Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Шестой послеатлантический культурный период 7 страница




200 восьмой вселенский собор в Константинополе в 869 году — был созван по инициативе папы Адриана II и императора Василия Македонянина для осуждения смещенного в 867 г. патриарха Фотия; принял «Canones contra Photium», в 11-м из которых в опровержение учения Фотия о двух душах утверждалось, что человек имеет «одну разумную и познающую душу» — „unam animan rationalem et intellectualem“; фактически это было отменой трихотомии, представления о тройственном составе человеческого существа, ясно выраженного в Новом Завете (см., напр., 1-е послание ап. Павла к фес-салоникийцам, 5:23). Рудольф Штейнер настоятельно привлекал внимание к этой формуле, так как она, по его выражению, «упразднила дух» (15.05.1917 г. GA 174b). Следует отметить, что восточная церковь с возвращением на патриаршество Фо гия в 879 г. считала постановления VIII вселенского собора недействительными и впоследствии никогда не признавала и его самого. Однако собор происходил в столице Восточной империи и в нем принимали участие восточные иерархи и, значит, постановления соборных отцов не остались без последствий и для восточной церкви. Подробнее о VIII вселенском соборе в кн.: Der Kampf um das Menschenbild/

Das achte ökumenische Konzil von 869 und seine Folgen. Dörnach, 1986. — Согласно Рудольфу Штейнеру за постановлениями константинопольского собора 869 г. стоит раскол в мире Ангелов (см. лекцию 8 августа 1924 г. в Дорнахе. GA 237).

202 Победоносцев Константин Петрович (1827-1907) — законовед, обер-прокурор Святейшего Синода в 1880-1905 гг., член Государственного совета с 1872 г.; государственный деятель резко выраженного консервативного направления, убежденный и открытый противник перемен в государственном строе России — выступал против конституционных учреждений, парламентаризма, свободы совести и печати, суда присяжных и адвокатуры, против распространения образования в народе. Всему этому он противопоставлял старые учреждения, коренящиеся, как он писал в «Московском сборнике» (1896), «в той части бытия, где всего крепче связуются и глубже утверждаются нравственные узы, — именно, в бессознательной части бытия». — В основе византинизма — идея соединения Царства и Церкви, то есть самодержавия и православия.

203 Ништадтский мир — заключен между Россией и Швецией в г. Ништадт на западе Финляндии 30 августа/10 сентября 1721 г.; по условиям мира к России отошли Ингерманландия (территория, прилегающая к Неве и Финскому заливу с юга до Иван-города) и часть Карелии, но Петр I возвратил шведам занятую русскими войсками Финляндию и Аландские о-ва. Швеция признала также приобретения Петра I в Прибалтике — Эстляндию и Лифляндию (вплоть до Риги), которые тогда впервые вошли в состав России. Значение Северной войны и завершившего ее Ништадтского мира, по Штейнеру, вовсе не в том, что Россия приобретала «окно в Европу» (оно уже было у нее в виде Архангельска, через который со второй половины XVI в. шла оживленная торговля с Западом), а в том, что, закрепившись на Балтийском море, Россия вошла в Европу, со всеми вытекающими из этого факта последствиями для нее самой и для Европы.

203 Парижский мир — подписан 10 февраля 1763 г. в заключение Семилетней войны (1756-1763 гг.), которую коалиция Австрии, Франции и России (с 1757 г.) вела против Пруссии, поддерживаемой (также с 1757 г.) Англией. Хотя война велась континентальными державами, в центре ее находились колониальные противоречия между Англией и Францией. Пользуясь отвлечением внимания Франции в Европе, Англия в эти годы сумела вытеснить Францию из ее колоний в Сев. Америке, что нашло отражение в условиях Парижского мира: Франция отказывалась от Канады и других владений в Сев. Америке, удержав за собой только Луизиану,

а также сдала прежние свои позиции на Индостане. Этим было обеспечено владычество Англии на море и ее преобладающее положение как колониальной державы. В военных действиях против французов в Канаде главную роль сыграло население английских колоний, поддержавших метрополию в ее борьбе с Францией. Через 13 лет после Парижского мира колонии объявили о своей независимости от метрополии (1776 г.).

205 отделение восточного католицизма от римского католицизма — католическими, то есть вселенскими, именуют себя обе церкви, западная и восточная, в одинаковой мере притязая на положение преемницы древней церкви. См. лекцию 1 октября 1922 г. в данном разделе.

207 Австрия погибла — имеется в виду расчленение Австро-Венгрии, санкционированное Сен-Жерменским мирным договором 10 сентября 1919 г.; согласно договору из состава Австро-Венгерской монархии были выделены Австрия, Венгрия, Чехословакия, значительные территории отошли к вновь воссозданной Польше, к Италии, Румынии и Сербии, превратившейся в Сербо-хорвато-словенское королевство.

208 Шпенглер Освальд (1880-1936) — немецкий философ, автор двухтомного груда (в России известного под названием «Закат Европы», 1923 г.), на Западе приобретшего необычайную популярность после окончания Первой мировой войны; его пессимистическая тональность отвечала ощущению кризиса европейской культуры, охватившему поколение, пережившее войну.

208 гетеанизм — так Рудольф Штейнер называет способ рассмотрения мира, который развивал в своих естественнонаучных штудиях Гете. Как художник Гете чувствовал в природе руку Творца и стремился изучить язык его форм. Ему были чужды спекулятивные построения относительно мира явлений — он хотел их рассматривать в поисках говорящих первоформ, прафеноменов. Тем самым Гете выходил на порог имагинаций, ибо открываемые им первофеномены граничат с миром имагинаций. «Точно так же, как люди этого пятого послеатлантического периода будут, с одной стороны, все больше и больше склоняться к непредвзятому рассмотрению природы и ее феноменов, стремиться к первофеноме-нам вместо гипотез, так, с другой стороны, люди будут особенно склоняться к тому, чтобы давать подниматься из их душ имаги-нациям, которые могут еще глубже вводить в духовный мир... Всякое размышление над всевозможными строениями атома, конструкциями атома прекратится, внешние восприятия будут направляться на феномены и только такое их сопоставление, этих феноменов, чтобы они сами себя объясняли» (лекция 14 октября 1916 г., в Дорнахе. GA 171). С точки зрения Рудольфа Штейнера гетеанизм в наше время единственно оправданный и здоровый путь в сверхчувственный мир. В противном случае мир имагинаций обступает человека как мир люциферический — мир таинственный и прекрасный, но мир без Христа.

209 говоря в шиллеровском смысле о варварстве — разграничение между варварством и дикостью Ф.Шиллер проводит в четвертом из своих «Писем об эстетическом воспитании»: «Человек же двояким образом может быть противопоставлен себе: или как дикарь — когда его чувства господствуют над его правилами, или как варвар — когда его правила разрушают его чувства. Дикарь презирает искусство и признает природу за неограниченного владыку над собой; варвар презирает и бесчестит природу, но более презренный, чем дикарь, он часто оказывается рабом своего раба. Образованный человек создает себе из природы друга и уважает ее свободу, обуздывая ее произвол» (Фридрих Шиллер. Собрание сочинений. Том 6. М., 1957. С. 260).

210 ассоциации в хозяйственной жизни — мыслятся Рудольфом Штейнером как основной конституирующий элемент хозяйства при трехчленном построении социального организма, как органы согласования встречных экономических интересов производителей, потребителей и промежуточных участников экономического процесса, — что выражается прежде всего в установлении взаимоприемлемых цен на товары и услуги. Из новейшей литературы об ассоциациях см.: Wolfgang Latrille. Assoziative Wirtschaft. Stuttgart, 1985; Udo Hermannstorfer. Schein — Mark-twirstscheft. Stuttgart, 1991.

210 хозяйственному воззрению, возникшему на почве неисчерпаемости — эта характеристика экономики стран Запада не утратила своего значения до настоящего времени: получив статус независимых государств в 1960-х годах, бывшие колонии не перестали быть источником дешевого сырья для индустриальных стран; в частности, вся промышленная мощь последних выросла в XX в. на дешевой нефти. Правда, страны-экспортеры нефти с 1973 г. приступили к систематическому повышению цен на сырую нефть, что повлекло за собой перестройку структуры потребления энергии в развитых странах и переходу их к энергосберегающим технологиям. Однако положение поставщиков металлов и других видов сырых продуктов на мировом рынке остается неравноправным.

210 Теократия — форма общественной жизни, где властные функции осуществляются от имени божества и где, следовательно, светская власть более или менее растворяется в духовной; исторически на своем месте в древности (пример тому прежде всего древний Египет), но в упадочных формах дожила и до нового времени. В России ярким представителем теократической идеи был Вл. Соловьев: изжив сравнительно быстро славянофильский провинциализм, он вплоть до «Трех разговоров» (1899-1900 г.), то есть почти до конца жизни не расставался с мыслью о мировой теократии в виде соединения духовной власти римского папы со светской властью всероссийского императора. — О теократии см. у Рудольфа Штейнера лекции в Дорнахе 20-22 февраля 1920 г. под общим заглавием «Историческое развитие империализма» (GA 196).

211 Братья Тиберий (162-133 до Р.Х.) и Гай (Кай) (153 122 до Р.Х.) Гракхи — из знатной плебейской семьи Семпрониев. Старший, Тиберий, будучи избран народным трибуном, в 133 г. до Р.Х. провел на народном собрании в Риме закон об установлении верхнего предела владения землей и передаче земли сверх этой нормы неимущим гражданам. Основанием для перераспределения земли Тиберию Гракху служило сохранение верховной собственности на землю за римской общиной в целом. Он натолкнулся на отчаянное сопротивление знати, успевшей сосредоточить в своих руках значительную часть общественной земли, но был поддержан народом. Стоит отметить, что это был также момент, когда в Риме была введена частная собственность на землю: богатые римляне, чьи владения были уменьшены реформой, могли укрепить остававшуюся у них землю в собственность. Тиберий Гракх был убит в том же 133 г. Его реформаторскую деятельность в 121 г. до Р.Х продолжил Гай Гракх.

212 Диоклетиан (284-305 н.э.) — римский император, провел реформы государственного управления, отразившие общее ослабление скреплявших империю связей, атомизацию общества и в качестве противовеса ей — невиданное возрастание власти государства над гражданами.

212 Смит Адам (1723-1790) — основоположник научной политической экономии, автор первого система тического труда в этой области — «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Его систематичность покоится на ряде абстрактных исходных положений.

213 покинул Германию и отправился в Англию — К. Маркс переселился в Лондон в 1849 г., где оставался до своей смерти в 1883 г.; его основной труд «Капитал», том I, вышел в свет в 1867 г.

214 категорический императив — дословно: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем принципом всеобщего законодательства» (И. Кант. Критика практического разума. СПб., 1987. С. 38). С этим положением Канта решительно расходится этический индивидуализм «Философии свободы» Рудольфа Штейнера.

216 попытка перенести с Запада в Россию определенные тайные брат -ские союзы — признаки присутствия масонских обществ в России относятся еще ко временам Петра I (см. ст. Т. Соколовской «Был ли Петр I-й масоном?» // Море. 1917, № 12), однако круг первых масонов в России состоял, по-видимому, прежде всего из иностранцев; О. Леннхоф / О. Познер сообщают, что «24 июня 1731 г. английский капитан Джон Филипс получил от Великой ложи Англии назначение в качестве провинциального великого мастера для России» (Internationales Freimaurer — Lexicon. Wien — München. 1932, S. 1355). Первые сведения о существовании масонской ложи в Петербурге относятся к 1747 г. (список елизаветинских масонов приведен в «Летописях русской литературы и древности», издаваемых Н. Тихомировым. Т. IV, М., 1862. С. 51). Серьезную постановку работа в ложах получила только при Екатерине II (1762-1796), один из сотрудников которой, П.П. Елагин был избран гроссмейстером открытой в 1770 г. в Петербурге великой провинциальной ложи. В елагинскую ложу был принят в 1775 г. (сразу в третью степень) Н.И. Новиков, в 1779 г. перенесший свою деятельность в Москву. — Литература о русском масонстве

XVIII в. обширна. См., в частности: Вернадский Г.В. Русское масонство в царствование Екатерины II. СПб., 1917; Кизеветтер A.A. Московские розенкрейцеры XVIII столетия. // Русская мысль. 1915, октябрь. С. 96-124.

218 Он сделал из этого русскую книгу... — Речь идет о книге Андрея Белого «Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности». М., 1917.

219 Императрица Елизавета Петровна (1709-1761) скончалась 25 декабря 1761 г. ст. ст./5 января 1762 г. н.ст. В тот же день под именем Петра III на престол вступил племянник покойной императрицы (1728-1762).

220 Текст манифеста 12/23 февраля 1762 г. приводится по изданию: П. Щебальский. Политическая система Петра III. М., 1870. С. 46. Как и многие другие важные документы короткого царствования Петра III, манифест 12/23 февраля, вероятнее всего, вышел из-под пера многоопытного члена коллегии иностранных дел, тайного секретаря и правой руки Петра III Дмитрия Васильевича Волкова. Инициатива манифеста, круто изменившего ход событий в Европе, несомненно, исходила от императора, раньше всегда отрицательно высказывавшегося об участии России в Семилетней войне. О Д.В. Волкове см.: Сокольский М. Неверная память. Герои и антигерои России. Историко-полемические эссе. М., 1990.

221 Текст декларации 9 апреля 1762 г. ст. ст. приводится в обратном переводе с немецкого. Ср. написанный по-русски проект декларации в «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева, Кн. 13. Т. 25. Гл. I.

221 Голицын Дмитрий Михайлович, князь — полномочный посол России в Вене в 1762 г.

223 в России была секта духоборцев... У них были теософские учения... — духоборчество — явление религиозной жизни России XVIII-XIX вв., первоначально получило распространение среди крестьян Тамбовской провинции в 60-х гг. XIX вв. При Екатерине II и Павле I духоборцы подвергались преследованиям за отказ от несения воинской службы и уклонение от посещения православной церкви; в 1805 г. с разрешения молодого либерально настроенного Александра I все духоборцы собрались на Молочных водах в Новороссийской губернии, где возникло их поселение из 9 деревень. В 1841 г. при Николае I были высланы в Закавказье, а в 1899 г. из-за нового конфликта с властями несколько тысяч духоборцев (при содействии Льва Толстого и его друзей) покинули Россию и обосновались в Канаде. «Мы не русские, мы — духоборцы», — говорили они и ранее, подчеркивая вероисповедную основу своей общины. О происхождении их вероучения от кого-то со стороны у них сохранялось смутное предание. Как показывал один из духоборцев в 1815 г., «начала общества своего он не знает, но известно им только из преданий изустных, что в давние времена были у них пришельцы, которые проповедовали слово Божие и учили истинной вере во Христа-Спасителя и последованию его учениям» (Росс. Гос. истор. архив, ф. 1284, оп. 195, 1816 г., д. 20, л. 5). Вне всякого сомнения, вероучение их уходило своими корнями на Запад. У них был обряд поклонения человеку, а их учение о св. Троице видело в человеке ее земной образ: «Бог-Отец — память, Бог-Сын — разум, Бог-Дух Святой — воля». Часто повторявшаяся эта формула имеет свой аналог в учении французского мистика XII в. Гийома де Сен-Тьерри, близко стоявшего к Бернару Клервосскому: «Бог-Отец ведет дорогой памяти, Бог-Сын — дорогой разума, Бог-Дух Святой — дорогой любви» (Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 145). Прямой линии к духоборцам здесь, естественно, не просматривается, но очевидно, что в основе и там и здесь находится взгляд на человека, присущий западному культурному кругу. Такого же характера и следы учения о реинкарнации, отмеченные у духоборцев начала XIX в. Заметим, что в 1767 г. духоборцы искали у Екатерины II защиты от притеснений местных властей через И.П. Елагина, а изменениями в правительственной политике в отношении них в начале XIX в. были обязаны другому видному масону, И.В. Лопухину.

223 Уже в конце XVIII века и особенно в конце XIX века, но уже и десятилетиями прежде... — в этот период деятельность масонских обществ в России стала встречать препятствия со стороны i [равитель-ства. Гонения на масонов начались в 1792 г., когда встревоженная слухами об их роли в революции во Франции Екатерина II поспешила принять против них запоздалые меры, жертвой которых, как известно, стал Н.И. Новиков и его кружок. Павел I (1796-1801), сам введенный когда-то своим воспитателем Н.И. Паниным в масонскую ложу, вернул масонам монаршее благоволение, но уже в 1797 г. под влиянием иезуитов наложил запрет на деятельность лож. При Александре I (1801-1825) принадлежность к масонству отличала почти все высшее общество Петербурга и Москвы, ложи основывались даже в Сибири. С поворотом политики правительства в сторону реакции в 1822 г. Александр I распорядился о закрытии масонских лож. Николай I в 1826 г. подтвердил запрет на их деятельность. Однако существуют признаки ее продолжения в России и в дальнейшем (см. роман А.Ф. Писемского «Масоны»). Фрагментарные, но вполне достоверные сведения о масонах второй половины XIX в. содержит доклад главы русского зарубежного масонства 1930-х гг. кн. В.Л. Вяземского, прочитанный в ложе «Лотос» 9 декабря 1957 г., где были названы имена Александра II, в бытность наследником привлеченного в одну из английских лож; близко стоявшего к нему в 1880-1881 гг. гр. М.Т. Лорис-Меликова; редактора «Вестника Европы» А.И. Пыпина и др. (см.: Новый журнал. Кн. 161, 1985. С. 233). По сведениям кн. Вяземского интенсивную деятельность при дворе Николая II вели представители связанного с масонством мартинизма, тогда как представители Великого Востока Франции заново насаждали масонство в оппозиционных правительству кругах русской научной интеллигенции (1880-1900-е гг.).

224 И славянофилы и панслависты — это... всходы того, что там насаждали многие из этих масонских орденов — примером тому может служить биография видного славянофила, поэта и критика Аполлона Григорьева (1822-1864), до своего вхождения в круг московских славянофилов состоявшего членом масонского общества в 1844-1847 гг. См.: Аполлон Григорьев. Воспоминания. М., 1988. С. 343-345. — Конечно, этот частный факт не исчерпывает поднятой Рудольфом Штейнером проблемы западного происхождения славянофильских идей.

225 Местр Жозеф Мари, де (1753-1821) — граф, посланник короля Пьемонта в Петербурге в 1803-1817 гг., автор политических трактатов, из которых наиболее значительные— «О папе» и «Санкт-Петербургские вечера», были написаны в тогдашней столице России. По характеристике Рудольфа Штейнера, де Местр — «личность величайшей, какая только мыслима, гениальности, проникновеннейшей, но насквозь романо-католической духовности. Он избрал ареной своей деятельности Петербург; из Петербурга вышли и его более поздние сочинения. У де Местра была грандиозная мысль опереться на русских, именно на то, что из Азии из древних времен перешло в жизнь православно-католической русской религии, и отсюда он хотел установить отношение к римско-католическому элементу. Он хотел осуществить слияние между тем, что живет в восточном образе мыслей, включая русский элемент, и тем, что исходит из Рима....Аристотеля он хотел исключить в определенном смысле; тот был для него подготовкой к тому, что начиная с XV ст. развивалось как современная рассудочность. Он хотел достигнуть связи с духовностью посредством других сил человека, нежели логика. Но особенно сильно в русле этого воззрения на жизнь движется сочинение, написанное им во втором десятилетии XIX ст., «О папе», сочинение, о котором можно было бы сказать, что оно классично по характеру своей формулировки, которое принадлежит лучшим временам французской культуры при Людовике XIV и которое одновременно действует убедительно, как какое-нибудь произведение инспиративного происхождения. Оно выдвигает папу, — и важно, что это высказывается из Петербурга, — в качестве законного государя современной цивилизации......в лице папы представлена как бы инкарнация Того, Кто в качестве Духа Земли должен царить на этой земле. Можно было бы сказать: вся теплота, которая живет в этом сочинении о папе, есть свет Ормузда, он видит прямо-таки самого Аура-Маздао инкарнированым в римском папе и потому требует господства римско-католической церкви в ее слиянии со всем тем, что перешло в жизнь России с Востока (ибо это все-таки находится в глубине) и отметает все, что культура рассудка перенесла [из прошлого] с начала XV ст. Приобретаешь некоторое почтение к проникновенной духовности, жившей в этом де Местре. Но нужно все-таки также знать, что сегодня действительно есть люди, которые снова получают власть, которые сегодня стремятся отвоевать влияние на европейскую цивилизацию и которые целиком инспирированы той духовностью, что в наибольшей степени представлял собой де Местр....в сущности, де Местр видел существование духовности в развитии человечества лишь до IV ст. Он не хотел признать продолжающего действовать Христа». В лекции 1 мая

1921 г. в Дорнахе (GA 204), из которой приведена эта выдержка, Рудольф Штейнер указывает на особую — ныне едва ли уловимую — внутреннюю конфигурацию эпохи, когда могло случиться, что чисто средневековый идеал овладел душой такого человека, как де Местр: «...в середине XIX ст. находится тот пункт, когда деятельность рассудка становится полностью функцией, видом деятельности физического тела. В то время как весь предыдущий период, период с VIII ст. до Р.Х. по XV ст. по Р.Х., эта деятельность рассудка была деятельностью эфирного тела, она с начала XV ст. становится все больше деятельностью физического тела, и достигает высшего пункта именно в середине XIX ст.». Против нее и против ее почитателей на Западе, англосаксов, ополчился де Местр, искавший опоры в прошлом и также — в России, на которую уже начинал смотреть как на новообретенную родину. Он должен был покинуть ее, когда правительство обратило внимание на участившиеся среди петербургской аристократии случаи обращения в католичество, и на де Местра пало подозрение в пропаганде католицизма, в котором были прямо обвинены его друзья иезуиты, высланные из страны в конце 1816 г. — В биографии де Местра, по-видимому, не проходным эпизодом было его вступление в орден франкмасонов (1774 г.), хотя уже в 1782 г. в записке, поданной герцогу Брауншвегскому, он выступил с предложениями о реформах в ордене. — Личность де Местра, впечатления и мысли, занимавшие его в течение 14 лет его пребывания в Петербурге, живо встают из его писем, опубликованных в переводе Д.В. Соловьева в 1995 г. См. также «Санкт-Петербургские вечера», изданные в русском переводе в 1998 г.

225 Соловьев сам доказал — B.C. Соловьев отмечал влияние идей де Местра на И.С. Аксакова и М.Н. Каткова в большой статье 1889 г. «Славянофильство и его вырождение», включенной в «Национальный вопрос в России». См.: Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. Т. V. СПб., [1912]. С. 233-234.

225 Он откопал давно забытую немецкую книгу XIX века — речь идет об изданном в 1857 г. в Лейпциге труде Генриха Рюккерта «Учебная книга по мировой истории в ее органическом развитии» (Heinrich Rückert. Lehrbuch der Weltgeschichte in organischer Entwicklung). В статье «Немецкий подлинник и русский список» (1890) Вл. Соловьев провел развернутое текстуальное сопоставление книги панслависта Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1869) с книгой Г. Рюккерта. Его приговор был: «мнимая „теория Данилевского“ находится целиком в книге Рюккерта» (Собр. соч. Вл.С. Соловьева. Т. V. СПб., [1912]. С. 350).

226 В романе Иван и Алеша — дети старика Карамазова от второй жены Софьи.

230 Милль Д.С., Бергсон А., Бутру Э., Вундт В.-М. — западные философы, современники B.C. Соловьева.

231 Скот Эригена Иоганн (ок. 810-877) — уроженец Ирландии (Scottia major), с 40-х гг. IX в. — в королевстве франков, преподавал в школе при дворе Карла Лысого. Диалог «О разделении природы» написан в 860 гг. Отрывок из него в переводе Н.М. Лозовской см. в ежегоднике «Средние века», вып. 57. М., 1994; вып. 58. М., 1995. — Рудольф Штейнер об особенностях мышления Скота Эригены: «Его не понимают, если хотят понять его тем мышлением, которое человечество развивает сегодня. Его понимают, только если через духовную науку приобрели представление о том, как мыслят эфирным телом, тем телом, которое в качестве более тонкого тела лежит в основе грубого чувственного тела. Итак, Иоганн Скот Эригена мыслил не мозгом, а эфирным телом» (2 июня 1921 г., Дорнах. GA 204).

231 «Два близкие между собою желания...» — цитата из «Духовных основ жизни». Собр. соч. B.C. Соловьева. Т. III. СПб., [б.г.]. С. 305.

233 «Природа есть дух в собственном инобытии» — См. Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Часть вторая. Философия природы. § 247. Дословно: «Природа есть идея в форме инобытия» (М., 1975. С. 25).

233 «Дух есть понятие...» — Там же. Часть третья. Философия духа. § 381. Дословно: «В качестве отличительной определенности понятия духа следует указать на его идеальность, т. е. снятие инобытия идеи, возвращение и возвращенность ее к себе из своего другого...» (М., 1977. С. 16).

233 Никейский собор — первый вселенский собор христианской церкви, проходивший в г. Никея, Малая Азия в 325 г.

234 душеприказчик... Соловьева — предположительно кн. Е.Н. Трубецкой, происхождение цитируемого высказывания установить не удалось.

234 Соловьев... поднимается до некоторого визионерского лицезрения будущего — имеется в виду «Краткая повесть об Антихристе» в составе последнего произведения B.C. Соловьева «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории».

234 он говорит о Толстом как о враге христианства — в частности, в «Трех разговорах», содержащих скрытую полемику Соловьева со взглядами Толстого.

236 Гладстон Уильям Эварт (1809-1898) — английский государственный деятель, с 1865 г. лидер либеральной партии, четырежды занимал пост премьер-министра в 1868-1894 гг.

236 Раушер Йозеф Оттомар, фон (1797-1875) — архиепископ Вены, кардинал, на Первом Ватиканском соборе (1870) выступал против провозглашения догмата о непогрешимости папы.

237 Есть одно произведение... — статья «Великая ложь нашего времени» в «Московском сборнике». 1-е изд. М., 1896.

239 Кама — индийское название астральной материи.

Кама-Манас — низший Манас, рассудок.

Манас — пятый принцип человеческого существа, у Рудольфа Штейнера — Самодух, Geistselbst — доел, духовное Я или Дух в Я. Буддхи — шестой принцип человеческого существа, у Рудольфа Штейнера — Жизнедух, Lebensgeist.

Манас и Буддхи, будучи вполне развиты, представляют преображенные астральное и эфирное тела.

240 эпоха Филадельфии — Филадельфия (братолюбивая — греч.), шестая из семи церковных общин в Откровении Иоанна (3:7), к которым обращены послания Сына Человеческого (гл. 2 и 3). Города, в которых находятся семь общин, располагались на западе Малой Азии по кругу, так что при движении от Эфеса (первой церкви) к Лаодикии (седьмой) получался полный цикл. Эпоха Филадельфии — шестая послеатлантическая культурная эпоха. Название городу дал царь Египта Птолемей II Филадельф (285-146 гг. до н.э.).

241 Соломонов храм в Иерусалиме... Иаким... Боас... — возведен по замыслу царя Соломона мастером Хирамом из Тира в 966-953 до Р.Х. «...И сделал он два медных столба в восемнадцать локтей вышиною... И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иакин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз» (3 Царств., 7:15; 21). По Рудольфу Штейнеру, храм служил путеводителем воплощающихся душ (21 декабря 1916 г., Базель. GA 173) и своим строением предвозвещал будущее человеческого физического тела:

«В размерах Соломонова храма в глубокой символике изображена вся организация формы человека, каким он будет в следующей, шестой расе» (28 декабря 1907 г., Кельн. GA 101).

242 в первый период нашего антропософского движения я говорил о Толстом — предположительно лекция 30 сентября 1905 г., в Берлине. GA 93а.

243 Кили Джон Уорелл (1837-1898) — американский инженер, изобретатель мотора, приводимого в движение, по замыслу его создателя, силой звуковых колебаний. Об открытии Кили см.: Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Т. 1, ч. III, отдел IX, «Грядущая сила». См. также: Der Strader — Apparat. Modell — Skizzen — Berichte // Beiträge zur Rudolf Steiner Gesamtausgabe. № 107. Michaeli 1991. — Основу для сопоставления имен Толстого и Кили составила разнонаправленная моральная проблематика, связанная с вкладом в культуру обоих.

245 партия кадетов — партия конституционных демократов (к/д), учреждена в октябре 1905 г.; объединяла многих видных представителей научной общественности, ориентировалась на западные демократические ценности и институты.

 

VIII Россия в поле мировой политики

Во главу раздела поставлена лекция 28 марта 1916 г. в Берлине о Е.П. Блаватской, во-первых, по той причине, что на материале ее жизненного пути в освещении Рудольфа Штейнера хорошо просматривается позиция, с которой осуществляют свою политику в отношении России руководящие оккультные круги западных стран. Еще большее значение, пожалуй, — и это второе, — жизненная история Е.П. Блаватской имеет для уяснения той судьбы, которая постигла Россию в XX в., ибо знакомство с оккультной биографией отдельной исключительно одаренной личности из состава русского народа в XIX в. наводит на мысль о существовании глубинной связи пройденного ею пути с испытаниями, которые — в общем смысле, конечно, — выпали на долю России в XX в. Эта параллель напрашивается, и с этой точки зрения небесполезно было бы проследить судьбы страны с 1917 г. по 1991 г. включительно в аспекте оккультных влияний, под которые Блаватская попадала на разных этапах своей оккультной биографии.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных