ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система цен на продукцию сельского хозяйстваСистема цен в рыночных условиях. В практике развития рыночных отношений применяют различные виды цен, которые являются главным объектом рыночных исследований. Основными ценами, отражающими, отношения между продавцом и покупателем в условиях рынка являются (схема 44): - свободные или договорные; - регулируемые; оптовые; \ розничные; \ сопоставимые; закупочные. \ / Схема 45 Система цен в рыночных условиях Свободные (договорные) - устанавливаются с учетом экономических интересов покупателя и товаропроизводителя. Определяется через механизм спроса и предложения Регулируемые - это цены, уровень, динамика и порядок которых регулируются государством Оптовые - цены, по которым предприятия изготовители продукции реализуют ее предприятиям-заказчикам Розничные - цены реализации продукции в розничной торговле независимо оттого, кто является покупателем Сопоставимые - цены, используемые для измерения динамики физического объема, товарооборота других сопоставимых показателей. Установлены в 1994 г. Закупочные - цены, по которым государство закупает продукцию для своих нужд Гарантированные (защитные) - цены при закупке продукции в федеральный фонд Залоговые - используются при закупке продукции под залог Трансфертные - цены, применяемые при расчетах за поставки продукции в рамках транснациональных корпораций Бартерные - используются при-обмене сельскохозяйственной продукции на продукцию промышленных предприятий и организаций Базисные - цены, которые применяются в качестве исходных при предварительных сделках и корректируются с помощью скидок или надбавок Свободная цена - это цена реализации товара, складывающаяся непосредственно на рынке. По своему содержанию свободная цена идентична договорной цене, хотя формального акта договоренности между покупателем или продавцом, как правило, не существует. Свободная или договорная цена В странах с развитой рыночной экономикой свободное ценообразование осуществляется в условиях действующей системы законов, регламентирующих порядок формирования прибыли и установления цен. Это в основном касается товаров, определяющих потребительскую корзину населения. Регулирующая роль государства в формировании цен не противоречит принципам свободного ценообразования. Регулируемая цена - это цена, уровень, динамика и порядок которой регулируются государством. В развитых странах под непосредственным государственным воздействием формируются цены на основные продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, производимое в фермерских хозяйствах. В России порядок регулирования цен определен Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». В соответствии с данным Указом регулирование цен осуществляется установлением государством твердых фиксированных цен на определенный период на отдельные товары. При этом определены нижний и верхний пределы цены с учетом рыночной ситуации, утверждены гарантированные государственные цены с учетом предельного уровня рентабельности. Основным методом регулирования цен является установление определенного размера торговых надбавок на продовольственные товары или определение предельного уровня рентабельности на некоторые продукты. Регулирование цен осуществляется также путем предоставления дотаций отдельным отраслям и производством. В настоящее время крайне слабо используются такие экономические методы регулирования цен в условиях рынка, как товарные интервенции из государственных запасов через систему государственной и негосударственной торговли. Оптовые цены представлены ценами, по которым предприятия-изготовители продукции реализуют ее предприятиям-заказчикам, а также организациям, осуществляющим оптовую торговлю товарами. Оптовыми являются такие цены, по которым оптовые фир1С1ы продают крупные партии товаров предприятиям и организациям розничной торговли. При формировании оптовой цены определяют производственные издержки и размер коммерческих расходов на единицу продукции, а также устанавливают соответствующую сумму прибыли в зависимости от условий и возможностей реализации. Сдерживающим фактором установления оптовой цены в условиях рыночной экономики является конкуренция. При отсутствии конкуренции функции по формированию оптовой цены в определенной мере должно выполнять государство. Это в первую очередь относится к установлению оптовых цен на энергоносители, транспортные перевозки, связь. Органами исполнительной власти на местах могут применяться и другие способы регулирования оптовых цен. Например, с 1 февраля 1995 г. в Москве введен порядок установления предельного разового повышения до 5% свободных отпускных цен на основные продовольственные товары (молоко, хлеб, масло, сахар, муку, картофель и др.) для предприятий оптовой торговли, осуществляющих самостоятельно закупки продукции. Розничные цены - это цены, по которым товары реализуются в розничной торговле независимо от того, кто является покупателем продукции. В основе розничных цен лежат цены оптовые, а также цены приобретения товаров предприятиями и организациями розничной торговли. К оптовым ценам предприятия розничной торговли прибавляют торговую накидку или наценку, за счет которой покрываются издержки обращения и обеспечивается определенная прибыль. Размеры торговых наценок устанавливаются предприятиями розничной торговли самостоятельно, за исключением отдельных продовольственных товаров, по которым торговые наценки регулируются местными органами власти. Существуют предельные размеры торговых наценок, превышать которые предприятие розничной торговли не вправе. В состав торговой накидки входит налог на добавленную стоимость. Сопоставимые цены - это цены, которые используются для измерения динамики физического объема продукции, товарооборота и других сопоставимых показателей. Сопоставимые или неизменные цены устраняют влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей. До 1994 г. в сельском хозяйстве применялись сопоставимые цены 1983 г. Применение сопоставимых цен позволяет получить объективную картину развития общественного производства, торговли, потребления товаров особенно в условиях инфляции и непрерывного роста цен (табл. 15). Закупочные цены - это цены, по которым государство закупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий для своих нужд. Гарантированные или защитные цены на продукцию сельского хозяйства применяются при закупках продукции в федеральный фонд. Наряду с этими ценами в рыночной экономике широко используют цены: - мировые; - базисные; - справочные; - трансфертные; - залоговые. Мировые цены используются для приобретения товаров в условиях импорта или экспорта. Они ориентируются на цены ведущих в мире товаропроизводителей и поставщиков продукции. Базисные - применяются в качестве исходных на предварительных сделках и могут корректироваться с помощью скидок и надбавок. Сопоставимые цены на продукцию сельского хозяйства, руб. за 1 ц Таблица 15
Справочные - отражают уровень цен по фактически заключенным сделкам за прошлый период или по другим поставщикам данной продукции. Трансфертные цены - это разновидность цен, применяемых при расчетах за поставки товаров и услуг в рамках международных объединений, фирм, компаний и транснациональных корпораций. Сфера применения трансфертных цен распространяется на поставки полуфабрикатов, узлов, деталей, комплектующих изделий. В процессе формирования конкурентного рынка существуют понятия «ценовая дискриминация» и «ценовая интервенция». Ценовая дискриминация представляет собой форму монопольного диктата в ценовой политике, когда одни и те же товары реализуются различным группам потребителей по разным ценам. Ценовая интервенция - это закупка части продукции государст- BOM на рынке с целью недопущения падения цен ниже того уровня, когда отечественным товаропроизводителям становится невыгодным производить конкретную продукцию. Сезонное движение цен. Особенности сельскохозяйственного производства накладывают отпечаток на развитие ценовых отношений во времени. Ценовые различия при реализации отдельных видов продукции растениеводства характеризуются определенным спросом и предложением в отдельные периоды времени. Следовательно, имеет место сезонное движение цен. Так, спрос на капусту белокочанную может удовлетворяться как за счет текущего производства (июль-октябрь месяцы), так и из фондов ее хранения (октябрь-май месяцы). В этой связи сезонная динамика цен имеет следующий вид: П
Ю Q. О X Ф Я" 3 2 1 Ч Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|