Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Гарантии законности 9 страница




Санкция - 1) обязательная часть нормы права, содержащая указания на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае нарушения предписаний данной нормы. К числу их относятся наказание в виде лишения свободы, штраф, пеня, выговор, изъятие определенных предметов в пользу государства и т.д. Основное назначение санкции - в предупреждении возможности нарушения установленного правила. Она имеет двухсторонний характер: одной стороне - правоохранительному органу - представляет властное полномочие по осуществлению принуждения, кары, на другую - виновное лицо - возлагается юридическая ответственность; 2) предписание уполномоченного лица на разрешение совершать те или иные процессуальные действия (например, санкция прокурора на производство обыска по обстоятельствам возбужденного уголовного преследования).

Светское государство - государство, свободное от какого-либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни; светское государство нейтрально по отношению к религии, в нем признается свобода от религии и атеизма.

Свобода политическая - один из элементов правового статуса гражданина, выражающийся в закреплении вида и меры возможного поведения в сфере политической жизни общества, участия в государственных делах. К числу политических свобод, например, относятся свобода слова, свобода критики, свобода шествий и демонстраций, свобода политических убеждений и приверженностей. Как всякая свобода, политическая свобода в цивилизованном обществе не беспредельна. Она ограничивается свободой других индивидов и интересами общества. Право обеспечивает реализацию политической свободы только тогда, когда она направлена на благо обществу, личности и ограничивает ее или пресекает, когда она несет с собой опасные и вредные последствия. Например: "Запрещается пропаганда, социального, расового, национального религиозного или языкового превосходства" - ст. 29 Конституции РФ.

Свобода юридическая - любая социальная свобода личности, признаваемая государством и закрепленная в законе, обусловленная принципом: "Дозволено все, что не запрещено в законе". Она выступает однопорядковым элементом правового статуса гражданина наряду с правомочием, юридической обязанностью, юридической ответственностью и полномочием и представляет собой вид и меру возможного поведения, не ограничиваемого правом.

Свод законов - акт официальной системной инкорпорации, объединяющий действующую Конституцию, конституционные и текущие законы, кодифицированные и другие общегосударственные акты законодательной и исполнительной власти, сгруппированные по основным сферам жизни общества. Своды законов довольно распространены в мировой практике - Свод Юстиниана, Свод законов Российской империи, Своды законов СССР и союзных республик.

Сегрегация - форма расовой и национальной дискриминации, направленная против некоторых национальных меньшинств по причине их расы, цвета кожи и других обстоятельств (негритянское население в США до середины ХХ в.); а в некоторых странах и против большинства населения (например, в ЮАР до 1994 г.).

Сделка - действия граждан и организаций, направленные на установление, отмену или прекращение гражданских прав и обязанностей. Действительной является сделка, которая отвечает совокупности таких условий: ее содержание не противоречит требованиям закона; участники являются правоспособными и дееспособными лицами; между волей и волеизъявлением участников нет расхождений; форма сделки отвечает требованиям закона. Нарушение требований закона в отношении формы сделки не всегда влечет ее недействительность, а лишь при несоблюдении нотариальной формы, нарушении простой письменной формы в случаях, прямо предусмотренных законом.

Семейное право - отрасль права, которая регулирует личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Законодательство о браке и семье устанавливает порядок и условия вступления в брак: регулирует личные и имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, а также отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой, попечительством, принятием детей на воспитание; определяет порядок и условия прекращения брака, порядок регистрации актов гражданского состояния.

Система законодательства - представляет собой совокупность существующих в государстве нормативно-правовых актов (законов, указов и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части: федеральное законодательство, законодательство субъектов федерации, законодательство в сфере экономики, социальное законодательство и т.д. По сравнению с системой права, имеющей объективный характер, система законодательства в значительной мере - результат субъективной деятельности правотворческих органов. Она не только создается, но и в своем развитии направляется ими. Во многом ее существование и функционирование обусловливаются волей и нормотворческими действиями законодателя. Основными составными частями - элементами системы законодательства являются нормативно-правовые акты - законы, указы, постановления, решения, приказы, инструкции, т.е. формальные источники права. Система законодательства выступает формой, внешним выражением системы права, состоящей из других элементов - норм, институтов и отраслей права.

Система права - объективно существующее строение права, складывающееся адекватно развитию системы общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании. Система права характеризуется особой структурой, единством, объединением ее компонентов - отраслей, институтов, норм; целостностью; общим социальным назначением, специфическими функциями. От системы права следует отличать систему законодательства. Они соотносятся как содержание и форма. В основе системообразования права лежат такие критерии, как предмет и метод правового регулирования общественных отношений.

Систематизация законодательства - официальная деятельность государственных органов и профессиональная деятельность других организаций, коллективов и лиц, связанная с расположением по заранее определенным принципам нормативно-правовых актов, приведением их во внутренне согласованную систему. Различают официальную и неофициальную систематизацию законодательства. Официальная систематизация законодательства осуществляется в форме кодификации нормативно-правовых актов, предполагающей коренной пересмотр и унификацию действующего нормативного материала в определенной области регулирования общественных отношений и создание нового единого нормативного акта (например, Земельный кодекс), а также в форме инкорпорации, состоящей в объединении разнообразных действующих нормативных актов по предметному, хронологическому, алфавитному и другим признакам в сборники, собрания. Происходит в этом случае лишь внешняя обработка нормативных актов при неизменности их содержания (например, собрания законодательства). Особым видом систематизации является консолидация законодательства, в процессе осуществления которой разнопорядковые нормативные акты объединяются в едином новом акте. Этот вид считается приближением к кодификации. Неофициальная систематизация законодательства осуществляется научными учреждениями, коллективами, лицами и только в форме инкорпорации (например, внесение в действующий нормативно-правовой акт всех последующих дополнений и изменений).

Системное толкование норм права - способ уяснения и разъяснения нормы права, при котором устанавливается ее место в системе права и определяются функциональные и другие связи толкуемой нормы с другими нормами, регулирующими различные стороны одного и того же вида общественных отношений. Системное толкование норм права вместе с другими способами (грамматическим, специально юридическим, логическим, историческим) в своей совокупности обеспечивает всестороннее осознание интерпретатором смысла и содержания толкуемой нормы.

Следователь - должностное лицо органов прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, назначенное в установленном законом порядке и наделенное исключительными полномочиями производства предварительного следствия. Правомочия следователя по выполнению следственных действий определены уголовно-процессуальным законом. Все решения следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда закон требует санкции прокурора или суда. Постановления следователя обязательны для всех должностных лиц и граждан.

Служба безопасности - государственный правоохранительный орган специального назначения, который обеспечивает государственную безопасность. На службу безопасности возлагается в пределах определяемой законодательством компетенции защита государственного суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, законных интересов государства и прав граждан от разведывательно-подрывной деятельности иностранных специальных служб, посягательств со стороны отдельных организаций, групп и лиц. В задачи службы безопасности также входит предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступности в сфере управления и экономики, а также других противоправных действий, которые непосредственно создают угрозу жизненно важным интересам.

Событие - один из видов юридических фактов, сущность которого в том, что он не имеет одушевленной природы и лишен волеизъявленческого потенциала, т.е. такое жизненное обстоятельство, которое существует независимо и помимо воли субъектов права. К числу событий относятся стихийные силы природы, изменение времен года, сроки, иные обстоятельства неодушевленного порядка.

Содружество независимых государств (СНГ) - международная межправительственная организация субрегионального характера, в которую входит большинство стран бывшего СССР. Образование СНГ связано с подписанием и ратификацией 8 декабря 1991 г. Соглашения о создании СНГ и Протокола к нему, а также принятием 21 декабря 1991 г. Алма-атинской декларации и 22 января 1993 г. Устава СНГ. Принципы, которыми руководствуется СНГ: уважение суверенитета государств-членов; признание нерушимости существующих границ; неприменение силы или угрозы силой во взаимных отношениях; разрешение споров мирными средствами; обеспечение прав человека; содружество в политической, экономической и социальной сферах государств-членов в рамках общего экономического пространства, международной кооперации и интеграции; сотрудничество в области международного мира и безопасности, ликвидация ядерной и других видов оружия массового уничтожения, достижения общего и полного разоружения; создание гражданам государств-членов условий для свободного общения, контактов и передвижения в границах Содружества; оказание взаимной правовой помощи; добросовестное выполнение взятых на себя обязательств в рамках СНГ; духовное единение народов Содружества. В Уставе СНГ подчеркнуто, что СНГ основывается на началах равенства всех ее членов, а государства-члены являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права; определены сферы деятельности СНГ, установлено право выхода из СНГ. Созданы координационные органы СНГ. В СНГ входят Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Состав правомерного поведения - структурная характеристика поведения, соответствующего предписаниям права, представляемая четырьмя элементами: субъектом - лицом, обладающим достаточным объемом правосубъектности; субъективной стороной - психическим потенциалом субъекта, выражающим его отношение к совершаемому поступку и к преследуемым положительным последствиям; объектом - благом, на которое направлено поведение субъекта; объективной стороной - деянием, т.е. действием или бездействием, способом совершения поступка и достигнутым результатом, между которыми должна существовать причинно-следственная связь. Обнаружение в конкретном поведении того или иного лица этих элементов и составляет основание для юридической квалификации обстоятельств разбираемого юридического дела в качестве правомерного.

Состав правонарушения - структурная характеристика противоправного поступка, представляемая четырьмя элементами: субъектом - вменяемым лицом, достигшим установленного законом возраста ответственности; субъективной стороной - психическим отношением субъекта к содеянному и наступившему вредному последствию; объектом, т.е. общественными отношениями, благом, на которое посягает противоправное поведение; объективной стороной - деянием, т.е. действием или бездействием, способом осуществления правонарушения, наступившими последствиями, причинной связью между деянием и последствиями. Наличие этих элементов в их совокупности и составляет основание для квалификации конкретного деяния в качестве правонарушения со всеми вытекающими последствиями для правонарушителя.

Социальное государство - понятие "социальное государство", выдвинутое еще в 1929 г. немецким государствоведом X. Хеллером, означает обязанность государства быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов в обществе и обеспечения достойных условий жизни для всех членов общества при наличии равенства форм собственности на средства производства. Идея социального государства закреплена в конституциях ряда стран Западной Европы после Второй мировой войны (ФРГ, Испания и др.). Россия, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития - построение демократического социального правового государства.

Социальное правовое государство - государство, имеющее ряд специфических черт: 1) государственная власть функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; 2) права и свободы граждан гарантированы; 3) в отношении граждан и их объединений действует общедозволительный принцип: "дозволено все, кроме запрещенного законом"; 4) законы строго соблюдаются государственными органами, должностными лицами, а в отношении властных государственных органов и должностных лиц действует разрешительный принцип: "дозволено только то, что прямо предусмотрено законом"; 5) самое важное учреждение социального правового государства - народное представительство, организация законодательной власти, осуществляемой представителями народа, выбранными из его среды; 6) действует принцип разделения властей; 7) осуществляется активная социальная политика: повышение уровня социально-экономических прав граждан до уровня основных прав, их безусловные гарантии и защита, обеспечение социальной безопасности личности, гарантированность достойного жизненного уровня престарелых, больных, безработных, оказание помощи многодетным семьям, инвестиции в охрану здоровья, жилищное строительство и др.; 8) гарантирование государством минимального размера оплаты труда, пенсий и пособий. Концепция социального правового государства на сегодня является концепцией оптимальной политической организации, в рамках которой оно выступает инструментом социального компромисса и партнерства, воплощением публичной демократии.

Социологическая теория права - одна из теорий социологического направления в юриспруденции, которое не является единым. Оно объединяет различные школы и концепции. Сюда относятся: функционализм, институционализм, реализм и др. Общим для них является социологический подход к праву. В противоположность юридическому позитивизму, нормативизму в праве, в центре внимания которых находится процесс нормотворчества (норма права), представители социологической юриспруденции обращаются к условиям функционирования, действия права, к процессу его реализации (правоотношение). Сам по себе подобный подход к изучению права правомерен, ибо право не только существует в виде норм, но и является инструментом достижения определенных целей, функционирует в обществе, реализуется в действиях определенных субъектов и т.д. Но социологические концепции преувеличивают эту сторону правовой действительности, не учитывают другие черты права, например нормативность. Социологическая теория права оформилась в конце XIX - начале XX в. Один из ранних представителей социологической теории права Е. Эрлих в труде "Основы социологии права" (1913) объявил реальным, действующим, не право, содержащееся в законах, а "живое право" - право, создающееся "союзом" организаций и лиц в процессе экономических связей, предпринимательской деятельности, торговли, отношений между работодателями и рабочими. Право как сеть конкретных правоотношений противопоставлялось закону. Акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судейского и административного правотворчества. Наиболее крупный представитель социологической теории права Р. Паунд (1870-1964) назвал право социальным инструментом, орудием "социальной инженерии", а лиц, применяющих право, "социальными инженерами", призванными обеспечить компромисс и гармонию социальных интересов. Для него право - это не столько совокупность юридических предписаний государства, сколько режим упорядоченных отношений между людьми посредством судебной и административной практики, который он назвал "динамическим правопорядком".

Способы толкования норм права - уяснение и разъяснение предписаний нормативного акта с использованием определенных приемов. Различают грамматическое, системное, историческое, специально-юридическое толкование норм права. Грамматическое состоит в уяснении смысла отдельных слов и словосочетаний, значения соединительных союзов и знаков препинания. Толкованию здесь подвергается юридический текст. Системное толкование заключается в установлении места толкуемой нормы в системе других норм. Историческое толкование состоит в уяснении исторических условий принятия нормы права, т.е. установлении обстановки, социально-политических причин принятия данной нормы. Специально-юридический способ - это уяснение технико-юридических приемов, правил юридической техники, использованных при принятии данной нормы.

Сравнительное правоведение - обобщенно обозначается как компаративистика и представляет собой аналитическое сопоставление различных иностранных правовых систем с целью выяснения их качественной характеристики, установления тех или иных их достоинств с последующим формулированием выводов о возможности использования имеющегося зарубежного опыта в отечественной юридической практике. Имеет три значения: а) отрасль юридической практики, предназначенная представлять необходимую информацию об иностранном законодательстве по запросам соответствующих органов государства; б) отрасль правоведения, разрабатывающая методологию сравнительного анализа правовых систем. С этой целью, создаются соответствующие научные центры - институты сравнительного права (Барселона, Гаага), проводятся международные конгрессы; в) учебная дисциплина, преподаваемая почти во всех университетах Западной Европы. С 1945 г. полный курс "Сравнительного права" в Сорбонне читал известный юрист Рене Давид. В российской юридической науке и образовании сравнительное правоведение получило признание лишь в последние годы. В настоящее время читаются курсы "Право Европейского союза", "Конституционное право СНГ", "Конституционное право зарубежных стран", изданы учебные пособия, созданы соответствующие кафедры. Сравнительное правоведение в качестве базовой учебной дисциплины включено в программу подготовки магистров.

Статья нормативного акта - словесная, текстуальная формулировка определенной части нормативного акта.

Субъект права - индивид или организация, способные приобретать и осуществлять непосредственно или через своего представителя субъективные права и юридические обязанности, нести юридическую ответственность. Предпосылкой приобретения и осуществления лицом субъективного права и юридической обязанности является такое его юридическое свойство как правосубъектность, которая образуется (состоит) из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Субъектами права являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, общественные, коммерческие организации, государство.

Субъективное право - один из обязательных компонентов содержания правоотношения представляет собой вид и меру возможного поведения управомоченного субъекта. Оно включает возможности троякого порядка: а) возможность обладателя субъективного права определить свое поведение в правоотношении; б) возможность определить свои притязания к обязанному субъекту правоотношения; в) возможность обратиться в случае неудовлетворения притязаний с требованием к правоохранительному органу за оказанием соответствующей юридической поддержки. Термин субъективное право используется и для отграничения от объективного права, т.е. права, действующего в государстве.

Суверенитет государства - политико-юридическое свойство государственной власти, означающее ее верховенство внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере. Суверенитетом обладают государства независимо от величины их территории, количества населения и общественного строя. Уважение суверенитета государства - основной принцип международного права и международных отношений, закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

Суверенитет народа - полновластие народа; народовластие; осуществление государственной власти через народных представителей (представительная демократия) или непосредственно, путем референдума (непосредственная демократия). Суверенитет народа предполагает наличие прав и свобод, гарантирующих независимость личности, верховенство воли большинства при соблюдении прав меньшинства.

Суверенитет нации - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и создания самостоятельного государства. Полновластие нации предполагает реальную возможность самостоятельно решать вопросы, относящиеся к ее национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениям с другими нациями и народностями и др. Каждая нация вправе войти в состав того или иного государства и объединиться с другими нациями в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства и образовать свое национальное государство. Каждая нация вправе сохранять и свободно развивать свой язык, обычаи, традиции, соответствующие национальные учреждения. Согласно Уставу ООН любое государственное образование должно уважать право наций на их самоопределение и обеспечивать гарантии данного права.

Суд - орган государства, учрежденный для осуществления правосудия по гражданским, административным, уголовным и арбитражным делам. Совокупность всех судов составляет судебную систему государства, особое место в ней занимает Конституционный суд.

Судебная власть - одна из ветвей власти в государстве (наряду с законодательной и исполнительной), конституированная в существующей системе судов, осуществляющих правосудие. Судебная власть отличается от законодательной и исполнительной властей рядом признаков. Предметным признаком судебной власти является то, что она направлена на обеспечение субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и коллективных субъектов права. Эти права и обязанности устанавливаются судом на основании применения норм права и исследования соответствующих фактических обстоятельств. Для судебной власти характерно, что она носит исключительный характер, т.е. воплощается только в деятельности судов при осуществлении правосудия. Судебная власть характеризуется наличием у граждан равных возможностей использовать судебную защиту, равенством граждан перед судом.

Судебная защита - право гражданина, обеспечивающее реализацию его субъективных прав, свобод и охраняемых законом интересов в гражданском или уголовном судопроизводстве. Согласно ГПК всякое заинтересованное лицо вправе в порядке, предусмотренном законом, обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса. Согласно УПК обвиняемому обеспечивается право на защиту. Следователь, прокурор и суд обязаны обеспечить обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами от предъявленного ему обвинения. При рассмотрении гражданских и уголовных дел заинтересованным лицам предоставляется комплекс процессуальных прав для осуществления судебной защиты (например, право знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, получать копии судебных актов, принимать участие в судебном заседании и др.).

Судебная медицина - отрасль медицины, занимающаяся изучением и разрешением вопросов медицинского и биологического характера, возникающих в следственной и судебной практике.

Судебная практика - деятельность всех судов, входящих в судебную систему, по применению законодательства при рассмотрении и разрешении арбитражных, гражданских и уголовных дел, а также руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда, Пленума Высшего арбитражного суда. Иногда под судебной практикой понимают такой вид судебной деятельности по применению правовых норм, который связан с выработкой правоположений на основе раскрытия смысла и содержания нормы права, а также результаты этой деятельности (сами правоположения). Согласно российской правовой доктрине судебная практика не является источником права, хотя данное положение оспаривается отдельными учеными и практиками.

Судебная психиатрия - отрасль психиатрии, изучающая психологические явления с точки зрения решения вопросов вменяемости и соответственно дееспособности лиц, совершивших преступления и т.д.

Судебная экспертиза - исследование, проводимое экспертом в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, для установления по уголовным либо гражданским делам фактических данных или обстоятельств, имеющих значение доказательств. Основанием для проведения судебной экспертизы служит постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо определение суда о назначении экспертизы. Предмет судебной экспертизы предопределяется вопросами, сформулированными в постановлении (определении) о назначении экспертизы. Объектом судебной экспертизы могут быть вещественные, письменные доказательства, образцы, документы ит.п.

Судоустройство - система судебных учреждений и их организация.

Судья - должностное лицо соответствующего суда, избранное или назначенное в установленном законом порядке. Согласно Закону "О статусе судей" судьи являются должностными лицами государственной власти, которые в конституционном порядке наделены полномочиями осуществлять правосудие и выполнять свои обязанности на профессиональной основе. Право на занятие должности судьи имеет гражданин, достигший ко дню избрания определенного возраста и имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности. Судьи в своей деятельности в осуществлении правосудия независимы, подчиняются только закону и никому не подотчетны.

 

Т

 

Талион - характерное для древности правило возмещения понесенного стороной ущерба; такой порядок определения наказания виновному, согласно которому он должен претерпеть точно такой же моральный и материальный ущерб, который причинил своей жертве по принципу "равное за равное".

Таможенное право - комплексная подотрасль административного права, представляющая собой совокупность норм права, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Теократия - система политической власти, при которой духовенству непосредственно принадлежит политическая власть. Например, Ватикан - религиозно-административный центр католической церкви, некоторые страны Ближнего и Среднего Востока (Иран и др.).

Теория государства (государствоведение) - раздел науки теории государства и права, в рамках которого изучаются вопросы, связанные с сущностью, происхождением и функционированием государства и его важнейших органов и институтов.

Теория государства и права - система знаний о сущности государства и права, о наиболее общих закономерностях возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений, выступающая методологической основой для отраслевых юридических наук. Имеет тесную связь с философией, социологией, политологией.

Толкование права - 1) уяснение смысла правовой нормы, заложенной в ней воли законодателя; 2) деятельность уполномоченных субъектов (органов государства, организаций, должностных лиц, граждан), специально направленная на установление содержания норм права, раскрытие смысла, заложенного в формулировке нормативного предписания. Целью этой деятельности является обеспечение единообразного понимания и применения данной нормы, устранение возможных неточностей в восприятии ее смысла. По субъектам различают толкование: официальное, которое подразделяется на аутентическое (исходящее от органа, принявшего норму права) и легальное (исходящее от специально уполномоченного органа государства или должностного лица), имеющее обязательное значение, и неофициальное, исходящее от органов и лиц, специально не уполномоченных на толкование права и не влекущего каких-либо последствий. Официальное толкование может быть нормативным: общим, обращенным ко всем правоприменяющим субъектам, обязательным для исполнения, и казуальным: даваемым в связи с рассмотрением конкретного случая и формально обязательным только для него. В неофициальном толковании выделяется по своей значимости доктринальное толкование, даваемое в монографиях, комментариях, выступлениях ученых, научных статьях. По приемам толкования различают грамматическое (текстовое), системное, историко-политическое, специально-юридическое (см.: Способы толкования).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных