Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Охарактеризуйте виды рынков.




Раскройте понятие рынка, перечислите его элементы и функции.

Охарактеризуйте виды рынков.

Главным условием возникновения рынка является общественное разделение труда, которое вызывает необходимость обмена результатами деятельности между различными товаропроизводителями. Появление специализации приводит к более широкому развитию рыночных отношений.

Конкретными причинами возникновения рынка являются:

  1. Естественная ограниченность производственных возможностей человека, который в состоянии производить только небольшое количество необходимых ему благ;
  2. Экономическая обособленность производителей в основе которой лежит частная собственность на средства производства позволяющая решать какую продукцию и как производить, кому и как продавать;
  3. Свобода экономического субъекта обеспечивать свои интересы и конкурировать с другими производителями.

Рынок можно рассматривать в двух аспектах:

  1. как экономическая категория

Рынок – это система экономических отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, которые принимают форму товара;

  1. как вид хозяйственной деятельности

Рынок – это сфера, в которой осуществляется процесс товарного обращения.

Различают объекты и субъекты рынка.

Субъекты рынка -- это участники рыночных сделок, т.е. физические и юридические лица между которыми возникаю отношения купли-продажи. Все они подразделяются на три группы:

-- домашние хозяйства – это собственники и поставщики факторов производства;

--- предприниматели или бизнес – это деловые предприятия, организованные с целью получения прибыли;

-- правительство – это бюджетные организации, которые находятся в собственности государства или которые осуществляют регулирование экономики.

Объекты рынка – это все то по поводу чего возникают отношения купли-продажи.

Рынок выполняет ряд функций:

1. Регулирующая – состоит в том, что на рынке регулируются спрос и предложение, которые влияют на цену товара;

2. Стимулирующая – рынок вынуждает товаропроизводителей внедрять в производство достижения НТП для удешевления продукции, повышения её качества и расширения ассортимента;

3. Информационная – рынок дает информацию хозяйствующим субъектам о количестве, качестве и ассортименте продукции;

4. Посредническая – в нормально работающей рыночной экономике потребитель имеет возможность выбрать наиболее оптимального продавца, а продавец может выбратьнаиболее подходящего покупателя;

5. Санирующая (оздоровительная) – рынок очищает общественное производство от экономически слабых хозяйственных единиц и поощряет развитиенаиболее эффективных и предприимчивых;

6. Социальная – рынок дифференцирует товаропроизводителей, т.е. расслаивает их, разоряя одних и обогащая других.

Структура рынка весьма разнообразна и зависит от конкретных признаков или критериев:

1. По объектам обмена:

А) рынок товаров; Б) рынок услуг;

В) рынок труда: Г) рынок капиталов;

Д) рынок ценных бумаг; Е) валютный рынок;

Ж) рынок информации и научно-технических разработок;

2. По территориальному признаку:

А) местный или локальный рынок;

Б) региональный рынок;

В) национальный рынок;

Г) всемирный или мировой рынок;

3. По механизму функционирования:

А) свободный рынок – регулируется на основе свободной конкуренции;

Б) монополизированный – производство и обращение товаров на нем определяет группа монополий, между которыми ведется монополистическая конкуренция;

В) регулируемый – регулируется государством при помощи различных экономических рычагов;

4. По степени насыщенности:

А) равновесный рынок – спрос и предложение примерно совпадают;

Б) дефицитный рынок – спрос больше предложения;

В) избыточный рынок – спрос меньше предложения;

5. По правовому статусу:

А) легальный или официальный рынок;

Б) нелегальный или теневой.

Основными элементами рынка являются:

1. Спрос – потребность, подкрепленная соответствующими денежными средствами:

2. Предложение – количество товара, которое представлено на рынке или может быть доставлено туда за определенный период времени;

3. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и сбыта продукции;

4. Цена – денежное выражение стоимости товара;

5. Инфраструктура – система учреждений и организаций, которые обеспечивают движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

6. Конъюнктура – соотношение спроса и предложения в определенный момент времени;

7. Емкость рынка –максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне цен и денежных доходов населения.

Сформулируйте сущность, функции и стадии планирования. пррос

Планирование - особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных подразделений на определенный период времени в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

Назначение планирования состоит в стремлении max-но учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия.

Функции планирования:

1. Ориентир для руководителя на будущее

2. Координация действий руководства, согласование целей и задач предприятия в целом и его структурных подразделений

3. Оптимизация показателей хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой.

4. Оптимальная оценка потенциала предприятия

5. Выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия

6. Делает предприятие более подготовленным к изменениям экономической ситуации

7. Взаимосвязь между должностными лицами и степенью их ответственности

8. Позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики деятельности предприятия.

Планирование - это процесс разработки плана программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта.

В настоящее время торговая организация осуществляют планирование в условиях неопределенности, неустойчивых темпов развития, низкой покупательной способности населения и т.д.

Это требует тщательной предварительной обработки будущих действий, что составляет основу прогнозирования - важнейшего элемента планирования.

Прогнозирование отличается от планирования тем, что оно носит многовариантный характер, а главным в планировании является принятие конкретного решения плановой задачи.

Стадии процесса планирования:

---формулирование проблемы

---определение целей и постановка задач

---планирование средств достижения целей с учетом ресурсного обеспечения

---проектирование, внедрение и контроль

---анализ итогов работы в целях повышения её эффективности и корректировки планов на будущий период.

Указанные стадии находятся в непосредственной взаимозависимости между собой. Последовательность данных стадий не регламентирована.

Процесс планирования может производится в 2-х направлениях:

1. Прямой - рассматриваются текущие факторы и предложения, а затем переходят к определенным целям.

2. Обратный - начинается с желаемых целей, затем исследуются факторы и ресурсы

Основным элементом системы планирования являются принципы планирования:

1. гибкость или адаптивность - реакция на изменение условий, которое проявляется в способности планов менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному снижению эффективности деятельности предприятия.

2. непрерывность - предполагает внесение изменений в процесс составления и реализации планов, а также продление планов для достижения намеченных целей.

3. оптимальность и экономичность

оптимальность - это выбор из альтернативных вариантов развития того, который обеспечит max эффективность функционирования экономического объекта

экономичность- это достижение поставленных целей наиболее рациональным способом.

4. комплексность - это взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов системы планирования.

5. вариантность - это рассмотрение всех возможных альтернатив

6. целенаправленность - это разработка планов для достижения конечного числа намеченных целей.

7. научность - это научное обоснование принятого варианта плана

8. координация - означает, что необходимо планировать как деятельность предприятия в целом, там и его структурных подразделений, т.е. должна быть ориентация на комплексное решение проблем.

9. интеграция - предполагает увязку плановых решений по вертикали, т.е. между отдельными уровнями управления.

В процессе разработки планов торговые предприятия используют различные методы планирования( совокупность конкретных способов и приемов составления планов ):

1. технико-экономических расчетов (нормативный) - основан на использовании в процессе планирования различных норм, нормативов, тарифных ставок (нормы амортизации, нормативы товарных запасов)

2. расчетно-аналитический (экономико-аналитический) предполагает:

---анализ отчетных данных за предшествующие периоды

---оценку достигнутого уровня развития, принимаемого за исходную базу

---экспертную оценку изменения показателей и проведение на их основе расчета плановых показателей

3. экономико-математический -суть состоит в том, чтобы представить экономическую задачу в математической форме, т.е. в виде формул, уравнений.

4. балансовый -предполагает увязку взаимосвязанных показателей (балансы доходов и расходов населения, балансы товарных ресурсов)

5. оптимизация плановых решений - предполагает многовариантные расчеты плана и выбор из многих вариантов оптимального плана по определённым критериям (max прибыли, min издержек обращения)

6. программно-целевой - в его основе лежит определение конечных целей развития, средств их достижения путем составления программ и подпрограмм.

3. Раскройте понятие торговой организации и дайте характеристику её хозяйственно-правовым формам.

Торговая организация (ТО) – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который осуществляет закупку, хранение и реализацию товаров с целью удовлетворения потребностей рынка и покупателей.

ТО могут рассматриваться как формы коммерческого предпринимательства. Но деятельность ТО имеет ряд характерных особенностей:

1. ассортимент товаров в значительной мере зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионально-возрастного состава, покупательской способности, условий труда, быта, национальности.

2. организации организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны - в процессе реализации товаров и каждое предприятие имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить.

3. организации max приближены к потребителям и по размерам сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации.

4. спрос на товары и услуги ТО с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по времени года, дням недели и даже часам суток.

5. наряду с реализацией товаров организации оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей.

ТО стремится к получению дохода, к обеспечению потребителей товарами и услугами, персонала ЗП, условиями труда и возможностью профессионального роста.

Принципы деятельности организации:

1. экономическая свобода

2. самоокупаемость и самофинансирование

3. использование хозяйственных договоров как правовой основы экономических отношений

4. ответственность за соблюдение договорных и иных обязательств

5. материальное стимулирование труда работников

Хозяйственно- правовая форма - комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и др. субъектами хозяйствования и органами власти.

Этими нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельности предприятия. ХПФ позволяет человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно-признанным участником торгово-хозяйственной деятельности.

1. Хозяйственные товарищества - организационно оформленное добровольное сотрудничество юридических или физических лиц в какой-либо сфере деятельности.

В зависимости от принятой в Уставе степени имущественной ответственности, различают 2 вида хозяйственных товариществ:

А) полное - товарищество, все участники которого занимаются уставной деятельностью в рамках одного предприятия и несут неограниченную ответственность по долгам перед кредиторами или иными третьими лицами.

Б) коммандитное - одни участники выступают как полные товарищи, а другие-- в кач-ве вкладчиков (коммандитов), которые несут риск убытка хозяйственного товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности от имени хозяйственного товарищества.

2. Хозяйственные общества - объединения капиталов, не требующие обязательного личного участия в деятельности общества. Хозяйственное общество отвечает по своим обязательствам как самостоятельный субъект, а участники несут риск потерь в размере принадлежащей им доли (пая). При этом государственные органы и органы местного управления не могут быть участниками хозяйственного общества.

Виды хозяйственных обществ:

А) ООО – общество с ограниченной ответственностью - форма совместной деятельности, которая предполагает наличие уставного фонда, разделенного на доли, размер которых определяется учредительными документами.

Уставный фонд (УФ) - сумма средств, необходимая для начала деятельности предприятия и создаваемая за счет взносов партнеров-учредителей, включая основные и оборотные средства.

Б) ОДОобщество с дополнительной ответственностью -общество, УФ которого разделен на доли, определенные учредительными документами, а в Уставе определен размер имущественной ответственности участников при недостаточности имущества для обеспечения ответственности предприятия (величина дополнительной ответственности).

В) АОакционерное общество -общество, УФ которого разделен на определенное число акций, как правило, равной номинальной стоимости, и которое несет ответственность по обязательствам только своим имуществом.

В зависимости от способа распространения акций различают ОАО и ЗАО

3. Производственный кооператив - коммерческая организация, основанная на имущественно-паевых взносах участников, их личном трудовом участии в деятельности кооператива. Участники ПК несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных или иных долях, установленных Уставом в пределах наименьшей величины, полученной ими в кооперативе государственного дохода.

Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность перед кредитором совместно с должником.

Паевый взнос- доля каждого члена кооператива в формировании объявленного УФ.

Устав - документ, определяющий правовое положение юридического лица, утверждённый участниками, собственником или уполномоченным им органом.

4. Унитарное предприятие (коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество). Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между участниками предприятия.

УП может создаваться в форме республиканского УП (РУП), казенного предприятия, коммунального (КУП) и частного (ЧУП).

Имущество РУП находится в собственности РБ и принадлежит предприятию на основе хозяйственного ведения и оперативного управления. Если УП основано на правах хозяйственного ведения, то государство не отвечает по обязательствам предприятия (кроме случаев вины государства). Если РУП создано на правах оперативного управления, то такое предприятие называется казенным и по его обязательствам государство несет субсидиарную ответственность.

Собственниками КУП и ЧУП соответственно являются административно-территориальные единицы и юридические или физические лица. КУП и ЧУП созданы на правах хозяйственного ведения.

1. Совместные предприятия (СП)— это организации с иностранными инвестициями. Они являются формой сотрудничества с иностранными партнерами. Для СП характерно создание общей производственно-хозяйственной базы и общей продукции. Оно так же характеризуется совместным управлением. СП могут создаваться в форме АО, ООО и др. А также путем приобретения иностранными инвесторами всего предприятия или его части.

Кроме того, предприятия и организации могут объединяться с целью ведения совместной деятельности и достижения общих целей. Различают такие виды объединений, как: ассоциация, союз, концерн, консорциум,

холдинг.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных