Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАЧАЛО ЦАРСКИХ ЧАСОВ




 

От­кры­ва­ют­ся Цар­ские вра­та. Свя­щен­ник в пред­ше­ст­вии ди­а­ко­на и све­ще­нос­ца с за­жжён­ной све­чой вы­но­сит Еван­ге­лие на се­ре­ди­ну хра­ма и кла­дёт его на при­го­то­в­лен­ный ана­лой.

Час на­чи­на­ет­ся воз­гла­сом свя­щен­ни­ка:

Бlгословeнъ бGъ нaшъ, всегдA, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. Благословен Бог наш, ка­ж­дый день: и сей­час, и все­гда, и в ве­ч­но­сти.

Чтец от­ве­ча­ет: Ґми1нь. Сло­во «аминь» в пе­ре­во­де с ев­рей­ско­го оз­на­ча­ет: «истин­но», «да бу­дет так». Оно слу­жит под­твер­жде­ни­ем ска­зан­но­го, и блажен­ный Ие­ро­ним на­зы­ва­ет его «пе­ча­тью мо­литв».

По­с­ле че­го чтец про­из­но­сит: Слaва те­бЁ, б9е нaшъ, слaва те­бЁ и чи­та­ет так на­зы­ва­е­мое «об­щее на­ча­ло». Оно на­зы­ва­ет­ся так, по­то­му что этим на­бо­ром мо­лит­во­сло­вий на­чи­на­ет­ся пра­к­ти­че­с­ки ка­ж­дая служ­ба днев­но­го кру­га.

Затем читается «Трисвятое и мо­лит­ва Гос­под­ня От­че на­ш».

Трис­вя­тое и мо­лит­ва Гос­под­ня От­че на­ш — это «Бо­же­ст­вен­ная печать», ко­то­рой Бо­го­слу­же­ния на­чи­на­ют­ся и за­кан­чи­ва­ют­ся.

По­с­ле воз­гла­са свя­щен­ни­ка чтец чи­та­ет «Аминь» и «Гос­по­ди по­ми­луй» 12 раз (в честь свя­тых 12 апо­сто­лов, ко­то­рые, и ус­та­но­ви­ли но­во­за­вет­ное бо­го­слу­же­ние).

Далее читаются псалмы часа. Во время их чтения совершается полное каждение все­го хра­ма в зна´­м­е­ние Ду­ха Свя­то­го, Ко­то­рый, как по­ве­ст­ву­ет Би­б­лия, «но­сил­ся над во­дою» при со­з­да­нии мі­ра (Быт.1:2). Ка­ж­де­ни­ем воз­да­ёт­ся честь ико­нам и всем свя­ты­ням, при­зы­ва­ет­ся ос­вя­ща­ю­щая бла­го­дать Бо­жия на пред­сто­я­щих лю­дей. Ка­ж­де­ние фи­ми­а­мом — древ­ней­ший хри­сти­ан­ский бо­го­слу­жеб­ный обы­чай. Оно со­вер­ша­ет­ся по по­до­бию Цер­к­ви Не­бес­ной и по при­ме­ру Цер­к­ви вет­хо­за­вет­ной ( Исх.30:1,7-9). В От­кро­ве­нии свя­той апо­стол Ио­анн Бо­го­слов ви­дел Ан­ге­ла, ко­то­рый стал пред Не­бес­ным Жер­т­вен­ни­ком, дер­жа зо­ло­тую ка­диль­ни­цу, и да­но бы­ло ему мно­же­ст­во фи­ми­а­ма (Откр.8:3-4).

Данный пса­лом (№5) име­ет над­пи­са­ние «О на­след­ст­ву­ю­щей». Святые отцы по­ни­ма­ют под на­след­ст­ву­ю­щей Цер­ковь Бо­жию или че­ло­ве­че­скую ду­шу, ко­то­рая дол­ж­на по­лу­чить в на­сле­дие Цар­ст­во Не­бес­ное. Со­дер­жа­ние псал­ма – ут­рен­няя мо­лит­ва. Поэтому он на­чи­на­ет как первый час, так и Цар­ские Часы во­об­ще.

Глаг0лы мо‰ вну­ши2, гDи, ра­зу­мёй звaніе моE. Вон­ми2 глaсу молeніz моегw2, ЦRю2 м0й и3 б9е м0й, ћкw къ те­бЁ по­мо­лю1сz, гDи. Заyтра ўслhши глaсъ м0й: Заyтра предстaну ти2, и3 ќз­ри­ши мS: Ћкw бGъ не хотsй без­­зак0ніz, ты2 є3си2: не пре­се­ли1­т­сz къ те­бЁ лукaвнуzй, НижE пре­бyдетъ беззакHнницы пред8 nчи1­ма твои1ма Воз­не­на­ви1дэлъ є3си2 вс‰ дёлающыz без­зак0ніе: По­­гу­би1ши вс‰ глаг0лющыz лжY, мyжа кровeй и3 льсти1ва гну­шa­ет­сz гDь. Ѓзъ же мн0жествомъ ми1­лости твоеS, вни1ду въ д0мъ тв0й, по­кло­ню1сz ко хрaму с™0­му твоемY въ стрaсэ твоeмъ. ГDи, настaви мS прaвдою тво­eю, вр†гъ мои1хъ рaди и3спрaви пред8 тоб0ю пyть м0й. Ћкw нёсть во ўстёхъ и4хъ и4стины, с®це и4хъ сyетно, гр0бъ tвeрстъ го­р­тaнь и4хъ, љзhки свои1ми льщaху. Су­ди2 и5мъ, б9е, да tпа­дyтъ t мhслей свои1хъ: по мн0жеству нечeстіz и4хъ и3зри1ни |, ћкw преwгорчи1ша тS, гDи. И# да возвеселsтсz вси2 ўповaю­щіи на тS, во вёкъ возрaду­ют­сz, и3 все­ли1шисz въ ни1хъ. и3 по­хвa­лzт­сz њ те­бЁ лю1бzщіи и4мz твоE. Ћкw ты2 бла­го­сло­ви1­ши прaвед­ни­ка, гDи, ћкw nрyжіемъ бла­го­волeніz вэнчaлъ є3си2 нaсъ. Ус­лышь сло­ва мои, о Гос­подь! Моль­бу при­ми! Крик мой ус­лышь, о мой Царь и мой Бог, я мо­лю Те­бя! О Гос­подь! Что ни ут­ро — Ты слы­шишь ме­ня, что ни ут­ро — с на­де­ж­дою я пред То­бой! Ты Бог, ко­то­рый не тер­пит зла*, зло­му ря­дом с То­бой не ме­с­то! Дер­з­ким не вы­дер­жать взо­ра Тво­е­го, не­го­дяи не­на­ви­ст­ны* Те­бе, кле­вет­ни­ков унич­то­жишь* Ты, мер­зок для Гос­по­да убий­ца и лжец. А я в Твой дом вой­ду, по ми­ло­сти Тво­ей, и в Тво­ём Хра­ме тре­пе­ща па­ду ниц. Гос­по­ди! Ве­ди ме­ня до­ро­гой прав­ды Тво­ей! Сде­лай путь мой пря­мым, на­пе­ре­кор вра­гам. В их сло­вах прав­ды нет, в их серд­цах — смерть, рот — рас­кры­тый склеп, язык лжив. По­ка­рай их, Бо­же! Пусть их коз­ни по­гу­бят их. Про­го­ни их, греш­ни­ков! Ведь они от­вер­г­ли Те­бя! Пусть ли­ку­ют все, ко­му Ты за­щи­та, пусть ве­ч­но ра­ду­ют­ся, что Ты — за­ступ­ник их!** Ты — ве­се­лье для лю­бя­щих имя Твоё. Пра­вед­ни­ка Ты бла­го­сло­вишь, Гос­подь, ог­ра­дишь его ми­ло­стью Сво­ей как щи­том.
*Это уси­ли­ва­ю­ще­е­ся в сво­ей ре­з­ко­сти об­ли­че­ние лю­дей за их по­ро­ки пе­ре­кли­ка­ет­ся с ви­де­ни­ем про­ро­ка Исайи (1:11-15). **Этой ра­до­стью о Бо­ге мо­ж­но хва­лить­ся, ра­до­вать­ся и вос­хи­щать­ся, ибо она не на­ру­ша­ет­ся ни­ка­ки­ми об­сто­я­тель­ст­ва­ми, но ещё бо­лее воз­вы­ша­ет­ся от пре­пят­ст­вий. А кто хва­лит­ся ве­ща­ми жи­тей­ски­ми, тот по­до­бен ве­се­ля­ще­му­ся во сне (свт. Ио­анн Зла­то­уст).

Вто­рой пса­лом, (№44) по уче­нию святых от­цов – про­об­раз со­ю­за Мес­сии, Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, и Цер­к­ви; а так­же про­об­раз Бо­го­ма­те­ри.

Tрhгну с®це моE сл0во блaго, глаг0лю ѓзъ дэлA мо‰ царeви: љзhкъ м0й тр0сть кни1жника ско­­ро­пи1сца. Красeнъ добр0тою пa­че сынHвъ че­ло­вё­че­с­кихъ, и3з­лі­sсz благодaть во ўстнaхъ тво­­и1хъ: сегw2 рaди бла­го­сло­ви1 тz бGъ во вёкъ. Препоsши мeчь тв0й по бе­д­рЁ твоeй, си1­льне. Кра­сот0ю твоeю и3 доб­р0­тою твоeю: и3 налzцы2, и3 ўс­пэ­вaй, и3 цaрствуй, и4стины рaди и3 кр0­тости и3 прaвды: и3 нас­тa­витъ тS ди1внw де­с­ни1ца твоS. Стрё­лы тво‰ и3з8wщрє1ны, Си1­ль­не: лю1діе подъ тоб0ю па­дyтъ въ сeрдцы вр†гъ царeвыхъ. Пr­т0лъ тв0й, б9е, въ вёкъ вё­ка жeзлъ прaвости, жeзлъ цrтвіz твоегw2: Воз­лю­би1лъ є3си2 прaвду, и3 воз­не­на­ви1дэлъ є3си2 без­зак0ніе: сегw2 рaди помaза тS, б9е, бGъ тв0й є3лeемъ рaдости, пaче при­чaст­никъ твои1хъ. СмЂрна и3 стaк­ти и3 кассjа t ри1зъ твои1хъ, t тsжестей слон0выхъ, и3зъ ни1х­же воз­ве­се­ли1ша тS дщє1ри ца­рeй въ чeсти твоeй: ПредстA ца­ри1ца њдеснyю тебє2 въ ри1захъ позлащeнныхъ њдёzна, преис­пе­щ­рeна. Слhши, дщи2, и3 ви1ждь, и3 при­­кло­ни2 ќхо твоE, и3 забyди лю1­ди тво‰, и3 д0мъ nтцA тво­егw2, и3 возжелaетъ цRь доб­р0­ты твоеS: занE т0й є4сть гDь тв0й, и3 по­кло­ни1шасz є3мY. И# дщи2 тЂрова съ д†ры: лицY тво­емY пом0лzтсz богaтіи лю1д­стіи. ВсS слaва дщeре цReвы внyтрь: р‰сны златhми њдё­z­на и3 преиспещрeна. Приведyтсz цRю2 дё­вы въ слёдъ є3S. И$скрєн­ніz є3S приведyтсz те­бЁ: при­ве­дyтсz въ весeліи и3 рaдованіи, введyтсz въ хрaмъ цReвъ. Вмёс­тw nтє1цъ твои1хъ бhша сh­нове твои2: постaвиши | кнs­зи по всeй зе­м­ли2. ПомzнY и4мz твоE во всsкомъ р0дэ и3 р0дэ. Сегw2 рaди лю1діе и3спо­вё­дzт­сz те­бЁ въ вёкъ, и3 во вёкъ вё­ка. Сло­во воз­вы­шен­ное из серд­ца рвёт­ся1): вслух чи­таю я тво­ре­ние своё — о ца­ре! Мой язык — что пе­ро2) пи­с­ца ис­ку­с­но­го. Ты — пре­кра­с­ней­ший из лю­дей, ус­та твои — бла­го­да­ти ис­то­ч­ник, так, на­век, бла­го­сло­вил те­бя Бог! По­вя­жи свой меч у бе­д­ра, воз­ве­личь­ся си­лой и сла­вой. Да бу­дет ус­пе­шен твой путь, впе­рёд вы­ез­жай — во имя прав­ды, сми­ре­нья, спра­ве­д­ли­во­сти! Пусть под­ви­ги свер­шит твоя ру­ка! Стре­лы твои ост­ры, на­ро­ды у ног тво­их. Па­ли ду­хом вра­ги ца­ря. Твой пре­стол, как пре­стол Бо­жий,3) сто­ит во ве­ки ве­ков. Жезл твой цар­ский — спра­ве­д­ли­во­сти жезл. Ты лю­бишь прав­ду, ты не­на­ви­дишь зло, за это Бог — твой Бог — еле­ем ра­до­сти по­ма­зал4) те­бя, как ни­ко­го из тех, кто ря­дом с то­бой!5) Смир­ной, алоэ и кас­си­ей6) бла­го­уха­ют ри­зы Твои в чер­то­гах из ко­с­ти сло­но­вой,7) где вос­хва­ля­ют Те­бя. Цар­ские до­че­ри8) — в по­чёт­ной сви­те тво­ей, ста­ла ца­ри­ца оде­с­ную те­бя9), в зо­ло­те Офир­ском. Слу­шай, де­ви­ца, по­смо­т­ри и вслу­шай­ся, за­будь свой на­род и дом от­ца сво­его. Вос­пла­ме­нит­ся царь же­лань­ем кра­со­ты тво­ей, он — твой гос­по­дин, по­кло­нись ему! О дочь Ти­ра10)! Бо­га­тей­шие из на­ро­да, с да­ра­ми, бу­дут ми­ло­сти тво­ей ис­кать! Ве­ли­ча­ва дочь цар­ская в душе своей, оде­я­нье её зо­ло­той каймой11) ук­ра­ше­но, в рас­ши­той оде­ж­де её под­во­дят к ца­рю. За ней ве­дут к те­бе дев12), под­ру­жек её. С ве­сель­ем, с ли­ко­ва­ни­ем под­хо­дят они, вхо­дят в чер­тог ца­ря. Твои по­том­ки зай­мут ме­с­то пред­ков тво­их13), по всей зе­м­ле ты их по­ста­вишь пра­ви­те­ля­ми. Твоё имя по­ми­нать бу­ду в ро­ды ро­дов, во ве­ки ве­ков на­ро­ды про­сла­вят те­бя.
1) В ори­ги­на­ле – «от­рыг­ну­ло»: от­рыж­ка ис­хо­дит из вну­т­рен­но­стей че­ло­ве­ка, и Псал­мо­пе­вец да­ёт по­нять, что речь его льёт­ся из глу­бин его су­ще­ст­ва. 2) Псал­мо­пев­цем дви­жет вдох­но­ве­ние свы­ше, а сам он — толь­ко ору­дие, пи­с­чая трость, ко­то­рою во­дит Дух. В по­с­ле­ду­ю­щих сти­хах про­ро­че­с­ки про­зре­ва­ет­ся гря­ду­щий Мес­сия. 3) Твой пре­стол, как пре­стол Бо­жий... — ст. 7, 8 ци­ти­ру­ют­ся как об­ра­щён­ные ко Хри­сту в Евр.1:8,9. 4) «По­ма­зан­ник» — че­ло­век, над ко­то­рым со­вер­ше­но по­ма­за­ние еле­ем (т.е. воз­ли­ва­ние на го­ло­ву олив­ко­во­го ма­с­ла) и ко­то­рый этим ак­том воз­ве­дён на вы­с­шее от­вет­ст­вен­ное слу­же­ние — пер­во­свя­щен­ни­ка, ца­ря или про­ро­ка. В Би­б­лии го­во­рит­ся о том, как бы­ли по­ма­за­ны на свя­щен­ст­во Аа­рон (Исх.29:7), на цар­ст­во Са­ул и Да­вид (1Цар.10:1;16:13), как про­рок Илия по­ма­зал се­бе в пре­ем­ни­ки сво­его уче­ни­ка Ели­сея (3Цар.19:16). Сло­во «мес­сия» (евр.) и «Хри­стос»(греч.) в пе­ре­во­де на рус­ский язык оз­на­ча­ют «по­ма­зан­ник». 5) Еле­ем ра­до­сти на­зы­ва­ет­ся Дух Свя­той, а «кто ря­дом с то­бой» —все ис­по­л­нен­ные Ду­ха. 6) Смир­на, она же Мир­ра — смо­ла де­ре­ва, рас­ту­ще­го в Юж­ной Ара­вии и Во­с­то­ч­ной Аф­ри­ке. Ис­поль­зо­ва­лась как в куль­то­вых це­лях, так и в жен­ской ко­с­ме­ти­ке (Эсф.2:12). Мир­рой ду­ши­ли по­стель (Притч.7:17). ♦ Алоэ — рас­те­ние, да­ю­щее бла­го­вон­ный сок, ко­то­рый еги­п­тя­не ис­поль­зо­ва­ли для баль­за­ми­ро­ва­ния му­мий, а так­же для вос­ку­ре­ния и ума­ще­ния. ♦ Кас­сия — де­ре­во, рас­ту­щее в Ин­дии и на Шри Лан­ке. Из его ко­ры по­лу­ча­ют пря­ность, на­по­ми­на­ю­щую ко­ри­цу. 7) Под чер­то­га­ми свя­тые от­цы по­ни­ма­ют храм. 8) Под до­че­ря­ми ца­рей по­ни­ма­ют на­ро­ды, ко­то­рые об­ра­ти­лись ко Хри­сту (Ср. Ис.60:3;61:5). 9) Пред­ста­ла Ца­ри­ца — хри­сти­ан­ская тра­ди­ция по­ни­ма­ет эти сло­ва как про­ро­че­ст­во о Цер­к­ви — Не­ве­с­те Хри­сто­вой — и од­но­вре­мен­но о Бо­го­ма­те­ри. 10) Тир — круп­ный тор­го­вый го­род в Фи­ни­кии. … дочь Ти­ра — опи­са­тель­ное вы­ра­же­ние, оз­на­ча­ю­щее на­род Ти­ра. Из Ти­ра для стро­и­тель­ст­ва Со­ло­мо­но­ва хра­ма до­с­та­в­ля­лись кедр, ки­па­рис, зо­ло­то (3Цар.9:11) 11) Букв. — «ви­ся­чи­ми ки­с­тя­ми, ба­хро­мой». Свя­тые от­цы ви­дят в этих сло­вах ука­за­ние на до­б­ро­де­те­ли. 12) Под де­ва­ми свя­тые от­цы по­ни­ма­ют те чи­с­тые от стра­стей ду­ши, ко­то­рые всту­па­ют в Цер­ковь. 13) Здесь свя­тые от­цы по­ни­ма­ют вет­хо­за­вет­ных па­т­ри­ар­хов, ме­с­то ко­то­рых в хри­сти­ан­ской Цер­к­ви за­сту­па­ют апо­сто­лы и по­с­ле­ду­ю­щие ус­т­ро­и­те­ли Цер­к­ви Хри­сто­вой.

Тре­тий пса­лом (№45) но­сит над­пи­са­ние «о тай­нах». Святые отцы по­ни­ма­ют под этим над­пи­са­ни­ем «О тай­нах Бо­жи­их».

БGъ нaмъ при­бё­жи­ще и3 си1ла, пом0щникъ въ ск0рбехъ њбрёт­шихъ ны2 ѕэлw2. Сегw2 рaди не ўбо­и1мсz, внегдA смущaетсz зе­млS, и3 прелагaютсz г0ры въ сердцA мwрскaz. Воз­шу­мё­ша и3 смzт0шасz в0ды и4хъ, смz­т0­ша­сz г0ры крёпостію є3гw2. РBч­наz ўстремлє1ніz веселsтъ грaдъ б9ій: њсвzти1лъ є4сть се­лe­ніе своE вhшній. БGъ по­сре­дЁ є3гw2, и3 не под­ви1житсz: по­м0­жетъ є3мY бGъ ќтрw заyтра. Смzт0шасz kзhцы, ўклони1­ша­сz цrтвіz, дадE глaсъ св0й вhш­ній, под­ви1жесz землS. ГDь си1лъ съ нaми, застyпникъ нaшъ бGъ їaкwвль. Пріиди1те и3 ви1дите дэлA б9іz, ±же по­ло­жи2 чудесA на зе­м­ли2: Teмлz бр†ни до ко­нє1цъ зе­м­ли2, лyкъ со­кру­ши1тъ, и3 сл0митъ nрyжіе, и3 щи­ты2 сож­жeтъ nгнeмъ. Ўпразни1тесz и3 ра­зу­мёй­те, ћкw ѓзъ є4смь бGъ: вознесyсz во kзhцэхъ, воз­не­сy­сz на зе­м­ли2. ГDь си1лъ съ нaми, зас­тyпникъ нaшъ бGъ їaкwвль. Бог — при­бе­жи­ще на­ше и си­ла, по­мощь в лю­бой бе­де, нам не страш­но, ко­г­да тря­сёт­ся зе­м­ля*, ко­г­да го­ры ру­шат­ся в глубь мо­рей.* Шу­мят и ки­пят во­ды,* со­дро­га­ют­ся го­ры, взды­ма­ясь.* Вот ре­ка, чьи по­то­ки ве­се­лят Бо­жий го­род, свя­тое жи­ли­ще Выш­не­го. Бог по­сре­ди не­го, и го­род не дрог­нет: при­дёт ут­ро** — Бог по­мо­жет ему. Шу­мят на­ро­ды, во­л­ну­ют­ся цар­ст­ва; Бог по­дал го­лос — и та­ет зе­м­ля. Гос­подь сил с на­ми, наш оп­лот — Бог Иа­ко­ва***. При­ди­те, взгля­ни­те, что сде­лал Гос­подь, как Он зе­м­лю пу­с­ты­ней сде­лал, по­ло­жил ко­нец вой­нам по всей зе­м­ле, сло­мал лу­ки и ко­пья и сжёг ко­ле­с­ни­цы.**** Утих­ни­те*****, знай­те, что Я — Бог: Я воз­вы­шусь над на­ро­да­ми, над всею зе­м­лёй! Гос­подь сил с на­ми, наш оп­лот — Бог Иа­ко­ва.
*Под сти­хи­я­ми Про­рок под­ра­зу­ме­ва­ет и не­вы­но­си­мые бед­ст­вия, и опа­с­но­сти, сре­ди ко­то­рых серд­це че­ло­ве­ка дол­ж­но быть без­страш­но и по­мы­сел не­сму­щён, что­бы об­ра­щать­ся мы­с­лен­но к Бо­гу и не ус­т­ра­шать­ся ни­че­го про­ис­хо­дя­ще­го. ** Букв. «на за­ре ут­рен­ней» — очень ра­но, ско­ро, не­ме­д­лен­но. ***Под Иа­ко­вом под­ра­зу­ме­ва­ет­ся из­ра­иль­ский на­род, ве­ду­щий своё на­ча­ло от 12 сы­но­вей Иа­ко­ва. Имя «Из­ра­иль» (букв. «князь Бо­жий» или «с Бо­гом») бы­ло да­но Иа­ко­ву Са­мим Бо­гом (Быт.32:28). ****Во вре­мя войн и мя­те­жей дол­ж­но при­бе­гать к Гос­по­ду в на­де­ж­де по­лу­чить мир и ти­ши­ну. *****Букв. «стань­те празд­ны­ми, ос­во­бо­ди­тесь от за­бот». Что­бы по­з­нать Бо­га, на­до от­ре­шить­ся от ок­ру­жа­ю­ще­го зла, ибо сло­во, пад­шее в тер­ние, — по­да­в­ля­ет­ся им (Мф 13:22). Ср.: «Вся­кое ныне жи­тей­ское от­ло­жм по­пе­че­ние» (Хе­ру­вим­ская песнь на Ли­тур­гии).

Заключает чтение псалмов славословие Пресвятой Троице:

Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у, и3 нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ. ґми1нь. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и сей­час, и все­гда, и в ве­ч­но­сти. Аминь.

Затем трижды (как очень многое в Церкви – в честь Пресвятой Троицы) произносится особое хваление Богу:

Ґллилyіа, ґллилyіа, ґллилyіа, слaва тебЁ б9е.

Прославивши Бога устами псалмопевца, служба часов начинает теперь хвалить Бога собственными песнями христиан и молиться Ему собственными молитвами. Но, сообраз­но небольшой торжественности часа как церковной службы, ему усвояются наиболее простые (и древние) из различных родов песнопения, а именно тро­пари. Тро­парь — крат­кое пе­с­но­пе­ние, вы­ра­жа­ю­щее сущ­­­но­сть празд­ни­ка.

Написовaшесz и3ногдA со стaр­цемъ їHсифомъ, ћкw t сёмене дв7дова, въ виfлеeмэ маріaмъ, чревоносsщи безсёменное рождe­ніе: настa же врeмz ржcтвA, и3 мёсто ни є3ди1ноже бЁ nбитa­ли­щу: но ћкоже крaснаz палa­та, вертeпъ цRи1цэ показaшесz. Хr­т0съ раждaетсz, прeжде пaд­шій воскреси1ти џбразъ. Как про­ис­хо­дя­щие от ро­да Да­ви­до­ва, в Виф­ле­е­ме не­ко­г­да за­пи­сы­ва­лась со стар­цем Ио­си­фом Ма­ри­ам, но­ся во чре­ве без­се­мен­ный плод; ко­г­да же на­ста­ло вре­мя Ро­ж­де­ст­ва, не бы­ло ни­ка­ко­го ме­с­та по­се­лить­ся, и пе­ще­ра по­ка­за­лась Ца­ри­це пре­кра­с­ной па­ла­той*. [Так] Хри­стос ро­ж­да­ет­ся, что­бы вос­кре­сить пад­ший пре­ж­де об­раз [Свой].**
*Вви­ду пе­ре­пол­не­ния по­сто­я­лых до­мов не бы­ло ме­с­та, где ос­та­но­вить­ся. Но свя­тые от­цы по­ни­ма­ют это как происшедшее ещё и из-за то­го, что иу­деи уже в сво­их по­мы­с­лах осу­ди­ли Пре­чи­с­тую, по­мыш­ляя, что Она не мог­ла иметь в ут­ро­бе от столь ста­ро­го, как Ио­сиф, че­ло­ве­ка. Ещё до при­ше­с­тия Хри­сто­ва в мiр на­род-бо­го­бо­рец (Иа­ков бо­рол­ся с Бо­гом [Быт.32:24] и по­бо­ров, по­лу­чил та­кое про­зви­ще [Быт.32:28]) уже ока­зы­вал Ему со­про­ти­в­ле­ние. По­том про­дол­жал это: «Он (Ирод) при­ка­зал убить в Виф­ле­е­ме и его ок­ре­ст­но­стях всех маль­чи­ков в воз­рас­те до двух лет, то есть ро­ж­дён­ных в то вре­мя, о ко­то­ром он уз­нал от зве­з­до­чё­тов (Мф 2:17)». С этим со­бы­ти­ем те­с­но свя­за­но бег­ст­во Свя­то­го Се­мей­ст­ва в Еги­пет от яро­сти Иро­да (Мф 2:13-15), ведь и толь­ко явив­шись, Гос­подь уже вы­ну­ж­ден бе­жать от мiра: «Свет си­я­ет во тьме, и тьма его по­гло­тить не смог­ла (Ин 1:5)», хо­тя очень пы­та­лась это сде­лать. ** т.е. Ада­ма, «…со­тво­рим че­ло­ве­ка по об­ра­зу На­ше­му и по по­до­бию На­ше­му»(Быт.1:26), как об этом бо­го­слов­ст­ву­ет ап.Па­вел, вы­ра­жая мысль «Хри­стос – Но­вый Адам»: «Так и на­пи­са­но: пер­вый че­ло­век Адам стал ду­шею жи­ву­щею; а по­с­лед­ний Адам есть дух жи­во­тво­ря­щий. Но не ду­хов­ное пре­ж­де, а ду­шев­ное, по­том ду­хов­ное. Пер­вый че­ло­век — из зе­м­ли, пер­ст­ный; вто­рой че­ло­век — Гос­подь с не­ба» (1 Кор. 15:45-47); «…ибо ес­ли пре­сту­п­ле­ни­ем од­но­го смерть цар­ст­во­ва­ла по­сред­ст­вом од­но­го, то тем бо­лее при­е­м­лю­щие оби­лие бла­го­да­ти и дар пра­вед­но­сти бу­дут цар­ст­во­вать в жиз­ни по­сред­ст­вом еди­но­го Ии­су­са Хри­ста. По­се­му, как пре­сту­п­ле­ни­ем од­но­го всем че­ло­ве­кам осу­ж­де­ние, так прав­дою од­но­го всем че­ло­ве­кам оп­рав­да­ние к жиз­ни» (Рим.5:17-18).

По­с­ле сти­ха «Сла­ва, и сей­час…» сле­ду­ет Бо­го­ро­ди­чен ча­са как по­с­то­ян­ное на­по­ми­на­ние то­го, что ни­ка­кое событие Свя­щен­ной ис­то­рии Но­во­го За­ве­та не про­изош­ло бы без Пре­свя­той Богородицы. Та­ким об­ра­зом Цер­ковь воз­да­ёт Ей осо­бую честь.

Чт0 тz наречeмъ, q бlго­дaт­наz; нeбо, ћкw возсіsла є3си2 сlнце прaвды. рaй, ћкw про­зzблA є3си2 цвётъ нетлёніz. дв7у, ћкw пребылA є3си2 нетлённа. чcтую м™рь, ћкw и3мёла є3си2 на с™hхъ твои1хъ њб8sтіzхъ сн7а, всёхъ бGа: того2 моли2 спасти1сz ду­шaмъ нaшымъ. Как на­зо­вём Те­бя, о Бла­го­дат­ная? Не­бом, ибо [от Те­бя] воз­си­я­ло Сол­н­це прав­ды. Ра­ем, ибо про­из­ра­сти­ла Цвет не­тле­ния. Де­вой, ибо пре­бы­ла не­тлен­ной. Чи­с­тою Ма­те­рью, ибо дер­жа­ла в свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на — Бо­га всех. Мо­ли Его о спа­се­нии душ на­ших.

Поскольку Царские Часы – особенные, далее поются (и читаются) особые тропари, посвящённые именно событиям, предварившим торжественное событие Рождества Спасителя. Тропари эти представляют собой стихиры со стихами.

Виfлеeме, ўгот0висz, бlго­у­к­раси1тесz ћсли: вертeпе, пріими2, и4стина пріи1де: сёнь мимотечE, и3 бGъ человёкwмъ t дв7ы kви1­сz, воwбрази1всz ћкоже мы2, и3 њбо­жи1въ пл0ть. тёмъ ґдaмъ њбновлsетсz, со є4vою зовyще: на земли2 благоволeніе kви1сz спа­с­ти2 р0дъ нaшъ. Виф­ле­ем — при­го­товь­ся, яс­ли — ук­рась­тесь, вер­теп — при­ми: Ис­ти­на при­шла, и про­шла тьма, и Бог от Де­вы явил­ся лю­дям, об­раз наш* при­няв и об­жив плоть. По­то­му Адам с Евой об­но­в­ля­ет­ся, взы­вая: на зе­м­ле бла­го­во­ле­ние яви­лось, что­бы спа­сти род наш.
*«Пусть мы­с­ли и чув­ст­ва ва­ши друг ко дру­гу бу­дут у вас, как у Хри­ста Ии­су­са: Он, по при­ро­де Бог, не дер­жал­ся за ра­вен­ст­во с Бо­гом, но до­б­ро­воль­но ли­шил­ся все­го, при­няв при­ро­ду ра­ба и че­ло­ве­ком ро­див­шись. Он был во всём че­ло­ве­ку по­до­бен, но ещё боль­ше се­бя ума­лил и так был по­слу­шен, что при­нял и смерть са­му — смерть на кре­сте» (Фил.2:5-8).
Стjхъ: БGъ t ю4га пріи1детъ, и3 с™hй и3зъ горы2 приwсэнeнныz чaщи. Стих: Бог от юга при­дёт, и Свя­той – от го­ры осе­ня­ю­щей ча­щи*.
*Авв.3:3. Под ча­щей, по­кры­ва­ю­щей, осе­ня­ю­щей (да­ю­щей тень) го­ру, свя­тые от­цы по­ни­ма­ют Бо­жию Ма­терь.
Нhнэ прbр0ческое прорицaніе и3с­п0лнитисz грzдeтъ, тaйнw гла­­г0­лющее: и3 ты2 виfлеeме, зе­млE їyдова, никaкоже наречe­ши­сz мeнши во владhкахъ, пред8­у­го­товлsющи вертeпъ: и3зъ тебє1 бо ми2 и3зhдетъ и3гyменъ kзh­кwвъ во пл0ти, t дв7ы nт­ро­ко­ви1цы хrт0съ бGъ, и4же ўпа­сeтъ лю1ди сво‰ н0ваго ї}лz: да­ди1мъ є3мY вси2 вели1чіе. Ны­не пред­сто­ит ис­по­л­нить­ся про­ро­че­ст­ву*, тай­но го­во­ря­ще­му: и ты, Виф­ле­ем, зе­м­ля Иу­ди­на, ни­чем не мень­ше ме­ж­ду ты­ся­ча­ми Иу­ди­ны­ми, пре­ду­го­то­в­ляя вер­теп. Ибо из те­бя про­изой­дёт Мне во пло­ти Па­с­тырь на­ро­дов, от Де­вы От­ро­ко­ви­цы Хри­стос Бог, Ко­то­рый упа­сёт на­род Свой, но­во­го Из­ра­и­ля**: все Его воз­ве­ли­чим.
*Мих.5:2-4 – это па­ри­мия 1-го ча­са – чте­ние из Вет­хо­го За­ве­та, со­дер­жа­щее про­ро­че­ст­во о празд­ну­е­мом со­бы­тии, ко­то­рое да­лее бу­дет чи­тать­ся. ** «Гос­подь ска­зал Мне: Ты Сын Мой; Я ны­не ро­дил Те­бя; про­си у Ме­ня, и дам на­ро­ды в на­сле­дие Те­бе и пре­де­лы зе­м­ли во вла­де­ние Те­бе; Ты по­ра­зишь их жез­лом же­лез­ным; со­кру­шишь их, как со­суд гор­ше­ч­ни­ка» (Пс.2:7-9), здесь жезл – сим­вол си­лы и вла­сти Хри­ста над на­ро­да­ми, сим­вол Его цар­ской вла­сти, а вме­сте и жезл, ко­то­рым До­б­рый Па­с­тырь «упа­сёт» Сво­их овец – па­ст­ву Цер­к­ви Хри­сто­вой, «Но­во­го Из­ра­и­ля», не счи­тая на­пра­с­ным от­лу­чить­ся от 99 овец для спа­се­ния од­ной за­блуд­шей (Мф 18:12-13).
Слaва, и3 нhнэ:
Сі‰ глаг0летъ їHсифъ къ дв7э: марjе, что2 дёло сіE, є4же въ те­бЁ зрю2; недоумёю и3 ўдивлs­ю­сz, и3 ўм0мъ ўжасaюсz: џтай ќбw t менє2 бyди вск0рэ. Ма­рjе, что2 дёло сіE, є4же въ тебЁ ви1жу; за чeсть, срамотY: за ве­сeліе, ск0рбь: вмёстw є4же хва­ли1­тисz, ўкори1зну ми2 принеслA є3си2. ктомY не терплю2 ўжE по­но­шeній человёческихъ: и4бо t їерє1й и3зъ цRкве гDни ћкw не­по­р0ч­ну тS пріsхъ, и3 что2 ви1­димое; Вот что го­во­рит Ио­сиф Де­ве: Ма­рия, что это в Те­бе ви­жу? Не­до­у­ме­ваю и уди­в­ля­юсь, и ужа­са­юсь умом! Что это, та­кое тай­ное для ме­ня, ско­ро слу­чит­ся?! Ма­рия, что это в Те­бе ви­жу: за честь — сра­мо­ту, за ве­се­лье — скорбь, вме­сто по­хва­лы Ты при­не­с­ла мне уко­риз­ну. Бо­лее не по­тер­п­лю по­но­ше­ния от че­ло­ве­ков за то, что от свя­щен­ни­ков из Хра­ма Гос­под­ня при­нял Те­бя не­по­ро­ч­ной, и вот что* об­на­ру­жи­лось!**
*«… по об­ру­че­нии Ма­те­ри Его Ма­рии с Ио­си­фом, пре­ж­де не­же­ли со­че­та­лись они, ока­за­лось, что Она име­ет во чре­ве от Ду­ха Свя­та­го. Ио­сиф же муж Её, бу­ду­чи пра­ве­ден и не же­лая ог­ла­сить Её, хо­тел тай­но от­пу­с­тить Её» (Мф 1:18-19). **К со­жа­ле­нию, мы не мо­жем пе­ре­во­дить эту сти­хи­ру та­ким язы­ком, ка­ким она на­пи­са­на — про­с­то­ре­ч­ным раз­го­вор­ным — это бу­дет зву­чать слиш­ком не по-цер­ков­но­му. Из-за это­го те­ря­ет­ся экс­прес­сия, вну­т­рен­нее на­пря­же­ние это­го тек­ста, пе­ре­да­ю­щее всё не­го­до­ва­ние Ио­си­фа Об­ру­ч­ни­ка.

Вслед за пением стихир чтец произносит прокимен. Прокимен исполняется чтецом попеременно с хором.

Прокjменъ, глaсъ д7: ГDь речE ко мнЁ: сн7ъ м0й є3си2 ты2, ѓзъ днeсь роди1хъ тS. Гос­подь ска­зал Мне: Ты Сын Мой; Я ны­не ро­дил Те­бя.
Стjхъ: Проси2 t менє2, и3 дaмъ ти2 kзhки достоsніе твоE, и3 њдержaніе твоE концы2 земли2. Про­си у Ме­ня, и дам на­ро­ды в на­сле­дие те­бе, и во вла­де­ние те­бе – пре­де­лы зе­м­ли*.
*Стро­ки из 2-го псал­ма, в ко­то­ром со­дер­жит­ся про­ро­че­ст­во о при­ше­ст­вии в мiр Мес­сии — Гос­по­да на­ше­го Ии­су­са Хри­ста, Сы­на Бо­жи­е­го, и о во­ца­ре­нии Его над всем мiром.

Чте­ние вет­хо­за­вет­ных Пи­са­ний (па­ри­мий) ука­зу­ет про­об­раз или про­ро­че­ст­ва в Вет­хом За­ве­те о сей­час празд­ну­е­мом Цер­ко­вью свя­щен­ном со­бы­тии. Па­ри­мия (греч.) — это прит­ча, му­д­рое, об­раз­ное, на­зи­да­тель­ное ино­ска­за­ние. Чте­ния эти бы­ва­ют из раз­ных книг Вет­хо­го За­ве­та и со­дер­жат про­по­ведь об ожи­да­е­мом спа­се­нии, ко­то­рое ус­т­ро­и­ла для нас Бо­же­ст­вен­ная Пре­му­д­рость; по­э­то­му мо­ля­щи­е­ся в хра­ме при­зы­ва­ют­ся к бла­го­го­вей­но­му вни­ма­нию воз­гла­ше­ни­ем: Пре­му­д­рость!

Прbр0чества міхeина чтeніе. Пророчество Михея
Тaкw гlг0летъ гDь: и3 ты2 ви­f­леeме, д0ме є3vфрafовъ, є3дA мaлъ є3си2 є4же бhти въ тh­сz­щахъ їyдовыхъ; И#зъ тебє1 бо мнЁ и3зhдетъ старёйшина, є4же бhти въ кнsзz во ї}ли: и3 и3сх0ди є3гw2 и3зъ начaла t днeй вёка. Сегw2 рaди дaстъ |, до врeмене раждaющіz роди1тъ, и3 пр0чіи t брaтій є3гw2 њбратsт­сz къ сынHмъ ї}лєвымъ. И# стa­нетъ, и3 ќзритъ, и3 ўпасeтъ стaдо своE крёпостію гDь. И# въ слaвэ и4мени гDа бGа своегw2 пребyдутъ: занE нhнэ возвели1­чит­сz дaже до конє1цъ земли2. Говорит Господь так: А ты, Виф­лем-Эфрта, наи­мень­ший из всех ро­дов Иу­ды! Из те­бя, по во­ле Мо­ей, вый­дет Тот, ко­то­рый дол­жен быть вла­ды­кой над Из­ра­и­лем. Про­ис­хо­ж­де­ние Его из­на­чаль­но, пред­ве­ч­но. По­то­му Гос­подь пре­даст их вра­гам до тех пор, по­ка не ро­дит Ро­же­ни­ца и по­ка не вер­нут­ся все бра­тья к из­ра­иль­тя­нам. То­г­да-то явит­ся па­с­тырь, об­ле­чён­ный си­лой Гос­под­ней, гроз­ным име­нем Гос­по­да, сво­его Бо­га. И они ста­нут жить не ски­та­ясь, ибо до кра­ёв зе­м­ли Он бу­дет ве­лик.

Пер­вая паримия по­свя­ще­на про­ро­че­ст­ву Ми­хея о ро­ж­де­нии Хри­ста в го­ро­де Виф­ле­е­ме.

Виф­ле­ем, один из древ­ней­ших го­ро­дов, был ро­ди­ной Да­ви­да. Рас­по­ла­гал­ся он в 10 вер­стах к югу от Ие­ру­са­ли­ма. Пер­во­на­чаль­но он на­зы­вал­ся до­мом Еф­ра­фы, так как од­ним из ро­до­на­чаль­ни­ков жи­те­лей это­го го­ро­да был Еф­ра­фа, пра­внук Иу­ды (1Пар. 4:1—4). Го­род этот был не­зна­чи­тель­ным по ко­ли­че­ст­ву жи­те­лей, но имен­но в нём над­ле­жа­ло ро­дить­ся Спа­си­те­лю, Мес­сии. Его жда­ли не про­с­то как ца­ря, цар­ст­ву­ю­ще­го над Сво­им на­ро­дом, но как Из­ба­ви­те­ля, Ко­то­рый объ­е­ди­нит тех, кто меч­та­ет не о зем­ном вла­ды­че­ст­ве, а спо­со­бен уви­деть в Нём по­слан­ни­ка Бо­жия, Ко­то­ро­му да­но Цар­ст­во над все­ми на­ро­да­ми. То, что Он ро­дит­ся на древ­ней зе­м­ле ца­ря Да­ви­да — осо­бая ра­дость для всех, ожи­да­ю­щих Его яв­ле­ния. Все уве­ро­вав­шие бу­дут еди­ным ста­дом, у ко­то­ро­го один Па­с­тырь. Он бу­дет сто­ять на стра­же, зор­ко сле­дя за тем, что­бы ни­кто не по­те­рял­ся, не от­стал, не за­блу­дил­ся. Он бу­дет бе­речь и за­щи­щать Свою па­ст­ву, по­э­то­му для вер­ных Ему бу­дет ра­до­стью жить с Ним, раз­де­лять Его сла­ву и ве­ли­чие. Он в кон­це кон­цов одо­ле­ет вся­кое со­про­ти­в­ле­ние и бу­дет си­ять «да­же до ко­нец зе­м­ли».

Ро­ж­де­ние Спа­си­те­ля про­рок пред­ска­зал за 700 лет, что­бы лю­ди жи­ли на­де­ж­дой. Это про­ро­че­ст­во чи­та­ет­ся и на пер­вом ча­се, и на ве­чер­не, где при­со­е­ди­ня­ет­ся ещё не­сколь­ко строк о ми­ло­сти к «дще­ри Си­о­но­вой», то есть ко все­му из­ра­иль­ско­му на­ро­ду. За не­вер­ность Бо­гу этот на­род бу­дет раз­бро­сан, как раз­бра­сы­ва­ет ве­тер по­ло­ман­ные вет­ви, но впо­с­лед­ст­вии Гос­подь по­жа­ле­ет их (ес­ли сми­рит­ся на­род и по­ка­ет­ся), со­хра­нит ос­та­ток вер­ных. Но это от­но­сит­ся не к од­ним иу­де­ям, а ко всем уве­ро­вав­шим. Ве­ра во Хри­ста да­ёт пра­ва из­бран­но­го­ на­ро­да всем, и по­то­му го­во­рит­ся о но­вом Из­ра­и­ле, то есть о Цер­к­ви Хри­сто­вой. «Ос­та­ток», то есть ду­хов­ные на­след­ни­ки вер­ных Хри­сту из­ра­иль­тян вме­сте с уве­ро­вав­ши­ми в Хри­ста на­ро­да­ми, со­ста­вит Цер­ковь, ко­то­рую не одо­ле­ют вра­та ада, так как со­хра­нять и бе­речь её бу­дет Сам Хри­стос.

Свя­щен­ник же­ла­ет чте­цу и всем слу­ша­ю­щим, чтобы тот про­чёл, а хри­сти­а­не выслушали сле­ду­ю­щий отрывок из Но­во­го За­ве­та – Апо­столь­ских по­с­ла­ний — в ми­ре ду­ши. Ди­а­кон же при­вле­ка­ет вни­ма­ние мо­ля­щих­ся к этому чте­нию воз­гла­са­ми: Пре­му­д­рость! и Вон­мем!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных