Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы организации государственной налоговой службы России.




Права, обязанности и ответственность налоговых органов. Принципы организации налоговой службы. Состав и структура налоговых органов. Федеральная налоговая служба Российской Федерации, ее функции. Налоговые инспекции республик в составе России, краев, областей. Их структура и функции. Местные налоговые инспекции (городов, районов, городских префектур), специфика их работы. Структурные подразделения местных налоговых инспекций, их функции. Формы и методы контроля налоговых органов за исчислением и уплатой налогов налогоплательщиками.

Государственные налоговые инспекции работают во взаимосвязи с органами государственной власти и управления, пользуясь практической помощью органов МВД. Четко определен перечень всех налогов и отчислений (федеральных, региональных, местных) и полномочия всех уровней законодательной и исполнительной власти. Налоговым инспекциям предоставляется право:

- производить на предприятиях всех форм собственности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с исчислением налогов, получать необходимые сведения и справки, за исключением сведений, составляющих военную и коммерческую тайны.

- обследовать с соблюдением соответствующих правил производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий;

- требовать от должностных лиц предприятия устранения выявленных нарушений законодательства;

- приостанавливать операции предприятий по счетам в банках в случаях не предоставления в налоговую инспекцию бухгалтерских отчетов;

- изымать у предприятий документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении объектов налогообложения и применять к предприятиям финансовые санкции;

- взыскивать в бюджет недоимки по налогам и штрафам с предприятий в бесспорном порядке. При отсутствии в течение 10 календарных дней рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах (кроме ссудных и депозитных) предприятий налоговые органы вправе взыскивать недоимки с текущих валютных счетов предприятий в пределах

остатков денежных средств на них или с последующих поступлений сумм в иностранной валюте, эквивалентной всей сумме в рублях, подлежащей описанию в бесспорном порядке, либо недостающей его части с применением курса рубля ЦБ на дату направления налоговым органом инкассового поручения на списание средств с текущих валютных счетов. Указанный порядок не распространяется на средства юридических лиц, накапливаемые на валютных счетах для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнёрами, заключенным до 25.05.94г., а также по контрактам с иностранными партнёрами, заключаемым в соответствии с кредитными соглашениями. При наличии средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям требование о переводе этих средств с депозитного счета на их расчетный счет и в случае невыполнения этого требования в течение 10 календарных дней списывают эти средства с депозитного счета в указанном выше порядке. В случае неплатежеспособности предприятия налоговые органы вправе взыскивать с 01.01.94г. в бесспорном порядке в бюджет недоимки с дебиторов этого предприятия;

- предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством; о признании регистрации предприятий недействительной в случае нарушения установленного порядка регистрации и о взыскании доходов в этих случаях; о признании сделок недействительными и т.п.;

- налагать административные штрафы на должностных лиц предприятий. В соответствии со ст. 38 Кодекса об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. При этом лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Нормативные акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, не распространяются на правонарушения совершенные до издания этих актов (то есть не имеют обратной силы). Исключением являются сделки, признанные недействительными, то есть противоречащие интересам государства. Государственные налоговые инспекции несут ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов. При нарушении своих обязанностей должностные лица ГНИ, привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Суммы налогов, неправильно взысканные инспекторами, подлежат возврату, а убытки, включая упущенную выгоду, причиненные налогоплательщику, незаконными действиями налоговых инспекций, возмещаются в порядке, установленном законом.

Обязанности по уплате налогов с предприятий и организаций возлагаются законом на соответствующие юридические лица. Должностные лица лишь реализуют эти обязанности, а следовательно, и не являются непосредственными субъектами преступления, предусмотренного ст.162.2, и могут нести уголовную ответственность только в порядке, предусмотренном статьями УК РФ в разделе должностных преступлений (ст. 170-175). Кроме применения финансовых санкций по отношению к предприятию, налоговые органы, в соответствии с налоговым законодательством, вправе привлекать к административной ответственности должностные лица этих предприятий. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях к административной ответственности должностные лица могут привлекаться в том случае, если соблюдение нарушенных правил входит в их должностные обязанности. В отношении нарушений налогового законодательства в понятие должностных лиц, связанных с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию подпадают руководитель и главный бухгалтер. При этом основную ответственность несет руководитель предприятия, который в соответствии с Положением о ведении учета и отчетности в РФ отвечает за организацию бухгалтерского учета на предприятии. Главный бухгалтер не может быть привлечен к административной ответственности, если в приказе о его назначении не оговорены должностные обязанности. Тем же положением предусматривается полное освобождение главного бухгалтера от ответственности в случае, если неправомерное действие совершено им по письменному распоряжению руководителя предприятия, при условии, что исполнение подобных распоряжений вменено в обязанность главного бухгалтера.

Если налогоплательщик в установленном порядке полностью освобожден от уплаты какого-либо налога, то штрафные санкции по данному налогу к нему не применяются. Однако налоговые органы в обязательном порядке проверяют соблюдение налогоплательщиком всех условий предоставления такой льготы. В случае утраты предприятием в проверяемом периоде по каким-либо основаниям права на данную льготу штрафные санкции применяются только за период с момента прекращения льготы. За необоснованное применение льготы штрафные санкции не предусмотрены.

При требовании от предприятия документов на проверку налоговая инспекция должна руководствоваться постановлением правительства РФ о составе информации, относящейся к государственной или коммерческой тайне, что не подлежит проверке и разглашению. Указом Президента РФ от 30.11.95г. (в ред. 29.05.2002 № 518), установлен перечень сведений составляющих государственную тайну.

Постановлением Правительства РФ (от 05.12.91г. №35 в ред от 03.10.2002г.) установлено, что не составляют коммерческую тайну документы и сведения в них по следующему перечню (кроме сведений, относимых по международным договорам к коммерческой тайне):

- учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;

- документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);

- сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет;

- документы о платёжеспособности;

- сведения о численности, составе работающих, их зарплате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

- документы об уплате налогов и обязательных платежах;

- сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;

- сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Следовательно, изъятию могут подлежать только документы, не составляющие государственную или коммерческую тайну. Изъятие документов производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налоговой инспекции, которое проводит проверку, в присутствии должностных лиц предприятия. Должностным лицом ГНИ, при изъятии составляется специальная опись изъятых документов и производится фиксация их содержания. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу предприятия. С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, можно до оформить документы (сделать опись, пронумеровать, прошнуровать, опечатать, заверить подписью и печатью), и снять с них копии.

Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определяются гл.16 Налогового кодекса РФ. До принятия Налогового кодекса это определялось Законами «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91г. (ст.13) и «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ» от 16.07.92г. «О государственной налоговой службе РФ» от 21.03.91г. (ст11) и нормативными актами, устанавливающими порядок их применения. Налоговый кодекс определяет виды налоговых нарушений, устанавливает порядок предъявления и наложения налоговыми органами санкций, а также процедуру действий этих органов. Нарушения налогового законодательства имеют свою специфику по сравнению с другими правонарушениями. Под ними понимается действие или бездействие финансовой службы предприятия, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств перед бюджетом. Правонарушения в этой области и ответственность налогоплательщиков в зависимости от вида нарушения изложены в налоговом и административном кодексах РФ.

Примечание: 1. Если уточненная налоговая декларация сдается до срока представления отчетности, то предыдущая считается отозванной, и штрафа нет.

2. Если уточненная налоговая декларация сдается после срока представления, но до срока платежа - штрафа нет.

3. Если уточненная налоговая декларация сдается после срока платежа, но до вручения акта проверки ГНИ при обязательной уплате налога и пени за весь срок - штрафа нет.

4. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности. Взыскание недоимки и сумм штрафов производятся с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических - в судебном. В своей практической деятельности налоговые органы руководствуются письмом ГНС от 05.11.92г. Все штрафы, наложенные на предприятие, выплачиваются за счет чистой прибыли: Д-т 84-2 = К-т 68,69, а административные штрафы только из зарплаты виновных лиц: Д-т 70 = К-т 68,69.

Размеры административных штрафов  
Степень вины Размер штрафа
c 01.01.91 с 19.03.93г.
Виновные в сокрытии (занижении) прибыли или иных объектов налогообложения 200-500р. 2-5 мин.разм.опл.труда
При повторном совершении в течение года после наложения взыскания 500-1000р. 5-10 мин.разм.опл.труда
Виновные в отсутствии бухучета или ведении его с нарушениями То же То же
Виновные в непредставлении, несвоевременном представлении, представлении по не установленной форме отчетов То же То же
Виновные в отказе выполнить требования налоговых инспекций 250-500р. 2.5-5 мин.разм.опл.труда
       

Предмет налогообложения. По предмету налогообложения различают следующие виды налогов. Налоги:- с прибыли или дохода;- с имущества субъекта налога;- с передачи имущества;- со стоимости определенных видов товаров;- с добавленной стоимости и другие.

Форма взимания налога. Прямой налог – субъект налогообложения и носитель налога совпадают (например: налог на имущество, налог на прибыль); косвенный налог – субъект налога не является носителем налога (например, акцизы).

Источники средств для уплаты налога. Налоги, финансируемые потребителями,- налоги, включаемые в себестоимость, налоги, которые относятся на финансовые результаты и платятся до уплаты налога на прибыль.

Способы уплаты налогов. П о декларации - с источника дохода (подоходный налог).

Степень обложения. П рогрессивные – тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров доходов или с ростом налоговой базы (подоходный налог);- регрессивные – тяжесть налогообложения снижается с ростом доходов и увеличением налогооблагаемой базы;- пропорциональные – сумма налога изменяется пропорционально росту доходов или налогооблагаемой базы (прибыль, акцизы и т. д.).

Зависимость от направления использования собранных платежей: федеральный бюджет; региональные бюджеты; местные бюджеты; внебюджетные фонды.

Субъекты налогов: - с юридических лиц, с физических лиц.

Форма уплаты налогов: авансовые платежи, по фактическим данным за отчетный период.

Сроки уплаты налогов: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные.

Функции налогов:

3.1. Фискальная функция – основная, вытекает из самой природы налогов и характерна для всех государств на всем протяжении существования. На основе этой функции формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства.

3.2. Экономическая функция – означает, что налоги используются как важный инструмент распределительных процессов, они оказывают существенное влияние на производство, стимулируя его развитие, или сдерживают его. Усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяя или сужая платежеспособный спрос населения.

3.3. Налоги используются:

- для стимулирования отдельных видов деятельности (экспорт товаров освобожден от НДС);

- для регулирования инвестиционной деятельности (если часть прибыли направляется на капитальные вложения, налог на прибыль не уплачивается с этой части, если сумма налогов не уменьшается более чем на 50%; предприятия с иностранными инвестициями имеют ряд льгот);

- для перераспределения средств получаемых в качестве налогов;

- для регулирования занятости и уровня социальной защищенности общества (предприятие не платит налогов или уменьшает их, если на нем работают инвалиды – 50%, инвалидов и пенсионеров – 70%).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных