Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вертикальная линия Кормилец-Королева представляет аспект мужского служения женщине.




Х х х

Несмотря на многообразие вертикальных и горизонтальных связей мужского и женского начал, важно, что, достигая развития своих положительных полюсов, мужские и женские архетипические функции становятся способны гармонично взаимодействовать между собой на любых уровнях и в любых направлениях.

Свойства мужских и женских архетипических функций

Ведьма

Итак, на первой ступени архетипической мандалы (рис. 2) женское представлено в образе Ведьмы, что символизирует способность к познанию, вед анию. Она обладает тайными знаниями о целебных растениях, умеет взаимодействовать с животными, ей ведомы свойства природных женских сил.

Как уже отмечалось, развитие каждой архетипической функции происходит от ее отрицательного, негативного полюса — к позитивному, положительному полюсу. Отрицательный полюс любой внутренней архетипической области характеризуется нарушениями ее коммуникаций с другими частями личности. В области отрицательного полюса наблюдается динамика разрушения и сгущение агрессивных энергий. Чем ближе к положительному полюсу любой архетипической области — тем больше там присутствует созидательных, творящих сил, тем выше уровень сотрудничества с другими архетипическими областями.

В зоне отрицательного полюса Ведьма скрытна, агрессивна и коварна, отчего человеческое сознание имеет склонность к вытеснению негативного аспекта Ведьмы за пределы Я. Поэтому в сказках ведьмы часто живут вдали от людей в качестве отшельниц — в лесу или на болоте (лес, болото — символы глубоких слоев бессознательного). Потенциал Ведьмы велик и наполняет все ее архетипическое пространство, проявляясь и в негативных, и в позитивных аспектах. Ведьма всегда способна постоять как за свои интересы, так и за интересы личности, частью которой она является; сила ее всегда волшебна, с помощью этой силы Ведьма может помочь или навредить кому угодно, если это ей выгодно.

Энергии позитивного и негативного полюсов области внутренней Ведьмы нередко переплетаются, и эта биполярность свойственна многим ее проявлениям. Помогающая Ведьма отличается от Феи прежде всего тем, что учитывает в первую очередь свои собственные интересы, и в случае расхождения их с целями тех, кому она помогает — помощь ведьмы прекращается. В районе негативного полюса Ведьма служит лишь своим эгоцентрическим целям. Осознавая содержания отрицательного полюса Ведьмы, можно вывести на уровень символического сознания многие глубинные теневые аспекты личности. Это дает человеку возможность более продуктивно использовать свои скрытые природные ресурсы.

Как известно, ни у одной сказочной ведьмы нет стойких отношений с мужчинами, нет своих детей. Ближе к негативному полюсу в адрес мужчин и детей Ведьма ведет себя как захватчица. Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную деву. Разлучая влюбленных героев, сказочная ведьма стремится погубить красавицу-героиню и занять ее место рядом с героем. Так архетипическая функция Ведьмы обнаруживает свое стремление к развитию, к достижению более высоких ступеней женственности. Конкурируя с аспектами высшей женственности, внутренняя Ведьма тянется к ним, пытается уподобиться им.

Негативная Ведьма способна удерживать прекрасный облик лишь ограниченное время, после чего она снова становится старой и безобразной. Мы называем этот феномен мерцанием. Мерцание является закономерностью, следуя которой, все архетипические функции развиваются, поднимаясь все выше по ступеням зрелости. Это естественное поступательно-колебательное движение, с помощью которого внутренние процессы следуют по пути своего развития. Непрямой характер такого движения отражает цикличность и периодичность явлений жизни в целом.

Молодую Ведьму можно отнести к переходному типу, так как молодость и красота являются признаками следующей архетипической женской ступени. Дальнейшее развитие женских свойств приводит Ведьму на уровень Амазонки.

Что касается детей, во многих сказочных сюжетах, Ведьма похищает их с целью уничтожения, поедания. Например, она предлагает маленькому Иванушке сесть на лопату, чтобы отправить его в печь, а затем съесть. Так символически отражается в сказочном сюжете способность женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе (печи) — сделать аборт. Сказочная ведьма нередко удерживает детей и других героев в плену, наводит на них морок — точно так же внутренняя Ведьма как функция личности околдовывает развивающиеся части Я. Если сказочная ведьма порой лишает своих пленников их привычного облика и красоты, превращает их в уродцев (уподобляет себе), это символизирует распространение влияния архетипической области негативной Ведьмы во внутреннем пространстве личности — Ведьма способна захватывать личность.

Сказки щедро представляют не только негативный, но и позитивный полюс архетипа Ведьмы. По мере приближения к положительному полюсу Ведьма становится все более конструктивной. Она концентрирует и умножает свою волшебную силу. Кроме познавательной (когнитивной) роли, у нее появляется задача контролировать невидимую границу между сознательным и бессознательным уровнями личности, а также — задача охранять границы личности в целом. Если границы, а значит, достоинство личности охраняет негативная Ведьма, то она делает это с помощью интриг, коварства и других агрессивных стратегий, в то время как позитивная Ведьма действует за счет освоения новых знаний, умений и умножения своей волшебной силы. Кроме того, позитивная внутренняя Ведьма увлеченно исследует глубинные, скрытые потребности личности, познает "самое себя", служа тем самым развитию и успешному решению наиболее актуальных задач человека любого пола.

У позитивной внутренней Ведьмы есть важная функция проводницы. В этой роли она служит созревающему мужскому началу. Позитивная Ведьма указывает сказочному герою-освободителю путь к злодею (Кощею, Змею Горынычу и т. п.), у которого в плену томится похищенная красавица (созревающее женское). Когда Баба Яга помогает Ивану-царевичу победить Кощея, похитившего Василису Прекрасную, это отражает тот момент развития личности и семьи, когда действует негативная часть матери, помогающая подрастающей дочери преодолеть эдипальные трудности романтических отношений с отцом. Самой опасной является инцестуозная часть этих отношений, где дочь невольно пробует свои женские чары на первом сексуально безопасном объекте — в отношениях с отцом. Последний в этот период решает нелегкую задачу, поскольку, с одной стороны, для отца естественно восхищаться расцветающей женственностью дочери, а с другой — отец является первым естественным защитником дочери и не должен переступать священную черту, проходящую между ними. Это та невидимая черта, которая отделяет супружеский мир мужа и жены от остальных пространств семьи.

На помощь мужчине-отцу приходит естественная ревность реальной матери. В образе Яги-помощницы таится бесценная подсказка, как эта ревность может стать полезной силой, которая помогает окрепнуть (кормит, поит, топит баньку для Ивана-царевича) развивающемуся мужскому аспекту в личности дочери — ее внутреннему герою-защитнику. В союзе с Ягой, вед ающей всё о тайнах Кощеевой слабости (захватывающая, пленяющая часть отца), Иван-царевич быстро и успешно справляется с опасной задачей и побеждает злодея, освобождая прекрасное женское. Для юной девушки это, пожалуй, период первых битв ее внутренних Героя с ее же внутренним Злодеем — негативной частью Анимуса.

В инициационной терапии проводится направленная работа с положительным и негативным полюсами архетипической функции Ведьмы. Для установления контакта с негативным аспектом Ведьмы используются такие темы как "В плену у злодейки", "Гуси-лебеди", "Медуза Горгона", "Мачеха" и др. Для работы с позитивной Ведьмой подходят архетипические темы "В гостях у Яги", "Полезная Баба Яга" и т. п. Сюжеты на эти темы не только позволяют устранить дефициты, имеющиеся в зоне негативного полюса внутренней Ведьмы, не только инициируют развитие ее позитивных свойств, но главное — стимулируют созревание у Ведьмы все более зрелой женской позиции. Становясь более женственной, Ведьма действует внутри личности все более гармонично — не завоевывает внутренние территории и не навязывает свои способы защиты остальным частям личности, а лишь откликается их просьбы о помощи, сотрудничает с ними.

Таким образом, архетипическая функция Ведьмы является первой ступенью развития женственности, неким стартом на пути к женской зрелости. Отражая начало духовного созревания женщины, Ведьма не только позволяет ей впервые осознать (изведать) могущество природных целебных женских сил, но и позволяет регулировать уровень женской защитной агрессии.

Разведчик

На мужской архетипической лестнице первой (рис.2) стоит функция Разведчика. Это тоже познавательная функция. Не удивительно, что Разведчик является базовой ступенью на пути к мужской зрелости. Как мы уже знаем, в отличие от Ведьмы, больше занятой внутренним миром, Разведчик стремится узнать, из вед ать преимущественно мир внешний. Он формирует представления и понятия о мире, собирает и анализирует информацию, опираясь на которую можно быстрее достичь цели. Знания необходимы для выживания и адаптации в мире. Умение использовать знания и интеллект — важнейшая составляющая познавательной (когнитивной) функции человека. Но какими бы ни были наши интеллектуальные способности, даже восходя к гениальности, они являются составляющей только первой ступени духовной зрелости. В подтверждение этому можно привести множество примеров глубоких депрессий у талантливейших людей, достигших высот в различных областях науки и культуры. Депрессия обнажает острую потребность в дальнейшем самопознании и освоении новых уровней сознания, в том числе и, прежде всего, — новых ступеней мужской и женской зрелости.

Разведчик налаживает связи между довольно уязвимым внутренним миром и миром внешним с его бушующим "океаном страстей". Разведчик — отменный дипломат. Его искусство состоит в умении налаживать контакты и действовать даже в ситуации крайнего антагонизма.

Способность Разведчика собирать информацию формируется у человека любого пола еще в раннем детстве. Информация становится доступной только благодаря разнообразным контактам с внешним миром. Но последний таит в себе как множество опасностей, так и множество соблазнов и искушений. Таким образом, в области архетипической функции Разведчика мы обнаруживаем потенциальный "ген верности". Чем более зрелым является реальный мужчина, тем более этичен его внутренний Разведчик, тем более верен он своей цели оберегать женщину (Внутреннюю и внешнюю), тем успешнее он защищает интересы своей личности и своей семьи.

Вступая на позицию Разведчика, мужская ответственность превращается из обременительного чувства долга в активную и осознанную защищающую силу. Для реального зрелого мужчины быть верным себе означает и верность интересам его Внутренней Женщины — его Души. Действуя на уровне Разведчика, реальный мужчина нуждается в хорошем контакте с женской стороной своего Я - в умении распознавать свои чувства, доверять им, обращаться к своей интуиции. Таким образом, реальный мужчина, как и его внутренний Разведчик, осуществляя конструктивные контакты с женским началом, становится все более точным, все более компетентным в различных областях реальной (и духовной) жизни.

Реальная женщина, обладая хорошим внутренним Разведчиком, не нуждается в особых усилиях, для того чтобы решиться на перемены в жизни. Осведомленность ее Разведчика принципиально отличается от традиционного ведьминского любопытства, о котором говорит длинный нос Ведьмы, а также — от практики "перемывания костей" всем и вся. Хороший внутренний Разведчик реальной женщины, работая подспудно, сокращает своей хозяйке путь к цели, чудесным образом уменьшая число необходимых ей шагов за счет сбора и анализа нужной информации. Он "раскрывает карты" при первом движении женских бровей. Создается ощущение, что мир приносит женщине необходимые знания на "блюдечке с голубой каемочкой".

В сюжетах инициаций на тему "Разведчик" это отражается в большой активности и подвижности Разведчика как персонажа. Он представляется успешным в выполнении заданий, отлично справляется со сложными заданиями, умеет налаживать контакты с другими героями внутреннего сюжета.

Негативный полюс Разведчика — это загулявший Разведчик, который забыл, ради какой цели он отправился в разведку. Поскольку внешний мир богат как опасностями, так и искушениями, незрелый Разведчик, не имея четкой осознанности, сформированной потребности защищать женское, может попасть под гипноз любого явления или объекта. Так в сказке А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" одновременно с Русланом спасать Людмилу отправились Ратмир и Фарлаф. Вектор их усилий оказался слабым уже на стадии поиска (разведки): их легко остановили различные искушения. Пользуясь языком архетипического анализа, можно утверждать, что измены в отношениях мужчин и женщин возникают и из-за того, что как функция личности мужская сила внутреннего Разведчика, имея естественное стремление ко всему новому, на ранних этапах своего возмужания еще не имеет вектора, направленного на защиту женского и детского начал. Инфантильный Разведчик отправляется в поход импульсивно. Будучи неинициированным, он действует, побуждаемый хаотическими безвекторными внутренними силами.

В до-современных культурах функция разведчика получала свое осознание и развитие при посвящении мальчиков в ходе инициаций взросления. Во многих племенах Северной Америки и Африки инициации для мальчиков-подростков содержали пребывание в лесу от нескольких дней до нескольких лет (Мирча Элиаде. "Тайные общества. Обряды. Инициации. Посвящения", изд. "София", ИД "Гелиос", 2002). Им приходилось искать себе пищу, ориентироваться и приспосабливаться к природным условиям. Мы не приглашаем калькировать этот опыт, не глядя. Однако стоит заметить, что в западном мире часто можно видеть маму или бабушку, которая, прогуливаясь с ребенком, настаивает на том, чтобы он меньше бегал, меньше лазил куда-либо, не подбирал интересующих его предметов, не заглядывал в закоулки. Это легко понять с точки зрения ценностей цивилизованного сознания — ребенок должен быть чистым, быть в безопасности. Но как в условиях таких жестких запретов развиться здоровому внутреннему Разведчику — инициативному контактеру с внешним миром? Наш естественный внутренний исследователь, который за счет познания мира, способствует успешному решению задач выживания, нуждается в свободном пространстве для своего развития, в чем полностью не совпадает с гипер опекающей материнской стратегией западного воспитания.

В ребенке любого пола следует инициировать функцию Разведчика: играть с ним в поиск, добывание и исследование разных предметов. Причем, с девочкой есть смысл играть таким образом, чтобы функции разведчика выполнял некий символический мальчик — это может быть игрушка или роль мальчика, которую девочка с удовольствием исполнит. Это сделает ее внутреннюю мужскую разведфункцию более осознанной, разовьет умение не только ставить цели и достигать их, но и делать это без лишних усилий, с удовольствием.

Функция внутреннего Разведчика требует от реального мужчины высокой концентрации душевных сил, так как мужчина решает многосложную задачу: вовремя находить для себя, женщины, детей и "домочадцев" наиболее благоприятные условия жизни, искать пути ее совершенствования. Хорошо развитый внутренний Разведчик реальной женщины — залог мирного характера ее внутренней Ведьмы, а также — необходимое условие для того, чтобы женщина справлялась с возникающими в ее жизни препятствиями конструктивно.

В инициационной терапии в сюжетах участников инициаций дефицит энергий в архетипической области Разведчика отражается в таких эпизодах, когда Разведчик, добравшись до селения, предается чревоугодию, долго спит, то есть — стремится пополнить запасы своих жизненных сил. Подавленность разведфункции отражается в сюжетах, где Разведчику приходится много часов, не двигаясь, лежать в грязи, испытывать чувство вины за превышение или невыполнение своих полномочий. Агрессия в области Разведчика, накопившаяся в ответ на детские ограничения, нередко проявляется в таких эпизодах, где Разведчик, нарушая инструкции командования (запреты Сверх- Я), взрывает вражеский объект, обнаруживая себя и свою группу. Отчужденность разведфункции от основной структуры Я может проявляться в том, что в инициационном сюжете Разведчик, хотя и выказывает готовность действовать, доступен, например, только по телефону. Но даже и в этом случае инициация приводит к повышению продуктивности внутреннего Разведчика, что проявляется в благоприятных изменениях в реальной жизни участников инициаций. В развязках внутренних сюжетов, как правило, конфликтные моменты, разрешаются благополучно — герои находят выход, преодолевают трудности, получают награды, невредимыми возвращаются в свой стан, получают письма от возлюбленных, едут в поощрительный отпуск, женятся и пр.

Очевидно, что нашему внутреннему Разведчику каждое мгновение требуются и отвага воина (Защитника), и смекалка охотника (Добытчика, Кормильца). Это подталкивает Разведчика к развитию новых мужких способностей и умений и ведет его на более высокий архетипический уровень — ступень Защитника. Поскольку функция Разведчика является базовой по отношению к других мужских архетипическим функциям, то очевидна простая закономерность — чем более зрелым является Разведчик, тем больше сил может сэкономить Защитник при решении своих задач.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных