Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гностические источники




Эта категория источников, не относящихся к Новому Завету, отличается от всех остальных тем, что многие из этих сочинений претендуют на название христианских. Хотя ученые до сих пор спорят о происхождении гностицизма, обычно считается, что его расцвет пришелся на второй – четвертый века н.э. Материалы для этого раздела взяты из четырех источников, относящихся ко второму веку. Возможно, есть и другие гностические источники столь же древние или даже древнее этих четырех, но преимущество приведенных здесь текстов состоит в том, что они лучше подтверждены и некоторые из приведенных в них сведениях об историческом Иисусе не встречаются в Евангелиях.

Однако следует признать, что эта группа авторов все же находилась под большим влиянием новозаветных писаний, чем другие упоминавшиеся в этой главе авторы. Тем не менее, хотя эти четыре книги содержат много христианских идей, гностицизм во многих своих формах и учениях был объявлен ересью, и именно так относилась к нему церковь. Поэтому гностический материал мы приводим в этой главе.

 

Евангелие истины

Эта книга, возможно, была написана гностическим учителем Валентином. Если это так, то она датируется примерно 135-160 гг. н. э. Если же ее написал другой автор, она, видимо, все равно относится к этой философской школе и датируется вторым веком[481]. В отличие от некоторых других гностических сочинений, «Евангелие истины» затрагивает в нескольких кратких отрывках вопрос об историчности Иисуса. Его автор без колебаний признает, что Сын Божий пришел во плоти. Он пишет, что Слово «вышло в середину… Оно стало телом»[482]. Далее он утверждает:

«Ибо когда они увидели Его и услышали Его, Он дал им вкусить Его, и обонять Его, и прикоснуться к Сыну возлюбленному. Явившись, Он наставляет их об Отце… Ведь Он вышел в плотском образе»[483].

В этих двух цитатах речь идет о том, что 1) Иисус был Сыном Божьим, Словом, и 2) что Он стал человеком и принял реальное человеческое тело, которое можно было воспринимать всеми пятью органами чувств. 3) Сказано также, что Он учил слушателей о Своем Отце.

Согласно «Евангелию истины», Иисус умер и был воскрешен из мертвых:

«Иисус, претерпел, принимая страдания… поскольку Он знает, что смерть Его – жизнь для многих… Он был распят на древе, Он вывесил повеление Отца на кресте… Он сошел в смерть, будучи облечен жизнью вечной. Совлекшись тленных лохмотьев, Он облекся нетленностью, тем, чего никто не сможет отнять у Него»[484].

Здесь и далее (18:23) автор утверждает, 4) что Иисус был казнен и пострадал, и 5) что Он был «распят на древе». 6) Мы узнаём также о вере в то, что именно смерть Иисуса принесла спасение многим – спасение трактуется как получение Света теми, кто готов его принять (30:37, 31:12-20). Утверждается также, 7) что Иисус был воскрешен в нетленном теле, которое никто не может повредить или отнять у Него.

Богословский подтекст «Евангелия истины» (а также других гностических сочинений) явно контрастирует с се-кулярными трудами, упомянутыми выше. Тем не менее, даже если сделать скидку на подобную богословскую мотивацию, мы находим в этих гностических источниках некоторые важные подробности, относящиеся к исторической жизни и учению Иисуса.

 

Апокриф Иоанна

Грант считает, что это сочинение тесно связано с идеями гностика Сатурнина, учившего около 120-130 гг. н. э.[485]«Апокриф Иоанна» изменялся по мере передачи, и было известно несколько его вариантов. Ириней ссылался на одну из таких редакций в труде «Против ересей», написанном около 185 г.н.э. Таким образом, к тому времени уже существовали по меньшей мере основные учения, отраженные в «Апокрифе Иоанна»[486].

Книга представляет собой в основном мистический трактат, включающий эзотерические темы гностического богословия, однако в начале ее предпринимается попытка описать исторический случай. Мы читаем:

«Случилось же это [однажды], когда Иоанн, [брат] Иакова,– они сыновья Зеведея – вышел и подошел к храму. Встретил его фарисей – имя его Ариман – и сказал ему: «[Где] твой господин, которому ты последовал?» И он [сказал] ему: «Место, откуда он пришел, туда он снова возвратился». Сказал ему фарисей: «Обманом [этот назарянин] ввел вас в заблуждение, и наполнил [ваши уши ложью], и запер [ваши сердца, и повернул вас] от предания [ваших отцов]»»[487].

Из этого отрывка следует, 1) что ученик Иоанн в ответ на вопрос фарисея Аримана утверждает, что Иисус вернулся на небеса – возможно, здесь содержится упоминание о Вознесении. 2) Фарисей в ответ говорит Иоанну, что Иисус ввел Своих последователей в заблуждение – ответ, схожий с талмудическими утверждениями об Иисусе. Независимо от того, произошла ли эта встреча Иоанна с Ариманом на самом деле, здесь представлено, судя по всему, довольно типичное для иудейских старейшин мнение об Иисусе.

 

Евангелие от Фомы

В самом начале книги говорится, что в ней содержатся «тайные слова, которые сказал Иисус живой»[488]. Грант отмечает, что это собрание высказываний преподносится как слова воскресшего Иисуса, чем объясняется практически полное отсутствие информации о Его рождении, жизни и смерти[489].

Текст обычно датируется 140-200 гг.н.э., хотя в нем отражены идеи более раннего периода[490]. Поэтому он может содержать и некоторые точные сведения об Иисусе.

Подобно Синоптическим Евангелиям, передающим вопрос, который Иисус задал ученикам в Кесарии Филипповой[491], «Евангелие от Фомы» рассказывает о том, как Иисус просит учеников: «Уподобьте меня, скажите мне, на кого я похож». В ответ они говорят, что Он похож на ангела, на философа, и что Его невозможно уподобить никому[492]. Далее в одном из отрывков ученики говорят об Иисусе как об исполнении пророков (57).

Рассказывается, как Иисус частично отвечает на Свой вопрос в нескольких ситуациях. Он называет себя «Сыном человека» (90) – именем, которое чаще всего используется и в Евангелиях («Сын человеческий»). В другой раз Он прибегает к более возвышенным словам. Саломее Он объясняет: «Я тот, который произошел от того, который равен; мне дано принадлежащее моему Отцу»[493]. В других местах «Евангелия от Фомы» Иисус также называет себя «Сыном»[494]. Еще в одном отрывке Иисус использует явно гностические выражения:

«Иисус сказал: Я – свет, который на всех. Я – все: все вышло из меня и все вернулось ко мне. Разруби дерево, я – там; подними камень, и ты найдешь меня там»[495].

В этих отрывках, касающихся личности Иисуса, говорится, 1) что Он спрашивал учеников, кем они считали Его. 2) Ученики давали разные ответы, и сравнение Иисуса с философом напоминает отзывы Лукиана и Мары бар-Серапиона. Затем Иисус называет Себя 3) Сыном человека, 4) Сыном Своего Отца и 5) всем во Вселенной.

В «Евангелии от Фомы» есть также притча о смерти Иисуса (69); говорится и о Его последующем прославлении (70-71). К Иисусу применяются слова «живой» или «живой от живого» – указания на Его жизнь после Воскресения (см. Откр.1:17-18)[496]. Из этих упоминаний мы узнаём 6) о смерти Иисуса и 7) о Его прославлении после Воскресения из мертвых.

Приведенные выше упоминания в «Евангелии от Фомы» требуют дополнительного пояснения. Поначалу может сложиться впечатление, что они опираются на свидетельство Евангелий, особенно когда упоминаются ответы на вопрос о личности Иисуса и притча о винограднике. Однако явные гностические тенденции, такие как отождествление Иисуса с Тем, «Который равен», и со «всем», а также монистические тенденции заставляют усомниться в достоверности этих рассказов[497].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных