ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КОНФЛИКТОВ И ПРОТИВОРЕЧИЙ 10 страницаБ.Х.: Этого уже достаточно. Я только хотел обратить внимание на то, что некоторые считают, что они могут избавиться от нежелательных фактов, просто отрицая их. Ума: Мне приятно видеть бывшую невесту отца, и то, что она получила подобающее место. Б.Х.: Вам, вероятно, известна библейская история о Якове. Целую ночь он боролся с ангелом на берегу реки. Улла: Это был архангел Гавриил? Б.Х.: Нет, не думаю, что это был Гавриил. Имя этого существа не указывается. Точнее сказать, ангел здесь — только образ Бога. Ангел сказал Якову: «Отпусти меня!» А Яков ответил: «Я не отпущу тебя до тех пор, пока ты меня не благословишь». Только тогда они смогли разойтись. Понимаешь? Перенятый траур ослабляет Ума: В моей жизни сейчас переломный период, и вот уже некоторое время меня преследует грусть. После «пробуждения», о котором я уже говорила, у меня было намного больше энергии, и я пришла сюда полной сил. Но при расстановке семьи Утэ, в которой я играла роль ее матери, мне стало очень грустно - ведь ее история действительно очень грустная, - и я сразу же начала использовать это для работы над собственной грустью. Но при этом вся моя новая энергия исчезла, а сейчас я снова чувствую ее. Б.Х.: Это как в случае с чужой виной. Обоснованная собственная грусть делает человека сильным. Она всегда полна энергии. Чужая же грусть ни к чему не ведет. Например, когда кто-то один плачет, а другие плачут вместе с ним, они становятся слабыми. Только тот, кто плачет, потому что у него есть веская личная причина для этого, приобретает силу. Проблему можно решить, если не зацикливаться на ней Франк: Когда я шрал роль отца в расстановке семьи Утэ, у меня закружилась голова, стало очень неприятно. Такое чувство мне знакомо. Б.Х.: Оставь это чувство тому, кого ты замещал в этой расстановке. Это очень важно. Одним из принципов семейно-системной терапии является то, что при расстановке семьи участники группы, играющие роли членов семьи, не должны принимать на себя чувства ее членов. Даже если есть какая-то аналогия, необходимость защищать собственную душу от негативных влияний не позволяет участникам группы, играющим роли членов семьи, поддерживать эту связь. Мы должны работать с чувством грусти, только когда оно возникает само по себе и никогда не заниматься чувствами, приходящими к нам извне. Ты должен сохранить полную внутреннюю нейтральность, иначе будут открыты все двери собственным фантазиям и иллюзиям. Это важное предостережение. Франк: Ты хочешь сказать, что я не должен присваивать себе чужие чувства, которые находятся в резонансе с моими собственными? Б.Х.: Да, верно. Однако весь значимый человеческий опыт находит отзвук во всех людях, и то, что становится очевидным в наших расстановках, всегда значимо с точки зрения человеческой жизни. Присваивая себе эти чувства, ты ведешь себя так, словно у тебя особый талант абсорбирования чужих эмоций. Франк (смеется): Спасибо большое! Б.Х.: Нет, я не приписываю тебе такого таланта. Я привел этот пример только в качестве предостережения. Мы не должны позволять чужим эмоциям возникнуть в нас; нам необходимо отграничиться от них. Франк: В связи с этим меня беспокоит, что в течение последних лет во время ходьбы у меня часто и совершенно внезапно возникает головокружение, и я должен где-нибудь присесть. Меня это беспокоит, так как причины не могут быть физическими. Мне бы хотелось узнать, почему это так. Б.Х.: Ты просто не должен на этом зацикливаться. Говоря о «незацикливании», мне пришло на ум следующее выражение. Оно очень действенное, потому что проникает в самую душу и, возможно, поможет тебе: «Не зацикливаться на проблеме — значит продолжать свой путь новым человеком». Ксьда мы перегружены счастьем Франк: Со вчерашнего дня меня волнуют разные чувства, связанные с расстановкой моей родительской семьи. Но я сознательно старался избегать мыслей о них, потому что они слишком тяжелы для меня психологически. Я заметил, что со мной часто случается нечто подобное: когда психологические ситуации слишком тяжелы для меня, я сразу начинаю читать запоем, стараясь найти спасение. Б.Х.: Подобное может произойти и тогда, когда мы переполнены счастьем. Франк (смеется): Это, конечно, тоже возможно. Могу сказать, что когда я нахожусь в большом кругу людей, я все время пытаюсь их пересчитывать. Но сегодня на семинаре я этим не занимаюсь. Б.Х.: А это было бы хорошо — отвлекло бы твои мысли от нахлынувшего на тебя чувства счастья. Я расскажу тебе сейчас одну небольшую историю о Насреддине. Ты когда-нибудь слышал о нем? Он был восточным мудрецом. Однажды ему приснилось, что кто-то отсчитывает ему десять золотых монет прямо в руку. Но когда тот человек остановился на девятой, Насреддин громко закричал: «Я хочу все десять!» Из-за этого он проснулся, но сразу же быстро закрыл глаза и прошептал: «Ладно, хватит и девяти». Еще, что-нибудь, Франк? Развод и вина Франк: Ах, да! Когда я играл роль отца Утэ в ее расстановке, мне пришло в голову, что я точно не знаю, как чувствуют себя мои собственные дети в связи с тем, что мы развелись с их матерью. Мне трудно говорить с ними об этом. Б.Х.: Это совершенно их не касается. Франк: Но все же мне хотелось бы узнать, как они себя чувствуют! Б.Х.: Ты можешь спросить их о том, как они чувствуют себя, но не должен спрашивать, что они чувствуют относительно вашего развода. Развод — всегда дело исключительно родителей. Родителям нельзя оправдываться перед детьми в случае развода. Мне хотелось бы уточнить один важный аспект этой проблемы. В случае развода всегда присутствует чувство вины. Если ты спросишь своих Детей, чувствуют ли они себя хорошо, ожидая, что они ответят положительно, то это значит, что ты пытаешься снять с себя вину с помощью Детей, что не является их делом. Это им не по силам и недопустимо. 9-3099 129 Франк: Это и не входило в мои намерения. Но что-то меня все-таки беспокоит, я только точно не знаю, что. При легкомысленном разводе родителей дети наказывают самих себя Б.Х.: Говоря о разводах, следует обратить внимание еще вот на что. Если один из партнеров легкомысленно покидает другого, рассуждая примерно так: «Я делаю это во имя собственного самовыражения и то, что будет с вами, - ваше дело, это меня не касается», в результате часто бывает, что один из их детей кончает жизнь самоубийством. При легкомысленном уходе одного из партнеров остальные члены семьи переживают это как тяжкое преступление в семейной системе, за которое кто-то из них должен подвергнуться наказанию. Франк: Наказанию за легкомыслие? Б X.: Да, наказанию за легкомыслие. Это нужно принимать во внимание. Ребенок, подвергающийся опасности самоубийства, может быть освобожден от груза ответственности тем, что уходящий из семьи партнер обратится к другому, для того чтобы по-дружески вместе разрешить оставшиеся между ними проблемы. «По-дружески» значит, что каждый партнер принимает на себя ответственность за то, что не получилось, в соответствии со своей виной. Кроме того, дети должны знать о том, что родители действительно приняли на себя ответственность. Только в таких случаях ни от кого не требуется никакого искупления. Инстинктивное уравновешивание посредством искупления Б.Х.: Искупление является одним из видов уравновешивания, более того - слепого уравновешивания. Существует закон природы, согласно которому при перепаде энергий требуется уравновешивание. Этот закон применим и к психике, в которой тоже наблюдается стремление к уравновешиванию. Таким образом, искупление представляет собой попытку что-то уравновесить, но эта попытка исключительно инстинктивна и часто не связана со стремлением управлять. Но существует возможность освободиться из сети инстинктивных сил и перейти к уравновешиванию с помощью принципов высшего порядка. Я называю это порядком любви. На этом уровне происходит уравновешивание, которое делает искупление излишним. Значит, когда родители принимают на себя ответственность за то, что не получилось, и каждый из них полностью принимает последствия разрушения связи, а также ответственность за собственную вину (не только в моральном смысле), тогда дети больше не испытывают необходимости искупления. Вина как средство отрицания реальности Но когда партнеры отказываются от ответственности за свои действия, их вина принимает форму отрицания реальности в том смысле, что человек не допускает факта своей вины и ведет себя так, будто он обладает полнейшей свободой и вовсе не входит в семейную систему. Если человек ведет себя так, будто он свободен, несмотря на то, что связан семейно-системными отношениями, это и есть отрицание реальности. Связь между партнерами по своей природе принадлежит реальности. Франк: То же самое происходило и со мной. Я помню, как с гневом отрицал факт моей несвободы. Б.Х.: У тебя еще есть возможность это исправить: ты должен признать, что связь между тобой и твоей бывшей женой существовала и продолжает существовать, и только при условии признания этой связи ты сможешь начать новую связь, которая, однако, будет иметь уже другое качество. Гертруда: Играет ли какую-то роль возраст детей при разводе родителей? Б.Х.: Конечно. Когда дети уже взрослые и больше не живут с родителями, те являются более свободными, чем когда дети еще маленькие. Дагмар: А кому принадлежит право решать, был ли уход партнера проявлением легкомыслия? Б.Х.: Это решение не принадлежит никому, потому что легкомыслие просто чувствуется; в подобной ситуации все члены семьи знают, был ли уход партнера проявлением легкомыслия. Что касается тебя, ты действительно действовал легкомысленно. Дагмар: Нет. (Тишина в группе.) Б.Х.: Хорошо. Не моя задача это решать. Просто у меня сложилось подобное впечатление. У Гельдерлина есть одно стихотворение, лучше сказать, изречение: Расстаться задумав, уверены были Мы в правоте и мудрости своей. Час расставанья позади. Но почему поступок этот Страшней убийства кажется теперь? Ах! Как себя мы мало знаем, В нас некий Бог царит. Как бы мы ни толковали это стихотворение, оно отражает тот опыт, который я имел в виду. Значение сексуальных отношений при создании системных связей Реальная связь между мужчиной и женщиной возникает посредством сексуальных отношений и оказывает более сильное воздействие, чем кровная связь между детьми и их родителями. Это сильнейшая из всех связей. Разлука детей с родителями не причиняет так много боли и не вызывает такого сильного чувства вины, как расставание с партнером, с которым у нас была связь. Многие вступают в половые отношения как в какой-то кружок, в который можно легко войти и так же легко выйти из него, то есть без каких-либо серьезных обязанностей или ответственности. Но это не так. Тот, кто состоит в связи с кем-либо, действительно связан. Он уже больше не может выйти из этой связи без боли и вины. Интенсивность боли и глубина чувства вины показывает, как сильна эта связь. Область влияния матери Ида: Все, что здесь происходит, меня очень волнует. Когда мы занимались проблемой с моими умершими братьями и сестрами, у меня начался определенный внутренний процесс. Я сейчас в таком состоянии, что могу ответить себе на некоторые вопросы, которые до сих пор приводили меня в замешательство. Моя мать всегда заботилась о нас. Она была тем человеком, который зарабатывал деньги в семье. Мы жили за ее счет. Из-за этого у меня неясная картина, какую роль выполняет мужчина в семье и какую — женщина. Б.Х.: А что с твоим отцом? Ида: Мой отец был просто прикован к своей родительской семье. Еще я могу добавить, что он очень часто сидел в тюрьме. Б.Х.: По какой причине? Ида: Из-за своих политических взглядов, но все-таки это не было настоящей причиной. Б.Х.: А какая же настоящая? Ида: Моя бабушка, то есть его мать, родила ребенка от мужа своей сестры, и этого ребенка убили. Б.Х.: Кто? Ида: Вероятнее всего, его собственная мать. Бабушка родила этого ребенка, а потом одни говорили, что он умер сам, а другие, что его убили. В этом и состоит причина семейно-системного переплетения моего отца. Б.Х.: Он пытается искупить вину, но это не имеет ничего общего с твоим вопросом о разделении ролей мужчины и женщины в семье. Решение твоей проблемы состоит в следующем: ты должна позволить отцу возвратиться в его семью, а тебе самой следует примкнуть к матери. В области ее влияния ты находишься в безопасности. Этого достаточно. Ида: Вчера у меня было ясное представление о моей ситуации, а также о моем стремлении делать карьеру. Обо мне говорят, что я очень честолюбива. Б.Х.: В твоем случае хорошо, что ты берешь пример с матери. Ида: Я тоже так думаю. Ты прав. Это у меня не от отца. Б.Х.: Многие были бы рады иметь такой образец, как у тебя. Ида: Да. Это и было до сих пор моей проблемой. Я думала, что прикована к отцу, но это не так. Я — в области влияния матери. Различные способы «давать» другим и «брать» от других в семье Ида: У меня еще один вопрос. Ты сказал, что дети «берут» от своих родителей. А если я получаю что-то от моей сестры, словно она для меня мать? Брать что-то от родителей для меня естественно. А если я беру что-то и от сестры? Б.Х.: Родители отдают своим детям только то, чем они являются. Они не могут ничего ни добавить, ни отнять от того, что дают детям. Поэтому дети могут принимать своих родителей только такими, какие они есть, и тоже не могут ни добавить, ни отнять ничего из того, что получают от родителей — таких, какие они есть. Этот факт представляет собой процесс совершенно другого качества, чем когда мы просто делаем кому-либо подарок. Иначе говоря, мы должны принимать наших родителей такими, какие они есть. Если мы согласны с этим принципом, то наши родители как будто являются составляющей частью нас самих. И только безоговорочно принимая этот факт, мы внутренне становимся цельными индивидуумами. Родители, кроме жизни, в течение многих лет дают детям заботу, и дети берут ее. Все это создает такую разницу между тем, что родители отдают, и тем, что дети берут от них, что дети никогда не смогут ее уравновесить и возместить. Под действием этой разницы дети позже отделяются от родителей, не выдерживая такого давления. А равновесия они достигают тем, что в дальнейшем передают то, что получили от родителей, собственным детям или каким-то другим лицам. И все-таки у родителей есть то, что принадлежит только им и никак не касается их детей. Например, какая-то личная вина или личное се-мейно-системное переплетение, как в случае с твоим отцом, или же личная заслуга. Этого ребенок не должен и не может брать от родителей просто потому, что не имеет на это никакого права. Иными словами, ребенок не должен принимать на себя ни вину родителей или ее последствия, ни их заслуги. В случае заслуг родителей ребенок, естественно, имеет определенные преимущества, но только тогда, когда это передается ему как дар от родителей, точно так же, как и жизнь. Ребенок, не умеющий рисовать, не может сказать: «Я великий художник!» — только потому, что его отец был известным мастером. В таких случаях ребенок должен от этого отграничиться. Такое отграничение — одно из проявлений уважения к родителям. С другой стороны, когда ребенок использует то, что получил от родителей, для создания чего-то нового, то это его личная заслуга. Если же он сам в чем-то виноват, то это только его собственная вина. Кроме того, между родителями и детьми существует нечто общее просто потому, что семья функционирует подобно предприятию, в котором каждый сотрудник играет определенную роль и имеет определенные обязанности. Поэтому и дети в семье тоже должны «отдавать» в соответствии с возникающими ситуациями, то есть родители имеют право потребовать от детей вносить свой вклад в пользу семьи. В этом смысле твоя сестра приняла на себя миссию заботиться о тебе, когда мать отсутствовала, а у тебя было право и обязанность «брать» от нее. Наоборот, когда родители требуют от детей чего-то, что превосходит их обязанности (например, утешения), тогда дети становятся как будто родителями собственных родителей, а родители — детьми собственных детей. Это искажает отношения между родителями и детьми. Дети не могут защищаться от подобного поведения родителей. Они оказываются втянутыми в определенное переплетение и вынуждены совершить то, на что у них нет права с семейно-системной точки зрения. Позже они начинают наказывать самих себя за это, например, не позволяя себе быть счастливыми в личной жизни или успешными в карьере. Иногда самонаказание может обернуться даже гибелью. Только когда ребенок становится взрослым и понимает, что в его жизни что-то не в порядке, он может попробовать избавиться от такого переплетения, например, с помощью психотерапии. Тебе это ясно? Ида: Да. Любовь к проблемам Вильгельм: Меня зовут Вильгельм, я муж Иды. У нас один ребенок — маленькая дочь. По профессии я инженер. У нас собственное предприятие по производству измерительных приборов для компьютерной техники. Сейчас я работаю по 12-14 часов в день. Мне это очень не нравится, но я осознаю, что ситуация требует. Я не могу все так просто оставить, хотя и сам себе начальник. Б.Х.: Все это не так просто. Существует внутренняя ориентация на правильное, и ты не можешь отступить от этого принципа, не навредив себе, если то, что ты оставил, было единственно правильным. Когда мы отвечаем за какую-то фирму, даже если она наша собственная, мы не свободны. Вильгельм: Но когда я открыл собственное дело, то надеялся быть свободным в решениях, касающихся работы фирмы. Б.Х.: Это было ошибкой с твоей стороны. Предприниматель, имеющий собственное дело, не до конца свободен. У тебя обязательства перед своей фирмой, семьей и перед самим собой. Проблема состоит в том, что необходимо найти равновесие между этими важными областями... Вильгельм: Я уже довольно давно так занят, что думаю, мне следует разделить мои задачи на небольшие «порции»... Б.Х.: Ты прервал меня в тот момент, когда я собрался сообщить тебе решение твоей проблемы, и снова стал анализировать свои возможности. Я вижу, что ты счастлив со своими проблемами, и не отваживаюсь нарушить это счастье. Принять на себя роль жертвы Вильгельм: Я думаю, что просто перевозбужден. (Он всхлипывает и, кажется, вот-вот заплачет.) Б.Х.: Посмотри-ка на меня и попытайся улыбнуться! (Группе): Мысленно он здесь отсутствует. Вам заметили? Когда человек не в состоянии посмотреть на меня, значит, он в этот момент чувствует то, что не имеет ничего общего с настоящим. Вильгельм: Ты прав. Б.Х.: Я знаю. Если бы ты только взглянул на меня, у тебя сразу же возникло бы другое чувство. (Группе): Он не смотрит на меня. Видите? И даже когда смотрит, он меня не видит. Если бы он посмотрел на меня, то не смог бы больше сохранять владеющего им чувства. Вильгельм: Теперь я тебя вижу. Б.Х.: Нет, еще нет. Вильгельм: Неправда! (Он делает движение рукой, как бы стараясь отвести какой-то туман от лица.) Б.Х. (группе): Он все еще меня не видит. Вам заметно, что он меня не видит? Он все еще находится в своей внутренней картине. Б.Х. (Вильгельму): Ида, например, стоит рядом с тобой и может меня видеть. Это заметно. Но ты меня не видишь. Вильгельм: Я пришел сюда сегодня в хорошем настроении. Но то, что произошло сегодня утром... Я имею в виду историю с Хартмутом... Вчера меня все это еще не так волновало, но когда сегодня я услышал слово «жертва», оно меня задело. (Продолжительная тишина.) Б.Х.: Ты считаешь себя жертвой? Вильгельм: Да. Б.Х.: Во имя чего или кого? Вильгельм: Думаю, я создал такую технику, при которой так комбинирую жизненные ситуации, что всегда в конце остаюсь жертвой. Б.Х.: Жертва служит искуплению. Вопрос в том, искупаешь ли ты собственную вину или вину какого-то другого члена твоей системы. Чув- ствуешь ли ты себя в чем-то виноватым? Кто-то погиб по твоей вине? В автокатастрофе, например? Вильгельм: Нет. Но мой отец был внебрачным ребенком, а о моем дедушке в семье было запрещено даже упоминать. Я его никогда не видел. Недавно мне сообщили, что у него была собственная семья и один из его сыновей покончил жизнь самоубийством. Б.Х.: Видишь, в твоей системе что-то не в порядке. Поэтому сейчас мы рассмотрим ее поближе. Расстановка: Отец — внебрачный ребенок, отец отца - запрещенная тема в семье Вильгельм: Кого я должен расставить? Б.Х.: Отца, мать, детей. Состоял ли кто-то из твоих родителей в другом браке или был помолвлен с кем-то другим до брака друг с другом? Были ли в вашей семье дети, умершие в раннем детстве? Вильгельм: Нет. Б.Х.: Кого-то еще не хватает? Вильгельм: Я только знаю, что мой дед со стороны отца являлся запрещенной темой в семье. Б.Х.: Лучше подождем результатов расстановки. Сначала расставим основных членов семьи. (В начале расстановки Вильгельм помещает участника группы, который играет его роль, напротив отца, а потом удаляет его на некоторое расстояние от других и ставит позади отца.) Рис. 10.1: _ О - отец; М - мать; 1 — первый ребенок, дочь; 2 (Вильгельм). второй ребенок, сын Б.Х.: Твои родители разведены? Вильгельм: Нет. Б.Х.: В родительской семьей матери происходили какие-то необычные события? Например, смерть при необычных обстоятельствах? Вильгельм: Первая жена моего деда умерла при родах первого ребенка, сына. После этого дед женился снова, и у них было трое детей: моя мать и еще две дочери. Б.Х.: Первая жена деда - самое важное лицо здесь. Ее необходимо сразу же добавить в расстановку. Рис. 10.2: +1ЖОМ — первая жена отца матери Вильгельма, умершая при родах. Б.Х: Как чувствует себя отец? Отец: Каким-то потерянным. Б.Х. (группе): Если бы кто-то захотел отделить членов семьи друг от друга, он не смог бы сделать этого лучше, чем мы видим в данной расстановке. Как чувствует себя мать? Мать: Поначалу я чувствовала себя как мертвая. Б.Х.: Это идентификация с первой женой деда. Мать: У меня еще остается контакт с мужем, а после того, как сына поставили сюда, напротив меня, у меня наконец возникло чувство связи с одним из членов этой семьи. Б.Х.: Как чувствует себя дочь? Первый ребенок: Не особенно хорошо, но и не совсем плохо. Б.Х. (играющему роль Вильгельма): Как чувствует себя сын? Второй ребенок (играющий роль Вильгельма): Пока здесь не появилась первая жена деда, я даже не мог понять, жив я или нет. Я не чувствовал никакой связи ни с кем из членов семьи. С того же момента, как она пришла сюда, я чувствую приятную и теплую связь с ней. Первая жена отца матери Вильгельма: Я чувствую гнев. А еще как будто повисла на этой женщине. Я чувствую себя важной. Отец: Вначале, когда система только выстраивалась, у меня были теплые губы, и мне хотелось к моей жене. Но потом это чувство стало постепенно уходить, пока полностью не исчезло. Б.Х. (Вильгельму): Сейчас мы добавим в расстановку деда Вильгельма с отцовской стороны. (Б.Х. переставляет членов семьи и добавляет к ним деда Вильгельма со стороны отца.) Рис. 10.3: 00 — отец отца Вильгельма Отец: Сейчас мне лучше. Констелляция стала более гармоничной. Б.Х: Точно. (Дочери): У тебя что-то изменилось? Первый ребенок: Да. Сейчас ситуация нравится мне больше. Б.Х.: Как себя чувствует мать? Мать: Как будто я воскресла из мертвых. Б.Х. (играющему роль Вильгельма): Как ты себя чувствуешь? Второй ребенок: Хорошо. Первая жена отца матери Вильгельма: Вначале я могла согласиться с тем, что эта женщина повернется в другую сторону, но большего я не могу ей позволить. (Смеется.) Мне хорошо. Эта женщина важна для меня, а все остальное не имеет значения. Б.Х.: Как сейчас чувствует себя мать? Мать: Существенно лучше, но я все еще отдалена от других и одинока. Отец: Эта дистанция по отношению к жене мне нравится. Для меня важно то, что сейчас она смотрит в правильном направлении. Отец отца Вильгельма: Мне нравятся те двое впереди — мой сын и внук. И особенно приятна моя внучка слева от меня. Однако я больше всего сосредоточен на сыне и внуке. Второй ребенок (играющий роль Вильгельма): Я думаю, мне не нужно стоять так близко к отцу, как сейчас. Дед же очень важен для меня. Когда он сюда пришел, я сразу смог ориентироваться. Б.Х. (Вильгельму): Он наилучший пример для тебя. Ида (жена Вильгельма): Он был деловым человеком! Б.Х.: В самом деле? Прекрасно! (Смех в зале.) Рис. 10.4 Отец: Прежде мне было теплее. Теперь мой сын стоит напротив меня, и я должен с этим согласиться. Кроме того, я что-то утратил. Второй ребенок: Я снова почувствовал дрожь в теле, и у меня такое впечатление, что это хорошо. Здесь намного лучше, чем рядом с отцом. Б.Х. (Вильгельму): Ты парентифицирован, то есть замещаешь отца для своего отца. Поэтому ваши позиции в семье были взаимозаменяемы. (Матери): У тебя что-то изменилось? Мать: Мне очень нравится, что сейчас я могу видеть моих детей. Отец: Я не привык к тому, что моя жена так близко от меня. Но я могу принять эту ситуацию. Рис. 10.5: ОМ — отец матери Вильгельма; ММ мать матери Вильгельма. Б.Х. (участникам, играющим роли членов семьи Вильгельма): Как вы все себя сейчас чувствуете? Мать: Хорошо. Отец: Хорошо. Я совершенно доволен. Сейчас все сбалансировано: мне приятно чувствовать, что моя жена рядом со мной. Раньше между нами отношения были не в порядке. Второй ребенок: Мне очень странно видеть моих родителей, стоящих так близко друг к другу. Я к такому еще не привык. Отец отца Вильгельма: Мне нравится то, что я так ясно могу видеть моих внуков, и то, что я не только чувствую сына, но и могу так ясно воспринимать его присутствие. А все эти женщины не имеют для меня никакого значения. У меня даже возникает какой-то страх при взгляде на них. Б.Х. (Вильгельму): Ты хочешь занять свое место в расстановке? Вильгельм: С удовольствием. Б.Х. (группе): Мне хочется сказать несколько слов о действующей здесь динамике. Когда женщина умирает при родах, члены ее семейной системы переживают это как убийство, которое требует искупления. Из-за этого, как правило, один из представителей последующего поколения данной системы умирает. В данном случае это Вильгельм. Это и есть причина его чувства самопожертвования, и он будет в смертельной опасности до тех пор, пока члены его семьи не выразят уважение к этой женщине. (Вильгельму): Ты будешь в большей безопасности, если покинешь об- |ласть влияния матери и перейдешь в область влияния отца. Твой дед со стороны отца как бы вытягивает тебя из этого вредного переплетения и обеспечивает твою безопасность. Осознание этого и является решением твоей проблемы. Парентифицирование: ребенок принимает на себя роль родителя по отношению к собственным родителям Ида: Что ты имеешь в виду под парентифицированием? Правильно я услышала это слово? Б.Х.: Да. Скажем, например, что отцу Вильгельма не хватает собственного отца. Тогда сын, Вильгельм, замещает отца для своего собственного отца и как бы становится одним из его родителей, вместо того чтобы выполнять свои функции сына. Это и называется парентифицированием*. Такой процесс всегда наблюдается в тех случаях, когда у одного из родителей не было нормальных отношений с их собственными родителями, как, например, у отца Вильгельма. Искупление за смерть при родах Франк: А ребенок этой женщины, умершей при родах, не имеет для Вильгельма никакого значения? Б.Х.: Нет, не в данном контексте. Эта женщина, умершая при родах, оказывает слишком сильное влияние в системе. Георг: За исключением того, если ребенок тоже умирает. Б.Х.: Правильно. Но даже в таких случаях умерший ребенок отступает на задний план на фоне своей умершей матери. (Вильгельму): А ребенок тоже умер? Вильгельм: Нет. Он — мой самый старший дядя со стороны матери. Франк (Вильгельму): И что с ним? Вильгельм: Ничего особенного. Франк: Странно, что не он, а другой член этой семьи чувствует себя плохо. Вильгельм: Да, он натворил сумасшедших вещей, но тем не менее у него не возникло никаких проблем. Он здоров. Б.Х. (группе): «Творить сумасшедшие вещи» в данном случае, конечно, означает, что он делает это, рискуя собственной жизнью. Это всегда наблюдается в подобных случаях. В такой системе создается определенное системно-динамическое «засасывание», поэтому мужчины и сыновья в этой семье принимают на себя искупление за смерть женщины. Подобная динамика коренится в опреде- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|