ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задания для творческих групп1. В нашем классе несколько учеников (довольно способных, но немного ленивых) постоянно отказывались отвечать у доски, а чтобы защитить себя от "двойки" говорили учителям, что не поняли тему. Если же учитель все-таки ставил "два"начинали громко возмущаться, доказывать, что это не справедливо. (Из анкет студентов.) ► Разработайте линию поведения учителя в данной ситуации, взяв за основу методику конструктивного спора. 2. В 11-м классе у нас сменился преподаватель русского языка и литературы. Алла Петровна радикально отличалась от своей предшественницы и манерой преподавания, и системой оценок. Приняли ее далеко не сразу. Часть класса постепенно привыкла к новому преподавателю, но оставались и недовольные. Один из них - Игорь С., умный, сообразительный парень, учится с нами с 10-го класса, до этого учился в математическом. Игорь считал, что Алла Петровна все делает неправильно. Все попытки учителя как-то заинтересовать его провалились. Игорь считал, что все знания, приобретенные им до 11-го класса, гораздо важнее тех, что дает Алла Петровна, поэтому пропускал уроки, не выполнял домашние задания, всячески игнорировал ее. Алла Петровна отказалась от попыток наладить отношения с Игорем и просто ставила ему "тройки", хотя знала, что он способен на большее. ► Разработайте модель разрешения конфликта с помощью техники открытого разговора. 3. Клавдия Михайловна вызвала в школу маму Артема. Разговор состоялся в учительской во время перемены. - Товарищ Зайцева, Вы совершенно перестали следить за сыном! - начала Клавдия Михайловна. - То есть как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым, - попыталась возразить мать. - Так что ж, выходит, что мы - учителя - лжем Вам и от нечего делать вызвали Вас в школу?! - раздраженно продолжала учительница. - А что собственно натворил сын? Он вообще мне все рассказывает. - Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки... - Вы знаете, Клавдия Михайловна, дома он мне не дерзит. - Ну, значит, я лгу Вам, - перебила учительница. - Тогда мы будем с Вами разговаривать в другом месте - у Вас на работе: у администрации и в общественных организациях. - А Вы меня не пугайте этим, - зло и раздраженно в свою очередь ответила мать. - Артем плохо ведет себя на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они на головах ходят... - А Вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте! - А Вы мне не грозите жалобами на работу, я тоже могу пожаловаться на школу в роно! - В таком случае мне с Вами больше не о чем разговаривать, - и Клавдия Михайловна повернулась к окну. Мать Артема ушла раздраженная, с глазами, полными слез. Полезного разговора не получилось... (Педагогические ситуации. - М., 1983. - С. 88 - 89.) ► Разыграйте ситуацию в лицах. ► Разработайте модель данной беседы с использованием учителем техники открытого разговора или конструктивного спора. 4. Двое учащихся случайно разбили горшок с цветком в кабинете. Учительница, узнав, кто это сделал, поговорила с учениками и попросила принести новый горшок. Ученики были согласны с таким решением. (Из анкет учащихся.) ► Смоделируйте возможные варианты беседы учительницы с учениками, в ходе которой было достигнуто взаимоприемлемое решение. 5....Начальная информация: в школу пришла молодая учительница, биолог, с высшим образованием. Сначала все было хорошо. Во второй четверти в начале урока она не нашла в классе учеников. Они стояли в коридоре второго этажа и объясняли директору, что учительница относится к ним высокомерно, подчеркивает постоянно свои большие знания и свою учебу в институте, на каждом шагу старается показать ученикам, насколько они глупы. (Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.,1999.-С. 39.) ► Разыграйте ситуацию в лицах. Продемонстрируйте возможный способ урегулирования конфликта директором. 6. У меня в школе был конфликт с учительницей истории. Она пришла к нам уже в 11-м классе, у нее были иные требования к ответам на контрольные вопросы. Прежний же учитель требовал почти дословное пересказывание материала. На контрольной работе я так и сделала. Новая же учительница поставила мне "2" и сказала, что я все списала. Чтобы разрешить конфликт, мне пришлось наизусть рассказывать всю тему (написанную в течение четырех лекционных уроков). (Из анкет студентов.) ► Определите объективный конфликтоген педагогической системы, который привел к конфликту. ► Предложите и продемонстрируйте способ предупреждения подобных конфликтов. При выполнении заданий используйте справочные материалы из приложения.
Рекомендуемая литература: см. рекомендации к занятиям 3, 5, 6, 7. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. АщуповА.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 1999. 2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991. 3. Васильева Т. Саногенное мышление учителя, ученика. - Калининград, 2000. 4. Грановская P.M. Элементы практической психологии. - 3-еизд., с изм. и доп. - СПб., 1997. 5.Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Е. Основы педагогики индивидуальности. - Калининград, 2000. 6. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций. - Калининград, 1996. 7. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.,1995. 8. Иеащенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Минск,1999. 9. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского.-М., 1994. 10. Кан-Калт В.А. Грамматика общения: Метод, пособие / Под ред. Л.Ф. Гамаюнова. - М, 1995. 11. Кан-Калт В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения.-М., 1990. 12. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / Пер. с англ. - М, 1992. 13. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М.: 1999. 14. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. - М., 1998. 15. Мнацаканян Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников.-М., 1991. 16. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. 17. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990. 18. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 1991. 19. Рыбакова ММ. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.-М., 1991. 20. Рыбакова И.И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. 21. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют...:Психологический практикум. - Дубна, 2000. 22. Самсонова Н.В. Опыт тематического словаря-справочника по конфликтологии. - Калининград, 2000. 23. Селье Г. Когда стресс не приносит горя // Неизвестные силы в нас.-М., 1992. 24. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. - Киев, 1991. 25. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. - Ростов н/Д., 1999. 26. Стресс жизни: Сборник. - СПб., 1994. 27. Уткин Э.А. Конфликтология: Теория и практика. - М., 1998. 28. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.-М., 1998. 29. Харханова Г.С. Возможности конфликтной ситуации как метода воспитания // Реализация концепции педагогики индивидуальности в высшей и средней школе. - Калининград, 2000. 30. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. - Красноярск, 1995. 31. Чернышев А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М., 1999. 32. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса.-М., 1994. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Сущность и структура конфликта. 2. Особенности педагогических конфликтов. 3. Динамика конфликта. 4. Личностные причины конфликтов. 5. Внутриличностный конфликт. 6. Способы управления эмоциональными конфликтными состояниями. 7. Классификация конфликтов. 8. Причины конфликтов в школе. 9. Методы диагностики конфликтов. 10. Мотивация конфликта. 11. Пассивные конфликтные стратегии игнорирования(уход), приспособление. 12. Активные конфликтные стратегии: соперничество, сотрудничество. 13. Компромисс. 14. Методы управления конфликтами. 15. Методы разрешения конфликтов. 16. Профилактика конфликтов. 17. Организация эффективного педагогического общения. 18. Анализ конфликтной ситуации (по выбору студента). 19. Педагогические возможности конфликтов и конфликтных ситуаций. 20. Формирование конфликтологических умений у школьников. ПРИЛОЖЕНИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|