Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛЕКЦИЯ 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ




В условиях сегодняшней России, осуществляющей сложнейший и неизвестный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и ответственности человека, особую значимость имеют социальные технологии.

Требуется продуманная технология создания условий, для того чтобы общество развивалось без ущемления прав и свобод отдельных личностей и социальных групп. Для решения этой общегосударственной проблемы необходима выработка и претворение в жизнь различных региональных и локальных программ, т. е. социальных технологий на мезоуровне и микроуровне. Новые экономические рыночные отношения в России неизбежно порождают естественный отбор тех, кто способен правильно понять, оценить и адаптироваться к новой социальной реальности. Далеко не все граждане нашего общества готовы к этому. Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым условиям; во-вторых, в технологиях самоорганизации и новых технологиях обучения, позволяющих с минимальными затратами времени и сил повысить уровень своей подготовки в новых сферах деятельности.

Очень весомым является мировоззренческий, социокультурный эффект социальных технологий. Это, прежде всего искусство и мастерство социальных преобразований. Говоря об искусстве и мастерстве, мы, прежде всего, имеем в виду такой способ базирования социальной теории на основе социальной практики, который помогает избежать пресловутого метода «проб и ошибок» в моделировании социальных процессов. Они должны быть изначально наполнены той степенью рационализации и оптимизации, которые не рассматривают человека лишь как средство, как технологическую функцию, как «винтик» в механизме социального конвейера.

С учетом всего вышесказанного социальные технологии становятся подлинно социальными, потому, что они моделируют не отдельные социальные процессы, а социальную жизнь в целом. Можно сказать, что они становятся реальной альтернативой всякой иной форме общественных измерений: социальной эволюции и социальной революции, социальным реформам и социальным трансформациям, ибо все эти указанные процессы вольно или невольно подчиняются воздействию того или иного идеологического фетиша. В отличие от этого, социальные технологии — форма социального саморазвития.

Социальные технологии как альтернатива технократическому мышлению выражают себя как политика, техника, методика, тактика и стратегия практической реализации социального интеллекта. Указанное гуманистическое или человеческое измерение социальных проектов определяет интеллектуальный, обусловленный уровнем интеллектуального взаимодействия характер социальных отношений.

Социальные технологии - это деятельность людей, реализация их социальной энергии, интеллекта, выражения способностей, умений и даже желания делать что-либо определенным образом.

Эти социальные действия осуществляются в конкретных социальных условиях, реализация через специфические социальные институты и социальные организации. Здесь социальные технологии выступают как разновидность социального менеджмента, форма выражения социального управления.

Социальные технологии - вид операционального социального самосознания. Этакая операционально-прагматическая социальная рефлексия. Она выражается в осмыслении тех технологических законов, которые позволяют обществу найти внутреннее социальное измерение оптимальности метаморфоз. Можно сказать, что социальные технологии — это социальный институт инноваций и социального творчества, организации и самоорганизации, диагностики, тактики и стратегии развития.

Социальные технологии становятся подлинно социальными, потому, что они моделируют не отдельные социальные процессы, а социальную жизнь в целом.

Можно сказать, что они становятся реальной альтернативой всякой иной форме общественных измерений: социальной эволюции и социальной революции, социальным реформам и социальным трансформациям, ибо все эти указанные процессы вольно или невольно подчиняются воздействию того или иного идеологического фетиша. В отличие от этого, социальные технологии - форма социального саморазвития.

Социальная технология является продуктом человеческой деятельности. Но одновременно социальная технология служит и ее предпосылкой, поскольку выступает формой, способом и условием организации деятельности и взаимодействия. При этом с необходимостью должно учитываться то, каким образом может быть организована человеческая деятельность, на каких условиях ее организации и самоорганизации возможен максимальный эффект.

В основе социальной технологии находится проверенное, достоверное социологическое знание. В этом виде оно должно представлять собою конечный и относительно завершенный продукт социологического исследования. Эта конечность и относительная завершенность выражается в том, что объект социологического исследования на данном этапе может быть описан с достаточной пол нотой, определяемой проводимыми исследованиями.

Социальные технологии в широком смысле этого понятия — это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопрос о том, как, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.

Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия. Условно говоря, социальные технологии, несмотря на то, что они имеют свои собственные теоретические основания, служат переходным мостиком между реальной практикой и высокой теорией.

Социальные технологии касаются всех сторон социальных явлений. Они могут быть связаны с технологиями обработки и изучения достоверной информации. В этом отношении они характеризуют социальную информдинамику. Здесь явным образом прослеживается выход на новый уровень обществознания - операциональное когнитивное обществознание. В этой области во главу угла ставятся информационные связи социального субъекта. И тогда включенными в эту область будут такие сферы, как социология массовых коммуникаций, паблик рилейшнз, техника и методика делового обучения. Информационное взаимодействие социальных субъектов создает новый тип социальной реальности и требует новых методов и новых парадигм познания.

Таким образом, являясь специфической социальной теорией и социальной практикой, социальные технологии выражают собой своеобразную форму социальной самоорганизации, а также форму познания обществом самого себя, т. е. социальные технологии выступают свое образным методом социальной рефлексии. Это многоуровневый процесс. Среди его особенностей есть одна, которая требует отдельного рассмотрения. Это технология самопознания человеческой индивидуальности. Какие бы не велись речи о человеке как социальном субъекте, индивидуально-личностный план социального творчества является одним из определяющих.

Человек, как бы он ни был растворен в социальности и коллективности, индивидуален и уникален. Строго говоря, конечные критерии эффективности целенаправленного воздействия на социальный процесс обусловлены тем, насколько полно и творчески всесторонне конкретный индивид нашел в нем свое проявление.

Целью самопознания является выявление индивидуально-личностных и социальных возможностей самореализации чело века в оптимизации социального процесса с заданными качествами и свойствами. В этом плане методология социальных технологий включает в себя принципы интеллектики и, можно сказать, еще не сложившейся теории социального творчества.

Применение и использование технологий развития лидерского потенциала молодежи, приобретают важное значение, поскольку образованное подрастающее поколение - стратегические инвестиции в будущее. Руководители организаций должны продумать комплексные программы по удержанию молодых специалистов, поменять, свое отношение к персоналу, так как именно люди являются истинным ресурсом развития.

Лидерство должно стимулировать инновационное поведение сотрудников, обеспечивающее постоянное рождение и использование нового знания на всех уровнях организации. Новый лидер ХХI в. должен входить в команду, разделяющую общую систему ценностей и воодушевленную общей целью создания культуры.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных