Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Другие языческие источники




Лукиан

Лукиан – живший во втором веке греческий сатирик – довольно презрительно отзывался об Иисусе и первых христианах. Он высмеивал доверчивость христиан, которые без особых доказательств принимали шарлатанов, называвших себя учителями, и проявляли такую щедрость, что эти шарлатаны обогащались. Из этой критики можно почерпнуть ряд важных сведений об Иисусе и христианах:

«Христиане ведь еще и теперь почитают того великого человека, который был распят в Палестине за то, что ввел в жизнь эти новые таинства. …Ведь эти несчастные уверили себя, что они станут бессмертными и будут всегда жить; вследствие этого христиане презирают смерть, а многие даже ищут ее сами. Кроме того, первый их законодатель вселил в них убеждение, что они братья друг другу, после того как отрекутся от эллинских богов и станут поклоняться своему распятому мудрецу и жить по его законам. Поэтому они одинаково ко всему относятся с презрением и все доходы считают общими, так как все подобное они принимают без какого-либо достаточного доказательства»[476].

Из текстов Лукиана можно извлечь следующую информацию об Иисусе и первых христианах. 1) Мы узнаём, что христиане поклонялись Иисусу, 2) что Иисус распространял в Палестине новое учение (Палестина упоминается в другом, не цитируемом здесь отрывке из раздела II) 3) и что из-за этого учения Он был распят. Иисус учил Своих последователей некоторым доктринам, в частности, тому, что: 4) все верующие – братья 5) с момента обращения 6) и после отречения от ложных богов (например, греческих). Кроме того, эти доктрины подразумевали 7) поклонение Иисусу и 8) жизнь в соответствии с Его установлениями. 9) Лукиан называет Иисуса «мудрецом», то есть тем самым сравнивает его в первую очередь с греческими философами.

О христианах сказано, что они – 10) последователи Иисуса, 11) считающие себя бессмертными. Лукиан отмечает, что это последнее убеждение объясняет их презрение к смерти. 12) Христиане принимали учение Иисуса верой, и 13) их вера проявлялась в пренебрежительном отношении к материальной собственности, о чем свидетельствует совместное владение имуществом, принятое у верующих.

Из той части цитаты Лукиана, которая здесь не приводится, мы узнаём некоторые дополнительные факты. 14) У христиан были «священные тексты», которые они часто обсуждали. 15) Когда в общину приходит беда, они «ничего не жалеют». 16) Однако Лукиан отмечает, что ка-кой-нибудь обманщик легко может воспользоваться доверчивостью христиан[477]. Таким образом, из сочинения Лукиана мы узнаём много важных сведений об Иисусе и убеждениях ранних христиан. Многие из этих фактов не сообщаются ни в одном другом источнике, не относящемся к Новому Завету.

 

Мара бар-Серапион

В Британском музее хранится рукопись письма, написанного примерно в конце первого – в III веке н.э. Его автор, сириец по имени Мара бар-Серапион, пишет из тюрьмы своему сыну Серапиону, побуждая его подражать великим учителям прошлого:[478]

«Что выиграли афиняне, казнив Сократа? Голод и чума обрушились на них в наказание за их преступление. Что выиграли жители Самоса, предав сожжению Пифагора? В одно мгновение пески покрыли их землю. А что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Бог справедливо отомстил за этих трех мудрых мужей: голод поразил Афины, море затопило Самос, а евреи, потерпевшие поражение и изгнанные из своей страны, живут в полном рассеянии. Но Сократ не погиб навеки – он продолжал жить в учении Платона. Пифагор не погиб навеки – он продолжал жить в статуе Геры.

Не навеки погиб и мудрый Царь: Он продолжал жить в Своем учении»[479].

Из этого отрывка мы узнаём, 1) что Иисус считался мудрецом и праведником. 2) Два раза автор называет Его «мудрым Царем» евреев; возможно, это отражает собственное учение Иисуса о Нем Самом или же учение Его последователей, а может быть, даже слова на табличке, прибитой к кресту над головой Иисуса. 3) Иисус был несправедливо казнен иудеями, которые вскоре были наказаны за свое злодеяние – скорее всего, имеется в виду падение Иерусалима под натиском римских армий. 4) Иисус продолжает жить в учениях первых христиан; эти слова дают нам почти полную уверенность в том, что Мара Бар-Серапион не был христианином. Он, как Лукиан и другие, использует популярное сравнение Иисуса с философами и другими мудрецами древнего мира.

Как отмечает Брюс, часть материала Мары бар-Серапиона, касающаяся Афин и Самоса, во многом ошибочна[480]. Однако утверждения об Иисусе вполне верны и поэтому дополняютту информацию о Нем, которую мы получаем из не относящихся к Новому Завету источников.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных