Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бюджетная классификация и ее правовое значение




Управление государственными финансами в условиях большого разнообразия бюджетных поступлений и расходов, а также сложности финансово-бюджетных отношений невозможны без использования единой, законодательно утвержденной системы движения денежных потоков. Этой цели служит специальная бюджетная классификация, которая является одним из способов объединения близких по содержанию статей бюджетных показателей. Классификация наглядно показывает, как тратит государство денежные средства на выполнение своих задач и функций.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "О бюджетной классификации Республики Беларусь" бюджетная классификация Республики Беларусь – систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций с присвоением объектам классификации группировочных кодов, основанных на их экономической характеристике.

Бюджетная классификация является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций.

Бюджетная классификация включает:

Ø классификацию доходов;

Ø классификацию расходов, включающую функциональную, экономическую (предметную) и ведомственную классификацию расходов;

Ø классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;

Ø классификацию источников внешнего финансирования дефицита республиканского бюджета;

Ø классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

Ø классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

 

Стабильность бюджетной классификации обеспечивается особым режимом ее изменения. В частности, ст. 11 Закона "О бюджетной классификации Республики Беларусь" определяет, что законы, регулирующие отношения, не связанные непосредственно с определением состава и структуры бюджетной классификации, не должны содержать изменяющих ее положений. Изменения в бюджетную классификацию при необходимости вносятся до принятия закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

Бюджетная классификация имеет важное организующее и правовое значение.

Являясь важнейшим инструментом системы принятия властных решений, бюджетная классификация, прежде всего, четко выделяет целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задача решает функциональная структура республиканского бюджета, позволяющая определить приоритеты в деятельности государства и путем бюджетного финансирования обеспечить достижение поставленных целей.

Бюджетная классификация обеспечивает адресное выделение бюджетных средств. Это достигается посредством организационной структуры республиканского бюджета, отражающей распределение средств по конкретным распорядителям – министерствам и ведомствам.

Кроме того, детальная классификация налоговых и иных доходов бюджетов позволяет облегчить проведение контроля за поступлением бюджетных доходов. Также облегчается проблема сопоставимости бюджетов всех уровней в целях их взаимодействия.

В бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку это нормативный акт, приобретающий определенную юридическую силу, лежащий в основе составления и исполнения бюджетов.

Таким образом, научно построенная бюджетная классификация позволяет четко распределить и учитывать доходы и расходы бюджета, последовательно проводить курс финансовой и социально-экономической политики страны.

5.6. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование
бюджета. Защищенные статьи бюджета

При формировании бюджета большое значение имеет достижение его сбалансированности, т. е. равенства доходной и расходной части. Доходы и расходы государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит или профицит.

Превышение расходов над доходами называется дефицитом бюджета. Несмотря на то, что бюджетный дефицит – явление нежелательное, оно необязательно относится к разряду чрезвычайных. В современном мире практически все государства в той или иной мере сталкиваются с бюджетным дефицитом. Качество бюджетного дефицита может быть различным и определяется:

Ø необходимостью вложения крупных средств в развитие экономики;

Ø чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийное бедствие и др.);

Ø различного рода процессами в экономике.

 

Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине или в процентах к валовому внутреннему продукту; местных бюджетов – в абсолютной величине или в процентах к объему расходов бюджета. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. В Республике Беларусь предельный размер дефицита в настоящее время определяется в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной (финансовый) год. Так, в соответствии со ст. 1 Закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" предельный размер дефицита установлен в размере 494 млрд. руб.

Финансирование дефицита бюджета представляет собой его покрытие за счет внутренних и внешних заимствований. Внутренними источниками покрытия дефицита бюджета являются кредиты, получаемые государством от кредитных организаций в валюте этого государства; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени государства; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешние источники финансирования бюджета – это кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, иностранных организаций, предоставленные в иностранной валюте; государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени государства. Покрытие дефицита бюджета может осуществляться за счет выпуска новых денег, что, за счет увеличения денежной массы, может привести к отрицательным последствиям в экономике в виде роста уровня инфляции.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета утверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной (финансовый) год; местных бюджетов – решениями соответствующих Советов депутатов. В соответствии с приложением 1 к Закону "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год" финансирование дефицита республиканского бюджета осуществляется за счет: источников, получаемых от органов денежно-кредитного регулирования; источников, получаемых от банков, иных юридических и физических лиц; прочих источников внутреннего финансирования; чистых кредитов международных финансовых организаций; кредитов правительств иностранных государств; прочих источников внешнего финансирования.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10 % от запланированного уровня, то применяется специальный антидефицитный механизм, включающий в себя целый комплекс различных инструментов, важнейшими среди которых являются следующие: введение механизма секвестра и блокирования, определение защищенных статей бюджета.

Секвестр представляет собой пропорциональное сокращение расходов по незащищенным статьям бюджета. Блокирование – это временное приостановление финансирования по отдельным статьям расходов бюджета. В бюджете текущих расходов выделяются защищенные статьи, по которым гарантируется производство расходов в первоочередном порядке и в полном объеме в условиях применения механизма секвестра и блокирования. Перечень защищенных статей устанавливается ежегодно при утверждении соответствующего бюджета. К ним относятся: заработная плата; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь); продукты питания; медикаменты и перевязочные материалы; проценты по государственному долгу; погашение государственного долга.

Превышение доходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. В Республике Беларусь решения об использовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь или по его поручению Правительством, местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных