Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Агитация за организацию крестьянских союзов




В агитации за КС с наибольшей полнотой выражается, с одной стороны, стремление кулацких и антисовестких прослоек села к организации «единого фронта» деревни против города путем создания в лице КС своеобразной крес­тьянской партии, противопоставляемой диктатуре пролетариата, и с другой — стремление отдельных, более активных элементов из середняков и бедноты к организации, в целях улучшения экономического и культурно-бытового по­ложения крестьянства, чаще всего в форме подражания профессиональной организации рабочих. Распространению идей КС способствует наличие в де­ревне значительных групп крестьянства, участвовавших в аграрных движе­ниях 1905—1906 и 1917 гг., частично проходивших под руководством эсеровских крестьянских союзов, а также популярность в широких слоях деревни лозунгов КС, создания массового движения за КС.

Исторические корни движения

Движение за организацию крестьянского союза в настоящем, несомнен­но, имеет некоторую преемственную связь с аграрным движением 1905 г., а также с крестсоюзовским движением 1917—1921 гг. Это положение под­тверждается частичным совпадением районов наибольшего распространения идеи КС с районами наиболее развернутого движения в 1905, 1917—1921 гг., а также отдельными фактами участия в агитации за КС бывших актив­ных деятелей крестьянского движения. Не касаясь 1905 г., необходимо от­метить, что движение за КС в 1917—1921 гг. не имело широкого распро­странения, поскольку основным руслом крестьянского движения в эти годы являлись советы крестьянских депутатов. Следует, однако, напомнить сле­дующие факты: бандитское восстание в 1921 г. в Тамбове шло под руковод­ством Союза трудового крестьянства; в настоящее время в губернии имеется несколько тысяч человек быв. членов СТК. На Украине при Скоропадском существовал «Союз Хлеборобов» — земельных собственников. На Северном Кавказе движение за КС было сильно как в 1905 г., так и в 1917 г. В быв. Ставропольской губ. в 1905 г. [движением за] КС было охвачено все крес­тьянство, а в 1917 г. и в начале 1918 г. КС организуются эсерами. На Ку­бани в период выборов в Учредительное собрание велась работа по органи­зации «Кубанского Союза Хлеборобов» (в ст. Ново-Кубанской эта организа­ция охватывала 500 чел.). В Сибири, в быв. Алтайской губ., в результате работы правых эсеров в 1917—1921 гг. существовал КС с ячейками по де­ревням, ставивший своей задачей вооруженную борьбу с соввластью; первой соввластью он был разогнан. В Барнаульском округе остались группки быв. активных деятелей КС. В Иркутске в 1917—1919 гг. работал «Губернский исполнительный комитет Крестьянского союза», который, однако, широкого влияния не имел.


На Урале, в Миасском районе Златоустовского округа в 1917 г. (до октяб­ря) был организован КС с центром в г. Миассе, широко развернувший работу среди крестьян. В том же году в Оренбурге был созван губернский съезд крес­тьянского союза.

В ДВК на Амуре группой земцев-эсеров в 1918 г. был создан «Союз хле­боробов». Песчано-Озерский съезд делегатов этого КС (второй по счету) по­требовал от исполкома местного совета передачи власти исполкому союза, вы­пустил ряд воззваний к крестьянству и поднял восстание против соввласти, создав вооруженные кулацкие отряды и обратившись за помощью в борьбе с соввластью к владивостокскому консульскому корпусу. Этим Песчано-Озер­ский съезд втянул в открытую борьбу с соввластью большинство крестьян­ского населения. С помощью белогвардейцев соввласть на Амуре была сверг­нута. Быв. делегаты этого съезда и ныне в одиночку агитируют за КС (см. наказы по Амурскому округу на выборах 1927 г., требующие организации КС, приложение)1*.

Размер движения и характер крестьянских выступлений

В период после введения нэпа, с 1924 г. крестсоюзовское движение начи­нает вновь развиваться. Количество зарегистрированных фактов агитации дает следующие цифры: в 1924 г. — 139; в 1925 г. — 543; в 1926 г. — 1676 и за 1927 г. — 2312. Цифры эти выявляют несомненный рост агитации, од­нако необходимо учесть, что этот рост отражает в значительной степени улуч­шение в постановке выявления и учета отдельных случаев агитации за КС.

Районы, движения

Крестсоюзовское движение в той или иной степени охватывает все районы Советского Союза с крестьянским населением. Общее число зарегистрирован­ных за период с 1 января 1924 г. по 1 января 1928 г. фактов выступлений за КС — 4670 — по районам распределяется следующим образом:

 

Районы 1924 г. 1925 г. 1926 г. 1927 г. Всего за период с 1
          января 1924 г. по 1
          января 1928 г.
Центр          
Северо-Запад          
Запад          
Украина          
Крым          
Северный Кавказ          
Поволжье 39*        
Урал          
Сибирь          
ДВК          
Итого:          

* В число 39 случаев выступлений антисоветских КС в Поволжье в 1924 г. входит
33 случая организации ячеек «Союза переменников» с КС уполномоченным]. —
Прим. док._________________________________________________________

Выделяются по распространению и темпу роста за последние два года аги­тации за КС районы: Центральный, Украина, Северный Кавказ и отчасти По­волжье, Сибирь и Запад. Следует особо выделить Московскую губ., по кото­рой в 1926/1927 гг. зарегистрировано 455 случаев агитации за КС. В районах выделяются по размерам агитации за КС: в Центре — губернии Тульская, Тверская, Воронежская, Владимирская, Ярославская; по Украине — округа Запорожский, Херсонский, Зиновьевский, Днепропетровский; по Поволжью — губернии Саратовская и Самарская; по Северному Кавказу — округа Ставро-


польский, Армавирский и Кубанский и по Сибири — Бийский, Барнауль­ский и Красноярский.

Особенности в характере движения по районам Союза

Таким образом, наибольшего развития крестсоюзовская агитация дости­гает, с одной стороны, в крупнейших промышленных районах Советского Союза со значительным окружающим крестьянским населением (Централь­но-промышленный район, отдельные промышленные округа Украины), с дру­гой — в районах с наибольшей товарностью сельского хозяйства (Украина, Северный Кавказ, некоторые части Центрально-Черноземной полосы, Повол­жья и Сибирь).

В первом случае крестсоюзовские тенденции обусловлены перенаселением деревни, невозможностью получения работы в промышленности (лицам, не состоящим в профсоюзах), недостаточным развитием отхожих и кустарных промыслов. Характерным для центральных губерний требованием является требование организации крестьянского профсоюза (с целью преимущественно­го приема на работу, соцстрахования, охраны материнства и младенчества и т.д.), причем в выступлениях за КС участвуют в значительной мере середняки и бедняки. В земледельческих районах движение развивается, главным оора-зом, на почве «ножниц» [цен] и недовольства государственным регулировани­ем заготовок с/х продуктов. Здесь КС мыслится, прежде всего, как организа­ция, долженствующая регулировать цены и, в частности, установить непо­средственную торговую связь деревни с заграницей. Основным кадром участ­ников крестсоюзовского движения здесь являются кулаки и зажиточные.

Основные требования, выдвигаемые в выступлениях за КС, по характеру своему разбиваются следующим образом:

КС мыслится как организация

1926 г. 1927 г.

17,5% 22,6%
34,8% 33,1%
29,3% 30,7%
17,7% 11,5%
0,7% 0,2%
1,2%
__ 0,7%

явно политическая (крестьянская партия, крестьян­ская власть или диктатура, для противопоставления крестьянства рабочему классу и т.д.)

регулирующая цены на хлеб и промтовары с функциями профсоюза противодействующая налоговой политике торгующая непосредственно с заграницей в связи с манифестом ЦИК СССР

в связи с выступлениями оппозиции_______________________________________

Итого: 100% 100%
(см. таблицу № 2)2*

Таким образом, преобладающими являются случаи, когда задачей КС становится регулирование цен (по сельскохозяйственным районам удельный вес их повышается до 60% — Украина, Северный Кавказ) и создание крес­тьянского профсоюза (по промышленным районам удельный вес их дости­гает 40—50% — Центр, Северо-Запад). Явно политические требования (иногда в форме требования всероссийской или всесоюзной организации крестьянства) занимают видное место в числе выступлений, проявляя неко­торую тенденцию роста. Снижение % случаев выдвижения КС как органи­зации, регулирующей налоговую политику, всецело объясняется улучшени­ем налоговой системы. Следует отметить факты агитации за КС в связи с опубликованием манифеста ЦИК СССР, давшим, будто, еще больше прав


рабочим (Центр, Украина). Из более второстепенных задач, которые ставят­ся перед КС, следует отметить замену КС организации ККОВ и кооперации, как не удовлетворяющих полностью нужд крестьянства. Удельный вес раз­личных требований в агитации за КС изменяется в зависимости от сезонов года (рост соответствующих требований в моменты хлебозаготовок, сбора на­лога, перевыборов советов и т.д.).

Участники движения за КС

Лиц, выступающих с агитацией за КС, зарегистрировано по Союзу за 1926 г. — 2207 чел. и в 1927 г. — 2844 чел. (см. таблицу). По социальным прослойкам выступающие за КС крестьяне (дающие до 80% зарегистрирован­ных) распределяются следующим образом:

39,1% 36,3%
51,2% 52,5%
9,7% 11,2%

1926 г. 1927 г.

Кулаки и зажиточные Середняки Бедняки

Из других групп, агитирующих за КС, (до 20% всех выступавших), вы­деляются: работники низового аппарата — к общему числу выступающих со­ставляли в 1926 г. 2,9%, в 1927 — 1,3 %; рабочие, связанные с деревней, в 1926 г. — 1%, в 1927 — 0,6%; сельинтеллигенты и служащие — в 1926 г. — 4,2%, в 1927 — 2,7%; члены ВКП и ВЛКСМ — около 1% в 1926 и 1927 г. (всего 44 человека); антисоветские и чуждые соввласти элементы деревни (быв. члены антисоветских партий, быв. белые, полицейские, жандармы, быв. офицеры, быв. бандиты, помещики, попы и т.д.) в 1926 г. насчитывали 11,3%, в 1927 г. — 1,2%.

По отдельным районам состав выступающих за КС весьма разнообразен. По казачьим районам Северного Кавказа, Уралу, Сибири и ДВК основную массу агитирующих за КС составляют кулаки (50%) и антисоветские элемен­ты (15—20%); по промышленным районам основную группу составляют середняки и бедняки (например, по Центру середняков — 64% и бедня­ков — 9,7%). В среднем по Союзу удельный вес среди агитирующих за КС кулаков и лиц с антисоветским прошлым превышает 50%.

Формы агитации

Значительное большинство отмеченных выступлений носит характер част­ных разговоров среди отдельных групп крестьян. Число публичных выступ­лений на разного рода собраниях, конференциях (в особенности во время перевыборов сельсоветов), заседаниях низовых соворганов и т.п. все же зна­чительно и в 1926 г. составляло 30% всех случаев агитации за КС, за 1927 г. — 40,9%. В кампании по перевыборам советов 1927 г. имело место 15 выступ­лений за КС на районных и волостных съездах советов и пленумах ВИКов и РИКов и единичные выступления на уездных и окружных съездах советов. Выступления с разработанными программами КС встречаются в единичных случаях и исходят чаще всего от быв. членов антисоветских партий (особенно эсеров) и участников прошлых крестьянских движений. Также единичны факты принятия резолюций и наказов, требующих организации КС: 8 за весь 1926 г. и 10 фактов за 1927 г. Обращает на себя внимание агитация за КС в местах скопления крестьян различных селений — в чайных (Московская губ.), на базарах (Сталинградская губ., Армавирский округ, Амурский округ — в частности, на базарах г. Благовещенска ведется систематическая агитация), на постоялых дворах (Амурский округ), в Домах крестьянина (Самарская губ.). В ряде случаев агитация ведется разъездными торговцами, прасолами, владельцами чайных.


В Крыму в летний сезон 1927 г. разговоры о крестсоюзе наблюдались между отдыхающими в крестьянском санатории (Ливадия)134 крестьянами, причем последние настолько интересовались этим вопросом, что обращались с ним к приезжавшим из центра ответработникам. Кроме того, в том же са­натории имел место факт агитации за КС со стороны лиц, приходящих в ка­честве посетителей музея Ливадийского дворца. О распространении идей КС свидетельствуют также письма крестьян в центральные и местные крестьян­ские газеты, нередко содержащие энергичные требования организации КС, изложенные литературно. Таких писем в «Крестьянскую газету» в Москве за 1926—1927 гг. поступило несколько десятков.

Организационная роль антисоветских элементов

Антисоветские элементы деревни повсеместно стремятся придать органи­зованный характер крестсоюзовским тенденциям. В этом отношении интерес­ны листовки и прокламации, распространявшиеся в Московской губ., [на] Украине, по Сев[ерному] Кавказу и другим районам. Отдельные кулацкие и антисоветские группировки ведут систематическую агитацию за КС. Таких группировок зарегистрировано в 1926 г. — 11, в 1927 г. — 15, преимущест­венно по Центру, Северному Кавказу и Украине. Из бывших членов антисо­ветских партий наиболее активны эсеры (особенно в выступлениях в первые годы после введения нэпа). В отдельных случаях в крестсоюзовском движе­нии участвуют представители других политпартий (монархисты и др.). Заслу­живает внимания письмо быв. политбандита Крука в ПП ГПУ Украины по вопросу о крестсоюзовском движении. Члены антисоветских партий стремят­ся придать политический характер крестсоюзовскому движению. Тенденции к организации крестьянского политического движения под лозунгом КС со стороны эсеров и монархистов особенно ярко выявились в раскрытых в 1923—1924 гг. контрреволюционных организациях на юге СССР (Крым­ская, Волынская и Одесская), организованных и руководимых находя­щейся в Румынии эмигрантской группой Всероссийского крестьянского союза и вовлекших в свои ряды большое количество крестьян.

Из крупных попыток организовать КС обращают внимание следующие: на Северном Кавказе в 1925 г. группа эсеров — участников существовавшего в Пятигорске в 1920 г. КС, пыталась наладить организацию КС на селе и со­здать Юго-Восточный Комитет, установив связь по Кубанскому и Ставрополь­скому округам.

Ряд попыток отмечен на Украине. Заслуживает внимания студенческая организация, именовавшая себя «Украинским крестьянским объединением». Официально эта организация являлась земляческим объединением студентов-кубанцев. Однако нелегальные устав и программа ее ставили целью органи­зации «подготовить почву для организации национально-крестьянской партии» и предусматривали создание деревенских ячеек. Лозунги организации — эсе­ровские. В своих рядах она имела крестьянскую интеллигенцию. Была уста­новлена связь с заграницей (Прага и Варшава), откуда получались указания и литература. «Украинское крестьянское объединение» было ликвидировано органами ОГПУ в 1926 г.

В конце 1925 г. в г. Харькове была выявлена организация украинской шовинистской интеллигенции под названием «Украинская мужицкая пар­тия»135. Организация ставила себе целью свержение соввласти, борьбу против пролетарской диктатуры, создание великой самостийной Украины. Группа имела широкие связи с деревней и пыталась охватить своим влиянием отста­лые (связанные с деревней) слои рабочего класса. Организация имела подроб­но разработанную программу, большой рабочий аппарат (6 комиссий), «биржу труда» и т.п. В 1927 г. группа ликвидирована.

Зарегистрированы отдельные попытки организации КС в воинских час­тях. Так, например, в 1926 г. была выявлена крестсоюзовская организация


на Украине в территориальном полку 30-й дивизии в г. Запорожье под на­званием «Отряд освобождения крестьян». Организация имела широкие связи с массами крестьян через демобилизованных красноармейцев, выпускала лис­товки, имела свой шифр, удостоверения, инструктаж и т.п. Организация ста­вила себе целью поднять восстание крестьян в Запорожском и Днепропетров­ском округах и привлечь к участию в восстании 90-й территориальный полк. Организация в феврале 1927 г. ликвидирована.

Наконец, в мае 1927 г. была попытка организовать центр «Всероссийского крестьянского союза». В Москве была ликвидирована нелегальная инициа­тивная группа во главе с быв. эсером и быв. народником, ставившая своей целью организацию КС, который путем вооруженного восстания добился бы свержения соввласти и «осуществления народовластия». Ближайшей задачей группы являлась агитация и пропаганда идей КС. Группе работы развернуть не удалось, так как она была ликвидирована в зародыше.

В Поволжье в 1924 г. была попытка создания ячеек «Союза переменяй-ков» — из прошедших территориальные] сборы — с целью контроля соваппа-рата (таких ячеек возникло 33 — причем численно они превышали местные партийные и комсомольские ячейки). Заслуживает также внимания КС орга­низация в Самарской губ. Мелекесского у. под названием «Группа крестьян социалистов». Организация возникла осенью 1925 г., во главе ее стоял быв. анархист. Группа распространяла устав, в котором формулировала свои цели и задачи следующим образом: «1) Потребовать от ВКП(б) прекращения гнус­ной политики расслоения деревни; 2) существующую сельскохозяйственную кооперацию обратить в профессиональные организации крестьян, с правами профсоюзов городской промышленности, придав этой организации производ­ственные функции». Группа свою работу вела открыто, агитируя на различ­ных заседаниях и собраниях крестьян. В августе 1927 г. ею была выработана резолюция о международном и внутреннем положении, в которой группа со­лидаризируется с троцкистской оппозицией и заявляет о засилье города над деревней. Эта резолюция была направлена в ЦК ВКП(б) с предложением обсу­дить ее на XV партсъезде. В настоящее время группа ликвидирована.

В Джетысуйской губ. в Талды-Курганском у. до конца 1926 г. существовало земобщество преимущественно из кулаков и зажиточных крестьян, переимено­вавшее себя в «Союз хлеборобов» и противопоставлявшее себя горсовету.

Следует еще отметить единичные факты стихийного возникновения орга­низаций по типу КС в деревне, в связи с организацией с/х обществ (Повол­жье), с/х кружков (Московская губ., Северный Кавказ), ККОВ и т.п., когда организациям этим придавались и политические функции. За последнее время выявлено несколько нелегальных «обществ взаимопомощи» с большим количеством участников, членскими взносами и т.п.

Таким образом, при некоторой распространенности идеи КС в значитель­ных слоях крестьянства мы наблюдаем лишь отдельные незначительные по­пытки организационного оформления КС со стороны крестьян. Более серьез­ные попытки организационного оформления КС наблюдаются со стороны антисоветских групп. Это объясняется, с одной стороны, слабостью в насто­ящее время стимулов к антисоветской организации среди широких слоев крестьянства, а с другой — тем, что этому виду антисоветских проявлений органы ОГПУ все время уделяли большое сравнительно внимание, разлагая это движение в самом его зародыше и ликвидируя пытающиеся оформиться группы КС. Борьба с попытками организационного оформления КС, в особен­ности идущего от антисоветских групп, должна вестись методами подавле­ния; в отношении же фактов индивидуальной и групповой агитации, особен­но среди середняков и бедноты, необходимо применять исключительно мето­ды разъяснения (через парторганы, не допуская, однако, массовых кампа-


ний) и разложения, в частности, путем завербования соответствующих объ­ектов, что ведет к прекращению агитации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных