Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тест К. Томаса по определению типа поведения




 

В нашей стране тест адаптирован Н.В. Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин "разрешение конфликтов", автор подчеркивал, что этот термин подразумевает следующее: конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было достижение некоторого идеального бесконфликтного состояния, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей, мере двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов и увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими. В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. В соответствии с этими двумя основными измерениями К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

Соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Компромисс.

Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

Сотрудничество, когда участники приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

 

Опросник1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра-

тить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и мо-

их собственных.

3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-

нить наши отношения.

4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради

интересов другого человека.

5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти

поддержку у другого.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на-

пряженности.

6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для

себя.

Б. Я пытаюсь добиться своего.

7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем,

чтобы со временем решить его окончательно.

Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться

другого.

 

 

8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со-

стоят все затронутые интересы и вопросы.

9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то

возникающих разногласий.

Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со-

стоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-

нить наши отношения.

12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы-

звать споры.

Б. Я даю возможность другому в чем-то оставаться при сво-

ем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его

взглядах.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих

взглядов.

15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохра-

нить наши отношения.

Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на-

пряженности.

16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей пози-

ции.

17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной на-

пряженности.

18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-

ность настоять на своем.

Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем

мнении, если он идет мне навстречу.

19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со-

стоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем,

чтобы со временем решить его окончательно.

 

 

20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь

для нас обоих.

21 А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела-

ниям другого.

Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине

между моей позицией и точкой зрения другого человека.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить жела-

ния каждого из нас.

Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя

ответственность за решение спорного вопроса.

24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я поста-

раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих

взглядов.

Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к жела-

ниям другого.

26. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить жела-

ния каждого из нас.

27. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вы-

звать споры.

Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож-

ность настоять на своем.

28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку

у другого.

29. А. Я предлагаю среднюю позицию.

Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то

возникающих разногласий.

30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.

Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, что-

бы мы совместно с другим заинтересованным человеком

могли добиться успеха.

 

 

 

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

 

Ключ

Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

1. А Б

2. Б А

3. А Б

4. А Б

5. А Б

6. Б А

7. Б А

8. А Б

9. Б А

10. А Б

11. А Б

12. Б А

13. Б А

14. Б А

15. Б А

16. Б А

17. А Б

18. Б А

19. А Б

20. А Б

21. Б А

22. Б А

23. А Б

24. Б А

25. А Б

26. Б А

27. А Б

28. А Б

29. А Б

30. Б А

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных