Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ТЕМПА РЕЧИ




Обследование ведется комплексно: медицинское и психо­лого-педагогическое. Содержание обследования включает выяснение состояния нервно-психической сферы, интеллекта (по данным медицинской документации или обследования ребенка врачом-психоневрологом) и речи (на основе логопе­дического изучения).

У детей с брадилалией и тахилалией по медицинской до­кументации уточняются данные, касающиеся возможных пси­хических заболеваний, неврологической симптоматики. Вы-


ясняются соматические и инфекционные заболевания в детс­ком возрасте, травмы, опухоли головного мозга и др.

Подробно изучается анамнез по следующим направлени­ям: данные о речевых нарушениях у родителей и родствен­ников и о наличии у них нервно-психических или хроничес­ких заболеваний; протекание беременности и родов у матери; данные о развитии речи ребенка (особо отмечается, не было ли дефектов слоговой структуры слов, аграмматизмов, повто­рений звуков и слогов, каков темп речи; влияние нарушенно­го темпа речи на учение в школе, на общение со сверстника­ми); предполагаемые причины нарушенного темпа речи; особенности проявления брадилалии или тахилалии в раз­ные возрастные периоды, условия жизни ребенка в семье (ре­жим, взаимоотношения членов семьи, их отношение к ребен­ку); наклонности, интересы ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, с коллективом; круг ситуаций, в которых эти на­рушения темпа речи выражены в тяжелой форме; выражен­ность психических симптомов (отношения у своему дефекту, защитные приемы, влияние на речевое общение в различных ситуациях: речь с родителями, на уроках, с незнакомыми и т. д.); влияние нарушенного темпа речи на успеваемость и пр.

Далее уточняется:

1) состояние общей и ручной моторики (способность к под­
ражанию, самостоятельность, двигательная активность, нали­
чие сопутствующих движений, тонус, темп, выразительность,
координация и переключаемость движений, их сила, точность,
объем), выявляется наличие брадикинезии;

2) состояние мимики;

3) состояние речевой моторики, орального праксиса посред­
ством выполнения изолированных движений и их серий.
Отмечается наличие или отсутствие движения, замена данно­
го движения другим, тонус, объем движений, активность, воз­
можность удержания органов в заданном положении, темп
движения, синкинезии;

4) экспрессивная речь: произношение звуков, слогов, слов,
фраз; пересказ, рассказ, беседа, чтение стихотворных и проза­
ических текстов, вопросо-ответная форма речи, диалог, специ­
фические формы речи (отраженная, сопряженная, щепотная,
ритмическая), пение. Отмечается состояние звукопроизноше-
ния, возможность произнесения многосложных слов, длинных
фраз, длинного связного текста; наличие интер- и интравер-
бального замедления или ускорения; темп, ритм, ударение,


интонация, голос (сила, тембр, модуляция, нарушение голоса); другие дефекты устной речи;

5) письмо: списывание и самостоятельное письмо — дик­тант букв, слогов, длинных слов и фраз, длинного связного текста. Фиксируется скорость и качество написания отдель­ных элементов и сложных комплексов.

У детей с баттаризмом и полтерн особое внимание обраща­ется на исследование лексики, грамматического строя речи, семантики:

• слухового неречевого гнозиса, восприятия и воспроизве­
дения ритмов, оптико-пространственного гнозиса и праксиса.

• слуховой, зрительной и моторной памяти,

• речевой активности.

В логопедическом заключении указываются:

• чистые формы брадилалии, тахилалии; разновидности
тахилалии (баттаризм, полтерн); сочетание тахилалии с заи­
канием;

• степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);

• влияние патологически замедленной (ускоренной) речи
на личность ребенка, на его коммуникативные возможности;

• круг ситуаций, в которых проявляется тахилалия;

• выраженность психических симптомов;

• нарушения внешней речи (звукопроизношения, лекси-
ко-грамматической и семантической сторон речи, просодии);

• нарушения внутренней речи, психических процессов (вос­
приятия, внимания, мышления);

• особенности моторики;

• отклонения в поведении.

На основе логопедического заключения проводится диффе­ренциальная диагностика нарушений темпа речи от заикания, дизартрии, от нарушений речи у психических больных. Слож­но отличить тахилалию от заикания: внешне речь при тахила­лии напоминает заикание, но она отличается своим темпом, страх речи отсутствует; если человек с тахилалией обращает внимание на свою речь, то она улучшается, тогда как у заикаю­щегося речь в таких случаях ухудшается. Тики, миоклонусы у детей с тахилалией не связаны с речью или намерением гово­рить и возникают независимо от того, говорит ли в данный момент ребенок или нет, тогда как сопутствующие движения при заикании возникают, как правило, во время речи.

Особенно трудно различать тахилалию, комбинированную с заиканием. Наиболее типичные различия тахилалии и заи-


I



кания даны в исследованиях D. Weiss, J. Langova, M. Movares, М. Зеемана, В. С. Кочергиной. Они представлены в таблице.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных