![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Торговый оборот отделов главной конторы Центросоюза за 1923г. составил 165 660 230 руб., а весь оборот — 205 546 200 руб. Центросоюз имел в это время 25 предприятий. 4 страницаВ ходе реформы полностью изымались и передавались в государственный фонд пахотные земли крупных байских хозяйств помещичьего типа; земли хозяйств, не обрабатывающих ее собственными силами, а также земли лиц, имевшие источником существования торговлю или нетрудовой доход. Вместе с землей конфисковывался весь живой и мертвый инвентарь. В остальных хозяйствах изымались излишки земельной площади сверх установленной для каждого района нормы, а излишки с/х инвентаря подлежали принудительному выкупу. В Казахстане, по постановлению ЦИК и СНК Казахской АССР от 20 мая 1926 г., был проведен уравнительный передел пахотно-сенокосных угодий и конфискация байского скота (Советское крестьянство. Краткий очерк истории (1917—1970). Изд. 2-е. М., 1973. С. 194—201). 103 Хозяйственный аул — первичная социальная и хозяйственная ячейка кочую 104 Организация кредитования сельского хозяйства до 1922 г. предусматривала 15 февраля 1924 г. постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено акционерное общество «Центральный с/х банк». Согласно уставу, банк учреждался «в целях содействия восстановлению и развитию сельского хозяйства и с/х промышленности СССР путем создания единой системы с/х кредита». Учредителями банка явились: Наркомат финансов СССР, наркоматы земледелия РСФСР, УССР, БССР, представитель нар-комземов республик Закавказья и Всероссийский союз с/х кооперации. В задачи банка входило: изыскание и привлечение новых источников средств для развития сельского хозяйства и с/х промышленности СССР; объединение и планомерное использование государственных средств, предназначенных для кредитования сельского хозяйства; снабжение средствами общественных и кооперативных учреждений и предприятий, работающих в области сельского хозяйства и с/х промышленности, на условиях долгосрочного и краткосрочного кредита; содействие развитию сети учреждений мелкого с/х кредита. Банк осуществлял кредитование через посредство с/х банков союзных республик, а также обществ с/х кредита. Деятельность банка распространялась на всю территорию СССР. С 1930 г. он стал называться Всесоюзный с/х кооперативно-колхозный банк. Ликвидирован в 1959 г. (РГАЭ. Ф. 7480. Историческая справка к фонду). 105 Кубанская краевая рада — высший орган власти в Кубанской обл., создана в тельство (председатель Л.Л.Быч). 22 февраля 1918 г. избранный на 1-м съезде Советов Кубани в Армавире областной Совет объявил себя единственным правомочным органом власти в области, а Кубанскую раду — вне закона. 14 марта 1918 г. советские войска заняли Екатеринодар, изгнанное краевое правительство заключило договор с командованием Добровольческой армии, отступавшей с Дона на Кубань. После провозглашения в апреле 1918 г. Кубанской советской республики, усилилось антисоветское движение среди казаков, что позволило Деникину к концу 1918 г. захватить всю Кубанскую область. Однако разногласия Кубанского правительства и командования Добровольческой армии, а также противоречия внутри самой Рады, были настолько велики, что в ноябре 1919 г. произошел переворот. Рада, выступавшая за автономию Кубани и создание самостоятельной кубанской армии, была разогнана. Новое правительство было сформировано из сторонников политики Деникина по воссозданию «единой и неделимой России». В ходе гражданской войны недовольство казаков проводимой политикой усилилось, развилось массовое дезертирство из Добровольческой армии. В мае 1920 г. капитулировала Кубанская армия (преобразованная Деникиным в качестве уступки из Кавказской армии). На Кубани установилась Советская власть. Кубанская краевая рада эмигрировала сначала в Грузию, а затем (в 1921 г.) в Западную Европу, в частности, в Чехословакию. Там, от ее имени, бывшие депутаты и члены правительства продолжали вести активную антисоветскую деятельность, оставаясь сторонниками независимой Кубанской республики. 106 Закон о едином с/х налоге на 1926/27 г., утвержденный II сессией ВЦИК 25 Сумма единого с/х налога в 1926/27 г. повысилась на 100 млн руб. по сравнению с предыдущим и достигла 357,9 млн руб. Местные надбавки к налогу составили 42 млн руб. Кроме того, в 1926/27 г. деревня выплатила 187,7 млн руб. промыслового налога, 48,1 млн руб. пошлин и 601,7 млн руб. косвенных налогов (СЗ СССР. 1926. № 30. Ст. 192; Данилов В.П. Советская налоговая политика в доколхозной деревне // Октябрь и советское крестьянство. 1917—1927 гг. М., 1976. С. 184—185). 107 Речь идет о заметке «Наша доходность и налог» от 9 мая 1926 г., в которой 108 Ленинский призыв в РКЩб) объявил пленум ЦК партии, состоявшийся после Имеется в виду Хорватская крестьянская партия (ХКП), основанная в 1904 г. братьями А.Радичем и С.Радичем. Ее программа (1905) содержала требования политических свобод, предоставления избирательного права всем «самостоятельным хозяевам», ликвидации сословных привилегий аристократии и др. Партия выступала за широкую автономию Хорватии (в сфере финансов и экономики), федерализацию империи Габсбургов. После образования в декабре 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия) ХКП выдвинула требование республики, при- знания права на самоопределение, проведения земельной реформы. В 1919—1925 тт. называлась Хорватской республиканской крестьянской партией (ХРКП). На выборах 1923 г. в Народную скупщину получила 70 мандатов и стала по значению второй (после сербских радикалов) партией в стране. В 1924 г. вступила в Крестьянский интернационал. В результате ХРКП была запрещена правительством, а С.Радич арестован. После переговоров с правительством республиканские лозунги ХРКП были сняты. В июле 1925 г. ХКП совместно с сербскими радикалами образовала коалиционное правительство, но в 1926 г. вышла из него в знак протеста против великосерб-ской политики его большинства. В конце 1927 г. ХКП вступила в политический блок с Независимой демократической партией (основана в 1924 г.), образовав Крестьянско-демократическую коалицию. После установления 6 января 1929 г. в Югославии военно-монархической диктатуры, ХКП, как и все другие политические партии, запрещена. В 1929—1934 гг. фактически бездействовала. После 1935 г. стала основной партией хорватской буржуазии. После оккупации Югославии фашистскими войсками в апреле 1941 г. фактически прекратила свое существование. 110 Крестьянский интернационал (Крестинтерн) — международная крестьянская 111 Имеется в виду XIV съезд ВКП(б), состоявшийся в Москве 18—31 декабря 112 Экономическое управление (ЭКУ) ВЧК—ГПУ—ОПТУ было создано в мае В центральную конвенцию хлебозаготовителей вошли: Хлебопродукт, Центросоюз, Сельскосоюз, Госбанк и Укрхлеб под председательством представителя Нарком-торга СССР. В местные конвенции, кроме филиалов перечисленных заготовителей, входили местные тресты и кооперативные объединения под председательством представителя местного внуторга. В целях устранения конкуренции и ажиотажа между за- готовителями, а также воздействия на цены внеплановых заготовителей Центральной комиссией конвенции и местными конвенционными комиссиями устанавливались согласительные цены (РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 9. Д. 45. Л.36). 114 В циркуляре ОПТУ всем низовым органам о задачах в текущей хлебозаготовительной кампании 1926/27 хозяйственного года от 19 августа 1926 г. на органы Экономического управления ОГПУ возлагалось выявление: 1) в области хлебозаготовок — причин, задерживающих выпуск хлеба на рынок, а также чрезмерного колебания цен на хлеб; факторов, препятствующих росту и выявлению первичной кооперации в деле хлебозаготовок; конкуренции и несогласованности государственных и кооперативных заготовителей; излишних накладных расходов в ведении хлебозаготовительных операций; целесообразности мероприятий местных регулирующих органов для хода хлебозаготовок; неприспособленности элеваторов и других складских помещений для хранения зерна, влекущей за собою порчу последнего. Надлежало принять меры к раскрытию и пресечению обычных для хлебозаготовительной деятельности преступлений: растрат, подлогов, хищений, порчи зерна и т.п.; 2) в области финансирования и кредитования — нарушений директив центральных органов в области кредитования частных лиц и организаций и основных хлебозаготовителей; степени активности филиалов Госбанка в регулировании хлебозаготовительной кампании; расходования кредитов не по назначению и причин, вызывающих их замедленный оборот. На информотдел ОГПУ и его местные органы возлагалось освещение хлебозаготовок в селах, волостях, уездах и районах. Подлежали освещению: 1) ход хлебозаготовок и работа низовых заготовителей (государственных, кооперативных и частников). В том числе: цены на продукты сельского хозяйства в районах хлебозаготовок; наличие в кооперации и на рынке необходимых для деревни товаров и цены на них в местах хлебозаготовок; злоупотребления и ненормальности со стороны низовых хлебозаготовителей; конкуренция между государственными (и кооперативными) заготовителями и частными; деятельность и методы воздействия на крестьян со стороны последних (повышение покупных цен и т.п.); причины задержки вывоза хлеба; скупка хлеба для спекуляции; 2) политнастроение деревни в связи с хлебозаготовками. В том числе: отношение и требования различных социальных прослоек деревни к создавшимся в ходе кампании ценам на продукты сельского хозяйства и на промтовары (обязательно с конкретными примерами); отношение различных социальных групп деревни к вывозу хлеба на рынок, к продаже хлеба государственным, кооперативным и частным заготовителям, к срокам уплаты с/х налога и влияние этих сроков на ход хлебозаготовок; особо отмечать: все случаи антисоветской агитации кулачества и антисоветских элементов деревни в связи с хлебозаготовками, в частности, случаи агитации против вывоза хлеба на рынок и продажи его госзаготовителям и против экспорта хлеба за границу. Информация о дефектах в области хлебозаготовок должна была передаваться местным органам соответствующего профиля для их устранения. О вопросах, не поддающихся разрешению на месте, необходимо было срочно сообщать в Экономическое управление ОГПУ для принятия мер через центральные органы. О проделанной работе в области хлебозаготовительной кампании высылались специальные сводки в Экономическое управление с копией в информотдел. Сводки должны были поступать к 1 и 15 числам каждого месяца, начиная с 1 сентября 1926 г., составляться однотипно, строго касаясь всех упомянутых выше пунктов, по порядку их изложения. Сведения информационного и цифрового характера включались в них лишь по необходимости для иллюстрации основного содержания сводок (ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 1. Д. 164. Л. 194—195). Имеется в виду Особая коллегия Высшего контроля по земельным спорам (ОКВК). Образована совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 24 мая 1922 г. В ее задачи входил высший контроль по земельным спорам и имущественным разделам граждан и учреждений в республиках, краях, губерниях и областях РСФСР и рассмотрение кассационных жалоб на решения губернских земельных комиссий. Работала в тесном контакте с Наркоматом юстиции РСФСР. Местными органами коллегии являлись земельные комиссии: волостные — при волисполкомах, уездные и губернские — при уездных и губернских земельных органах, они занимались разрешением споров по земельным делам на местном уровне. Положение о земельных комиссиях утверждено постановлением ВЦИК «О порядке рассмотрения земельных споров» в 1922 г. В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 июля 1926 г. коллегия была переподчинена Президиуму ВЦИК. Тогда же принято новое положение о коллегии, в соответствии с которым в ее ведение входило «установление правильного и единообразного применения всеми земельными комиссиями действующих земельных законов и единого порядка рассмотрения спорных земельных дел; разрешение в порядке высшего контроля жалоб и протестов на вошедшие в законную силу решения земельных комиссий» и решение о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам; разрешение пограничных земельных споров; наблюдение за своевременной и правильной организацией и ревизии земельных комиссий. Особая коллегия состояла из председателя, двух его заместителей и семи членов, трое из которых утверждались Президиумом ВЦИК по представлению Наркомата юстиции РСФСР, а остальные — по представлению Наркомзема. 10 октября 1930 г. постановлением Президиума ВЦИК и СНК СССР коллегия была ликвидирована (СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 428; 1926. № 4. Ст. 16; ГАРФ. Ф. 5201. Историческая справка к фонду). 116 Копия анонимки, подброшенной председателю земкомиссии станицы Абинской И.Г.Кампанийцу, приведена в выписке из информдоклада Кубанского окружного отдела ОГПУ за 20—21 августа 1926 г.: «Ивану Гавриловичу Кампанийцу — лично. Оповещение: провести в исполнение. За неисполнение ответственность — смерть. От хлеборобов извещение: вменяем обязанностью, которую нужно привести в исполнение. В настоящее время идет незаконная номеровка землеустройства, которая началась без ведома граждан ст. Абинской; немедленно прекратить ее. Хлеборобы ничего не знают о действиях передела: как и на каких основаниях он должен [проводиться], по сколько на едока распределено и как будут делить землю — это ничего неизвестно, что является странным и недопустимым [для] соввласти. Зем[ельная] секция собрала кучку базарной своры-шантрапы и начала решать судьбу хлебороба, как суждать землю. Не стыдно вести саботаж? Заместителю] сек[ретаря] пересказуем прекратить работу незаконную и немедленно собрать общее собрание хлеборобов и разъяснить все это подробно и установить законно, общим собранием. За неисполнением этого все участники землеустройства будут преданы смерти на месте своих работ, и на отдыхах, и на линиях раздать земли. Смерть всем — прошел 1920 г. давно, возврата больше ему не будет никогда, оружие в руках давно, проснись от сна, пора к труду, смерть всему! Хлеборобы. За неисполнение повинен смерти — смерть всему неминуема. Стыдно тебе, изменник, акаянный перес... [Отточие документа. — Авт.] разорвать будешь ты, Иван, если не выполнишь этого» (РГАЭ. Ф.478. Оп. 1. Д. 1967. Л. 14). Основу земельного законодательства Украины на 1926 г. составлял Земельный кодекс УССР, принятый ВУЦИК 29 декабря 1922 г. Этот кодекс предусматривал закрепление земли за хозяйствами на 9 лет. Национализация земли и передача почти всей ее площади в индивидуальное пользование крестьянами составляли основы земельного строя на селе в годы нэпа. Все земли сельскохозяйственного значения составляли единый государственный земельный фонд, который пребывал в ведении Наркомзема и его местных органов. Трудящемуся крестьянину предоставлялось первоочередное право пользоваться землей сельскохозяйственного значения. При этом в кодексе подчеркивалось, что право на пользование землей имели все граждане УССР без разницы пола, вероисповедания, национальности. Личный труд на земле был главным условием для получения земельного надела. Это требование кодекса создавало серьезную преграду для концентрации земли в руках отдельных лиц. Земельный кодекс гарантировал стабильность в праве трудового землепользования и полную самостоятельность при выборе способов и форм ведения хозяйства. Он подвел итоги аграрной политики Советской власти за предыдущий период и стал правовой основой земельного строя на время существования нэпа. Земельный кодекс учреждал судебные земельные комиссии, в обязанность которых входило решение земельных споров в судебном порядке. Практически эти комиссии занимались решением споров двух противоположных сторон: зажиточные оспаривали свое право на отобранную у них землю при раскулачивании; беднота пыталась продолжить раскулачивание зажиточных хозяйств, т.е. отобрать у них землю. В 1926 г. в связи с проведением земельно-административной реформы в Украине, в Земельный кодекс внесены поправки: судебные земельные комиссии приобрели статус отдельных структур. Комнезамы имели преимущественное право при проведении землеустройства. Летом 1928 г. «Земельный кодекс» был пересмотрен. Фактически запрещалась аренда земли и найма рабочей силы. 118 Украинская народная республика провозглашена 7 (20) ноября 1917 г. в Киеве Состоявшийся в декабре 1917 г. в Харькове 1-й Всеукраинский съезд Советов объявил Центральную раду вне закона и провозгласил 12 (25) декабря 1917 г. Украину социалистической советской республикой. В результате вооруженной борьбы 26 января (8 февраля) 1918 г. Киев был взят советскими войсками, а Центральная рада бежала на Волынь (в Житомир, а затем в Сарны). После заключения Центральной радой Брест-Литовского соглашения с Германией и Австро-Венгрией 27 января (9 февраля) 1918 г. германо-австрийские войска оккупировали почти всю территорию Украины и Украинская народная республика была на время восстановлена. Однако 29 апреля германское командование разогнало Центральную раду и заменило ее правительством гетмана Скоропадского, который упразднил Украинскую народную республику и объявил создание Украинской державы. 26 декабря 1918 г. Украинская народная республика была возрождена после захвата Киева войсками Украинской директории во главе с С.В.Петлюрой, которая назначила новое правительство — Совет народных министров, возглавленный В.Чехновским. В январе 1919 г. произошло объединение Украинской народной республики с Западно-Украинской народной республикой. В результате наступления Красной армии в декабре 1919 — феврале 1920 гг. на Украине установилась Советская власть. Последняя попытка восстановить Украинскую народную республику состоялась в ходе советско-польской войны в мае—июне 1920 г. Последнее ее правительство возглавлял В.Прокопович. С окончанием войны «правительство Украинской народной республики» продолжало номинально существовать в эмиграции, с помощью властей европейских государств поддерживало антисоветское движение на Украине. 119 Духоборцы — приверженцы религиозного течения (секты), которое возникло в 120Джадидизм (от арабского джадид — новый) — культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Средней Азии, Крыма и Поволжья в конце XIX — начале XX вв. Джадиды выступали за введение в мусульманских школах ряда светских предметов, развитие национальной культуры, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальных языках. Часть джадидов признала Советскую власть, другие — сотрудничали с белым движением и басмачами, впоследствии эмигрировали. 14 апреля 1926 г. постановлением СНК была образована Центральная междуведомственная комиссия по снижению розничных цен при Наркомате внешней и внутренней торговли СССР, соответствующие комиссии созданы при наркоматах внутренней торговли союзных республик, при советах наркоматов автономных республик, Грузии, Армении и Азербайджана, а также при краевых, областных и губернских исполкомах. 2 июля 1926 г. СТО принял постановление о снижении розничных цен на недостающие товары государственной промышленности: текстильные товары, металлоизделия, кожевенно-обувные товары, строительные материалы, с тем чтобы размер снижения розничных цен в государственной и кооперативной торговле по указанным товарам составил в среднем на 1 августа 1926 г. по всему Союзу 10% от уровня этих цен на 1 мая 1926 г. (СЗ СССР. 1926. № 32. Ст. 207; № 51. Ст. 374). 122 Предвыборной кампании 1926/27 гг. правительством придавалось большое значение, особенно подчеркивался тот факт, что это были первые после окончания гражданской войны выборы в советы, проходящие в мирной обстановке. 28 сентября 1926 г. постановлением ЦИК была утверждена новая инструкция о выборах в советы, в соответствии с которой избирательных прав были лишены лица: а) использующие наемный труд с целью извлечения прибыли; б) живущие на нетрудовые доходы или занимающиеся торговлей; в) лишенные избирательных прав по классовому положению. Кроме того, из «отдельных категорий граждан» избирательных прав лишались: а) земледельцы, применяющие наемный труд сезонно или постоянно в объеме, расширяющим их хозяйство за пределы трудового, а также имеющие наряду с земельным хозяйством промысловые или промышленные предприятия, ведущиеся с применением наемного труда; б) лица, сдающие в аренду с/х машины, рабочий скот и проч. или постоянно занимающиеся кредитом на кабальных условиях; в) кустари и ремесленники, прибегающие к наему рабочей силы, а также частные торговцы, быв. чиновники и офицеры белых армий, руководители контрреволюционного движения, быв. полицейские, служители религиозных культов, административные ссыльные. Не могли быть лишены избирательных прав: а) крестьяне-земледельцы, использующие в хозяйстве наемный труд одного постоянного рабочего, при особых обстоятельствах: болезнь, мобилизация, избрание на общественную должность, требующую отрыва от хозяйства; а также нанимающие на время страдной поры на короткий срок не более двух человек; б) кустари и ремесленники, не использующие наемную силу, или в силу условий производства пользующиеся наемным трудом одного взрослого рабочего или двух учеников; в) из быв. чиновников, офицеров белых армий и руководителей контрреволюционных движений — лишь те, в отношении которых имелись соответствующие акты правительства СССР и союзных республик; г) лица, занимающиеся мелкой торговлей в силу особых причин: инвалиды труда и войны, а также занимающиеся административно-хозяйственным и техническим обслуживанием зданий религиозных культов и обрядов: сторожа, уборщики, звонари, певчие; д) члены семей лишенных избирательных прав, имеющие источником существования общественно-полезный труд. (СЗ СССР. 1926. № 66. Ст. 500). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|