Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Государственные деятели




Плиний Младший

Плиний Младший – римский автор и политический деятель, служивший наместником в провинции Вифи-ния (Малая Азия), был племянником и приемным сыном Плиния Старшего, занимавшегося естественной историей. Плиний Младший известен прежде всего благодаря своим письмам, и Брюс называет его «одним из величайших в мире авторов, чьи письма… заняли место среди классики литературы»[457].

До наших дней дошло десять книг переписки Плиния. В десятой книге, написанной около 112 г.н.э., содержатся упоминания о христианстве в провинции Ви-финия и приводятся некоторые сведения об Иисусе[458]. Плиний обнаружил, что христианское влияние было настолько сильно, что языческие храмы почти опустели, языческие праздники стали привлекать намного меньше народа, а спрос на жертвенных животных упал. Христиане не шли на уступки, а император запрещал политические союзы, поэтому Плиний предпринял действия против христиан. Но так как он не был уверен в том, что делать с верующими, – следует ли относиться к ним всем одинаково и как поступать с раскаявшимися,– он писал императору Траяну, поясняя свои методы.

Плиний лично беседовал с христианами, которых отсылали к нему. Он спрашивал, христиане ли они. Если ответ был положительным, он задавал им этот вопрос еще дважды, под угрозой смерти. Если они продолжали упорствовать в вере, он приказывал казнить их. В некоторых случаях наказание включало пытки, если нужно было получить необходимую информацию, как в случае с двумя рабынями, которые были диаконисами в церкви. Если человек был римским гражданином, его отправляли в Рим на суд императора. Как писал императору Плиний, те, кто отрицали, что были христианами на момент допроса или в прошлом, вслед за ним «призвали богов, совершили перед изображением [Траяна]… жертву». После этого они «похулили Христа». Плиний объясняет, что делал все это для того, чтобы избавить множество людей от заблуждения[459].

Поскольку письмо Плиния довольно пространное, мы приведем лишь ту его часть, где описывается, как древние христиане поклонялись Христу:

«Они [христиане] в установленный день собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они обычно расходились и сходились опять для принятия пищи, обычной и невинной»[460].

Далее Плиний добавляет, что христианство привлекало людей всех социальных слоев, всех возрастов, мужчин и женщин, жителей городов и деревень.

Из письма Плиния мы узнаём еще несколько фактов об Иисусе и раннем христианстве. 1) Первые верующие поклонялись Христу как Богу. 2) Далее в письме Плиний называет учение Иисуса и Его последователей «безмерным уродливым суеверием», что перекликается со словами Тацита и Светония. 3) Нравственные учения Иисуса отражены в принимаемой христианами клятве не совершать грехи, перечисленные в письме. 4) В словах Плиния о том, что верующие снова собираются в течение дня для принятия обычной пищи, мы находим возможное свидетельство об установленной Христом Евхаристии и о христианских «вечерях любви». Это описание подразумевает ответ на обвинение со стороны неверующих в адрес христиан: было подозрение, что верующие совершали ритуальные убийства и на собраниях пили кровь, – еще одно подтверждение нашего мнения, что Плиний имеет в виду евхаристию. 5) Слова Плиния, что христиане собирались «в установленный день», возможно, содержат указание на воскресные богослужения.

Что касается первых христиан, 6) мы узнаём, какие методы использовал Плиний в обращении с верующими: установление принадлежности к христианам, затем допрос и после него – казнь. Те, кто отрицал причастность к христианству, получали свободу, поклонившись богам и императору. 7) Интересно замечание Плиния о том, что истинных христиан невозможно было заставить поклониться богам и императору. 8) Христианское богослужение включало начинавшиеся до рассвета собрания, 9) во время которых пели гимны. Возможно, христиане собирались так рано потому, что потом начинался обычный рабочий день. 10) Эти христиане, видимо, представляли все социальные слои Вифинии, так как среди верующих были люди из всех сословий, возрастов, местностей, как мужчины, так и женщины. 11) В церкви были общепризнанные должности, о чем свидетельствует упоминание двух диаконис («служительниц»), которых пытали, чтобы получить информацию. Хотя Плиний не приводит сведений об Иисусе, из этих писем мы узнаём, как проходили самые ранние христианские богослужения. Верующие регулярно встречались и поклонялись Иисусу.

 

Император Траян

На свой запрос Плиний получил ответ, который опубликован вместе с его письмами, хотя ответ императора Траяна намного короче:

«Ты поступил вполне правильно, мой Секунд, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Установить здесь какое-нибудь общее определенное правило невозможно. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать, но тех, кто отречется, что они христиане, и докажет это на деле, т.е. помолится нашим богам, следует за раскаяние помиловать, хотя бы в прошлом они и были под подозрением. Безымянный донос о любом преступлении не должно приобщать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени»[461].

Траян отвечает, что Плиний, в целом, поступал правильно. Если признавшие себя христианами упорствуют в вере, их следует наказать. Однако Траян накладывает на деятельность Плиния три ограничения:

1) Христиан не следует разыскивать или выслеживать.

2) Раскаяния и поклонения богам достаточно, чтобы оправдать человека. Плиний высказывал сомнения, следует ли наказывать верующего, несмотря на раскаяние, и говорил только о прощении тех, кто с готовностью отказался от веры еще до допросов. 3) Плинию не следовало рассматривать списки христиан, поданные анонимно. Эти условия, поставленные императором Траяном, дают представление о ранних официальных взглядах Рима на христианство. Хотя гонения явно были серьезными, и многие христиане умерли, не совершив никаких преступлений, интересно отметить, что, вопреки распространенному мнению, первый век не был периодом самых жестоких гонений на верующих. Ограничения, которые Траян ставит Плинию, указывают, по крайней мере, на то, что массового истребления христиан не было. Тем не менее, гонения были, и многие христиане умерли за веру.

 

Император Адриан

То, что христиан судили, подобно тому, как делалось во времена Плиния, подтверждается еще одним историческим упоминанием. Серений Гранниан, проконсул Асии, также писал императору Адриану (117-138 гг. н. э.), объясняя свои действия по отношению к верующим. Адриан ответил Минуцию Фундану, новому асийскому проконсулу, и выпустил указ против тех, кто ложно обвиняет христиан или обвиняет их без соблюдения надлежащей процедуры. В письме, сохранившемся в труде Евсевия – историка церкви, жившего в третьем-четвертом вв.,-Адриан заявляет:

«Мне кажется, что дело это нельзя оставить без рассмотрения; нельзя, чтобы люди жили, не зная покоя, и на доносчиков была возложена обязанность вредить и злодействовать. Если жители провинции могут подтвердить свое обвинение против христиан и отвечать перед судом, то пусть этим путем и действуют, но не требованиями и воплями. Весьма приличествует, в случае обвинения, произвести тебе расследование»[462].

Адриан объясняет, что если после расследования вина христиан будет доказана, их следует судить «в соответствии с преступлением». Но если верующие стали жертвами клеветы, за ложные обвинения следует наказывать доносчиков[463].

Из письма Адриана мы также можем установить достоверность следующих фактов: 1) на христиан в Асии часто доносили как на нарушителей закона, за что их ожидали различные наказания. 2) Как и Траян, Адриан настаивал на умеренности и приказывал, чтобы христиан не травили. 3) Если вина христиан действительно была доказана после тщательного расследования, то можно было применять наказания. 4) Однако неподтвержденные обвинения против христиан на веру не принимались, и клеветникам полагалось наказание.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных