ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛЕКЦИЯ 8. МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТРУКТУР
В социальном прогнозировании все большее распространение получает метод прогнозного моделирования социальных процессов. Все количественные методы, использующиеся в прогнозировании, по существу являются методами моделирования — многопланового метода, предполагающего исследование реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Моделирование как технология социального прогнозирования (от латинского слова «modulus» — мера, норма; от французского «modele» — образец, прообраз) — это метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях). Применяются для определения или уточнения характеристик существующих или вновь конструируемых объектов. Моделирование — многофункциональное исследование. Его основной научной задачей является воспроизводство на основании сходства с существующим объектом, другого, заменяющего его — модели. Модель — это аналог оригинала. Основное условие модели — она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом случае само моделирование теряет смысл. Основное отличие модели от оригинала — способность к гибкому прогнозному изменению, не влияющему на исходные данные модели. Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, графическое отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т. д. В отличие от физической, социальная модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков социального явления или процесса, выбранных в качестве независимых, в значения других признаков, выбранных в качестве зависимых. Информационное значение социальной модели можно оценивать по тому, насколько точно она отражает (прогнозирует) изменения изучаемых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых значениях независимых признаков (объективных условий). Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно используется для исследования глобальных проблем, отличающихся своей многоплановостью, охватывающей по существу, всю жизнедеятельность человека. Моделирование в таких случаях выступает как многомодельное построение. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании и более «низких» проблем социальной сферы, в том числе: демографической ситуации в условиях рыночных отношений (в отдельных конкретных регионах); динамики занятости; состояния образования, здравоохранения, сферы услуг, рынка жилья и т. д., так как они в сущности своей сложные социальные компоненты. Особая сложность в моделировании социальных процессов в России состоит в том, что значительная их часть не укладывается в рамки ранее разработанных схем и требует теоретического осмысления в соответствии с существующей социальной действительностью. Моделирование социальных отношений и региональных структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов в их различных сочетаниях на исследуемые процессы в социальной сфере региона. Основой и предметом такого моделирования является проблемная ситуация. Поэтому на начальном этапе необходимо определить наиболее значимую проблему и цели ее исследования. Любая проблемная ситуация имеет объективную и субъективную основу. При этом в понятие объективного в проблемной ситуации включаются противоречия между процессом развития и стремлением к стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворенности и т. д. К субъективным факторам относятся: понимание значимости данной проблемной ситуации, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, заинтересованных в разрешении проблемной ситуации. В качестве проблемных моделей на уровне региона могут быть рассмотрены: • уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5–10 лет); • оценка состояния высшего образования и его тенденции; • женщина и семья в условиях социальных реформ; • моделирование духовно-нравственного поведения личности в условиях рыночных отношений; • компьютерная система в прогнозировании и моделирования здоровья населения в условиях экологической опасности; • моделирование системы переквалификации работников в условиях рыночных отношений; • прогнозирование и моделирование экономики здравоохранения; • профессиональная модель социального работника; • нравственная модель социального работника; • моделирование экологии человека; уровень преступности и др. Наиболее распространенными методами моделирования в социальной сфере региона являются: разработки, анализ и исследование модели проблемной ситуации, моделей нововведений (инновационных моделей), эвристических моделей и специальных математических моделей. В последнее время достаточно широкое распространение получили модели, создаваемые на ЭВМ. Основные их достоинства - универсальность, удобство построения, быстрота внесения новых информационных данных. Моделирование - одна из основных категорий теории познания. Для социального моделирования интересна работа с аналогом объекта на уровне структур, функций и результатов. Цель моделирования - воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследование его внутренних процессов. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, слишком дорого или требует слишком длительного времени. Все эти критерии как раз и характеризуют социальные объекты, представленные живыми людьми, социальными группами, обществом в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|