Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ




Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом), с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, пси­хиатра, окулиста, отоларинголога и др.

Обследование включает изучение анамнестических сведе­ний, педагогической, психологической и медицинской доку­ментации и исследование самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значи­мые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородово­го) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при рож­дении ребенка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери до появления ребенка позволяют определить возможные от­клонения в его соматическом и нервно-психическом состоя­нии. Выявление неблагоприятных факторов внутриутробно­го развития поможет определить их косвенное влияние на последующее речевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные фак­ты катального и постнатального периодов развития ребенка анализируются и оцениваются специалистами с целью наи­более полного изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого об­щения с окружающими. Важно узнать и о речевом окруже­нии ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быст­ро родители или близкие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребен­ка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, рез­кого обращения, физических наказаний, запугивания); помощь в формировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в


заучивании сложных текстов) или, наоборот, отсутствие конт­роля за развитием его правильного произношения, грамма­тически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие предполагаемые причи­ны могли его вызвать? Как развивалось, какие особенности проявлений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутствующих двигательных нарушений (судорог, постуки­вания рукой, ногой, покачивания головой и пр.) или недостат­ков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных зву­ков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида дея­тельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучше­ния речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него рече­вому недостатку (замечает, не замечает, безразличен, пережи­вает, стыдится, скрывает, боится говорить и т. д.)?

Обращались ли родители за помощью: куда, когда, что было рекомендовано, какие результаты?

Сведения об особенностях протекания заикания позволя­ют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Наличие сопутствую­щих нарушений моторики указывает на необходимость дви­гательных упражнений, быть может, даже цикла занятий по лечебной физкультуре.

Особенности психологических проявлений у заикающего­ся требуют от логопеда предусмотреть и этот план воздей­ствия на него: отвлечь от фиксированности на своем дефекте, перестроить его отношение к себе, к своей речи, научить его слышать свою правильную речь.

После уточнения сведений о ребенке, истории возникно­вения и особенностей протекания у него заикания прово­дится обследование речи заикающегося и внеречевых про­цессов, оказывающих непосредственное влияние на его речевую деятельность.

Проводится исследование его общительности, моторики, подражательности, импрессивной и экспрессивной речи, иг­ровой, учебной, производственной деятельности, личности осо­бенностей заикающегося. Различают первичное (в течение первого месяца пребывания ребенка в речевом дошкольном учреждении в первые две недели пребывания в санатории для заикающихся детей, на школьном логопедическом пункте) и


динамическое изучение заикающегося в процессе коррекци-онно-воспитательного воздействия.

Для исследования речи детей используются картинки, книжки со стихами, сказками, подбираются игрушки (куклы, машинки, фигурки животных, строительный материал).

Конкретные задачи речевого обследования заключаются в том, чтобы определить:

• место возникновения и форму речевых судорог;

• частоту их проявлений и сохранные речевые возможно­
сти заикающегося;

• сопутствующие нарушения речи; двигательные наруше­
ния;

• отношение заикающегося к своему речевому дефекту;
наличие психологических особенностей.

Место возникновения судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных, смешанных) и их форма (клоническая, то­ническая, смешанная) определяются на слух или зрительно.

Частота судорог у заикающихся представляет для логопе­да особый интерес. Она позволяет судить о сохранных участ­ках речи, и, следовательно, от нее непосредственно будет зави­сеть насколько правильно и успешно начнутся первые же речевые занятия с ребенком. Изучение уровня свободной речи начинается с выявления зависимости пароксизмов заикания от разной степени его речевой самостоятельности. В беседе о его родителях, друзьях, интересах и т. д. выявляют особенно­сти его речевого поведения и речевых судорог. Ребенку пред­лагается составить рассказ или описать содержание картин­ки, пересказать знакомую сказку; логопед читает рассказ и предлагает пересказать его и т. д. Затем проверяет состояние отраженной и сопряженной речи путем повторения или со­вместного произнесения простых и сложных фраз.

Уровень свободной речи заикающегося зависит не только от разной степени ее самостоятельности, но и от ее подготов­ленности.

Необходимо проследить появление речевых судорог в зави­симости от того, произносит ли ребенок сложную или про­стую фразу, отдельные слова или звуки. На материале пере­сказа текста фиксируется, в каких случаях возникают речевые судороги: только в начале рассказывания, в начале фраз, на отдельных словах или звуках. Выясняется, не зависят ли ре­чевые судороги от уровня громкости речи. С этой целью пред­лагается обследуемому говорить тихо, громко, шепотом.


Влияние разной степени ритмизованности на речь заика­ющегося может быть проверено следующим образом: он рас­сказывает о том, что нарисовано на картинках, передает со­держание сказки, которая является ритмизованной прозой, рассказывает стихотворение.

При обследовании логопед обращает внимание на сопут­ствующие речевые и двигательные нарушения: лишние сло­ва или звуки, произнесение отдельных звуков, слов и даже предложений на вдохе, неправильное произношение звуков речи, недостатки словаря и грамматического строя речи, тем­па, тики, миоклонусы (непроизвольные движения), различные вспомогательные (произвольные) движения и некоторые осо­бенности речевого поведения: скованность и напряженность общих движений или, наоборот, их резкость, хаотичность, не­собранность, «разболтанность».

При исследовании игровой деятельности детей выясняется характер их игр, взаимоотношения, степень игровой активно­сти, эмоциональное состояние.

Обращается внимание на то, как заикающиеся школьники пользуются различными формами речи в процессе обучения и вне его. Отмечается наличие у них психологических осо­бенностей, в частности болезненной фиксированности на сво­ем речевом дефекте.

О психологических особенностях заикающегося сведения черпаются из бесед с родителями. Логопед уточняет сведения о его контактности с окружающими (дома, в школе, со сверст­никами и взрослыми, знакомыми и незнакомыми), обращает внимание на оценку собственной речи (знает или не знает о своем речевом несовершенстве, какое значение придает ему), на наличие защитных реакций (обидчивость, стеснительность, маскировка, уклонение от речевого общения), на речевое пове­дение при обследовании (ожидает помощи, стремится к ак­тивному преодолению недостатка или не понимает, зачем нужны речевые занятия). Изучение заикающегося продолжа­ется и в процессе коррекционного курса. Помимо бесед с заи­кающимися, их родителями, изучения психолого-педагогичес­кой и медицинской документации, используются методы по созданию экспериментальных игровых, учебных ситуаций, психодиагностические методы (метод Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ), методика С. Розенцвейга, мето­дика «тест-конфликт», методика незаконченных предложений, оценочные шкалы, тесты психических функций и моторики


и т. д.). Указанные методы применяются в качестве ценного источника информации для завершения диагностической картины, для более тонкого понимания психологических осо­бенностей заикающегося. Получаемая с их помощью количе­ственная и качественная информация подвергается интерпре­тации на основе комплексного психолого-педагогического изучения испытуемого.

В логопедическом заключении учитывается:

форма заикания (тоническая, клоническая, смешанная), вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный), степень заикания (легкая, средняя, тяжелая), темп речи (за­медленный, ускоренный, скороговорение, наличие тахилалии), сопутствующие заиканию дислалия, стертая форма дизарт­рии, общее недоразвитие речи, состояние моторной функции, наличие и выраженность психических симптомов заикания: страх речи (логофобия), двигательные и речевые уловки, эм-болофразия, изменение стиля речи и др., наличие волнения в процессе заикания, реакция на волнение. Фиксация внима­ния на речевом процессе и ее влияние на заикание, влияние сложности речевой ситуации на заикание, индивидуально-пси­хологические особенности заикающегося, характер игровой деятельности, отношение к учебной деятельности, круг ситуа­ций, в которых проявляется заикание (во всех, в большинстве, в некоторых случаях).

Логопедическое заключение дает возможность осуществить дифференциальную диагностику и отличить заикание от дру­гих речевых расстройств (тахилалии, дизартрии, спотыкания физиологического характера), а также отделить разные фор­мы заикания друг от друга. Данные комплексного изучения заикающегося позволяет установить его природу.

Наличие разных проявлений заикания, психологических особенностей и поведение каждого заикающегося определя­ют и особенности выбора средств, приемов и направленности логопедической работы индивидуально для каждого заикаю­щегося в условиях общей поэтапной логопедической работы со всей группой.

Прогноз преодоления заикания зависит от многих усло­вий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от воз­раста и т. д. Можно считать, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше от­делов речевого аппарата захвачено судорогой и чем слабее сама судорога, чем меньше психических наслоений, тем про-


гноз благоприятнее. Для заикания, развивающегося на почве врожденного отягчения или приобретенной нейропатии, а так­же появившегося без видимых внешних воздействий, пред­сказание менее благоприятно. Здесь чаще рецидивы. Успеш­нее устраняются судороги дыхательные, чем голосовые, клонические формы исчезают легче, чем тонические. Следо­вательно, на них легче воздействовать через II сигнальную систему, чем на тонические, характерные для возбуждения подкорки, которая труднее поддается указанному воздействию. Прогноз в значительной степени зависит от личности ребен­ка, от личности и мастерства логопеда.

Наиболее благоприятным является возраст 2—4 года (лег­че создать благоприятные условия, небольшой стаж заикания). Наименее благоприятным оказывается возраст 10—16 лет, пубертатный период (обостренная психическая ранимость, стремление к свободе, самостоятельности, нелюдимость и дру­гие отрицательные личностные качества). Нередко исчезнув­шее заикание потенциально сохраняется и готово проявить­ся при возникновении неблагоприятных условий.

В большинстве случаев прогноз при заикании благоприят­ный и социальная адаптация заикающихся осуществляется в достаточно высокой степени.

Профилактика заикания в нашей стране осуществляется комплексно и последовательно. Вначале она проводится с ро­дителями до рождения ребенка, чтобы предупредить отрица­тельные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую по­лость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения). Посколь­ку устная речь развивается по подражанию, то для ребенка могут сыграть неблагоприятную роль лица с заиканием, тахи-лалией, спотыканием и другими нарушениями речи. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать более спокойную обстановку: ограничить речевое общение и шумные игры, не баловать новыми игруш­ками, по возможности избегать большого общества вокруг них.

При поступлении в школу у ребенка может возникнуть заи­кание или его рецидивы. Поэтому профилактика заикания не­обходима и в школьные годы. Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам; создать в классе вокруг заикающегося благоприятную обстановку; со­общать логопедические знания родителям, учителям и т. д.


В пубертатном периоде обращается внимание на состоя­ние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности и т. п. Различные отклонения в нервно-психичес­ком состоянии подростка, перенапряжение нервной деятель­ности, эмоционально-волевой сферы, неверная самооценка, преобладание отрицательных свойств личности могут послу­жить причиной возникновения заикания или его рецидива.

Особое внимание обращается на профилактику рецидива, исходя из их причин. Можно указать следующие причины рецидивов заикания: плохие социально-бытовые условия (не­рвная обстановка, грубое обращение с ребенком, перегрузка нервной системы учением, дополнительными занятиями, ра­ботой, психическое перенапряжение); недостаточно прочное закрепление успеха в процессе логопедических занятий, от­сутствие диспансеризации; недостаточно глубокое перевоспи­тание личности заикающегося, неполное устранение вторич­ных психических наслоений, «почвы», на которой возникло заикание, например, ущемленные, подавленные эмоции, напря­женные отношения с окружающими, вяло текущие хроничес­кие заболевания и т. д.; болезни, истощающие нервную систе­му; психические травмы; недостаточное внимание со стороны окружающих к ребенку, освободившемуся от заикания; нару­шения режимов деятельности, а также режимов сна, питания, отдыха; неустраненный травмирующий, постоянно действую­щий фактор, например, заикающиеся мать или отец и др.

Зная указанные и другие возможные причины рецидивов заикания, логопед постоянно проводит профилактическую работу как в процессе логопедических занятий, так и после их окончания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных