Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Торговый оборот отделов главной конторы Центросоюза за 1923г. составил 165 660 230 руб., а весь оборот — 205 546 200 руб. Центросоюз имел в это время 25 предприятий. 4 страница




В ходе реформы полностью изымались и передавались в государственный фонд па­хотные земли крупных байских хозяйств помещичьего типа; земли хозяйств, не обра­батывающих ее собственными силами, а также земли лиц, имевшие источником су­ществования торговлю или нетрудовой доход. Вместе с землей конфисковывался весь


живой и мертвый инвентарь. В остальных хозяйствах изымались излишки земельной площади сверх установленной для каждого района нормы, а излишки с/х инвентаря подлежали принудительному выкупу.

В Казахстане, по постановлению ЦИК и СНК Казахской АССР от 20 мая 1926 г., был проведен уравнительный передел пахотно-сенокосных угодий и конфискация бай­ского скота (Советское крестьянство. Краткий очерк истории (1917—1970). Изд. 2-е. М., 1973. С. 194—201).

103 Хозяйственный аул — первичная социальная и хозяйственная ячейка кочую­
щих скотоводов, состоял из большой патриархальной семьи или из группы родствен­
ных семей (от 5 до 15), ведущих происхождение от одного предка. Во главе хозяйст­
венного аула стоял старейший — аксакал. Группа хозяйственных аулов составляла
административный аул (от 100 до 200, но местами и до 500 хозяйств), владевший оп­
ределенной территорией сезонных пастбищ (Советское крестьянство. Краткий очерк
истории (1917-1970). Изд. 2-е. М., 1973. С.190).

104 Организация кредитования сельского хозяйства до 1922 г. предусматривала
только одну форму — натурального семенного кредита, так называемой «семссуды».
На 1922/23 г. Совнарком, кроме фонда натуральной семссуды в 33 млн пуд., поста­
новил отпустить 20 млн руб. золотом на организацию обществ с/х кредита (с/х бан­
ков) и 17 345 руб. золотом на целевое кредитование сельского хозяйства. По поста­
новлению ВЦИК и СНК от 21 декабря 1922 г. «О восстановлении сельского хозяйства
и с/х промышленности и об организации для крестьянства с/х кредита», при ВЦИК
утвержден специальный Комитет содействия сельскому хозяйству и с/х промышлен­
ности, на который возложено общее руководство организацией с/х кредита, а на мес­
тах приступлено к организации обществ с/х кредита. Учредителями обществ с/х кре­
дита явились: Государственный банк, Наркомат земледелия, Всероссийский коопера­
тивный банк. Кроме того, в число учредителей могли входить и другие государствен­
ные учреждения, предприятия, кооперативные и общественные организации, а также
отдельные граждане, «заинтересованные в развитии сельского хозяйства». Основной
капитал обществ образовывался путем оплаты учредителями своих паев и выпуска
крестьянских паев. Стоимость крестьянского пая не должна была превышать полови­
ну стоимости учредительного пая. Кредитование осуществлялось как путем выдачи
ссуд отдельным крестьянам, так и первичным кооперативам, с/х, сельской кустарно-
промысловой и сельской потребительской кооперации. 27 февраля 1923 г. Совнарком
утвердил устав обществ с/х кредита, разработанный Наркомземом и Госбанком. Тогда
же были утверждены уставы целого ряда обществ с/х кредита.

15 февраля 1924 г. постановлением ЦИК и СНК СССР утверждено акционерное общество «Центральный с/х банк». Согласно уставу, банк учреждался «в целях содей­ствия восстановлению и развитию сельского хозяйства и с/х промышленности СССР путем создания единой системы с/х кредита». Учредителями банка явились: Нарко­мат финансов СССР, наркоматы земледелия РСФСР, УССР, БССР, представитель нар-комземов республик Закавказья и Всероссийский союз с/х кооперации. В задачи банка входило: изыскание и привлечение новых источников средств для развития сельского хозяйства и с/х промышленности СССР; объединение и планомерное исполь­зование государственных средств, предназначенных для кредитования сельского хо­зяйства; снабжение средствами общественных и кооперативных учреждений и пред­приятий, работающих в области сельского хозяйства и с/х промышленности, на усло­виях долгосрочного и краткосрочного кредита; содействие развитию сети учреждений мелкого с/х кредита. Банк осуществлял кредитование через посредство с/х банков со­юзных республик, а также обществ с/х кредита. Деятельность банка распространялась на всю территорию СССР. С 1930 г. он стал называться Всесоюзный с/х кооператив­но-колхозный банк. Ликвидирован в 1959 г. (РГАЭ. Ф. 7480. Историческая справка к фонду).

105 Кубанская краевая рада — высший орган власти в Кубанской обл., создана в
апреле 1917 г. В промежутках между ежегодными сессиями передавала свои функции
постоянному парламенту — Законодательной раде. Роль атамана здесь, в отличие от
области войска Донского, была номинальной. Раде и сформированному ею Временному
войсковому правительству во главе с атаманом А.П.Филимоновым в Екатеринодаре
противостоял совет, руководимый большевиками. В ноябре 1917 г. на сессии Кубан­
ской законодательной рады вместо Временного образовано Кубанское краевое прави-


тельство (председатель Л.Л.Быч). 22 февраля 1918 г. избранный на 1-м съезде Советов Кубани в Армавире областной Совет объявил себя единственным правомочным орга­ном власти в области, а Кубанскую раду — вне закона. 14 марта 1918 г. советские войска заняли Екатеринодар, изгнанное краевое правительство заключило договор с командованием Добровольческой армии, отступавшей с Дона на Кубань. После про­возглашения в апреле 1918 г. Кубанской советской республики, усилилось антисовет­ское движение среди казаков, что позволило Деникину к концу 1918 г. захватить всю Кубанскую область. Однако разногласия Кубанского правительства и командования Добровольческой армии, а также противоречия внутри самой Рады, были настолько велики, что в ноябре 1919 г. произошел переворот. Рада, выступавшая за автономию Кубани и создание самостоятельной кубанской армии, была разогнана. Новое прави­тельство было сформировано из сторонников политики Деникина по воссозданию «еди­ной и неделимой России». В ходе гражданской войны недовольство казаков проводи­мой политикой усилилось, развилось массовое дезертирство из Добровольческой армии. В мае 1920 г. капитулировала Кубанская армия (преобразованная Деникиным в качестве уступки из Кавказской армии). На Кубани установилась Советская власть. Кубанская краевая рада эмигрировала сначала в Грузию, а затем (в 1921 г.) в Запад­ную Европу, в частности, в Чехословакию. Там, от ее имени, бывшие депутаты и члены правительства продолжали вести активную антисоветскую деятельность, оста­ваясь сторонниками независимой Кубанской республики.

106 Закон о едином с/х налоге на 1926/27 г., утвержденный II сессией ВЦИК 25
апреля 1926 г., вводил обложение «по совокупности доходов», полученных от поле­
водства, луговодства, от крупного рогатого и рабочего скота, от специальных отраслей
сельского хозяйства, имеющих промысловый характер (садоводство, табаководство,
огородничество, птицеводство и т.п.), от мелкого скота и неземледельческих заработ­
ков (за исключением тех районов, где «освобождение этих доходов от обложения будет
признано необходимым»). Исчисление дохода должно было производиться не в нату­
ральных единицах (десятинах пашни или посева), а в денежных. Для определения об­
лагаемого дохода в денежных единицах устанавливались нормы доходности каждого
объекта обложения (десятин посева, пашни, сенокоса, сада и т.д., головы скота, улья).
Выл начат переход от обложения по пашне к обложению по посеву.

Сумма единого с/х налога в 1926/27 г. повысилась на 100 млн руб. по сравнению с предыдущим и достигла 357,9 млн руб. Местные надбавки к налогу составили 42 млн руб. Кроме того, в 1926/27 г. деревня выплатила 187,7 млн руб. промыслового налога, 48,1 млн руб. пошлин и 601,7 млн руб. косвенных налогов (СЗ СССР. 1926. № 30. Ст. 192; Данилов В.П. Советская налоговая политика в доколхозной деревне // Октябрь и советское крестьянство. 1917—1927 гг. М., 1976. С. 184—185).

107 Речь идет о заметке «Наша доходность и налог» от 9 мая 1926 г., в которой
приводились утвержденные Амурским окружным исполкомом нормы обложения. 13
мая в «Амурской правде» было дано «Разъяснение» по поводу этой заметки, подпи­
санное Амурским окружным финотделом. В «Разъяснении» отмечалось, что по «оп­
лошности сотрудника газеты в заметке были указаны нормы доходности, а не ставки
налогобложения» (Амурская правда. 1926. 9, 13 мая).

108 Ленинский призыв в РКЩб) объявил пленум ЦК партии, состоявшийся после
смерти В.И.Ленина 29, 31 января 1924 г. Пленум принял постановление «О приеме
рабочих от станка в партию» и обращение «К рабочим и работницам». Пленум поста­
новил принимать в партию исключительно рабочих, занятых в промышленном произ­
водстве, и обязал партийные организации сосредоточить усилия на проведении в
жизнь этой задачи. Позднее ЦК вынес решение принять в партию 20 тыс. крестьян.
Для проведения ленинского призыва был установлен трехмесячный срок — с 15 фев­
раля до 15 мая, потом он был продлен до 1 октября 1924 г. В течение этих месяцев
было подано свыше 350 тыс. заявлений, 241,6 тыс. рабочих стали коммунистами.

Имеется в виду Хорватская крестьянская партия (ХКП), основанная в 1904 г. братьями А.Радичем и С.Радичем. Ее программа (1905) содержала требования поли­тических свобод, предоставления избирательного права всем «самостоятельным хозя­евам», ликвидации сословных привилегий аристократии и др. Партия выступала за широкую автономию Хорватии (в сфере финансов и экономики), федерализацию им­перии Габсбургов. После образования в декабре 1918 г. Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия) ХКП выдвинула требование республики, при-


знания права на самоопределение, проведения земельной реформы. В 1919—1925 тт. называлась Хорватской республиканской крестьянской партией (ХРКП). На выборах 1923 г. в Народную скупщину получила 70 мандатов и стала по значению второй (после сербских радикалов) партией в стране. В 1924 г. вступила в Крестьянский ин­тернационал. В результате ХРКП была запрещена правительством, а С.Радич аресто­ван. После переговоров с правительством республиканские лозунги ХРКП были сняты. В июле 1925 г. ХКП совместно с сербскими радикалами образовала коалици­онное правительство, но в 1926 г. вышла из него в знак протеста против великосерб-ской политики его большинства. В конце 1927 г. ХКП вступила в политический блок с Независимой демократической партией (основана в 1924 г.), образовав Крестьянско-демократическую коалицию. После установления 6 января 1929 г. в Югославии воен­но-монархической диктатуры, ХКП, как и все другие политические партии, запреще­на. В 1929—1934 гг. фактически бездействовала. После 1935 г. стала основной пар­тией хорватской буржуазии. После оккупации Югославии фашистскими войсками в апреле 1941 г. фактически прекратила свое существование.

110 Крестьянский интернационал (Крестинтерн) — международная крестьянская
революционная организация (1923—1933). Была создана на конгрессе представителей
крестьянских организаций СССР, Болгарии, США, Японии и других, состоявшемся
10—16 октября 1923 г. в Москве. Ставил своей задачей защиту интересов трудящегося
крестьянства, включение его в революционную борьбу под лозунгом: «Крестьяне и
рабочие всех стран, объединяйтесь!». Во главе Крестинтерна стоял совет, состояв­
ший из представителей крестьянских организаций входивших в Крестинтерн стран.
Совет избирал постоянно действующий орган — Президиум во главе с генеральным
секретарем. Крестинтерн издавал журналы «Крестьянский интернационал» и «Меж­
дународный крестьянский бюллетень», освещавшие крестьянское движение в различ­
ных странах мира. Для теоретического изучения аграрного вопроса и крестьянского
движения при Крестинтерне в 1926 г. был организован Международный аграрный ин­
ститут.

111 Имеется в виду XIV съезд ВКП(б), состоявшийся в Москве 18—31 декабря
1925 г. В резолюции «По отчету Центрального Комитета» съезд выдвинул одной из
директив: «Поддерживать и толкать вперед развитие сельского хозяйства по линии
повышения земледельческой культуры, развития технических культур, повышения
техники земледелия (тракторизация), индустриализации сельского хозяйства, упоря­
дочения дела землеустройства и всемерной поддержки разнообразных форм коллекти­
визации сельского хозяйства». Съезд также одобрил решения XIV партийной конфе­
ренции по крестьянскому вопросу (в том числе о расширении арендных прав и права
найма рабочей силы, о переходе от системы административного нажима к экономи­
ческому соревнованию и т.д.), направленные на укрепление сотрудничества с середняц­
кими слоями крестьянства (КПСС в резолюциях... 9-е изд. Т. 3. М., 1984. С. 429—431).

112 Экономическое управление (ЭКУ) ВЧК—ГПУ—ОПТУ было создано в мае
1921 г. для ведения борьбы с экономическими преступлениями, «способствующими
разрухе в хозяйственной жизни РСФСР». В ЭКУ вошел аппарат Особой межведомст­
венной комиссии (ВСНХ, Наркомпрод, НК РКИ, ВЧК и ВУСПС), образованной декре­
том СНК от 21 октября 1919 г. «для изучения явлений, препятствующих успеху эко­
номического строительства РСФСР». Согласно Положению, утвержденному 30 января
1923 г., управление было названо «органом борьбы с экономической контрреволю­
цией, экономическим шпионажем, должностными и хозяйственными преступления­
ми» и «органом содействия экономическим наркоматам в выявлении и устранении де­
фектов в их работе». В состав ЭКУ входили отделы торговли и промышленности,
внешней торговли и финансов, сельскохозяйственный, которые в октябре 1923 г. были
преобразованы в отделения. После ряда реорганизаций седьмое отделение (сельского
хозяйства и кооперации) стало четвертым (сельского хозяйства и вкусопищевой про­
мышленности). В начале 1925 г. его функции были распределены между вторым и седь­
мым отделениями.

В центральную конвенцию хлебозаготовителей вошли: Хлебопродукт, Центро­союз, Сельскосоюз, Госбанк и Укрхлеб под председательством представителя Нарком-торга СССР. В местные конвенции, кроме филиалов перечисленных заготовителей, входили местные тресты и кооперативные объединения под председательством пред­ставителя местного внуторга. В целях устранения конкуренции и ажиотажа между за-


готовителями, а также воздействия на цены внеплановых заготовителей Центральной комиссией конвенции и местными конвенционными комиссиями устанавливались со­гласительные цены (РГАЭ. Ф. 5240. Оп. 9. Д. 45. Л.36).

114 В циркуляре ОПТУ всем низовым органам о задачах в текущей хлебозаготови­тельной кампании 1926/27 хозяйственного года от 19 августа 1926 г. на органы Эко­номического управления ОГПУ возлагалось выявление: 1) в области хлебозаготовок — причин, задерживающих выпуск хлеба на рынок, а также чрезмерного колебания цен на хлеб; факторов, препятствующих росту и выявлению первичной кооперации в деле хлебозаготовок; конкуренции и несогласованности государственных и кооперативных заготовителей; излишних накладных расходов в ведении хлебозаготовительных опера­ций; целесообразности мероприятий местных регулирующих органов для хода хлебо­заготовок; неприспособленности элеваторов и других складских помещений для хра­нения зерна, влекущей за собою порчу последнего. Надлежало принять меры к рас­крытию и пресечению обычных для хлебозаготовительной деятельности преступлений: растрат, подлогов, хищений, порчи зерна и т.п.; 2) в области финансирования и кре­дитования — нарушений директив центральных органов в области кредитования част­ных лиц и организаций и основных хлебозаготовителей; степени активности филиалов Госбанка в регулировании хлебозаготовительной кампании; расходования кредитов не по назначению и причин, вызывающих их замедленный оборот.

На информотдел ОГПУ и его местные органы возлагалось освещение хлебозагото­вок в селах, волостях, уездах и районах. Подлежали освещению: 1) ход хлебозагото­вок и работа низовых заготовителей (государственных, кооперативных и частников). В том числе: цены на продукты сельского хозяйства в районах хлебозаготовок; нали­чие в кооперации и на рынке необходимых для деревни товаров и цены на них в мес­тах хлебозаготовок; злоупотребления и ненормальности со стороны низовых хлебоза­готовителей; конкуренция между государственными (и кооперативными) заготовите­лями и частными; деятельность и методы воздействия на крестьян со стороны послед­них (повышение покупных цен и т.п.); причины задержки вывоза хлеба; скупка хлеба для спекуляции; 2) политнастроение деревни в связи с хлебозаготовками. В том числе: отношение и требования различных социальных прослоек деревни к создавшимся в ходе кампании ценам на продукты сельского хозяйства и на промтовары (обязательно с конкретными примерами); отношение различных социальных групп деревни к вы­возу хлеба на рынок, к продаже хлеба государственным, кооперативным и частным заготовителям, к срокам уплаты с/х налога и влияние этих сроков на ход хлебозаго­товок; особо отмечать: все случаи антисоветской агитации кулачества и антисоветских элементов деревни в связи с хлебозаготовками, в частности, случаи агитации против вывоза хлеба на рынок и продажи его госзаготовителям и против экспорта хлеба за границу.

Информация о дефектах в области хлебозаготовок должна была передаваться мест­ным органам соответствующего профиля для их устранения. О вопросах, не поддаю­щихся разрешению на месте, необходимо было срочно сообщать в Экономическое уп­равление ОГПУ для принятия мер через центральные органы.

О проделанной работе в области хлебозаготовительной кампании высылались спе­циальные сводки в Экономическое управление с копией в информотдел. Сводки долж­ны были поступать к 1 и 15 числам каждого месяца, начиная с 1 сентября 1926 г., составляться однотипно, строго касаясь всех упомянутых выше пунктов, по порядку их изложения. Сведения информационного и цифрового характера включались в них лишь по необходимости для иллюстрации основного содержания сводок (ЦА ФСБ РФ. Ф. 66. Оп. 1. Д. 164. Л. 194—195).

Имеется в виду Особая коллегия Высшего контроля по земельным спорам (ОКВК). Образована совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 24 мая 1922 г. В ее задачи входил высший контроль по земельным спорам и имущественным разде­лам граждан и учреждений в республиках, краях, губерниях и областях РСФСР и рас­смотрение кассационных жалоб на решения губернских земельных комиссий. Работа­ла в тесном контакте с Наркоматом юстиции РСФСР. Местными органами коллегии являлись земельные комиссии: волостные — при волисполкомах, уездные и губерн­ские — при уездных и губернских земельных органах, они занимались разрешением споров по земельным делам на местном уровне. Положение о земельных комиссиях утверждено постановлением ВЦИК «О порядке рассмотрения земельных споров» в 1922 г. В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 26 июля 1926 г.


коллегия была переподчинена Президиуму ВЦИК. Тогда же принято новое положение о коллегии, в соответствии с которым в ее ведение входило «установление правильного и единообразного применения всеми земельными комиссиями действующих земель­ных законов и единого порядка рассмотрения спорных земельных дел; разрешение в порядке высшего контроля жалоб и протестов на вошедшие в законную силу решения земельных комиссий» и решение о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятель­ствам; разрешение пограничных земельных споров; наблюдение за своевременной и правильной организацией и ревизии земельных комиссий. Особая коллегия состояла из председателя, двух его заместителей и семи членов, трое из которых утверждались Президиумом ВЦИК по представлению Наркомата юстиции РСФСР, а остальные — по представлению Наркомзема. 10 октября 1930 г. постановлением Президиума ВЦИК и СНК СССР коллегия была ликвидирована (СУ РСФСР. 1922. № 36. Ст. 428; 1926. № 4. Ст. 16; ГАРФ. Ф. 5201. Историческая справка к фонду).

116 Копия анонимки, подброшенной председателю земкомиссии станицы Абинской И.Г.Кампанийцу, приведена в выписке из информдоклада Кубанского окружного от­дела ОГПУ за 20—21 августа 1926 г.: «Ивану Гавриловичу Кампанийцу — лично. Оповещение: провести в исполнение. За неисполнение ответственность — смерть. От хлеборобов извещение: вменяем обязанностью, которую нужно привести в исполнение. В настоящее время идет незаконная номеровка землеустройства, которая началась без ведома граждан ст. Абинской; немедленно прекратить ее. Хлеборобы ничего не знают о действиях передела: как и на каких основаниях он должен [проводиться], по сколь­ко на едока распределено и как будут делить землю — это ничего неизвестно, что является странным и недопустимым [для] соввласти. Зем[ельная] секция собрала кучку базарной своры-шантрапы и начала решать судьбу хлебороба, как суждать землю. Не стыдно вести саботаж? Заместителю] сек[ретаря] пересказуем прекратить работу незаконную и немедленно собрать общее собрание хлеборобов и разъяснить все это подробно и установить законно, общим собранием. За неисполнением этого все участники землеустройства будут преданы смерти на месте своих работ, и на отдыхах, и на линиях раздать земли. Смерть всем — прошел 1920 г. давно, возврата больше ему не будет никогда, оружие в руках давно, проснись от сна, пора к труду, смерть всему! Хлеборобы. За неисполнение повинен смерти — смерть всему неминуема. Стыд­но тебе, изменник, акаянный перес... [Отточие документа. — Авт.] разорвать будешь ты, Иван, если не выполнишь этого» (РГАЭ. Ф.478. Оп. 1. Д. 1967. Л. 14).

Основу земельного законодательства Украины на 1926 г. составлял Земельный кодекс УССР, принятый ВУЦИК 29 декабря 1922 г. Этот кодекс предусматривал за­крепление земли за хозяйствами на 9 лет. Национализация земли и передача почти всей ее площади в индивидуальное пользование крестьянами составляли основы зе­мельного строя на селе в годы нэпа. Все земли сельскохозяйственного значения со­ставляли единый государственный земельный фонд, который пребывал в ведении Нар­комзема и его местных органов. Трудящемуся крестьянину предоставлялось первооче­редное право пользоваться землей сельскохозяйственного значения. При этом в кодек­се подчеркивалось, что право на пользование землей имели все граждане УССР без разницы пола, вероисповедания, национальности. Личный труд на земле был главным условием для получения земельного надела. Это требование кодекса создавало серьез­ную преграду для концентрации земли в руках отдельных лиц. Земельный кодекс га­рантировал стабильность в праве трудового землепользования и полную самостоятель­ность при выборе способов и форм ведения хозяйства. Он подвел итоги аграрной по­литики Советской власти за предыдущий период и стал правовой основой земельного строя на время существования нэпа.

Земельный кодекс учреждал судебные земельные комиссии, в обязанность кото­рых входило решение земельных споров в судебном порядке. Практически эти комис­сии занимались решением споров двух противоположных сторон: зажиточные оспари­вали свое право на отобранную у них землю при раскулачивании; беднота пыталась продолжить раскулачивание зажиточных хозяйств, т.е. отобрать у них землю.

В 1926 г. в связи с проведением земельно-административной реформы в Украине, в Земельный кодекс внесены поправки: судебные земельные комиссии приобрели ста­тус отдельных структур. Комнезамы имели преимущественное право при проведении землеустройства. Летом 1928 г. «Земельный кодекс» был пересмотрен. Фактически за­прещалась аренда земли и найма рабочей силы.


118 Украинская народная республика провозглашена 7 (20) ноября 1917 г. в Киеве
объединенным органом политических партий и организаций Украины — Центральной
радой, первоначально в составе России, а с 11 (24) января 1918 г. в качестве незави­
симой. Правительством республики стал расширенный исполнительный орган Цент­
ральной рады — Генеральный секретариат. Первоначально правительство возглавлял
В.К.Винниченко, после объявления независимости — В.А.Голубович.

Состоявшийся в декабре 1917 г. в Харькове 1-й Всеукраинский съезд Советов объ­явил Центральную раду вне закона и провозгласил 12 (25) декабря 1917 г. Украину социалистической советской республикой. В результате вооруженной борьбы 26 янва­ря (8 февраля) 1918 г. Киев был взят советскими войсками, а Центральная рада бе­жала на Волынь (в Житомир, а затем в Сарны). После заключения Центральной радой Брест-Литовского соглашения с Германией и Австро-Венгрией 27 января (9 февраля) 1918 г. германо-австрийские войска оккупировали почти всю территорию Украины и Украинская народная республика была на время восстановлена. Однако 29 апреля гер­манское командование разогнало Центральную раду и заменило ее правительством гетмана Скоропадского, который упразднил Украинскую народную республику и объ­явил создание Украинской державы. 26 декабря 1918 г. Украинская народная респуб­лика была возрождена после захвата Киева войсками Украинской директории во главе с С.В.Петлюрой, которая назначила новое правительство — Совет народных мини­стров, возглавленный В.Чехновским. В январе 1919 г. произошло объединение Укра­инской народной республики с Западно-Украинской народной республикой. В резуль­тате наступления Красной армии в декабре 1919 — феврале 1920 гг. на Украине ус­тановилась Советская власть. Последняя попытка восстановить Украинскую народную республику состоялась в ходе советско-польской войны в мае—июне 1920 г. Последнее ее правительство возглавлял В.Прокопович. С окончанием войны «правительство Ук­раинской народной республики» продолжало номинально существовать в эмиграции, с помощью властей европейских государств поддерживало антисоветское движение на Украине.

119 Духоборцы — приверженцы религиозного течения (секты), которое возникло в
России во второй половине XVIII в. Духоборцы отвергают православные обряды и та­
инства, священников, монашество. Обожествляют руководителей своих общин. За не­
подчинение властям и отказ от военной службы подвергались преследованиям. В на­
чале 1840-х годов переселились из Таврической губ. в Закавказье. С конца XIX в.
эмигрировали в Канаду. Отдельные их поселения в Закавказье сохраняются до сих
пор.

120Джадидизм (от арабского джадид — новый) — культурно-реформаторское и об­щественно-политическое движение мусульман Средней Азии, Крыма и Поволжья в конце XIX — начале XX вв. Джадиды выступали за введение в мусульманских шко­лах ряда светских предметов, развитие национальной культуры, равноправие жен­щин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на националь­ных языках. Часть джадидов признала Советскую власть, другие — сотрудничали с белым движением и басмачами, впоследствии эмигрировали.

14 апреля 1926 г. постановлением СНК была образована Центральная между­ведомственная комиссия по снижению розничных цен при Наркомате внешней и внут­ренней торговли СССР, соответствующие комиссии созданы при наркоматах внутрен­ней торговли союзных республик, при советах наркоматов автономных республик, Грузии, Армении и Азербайджана, а также при краевых, областных и губернских ис­полкомах.

2 июля 1926 г. СТО принял постановление о снижении розничных цен на недо­стающие товары государственной промышленности: текстильные товары, металлоиз­делия, кожевенно-обувные товары, строительные материалы, с тем чтобы размер сни­жения розничных цен в государственной и кооперативной торговле по указанным то­варам составил в среднем на 1 августа 1926 г. по всему Союзу 10% от уровня этих цен на 1 мая 1926 г. (СЗ СССР. 1926. № 32. Ст. 207; № 51. Ст. 374).

122 Предвыборной кампании 1926/27 гг. правительством придавалось большое зна­чение, особенно подчеркивался тот факт, что это были первые после окончания граж­данской войны выборы в советы, проходящие в мирной обстановке. 28 сентября 1926 г. постановлением ЦИК была утверждена новая инструкция о выборах в советы, в соответствии с которой избирательных прав были лишены лица: а) использующие


наемный труд с целью извлечения прибыли; б) живущие на нетрудовые доходы или занимающиеся торговлей; в) лишенные избирательных прав по классовому положе­нию. Кроме того, из «отдельных категорий граждан» избирательных прав лишались: а) земледельцы, применяющие наемный труд сезонно или постоянно в объеме, расши­ряющим их хозяйство за пределы трудового, а также имеющие наряду с земельным хозяйством промысловые или промышленные предприятия, ведущиеся с применением наемного труда; б) лица, сдающие в аренду с/х машины, рабочий скот и проч. или постоянно занимающиеся кредитом на кабальных условиях; в) кустари и ремесленни­ки, прибегающие к наему рабочей силы, а также частные торговцы, быв. чиновники и офицеры белых армий, руководители контрреволюционного движения, быв. поли­цейские, служители религиозных культов, административные ссыльные.

Не могли быть лишены избирательных прав: а) крестьяне-земледельцы, исполь­зующие в хозяйстве наемный труд одного постоянного рабочего, при особых обстоя­тельствах: болезнь, мобилизация, избрание на общественную должность, требующую отрыва от хозяйства; а также нанимающие на время страдной поры на короткий срок не более двух человек; б) кустари и ремесленники, не использующие наемную силу, или в силу условий производства пользующиеся наемным трудом одного взрослого ра­бочего или двух учеников; в) из быв. чиновников, офицеров белых армий и руково­дителей контрреволюционных движений — лишь те, в отношении которых имелись соответствующие акты правительства СССР и союзных республик; г) лица, занимаю­щиеся мелкой торговлей в силу особых причин: инвалиды труда и войны, а также занимающиеся административно-хозяйственным и техническим обслуживанием зда­ний религиозных культов и обрядов: сторожа, уборщики, звонари, певчие; д) члены семей лишенных избирательных прав, имеющие источником существования общест­венно-полезный труд. (СЗ СССР. 1926. № 66. Ст. 500).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных