Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Технология проблемного обучения




ОБЩИЙ ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Вопросы для рассмотрения:

1. Технология проблемного обучения.

2. Технология проектной деятельности.

3. Групповые технологии.

4. Кейс-технологии.

5. ТРИЗ-технологии.

6. Здоровьесберегающие технологии.

7. Технология портфолио обучающегося и педагога.

 

 

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно и рационально использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание социально значимых черт, качеств и обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.

 

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К.Селевко).

Технология проблемного обучения направлена на организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, вследствие чего формируются новые знания, умения и навыки, развиваются познавательные способности, любознательность, эрудиция, творческое мышление. Преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а выдвигает перед обучаемыми задачу (создает проблемную ситуацию) и побуждает их к ее разрешению.

Основу технологии составляет идея использования творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно сформулированных заданий и активизации, за счет этого, их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закономерность.

Основные методы работы (по степени познавательной самостоятельности обучающихся): проблемное изложение – демонстрация учащимся разворачивающейся логики научного решения поставленной проблемы; частично-поисковый метод – деятельность направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемых к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на проблемные вопросы; исследовательский метод – деятельность представляет собой в полной мере самостоятельный поиск обучаемыми путей и способов решения проблемы.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Способы создания проблемных ситуаций:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.

3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.

Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.

Проблемные ситуации должны учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.

Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового, закреплении изученного, контроле ЗУН обучающихся.

Достоинства проблемного обучения:

1. Высокая самостоятельность учащихся.

2. Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных