ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Позитивное намерение: превращайте сопротивление в дружеское взаимодействие
Представьте, что вы пятилетний мальчик, который отмечает дома свой день рождения с четырьмя друзьями приблизительно такого же возраста. Ваша мама подходит к столу и ставит перед вами поднос с пятью пирожными в бумажных розетках. Она считает, что принесла по пирожному для каждого ребенка. Вы считаете, что раз это ваш день рождения, то все пирожные — для вас (а так как вам сейчас исполняется пять лет, то пять пирожных для вас — это вполне справедливо). Вы пододвигаете к себе поднос и обхватываете его руками. Вы бдительно следите за тем, чтобы другие дети не посмели прикоснуться к вашим пирожным. Далее события разворачиваются так. Сидевший рядом с вами ребенок начинает плакать. Другой зовет свою маму. Тот, что сидит напротив вас, складывает руки на груди, пристально смотрит на вас и говорит: «Ты больше мне не друг!» Все гости вылезают из-за стола и идут играть. Подходит мама, и вы чувствуете, что в воздухе повеяло опасностью. Вы еще крепче хватаетесь за поднос, чтобы защитить свои пирожные. Мама говорит: «Марк, здесь пирожные для всех детей. Как бы ты себя чувствовал, если бы у кого-то было много пирожных, а он не дал тебе ни одного? Ты не хочешь поделиться с друзьями?» Если бы вы могли вести мысленную беседу с собой, то, вероятно, сказали бы себе: «Нет, я хочу их все. Разве похоже, что я хочу с кем-то поделиться?» Но так как в пятилетнем возрасте у детей еще не развита внутренняя речь и они общаются в основном посредством действий, вы поворачиваетесь спиной к матери и еще крепче прижимаете к себе поднос. Тогда мама с нарастающим раздражением говорит: «Тебе не нужны пять пирожных! Что ты собираешься с ними делать? В нашем доме все привыкли делиться друг с другом! Ты поступаешь нехорошо. А ну-ка дай каждому гостю по пирожному». Вы наклоняетесь ниже над подносом с пирожными, стараясь заслонить их от посягательства, боясь, что мать может их отнять. Для большей безопасности вы ставите поднос к себе на колени. Мать кричит: «Дай сюда поднос!» Вы не слушаете ее. (Это то, что она обычно делает, когда хочет, чтобы вы убрались восвояси.) Она раздражается еще больше: «Ты что, хочешь, чтобы твои друзья ушли? Или ты хочешь, чтобы тебя поставили в угол в твой день рождения?» Но вам все равно, куда вас отошлют, если пирожные будут с вами, поэтому вы встаете и выходите из комнаты, крепко держа в руках поднос. Совсем растерявшись, мама бежит вслед за вами и пытается вырвать поднос у вас из рук. Вы же стараетесь удержать его. Во время этой схватки пирожные падают на пол. Видя эту ужасную картину, вы начинаете отчаянно реветь, испытывая одновременно разочарование, замешательство и досаду. Вы набрасываетесь на маму с кулачками, когда она пытается заставить вас вести себя прилично путем дополнительных угроз. В конце концов мама уносит вас. в комнату; вы рыдаете. В этой кутерьме мать испробовала все, чтобы принудить Марка поделиться угощением, подсознательно считая, что его побуждения были негативными. Когда вы приписываете другим негативное намерение, вы нападаете на них каким-нибудь изощренным способом. Вы стараетесь заставить их почувствовать укоры совести, а их выбор представить как своеобразную форму нанесения оскорбления. Фактически вы вызываете у других людей ощущение опасности всякий раз, когда пытаетесь заставить их почувствовать свою неправоту или ответственность за ваше расстройство. И это ощущение опасности обычно создает конфликт, когда другой человек занимает оборонительную позицию, а не позицию сотрудничества. Конфликт нарастает, если вы продолжаете в том же духе, не побуждая другую сторону к дружескому взаимодействию. Но когда вы научитесь приписывать другим людям позитивные намерения, вы приобретете мощный навык. Он нужен вам, чтобы преобразовать сопротивление в сотрудничество. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|