Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗНОВИДНОСТЕЙ ТАХИЛАЛИИ




Патологически ускоренный темп нередко сочетается с други­ми нарушениями речи лексико-грамматического и фонетичес­кого характера. Для обозначения таких комбинозов к концу XIX столетия было предложено большое количество терминов: Battarismus Poltern, Angophrasia, Paraphrasia, Glottering, Tumul-tus Sermonis,Brudeln,Balbutiement,Praeceps,TachiphemiaH др.

В отечественной литературе для обобщенного обозначения таких речевых нарушений иногда используется термин «спо­тыкание». Это неправомерно, так как спотыкание определяет только необоснованные остановки, паузы, запинки, а в данном случае в основе речевых нарушений лежат прежде всего аг-рамматизмы на фоне патологически ускоренной речи.

Баттаризм (парафразия) — неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания,


тяжелых расстройств темпа речи. Часто сочетается с други­ми нарушениями речи.

В качестве причин и механизмов возникновения можно рассматривать соматические, психогенные факторы и привыч­ку. Неврологические исследования указывают на изменения в физиологии и анатомии мозга, которые или свидетельству­ют о пренатальных нарушениях, или они унаследованы как конституциональная особенность.

А. Либманн (1900) считал, что парафразия появляется в результате преимущественно моторных или преимуществен­но сенсорных расстройств внимания, сходных с его наруше­ниями при соответствующих формах афазии. По мнению М. Надолечны, торопливость в речи обусловлена несоот­ветствием между желанием говорить и речемоторной воз­можностью. Эта речевая атаксия свойственна лицам с по­спешным и беспокойным характером, с недостаточно четкой памятью словесных норм и расстройством внимания. Центр тяжести все-таки падает на чисто моторно-артикуляционную трудность слова, причем последующее слово вклинивается в предыдущее, а концентрация внимания децентрализуется. М. Зееман предполагает причину нарушения в стриопаллидар-ной системе. Кроме того, он указывает на органические изме­нения в мозгу и на связь ускоренной речи с эпилепсией.

Из психических факторов следует назвать недостаточную концентрацию внимания, несоответствие темпа мышления и речи.

Механизм баттаризма и анатомо-физиологических пози­ций также можно объяснить преобладанием процесса воз­буждения над процессом торможения вследствие аномалий центральной нервной системы. М. Надолечны определяет его как парартрию и считает, что данное нарушение выражается в проглатывании и перестановке слогов и слов, в остановках в речи Э. Фрешельс объясняет парафразию с позиций механиз­ма правильной речи. В норме, благодаря вниманию, процесс течения мысли направляется в соответствии с моторной гибко­стью речи. Этим достигается известная отрегулированность психомоторных процессов. Данный механизм нарушается при быстром течении мысли. Последующее понятие нередко пре­восходит силу предыдущего до того, как оно будет произнесено, и само преждевременно вклинивается в речь. Получается кар­тина парафразии. По мнению Ю. А. Флоренский, нарушается регулирующая функция речевого внимания. Вследствие этого


не происходит самопроизвольной перестройки его по ходу ре­чевого потока. Теряется концентрация внимания в логически важных частях речевого потока, и потому речь становится спо­тыкающейся, неряшливой, хаотичной, она содержит повторе­ния, пропуски, смешения, недоговаривания, включения во фра­зу неадекватного по смыслу речевого материала и т. д.

С лингвистической точки зрения парафразию можно рас­сматривать как синтаксическое расстройство (А. Гутцман, 1885; X. Пик, 1913). Недоговаривание, пропуски, смазанность речи А. Гутцман относит за счет дискоординации между ско­ростью течения мысли и речемоторной функцией А. Гутцман в этом речевом нарушении видит не столько расстройство темпа, сколько расстройство синтаксического порядка, кото­рое выражается в нарушении правильного распорядка слов при развертывании фразы. Ведущее значение в речи X. Пик придавал слову. Сочетание слов представляет определенную фразу в процессе речи. При нарушениях речи именно эта фаза может страдать. Расстройство правильного словесного оформления мысли приводит к особым аграмматизмам, ко­торые представляют неправильное речевое построение в структуре предложения. Приближение парафразии к свое­образным формам синтаксических аграмматизмов или к рас­стройствам речи органического порядка приводит к необхо­димости выделения основных и вторичных нарушений в структуре дефекта.

Ю. А. Флоренская считала, что механизмы парафразии и афазии одинаковы. Основное расстройство при афазии и па­рафразии связано с затруднением произвольного нахожде­ния слов и выражается как: нарушение правильного течения синтаксических рядов речи, рыхлость предложения, непроиз­вольная вставка в речь добавочных элементов, нарушение бук­венного состава слова, наличие литеральных парафразии.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного харак­тера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами). Характеризуется нарушением общей и речевой моторики. Часто сочетается с другими нарушениями речи.

Начиная с работ Аристотеля, рассматривается в группе раз­личных расстройств органического и функционального про­исхождения. С конца XIX в. оно выделено как самостоятель­ное речевое нарушение. Экспериментальные исследования направлены на отграничение спотыкания прежде всего от


заикания. А. Куссмауль (1879) выделил дислогические рас­стройства речи, или дизфразии, обусловленные нарушением содержательной стороны речи, и спазматические лалоневро-зы, к которым отнес заикание как чисто артикуляторное рас­стройство речи. Он первым указал на возможность смеше­ния спотыкания с заиканием и предложил способ различения этих расстройств: привлечение внимания к речи у заикаю­щихся усиливает судорожность, у лиц со спотыканием — улучшает речь; заикающиеся в домашних условиях говорят лучше, а люди со спотыканием — хуже.

Анализ признаков полтерна и заикания показывает, что в первом случае люди обычно не осознают своего недостатка, в то время как заикающиеся от него страдают. При сосредото­ченном внимании речь при полтерн и парафразии улучшает­ся, а при заикании — ухудшается. В присутствии некоторых людей или в ответственной обстановке дети с парафразией и полтерн говорят лучше, заикающиеся — хуже. Во время не­принужденного разговора симптомы полтерн и парафразии усиливаются, симптомы заикания уменьшаются.

В 30—50-х годах нашего столетия были проведены элект­роэнцефалографические исследования, подтверждающие раз­личия между заиканием и спотыканием.

Французские исследователи Pichon и Borel-Maisonny (1964) вычленяют нарушение речи, которое они называют бормота­нием (Bredouillement). Авторы подчеркивают, что бормота­ние отличается от спотыкания тем, что оно касается расстрой­ства темпа и ритма только внешней стороны речи, а при спотыкании одновременно страдает внешняя и внутренняя речь. В настоящее время признана классификация D. Weiss (1964), который различает две формы: чистые формы споты­кания и спотыкание-синдром.

Чистые формы спотыкания обусловлены врожденными конституциональными аномалиями развития. Речь при спо­тыкании носит поверхностный и одновременно абстрактный характер и является рубленой, нечеткой по смыслу высказы­вания и способу артикулирования. В ней проявляются эле­менты аграмматизма и нарушений синтаксиса (провалы, по­вторения, телескопирование, вставки, нарушения согласования и управления слов во фразе), которые отражают внутренний беспорядок мышления. Речь недостаточно выразительна из-за быстроты, аритмии, Захлебываний. D. Weiss чистые формы спотыкания делит на следующие группы:


Первая группа — с моторными расстройствами; ос­новными симптомами нарушения являются ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков речи.

Вторая группа — с сенсорными расстройствами; в клинике спотыкания преобладает трудность нахождения не­обходимых слов, имеются нарушения слухового внимания.

Третья группа — с общей трудностью формулирова­ния речи несмотря на достаточный запас слов.

Четвертая группа — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных (а-а, э-э) или вставлением восклицаний, отражающих постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.

Полтерн наблюдается при хорее, псевдобульбарном пара­личе, дистрофирующих органических заболеваниях головно­го мозга, а также при психопатии, психических заболеваниях, олигофрении.

По мнению В. С. Кочергиной, спотыкание отличается боль­шой распространенностью. По данным К. П. Беккера (1981), среди учащихся 7—8 лет массовой школы — 1,8% детей, а в классах для заикающихся — 11,5% детей имеют пол терн. Симптомы полтерн позволяют отличать его от нормальной речи, а также от речи заикающихся.

РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ БАТТАРИЗМЕ (ПАРАФРАЗИИ) И ПОЛТЕРН(СПОТЫКАНИИ)

Речевые нарушения касаются внешней, внутренней и пись­менной речи. Для устной речи людей с этими расстройствами характерны поспешность, малая понятность, расстройства в образовании отдельных звуков, пропуски, перестановки, изме­нения звуков, слогов, выпадения и изменения слов и целых фраз. Выпадение предложений проявляется при пересказе прочитанного. Предложения короткие, мало связанные меж­ду собой, детали отсутствуют. Поспешность в речи приводит к спотыканию: человек не сразу произносит звук, беззвучно движутся губы и язык, напоминая хореотические, или судо-рогоподобные, движения. Имеются расстройства дыхания, го­лоса, дикции. Отсутствует звонкость, часты симптомы пере­напряжения голоса, иногда имеются монотонность и носовой оттенок. Расстройства голоса могут быть вызваны недоста­точностью расслабления фарингса и голосового аппарата.


Люди с баттаризмом и полтерн читают так же, как и гово­рят: длинные фразы предпочитают членить на короткие. В связи с этим они часто теряют основную нить читаемого, не могут запомнить содержание. В процессе письма наблюдают­ся остановки движущейся руки, пропуски, перестановки, за­мены, неправильное написание букв, слогов, слов и целых фраз.

При этих расстройствах нарушены все стороны речевой деятельности: импрессивная и экспрессивная речь, просодия (ритм, темп речи, интонационная выразительность, паузация, логические ударения, музыкальность речи и т. п.); голос (мо­нотонный, слабый, форсированный, с носовым оттенком), ре­чевое дыхание, речевая моторика; лексико-грамматический строй речи, синтаксис, семантика; наблюдаются постоянные трудности в выборе слов, в общих формулировках и в выра­жении своих мыслей.

Неречевая симптоматика выражается в расстройствах общей моторики, внимания, мышления, поведения. В общей моторике у людей с баттаризмом и полтерн отмечается стремительность, разбросанность движений, быстрая ходьба, резкие повороты. Речь сопровождается быстрыми, часто беспорядочными дви­жениями лица (гримасами), рук и всего тела. Внимание неус­тойчивое. Они не умеют слушать других. Плохое слуховое вни­мание. В силу этого они плохо улавливают и запоминают, как говорят окружающие. Мышление страдает разбросанностью, недостаточной логичностью, своего дефекта не замечают, кон­тактны и способны к самоутверждению. Это служит причиной того, что такие люди только в отдельных случаях обращаются за помощью. Но, хотя сами они недостаточно осознают свой дефект, их словесная коммуникация ограничена в силу нераз­борчивости речи и беспокойного поведения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных