ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Статья для тех, кто учится и учит гештальт‑терапииМария Лекарева-Бозененкова Одной из самых популярных и хорошо отработанных программ, проводимых тренерами МИГИП, является программа “Введение в Гештальт”. Эта статья может оказаться полезной как для тех, кто сам ведет тренинги с элементами гештальт-подхода, так и для тех, кто еще только выбирает себе образовательную программу и хочет знать, что она собой представляет. Естественно, что каждый тренер, ведущий группу, создает собственную авторскую модификацию. Данное описание базируется на программах, проводимых М. Лекаревой-Бозененковой совместно с С. Румановым и Е. Шувариковой в 1996-2000гг. и носит наукообразный характер, будучи в своей основе параграфом главы кандидатской диссертации “Анализ изменений Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения основ гештальт-терапии”. Тема первого занятия – “Контакт с собой и с другими”. Участники получают представление об основных понятиях, таких как “организм и среда”, “контакт”, “потребность”, “фигура и фон”, “осознавание”, “незавершенный гештальт”. Начинается занятие со знакомства – презентации каждого из участников. Необходимо назвать свое имя и сделать какое-то движение (группа может повторять движение). Вариант: имя и прилагательное, характеризующее человека, которое начинается с той же буквы, что и имя. Далее участникам предлагаются упражнения, направленные на снятие напряжения и “вспоминание” языка чувств (игра с мячом по кругу с называнием чувств и ощущений вообще, своих чувств и ощущений или предполагаемых чувств и ощущений другого). После этого участникам предлагаются упражнения для работы в парах. (совместное свободное рисование на общем листе бумаги, танец руками в паре). Оба эти упражнения направлены на изучение степени доверия и недоверия участника окружающим. Исследуется способ вступления в контакт, способ его избегания или прерывания. Участники соотносят опыт, полученный в ходе упражнения, со своим поведением в реальной жизни. В этот момент могут быть проведены одна или несколько клиентских работ со следующими темами: “Почему я всегда остаюсь в одиночестве”, “Как мне удается уступать куски своего личного пространства”, “Как мне наладить отношения с партнером (в семье, в браке, с родителями, с ребенком)”. На следующем этапе участники могут поработать в мини-группах (в тройках) над своими схожими темами, овладевая навыками профессиональной работы с клиентами. Дальнейший ход развития группы во многом зависит от потребностей участников и их готовности к той или иной “глубине погружения” в свое внутриличностное, групподинамическое или учебно-профессиональное пространство. Второе занятие обычно посвящено изучению феномена “конфлюэнции”. Группа в этот момент находится в стадии слияния, многие участники не в состоянии выделять, осознавать и предъявлять свои потребности. При этом каждый активно и доброжелательно поддерживает возможность работы других в качестве клиентов. Одним из упражнений, способных повысить уровень группового доверия (и, как следствие, возможность предъявлять свои потребности) является “падение со стула” (на руки группе). Опыт, получаемый участником группы в данном упражнении, повышает как степень “ожидания положительного отношения от других”, так и степень “самопринятия”. Третье занятие посвящается теме “интроекции”. Одним из наиболее распространенных запросов на данном этапе является работа с чувством вины и чувством долга (чаще всего по отношению к родителям, реже – к детям). Пример Участница группы: У меня подавленное настроение, сегодня был конфликт на работе, я опять не успела сделать все, что от меня требовали. Ведущая: Как ты себя сейчас чувствуешь? У: Слегка побаливает голова, тяжесть в груди. В: Попробуй сконцентрироваться на ощущении тяжести, описать его. У: Ну...тяжесть, как будто давит что-то... В: Какое оно на ощупь, какого оно может быть цвета? У: Что-то серое, но не мягкое, скорее, твердое... В: Если бы это был предмет, на что бы это могло быть похоже? У: На мячик, на шарик, твердый, серый, блестящий, довольно тяжелый. (Диалог частей, техника работы со стульями). В: Попытайся представить, если бы этот шарик сидел напротив тебя и мог говорить, что бы он тебе сказал? У: Ты опять не справилась!!! От тебя никакой пользы не дождешься! Чтотебе ни поручи – никакого толку. В: Тебе знаком этот голос? От кого в своей реальной жизни ты можешь услышать такие слова? Если ты не хочешь, ты можешь не говорить вслух. У: Да, я знаю, чей это голос, но мне не хотелось бы говорить. В: Как ты себя сейчас чувствуешь? У: Взведенной, я бы сказала – разъяренной. В: Попробуй сказать об этом шарику. У: Мне все это надоело!! Я делаю то, что хочу... Я не хочу тебя слушать... В: Кем ты сейчас себя чувствуешь? У: Маленькой девочкой... В: Может быть, ты еще что-то хочешь сказать, как взрослая? У: Я взрослый и самостоятельный человек, я поступаю правильно и делаю то, что считаю нужным. Я больше не позволю так с собой обращаться. В: Как ты себя чувствуешь? У: Хорошо... Уверенно, энергично! Одновременно участники наблюдают использование различного рода техник (визуализацию, материализацию, технику двух стульев, диалог) и пробуют применять эти техники в работе друг с другом. Четвертое занятие посвящено работе с “проекциями”. Обычно эта тема совпадает с ходом групповой динамики. Разнообразные техники позволяют направить проективную энергию в групповую или индивидуальную работу. Такие техники, как “Рисунок Другого” (нарисовать и описать внутренний мир другого участника группы, затем отнести все описание к себе самому), групповая социометрия, парадоксальная социометрия и другие позволяют участникам обнаружить в себе и интегрировать те черты, которые обычно приписываются окружающим. Темой пятого занятия становится “ретрофлексия”. К этому моменту студенты, участники группы уже обладают определенными техническими навыками для работы в центре круга в качестве гештальт-консультанта. Вопросы: “Почему я все знаю, но ничего не делаю?”, “Как мне удается раз за разом удерживать себя от принятия решений и совершения действий?” – становятся предметом рассмотрения в ходе этого занятия. Обычно это ведет к повышению уровня самоуважения и уверенности в себе. Целью шестого занятия является интеграция знаний, умений, навыков, представлений о себе и о других; интеграция всего того нового опыта, который был получен в ходе процесса обучения. Одна из возможных тем и методов работы – обретение доступа к собственным ресурсам. Психодраматическое действие «Организм» [3] Римма Ефимкина Введение У Милтона Эриксона есть две излюбленные метафоры: обучение письму и хождению. Обе дают человеку колоссальный ресурс: тому, чему, кажется, невозможно обучиться, ты уже давно обучился и прекрасно знаешь, как это делать. То же самое с метафорой организма: у всех есть тело, все умеют дышать, есть, пить, осталось только осознать смысл этих действий и применить это знание в других областях. «Я всего лишь поговорил с ним о кольцевой мышце на дне желудка, которая может замыкаться и удерживать содержимое, а он применил это, где следовало», – улыбался Эриксон, рассказывая о том, как излечил 10‑летнего Джерри от энуреза.[4] Мы тоже всего лишь применили психодраматический подход к гештальтистской метафоре гомеостаза, и получилось спонтанное групповое действие, которое мы назвали «Организм». Мы предлагаем его проигрывать на психотерапевтических группах. Эта метафора позволяет получить ответ на вопрос человеческого существования, стоящий перед каждым из нас, а именно: как получить доступ к собственному источнику энергии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|