ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Пути улучшения природопользования и охраныОкрулсающей среды Мониторинг природных ресурсов и окружающей среды. Важным условием производственной деятельности всех предприятий и отраслей сельского хозяйства является рациональное использование сохранение и воспроизводство ресурсов и бережное отношение к природе. Основным направлением эффективного использования производственных ресурсов следует считать переход на малоотходные и безотходные технологии, комплексно использующие сельскохозяйственное сырье и побочную продукцию. Практика показывает, что разумная экономия природных ресурсов позволяет успешно решать важные эколого-экономические проблемы агропромышленного комплекса. Природное равновесие невозможно сохранять и обеспечивать в условиях бесхозяйственности, при безответственном использовании индустриальных средств интенсификации сельского хозяйства. При осуществлении мелиорации, химизации и механизации необходимо всесторонне учитывать экологические требования рационального использования природных ресурсов и окружающей среды. Зафязнению атмосферного воздуха, почвы и воды способствуют выбросы углекислого газа, фреона, окисей азота, радиоактивных веществ, тяжелых металлов, пестицидов. Так, зафязнение воздуха сернистым ангидридом в концентрации 0,05 мг/м^ приводит к снижению урожайности зерновых культур на 30%, сахарной свеклы - на 35%, овощных культур - на 50-90%. При этом значительно ух^^дшает-ся качество выращенной продукции. Зафязнение окружающей среды отходами производства наносит существенный ущерб зданиям, сооружениям и оборудованию. Оно приводит к ускорению их износа и увеличивает потребность в ремонте основных средств. Большое влияние на окружающую среду оказывает развитие животноводства. Крупные животноводческие комплексы и птицефабрики существенно загрязняют окружающую среду: почву, водоемы, атмосферный воздух. Острой проблемой здесь является утилизация отходов животноводства и в первую очередь уборка и хранение навоза. Ее можно решить с помощью применения новых технологий, исключающих загрязнения водных источников стоками от животноводческих комплексов. Назрела необходимость сооружения навозохранилищ и очистных сооружений, а также установление надлежащего контроля за природоохранными мерами в каждом сельскохозяйственном предприятии. Нерациональное применение минеральных удобрений и средств защиты растении наносят большой ущерб природной среде. Внесение удобрений без учета состава почвы приводит к нарушению почвообразовательных процессов и ухудшению деятельности микроорганизмов. Неудовлетворительная организация транспортировки и хранения минеральных удобрений способствует тому, что они в большом количестве попадают в окружающую среду, вымываются и уносятся в водные бассейны и наносят огромный ущерб растительному и животному миру природы. Большое влияние на экологию оказывают химические средства зашиты растений. Исследования показывают, что пестициды сокращают потери продукции сельского хозяйства до 30%, значительно повышают производительность труда. Прибыль от применения пестицидов более чем в 3 раза превышает затраты на их производство и применение. Однако они в значительной мере способствуют загрязнению окружающей среды. Пестициды могут проникать с водой в глубокие слои почвы и в процессе биологических и химических реакций превращаются в более токсичные и стойкие вещества. В этой связи в агропромышленном комплексе необходимо разрабатывать меры по рациональному использованию и хранению химических средств защиты растений, шире применять биологические методы борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. И здесь многое зависит от подготов- ки специалистов для сельскохозяйственного производства, от уровня их экологической культуры, мышления и подхода к решению конкретных задач. Объективная необходимость регулирования природопользования. Воспроизводство продуктивности сельскохозяйственного производства и сбережения чистоты природных ресурсов должно быть направлено как на создание конкурентоспособной конечной продукции, так и на сохранение окружающей среды для обеспечения жизнедеятельности будущих поколений. Особенности функционирования сельского хозяйства, уровень его технологий и экономический механизм природопользования определяют возможность нарушения окружающей природной среды. Задача повышения экологической безопасности региональных агросистем должна основываться не на разработке новых методов ликвидации последствий нарушения природной среды, а на создание перспективных методов недопущения дальнейшего ущерба окружающей среды. Под экологической услугой в аграрной среде понимают всякое улучшение агроландшафта в направлении его экологической ценности. Развитие рынка экологических услуг позволит организовать целенаправленное приро-довосстановление, в том числе за счет альтернативного сельскому хозяйству производства с использованием малоэффективных земельных ресурсов. Рынок экологических услуг предполагает организацию производства экологических благ и последующую их продажу потребителям на основе предварительного изучения потенциального спроса. Следует различать два типа природоохранных рынков: рынок прав или лицензий на загрязнение и рынок экологических услуг. С помощью рынка прав на загрязнение возможно регулирование уровня загрязнения среды и смягчения отрицательных последствий сельскохозяйственных и других видов деятельности. В ходе радикальных преобразований Россия столкнулась с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной активности. Это, в свою очередь, оказало негативное влияние на осуществление природоохранной деятельности, на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. К негативным факторам воздействия на эколого-экономическую ситуацию следует отнести отсутствие также нового организационно-экономического механизма природопользования, особенно на уровне регионов. В них пока слабо поставлены учет и оценка природных ресурсов, практически не ведутся их комплексные кадастры. В недостаточной степени осуществляется координация работ по изучению и воспроизводству ресурсов, не обеспечивается экономическое регулирование использования ряда видов природных ресурсов, а главное - не осуществляется комплексное управление природо- пользованием. Усугубляет ситуацию непрекращающаяся перестройка государственных структур управления, в том числе по использованию природных ресурсов. Нерешенность вопросов разграничения собственности на природные ресурсы между Федерацией и ее субъектами нередко приводит к неэффективному использованию природных ресурсов, деградации природных комплексов. Динамика и структура воспроизводства производительных сил в регионах складывается под определяющим воздействием отраслевого развития. При таком подходе размещение и специализация производства в регионах осуществляется при наличии необходимых природных и трудовых ресурсов, производственной и, частично, отраслевой инфраструктуры. Приоритет отдается такому варианту развития и размещения, который обеспечивает минимум отраслевых затрат. С позиции отрасли, производительные силы и природные ресурсы регионов выступают лишь как материальный базис развития производства, подчиненный производственным целям выпуска продукции. Целевые установки региона должны иметь принципиально иной - социальный характер и не могут быть сведены к производственным показателям. Важнейшая цель регионального развития состоит обеспечении экологически безопасного, устойчивого и динамичного развития производительных сил и на этой основе - повышение благосостояния, которое определяется имеющимися в регионе природными, материальными, социальными и экологическими условиями. Рост промышленного производства долгие годы достигался без должного учета исчерпаемости многих видов невозобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны. Результатом такого подхода явились негативные изменения среды обитания человека, которые уже сегодня представляют серьезную угрозу выживанию человечества. К перечню таких изменений относятся возможное глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, учагДение кислотных дождей, накопление в почве промышленных районов токсичных тяжелых металлов и пестицидов в сельскохозяйственных зонах, загрязнение больших территорий радионуклидами. Попытки решения экологических проблем без устранения причин их возникновения не могут быть успешными, поскольку любое увеличение техногенного воздействия на природу в результате экстенсивного промышленного роста приводит к усилению процессов ее деградации и требует все большего количества материальных и финансовых средств на ее восстановление. Наращивание усилий по устранению экологических последствий хозяйственной деятельности не может быть бесконечным. Необходим поиск путей не только экономически эффективного, но и экологически безопасного развития производительных сил. Это, в свою очередь, невозможно без анализа сложившихся систем природопользования, изучения и осмысления причинно-следственных связей между составляющими их элементами, позволяющих объяснить феномен расхождения между ожидаемыми результатами функционирования таких систем и имеющимися в действительности. Трудности изучения систем природопользования во многом связаны с тем обстоятельством, что в настоящее время практически отсутствует единая научная теория, которая бы органично соединяла исследования как экономических, так и экологических процессов. Стремительный рост загрязнения и деградации окружающей среды связан с экологической несостоятельностью современной технологии. Увеличение валового национального продукта сам по себе еще не означает каких-либо последствий для окружающей среды. Для этого необходимо знать, каким образом достигнут этот экономический рост. Механизм регулирования природопользования. Механизм экономического регулирования природопользования самым существенным образом зависит от того, в каком типе экономики, в какой социально-экономической системе он строится. Возникают основополагающие и принципиальные вопросы: совместимы ли цели охраны окружающей среды и интересы рыночной экономики, допускает ли рыночная экономика введение регулирования ресурсов без потери своей эффективности, и наоборот - могут ли рыночные методы быть рабочим инструментом решения общенациональных проблем ресурсосбережения? Опыт стран с развитой рыночной экономикой во второй половине двадцатого века показал, что также как и по отношению к социальным аспектам, бизнес безразличен и к экологическим проблемам. Бизнес будет беречь или уничтожать природные ресурсы в зависимости от того, что в данный момент выгодно. Экологический императив является для бизнеса таким же внешним, дополнительным ограничением, как и социальный фактор. Социально ориентированная рыночная экономика допускает переход к экологически и социально-ориентированной рыночной экономике,'способной решать общенациональные экологические проблемы без снижения социально-экономической эффективности. Главным условием для этого является экологически ориентированное государственное регулирование экономических процессов. Усиление государственного регулирования социально-экономических явлений - это процесс объективный и связанный с требованиями конкретного социально-политического направления. Государственное вмешательство в рыночную экономику в форме экономического регулирования и в виде прямого государственного хозяйствования представляет собой экономический способ смягчения циклических колебаний в экономике. В настоящее время государственное вмешательство приобрело новые функции социально-ориентированного перераспределения национального продукта. Усиление экологического давления приводит к новому усложнению условий существо- 9-1526 257 вания общества и вызывает необходимость расширения функций и форм государственного регулирования функционирования социально-экономической системы. Принятие конкретных решений в механизме государственного регулирования зависит от состояния экономики страны. Рыночная экономика обеспечивает наиболее благоприятные условия создания эффективной системы природоохранного регулирования, поскольку именно в этом случае четко разделены субъекты контроля за окружающей средой. Государство создает экономические механизмы и экологичедкую законодательную и нормативно-правовую систему, регулирующие экологические параметры экономики, и разрабатывает механизмы контроля приро-допользователей. Товаропроизводители отвечают за соблюдение экологических нормативов и совершенствуют экологические характеристики процессов ресурсопользования и ресурсосбережения. В системе экологических нормативов должны быть предусмотрены механизмы непрерывной их постройки по отраслям, регионам и во времени. Наряду с этим необходимо иметь схемы взаимоувязки нормативов с социально-экономическими.параметрами производства, а также определить принципы их гармонизации с нормативами других стран и международными рекомендациями. Существует несколько подходов к определению критериев и размеров начисления платежей в решении проблем природоохраны: - платежи можно устанавливать, исходя из оценки воздействия приро-допользователей на окружающую среду, из нанесенного ими ущерба и из суммы затрат, необходимых для компенсации этого ущерба. Учитывая сложный характер прямых и косвенных воздействий на окружающую среду, практически невозможно оценить весь ущерб, этот подход неудобен для установления системы платежей, однако пригоден для экспертизы новых проектов и производств; - платежи можно устанавливать, исходя из планов природоохранных мероприятий местных, региональных и центральных органов. Эта система неэффективна из-за обезлички ресурсов и потери прямой зависимости улучшения экологической обстановки от платежей природопользователей; - платежи можно устанавливать по аналогии с налогом от прибыли -внесение фиксированного процента от прибыли зафиксированные коэффициенты повышения нормативов. Подход неудачен из-за многочисленных недостатков; - платежи можно устанавливать, исходя из регулирующей функции в деятельности предприятия. Нельзя допускать, чтобы экономическое регулирование природопользования было либо вообще нечувствительным для предприятия, либо убийственным для его активности. Платежи нужно установить такими, чтобы при данном уровне цен на продукцию, платежей за ресурсы, чистоту продукции и m загрязнения для предприятия был бы выгоден процесс непрерывного со-нершенствования уже действующего производства путем множества локальных улучшений его экологических характеристик. Как показывает опыт наиболее развитых стран, это - фундаментальное требование, выполнение которого обеспечивает восприимчивость к научно-техническому прогрессу. Это главный механизм экономической переориентации национальной экономики. Система регулирования ресурсосбережения с помощью платежей и санкций при ее неуклонном проведении в жизнь создает достаточные стимулы к снижению сбросов и выбросов, но недостаточная ее гибкость может о грицательно сказаться на эффективности производства. Вопросы для самоконтроля и обсуждения на семинарских Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|