Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ИХ ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ




3.1. Понятие финансово-правовых норм.
Особенности финансово-правовых норм

Норма финансового права (финансово-правовая норма) – это установленное и охраняемое государством правило поведения участников финансовых отношений, выраженное в их правах и обязанностях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов.

Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные для данной отрасли права.

К первым из них, в частности, относятся:

1. Установление финансово-правовой нормы государством (официальное выражение воли государства). Независимо от юридического содержания (правомочие, веление, дозволение, запрет) она всегда есть властное, общеобязательное предписание государства относительно возможного, должного, разрешаемого или запрещаемого поведения участников общественных отношений.

2. Обеспечение реализации нормы финансового права принудительной силой государства. Хотя любая норма рассчитана на добровольное исполнение, нередко возникают споры, которые необходимо разрешить. Неисполнение или ненадлежащее исполнение финансовых обязанностей может привести к нанесению государству материального ущерба либо нарушению прав и законных интересов граждан и т. п. В этом случае необходимо применение принуждения.

3. Любая правовая норма, в том числе и финансовая, всегда закреплена в каком-либо нормативном акте (обладает признаком формальной определенности). Это связано в первую очередь с тем, что она санкционируется государством. Формы выражения норм могут быть самые различные. Формальная определенность связана также со структурой нормы финансового права – специфическим внутренним строением. Формальная определенность нормы права требует ее письменной, документальной формы, которая дает всем исполнителям какой-либо нормы точное и ясное представление о ее содержании, пределах действия и другие сведения (здесь мы можем говорить о публичности права, т. е. о его доступности всем).

Вместе с тем финансово-правовые нормы обладают специфическими признаками. К ним, в частности, относятся:

1. Целевое назначение, которое определяется предметом финансового права, т. е. нормы финансового права регулируют общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

2. Финансово-правовые нормы носят императивный (повелительный) характер. Как правило, требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения. Требования финансово-правовых норм точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение общегосударственных интересов, а также интересов каждого из участников финансовых отношений.

3. Общественная предопределенность (публичность), свидетельствующая об объективной направленности норм финансового права на реализацию общественных интересов, так как они опосредованно воздействуют на экономику и обеспечивают необходимые финансовые средства для реализации различных социальных интересов. Этим нормы финансового права отличаются от норм частного права (гражданское, семейное и др.), которые выражают интересы отдельных физических или юридических лиц.

4. Материальное обоснование финансово-правовой нормы. Государственные органы, принимая нормативные правовые акты в финансовой сфере, всегда ограничены объективными экономическими возможностями. Так, государство может финансировать свои потребности только исходя из доходов, получение которых, в свою очередь, зависит от уровня материального производства, что определяет поступление налогов и других платежей в бюджет.

5. Нестабильность норм финансового права, выраженная в постоянном изменении финансового законодательства посредством отмены устаревших и введении новых финансово-правовых норм, обусловленная рядом причин, в первую очередь, экономического характера (различные экономические колебания, политика государственных органов в сфере экономических отношений, проведение экономических реформ и т. д.). Нестабильность норм финансового права не свидетельствует однозначно об отрицательных последствиях для финансовой системы страны, так как многие страны с переходной экономикой подвержены изменениям не только экономической основы общества, но и законодательства.

 

3.2. Виды финансово-правовых норм.
Структура финансово-правовой нормы

Лучшему пониманию особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

1. К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.

2. К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за совершение финансовых правонарушений.

В свою очередь, регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.

1. Обязывающие – требующие от участников финансовых отношений совершения активных действий. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является прямым отражением основного метода финансового права – метода властных предписаний. Например, нормы налогового права предписывают субъектам налоговых отношений при наличии определенных условий уплатить налог в определенном размере и в определенный срок. Большинство норм финансового права носит обязывающий характер.

2. Запрещающие – содержащие требования к участникам финансовых правоотношений не совершать определенные действия. Данный вид финансово-правовой нормы нацеливает субъектов финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством действий.

3. Уполномочивающие, которые устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных законодательством рамках.

По своему содержанию финансово-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными.

1. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, правовой статус субъектов финансового права, виды доходов и расходов бюджетов различных уровней и т. д. Любая материальная норма будет регулировать определенные финансовые отношения только в случае подключения к такому регулированию соответствующих процедурно-процессуальных предписаний.

2. Процессуальные финансово-правовые нормы закрепляют порядок осуществления финансовой деятельности государства посредством установления определенных сроков, порядка применения финансово-правовых норм и т. д. Особенно четко можно провести разграничение между материальными и процессуальными нормами в бюджетном праве.

Нормы финансового права, как нормы других отраслей права, состоят из трех элементов, которые имеют определенную специфику, отражающую особенность финансового права как отрасли права: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Гипотеза финансово-правовой нормы довольно часто носит сложный характер, так как содержит несколько условий. Например, норма налогового права, регулирующая уплату налога на доходы физического лица, содержит несколько условий: наличие определенного вида дохода; место его получения, которое зависит от правового статуса налогоплательщика; возможность применения различных видов вычетов; фактического получения доходов.

Диспозиция устанавливает содержание правил поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению и использованию государственных финансовых ресурсов, выражая при этом права и обязанности участников финансовых правоотношений. Иными словами, диспозиция требует от участников финансовых отношений определенных правил поведения, не допуская отклонений от данных требований. Например, законодательством предусматривается обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе в определенный срок.

Санкции предусматривают меры юридической ответственности, применяемые к нарушителям финансово-правовых норм. Санкции носят исключительно принудительный характер в виде денежных взысканий (например, пени за просрочку налоговых платежей). В юридической литературе обосновывается положение о наличии финансовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности. Финансово-правовая санкция, составляющая сущность финансово-правовой ответственности, имеет специфические черты. Она носит денежный характер и воздействует на нарушителя финансово-правовой нормы не непосредственно, а косвенно, через его фонды денежных средств. Положение о финансово-правовой ответственности как самостоятельном виде юридической ответственности является в настоящее время дискуссионным. К нарушителям норм финансового права могут быть применены также меры ответственности, предусмотренные другими отраслями права – административным, уголовным, трудовым.

 

3.3. Финансово-правовые отношения. Их особенности и виды.
Основания возникновения, изменения и прекращения
финансово-правовых отношений

Финансово-правовые отношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, возникающие между субъектами финансового права по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства.

Финансовые правоотношения, как и любые другие правоотношения, обладают определенными признаками. Финансовые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основании правовых норм; участники каждого конкретного правоотношения индивидуально определены; связь между участниками правоотношения выражается через их субъективные права и юридические обязанности; носят волевой характер; охраняются государством.

Финансовые правоотношения в то же время имеют свои особенности.

1. Финансовые правоотношения возникают в связи с тем, что соответствующие субъекты осуществляют финансовую деятельность государства, т. е. деятельность, регламентируемую нормами финансового права и направленную на образование, распределение и использование определенных фондов денежных средств. Указанный признак является определяющим для характеристики финансовых правоотношений и используется в качестве основного при разграничении финансового правоотношения от смежных правовых отношений, в частности от административных.

2. Они являются разновидностью имущественных правоотношений, имеющих публичный характер.

3. Одной из сторон данных правоотношений всегда выступает государство (его уполномоченный орган) или органы местного самоуправления. При этом отсутствует равенство сторон, т. к. государственные органы наделены властными полномочиями; только они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений – предприятиями, учреждениями и гражданами.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется и прекращается при наступлении определенных оснований, которые в правовой науке получили название "юридические факты". Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, при которых на основе правовой нормы между субъектами финансового права складываются правоотношения.

По волевому признаку юридические факты классифицируются на: юридические действия и юридические события. Юридические действия – это поведение физических и юридических лиц, иных субъектов согласно их воле и желаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения). Правомерные действия в свою очередь делятся на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия) и юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица).

Юридические события – обстоятельства, порождающие юридически значимые последствия, но не зависящие от воли людей (например, рождение ребенка дает право на льготу по подоходному налогу).

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства, многообразны и неоднородны. Поэтому и финансовые правоотношения характеризуются большим разнообразием.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права. Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также приме классифицируются нения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, которые выделяются в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные денежные фонды. В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма и порядок получения государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов государственных органов, соблюдения определенной последовательности и сроков тех или иных действий. Между материальными и процессуальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в финансовой сфере.

Финансовые правовые отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, института финансового права на следующие виды: бюджетные правоотношения; налоговые правоотношения; финансовые правоотношения в области государственного кредита; финансовые правоотношения в области страхования; финансовые правоотношения в области банковской деятельности; финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов; валютные правоотношения.

Всем перечисленным финансовым правоотношениям присущи особенности, характеризующие их субъектный состав; объекты, по поводу которых они возникают; права и обязанности их участников. Поэтому указанные виды финансовых правоотношений урегулированы нормами отдельных подотраслей и институтов финансового права.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав), т. е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (права и обязанности сторон). При отсутствии хотя бы одного их названных элементов становится невозможным наличие самого финансового правоотношения. Все составные части финансового правоотношения направлены на достижение целей финансовой деятельности государства и обусловлены спецификой этой деятельности.

Субъект финансового правоотношения – лицо, участвующее в конкретном правоотношении и являющееся носителем финансовых прав и обязанностей. В большинстве случаев субъект финансового правоотношения совпадает с субъектом финансового права. В то же время следует разграничивать данные понятия "субъект финансового права" и "субъект финансового правоотношения". Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. А субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект финансового права – понятие более широкое. Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на:

1. Государство и его территориальные образования. К данной группе относятся: Республика Беларусь и административно-территориальные единицы – области, города, районы, поселки, населенные пункты. Такой круг субъектов свойственен бюджетным отношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами.

2. Коллективные субъекты, к которым относятся органы государственной власти и управления, а также предприятия, организации и учреждения, основанные на разных формах собственности. Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов финансового права, участие которых обязательно в финансовых правоотношениях. В их круг входят органы представительной и исполнительной власти, а также органы местного управления и самоуправления. Предприятия, организации и учреждения в финансовых правоотношения, как правило, имеют статус юридического лица.

3. Индивидуальные субъекты, которые представлены гражданами. Их права и обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в распоряжение государства.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения. Все объекты финансового правоотношения делятся на отделимые, которые в той или иной степени зафиксированы и существуют как явления окружающего мира (например, налоги и сборы) и неотделимые, которые не зафиксированы в финансово-правовых нормах, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования (например, финансовый контроль).

Содержание финансового правоотношения раскрывается через права и обязанности его участников. При этом финансовое правоотношение переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов финансового права.

 

 

 

ТЕМА 4. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных