Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Шестой послеатлантический культурный период 8 страница




В постановке вопроса о роли западных оккультных братств в исторических судьбах России в XIX-XX вв. мотиву масонства у Рудольфа Штейнера отведено, собственно, подчиненное место: те западные оккультные центры, о которых он главным образом говорит, только используют масонство в качестве своего орудия, но это положение не следовало бы распространять на все масонство, являющееся весьма дифференцированным. Во всяком случае, сообщения Рудольфа Штейнера о деятельности западных оккультных сообществ не имеют ничего общего с той нездоровой атмосферой вокруг масонства, которая культивировалась в известных кругах в России и в других странах без каких-либо фактических оснований. Рудольф Штейнер говорил об этом как оккультист перед оккультистами с целью вызвать со стороны последних меры соответствующей корректировки действий, совершаемых в узко-групповых целях.

К стр.:

250 каплю среднеевропейского начала — отец Е.П. Блаватской, Петр Алексеевич Ган происходил из старинного остзейского немецкого рода.

252 Яков I (1603-1625) — английский король, сын Марии Стюарт, сменивший на английском престоле бездетную Елизавету Тюдор; собственно Реформация в Англии начиналась при отце Елизаветы, Генрихе VIII (1534 г.), но завершалась при Якове I. Рудольф Штейнер назвал его «одним из самых значительных оккультистов» (26.12.1916 г. GA173).

252 как римляне... так и англосаксы — эту мысль однажды излагал не кто иной, как бывший премьер-министр Англии У.Черчилль во время своих частных встреч с помощником советского военно-морского атташе в Лондоне (и одновременно сотрудником ГРУ) Е.М. Ивановым в начале 1960-х гг. В опубликованных по-английски воспоминаниях этого разведчика, сумевшего завоевать расположение престарелого премьера, воспроизведены мысли, которыми тот делился с ним по поводу России: «Вы, русские, настоящие мастера поражать нас своими талантами. Но поймите меня правильно и не обижайтесь... Вы для нас варвары. Не в дурном смысле, а в подлинном. Так в древнем мире все были варварами по отношению к грекам и римлянам. А мы их наследники. Англосаксы — представители классической культуры. Мы лучше других в мире выражаем два великих начала: ясность и чувство меры. У других народов, в том числе и у русского, они затуманились. Иначе вы бы не стали выкорчевывать на своей земле свои же традиции. Поэтому в душе я считаю вас варварами. У России тот же путь, что и у Европы. Или никакого пути» («Известия» № 81 от 6 апреля 1992 г.). См. также примеч. к с. 209.

253 независимые славянские государства — очевидно, славянские государства Балканского полуострова — Сербия, Черногория и Болгария; полная независимость первых двух от Турции была признана участниками Берлинского конгресса в 1878 г.; тогда Болгария получила статус автономного княжества, но часть территории, населенной болгарами, была оставлена во владении Турции; после воссоединения в 1886 г. обрела полную независимость.

254 маленького придунайского государства — какое именно из владений Австро-Венгрии имеется в виду, судить трудно (вероятно, Венгрия).

256 она вначале получила вполне основательное, наилучшее руководство — чуть больше Рудольф Штейнер сказал об этом в ответе на вопросы после лекции 26 апреля 1906 г. в Лейпциге: «Ее руководителем сначала был один европеец, затем — египтянин, тогда она написала „Исиду без покрывала“» (GA 97), и в лекции 23 октября 1911 г. в Берлине: «...в то время, когда она писала „Исиду без покрывала“, Е.П. Блаватская имела своего рода розенкрейцерскую инспирацию...» (GA 133).

257 оккультный плен — несколько иначе освещает Рудольф Штейнер оккультное пленение Блаватской в лекции 26 декабря 1916 г. в Дорнахе (GA 173): «Итак, ее исключили. Она, конечно же, не была личностью, которая все смиренно принимает, и стала весьма резко угрожать: она еще покажет американскому братству, что значит исключать ее после того, как она столь многое узнала. — Американское братство и в самом деле оказалось под дамокловым мечом. Если бы Блаватская сообщила миру то, что она знала благодаря своему пребыванию в нем, то это было бы равнозначно смертному приговору американскому братству. Следствием было то, что американские и европейские оккультисты объединились, чтобы привести Блаватскую в то состояние, которое называют оккультным пленом. Это значит, что посредством определенных махинаций в какой-нибудь душе вызывается сфера имагинаций, благодаря которым наступает помрачение того, что душа до этого знала, благодаря которым оно становится как бы недействительным. Это процедура, которая никогда не применяется честными оккультистами, да и нечестными применяется очень редко, но которая была тогда применена, чтобы спасти жизнь, то есть возможность деятельности того оккультного братства». — В изложении истории оккультного пленения Е.П. Блаватской Рудольф Штейнер следует в общем книге Ч.Дж. Гаррисона «Трансцендентальная Вселенная», где эта история (наряду со многим другим) была впервые предана гласности в 1894 г. Существование книги Гаррисона существенно облегчало положение Рудольфа Штейнера при изложении многого из того, что связано с деятельностью западных оккультных школ, — не в том смысле, чтобы он мог черпать из нее необходимые материалы, а в том, что она освобождала его от того негласного обязательства, которое действует среди оккультистов, — не разглашать чужих тайн, даже если они связаны с действиями, не вызывающими одобрения. Необходимостью считаться с действующими правилами объясняются, по-видимому, прежде всего осторожность и сдержанность, с которыми Рудольф Штейнер вообще излагал сведения на этот счет перед своими слушателями.

Книга Ч.Дж. Гаррисона также позволила Рудольфу Штейнеру «дословно изложить» содержание учений западных школ. Чарльз Джордж Гаррисон был, как явствует из его предисловия к книге, президентом «Общества верийцев». Это было объединение исследователей теоретического оккультизма, принявшее имя от города Верии в Греции, где находилась одна из школ ап. Павла, чьи участники «приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писание, точно ли это так» (Деян., 17:10,11). Содержание книги, состоящей из шести докладов, прочитанных Гаррисоном в Обществе, свидетельствует о глубоких оккультных познаниях автора, излагаемых языком понятий. Держась в границах изложенного Гаррисоном, Рудольф Штейнер дополняет его изложение некоторыми подробностями. Для сравнения приводим выдержку из первого доклада, касающуюся оккультного пленения Блаватской (в переводе с немецкого издания 1897 г.): «Существует определенное отправление церемониальной магии, посредством которого вокруг становящегося опасным индивидуума может быть возведена психическая стена, что имеет последствием паралич высших видов деятельности и вызывает то, что именуется „отбрасыванием стремления“. Следствием является отмеченный фантастическими видениями духовный сон. Это отправление, к которому редко прибегают даже „братья левых“ и которое в случае госпожи Блаватской было порицаемо почти всеми европейскими оккультистами. Ответственность за все, произошедшее с тех пор, лежит только на американском братстве. Я полагаю, покойный господин Олифант знал об этом деле больше, чем кто-либо из англичан» (C.G. Harrison. Das Transcendentale Weltenall. 1897. S. 34-35). — Упоминаемый Гаррисоном Лоуренс Олифант (1829-1888) — английский писатель и оккультист.

259 говорить об этих руководителях вообще очень трудно — среди них, в частности, Рудольфом Штейнером был назван махатма Кут Хуми: «После того, как некоторое время на нее оказывал доброе влияние тот махатма, которого обозначают инициалами К.Х., он посредством некоторых махинаций был заменен другим, который был шпионом в руках определенного сообщества» (9 декабря 1916 г., Дорнах. GA 173). Кут Хуми, согласно записи одного из пояснений, данных Рудольфом Штейнером в 1906 или 1908 г., был «инспиратором перехода от Египта к греческой эпохе» (GA 264. Штайнер Р. Материалы эзотерической школы. Ереван, 2004. С. 205).

259 Жорж Санд — литературный псевдоним французской романистки Авроры Дюдеван (1804-1876). Рудольф Штейнер имеет в виду ее роман «Le Compagnon du Tour de France», вышедший в свет во Франции в 1840 г.; в русском переводе — «Странствующий подмастерье» (в 1993 г. появилось сразу два издания — в IV томе Собрания сочинений Жорж Санд и отдельной книгой).

259 открытой лекции в... пятницу — 24 марта 1916 г. Берлине «Проблема бессмертия и духовное исследование». GA 65.

259 Жорес Жан (1859-1914) — лидер социалистов во Франции, руководитель социалистической фракции в парламенте, пытался воспрепятствовать войне с Германией; при невыясненных обстоятельствах был убит в канун начала военных действий 31 июля 1914 г.

259 Франц Фердинанд (1863-1914) — эрцгерцог, наследник австрийского престола (с 1896 г.), готовил предоставление широкой политической автономии в составе Австро-Венгрии южным славянам; его убийство в Сараево (Босния) 28 июня 1914 г., осуществленное сербским националистом Гаврилой Принципом, вызвало политический кризис в отношениях между Австрией и Сербией, переросший в начале августа в общеевропейскую войну.

263 Кобден Ричард (1804-1865) и Брайт Джон (1811-1889) — общественные деятели Англии, учредители Лиги против хлебных законов (1839 г.), с помощью которых правительство в интересах земельной аристократии поддерживало высокие цены на хлеб на внутреннем рынке (отменены в 1846 г.); поборники свободной торговли; в условиях экономического преобладания, которым пользовалась Англия как первая промышленная держава, считали, что ее экономической мощи достаточно, чтобы воздерживаться от территориальных приобретений и войн, выдвигали идею «малой Англии», предлагали отказаться от Гибралтара (захваченного у Испании в 1704 г.) и сами отказывались от предлагавшихся им министерских постов, когда находили занятие их несовместимым со своими моральными и политическими убеждениями.

264 «Завещание Петра Великого» — текст, опубликованный в 1812 г. чиновником французского МИДа Ш. Лезюром в примечании (совсем не на видном месте!) к его книге «О возрастании русского могущества от его основания до начала XIX в.». Исследователи установили, что автором текста, использованного Лезюром, был участник восстания Т.Костюшко в 1794 г. польский генерал Михаил Сокольницкий, который, отбыв двухлетнее заключение в России, сумел добраться до Франции и в 1797 г. представил Директории «Apercu sur la Russie» — «Мнение о России». Подлинник записки впоследствии хранился в МИДе Франции, и там его, по-видимому, обнаружил Лезюр, но только в 1912 г. он был вновь найден польским историком М. Сокольницким, потомком генерала, и опубликован. — Хотя поданная ген. Сокольницким записка носила название «Мнение», своему изложению он придал форму завещания Петра I. На каком же основании? Сам Сокольницкий указывает их несколько. Во-первых, это были его собственные «двухгодичные размышления в петербургских тюрьмах»; во-вторых, «систематическое изучение моральных и физических сил России»; в-третьих, «указания и объяснения по этим вопросам нескольких моих соотечественников»; наконец, в-четвертых — «объяснения, почерпнутые ими из русских архивов, захваченных в Варшаве 13-го апреля 1794 года». «...И все это, — говорит он, — позволило мне понять тот бессовестный, но обширный и смелый план подчинения Европы русскому игу, который был начертан Петром». От этого «понять» до составления самого текста приписываемого Петру завещания, каковым по форме является его записка, — огромная дистанция, и если бы дело ограничилось этим, тогда следовало бы признать, что Сокольницкий сознательно взялся за составление заведомой фальшивки. Но он добавляет: «Этот план хранится в тайных архивах кабинета Е[го] В[еличества]. Я мог ухватить из него лишь самые главные пункты и запечатлеть их в своей памяти». И это меняет дело: ген. Сокольницкий видел какой-то текст, показанный ему кем-то, с кем он был связан, и теперь пытается воспроизвести его по памяти, чтобы довести до сведения тех, от кого он чаял избавления Полыни. Такова его версия, и нет ничего удивительного в том, что польский патриот, тяжело переживавший утрату независимости своей родины (третий и окончательный раздел Польши произошел в 1795 г.), принял на веру содержание предъявленной ему или устно изложенной фальшивки. В действительности же в этой истории он сыграл роль подставного лица, выдвинутого на передний план, тогда как главные двигатели интриги остались в тени (в литературе вопрос о них даже не поднимался). Визионерство в качестве источника текста приписывается Сокольницкому в антропософской литературе без каких-либо оснований.

Ввиду недостаточной осведомленности общественности о содержании «Завещания Петра Великого» ниже приводится его полный текст в переводе с французского оригинала 1797 г., выполненном А. Петрункевич и опубликованном в ее статье в «Новом журнале», кн. 23.1950. С. 215-237:

Ǥ I

Ничем не пренебрегать для того, чтобы придать русской нации формы и обычаи европейские. С этой целью добиваться содействия европейских дворов, а особенно европейских ученых, либо выгодами материальными, либо идеями филантропическими и философскими, либо еще какими-нибудь средствами.

§ II

Поддерживать государство в состоянии непрекращающейся войны, дабы закалять солдат, а всю нацию держать начеку, готовою по первому приказу двинуться в поход.

§ III

Распространяться всеми возможными средствами на север, вдоль Балтийского моря, и на юг, вдоль Черного моря.

§ IV

Разжигать зависть Англии, Дании и Бранденбурга против Швеции: тогда они закроют глаза на те узурпации, которые можно будет сделать за счет этой последней страны, которую, в конце концов, мы и подчиним.

§ V

Заинтересовать Австрийский дом в изгнании турок и под этим предлогом держать постоянную армию и устроить верфи на черноморском побережьи, дабы, постепенно продвигаясь, распространиться до Константинополя.

§ VI

В Польше поддерживать анархию, влиять на сеймы и особенно на королевские избрания; при всяком удобном случае ее дробить и в конце концов совсем ее подчинить.

§ VII

Заключить тесный союз с Англией и поддерживать с ней прямые сношения посредством выгодного торгового договора;

предоставить ей даже некоторую монополию внутри страны, что незаметно приведет русских к сближению с английскими купцами и матросами и всячески цивилизует русских, поможет росту и усовершенствованию их флота, пользуясь которым надо будет подумать о господстве над Балтийским и Черным морями. Это вопрос капитальный, от которого зависит успех и быстрота осуществления всего плана.

§ VIII

Во что бы то ни стало вмешиваться в европейские и особенно немецкие войны, употребляя для сего все средства, силы, хитрости, подкупа и лести.

§ IX

Всегда притворяться союзницей Австрии и пользоваться малейшим поводом, чтобы вовлекать ее в разорительные войны, дабы постепенно ее ослаблять, иногда даже ее выручая, а втайне создавая ей внутри Империи все новых врагов и возбуждая против нее зависть князей.

Примеч. Сокольницкого. Этот параграф тем легче исполнить, что до сих пор Австрийский дом не переставал льстить себя надеждой завоевать всемирную империю или, по меньшей мере, восстановить Западную империю, а для сего ему нужно первее всего начать с подчинения Германии.

§Х

Всегда выбирать в супруги для русских великих князей немецких принцесс и таким образом укреплять союзы политические семейными связями и интересами. Это увеличит русское влияние в немецкой империи.

§ XI

Использовать влияние религии на греко-схизматиков, имеющихся в Венгрии, Турции и южных частях Польши; привлечь их к себе всеми соблазнами, добиться титула их покровителя и какого-нибудь иерархического сана. Под этим предлогом и через их поддержку Турция будет подчинена, а Польша задета, завоевание Венгрии окажется пустяшным делом, но Австрии придется обещать вознаграждение в Германии. Остаток Польши, не будучи в состоянии поддержать себя ни собственными силами, ни политическими связями, естественно сам собой подчинится общему игу.

§ХII

Тут каждая минута дорога. Дабы нанести решительный удар, втайне приготовить все орудия, заставить их действовать в порядке, с точностью и, главное, с быстротой, которые не дали бы времени

Европе опомниться. Нужно начать с секретнейшего предложения прежде всего Версальскому Двору, а потом и Венскому, разделить с одним из них мировое владычество, поставив им на вид, что фактически Россия уже господствует над всем Востоком и что, следовательно, она не приобретет ничего нового, кроме разве титула. А потому настоящее ее предложение никоим образом не должно им казаться подозрительным. Напротив, совершенно несомненно, что весь этот проект для них только лестен, но он может возжечь между ними смертельную вражду, которая, принимая во внимание разнообразные и широкие связи и отношения обоих этих Дворов, вскоре превратится во всеобщую, заставив вмешаться в эту распрю все остальные государства Европы.

§ХIII

Среди этого всеобщего смятения, у России будут просить помощи то та, то другая воюющая страна. После долгих колебаний — чтобы дать им время хорошенько друг друга обессилить, а себе самой — собраться с силами, Россия в конце концов сделает вид, что решилась помочь Австрии. И в то время, как она продвинет свои линейные войска до Рейна, немедленно по их пятам она напустит целую тучу своих азиатских орд, и, пока они будут двигаться по Германии, два значительных флота, нагруженных теми же ордами, одновременно выйдут — один из Азовского моря, другой из Архангельска и, под прикрытием Черноморского и Балтийского флотов, внезапно появятся в Средиземном море и Атлантическом океане. Они выгрузят всех этих номадов, жестоких и жадных, и затопят ими Италию, Испанию и Францию. Часть их жителей они перебьют, другую часть уведут в рабство, дабы заселить ими сибирские пустыни, а остаток населения приведут в состояние такой слабости, что люди не в силах будут свергнуть с себя это иго».

Сличение текстов Сокольницкого (1797 г.) и Лезюра (1812 г.) показывает их идентичность за одним исключением: у Лезюра одним пунктом больше. Этот неизвестно откуда взявшийся пункт идет у Лезюра под номером VIII и выделяется среди остальных, в которых изложение ведется якобы от имени Петра I, своим вставным характером. Между тем он чрезвычайно симптоматичен для общей концепции «Завещания». Его текст приводится также в переводе А. Петрункевич:

Ǥ VIII.

«Он рекомендует всем своим преемникам проникнуться той истиной, что торговля с Индией есть торговля мировая, и что тот, кто может ею исключительно распоряжаться, является истинным господином Европы; что, следовательно, нельзя упускать ни единого случая, чтобы не начать войны против Персии, чтобы не ускорить вырождения последней, чтобы не проникнуть до Персидского залива и не попытаться тогда восстановить через Сирию древний Левантийский торговый путь».

В России исследователям было всегда нетрудно занимать критическую позицию в отношении «Завещания Петра Великого». Публикации о нем как в советское, так и в дореволюционное время были посвящены главным образом разоблачению самого факта фальсификации. Сопоставления реалий российской внешней политики с установками «Завещания» исследователи избегали. Анализ «Завещания» в связи с европейской политикой России в XVIII-XIX вв. дал гр. Л. Польцер-Ходиц в своей работе «Das Testament Peters des Grossen. Der Kampf gegen den Geist», Stuttgart, 1922 (новое расширенное издание — в 1989 г.). Однако Рудольф Штейнер говорит о влиянии, которое исходило от этого текста внутри России. Проследить его намного труднее, поскольку в России «Завещание» никогда официально подлинником не признавалось.

266 мнимых протоколов — речь, вне всякого сомнения, идет о так называемых «Протоколах сионских мудрецов», опубликованных в 1905 г. в России в книге клерикального публициста С.А. Нилуса «Великое в малом» и переизданных в январе 1917 г. в его же книге «Близ есть, при дверех». Они вышли в немецком переводе в Берлине в 1920 г. В августе 1920 г. лондонская «Таймс» опубликовала статью, указывающую на подложность «протоколов». На основе прямых текстуальных совпадений автором статьи было неопровержимо доказано, что за основу при составлении «протоколов» была взята книга французского публициста Мориса Жоли, изданная в 1865 г. в Брюсселе, «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье». В мае 1935 г. подложность «протоколов» была официальна признана судом, состоявшемся в Берне (Швейцария). Неясным оставалось происхождение подделки. То, что она всплыла в России, скорее указывало на ее заграничное происхождение. Русские исследователи вопроса полагали, что «протоколы» были изготовлены в парижском отделении «охранки». Рудольф Штейнер указывает другой адрес.

266 в необычайной близости отсюда — «протоколы» содержали якобы постановления Первого конгресса сионистов, состоявшегося в августе 1897 г. в Базеле, в нескольких минутах езды от которого находится Дорнах. — О «протоколах» см.: Кон Норман. Благо-словление на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов». Пер. с англ. М., 1990.

268 Альцион — обнаруженный в Индии в мае 1909 г. сотрудником А. Безант Ч. Ледбитером юноша (Д. Кришнамурти), в котором Ледбитер признал грядущего спасителя мира; его выступление в этой роли должен был подготовить основанный в январе 1911 г. Орден Звезды Востока.

269 Элифас Леви — псевдоним Констана Альфонса Луи (1810-1875), французского писателя и каббалиста.

269 Папюс — псевдоним французского врача и оккультиста, главы ордена мартинистов Энкоса Жерара (1865-1916). По сведениям посла Франции в Петербурге в 1914-1917 гг. Мориса Палеолога, Папюс приезжал в Петербург в 1902 г., «император и императрица почтили его своим полным доверием; последний его приезд относится к февралю 1906 г.». М. Палеолог излагает слышанный им рассказ о вызывании Папюсом духа Александра III в октябре 1905 г. в Царском Селе (Морис Палеолог. Царская Россия накануне революции. 2-е изд. М., 1991. С. 164-165). П.А.Бурышкин указывает более ранний срок появления Папюса в Петербурге: «В Петербурге образовалась мартинистская ложа „Аполлоний“, и Папюс отправился туда зимой 1900-1901 года читать лекции по „оккультным вопросам“» (Новый журнал. Кн. 40.1955. С. 184). Он же приводит выдержку из книги Мишле по истории герметического движения в конце XIX в.: «Последний русский царь был... посвящен в мартинизм. Никто не знает, что это было одно из оснований его верности союзу с Францией, несмотря на давление, чтобы этот союз прервать» (Там же, с. 192).

269 с железным фанатизмом... держатся — печальный пример тому являла императрица Александра Федоровна (1872-1918), с 1894 г. супруга Николая II.

271 Англоязычные народы — здесь, как и в других лекциях, Рудольф Штейнер пользуется выражением english speaking contries, введенным в дипломатический обиход в англо-американо-испанском соглашении по пограничным вопросам от 9 августа 1842 г. Многократное обращение Штейнера к этой формуле дает понять, что в английском языке заключена сила, которую не следует упускать из вида.

274 Я дал реферативное изложение... — Рудольф Штейнер реферировал часть второго доклада Ч.Дж. Гаррисона из уже цитированной книги «Трансцендентальная Вселенная». Эта часть гласит: «За исключением славянских народов, о которых мы будем говорить вскоре, и маленького туранского элемента, который слишком незначителен, чтобы им заниматься, нации нынешней Европы и ее американского и колониального ответвлений представляют собой пятую подрасу великой арийской коренной расы. Во времена Римской империи эти нации находились в состоянии детства. До римского завоевания галлы, бритты и германцы еще не были нациями; они вели существование лишь в качестве племен. Победа над ними и их включение в состав Римской империи означали время их младенчества. Римский закон был их нянькой и покровителем. За нянькой последовал опекун. Разрушение Римской империи и возвышение папства означали период детства и начала интеллектуальной жизни. Юношеская пора с ее расширенными интересами и более долгим рядом явлений началась с Ренессансом и окончилась с Реформацией. Возмужание новой Европы идет с XVI столетия. Мы могли бы проследить аналогию далее, но следующий отрезок времени, Французская революция подводит нас к новому времени слишком близко, чтобы на нынешней ступени нашего исследования создавать догмы относительно его значения. Обратимся к славянскому народу, который принадлежит шестой арийской подрасе, — что мы видим? Могучую империю, удерживающую под властью деспотического правительства множество локальных сообществ, — это Россия. Остаток королевства — Польша, единственная скрепляющая сила которой заключена в ее религии и которая несмотря на это в конце концов снова войдет в состав Российской империи. Ряд племен, подчиненных чуждым им туркам, стряхнули их иго и искусственно сплотились в маленькие государства, чья независимость будет продолжаться до ближайшей большой европейской войны и не дольше. Что же это такое, как не признак подрасы в младенческом возрасте? Западноевропейцы имеют обыкновение говорить об их варварстве, и в определенном смысле правы. Наша цивилизация — это просто поверхностный слой, лежащий на их высших классах, и такой же чужеродный нарост, каким в Британии была римская цивилизация. Их назначение — в будущем развить из себя высшую цивилизацию. Российская империя должна умереть, чтобы русский народ мог жить, и осуществление мечтаний панславистов укажет, что шестая арийская подраса начала жить своей собственной интеллектуальной жизнью и уже не находится в своем младенческом возрасте. Нам нет надобности прослеживать этот предмет далее, чем сказав, что национальный характер сделает их способными к проведению социальных, политических и экономических опытов, которые в Западной Европе вызвали бы неисчислимые трудности» (C.G.Harrison. Op. cit. S. 45-46).

276 аннексированных Австрией в 1908 году, но гораздо раньше предоставленных ей в качестве оккупационной области... — согласно 25 статье Берлинского трактата, подписанного 1 (13) июля 1878 г., Австро-Венгрия получила мандат на управление бывшими турецкими провинциями, Боснией и Герцеговиной. В 1908 г. по договоренности с Россией Австро-Венгрия объявила об аннексии Боснии и Герцеговины, что было шагом к превращению двуединой монархии к триединую. Убийство Франца Фердинанда в Сараево было осуществлено в 1914 г. в тот же памятный день 28 июня, когда 34 года назад Босния и Герцеговина перешли под управление Австро-Венгрии.

276 Лодомерия — старинное латинское название Галицко-Волынского княжества (с 1214 г. — королевство Лодомерия); находясь в поле притяжения своих западных католических соседей, оно оторвалось от основного массива русских земель в XIII в., особенно после разгрома монголами южной Руси в 1239-1240 гг.; в 1772 г. по первому разделу Польши отошла к Австрии, где было возрождено название, под которым оно было известно на Западе в Средние века. В состав восточного славянства территория была возвращена как Западная Украина и Западная Белоруссия в 1939 г., 700 лет спустя после своего обособления.

277 государство взяло курс на федерализм. Этому противостояло... — вкратце положение славян в Австро-Венгрии до 1914 г. выразительно охарактеризовал в 1947 г. Г.П. Федотов: «Как страстно славяне ненавидели „лоскутную“ Австро-Венгрию, и как многие теперь жалеют о ее гибели. Старая Австрия давно уже перестала быть Габсбургской деспотией. С 60-х годов она перестраивалась на федеративный лад. Некоторые из ее народов — венгры, поляки — уже чувствовали себя хозяевами на своей земле, для других время полного самоуправления приближалось. Все вообще пользовались той долей политической свободы, какая была немыслима в царской России. И, однако, они предали свое отечество в годину смертельной опасности» (Г.П. Федотов. Судьба и грехи России. Т. 2. СПб., 1992. С. 322).

279 в Персии, где они столкнулись вплотную — политические, военностратегические и в меньшей мере экономические противоречия между Англией и Россией во второй половине XIX — начале XX вв. охватывали обширный регион Среднего Востока. Наибольшую остроту они приобрели с выходом России к границам Афганистана в 1884 г., когда английские войска в Индии были приведены в боевую готовность. Сталкивались обе державы и в Тибете. С конца XIX в. Растет напряженность между ними в Персии. Здесь у России были наиболее прочные позиции во всем регионе, но — в северной части страны, откуда русское правительство рассчитывало со временем распространить свое влияние на всю Персию, а главное — выйти к Персидскому заливу. Последнее рассматривалось Англией как прямая угроза ее морским коммуникациям, ведущим в Индию, и она прилагала всевозможные усилия, чтобы не допустить проникновения России на юг Персии. Этого ей удалось добиться посредством договора с Россией 18 (31) августа 1907 г., которым продвижению России в южном направлении в Персии была поставлена граница. Договор устранял напряженность, существовавшую между двумя державами, и в двух других районах — в Тибете и в Афганистане, и был воспринят современниками уже в качестве последнего звена в цепи соглашений, составивших основание для военного союза Франции, Англии и России (Антанты).

279 То была долгая история, подготавливавшаяся с давних пор — она имела свое продолжение в XX в. Идею Дунайской конфедерации английские правящие круги не оставляли еще на исходе второй мировой войны. Ее умело подбросил Сталину Черчилль на встрече «большой тройки» в Тегеране в конце ноября — начале декабря 1943 г. Союзники обсуждали проблемы послевоенного устройства Европы, и в, частности, идею расчленения Германии, высказанную Сталиным и тут же подхваченную Рузвельтом. Черчилль добавил свое видение проблемы. «У меня две ясные идеи. Первая — это изоляция Пруссии. Что следует сделать с Пруссией после — вопрос второстепенный. Затем я отделил бы Баварию, Вюртемберг, Пфальц, Саксонию и Баден. В то время как с Пруссией я поступил бы сурово, ко второй группе я отнесся бы мягче, так как я хотел бы, чтобы она вросла в то, что я назвал бы Дунайской конфедерацией... Сталин сказал, что дунайская комбинация была бы нежизнеспособной и что немцы воспользовались бы этим, чтобы облечь в плоть то, что являлось бы лишь костяком, и таким образом создали бы новое большое государство. В этом он усматривал большую опасность...» (Уинстон Черчилль. Вторая мировая война. Кн. 3. Т. 5. М., 1991. С. 230. — Этот эпизод был отмечен Ренатой Римек в ее книге «Mitteleuropa. Bilanz eines Jahrhunderts». Freiburg/ Br. Die Kommenden. 1969. S. 176-177). Черчилль не настаивал, однако в 1946-48 гг., когда в Греции шла гражданская война, Сталин сам — вместе с Тито и Димитровым — вынашивал идею Балканской федерации, в которую наряду со славянскими государствами полуострова должна была войти, по его замыслу, и Греция. Разрыв Тито со Сталиным в 1948 г. сорвал этот план.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных