Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Эти многолетия в древности возглашались присутствующему царю, его семье и всем правящим в Византийской Империи. Из-за этого часы и получили название «Царские».
После этого та же стихира поётся на «Слaва, и3 нhнэ:», уже хором.
Затем, как и в других часах, наступает время чтения Священного Писания. Произносится прокимен:
Прокjменъ, глaсъ д7: Мaти сіHнъ, речeтъ человёкъ, и3 человёкъ роди1сz въ нeмъ.
| О Сионе же будут говорить: «такой-то и такой-то муж родился в нём»*
| *В псалме 86, откуда этот стих взят, звучит торжествующий гимн Сиону (Иерусалиму), как городу Божию. А именно в этом стихе пророчески говорится — почему.
| Стjхъ: Њснов†ніz є3гw2 на горaхъ с™hхъ.
| Стих: Основание его на горах святых*.
| *Речь идёт о Иерусалиме, который расположен на возвышенности.
| За прокименом следует чтение из Ветхого Завета.
Прbр0чества и3сaіина чтeніе.
| Пророчество Исайи
| NтрочA роди1сz нaмъ, сн7ъ, и3 дадeсz нaмъ, є3гHже начaльство бhсть на рaмэ є3гw2. и3 нарицaетсz и4мz є3гw2, вели1кагw совёта ѓгGлъ, чyденъ совётникъ, бGъ крёпокъ, власти1тель, начaльникъ ми1ра, nц7ъ бyдущагw вёка: приведeтъ бо ми1ръ на начaльники, и3 здрaвіе є3гw2. И# вeліе начaльство є3гw2, и3 ми1ра є3гw2 нёсть предёла. На прест0лъ дв7довъ, и3 на цaрство є3гw2, и3спрaвити є5, и3 заступи1ти є5 судьб0ю и3 прaвдою t нhнэ и3 до вёка. Рeвность гDа саваHfа сотвори1тъ сі‰.
| У нас родился младенец, мальчик дарован нам! На его плечи возложена власть, и имя дано ему: Готовящий Чудеса, Могучий Бог, Вечный Отец, Владыка Благоденствия. Крепкой власти его и благоденствию не будет конца: он утвердит и упрочит престол и царство Давида справедливостью и праведностью, отныне — и вовеки. Ярость Господа Воинств сделает так!
| Следующая паримия, продолжающая гимн пророка Исаии, читается на девятом часе. Здесь пророк восхваляет Отроча, рождённого Девой. Он как бы смотрит через даль веков в Вифлеемские ясли и радуется, что Сын Божий стал Сыном Человеческим. Как Бог Он Властитель, Князь мира. Однако, воплотившись, Он берёт бремя начальствования не как властелин вселенной, а как искупитель грехов мира. Бремя грехов так тяжело, что поднять его может лишь Бог. Он, участник Великого Совета Св. Троицы, будет Ангелом, то есть посланником, посредником, вестником любви Отчей к роду человеческому. Вся Его жизнь чудесна, и для всех Он может быть советником, в чьих советах не будет запутанности и ошибки. Князем міра Он будет по любви, доказанной крестной жертвой. Особенностью Его любви будет свобода ответить на любовь любовью. Противящиеся Ему встретят в Нём не мстителя, а Судью. Отцом будущего века Он назван потому, что всем верным даст вечное блаженство с Ним. Власть Его, духовная теперь и всеобщая в будущем, распространится на всех, хотят ли этого народы и каждый человек в отдельности или нет. В Царстве Его будет правда и мир, потому что Бог Отец хочет победы добра и конечного блага всему міру, обезображенному грехом и страданиями.
В навечерие праздника Рождества Христова это пророчество читается потому, что Церковь празднует исполнение его. Речь не о разорении врагов Иудейского царства времён Ахаза (они были для Церкви прообразом врагов Христовых на все времена), но о победе Церкви Божией над всем міром, всеми врагами силой Христа, пришедшего в мір спасти всех верных. Если празднование Рождества Христова предваряется пророческим «с нами Бог», то конец Его деятельности на земле завершается обещанием: «се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века».
Следом читается отрывок из Посланий Апостола Павла.
Къ є3врeємъ послaніz с™aгw ґпcла пavла чтeніе.
| Письмо Апостола Павла к евреям
| Брaтіе, с™sй и3 њсвzщaеміи, t є3ди1нагw вси2, є3sже рaди вины2 не стыди1тсz брaтію нарицaти и5хъ, глаг0лz: возвэщY и4мz твоE брaтіи моeй: посредЁ цRкве воспою1 тz. И# пaки: ѓзъ бyду надёzсz нaнь. И# пaки: сE ѓзъ и3 дёти, ±же ми2 дaлъ є4сть бGъ. Понeже ќбw дёти приwбщи1шасz пл0ти и3 кр0ви, и3 т0й пріи1скреннэ приwбщи1сz тёхже, да смeртію ўпраздни1тъ и3мyщаго держaву смeрти, си1рэчь діaвола: и3 и3збaвитъ си1хъ, є3ли1цы стрaхомъ смeрти чрезъ всE житіE пови1нни бёша раб0тэ. Не t ѓгGлъ ќбw когдA пріeмлетъ, но t сёмене ґвраaмова пріeмлетъ: tню1дуже д0лженъ бЁ по всемY под0битисz брaтіи, да ми1лостивъ бyдетъ и3 вёренъ первосвzщeнникъ въ тёхъ, ±же къ бGу, во є4же њчи1стити грэхи2 людск‡z. Въ нeмже бо пострадA сaмъ и3скушeнъ бhвъ, м0жетъ и3 и3скушaємымъ помощи2.
| Братья, и Тот, кто освящает, и те, кого освящают — все они от одного Отца. Вот причина, по которой Иисус не стыдится называть их Своими братьями, и Он говорит: «Я Имя Твоё возвещу Моим братьям, при всём собрании воспою Тебя». И ещё Он говорит: «Буду и впредь доверяться Ему». И ещё: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог». А поскольку эти дети одной плоти и крови, то и Он, подобно им, стал сопричастен человеческой плоти и крови, чтобы Своей смертью лишить силы того, у кого есть власть причинить смерть, то есть дьявола, и освободить их, потому что из страха смерти они всю жизнь были в рабстве. Конечно же, Он приходит на помощь не ангелам — Он приходит на помощь потомкам Авраама. Из этого следует, что Ему надлежало во всём уподобиться братьям, чтобы стать милосердным и верным Первосвященником на службе у Бога и принести себя в жертву для искупления грехов народа. И так как Он сам прошёл через испытание страданиями, то теперь может помочь тем, кто подвергается испытаниям.
| После Апостола читается Евангелие.
T матfeа с™aгw є3ђліа чтeніе.
| Евангелие от Матфея
| Tшeдшымъ волхвHмъ, сE ѓгGлъ гDень во снЁ kви1сz їHсифу глаг0лz: востaвъ, поими2 nтрочA и3 м™рь є3гw2, и3 бэжи2 во є3гЂпетъ, и3 бyди тaмw, д0ндеже рекy ти: х0щетъ бо и4рwдъ и3скaти nтрочaте, да погуби1тъ є5. Џнъ же востaвъ, поsтъ nтрочA и3 м™рь є3гw2 н0щію, и3 tи1де во є3гЂпетъ. И# бЁ тaмw до ўмeртвіz и4рwдова, да сбyдетсz речeнное t гDа прbр0комъ, глаг0лющимъ: t є3гЂпта воззвaхъ сн7а моего2. ТогдA и4рwдъ ви1дэвъ, ћкw порyганъ бhсть t волхвHвъ, разгнёвасz ѕэлw2, и3 послaвъ, и3зби2 вс‰ дёти сyщыz въ виfлеeмэ, и3 во всёхъ предёлэхъ є3гw2, t двою2 лBту и3 нижaйше, по врeмени, є4же и3звёстнw и3спытA t волхвHвъ. ТогдA сбhстсz речeнное їеремjемъ прbр0комъ, глаг0лющимъ: глaсъ въ рaмэ слhшанъ бhсть, плaчь, и3 рыдaніе, и3 в0пль мн0гъ. Рахи1ль плaчущисz ч†дъ свои1хъ, и3 не хотsше ўтёшитисz, ћкw не сyть. Ўмeршу же и4рwду, сE ѓгGлъ гDень во снЁ kви1сz їHсифу во є3гЂптэ, глаг0лz: востaвъ, поими2 nтрочA и3 м™рь є3гw2, и3 и3ди2 въ зeмлю ї}леву: и3зомр0ша бо и4щущіи души2 nтрочaте. Џнъ же востaвъ, поsтъ nтрочA и3 м™рь є3гw2, и3 пріи1де въ зeмлю ї}леву. Слhшавъ же, ћкw ґрхелaй цaрствуетъ во їудeи, вмёстw и4рwда nтцA своегw2, ўбоsсz тaмw и3ти2. Вёсть же пріeмь во снЁ, tи1де въ предёлы галілє1йскіz. И# пришeдъ всели1сz во грaдэ нарицaемэмъ назарeтъ: ћкw да сбyдетсz речeнное прbрHки, ћкw назwрeй наречeтсz.
| После того как они ушли, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми ребёнка с матерью и беги в Египет. Оставайся там до тех пор, пока не скажу тебе. Ирод собирается разыскать ребёнка и убить Его». Тот встал, взял ребёнка с матерью и ночью отправился в Египет. Там он оставался до смерти Ирода. Это произошло, чтобы исполнилось то, что сказал Господь через пророка: «Из Египта призвал Я Сына Моего». Когда Ирод увидел, что звездочёты его провели, он пришёл в ярость. Он приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет, то есть рождённых в то время, о котором он узнал от звездочётов. И так исполнилось сказанное через пророка Иеремию: «Слышен в Раме вопль, рыдания и стоны. Это Рахиль оплакивает своих детей и не хочет утешиться, потому что их больше нет». После смерти Ирода Иосифу в Египте является во сне ангел Господень и говорит: «Встань, возьми ребёнка с матерью и возвращайся в израильскую землю. Тех, кто хотел погубить ребёнка, уже нет в живых». Иосиф встал, взял ребёнка с матерью и отправился в израильскую землю. Но когда он узнал, что вместо царя Ирода в Иудее правит его сын Архелай, он побоялся идти туда. Получив во сне повеление, он отправился в галилейскую область и, придя туда, поселился в городе под названием Назарет. Так исполнилось сказанное Господом через пророков, что Его назовут Назореем.
| Продолжается чтение молитвой часа:
Не предaждь нaсъ до концA и4мене твоегw2 рaди, и3 не разори2 завёта твоегw2, и3 не tстaви ми1лости твоеS t нaсъ, ґвраaма рaди возлю1бленнагw t тебє2, и3 за їсаaка рабA твоего2 и3 ї}лz с™aго твоего2.
| Не предай нас навсегда ради имени Твоего, и не разруши завета Твоего. Не отними от нас милости Твоей ради Авраама, возлюбленного Тобою, ради Исаака, раба Твоего, и Израиля, святаго Твоего
| После Трисвятого поётся кондак:
Дв7а днeсь превёчное сл0во въ вертeпэ грzдeтъ роди1ти неизречeннw: ликyй, вселeннаz, ўслhшавши, прослaви со ѓгGлы и3 пaстырьми хотsщаго kви1тисz nтрочA млaдо, превёчнаго бGа.
| Ныне Дева идёт неизречённо родить в пещере предвечное Слово: ликуй, Вселенная, услышав об этом, с ангелами и пастухами прославь предвечнаго Бога, Который явится как Младенец.
| Читается 40-численная молитва «Господи, помилуй», и молитва благословения часов:
И$же на всsкое врeмz, и3 на всsкій чaсъ, на нб7си2 и3 на земли2, покланsемый и3 слaвимый, хrтE б9е, долготерпэли1ве, многоми1лостиве, многобlгоутр0бне, и4же прaвєдныz любsй и3 грBшныz ми1луzй, и4же вс‰ зовhй ко спасeнію, њбэщaніz рaди бyдущихъ бл†гъ. сaмъ, гDи, пріими2 и3 нaшz въ чaсъ сeй моли6твы, и3 и3спрaви жив0тъ нaшъ къ зaповэдємъ твои6мъ, дyшы нaшz њсвzти2, тэлесA њчи1сти: помышлє1ніz и3спрaви, мы6сли њчи1сти: и3 и3збaви нaсъ t всsкіz ск0рби, ѕHлъ и3 болёзней: њгради2 нaсъ с™hми твои1ми ѓгGлы, да њполчeніемъ и4хъ соблюдaеми и3 наставлsеми, дости1гнемъ въ соединeніе вёры, и3 въ рaзумъ непристyпныz твоеS слaвы, ћкw бlгословeнъ є3си2 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.
| Христос Бог, принимающий поклонение и прославление во всякое время и каждый час на небе и на земле, долготерпеливый, многомилостивый и милосердный, любящий праведных и милующий грешников, всех зовущий к спасению обещанием благ будущей жизни! Ты Сам, Господи, прими и наши молитвы в этот час, и направь жизнь нашу по заповедям Твоим, освяти наши души, очисти тела, сделай правыми наши помышления, очисти мысли и избавь нас от всякой скорби, зла и страданий; огради нас Твоими святыми ангелами, чтобы мы, сохраняемые и руководимые их ополчением, достигли единства в вере и познания неприступной Твоей славы, так как Ты благословен во веки веков. Да будет так.
| Испросив благословения у священника, и получив его, чтец читает завершающую молитву 6 часа:
ВLко гDи ї}се хrтE б9е нaшъ, долготерпёвый њ нaшихъ согрэшeніихъ, и3 дaже до нhнэшнzгw часA приведhй нaсъ, въ џньже на животворsщемъ дрeвэ ви1сz, благоразyмному разб0йнику, и4же въ рaй путесотвори1лъ є3си2 вх0дъ, и3 смeртію смeрть разруши1лъ є3си2: њчи1сти нaсъ грёшныхъ, и3 недост0йныхъ р†бъ твои1хъ, согрэши1хомъ бо и3 беззак0нновахомъ, и3 нёсмы дост0йни возвести2 nчесA н†ша, и3 воззрёти на высотY нбcную: занE њстaвихомъ пyть прaвды твоеS, и3 ходи1хомъ въ в0лzхъ сердeцъ нaшихъ. но м0лимъ твою2 безмёрную блaгость: пощади2 нaсъ, гDи, по мн0жеству ми1лости твоеS, и3 спаси2 нaсъ и4мене твоегw2 рaди с™aгw, ћкw и3счез0ша въ суетЁ днjе нaши: и3зми2 нaсъ и3зъ руки2 сопроти1внагw, и3 њстaви нaмъ грэхи2 нaшz, и3 ўмертви2 плотск0е нaше мудровaніе, да вeтхаго tложи1вше человёка, въ н0ваго њблецeмсz: и3 тебЁ поживeмъ нaшему вLцэ и3 бlгодётелю. и3 тaкw твои6мъ послёдующе повелёніємъ, въ вёчный пок0й дости1гнемъ: и3дёже є4сть всёхъ веселsщихсz жили1ще. тh бо є3си2 вои1стинну и4стинное весeліе и3 рaдость лю1бzщихъ тS, хrтE б9е нaшъ: и3 тебЁ слaву возсылaемъ, со безначaльнымъ твои1мъ nц7eмъ, и3 прес™hмъ, и3 бlги1мъ, и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.
| Владыка Господь, Иисус Христос, Боже наш, долго терпевший прегрешения наши и даже к нынешнему времени приведший нас, когда Ты, вися на дающем жизнь Дереве, благоразумному разбойнику открыл вход в рай, и разрушил смертью смерть; очисти нас, грешных и недостойных Твоих рабов, так как мы согрешили и поступали беззаконно, и недостойны поднять наши глаза и взглянуть на высоту Небес, потому что мы оставили путь Твоей правды и ходили по воле наших сердец. Но молим Твою безмерную доброту: пощади нас, Господи, по многой Твоей милости, и спаси нас ради славы Святого имени Твоего, потому что в легкомыслии погибли наши дни. Освободи нас из руки противника и прости нам грехи наши, и умертви нашей плоти устремления, чтобы, сняв с себя ветхого человека, нам облечься в нового*, и жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля. И так, следуя Твоим повелениям, достигнем места вечного покоя, где жилище всех веселящихся, так как Ты действительно истинное веселье и радость любящим Тебя, Христос Бог наш, и Тебе воздаём славу с не имеющим начала Твоим Отцом и Пресвятым, и Благим, и Дающим жизнь Твоим Духом, сейчас, и всегда, и в вечности. Да будет так.
| *«А теперь отбросьте всё это: ярость, гнев, злобу, ругань, непристойные разговоры! Не лгите друг другу, ведь вы уже сбросили с себя ветхого человека со всеми его делами. Вы облеклись в нового человека, который постоянно обновляется, всё больше уподобляясь образу своего Создателя, и продвигается к истинному познанию Бога» (Кол. 3:8-10).
|
Сразу после девятого Часа читаются Изобразительны. Эти псалмы называются изобразительными потому, что они весьма ясно изображают милости Божии, явлённые для нас Спасителем мiра, Иисусом Христом.
Первым читается «предначинательный» 102 псалом, который обычно поётся первым на Литургии. В этом псалме звучит благодарственный гимн Богу и раскрывается суть взаимоотношений Бога и человека: от Бога исходит милость, долготерпение, освобождение от грехов и болезней, справедливость; человек же приносит Ему свой благоговейный страх, свою верность Завету и заповедям.
Благослови2, душE моS, гDа, и3 вс‰ внyтрєннzz мо‰ и4мz с™0е є3гw2. Благослови2, душE моS, гDа, и3 не забывaй всёхъ воздаsній є3гw2. Њчищaющаго вс‰ беззакHніz тво‰, и3сцэлsющаго вс‰ недyги тво‰. И#збавлsющаго t и3стлёніz жив0тъ тв0й, вэнчaющаго тS ми1лостію и3 щедр0тами. И#сполнsющаго во благи1хъ желaніе твоE, њбнови1тсz ћкw џрлz ю4ность твоS. Творsй ми1лwстыни гDь, и3 судьбY всBмъ њби6димымъ. СказA пути6 сво‰ мwmсeови, сыновHмъ ї}лєвымъ хотBніz сво‰. Щeдръ и3 ми1лостивъ гDь, долготерпэли1въ и3 многоми1лостивъ. Не до концA прогнёваетсz, нижE въ вёкъ враждyетъ. Не по беззак0ніємъ нaшымъ сотвори1лъ є4сть нaмъ, нижE по грэхHмъ нaшымъ воздaлъ є4сть нaмъ. Ћкw по высотЁ нбcнэй t земли2, ўтверди1лъ є4сть гDь ми1лость свою2 на боsщихсz є3гw2. Е#ли1кw tстоsтъ вост0цы t з†падъ: ўдaлилъ є4сть t нaсъ беззакHніz н†ша. Ћкоже щeдритъ nтeцъ сhны, ўщeдри гDь боsщихсz є3гw2. Ћкw т0й познA создaніе нaше, помzнY, ћкw пeрсть є3смы2. Человёкъ ћкw травA днjе є3гw2, ћкw цвётъ сeльный, тaкw њцвэтeтъ. Ћкw дyхъ пр0йде въ нeмъ, и3 не бyдетъ, и3 не познaетъ ктомY мёста своегw2. Ми1лость же гDнz t вёка и3 до вёка на боsщихсz є3гw2. И# прaвда є3гw2 на сынёхъ сынHвъ хранsщихъ завётъ є3гw2, и3 п0мнzщихъ зaпwвэди є3гw2 твори1ти |. ГDь на нб7си2 ўгот0ва пrт0лъ св0й, и3 цrтво є3гw2 всёми њбладaетъ. Благослови1те гDа вси2 ѓгGли є3гw2, си1льніи крёпостію, творsщіи сл0во є3гw2, ўслhшати глaсъ словeсъ є3гw2. Благослови1те гDа вс‰ си6лы є3гw2, слуги6 є3гw2, творsщіи в0лю є3гw2. Благослови1те гDа вс‰ дэлA є3гw2: на всsкомъ мёстэ вLчества є3гw2, бlгослови2, душE моS, гDа.
| Благослови, душа моя, Господа! Благослови, моё сердце1), имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа, не забывай2) всех благодеяний Его! Прощает Он все грехи твои, исцеляет все недуги твои3), спасает от гибели жизнь твою, милостью и щедротами окружает тебя! Насыщает тебя дарами Своими — и, как орёл, ты вновь молода4)! Правосудье вершит Господь — заступается за всех угнетённых5). Он явил Моисею Свои пути6), сынам Израиля — Свои чудеса. Щедр и милостив Господь, долготерпелив, милосерд*. Не навеки ярость Его, не навсегда гнев Его**. Не по нашим грехам поступает Он — не сполна за них воздаёт. Как высоко простёрто небо над землёй — так велика милость Его к чтущим Его. Как далёк от заката восход — так удалил Он от нас наши грехи. Как любит отец своих сыновей7) — так Господь любит чтущих Его. Он знает, из чего сделаны мы, помнит, что мы — лишь пыль8). Жизнь человека — что жизнь травы9), он отцветает, как цветок полевой: ветер дунет, и нет его, и даже места, где был он, не вспомнить.*** От начала времён до конца времён Господь верен чтущим Его10), добром платит детям и внукам тех, кто соблюдал договор с Ним и законы Его.**** Господь на небе воздвиг Свой престол11), над всем міром царствует Он. Благословите Господа, ангелы Его — сильные, исполняющие слово Его и послушные слову Его. Благословите Господа, все воинства Его — слуги, исполнители приказов Его! Благословите Господа, все творенья Его — повсюду, где держава Его! Благослови, душа моя, Господа!
| 1)Букв. «то, что внутри меня». Псалмопевец описательно говорит о своей личности, словами душа и сердце он даёт понять, что весь человек как одно целое благословляет Бога (такой же способ выражения в заповеди: «Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» (Втор. 5:5).
2)Это предупреждение неоднократно повторяется в Законе Моисеевом («Смотри, чтобы не надмилось сердце твоё и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» — Втор. 8:14; 4:9,23; 6:12; 8:11).
3)Болезнь есть следствие греха, поэтому за прощением греха следует исцеление от болезни.
4)Похожий образ см.: Ис. 40:31.
5)Правосудие и заступничество (милость) — непременные свойства Божии в Библии (Исх. 34:6-7; 2Цар. 22:26; Неем. 9:17; Пс. 24:10; 57:2; 88:2; 91:3; 100:1).
6)Заповеди, данные Моисею Богом на Синае (Исх. 20).
7)В Библии Бог постоянно называется Отцом Своего народа, а народ — сыновьями Бога. (Исх. 4:22-23; Втор. 14:1; 32:6; Ис. 1:2; 45:11).
8)Напоминание о том, что человек создан из пыли земной. Быт. 2:7.
9)Сравнение с травой подчёркивает краткость человеческой жизни.
10)с этим стихом перекликаются слова Богоматери в Евангелии от Луки (Лк 1:50).
11) ср.Ис. 66:1.
*Ср. Пс. 85:15;144:8; Исх. 34:6; Неем. 9:17; Иоил. 2:13;. Иона 4:2.
**Ср. Ис. 57:16. 102:15,16.
***Ср. Пс. 89:6; Ис. 40:6-8. 102:17,18.
****Ср. Исх. 20:6; Втор. 5:10.
| Слaва nц7Y, и3 сн7у, и3 с™0му д¦у.
| Читается 145 псалом, который полностью посвящён восхвалению Господа за разные Его благодеяния роду человеческому, а также предостерегает от надежды на смертных людей больше, чем на Творца.
| Хвали2, душE моS, гDа, восхвалю2 гDа въ животЁ моeмъ. Пою2 бGу моемY, д0ндеже є4смь. Не надёйтесz на кнsзи, на сhны человёчєскіz, въ ни1хже нёсть спасeніz. И#зhдетъ дyхъ є3гw2, и3 возврати1тсz въ зeмлю свою2, въ т0й дeнь поги1бнутъ вс‰ помышлє1ніz є3гw2. Блажeнъ, є3мyже бGъ їaкwвль пом0щникъ є3гw2, ўповaніе є3гw2 на гDа бGа своего2, сотв0ршаго нб7о и3 зeмлю, м0ре и3 вс‰, ±же въ ни1хъ, хранsщаго и4стину въ вёкъ, Творsщаго сyдъ њби6димымъ, даю1щаго пи1щу ѓлчущымъ. ГDь рэши1тъ њков†нныz, гDь ўмудрsетъ слэпцы2, гDь возв0дитъ низвeржєнныz, гDь лю1битъ првdники, гDь храни1тъ пришeльцы, си1ра и3 вдовY пріи1метъ, и3 пyть грёшныхъ погуби1тъ. ВоцRи1тсz гDь во вёкъ, бGъ тв0й, сіHне, въ р0дъ и3 р0дъ.
| Хвали, душа моя, Господа. Я буду петь хвалу Господу, пока я жив; пока существую, буду петь Богу моему. Не надейтесь на богатых и сильных, на человека — не принесёт он спасенья. Дух покинет его, и вернётся он в землю свою, и в тот день разрушатся все его замыслы. Блажен, кому помогает Бог Иакова, кто уповает на Господа, Бога своего, сотворившего небо и землю, и море, и всё, что их наполняет; хранящего верность вовек; творящего правосудие обиженным; подающего хлеб голодным. Господь освобождает узников, Господь даёт зрение слепым, Господь поднимает согбенных до земли, Господь любит праведников. Господь хранит пришельцев из чужих краёв*, вдове и сироте помогает, а нечестивых заставляет блуждать. Царствовать будет Господь во веки, Бог твой, Сион, — из поколения в поколение.
| *Бережное отношение к переселенцам было требованием Моисеева Закона (Исх.23:9).
| Этими псалмами молящиеся готовятся к слышанию возвышенного церковного учения о Воплощении Бога Слова, которое изложено в тропаре «Единородный Сыне и Слове Божий».
| И# нhнэ, и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ, ґми1нь.
| Е#динор0дный сн7е, и3 сл0ве б9ій, безсмeртенъ сhй, и3 и3зв0ливый спасeніz нaшегw рaди воплоти1тисz t с™hz бцdы и3 приснодв7ы марjи, непрел0жнw вочlвёчивыйсz, распнhйсz же, хrтE б9е, смeртію смeрть попрaвый, є3ди1нъ сhй с™hz трbцы, спрославлsемый nц7Y, и3 с™0му д¦у, спаси2 нaсъ.
| Единородный Сын и Слово Божие! Безсмертный и благоволивший спасения нашего ради воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, неизменно вочеловечившийся и распятый, Христе Боже, смертью смерть поправший, Один из Святой Троицы, прославляемый со Отцом и Святым Духом, спаси нас!
|
Во цrтвіи твоeмъ помzни2 нaсъ гDи.
| Во Царствии Твоём помяни нас, Господи*.
| *Эти слова перекликаются со словами разбойника, который был распят по правую руку от Спасителя. (Лк 23:39-43). По преданию, разбойника звали Рах, он уже встречал Иисуса, когда с товарищами напал на Святое Семейство, убегающее в Египет, с целью ограбить. Красота Богомладенца так поразила его, что он помешал товарищам обобрать беглецов. Кроме того, считается, что нижняя косая перекладина Креста Христова тоже свидетельствует об исполнении слов Господа: распятый справа разбойник отправился «вверх», в Рай, распятый слева (ругающий Христа) — «вниз», в ад. Так и расположились концы перекладины Креста после смерти Спасителя. Так они и изображаются до наших дней.
| Бlжeни ни1щіи д¦омъ, ћкw тёхъ є4сть цrтво нбcное.
| Как счастливы те, что бедны ради Господа! Царство Небес — для них.
| Бlжeни плaчущіи ћкw тjи ўтёшатсz.
| Как счастливы те, что скорбят! Бог их утешит.
| Бlжeни кр0тцыи, ћкw тjи наслёдzтъ зeмлю.
| Как счастливы кроткие: Бог им отдаст во владение землю.
| Бlжeни ѓлчущіи и3 жaждущіи прaвды, ћкw тjи насhтzтсz.
| Как счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней! Жажду их Бог утолит.
| Бlжeни млcтивіи, ћкw тjи поми1ловани бyдутъ.
| Как счастливы милосердные! И к ним будет Бог милосерд.
| Бlжeни чи1стіи сeрдцемъ, ћкw тjи бGа ќзрzтъ.
| Как счастливы те, у кого чистое сердце! Они Бога увидят.
| Бlжeни миротв0рцы, ћкw тjи сhнове б9іи нарекyтсz.
| Как счастливы те, что добиваются мира! Бог назовет их Своими сынами.
| Бlжeни и3згнaни прaвды рaди, ћкw тёхъ є4сть цrтво нбcное.
| Как счастливы те, кого гонят за исполнение воли Господней! Царство Небес — для них.
| Бlжeни є3стE, є3гдA пон0сzтъ вaмъ, и3 и3жденyтъ, и3 рекyтъ всsкъ ѕ0лъ глаг0лъ, на вы2 лжyще менE рaди.
| Будьте же счастливы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас, обливая вас грязью из-за Меня!
| Рaдуйтесz и3 весели1тесz, ћкw мздA вaша мн0га на нб7сёхъ.
| Радуйтесь и ликуйте! Велика ваша награда на небесах.
| Слaва, и3 нhнэ:
| Помzни2 нaсъ, гDи, є3гдA пріи1деши во цrтвіи твоeмъ.
| Помяни нас, Господи, когда придёшь во Царствии Твоём*.**
| *Смотрите примечание к первому стиху «Блаженных».
| Помzни2 нaсъ, вLко, є3гдA пріи1деши во цrтвіи твоeмъ.
| Помяни нас, Владыка, когда придёшь во Царствии Твоём.**
| Помzни2 нaсъ, с™hй, є3гдA пріи1деши во цrтвіи твоeмъ.
| Помяни нас, Святой, когда придёшь во Царствии Твоём.**
| **Тройное разное обращение похоже на Трисвятое, когда такое обращение адресовано как к отдельным лицам Пресвятой Троицы, так и к Самой Троице, как Единому Богу с исповеданием разных Его свойств.
| Ли1къ нбcный поeтъ тS, и3 гlг0летъ: с™ъ, с™ъ, с™ъ гDь саваHfъ, и3сп0лнь нб7о и3 землS слaвы твоеS.
| Хор небесный воспевает Тебя и взывает: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей!»
| Приступи1те къ немY, и3 просвэти1тесz, и3 лицA в†ша не постыдsтсz.
| Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся.
| Ли1къ нбcный поeтъ тS, и3 гlг0летъ: с™ъ, с™ъ, с™ъ гDь саваHfъ, и3сп0лнь нб7о и3 землS слaвы твоеS.
| Хор небесный воспевает Тебя и взывает: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей!»
| Слaва:
| Ли1къ с™hхъ ѓгGлъ и3 ґрхaгGлъ, со всёми нбcными си1лами, поeтъ тS, и3 глаг0летъ: с™ъ, с™ъ, с™ъ гDь саваHfъ, и3сп0лнь нб7о и3 землS слaвы твоеS.
| Хор святых Ангелов и Архангелов со всеми небесными Силами воспевает Тебя и взывает: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей!»
| И# нhнэ:
| Њслaби, њстaви, прости2, б9е, прегрэшє1ніz н†ша, вHльнаz и3 невHльнаz, ±же въ сл0вэ и3 въ дёлэ, ±же въ вёдэніи и3 не въ вёдэніи, ±же во дни2 и3 въ нощи2, ±же во ўмЁ и3 въ помышлeніи, вс‰ нaмъ прости2, ћкw бlгъ и3 чlвэколю1бецъ.
| Ослабь, оставь, прости, Боже, прегрешения наши, вольные и невольные, в слове и в деле, в сознании и не в сознании, днём и ночью, в уме и в мыслях, всё нам прости, так как Ты Благ и Человеколюбив.
| Џ§е нaшъ, и4же є3си2 на нб7сёхъ, да свzти1тсz и4мz твоE, да пріи1детъ цrтвіе твоE: да бyдетъ в0лz твоS, ћкw на нб7си2 и3 на земли2. хлёбъ нaшъ насyщный дaждь нaмъ днeсь, и3 њстaви нaмъ д0лги нaшz, ћкоже и3 мы2 њставлsемъ должникHмъ нaшымъ: и3 не введи2 нaсъ во и3скушeніе, но и3збaви нaсъ t лукaвагw.
| Отец наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
| Сщ7eнникъ: Ћкw твоE є4сть цrтво, и3 си1ла, и3 слaва, nц7A, и3 сн7а, и3 с™aгw д¦а, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
| Священник: Ибо Твои – Царство и сила и слава, Отца и сына и Святого Духа, сейчас, и всегда, и в вечности.
| Дв7а днeсь превёчное сл0во въ вертeпэ грzдeтъ роди1ти неизречeннw: ликyй, вселeннаz, ўслhшавши, прослaви со ѓгGлы и3 пaстырьми хотsщаго kви1тисz nтрочA млaдо, превёчнаго бGа.
| Ныне Дева идёт неизречённо родить в пещере предвечное Слово: ликуй, Вселенная, услышав об этом, с ангелами и пастухами прославь предвечнаго Бога, Который явится как Младенец.
| ГDи, поми1луй, м7.
| Господи, помилуй! (40 раз)
| Всес™az трbце, є3диносyщнаz держaво, нераздёльное цaрство, всёхъ благи1хъ винA: благоволи1 же и3 њ мнЁ грёшнэмъ. Ўтверди2, вразуми2 сeрдце моE, и3 всю2 мою2 tими2 сквeрну. Просвэти2 мою2 мhсль, да вhну слaвлю, пою2, и3 покланsюсz, и3 глаг0лю: є3ди1нъ свsтъ, є3ди1нъ гDь, ї}съ хrт0съ, во слaву бGа nц7A, ґми1нь.
| Всесвятая Троица, единосущная Власть, нераздельное Царство, Причина всякого блага, благоволи и о мне грешном: утверди, вразуми сердце моё, и очисти всю мою скверну. Просвети мою мысль, да славлю, пою и поклоняюсь, и говорю: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос в славу Бога Отца. Да будет так.
| Священник, выйдя на солею (пространство перед иконостасом) возглашает: Премудрость! Хор поёт песнь свт.Косьмы Маюмского «Достойно есть», перекликаясь со священником. Поле этого священник произносит Отпуст. Заканчивается служба Царских Часов.
ВЕЧЕРНЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|