Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнение «Мой Рим».




…Но стоит нам ступить на улицы Рима, и с нами происходит чудесное превращение — мы чувствуем себя не менее великими, чем то, что нас окружает.

И. В. Гете

Поскольку арт-терапия использует нестандартные способы решения проблем и ориентирована на исследование не только внутреннего мира, но и системы отношений, предлагаем рассмотреть групповую работу, построенную на основе смысловой триады «Я — Город — Мир».

Упражнение «Мой Рим»направлено, в первую очередь, на осознание сотрудничающих и уменьшение агрессивных тенденций при возникновении проблем общения в коллективе. Новизна упражнения заключается в том, что оно отражает эмоциональный и когнитивный подходы, критерии системной интерпретации и процесс обсуждения. Подчеркнем также обучающий и социализирующий эффекты занятия.

Инструкции.

1. Возьмите лист бумаги и медленно вращайте его по часовой стрелке. Вскоре вы заметите, что лист «теряет углы». Представьте себе, что в этом листе находится ваша комната, в комнате — улица, в улице — город.

2. Положите лист на стол и представьте себе, что на нем раскинулся ваш будущий город — без углов, без улиц, без дорог. Нарисуйте его.

Для активизации воображения можно включить негромкую музыку. По возможности сопровождать упражнение видеорядом с изображениями городов, городских планов, отдельных фрагментов городов.

3. Посмотрите на свой город и расскажите о нем. Есть ли у него центр, ведут ли к нему дороги, какие они, каков окружающий ландшафт и т. д.?

4. Объедините свои работы в карту мира. Дополните эту работу так, чтобы возникло впечатление целостной карты мира.

5. Обсудите работу.

Общие вопросы для обсуждения:

q Посмотрите на карту вашего мира и расскажите о нем. Сколько дорог ведет к вашему городу?

q Что приходит вам в голову в связи со словосочетанием «Мой город»?

Опишите «Мой Рим» в самом широком смысле.

Какие элементы композиции «Мой город» кажутся вам самыми выдающимися (независимо от того, большие они или маленькие)? Назовите те из них, которые вам легче всего опознать и запомнить.

Испытываете ли вы какие-то особые чувства, связанные с центром города, с самим городом?

Как вы думаете, что мы пытаемся выяснить?

Удовлетворены ли вы местом расположения своего города?

Если бы вы оказались в городе с завязанными глазами, что помогло бы вам установить свое местонахождение, когда вы повязку снимете?

Насколько, по вашему мнению, в «Вашем городе» легко найти дорогу и опознать свое местонахождение?

 

Город — чрезвычайно емкий космический символ. С одной стороны, дом строится как уменьшенная модель Вселенной, с другой стороны, его иногда сравнивают с человеческим телом, обладающим пятью чувствами и семью отверстиями [16].

Городская среда представляет для каждого человека часть персонального образа мира, и его содержание в значительной мере определяется психологическими и культурными доминантами. Воспринимая город, мы воспринимаем мир людей, вещей, явлений, обладающих тем или иным смыслом. Восприятие городского пространства связано с нашей внутренней реальностью, с личным опытом. Это сложнейший ассоциативно-системный механизм, основанный на функциональной взаимосвязи различных уровней и компонентов психики.

Город отделен от остального мира стеной, в нем царят свои законы, идет иная жизнь, нежели во внешнем мире, откуда городу грозит опасность. Из истории культуры известны различные символические отражения города и смысловой изоморфизм: «Я», «Город» и «Мир». Триада «Я — Город — Мир» — своеобразные концентрические круги расширяющегося самосознания. Об этом свидетельствуют и устоявшиеся выражения: «человек и город», «душа города», «что ни город, то норов», «город как модель мира». Можно сделать вывод: город — модель мира, и вместе с тем — модель человека. Вероятно, потому, что в триаде «Я — Город — Мир» город занимает срединное положение, образные представления о нем могут легко сжиматься до ничтожной точки, а могут разворачиваться до бесконечности. Город существует не только в реальном географическом пространстве, но и в пространстве воображения: как символ, как архетип сознания, как мыслеобраз. Сознание рассматривает город как отражение в зеркале.

В новое время в бессознательном человечества закрепилось немало новых архетипов. Один из них — город.

Запутанный рисунок улиц, набережных, пятна площадей, причудливые изгибы городского плана — ни что иное, как условный автопортрет, автограф — росчерк сознания культуры на коже земли.

Город в сновидениях — предмет специальных исследований, начало которым было положено в работах К.-Г. Юнга. Хорошо известно, что квадрат в круге, круг в квадрате (типичные планы не только первобытных ритуальных площадок, святилищ, древних храмов и архитектурных монументов, но и целых городов) трактуются в символическом смысле как образ целостного «Я». Первоначальный Рим, Небесный Иерусалим, города из сновидений — особые символические структуры сознания, устремленного к центру, сознания, пытающегося «осознать» самого себя. Как психологический символ город есть центр регулярной жизни, которого удается достичь лишь после долгого путешествия и при наличии духовной зрелости, позволяющей путнику осознанно пройти через ворота и достигнуть центра духовной жизни.

Движение по городу символизирует переход одной противоположности в другую. Как символическая форма «город» может означать очень многое. Смыслы часто противоречат друг другу и перетекают друг в друга: небо в землю, добро во зло, истина в заблуждение, и наоборот. Именно поэтому путешествие по символическому городу нередко становится метафорой поиска Бога в человеке и отпадения человека от Бога, моделью возвращения к себе и бегства от себя.

Пример 1.

В., 22 года: «К центру моего города ведет много дорог, широких и узких, прямых и запутанных. Если приглядеться, мой центр находится в некой «окольцованной защите». Это защитное кольцо в любой момент может быть либо прозрачным, либо более плотным — и это приносит мне спокойствие. Это мой и в то же время общий мир».

Пример 2.

П., 21 год: «Когда мы движемся по спирали, наше движение напоминает путь в лабиринте. В центре лабиринта мы боимся встретить чудовище, а встречаем самих себя.

Мой город-лабиринт — особый, его центр связан с живым миром природы, с солнцем (мое сознание), с озером (мои чувства) и чем-то мне неизвестным (мои неиспользованные возможности). Мне радостно, что мой центр связан этими путеводными нитями с внешним миром. Я чувствую связь своего мира с миром в целом».

Пример 3.

С., 22 года: «Мой город — как паук. Мне неприятно, что его центр довлеет над всем окружением. Очень похоже на мое поведение в жизни. Мне стыдно, но я очень часто пренебрегаю мнением других людей, стремлюсь, чтобы мое слово было последним.

 

Упражнение «Путь Героя» (архетипический героический сюжет).

Пример упражнения (метафорической игры) «Путь Героя» в малых подгруппах стажеров-менеджеров, направленное на развитие лидерских качеств, иными словами, преодоление внутренних «драконов».

Рис. 12. Структура упражнения

 

1. Психогимнастика или настройка на работу и групповая дискуссия:

2. Какое внимание уделялось геральдике в рыцарские времена?

Чем отличаются изображения на гербе от изображений (символизма) на знамени?

В чем сила девиза?

Имеют ли место девизы, гербы, знамена в современной жизни?

Что вы разместили бы в качестве символа на гербе и знамени менеджера, корпорации?

3. Инструкции участникам.

q Представьте себя рыцарями средних веков. Какой героический путь вам предстояло бы тогда пройти, какие препятствия могли бы быть на этом пути?

q Для преодоления данных препятствий вам необходимо создать знамя войска, герб, девиз с изображениями различных ценностей, используя различные художественные формы.

q Вам предстоит пройти героический путь, пройдите его.

Примеры из практики групп.

История 1

В некотором царстве жил король. У него был единственный и неуспешный сын. Не было у сына никаких приоритетов в жизни. Решил король его женить и говорит сыну: «В одном царстве, до него 7 недель скакать, живет красавица, но она чужая невеста. Есть ряд препятствий, которые тебе надо преодолеть, чтобы похитить невесту и жениться. Необходимо проскакать 7 недель до пещеры, там 7 драконов и у каждого 2 головы. И как ты с ними справишься, такая у тебя и будет жизнь». Не очень хотел сын отправляться в дорогу, все думал: «Быть или не быть». Да делать нечего. Проскакал он 7 недель, нашел пещеру, входит в нее, а конь стал нервничать. «Погоди верный друг, конь, отдохни», — говорит рыцарь. Видит он 7 драконов и у каждого 2 головы: черная и золотая.

Черная голова первого дракона говорит: «Я — ложь. Тебе не надо будет краснеть, ты будешь всегда на коне». Золотая голова молвит вслед: «Я — честность, с тобой тебе будет краснее жизнь».

Рыцарь им отвечает: «Мои моральные принципы не дадут выбрать ложь, так как я представитель знатного рода».

Черная голова второго дракона говорит тогда: «Я — лень. Ты можешь со мной лежать на диване, смотреть кино, а жена будет все убирать». Золотая голова перебивает: «Я — трудолюбие, но тебе надо вставать в 7 утра. Ты всегда будешь потеть и трудится».

Рыцарь отвечает: «В моем гербе присутствует трудолюбие, поэтому не могу тебя выбрать, черная голова. Как же я тогда достигну своих целей и стану успешным?».

Черная голова третьего дракона говорит тихим голосом «Я — предательство. Тебе будет хорошо, если ты будешь предавать друзей». Золотая голова перебивает «Я — верность, тебе придется страдать за других людей, жертвовать своими интересами».

Опять рыцарь держит ответ: «Я выбираю верность, потому что я верен и честен перед своим народом. На предательстве многого не достигнешь».

И снова перед рыцарем возникли две головы.

Они предлагали рыцарю дальнейший выбор между милосердием, которое дает свет и тепло, и жестокостью, дающей холод и темноту. Выбрал рыцарь милосердие. На что дракон сказал: «Возможно, ты никогда не станешь богатым, но ты сможешь своим сердцем помочь другим. Каждый проходит свой путь и понимает чего он стоит».

А вот когда последний дракон предложил выбирать между смелостью и излишней смелостью, рыцарь наш растерялся: «Смелость, о тебе сложат легенды, будут помнить. Излишняя смелость может навредить здоровью, и ты не сможешь показать себя другим».

Принц вышел из пещеры и понял, что боролся со своими ощущениями. Он решил, что прошел все испытания: «Дорогая невеста, я определился со своими мотивами в жизни. Прими мой герб, мой щит и мое сердце». На что невеста ответила: «Ты много сделал для других, но ты завистлив и труслив. Я хочу подумать, приходи завтра».

Эта история показывает, что герой не встретился с седьмым драконом, а проиграл шестому.

 

В действительности игра отражает естественные процессы, которые происходят в группах кадрового резерва. Мы отмечали ранее, что не все готовы к карьерному росту «по вертикали», с принятием ответственности. Они, с одной стороны, в некотором роде «завидуют» власти и заработку руководителей, с другой стороны, еще «трусливы» и боятся «прекрасного будущего» в образе невесты.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных