведений; кратко излагать информацию, группируя ее по фактам, по характеру событий или явлений, практикуя цифровой подсчет аналогичных данных, а выражение типа «удовлетворительно» не употреблять вообще или же иллюстрировать фактическими материалами; при передаче сведений по всей губернии (области) точно указывать размер явления и «его территориальный охват»; приводить даты, к которым относятся события; во всех случаях указывать на не принятые меры по существу того или иного явления, а в последующих сводках отмечать результаты устранения недостатков29. Нормативный документ обращал внимание руководителей органов ОГПУ на персональный пересмотр личного состава инфаго и уездных уполномоченных губотделов по информации и на инструктирование сотрудников по составлению сводок применительно к новым требованиям, обязывал их обращать «самое серьезное внимание» на качество составляемых сводок и донесений. Указывалось на необходимость дважды в месяц докладывать в ИНФО ОГПУ, а также полномочным представителям о ходе реорганизации информационной работы. Циркулярное письмо заканчивалось призывом к личному составу информационных подразделений, который гласил: «Необходимо самым решительным образом преодолеть ту рутину, которая создалась в деле информации и в особенности предрассудок, что для информации нужны те неопределенные и ничего не говорящие сведения, которые только и помещались в госинфсводках»30. Некоторые разъяснения по подготовке сводок содержались также в препроводительном к циркуляру № 34 письме в органы ОГПУ, подписанном начальником ИНФО Прокофьевым 23 февраля 1924 г. (№ 310051). В частности уточнялось, что примерные перечни вопросов «не являются обязательными для освещения в каждой отдельной сводке, посылаемой в Информационный отдел»; их назначение — систематизировать информацию «в определенной последовательности» с тем, чтобы «получилось описание того района, из которого поступила информация»31. В качестве примера более подробного, нежели в вопроснике, освещения того или иного явления в препроводительном письме приводилась следующая ситуация: ♦Допустим, в деревне начинает развиваться хулиганство и достигает таких размеров, что это ставит вопрос о мерах борьбы с ним в губернских 2—4641 и уездных органах. Начальник губотдела ОГПУ должен немедленно сообщать нам об этом, осветив детально, как это явление, так и его причины»32. В информационных сводках по деревне рекомендовалось использовать материалы дел о взыскании продовольственного налога. Особенно подчеркивалось, что необходимо отмечать явления, которые, «развиваясь в течение ближайших месяцев или лет, могут дать весьма отрицательные последствия для одной из жизненных задач соввласти в деревне — смычке и будут служить тем началом, которое, развиваясь, может организовать крестьянство, как противопоставляющее себя городу и пролетариату»33. Как показали дальнейшие события, циркулярное письмо № 34 сыграло свою роль в деле улучшения работы по информации, но оно не имело столь быстрого эффекта, на который рассчитывали разработчики ИНФО ОГПУ и руководство Госполитуправления. Его исполнение было взято под жесткий контроль лично Ягодой, о чем свидетельствовали доклады на его имя и личное участие в подготовке проектов документов по линии информации. Приведенные выше сведения о постановке информационной работы дают представление о сводке как историческом источнике. Они очень важны для источниковедческого анализа информационных материалов, так как аналитики ИНФО ОГПУ, делая замечания и предложения по содержанию сводок, добивались получения необходимых для службы данных в свете установок руководства ведомства, заинтересованного знать подлинную обстановку на местах и как можно более оперативно и точно довести ее до большевистских верхов. Факты и явления, которые требовали отражения в госинформации, свидетельствуют, что освещению подлежали самые насущные и животрепещущие проблемы жизни государства в условиях новой экономической политики. Среди вопросов, которые отмечены в циркуляре № 34 как обязательные для сводок, — проявления уголовного и политического бандитизма. В дополнение к этому 3 мая 1924 г. 00 и КРО ОГПУ подготовили совместный циркуляр № 141546/96, который, помимо полномочных представительств и губотделов ОГПУ, адресовался в особые отделы МВО и Приволжского военного округа. Согласно документу, уголовный бандитизм в деревнях, выражавшийся в виде конокрадства, вооруженных налетов, поджогов, злонамеренного хулиганства рассматривался как имеющий политическое значение34. В циркуляре № 34 особо был отмечен вопрос об отражении в представляемой информации процессов, происходивших в деревне в связи с переходом Красной армии к так называемой милиционно-территориаль-ной системе. В связи с этим новобранцы, в основном — деревенская молодежь, направлялись на сборы в близлежащие территориальные воинские части и, таким образом, как «переменный состав», оказывались во время службы более тесно связаными с деревенской средой. Естественно, что на них оказывали самое непосредственное влияние все процессы, происходившие в деревне. В связи с этим 31 мая 1924 г. во все ПП ОГПУ, особые отделы МВО, ПриВО и ЗакВО направлена почтотелеграмма (№ 178679) об укреплении информационных аппаратов в районах формирования территориальных частей35. Более полно итоги работы информационных подразделений ОГПУ были подведены начальником ИНФО Прокофьевым в докладной записке о работе отдела на 1 июня 1924 г. (подписана 7 июля 1924 г.). В ней содержалось больше оптимизма о деятельности инфаго, так как настой- чивое внимание центра к этой линии работы, организационные и другие меры позволили добиться некоторых улучшений. Положительную роль, как указано в документе, сыграли инспекторские поездки в 27 губерний и 65 уездов. Циркуляр № 34 «местами был принят довольно сочувственно, — как сообщалось в докладной записке, — что объясняется, с одной стороны, тем, что многие не знали, что вообще делать с информацией, а отдельные губотделы, учитывая ее значение, сами стали на путь, который был предрешен в центре». Однако там же отмечалось, что «циркуляр небольшим числом губотделов был положен под сукно»36. В связи с тем, что некоторые информационные документы характеризовались инспекторами ИНФО как результат механической обработки «скверной информации губтроек», которые отстаивали «только лишь местные интересы», то последние по настоянию ОГПУ были упразднены. В докладной записке отмечалось, что после их ликвидации в статистике массовых выступлений «количество забастовок по Союзу сразу увеличилось»37. ИНФО ОГПУ сделал однозначный вывод, что в отсутствие троек губотделы, не считаясь с местническими интересами, стали предоставлять центру более точную информацию по своим источникам сведений. Все поступающие с мест материалы использовались отделом для составления трехдневных сводок, отдельных докладов и месячных обзоров. Одновременно наблюдалось увеличение числа адресатов — пользователей итоговыми документами и расширение списка рассылки выписок из них в отделы ЦК РКП(б), наркоматы и другие учреждения. Любопытно, что в докладной записке Прокофьева выражалась обеспокоенность тем, что значительное количество адресатов, получавших материалы ИНФО, в частности Наркомзем, недостаточно использовало информацию ОГПУ, не принимало необходимых организационных мер. Чтобы повысить действенность информации, ИНФО предлагал более активно сообщать о недостатках в ЦКК РКП(б), устанавливать непосредственные контакты с аппаратами руководителей различных ведомств, чтобы получать от них конкретные задания и сообщать о принятых мерах, повышать темпы обработки и доведение до адресатов материалов, полученных от губотделов3^. Как видно из доклада, в Отделе остро стоял вопрос с кадрами референтов, занимавшихся обработкой материалов, так как к июлю 1924 г. их было всего 7 человек. Непосредственно начальнику Отдела подчинялась группа консультантов, которая распределяла ответственность по ведомствам (Наркомфин, Наркомзем, Наркомтруд и ВЦСПС). Разделяя выводы и предложения начальника ИНФО, заместитель председателя ОГПУ Ягода 23 июля 1924 г. утвердил Инструкцию по организации работы информационных аппаратов на местах, подготовленную Прокофьевым. Раздел Инструкции «Составление сводок» содержал учет всех требований, которые аккумулировались в Отделе. Еще раз строго подчеркивалось, что губотделы, как «боевой орган ОГПУ в губернии», обязаны давать в сводках только объективную картину, не руководствуясь никакими посторонними соображениями. Наряду с этим указывалось, что при подаче материала не следует подходить формально, нужно исходить из существующих реалий. «В сводках, — записано в Инструкции, — должна сохраниться известная преемственность с предыдущим и отмечаться те или иные намечающиеся явления или же изменения, уже отмеченные ранее. В примерном перечне даются лишь относительные рамки сводки. Придерживаться их не является обязательным, так как «никакой вопросник никогда не сможет предвидеть всего, могущего встретиться в реальной жизни»39. В циркуляре N° 34 только вскользь упоминалось, что при характеристике того или иного региона следует освещать национальные особенности. В связи с этим в дополнение к нему в ИНФО ОГПУ было подготовлено циркулярное письмо № 36 от 9 июля 1924 г. № 311028/С о недостатках с информацией в губотделах национальных республик и областей, а также в местностях, где проживают национальные меньшинства40. Как отмечалось, в сводках в основном отсутствовала информация о национальных или сословных (казаки и крестьяне) особенностях в регионе, связанных с политической обстановкой, характером советского строительства и деятельности экономических органов. Авторы циркулярного письма решительно осуждали информацию, подаваемую в «великодержавном, шовинистическом духе». Местным органам вменялось в обязанность обращать особое внимание на все формы великорусского шовинизма, контролируя соответствие фактически проводимой национальной политики, особенно в сфере экономических отношений, принятым по этому вопросу партийным решениям. Циркуляр требовал более четкого выявления причин, негативно влиявших на национальные и сословные отношения, например, между иногородними крестьянами и казачеством, между народностями, племенами, родами и в целом — между русским и национальным населением. Причем следовало указывать, на какой почве произошли столкновения (за владение пахотной землей, на почве сенокосов, пользования водой, лесом, пастбищами и т.д.), как отражается на политическом настроении района преобладание в низовом советском аппарате и других органах власти представителей национальных, племенных или родовых групп. По сельским районам с неоднородным национальным составом в сводках предлагалось помещать информацию и о том, как отразилась на каждой по отдельности этнической группе засуха, градобитие, нашествие вредителей и другие стихийные бедствия. В связи с неурожаем в ряде губерний 24 июля 1924 г. Ягода подписал большое циркулярное письмо № 311319/С, направленное в ПП и губот-делы этих районов, в котором констатировалось, что данное обстоятельство вызывает «угнетенное и даже паническое настроение среди крестьянства». Документ содержал прогноз ухудшения экономического положения в деревне, что вызовет в ней нежелательные для власти процессы: общее падение сельского хозяйства, усиление расслоения деревни, рост числа безлошадных крестьян, закабаление бедноты и ее бегство в города и благополучные районы в поисках заработка, спекуляция хлебом, скачки цен на скот, особенно на лошадей, весной в период весенней пахоты и другие отрицательные явления. «Не следует забывать, — отмечалось в письме ОГПУ, — что за последние годы крестьянство политически значительно поднялось, от политической пассивности крестьянства в 21 году почти не осталось следа»41. По линии ИНФО его местным подразделениям было предложено подробно освещать положение деревни, которое накалялось в условиях неурожая. С точки зрения характеристики сводок по данной теме документальный источник заслуживает того, чтобы вопросы, составленные специалистами Отдела, были приведены дословно: «Особое внимание надо обратить на те экономические процессы, какие происходят в самой деревне. В частности, необходимо информировать о следующем: 1. Количество голодающих и питающихся суррогатами. 2. Кабальные сделки на хлеб, семена и т.д., их характер, приблизительное распространение и намечающаяся борьба с ними. 3. Сколько сбывается скота, куда и по каким ценам, какая часть его еще сохранилась. 4. Много ли ушло совсем и временно (переселение, на заработки и что сталось с их землей). 5. Размеры обработки под озими, сева озимых, подготовки под яровые. 6. Семссуда, своевременно ли она пришла в деревню, качество семян, как и среди кого распределены и на каких условиях (т.е. не попали ли зажиточным, не ставится ли тяжелых условий при будущем возврате семян), достаточно ли их. 7. Сельскохозяйственный кредит и ссуды на поддержку и восстановление крестьянского хозяйства живым и мертвым инвентарем, хлебом и т.д., кто их получает и на каких условиях. 8. Работа низовой потребительской и сельскохозяйственной кооперации в пораженных районах, цены на хлеб и другие продукты в низовых кооперативах и частной торговле. Состав кооперативных органов и кто является членами кооперативов (особенно учреждений с/х кредитной кооперации). 9. Какие промысла и подсобные заработки имеются налицо, их размеры, какие общественные и т.п. работы проводятся для того, чтобы дать средства существования голодающим (мелиоративные, лесные, шоссейные и т.д.), и в каком размере. 10. Комитеты взаимопомощи и комне-замы (на Украине) — роль их, а также отделений Союза Рабземлес (последнего особенно в отношении батрачества), в системе мероприятий по борьбе с последствиями неурожая (например, раздача непосредственно через них некоторых ссуд — например, семссуды, контроль и экспертиза при выдаче ссуд и с/х кредита и т.д.). 11. Отношение к с/х и другим (на местный бюджет) налогам в неурожайных губерниях. С кого они будут собираться, как осуществляются при этом льготы семьям красноармейцев и бедноте. Систематически освещать, как проходит налоговая кампания и отношение к ней различных групп населения. В районах, где ранее имели место массовые репрессии на почве сбора налога 1923—1924 гг., на настроение населения, в связи с налоговой кампанией, обратить особое внимание. 12. Большое внимание надо уделить работе низового советского аппарата в лице вол[остных] и сельвластей. 13. Распространение эпидемий в неурожайных районах и борьба с ними. 14. Настроение допризывников и переменного состава терармейцев (в связи с этим оценка результатов возможного призыва на сбор в текущем году). 15. Больше внимания уделить также земельному вопросу, переделам земли, земельным сделкам, взаимоотношению населения с лесным ведомством и т.д., а также работе землемеров, землеустроителей и агрономического персонала всякого рода, так как все недочеты и злоупотребления на этой почве в районах с пониженным настроением могут послужить поводом для серьезного недовольства и эксцессов. Особенно важно это в местностях с разнородным в национальном отношении населением, где на этой почве настроение и обычно крайне обостренное. 16. В районах с различным национальным населением необходимо обращать внимание, не наблюдается [ли] неравномерность при распределении семссуды и т.д. (или даже полный захват) одной частью многонационального населения в ущерб другой. Все это, а также настроения деревни, явления недовольства в деревне и будирование в ней антисоветских элементов, если последнее, как, например, агитация за крест-союзы, носит массовый характер, должна широко освещаться в еженедельных сводках. В них необходимо указывать примерный размер и территориальное распространение каждого явления (например, число случаев того или иного зарегистрированного явления и т.д.), отнюдь не ограни- чиваясь общими местами. При этом по п.п. 1, 3, 4, 5, 9 могут быть используемы специальные цифровые данные, а по остальным даваться фактический материал — по оперативным данным...»42. Весь конкретный материал о явлениях преступного характера должен был передаваться немедленно в СО, ЭКО и в необходимых случаях в виде выписок — соответствующим органам для принятия мер, о чем (равно как и о принятых мерах) обязательно следовало сообщать в сводке. «Наряду со своими материалами ИНФО при составлении сводки в соответствии с циркулярным письмом № 34 должны использовать и весь материал других отделений ГО ГПУ, носящий информационный характер, особенно в отношении всего, что происходит в деревне, а также работы аппарата, обслуживающего деревню, о кооперации и торговле в неурожайных районах. При этом источник происхождения материала также должен быть точно оговорен»43. В архиве среди материалов ИНФО сохранился аналитический документ, составленный в августе 1924 г., в котором излагаются оценки материала, поступившего в Отдел с мест. В нем утверждалось, что за прошедший период со дня рассылки циркулярного письма № 34 сводки улучшились, но в них еще было немало «общих, бледных и туманных фраз», особенно в сводках по деревенской периферии. Аналитиком было отмечено, что практически совсем отсутствовала оценка деятельности низовой кооперации в волостях, расположенных в стороне от железных дорог, не приводились факты конкуренции кооперации в деревне с частным лавочником, не сообщалось об ассортименте товаров деревенских кооперативов, а информация о ценах черпалась из официальных справок. Губотделы сообщали о недовольстве налоговой политикой по всему Союзу, но ни один из них, как отмечено в документе, не дал реальных сравнений по районам относительно ожидаемого валового сбора урожая и цен на хлеб в этих же районах в сопоставлении с примерными ставками налога. Отмечалось также, что во многих случаях ставки налогов на кустарей практически «убили возможности развития кустарных промыслов в качестве подсобного заработка»44. В документе выражалось недоумение, почему беднота, как правило, занимавшаяся кустарными и отхожими промыслами, не находит в этом плане поддержки как слой деревни, наиболее близкий к советской власти. «В сводках, — подчеркивалось в документе, — имеется много рассуждений о "кулаках" и их антагонизме с беднотой, причем граница между "кулаком" и просто зажиточным крестьянином не всегда ясна, а факты, иллюстрирующие этот антагонизм, приводятся редко... Случаи произвола местных властей, выявлению чего советское правительство придает особое значение, освещаются хуже, чем, например, в газете "Беднота"». На основании изложенных фактов был сделан вывод, что реорганизация информации на основах циркуляра № 34 «обстоит еще неважно» и что «реализация информации должна быть всюду обязательно проведена до 1-го октября на все 100%»45. Совершенствование информационной работы в ОГПУ продолжалось. Специальная комиссия, работавшая в Госполитуправлении в январе 1925 г., признала целесообразным по причине параллелизма в работе провести слияние Информационного отдела и Отдела политконтроля, что и было проведено в жизнь. Когда в новом подразделении готовили очередной циркуляр по информации в развитие циркуляра № 34, и специалисты отдела записали в проекте документа, что «больными местами» крестьянской жизни являлись землеустройство, лесоустройство, коопера- ция и советский аппарат, то Ягода собственноручно добавил: «и нарсуд», но не выпустил документ в свет, а пометил: «в дело»4**. Свое отношение к сводкам зафиксировал в записке начальнику ИНФО Прокофьеву председатель ОГПУ и ВСНХ Ф.Э.Дзержинский. Он указал на желательность подачи отзывов от руководящих лиц, которым сводки направлялись, в частности, поставил вопросы: «Насколько они отвечают действительности и не односторонни ли они, и приняты ли какие-либо меры и какие?». В заключение резюмировал: «Без этого эти сводки много теряют»47. В материалах ИНФО сохранился черновой вариант доклада заместителя начальника Отдела Буцевича от 15 мая 1925 г. По всей вероятности, готовилось совещание по проблемам информации о политическом положении в деревне. В докладе отмечались характерные недостатки информационных сводок, о чем немало говорилось в прошлые годы. Однако, доклад Буцевича содержал и некоторые новые акценты в этом вопросе: — сводки в основном отражали настроения бедноты и кулачества, не — слабо отражались настроения, связанные с «разочарованием соввлас- — важным недостатком сводок Буцевич считал различное толкование 16 июля 1925 г. начальник 3 отделения Отдела политконтроля А.П.Крымский подписал документ с кратким обзором деревенской сводки за первую половину месяца, так как, по его мнению, месячная сводка такого рода к концу месяца как бы уже устаревала. Помимо изменения периода она менялась и по форме. Так, вместо деления по губерниям, она была представлена (сгруппирована) по вопросам, что давало «большую возможность разобраться в материале, легшем в ее основу»49. Авторами обзора отмечалось, что в сводках преобладала информация о неурожае, о нужде и голоде и о наблюдающихся в деревне грабежах и убийствах. При этом о неурожае, голоде и нужде больше всего сообщений было из Воронежской и Тамбовской губерний, в меньшей степени — из Рязанской, Вятской, Харьковской и Одесской. Назывались и другие вопросы, находившие отражение в сообщениях: о непредоставлении льгот семьям красноармейцев, о пьянстве в деревне, о засилье кулачества, о не- достойном поведении местных властей, о слабой постановке культурно-просветительной работы в деревне, о религиозных настроениях, о местных партийных и общественных организациях и, наконец, относительно слухов о войне50. Летом 1925 г. были подведены некоторые итоги, которые подтвердили эффективность указаний центра о постановке информационной работы на местах, изложенные в циркуляре N° 34 (1924 г.) и в разработанной вслед за ним Инструкции. В проекте нового циркулярного письма о нормативных документах 1924 г. говорилось, что они мыслились в качестве фундаментальных по информационной работе. Информационные аппараты на местах должны были стать, особенно в сельских районах, своеобразным «рупором общеполитической жизни крестьянства», а низовые аппараты ИНФО — «информационными ячейками на периферии»51. Для проверки эффективности усилий центра по налаживанию информационной работы изучались доклады с мест, а инспекторы ИНФО провели за полтора года двух- и трехкратные обследования местных инфаго. По мнению специалистов Отдела, деятельность информационных аппаратов по эффективности признавалась недостаточной, так как в губотделах в полной мере не оценили ее значения в работе ОГПУ. Отмечалось, что еще не все руководители на местах осознали содержание политики партии в деревне и задачи органов ОГПУ, вытекающие из решений XIV партконференции52. Авторы проекта циркулярного письма дали весьма строгую оценку практике составления сводок на местах. «Главным источником для сводок, — записано в документе, — как это ни странно, продолжают оставаться казенные материалы. Они только глаже и внимательнее обрабатываются, редакционно замаскированы. Таблицы, например, не приводятся, зато в каждом обзоре, сводке старательно вкраплены цифры и факты, взятые казенным путем, подкрепленные ориентировкой, отчасти, составляющего сводку лица, отчасти — начальника инфаго и отчасти — главного корректора — начгуботдела — в постановке [информации] в губернии (почти повсеместно)»53. Руководство ОГПУ и специалисты ИНФО знали слабые стороны ин-формсводок и делали необходимые корректировки, обращали внимание местных органов на главные вопросы. Информация ОГПУ имела спрос в высших эшелонах власти, о чем свидетельствовало циркулярное указание ЦК ВКП(б) № 1 от 2 февраля 1926 г., направленное во все партийные органы. В нем, в частности, отмечалось, что партийными органами «недостаточно используются в работе материалы сводок и информдокладов ОГПУ. ЦК указывает на необходимость более внимательного отношения к этим материалам для учета политических настроений масс и устранения отмеченных злоупотреблений»54. Выписка из указания ЦК, касающаяся содержания сводок, была срочно разослана в органы ОГПУ с указанием более строго относиться к проверке сообщаемых сведений. 26 апреля 1926 г. руководство ОГПУ сочло необходимым в очередной раз обратиться на места с указанием о мерах по устранению недостатков в работе информации. Особо подчеркивалось, что требуется не детальное освещение всех сторон жизни деревни, а уточнение случаев проявления недовольства крестьян и их негативного реагирования на политику властей. В этих случаях в сводках следовало не только приводить факты, но и указывать масштабы явлений, сообщать, в каком «крестьянском слое» они распространены, а также реакцию всего окружающего населения. Здесь же были сформулированы требования по уточнению информации. Они сводились к следующему: ♦а) Не допускать сообщений о выступлениях "крестьянина" или "гражданина" такого-то и "настроениях крестьянства". Приводя то или иное выступление или выявляя настроения прослоек деревни, надо точно отмечать, к какой прослойке относится данное лицо, о какой прослойке идет речь (бедняки, середняки, зажиточные, кулаки, пришлые элементы деревни, сельинтеллигенция). б) Приводя факты, характеризующие настроения деревни, указывать каждый раз, какими прослойками данные настроения разделяются. При этом, однако, избегать попыток к широким обобщениям на этой почве. Лучше всего при освещении хода всякого рода сходов, собраний и групповых разговоров точно указывать число участников и как реагирует та или иная часть собрания на эти выступления»55. В методическом плане несомненный интерес представляет также примерный план доклада губотдела о применении Закона об аренде земли и найме рабочей силы в деревне, который прилагался к циркуляру ОГПУ от 9 августа 1926 г. N° 148124/ИО/145. Он состоял из двух разделов: «Аренда земли» и «Подсобный наемный труд в крестьянских хозяйствах». Первый имел два подраздела, каждый из которых включал параграфы, которые следовало иллюстрировать конкретными примерами. Подраздел «Аренда крестьянских наделов» включал следующие параграфы: число арендных сделок по волости до опубликования закона; регистрируются ли арендные сделки; отношение кулаков, середняков и бедняков к аренде; имущественное положение сдатчиков земли и арендаторов; условия аренды: распространенность в волости субаренды и меры борьбы с нею; контроль земорганов. Подраздел «Аренда земель госфонда и совхозов» включал параграфы: отношение различных групп деревни к аренде земель; распространенность арендных сделок: условия аренды с приведением копий типичных арендных договоров; случаи нарушения договоров и хищнической эксплуатации земли арендаторами. Второй раздел «Подсобный наемный труд в крестьянских хозяйствах» включал параграфы: движение рабочей силы; работодатели и батраки; условия труда, конфликты; надзор за соблюдением декрета о найме; работа Все-работземлеса; политсостояние батрачества56. Другой нормативный документ касался важных вопросов хлебозаготовительной кампании 1926 г., в освещении которой органы ОГПУ обязаны были давать информацию как по линии ЭКУ, так и по линии Информационного отдела. Циркуляром ОГПУ от 19 августа 1926 г. № 165555/159 в ходе выполнения общегосударственного плана заготовок местные органы обязывались сообщать о недостатках в ходе этой кампании, в частности, о причинах задержки выпуска хлеба на рынок, чрезмерном колебании цен, несогласованности государственных и кооперативных заготовителей, излишестве накладных расходов, неприспособленности элеваторов и складов для хранения зерна, выявлении хищений, краж, нарушений в области финансирования (кредитование частных лиц, выдача ссуд под завышенный процент и не под реальный хлеб, несвоевременность выкупа заготовителями заложенных в банке хлеботоваров). По линии ИНФО предполагалось наладить регулярное освещение хлебозаготовок в селах, волостях, уездах и районах (ход, работа низовых заготовителей, какие группы деревни выбрасывают на рынок хлеб и какие его задерживают, политнастроения), цен на хлеб и технические культу- ры, наличия товаров для деревни, злоупотреблений низовых заготовителей (продажа частникам, произвольное установление цен, обвешивания, взяточничество), скупки кулаками и мельниками, зажиточными крестьянами хлеба для спекуляции. При освещении политических настроений особо следовало отмечать «все случаи антисоветской агитации кулачества и антисоветских элементов деревни в связи с хлебозаготовками, в частности, случаи агитации против вывоза хлеба на рынок и передачи его госзаготовителям и против экспорта хлеба за границу»57. Материалы о хлебозаготовках по линии ИНФО следовало помещать в особом разделе инфсводки, составленной однотипно, строго в соответствии со всеми упомянутыми выше пунктами по порядку их изложения. Сводка же по линии ЭКУ могла содержать сведения исключительно о выявленных дефектах, ненормальностях и преступлениях в области хлебозаготовок, а также данные о принятых или намеченных губотделом мероприятиях по результатам последних. Сведения в этих сводках информационного и цифрового характера были желательны лишь постольку, поскольку они действительно годились для иллюстрации основного содержания сводок5**. О проделанной работе в области хлебозаготовительной кампании местным органам ОГПУ надлежало высылать специальные сводки в ЭКУ и копии — в Информационный отдел ОГПУ, с тем расчетом, чтобы они поступали по адресу к 1-му и 15-му числу каждого месяца, начиная с первого сентября 1926 г. Важное значение руководством ОГПУ придавалось информированию о ходе выборных кампаний на селе. Так, почтотелеграмма ОГПУ от 7 января 1926 г. требовала обратить внимание территориальных органов на роль бедняцких и середняцких слоев деревни в выборах и их позицию в ходе перевыборов в советы. В то же время циркуляр ОГПУ от 16 ноября того же года № 149504/ИО/206 содержал уже подробные указания об освещении органами ОГПУ подготовки и хода массовой политической кампании. Первая группа вопросов касалась состава и конкретной работы избиркомов, вторая — более подробного показа хода самой кампании по выборам с отражением реакции всех групп населения. В частности, информация должна была отражать конкретные требования и лозунги, наказы, критику переизбранных советов, степень активности избирателей, антисоветские проявления, социальный состав вновь избранных органов. Помимо общих вопросов информация должна была отражать данные о классовых процессах в ходе выборов в деревне. В документе указывалось: «В деревне необходимо дать картину соотношения классовых групп на выборах, выявляя роль отдельных прослоек. Беднота. Активность и роль бедноты в выборах, работа по организации бедноты; при наличии пассивного отношения к перевыборам — экономические и политические причины этого явления. Настроения специфических групп бедноты — партизан (Сибирь, ДВК и Северный Кавказ), незаможников (Украина), иногородних (Северный Кавказ) и отношение их к блоку с середняками. Батраки. Роль батраков на выборах, работа среди батраков Всеработ-землеса. Середняки. Отношение середняков к основным борющимся группам (беднякам и кулакам). Какие группы середняков и в каких случаях блокируются с беднотой и кулаками. Формы самостоятельных выступлений середняков. Кулаки. Формы организации кулачества (кулацкие группировки, нелегальные собрания и т.д.) и методы его влияния на основную массу крестьянства (середняков и бедноту). Степень влияния кулаков на избирателей и причины их успеха в каждом отдельном случае. Какие кулацкие лозунги пользуются успехом у середняков и бедноты. Попытки кулаков дискредитировать местные партийные и советские органы. Содержание и формы предвыборной работы кулачества, в частности, случаи подкупа и подпаивания избирателей. Промежуточные группы деревни. Настроение и роль на выборах се-льинтеллигенции, кустарей, деревенских ремесленников, торговцев, духовенства (каждой группы в отдельности)»59. Материалы о ходе кампаний следовало помещать в сводках особым разделом, при значительном их количестве — выделять в отдельные спецсводки. По окончании каждой выборной кампании предполагалось составлять итоговый доклад. По каналам ОГПУ в 1927 г. неоднократно направлялись циркуляры Главлита о недопущении публикации в печати материалов «тревожного характера», в частности, о перспективах на урожай и о затруднениях снабжения населения хлебом, чтобы не вызвать панические настроения и не срывать мероприятия властей по улучшению обстановки в этих делах60. В 1927 г. руководство ОГПУ стало особо интересоваться реагированием населения на сложные внутренние и внешнеполитические события. Так, почтотелеграммой ИНФО № 103 от 25 мая 1927 г. предлагалось «срочно осветить спецсводками настроения рабочих, крестьян, казаков и интеллигенции в связи с разрывом с Англией»61. Циркуляр ОГПУ от 6 (7) июля 1927 г. N° 131 в связи с усложнением международной обстановки и ростом активности в районах Украины, Северного Кавказа, Закавказья, Белоруссии и на Дальнем Востоке кулаков, бывших белых офицеров, петлюровцев, бывших членов антисоветских партий, представителей духовенства, выступавших с погромной агитацией, призывами за крестсоюзы, пораженческой агитацией в случае войны требовал от органов Госполитуправления решительных мер по их предупреждению и пресечению62. По линии ИНФО предлагалось усилить в сводках информацию об отношении населения к важнейшим политическим событиям. В этих целях устанавливался двухнедельный срок выпуска периодических информационных сводок губернскими и окружными отделами ОГПУ. Из них предлагалось исключить разделы о низовом советском аппарате, о кооперации, землеустройстве, за исключением тех районов, где вопрос стоял особенно остро63. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|