Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации




По мнению М.Б. Смоленского, стадия административного процесса – это совокупность административно-процессуальных действий, совершаемых особым кругом субъектов для решения конкретных административно-процессуальных задач.[20]

На сегодняшний день в административном процессе по делам об админи-стративных правонарушениях возможно выделить следующую структуру (Приложение А).

Административные дела инициируются в судах общей юрисдикции, арбитражных судах субъектами частного права (гражданами, частными организациями), а также субъектами публичной власти (налоговыми, таможенными органами, прокурорами, главами администраций и другими). [21]

Максимальный срок предварительной проверки до возбуждения дела об административном правонарушении с момента получения информации об административном правонарушении и до принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела определен законодателем в статье 28.5 КоАП РФ «Сроки составления протокола об административном правонарушении». Так, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение 2 суток с момента выявления административного правонарушения.

В указанный процессуальный срок входит проверка и анализ имеющейся информации, установление поводов и оснований к возбуждению дела или принятие решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, а также процессуальное оформление.

В то же время, такие поводы и основания для возбуждения дела об административном правонарушении, как сообщения о факте совершения правонарушения, необходимо надлежащим образом регистрировать и перепроверять, что требует уже других временных затрат. [22]

В настоящее время КоАП РФ не предусмотрены сроки регистрации таких сообщений и проверки поступивших сведений о совершенном правонарушении. Поэтому в органах внутренних дел пытаются решить проблему путем установления сроков в ведомственных нормативных правовых актах.[23]

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с главой 28 КоАП РФ возможно выделение таких юридических действий, как:

1) возбуждение дела об административном правонарушении;

2) установление фактических обстоятельств дела, проведение административного расследования (в необходимых случаях);

3) процессуальное оформление результатов расследования;

4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.

Возбуждение дела об административном правонарушении (глава 28 КоАП РФ) – начальная стадия производства, которая представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств правонарушения, их фиксацию и квалификацию, а также определение подведомственности рассмотрения деда.

Значение стадии состоит в создании предпосылок для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к виновным предусмотренных законом мер воздействия.

Информация о совершаемом или совершенном правонарушении может поступать из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, физических, юридических лиц и СМИ. Поводом к возбуждению дела также служит непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и др. (ст. 28.1 КоАП РФ). Основанием зля возбуждения дела является наличие хотя бы одного из перечисленных в ч. I, 1.1, 1.3 ст. 28.1 поводов и достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На данной стадии в случаях, предусмотренных КоАП РФ, проводится административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ).

Итоговым документом стадии является протокол об административном правонарушении, который является процессуальным документом, фиксирующим факт совершения соответствующего правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для дела (ст. 28.2–28.6 КоАП РФ).

Процессуальный срок составления протокола об административном правонарушении также рассматриваться на стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Это зачастую происходит на стыке одной стадии с другой либо протокол об административном правонарушении составляется уже после того, как дело об административном правонарушении считается возбужденным. [24]

Головко В.В. и Москаленко С.С. отмечают, что составление протокола об административном правонарушении немедленно после выявления совершения правонарушения способствует полному сбору и закреплению доказательств по делу.[25]

Есть и другое мнение ученых, которые критикуют немедленное составление протокола об административном правонарушении после выявления совершения административного правонарушения, считая, что столь малый срок создает почву для ошибок в расследовании и возврата материалов дела.[26]

Стадия заканчивается направлением материалов дела для рассмотрения по подведомственности – ст. 28.8 КоАП РФ.

На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении (глава 29 КоАП РФ) выделяют такие юридические действия, как:

1) подготовка дела к рассмотрению и слушанию;

2) анализ обстоятельств дела, собранных материалов по делу;

3) принятие решения по делу;

4) доведение решения до сведения заинтересованных лиц.

Рассмотрение дела об административном правонарушении (глава 29 КоАП РФ) – главная, центральная стадия производства, на которой дело разрешается по существу, принимается акт, в котором компетентный орган официально признает лицо виновным (невиновным) в совершении административного правонарушения и определяет меру государственного воздействия.

На данной стадии большое значение имеет правильное определение подведомственности дел (какой конкретно орган или должностное лицо должны рассматривать дело):

1) предметная (глава 23 КоАП РФ) – уполномоченный орган определяется в зависимости оттого, правонарушение какого вида совершено (нарушение трудового законодательства – федеральная инспекция труда, правил пожарной безопасности – органы государственного пожарного надзора и т. д.);

2) территориальная (ст. 29.5 КоАП РФ) – определяет, какой конкретно орган данного вида должен рассматривать дело. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. Исключения предусмотрены в ч. l.l, 1.2, 2–6 ст. 29.5 КоАП РФ.

По общему правилу дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в течение 15 дней со дня получения соответствующим органом или должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов дела, в течение двух месяцев, если дело рассматривается судьей. Возможно продление срока рассмотрения дела не более чем на один месяц в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Иные сроки рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрены в ч. 3-5 ст. 29.6 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела выносится постановление либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также может быть вынесено определение (ст. 29.9-29.12 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ст. 29.11 КоАП РФ). [27]

На стадии пересмотра постановления по делу об административном правонарушении (глава 30 КоАП РФ) реализуются следующие юридические действия:

1) обжалование, опротестование постановления по делу;

2) рассмотрение жалобы;

3) принятие решения по жалобе;

4) реализация решения.

Пересмотр постановления по делу (глава 30 КоАП РФ) является факультативной (необязательной) стадией производства, которая включает право обжалования и опротестования вынесенного по делу решения.

Данное право относится к специальному праву жалобы, поэтому круг субъектов, наделенных этим правом, ограничен. Постановление по делу об административном правонарушении могут обжаловать лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший; законные представители физического или юридического лица; защитник и представитель; Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей. Опротестование постановления по делу об административном правонарушении осуществляется прокурором.

Срок для подачи жалобы или протеста составляет десять суток со дня вручения или получения лицом копии постановления. Жалобы на постановления по делам о нарушении избирательных прав граждан могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.

Срок рассмотрения жалобы органом или должностным лицом составляет десять дней со дня ее поступления со всеми материалами дела, судом – два месяца со дня ее поступления. Исключения предусмотрены в ч. 2-4 ст. 30.5 КоАП РФ.

Виды решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении названы в ст. 30.7 КоАП РФ. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения.

На стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении (главы 31,32 КоАП РФ) реализуются следующие юридические действия:

1) обращение постановления к исполнению;

2) непосредственное исполнение постановления по делу.

Исполнение постановления по делу (главы 31, 32 КоАП РФ) – это заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях, суть которой состоит в практической реализации назначенного административного наказания.

Как справедливо указывает Г.Г. Минашкин, сущностью исполнения является практическая реализация административного наказания, назначенного лицу, совершившему административное правонарушение.[28]

Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, их объединениями, юридическими лицами.

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. [29]

Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ и другими нормативными правовыми актами. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний регламентирован главой 32 КоАП РФ.

КоАП РФ предусматривает возможность отсрочки, рассрочки, приостановления исполнения постановления о назначении наказания (ст. 31.5, 35.6).

Установлены сроки давности исполнения постановления о назначении наказания. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

Рассматриваемая стадия обладает определенной самостоятельностью и особенностями по сравнению с другими, так как характеризуется наступлением процессуальных последствий и документальным оформлением принимаемых постановлений и решений. Процессуальные последствия стадии исполнения выражаются прежде всего в том, что субъект ответственности претерпевает материальные, имущественные, моральные, физические правоограничения. При этом достигаются цели общей и частной превенции.[30]

Типичным для стадии исполнения является оформление специальными документами отсрочки, рассрочки, приостановления, прекращения, окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Решение об отсрочке исполнения выносят судья, орган, должностное лицо в форме определения. При прекращении исполнения решение о назначении административного наказания оформляется в виде постановления.

Установлен процессуальный порядок и срок доведения решения до физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшего при решении вопросов об отсрочке, рассрочке, приостановлении и о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей.

Изложенное подтверждает правильность выводов ученых о том, что стадия принудительного исполнения является неотъемлемой составной частью производства по делам об административных правонарушениях, но по сравнению с другими стадиями производства обладает наибольшей автономностью и специфичностью.[31]

По итогам проведённого в главе 1 исследования возможно сформулировать следующие обобщающие выводы:

1) производство по делам об административных правонарушениях представляет собой двуединство статического (в виде совокупности административно-процессуальных норм) и деятельностного компонентов, обеспечивающего реализацию данных норм в виде привлечения тех или иных граждан и организаций к административной ответственности в рамках административного процесса;

2) задачи административного производства закреплены в Кодексе РФ об административных правонарушениях. К ним относятся всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение дела в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Это позволяет выделять в задачах юрисдикционную и превентивно-профилактическую функции, причём превентивно-профилактическая функция вытекает из юрисдикционной;

3) в составе принципов административного производства выделяются две основные группы принципов – конституционные и юрисдикционные, причём часть данных принципов нашла своё прямое отражение в статьях КоАП;

4) в производстве по делам об административных правонарушениях выделяются четыре стадии – возбуждения дела, его рассмотрения, пересмотра постановления (при необходимости), а также исполнения. Административные дела инициируются в судах общей юрисдикции, арбитражных судах субъектами частного права;

5) на стадии возбуждения дела проводятся такие юридические действия, как собственно возбуждение дела, установление фактических обстоятельств, процессуальное оформление результатов расследования, а также направление материалов по подведомственности;

6) на стадии рассмотрения проводится подготовка дела к рассмотрению и слушанию, анализ обстоятельств дела, собранных материалов по делу, принятие решения по делу, доведение решения до сведения заинтересованных лиц;

7) на стадии пересмотра дела могут производиться такие юридические действия, как обжалование, опротестование постановления по делу, рассмотрение жалобы, принятие решения по жалобе, реализация решения. Стадия исполнения предполагает обращение постановления к исполнению и непосредственное исполнение постановления по делу.


2 ПОРЯДОК ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Понятие и содержание исполнительного производства по делам об административных правонарушениях

Дадим определение исполнительного производства. В учебной, научноё и периодической печати возможно выделить следующие определения:

1) «исполнительное производство – это совокупность процессуальных действий суда общей юрисдикции органов исполнения, а также всех лиц, участвующих в исполнении по добровольному и принудительному осуществлению субъективных гражданских прав и законных интересов, подтверждённых постановлениями судебных и юрисдикционных органов»; [32]

2) «исполнительное производство – это установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушаемых или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов»; [33]

3) «исполнительное производство – завершающая стадия судебного процесса, а также постоянно развивающаяся отрасль права, целью которой является правильное, полное и своевременное исполнение судебных актов и актов уполномоченных органов и восстановление нарушенного конституционного права».[34]

Таким образом, исполнительное производство рассматривается как сложная сущность, которая содержит в себе совокупность процессуальных действий, направленных на исполнение решения суда, лиц, которые участвуют в данном процессе, комплекс субъективных гражданских прав и интересов сторон в процессе, что имеет целью восстановление законности в части тех или иных прав, преимущественно материального характера.

Необходимо отметить, что Закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. не даёт определения исполнительного производства, а лишь формулирует задачи и общие принципы данной деятельности. Так, к задачам исполнительного производства в рамках данного Закона отнесены (статья 2):

– правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

– в случаях, предусмотренных законодательством РФ – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 4 Закона № 2729-ФЗ исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Таким образом, возможно рассматривать данные задачи и принципы в качестве основополагающих при изучении особенностей исполнительного производства в применении к административным правонарушениям.

«В нашей стране при рассмотрении сущности исполнительного производства по делам об административных правонарушениях в качестве классифицирующей категории используются административный процесс и административное производство».[35]

В связи этим, в российской научной юридической литературе выделилось несколько основных направления рассмотрения исполнительного производства по делам об административных правонарушениях:

1) исполнительное производство как стадия административного процесса;

2) исполнительное производство как часть стадии производства административного процесса;

3) исполнительное производство как самостоятельная составляющая административного процесса или производства по делам об административных правонарушениях.

В теории права появилась концепция о необходимости исследования стадийности исполнительного производства с двух методологических позиций: общелогической характеристики совершения всех процедурно-процессуальных действий и рассмотрения функционального проявления всей процессуальной деятельности, то есть учёта таких этапов, которые представляют собой последовательный процесс комплекса действий, закрепленных в разнообразных процессуальных актах и имеющих целью достижение необходимого результата, предусмотренной нормой соответствующего материального права. Сторонниками данной точки зрения рассматриваются два основных уровня стадий юридического процесса:

– стадия логической последовательности;

– стадия функционального назначения. [36]

Рассмотрение исполнительного производства как стадии функционального назначения обуславливается тем, что компетентный орган государства либо должностное лицо, издав соответствующий акт, передаёт его к сведению заинтересованных лиц, после чего его правоприменительная деятельность прекращается. Конкретные же действия по реализации принятых решений осуществляются другими органами и должностными лицами, в результате чего возможно рассматривать исполнительное производство как стадию логической последовательности.

Однако, отнесение исполнительного производства к стадии функционального назначения также является дискуссионной. Теория права указывает на то, что стадия функционального назначения получает свою реализацию в зависимости от природы и функциональной деятельности, которые определяются специальными субъектами, для которых характерна центральная роль в данном процессе. Кроме того, важное значение имеет и специфический характер принимаемых данными субъектами решений.

По мнению В.Д. Сорокина, возможно различать три вида производств в административном процессе:

– правотворческое производство;

– совокупность правонаделительных производств, образующих логический ряд;

– несколько отдельных правоохранительных производств.[37]

При этом, данным автором исполнительное производство возможно рассматривать как правоохранительное производство.

Сущностью производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Для исполнительного производства характерна практическая реализация административного наказания, назначенного правонарушителю судом (судьей) или другим правомочным органом.[38]

Необходимо отметить, что вне зависимости от точки зрения о нахождении исполнительного производства в составе административного процесса или административного производство, исполнительное производство может быть, в свою очередь, также охарактеризовано последовательностью стадий. По мнению В.А. Гуреева и В.В. Гущина здесь возможно выделить следующие стадии:

1) возбуждение исполнительного производства;

2) подготовка к принудительному исполнению;

3) принудительное исполнение;

4) распределение взысканных сумм;

5) завершение исполнительного производства;

6) обжалование действий судебного пристава-исполнителя.

Приведённые стадии исполнительного производства обладают относительной логической обособленностью, имеют собственные цели и внутреннюю взаимосвязь между собой.

«Все стадии исполнительного производства условно можно разделить на два вида: обязательные и факультативные. К первым относится возбуждение исполнительного производства, подготовка к принудительному исполнению и завершение исполнительного производства. Так, любое исполнительное производство проходит стадию возбуждения (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). Далее следует подготовка к принудительному исполнению, на которой судебный пристав-исполнитель, в частности, устанавливает срок для добровольного исполнения (ч. 11 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). В случае же если в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения должником содержащиеся в исполнительном документе требования были исполнены, то судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве). Таким образом, за стадией подготовки к принудительному исполнению в приведённом примере сразу следует стадия завершения исполнительного производства.

Все остальные стадии исполнительного производства являются факультативными, поскольку их наступление (или ненаступление) будет зависеть от целого ряда обстоятельств, в некоторых случаях образующих сложный юридический состав. К примеру, стадия принудительного исполнения наступает, если в срок, установленный для добровольного исполнения, должник не исполнил содержащиеся в исполнительном документе требования. Кроме того, стадия принудительного исполнения наступает и в том случае, если исполнительный документ, подлежащий немедленному исполнению, не был исполнен в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

Стадия распределения взысканных сумм между взыскателями присутствует, если осуществляется принудительное исполнение, причем как требований имущественного характера (ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве), так и неимущественного (ч. 4 ст. НО Закона об исполнительном производстве).

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя также относится к числу факультативных стадий исполнительного производства.» [39]

Необходимо отметить, что согласно Закона № 229-ФЗ, главой 5 стадии исполнительного производства чётко не закреплены. Выделение стадий исполнительного производство способствовало бы более логически стройному построению исполнительного производства в РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных