Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Настроение середняков




Одобрение мероприятий соввласти по хлебозаготовкам, отмечавшееся со стороны значительной части середнячества во время проведения пер­вой хлебозаготовительной кампании, за последнее время меняется. Более мощная часть середнячества, обладающая значительными хлебными из­лишками, уверенная в неприменении к ней 107-ой статьи, блокируется с кулачеством, укрывая свои излишки и, отказывая в вывозе их и выра­жая недовольство низкими ценами на хлеб и «стремлением власти разо­рить и стереть с лица земли трудовое крестьянство», поговаривает о не­обходимости сокращать посевплощадь. Маломощное середнячество, под влиянием слухов о неминуемом голоде, из-за боязни остаться без всяких хлебных запасов, также выражает недовольство возобновившимся нажи­мом: «Власть такими порядками хочет оставить крестьян на пайке, а


случись голод — будем голодать, как голодали крестьяне в Самарской губернии» (Минусинский округ).

Тулуновский округ. Середняк уч[астка] Орик в разговоре с крестьяна­ми высказывался: «При соввласти нужно быть лодырем, так как лишне­го иметь нельзя — все заберут да и в тюрьму еще посадят за то, что ты много работаешь... Теперь нужно засевать только одну десятину, держать одну лошадь и корову — тогда в тюрьму не попадешь».

Иркутский округ. Середняк дер. Ханжиново высказывался: «Не долж­но быть никаких хлебозаготовок во время посева, мы можем остаться без семян и нечем будет засевать. Видно мало нас обложили, так как опять начинают нажимать, но если только нас возьмут на прижим — придется размотать хозяйство и пускай тогда власть катается на бедняках».

Барабинский округ. Середняк дер. Серговка М. Красноярского района в беседе говорил: «Нас власть пугает 107-ой статьей, а эта статья должна применяться не к нам, а к тем, кто имеет более 2-х тысяч пудов излиш­ков. Видимо власть опутала всех — и середняков, и бедняков».

Антисоветски настроенное середнячество выражает резкое недовольст­во возобновлением хлебозаготовок и высказывается за необходимость «взяться за пики и пойти партизанить» (Каменский округ). Середняк с. Курья Рубцовского округа высказывался: «При Советской власти жи­вется плохо. Советский герб «Серп и Молот» переходит в «Смерть и Голод». В России уже голодают, народ восстает и у нас скоро будет голод и придется восстание делать».

Настроение бедноты

Если раньше на протяжении всей хлебной кампании беднота, в абсо­лютном своем большинстве, одобрительно относилась к мероприятиям соввласти по выкачке хлеба, оказывая активную поддержку, то в насто­ящее время со стороны части бедноты, находящейся под угрозой кулаче­ства и под влиянием провокационных слухов о голоде, и особенно со сто­роны той части бедноты, которая нуждается в продовольствии и недоста­точно обеспечивается советскими организациями, проявляется резкое не­довольство соввластью, «не выполнившей обещания по снабжению бедно­ты хлебом». На этой почве имеют место отказы от выявления излишков у кулаков («Какая нам польза указывать, кто из богатых имеет хлеб? Если у богатых хлеб остается, то и у нас будет» — Рубцовский округ) и поддержка зажиточных и середняков в удержании хлебных излишков.

Барабинский округ. Бедняк с. Бешенцово, выступая на общем собра­нии, заявил: «Какая может быть теперь заготовка, когда в деревне нет хлеба, так как вы весь хлеб уже отобрали? Вы сыты, а нам никто не продает ни пуда — сидим голодные».

Каменский округ. В пос. Карповском Тюменцевского района на общем собрании группа бедняков выступила против принятия плана хлебозаго­товок: «Нас обманули, обещали хлеба из заготовок, а ничего не дали. Хлеба у нас нет и поэтому надо совсем отказаться от вызова хлеба».

Красноярский округ. В дер. Барабановой на бедняцком собрании бедня­ки выступили: «Эти собрания нас губят, кулаки нас бойкотируют и грозят не продавать хлеба, а кооперация нас не снабжает. Кулаки над нами сме­ются: «Идите за хлебом к своим, а мы вам ни фунта не дадим». Нам толь­ко пообещали дать семена и хлеба, а на деле ничего не делается. Нам есть нечего, неужели мы пойдем помогать отбирать последний хлеб». В отдель­ных округах (Бийский, Каменский), где беднота ощущает недостаток про­довольствия и хлеба, недовольство недостаточным снабжением переходит


в открытое возмущение и антисоветские настроения. Имеют также место предупреждения бедноты, «если соввласть не примет меры по снабжению хлебом, пойти по амбарам кулаков» (Каменский округ). Там же наблюдает­ся значительное количество фактов воровства бедняками хлеба у зажиточ­ных и кулаков и участились случаи поджога кулацких амбаров с хлебом (с. Волчко-Бурменское Крутихинского района).

Бийский округ. В с. Пономарево Пристанского района беднота на общем собрании вынесла постановление: «Хлебных излишков из села не выпускать, у всякого, кто повезет хлеб в кооперацию, хлеб отберем».

Каменский округ. Беднячка с. Трезвоново призывала, ввиду возобнов­ления заготовок, «вооружиться и итти против соввласти, итти по амба­рам кооперации и разделить хлеб».

Барнаульский округ. Бедняк с. Бродков жалуется: «Три дня ищу ку­пить хлеба и не могу найти, хоть с голода пропадай. Знаю, что у зажи­точного Кузнецова есть хлеб, но он мне в продаже отказал, заявив: «Иди в сельсовет, пусть тебя соввласть кормит, а я не дам». Кооперация также не дает. Теперь осталось одно: собраться и идти громить кулаков, пока дадут хлеба».

Бийский округ. Бедняк с. М.-Сосновская Бащелакского района, явив­шись в помещение сельсовета, обратился к предсельсовета: «Давайте нам, беднякам, хлеба, а то пойдем отбирать насильно и в первую очередь пой­дем к председателю ПО, если он не отпустит хлеб добровольно, то мы его убьем. Надо у всех отобрать хлеб, установить паек и наладить чистую советскую власть без коммунистов».

Каменский округ. В помещение Панкрутихинского РИКа явилась бед­нячка, которая, увидев начальника РАО, обратилась к нему: «Дай нам хлеба, ты выгребал у мужиков хлеб и поэтому они теперь нам не дают, а у нас детишки сидят голодными. Если вы нас не снабдите хлебом, то мы принесем наших голодных детей и оставим вам — кормите, как зна­ете. Если же и это не поможет, то придется сговориться — соберемся и разобьем амбары у богатых».

ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 599. Л. 381—387. Заверенная копия.

х* Так в тексте.

№ 317

Сводка № 30 информотдела ОГПУ о ходе весенней

хлебозаготовительной кампании по Северо-Кавказскому краю

20 июня 1928 г. Массовые обыски

Извращения в методах хлебозаготовок — массовые обыски, произ­вольные аресты, грубое отношение и факты насильственного изъятия всех хлебных излишков (оставляя по 15 фунт, на едока до нового уро­жая) — продолжают иметь место в Кубанском, Донском, Терском и Май­копском округах. В ряде случаев административные перегибы допуска­ются в отношении середняков, что вызывает среди последних (особенно среди казачьей части середнячества) нарекания и недовольство мероприя­тиями соввласти и углубляет антисоветские настроения. Массовые обыс­ки в своем большинстве положительных результатов не дают. Так, по 7 сельсоветам Семикаракорского района (Донск[ой] окр[уг]) за короткое


время было произведено свыше 200 обысков, из коих 159 не дали ника­ких результатов. Факты же изъятия муки «под метлу» вызывают массо­вое недовольство. В хут. Ясная Поляна Поповского сельсовета (Донск[ой] окр[уг]) закупочная комиссия под руководством уполномоченного по хлебозаготовкам, в сопровождении вооруженных комсомольцев произво­дила поголовное изъятие хлеба и, не считаясь с протестами и требовани­ем взвешивать оставшийся хлеб у крестьян, оставляли хлеб на пропита­ние «на глаз». Под влиянием подстрекательства и призывов кулаков и зажиточных к избиению работников по хлебозаготовкам группа женщин, вооруженная палками и тяпками, с криками: «Бей их, они грабят нас!», окружила возы с хлебом и не давала вывозить зерно. После ареста под­стрекателей удалось убедить женщин разойтись по домам и хлеб вывезти.

Донской округ. Повальные обыски, проводимые почти по всем хозяй­ствам и сопровождающиеся грубейшими ошибками и перегибами, вызы­вают озлобленность и сильное недовольство на власть и партию всех про­слоек населения, так как при обысках повсеместно наблюдается наруше­ние классового принципа. Значительное число проводимых обысков по­ложительных результатов не дают. Так, в Хомутовском и Кагальницком сельсовете обыскано до 10% всех хозяйств, не давших никаких резуль­татов. По ст. Кагальницкой за 2 дня произведено 9 обысков у бедняков и середняков, в хут. Буденновском — 7 обысков, из коих 4 у бедняков, не давших никаких результатов. Нередки случаи, когда забирается мука, выданная отдельным крестьянам на пропитание, в некоторых же случаях зерно и мука забираются «под метлу», с оставлением ничтожного коли­чества на пропитание. В Азовском и Старо-Минском районах методы обысков граничили с формой реквизиции. В ст. Ст.-Минской стантройка, в составе которой находился секретарь ячейки ВКП(б) и уполномоченный Донского Комитета, отдала распоряжение о немедленной сдаче всех из­лишков, а в случае заявлений, что излишков нет, забрать наличие зерна и муки и увезти. Это распоряжение было проведено, причем лишению нормы подвергались даже некоторые середняки, сыновья которых нахо­дятся в лагерях1*. Результатом этого распоряжения явилось то, что груп­па крестьян явилась в сельсовет и РИК с требованием отправки телеграм­мы в центр о выезде на место представителя для расследования произво­ла местных властей. Середняки и беднота указывали, что эти поступки не работников соввласти, а примазавшейся белогвардейщины: «Если вы на нас опираетесь, то считайтесь с нашими указаниями и не производите поголовного обыска и отбора хлеба». Секретарем райкома ВКП(б) распо­ряжение тройки было отменено и некоторым крестьянам возвращена ото­бранная мука и зерно, чем удалось несколько разрядить сгущенную ат­мосферу.

В с. Круглом и Стефанидодарском Азовского района уполномоченным РИКа для производства массовых обысков была создана комиссия, в со­став которой вошли: один кулак, середняк и бедняк. Повестки с предло­жением вывезти определенное количество зерна были разосланы комис­сией исключительно маломощным середнякам и беднякам, вдовам и бед-нячкам, живущим на иждивении ККОВ. У отказывающихся вывезти из­лишки, несмотря на то, что таковых в действительности не было, были произведены обыски и забрана последняя мука, полученная беднотой на пропитание. В с. Круглое у 20 бедняков и середняков была взята вся мука. Подобные действия вызвали сильное недовольство населения. Воз­бужденные толпы гр[ажда]н обоих сел собрались на улицах, выражая не-


довольство соввластью и партией: «Зачем нам морочат голову — ведь на­жимают не только на кулака, но и на середняка и бедняка. Это не хле­бозаготовка, а сплошное насилие. Не обыскали как следует кулака, а на­чинают нас обыскивать».

В Кугейском сельсовете Кущевского района, где в 7-ми переселенчес­ких хуторах с населением до 500 дворов беднота находится в исключи­тельно тяжелом положении и часть крестьян питается суррогатами, также производился сильный нажим, забиралась мука, оставленная на пропитание. В связи с создавшимся положением один из переселенцев выехал в Ростов с жалобой на незаконные действия хлебозаготовителей, оттуда намеревался выехать в Москву.

Зачастую при выявлении наличия хлеба в хозяйствах и после предло­жения вывезти излишки, женщины поднимали плач, мужчины наносили работникам по заготовкам различные оскорбления, называя их грабите­лями и т.п. Многие проявляли активное противодействие, не пуская ко­миссию в амбары и требуя документы на право производства обыска от высших властей (Мечетинский окр[уг]).

В г. Ейске при проведении повальных обысков последним подверга­лись также члены партии, в том числе и ответработники. Обыски были проведены у нескольких секретарей ячеек, членов горсовета, а также заместителя] военкома 26 стр[елкового] полка. Там же многие крестьяне вынуждены покупать муку или зерно по повышенным ценам и сдавать на ссыппункт по твердым ценам.

Кубанский округ. По ст. Хоперской Тихорецкого района в течение 5-ти дней произведено около 40 обысков, давших только 5 пудов хлеба. Такое же количество крестьян вызывались в совет для «обработки». Как обыс­кам, так и «индивидуальной обработке» подвергались, главным образом, середняки.

Некоторые квартальные комиссии ст. Поповической Тимашовского района, пользуясь отсутствием хлеборобов, выехавших в степь, заставля­ют неграмотных женщин-середнячек подписывать крестиками «обяза­тельства» на продажу 2—5 пуд. муки. Одну середнячку, имеющую 3 пуда на 8 едоков, заставили подписать «обязательство» на 8 пуд. Другую се­реднячку, имеющую 6 пуд. хлеба на 11 едоков, заставили отдать 2 пуд.

Терский округ. В с. Сабли Георгиевского района уполномоченный по хлебозаготовкам производит аресты кулаков и середняков, держа их под арестом по 2—3 дня. По его же инициативе произведены поголовные обыски в Алексеевских и Свободненских хуторах, не давшие никаких ре­зультатов. В том же районе, в ст. Александровской были произведены обыски во всех хозяйствах. В обысканных 80 хозяйствах обнаружено лишь 6 пуд. хлеба. В большинстве были обысканы бедняцкие и серед­няцкие хозяйства. В с. Ново-Заводском были произведены обыски в 180 середняцких и бедняцких хозяйствах. Уполномоченный по хлебозаготов­кам с крестьянами обращается грубо. Во время «обработки» нарочно на стол кладет револьвер.

Майкопский округ. В с. Воронцово-Дашковском члены закупочной ко­миссии, явившись к одному из зажиточных, после категорических заяв­лений хозяйки об отсутствии излишков, решили обыскать чердак. Когда член закупочной комиссии, зампредРИКа, поднимался на чердак, нахо­дящийся там хозяин дома бросил в него вилы. На предложения комиссии сойти [с чердака], зажиточный отвечал руганью и угрожал застрелить.


При попытке его задержать он скрылся в лес. Комиссией обнаружено было 200 пуд. хлеба.

Донской округ. В хут. Марьевском Ейского района представителем РИКа и председателем хуторского совета было издано объявление о вы­возе всеми лишенцами в 24 часа всей муки и зерна, не оставляя себе на пропитание.

В хут. Булоганском Мечетинского района уполномоченным по хлебо­заготовкам была введена жесткая норма для всех хозяйств. Оставление 15 фунт, муки до нового урожая на едока вызвало сильное недовольство бедняцкого и середняцкого населения. Член РИКа — беднячка созвала собрание женщин с целью потребовать увеличения нормы. На собрании выступавшие женщины жаловались на то, что работники по хлебозаго­товкам «терзают и мучают крестьян, сажают в амбары» и т.д. Организа­тор собрания — член РИКа — в своем выступлении призывала женщин «бить хлебозаготовителей и не допускать вывоза хлеба». Как выяснилось, уполномоченным по хлебозаготовкам в хут. Булоганском действительно были допущены незаконные аресты, грубое обращение и ряд нетактич­ных действий, им воспользовались зажиточные и антисоветский] эле­мент для подстрекательства и проведения агитации к выступлению бед­няков против власти.

Аналогичное имело место в хут. Красные Лучи и Валко-Грузском сельсовете, где жены зажиточных и кулаков, подстрекая остальную массу женщин, пытались оказать организованное противодействие при вывозе излишков из села. Поводом к этому послужило заявление одной беднячки, быв. делегатки на окружной конференции бедноты, что норма оставляемого хлеба на едока должна определяться не в 15 и 30 фунт, в месяц, а в 2J/2 пуд.

Деятельность советских]

и партийных] организаций

Стремление уклониться от работы по хлебозаготовкам продолжает на­блюдаться повсеместно. Местами (Донской округ) отказы от работы чле­нов сельсоветов стали учащаться. Вместо назначенных по тому или дру­гому участку для работы по хлебозаготовкам 15—20 чел. (в том числе и члены партии и комсомольцы) работают от 3 до 7-ми чел. (Ейский, Ба-гаевский районы — Донской окр[уг]). В том же округе в Ст.-Минском и Батайском районах работники сельсоветов жалуются: «Нас замучили на этой работе, мы совершенно оторвались от своего хозяйства и вынуждены оставить свою землю не обработанной». «У крестьян хлеба нет и мы их мучить не будем».

Донской округ. В хут. М.-Мочетковском Семикаракорского района вся комсомольская ячейка во главе с секретарем отказалась принимать учас­тие в работе по хлебозаготовкам: «Нам некогда заниматься хлебозаготов­ками, у нас хлеба нет, а если и был, то мы бы и не вывезли, так как государство с нас только умеет драть, а нам ничего не дает». В с. Крым Мясниковского района у члена ревкомиссии ККОВ и члена сельсовета, участвовавших в работе по заготовкам, оказались скрытые излишки хлеба.

В с. Верхние-Салы хлебозаготовительный и советский аппарат оказа­лись засоренными чуждым элементом, который также укрывал зерно. Для оздоровления аппарата снят с работы председатель] ККОВ и секре­тарь сельсовета. Секретарю ячейки ВКП(б) вынесен строгий выговор с


предупреждением, четыре члена сельсовета, скрывшие излишки, исклю­чены из состава совета и двое из них преданы суду.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных