Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обзор христианских источников




В этой главе мы рассмотрели пять раннехристианских источников, свидетельствующих об историчности Иисуса. Ни один из этих источников не относится к Новому Завету. Нашей целью было изучить не все тексты, в которых говорится об Иисусе, а лишь те, в которых, как утверждается, приведена историческая информация. Кроме того, мы ограничили исследование, остановившись на жизни Иисуса и исключив материал, связанный с происхождением раннего христианства. Из обзора изученного материала можно извлечь множество подробностей.

 

Жизнь Иисуса

Согласно древним христианским источникам, Иисус действительно жил на земле в рамках человеческой истории (Игнатий), родившись как человек («Послание Варнавы»). Он происходил из колена Иудина (Иустин), из рода Иессея (Иустин) и из потомков Давида (Игнатий). Иисус был рожден Марией (Игнатий), Девой (Игнатий, Иустин) в городе Вифлееме (Иустин). Сказано даже, что Вифлеем расположен примерно в восьми километрах от Иерусалима и что факт рождения Иисуса можно проверить по отчетам Квириния, первого прокуратора Иудеи (Иустин). Затем к Иисусу пришли аравийские волхвы, которые сначала побывали у Ирода (Иустин).

В этих источниках упоминается и проповедническое служение Иисуса: сказано, что Он был крещен Иоанном (Игнатий) и что Он избрал Апостолов («Послание Варнавы», Иустин). Также есть свидетельства о сотворенных Иисусом чудесах (Кодрат, «Послание Варнавы», Иустин). Здесь ясно отмечается, что чудеса заключались как в исцелении людей, так и в воскрешении умерших, и добавляется, что некоторые свидетели этих событий еще живы (Кодрат). Также говорится, что Пилат направил римским властям отчет, подтверждающий эти подробности (Иустин). Кроме того, сказано, что Иисус исполнил ветхозаветные пророчества, тем самым показав истинность Своего учения (Иустин).

 

Учение Иисуса

В этих источниках также отражены некоторые важные аспекты учения Иисуса. Сказано, что Он проповедовал Израилю – Своему возлюбленному народу («Послание Варнавы»). Он призывал евреев к покаянию, но они не сделали этого даже после Воскресения Иисуса – события, которое Он предсказал заранее (Иустин).

Суть учения Иисуса была изложена в благовестии, которое Он принял от Бога, а затем передал Своим Апостолам (Климент, «Послание Варнавы»). Утверждается, что Апостолы были полностью уверены в истинности учения, и что они, в свою очередь, проповедовали Царство Божье в различных городах и странах. Там, где звучала проповедь, создавались церкви и избирались их руководители, в частности епископы и дьяконы (Климент).

 

Смерть Иисуса

Вышеупомянутые раннехристианские авторы подчеркивают, что смерть Иисуса наступила при распятии (Игнатий, «Послание Варнавы», Иустин). Они стремились неразрывно связать этот факт с историей, указывая, например, что это событие произошло, когда Пон-тий Пилат был прокуратором, во время правления Ирода (Игнатий). Также приводятся подробности распятия: Иисус был пригвожден к кресту (Игнатий, Иустин), палачи поделили между собой Его одежду (Иустин). Иисус висел на кресте до вечера, после чего Его сняли и похоронили (Иустин). За это время друзья оставили Его и отреклись от Него (Иустин).

 

Воскресение Иисуса

Эти христианские авторы были столь же твердо убеждены в том, что Воскресение Иисуса – исторический факт (Климент, Игнатий, Иустин). Это событие произошло на третий день после распятия Иисуса, хотя иудеи утверждали, будто тело похитили ученики (Иустин).

Чтобы подтвердить Свое воскресение из мертвых, Иисус явился Петру и другим ученикам (Игнатий, Иустин). Во время этих встреч Иисус позволял и даже советовал ученикам прикоснуться к Его воскресшему телу, что они и сделали (Игнатий). Иисус также ел и пил со Своими последователями (Игнатий) и учил их, что в Нем исполнились ветхозаветные пророчества (Иустин). Затем Иисус вознесся на небеса (Иустин, ср. Кодрат).

Эти ранние христианские авторы утверждали: Воскресение Иисуса доказывало, что Евангелие, которое Он проповедовал, происходило от Бога (Климент). Воскресение было пробразом воскресения верующих и причиной, по которой ученики стали презирать смерть (Игнатий).

 

Выводы

Какую ценность представляют для реконструкции исторической жизни Иисуса эти ранние источники, не относящиеся к Новому Завету? Приводят ли христианские авторы какие-то особые свидетельства Его смерти и Воскресения? Отвечая на этот вопрос, можно отметить как позитивные, так и негативные факторы.

Рассматривая позитивные факторы, можно сказать, что представленные в этой главе христианские источники относятся к раннему периоду. Климент писал в конце первого века или, по крайней мере, примерно в то время, когда создавались некоторые более поздние новозаветные тексты. Семь книг Игнатия датируются приблизительно на пятнадцать-двадцать лет позже. Этим авторам также были доступны апостольские источники, о чем говорится и в их собственных трудах[547], и в других ранних свидетельствах[548].

Еще один позитивный фактор: некоторые из этих авторов были учеными или обладали лидерскими качествами. Климент и Игнатий были известными епископами ранней церкви[549], а Иустин был выдающимся философом[550]. Кроме того, во многих случаях эти авторы старательно приводят свидетельства, подкрепляющие их утверждения. Климент и Игнатий называют Воскресение основанием христианской истины. Кодрат обращается к свидетельству очевидцев, видевших чудеса Иисуса. Иустин приводит в качестве свидетельств чудеса и исполнившиеся пророчества.

Однако несмотря на ранние даты, ученость авторов и приведенные доказательства, использование нами этих источников сопряжено и с некоторыми недостатками. Прежде всего, очевидно, что эти сочинения черпают большую часть информации из Нового Завета, что подчеркивает Иустин[551]. Само по себе это, конечно, не является недостатком, так как мы неоднократно отмечали, что Новый Завет служит надежным историческим источником. Однако дело в том, что если они опираются на Новый Завет, то их не совсем можно назвать «не относящимися» к нему источниками, а цель данной книги состоит в том, чтобы найти свидетельства, относящиеся именно к этой последней категории.

Также следует помнить, что целью этих авторов было не критическое исследование истории как таковой, а описание происхождения христианства. Хотя этот честный и плодотворный подход помогает обнаружить исторические факты, дополнительные свидетельства придали бы его аргументам еще больше убедительности.

Такие дополнительные подтверждения отчасти можно найти в светских источниках, приведенных в Главе 9. Многие из них служат подтверждением приведенных здесь фактов, особенно относящихся к учению Иисуса и к распятию. Есть также параллели в описаниях Его жизни и Воскресения. Таким образом, мы видим дальнейшие подтверждения истории Иисуса. Как мы уже говорили, Он – один из наиболее часто упоминаемых персонажей античного мира.

Обзор и итоги

Изучив, что сказано о жизни Иисуса в древних источниках, появившихся до Нового Завета или не относящихся к нему, мы дадим теперь итоговую оценку этому материалу[552]. Прежде всего, мы обобщим все сведения о жизни, учении, смерти и Воскресении Иисуса, приведенные во второй части книги. Затем, подводя итоги, мы определим, насколько эти источники позволяют установить факты.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных