ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как видим, в этом сюжете женское действует по принципу вынашивания, а мужское, подпитавшись целительными женскими энергиями, обретает новые силы.Тема "Царь-Отец" Тема "Царь-Отец" имеет наиважнейшее значение в формировании отцовского слоя мужского начала личности мужчин и женщин. Отцовский слой представляет область Сверх- Я, которая напрямую активно влияет на созревание здорового защищающего мужского потенциала личности. Здоровая отцовская область является залогом созревания здоровых мужского и женского начал личности. Словесно тема "Царь-Отец" задается для мужчины следующим образом: "Представьте, пожалуйста, что вы царь-отец". Женщине эта тема задается так: "Представьте, пожалуйста, что вы мужчина и вы царь-отец". Разведенная женщина 35 лет на продвинутом этапе инициационной терапии представила себя старым и дряхлым царем, которого опоили зельем. Он сидел на троне в белой ночной рубахе и был не в состоянии даже говорить. Дочь поднесла ему блокнот и перо, и царь из последних сил нацарапал записку, в которой сообщал, что его опоил придворный знахарь (противостояние негативного и позитивного отцовских полюсов). Дочь и ее жених — принц соседнего королевства — раскрыли заговор, принц и его войска арестовали заговорщиков. Царь-отец был исцелен придворным мудрецом (участие позитивного аспекта Целителя как торжество благословляющей отцовской функции). Как только царь смог сидеть в седле, он отправился на поиски похищенной царицы в направлении, указанном мудрецом. Благополучно отыскав царицу в старом загородном замке, царь в ходе этого путешествия заметно помолодел. Участие достаточного количества активно работающих мужских персонажей в процессе разрешения символического конфликта (принц, мудрец, сам царь) говорит о богатом потенциале как природных, так и инициированных в ходе терапии мужских защитных ресурсов личности. Тема "Фея" С архетипической темой "Фея" работа ведется практически так же, как и с темой "Ведьма". Разницу составляет лишь то обстоятельство, что представить себя феей мы предлагаем женщине сразу, а ведьмой — после того, как она детально рассмотрит воображаемую ведьму со стороны как наблюдатель. Словесно тема задается женщине так: "Представьте, пожалуйста, что вы фея". Для мужчины словесная формула такова: "Представьте, пожалуйста, что вы женщина и вы фея". Архетипическая фигура Феи имеет только созидательную природу. Ее волшебство целебно, оно восстанавливает и помогает преодолевать трудности роста. В ходе практической работы в инициационной терапии выяснилось, что ресурсы, которые становятся доступными для женщин благодаря инициации на тему "Фея", особенно активно питают, пробуждают и "расколдовывают" женское, существенно облегчая исцеление женственности. Исцеляющие и возрождающие возможности зрелой женственности получают наиболее органичное и естественное воплощение именно в архетипической функции Феи. Здесь речь идет о потенциале чистой женственности. Не случайно феи в сказках не имеют детей и вообще семьи: архетип Феи рождается в результате духовного отсечения земных материнских энергий от высших, "небесных" женских. Фея, таким образом, является духовной, небесной матерью, что указывает на тот космический синтез, который возникает в результате слияния материнских и чистых женских энергий. Разведенная женщина 40 лет, не имевшая в детстве опыта эмоциональных отношений с отцом, представила себя феей, которая устала и не в силах больше делать чудеса. Будучи приглашенной на королевский бал, она смогла лишь начертить волшебной палочкой на ночном небе звездную надпись "До свидания!", вскочила в свою карету и умчалась прочь, оставив позади удивленных королевских гостей. Карета остановилась в чистом поле, фея выпрыгнула из нее и со слезами упала на траву. Ее учитель гном вышел на звуки ее голоса, прикосновением волшебной палочки уменьшил ее до размеров гномов и привел в подземный тронный зал, где велел сесть на меньший из двух тронов, украшенных драгоценными камнями. Гном предложил заплаканной фее, которая была его ученицей, "сотворить" того, кто должен восседать рядом с нею на соседнем — мужском троне. Поскольку фея сослалась на недостаток сил, гном сам стал "создавать" ее суженного, опираясь на ее мысли и представления об идеальном мужчине. Фея была настолько эмоционально истощена, что гном назначил ей ряд встреч для достижения полного результата (отражение процесса терапии). Фея, успокоившись, с надеждой отправилась домой. В этой инициации отразилось перенапряжение в области дарящей женской функции. ГиперФея, как и гиперМать, отдавая себя на заклание, не учитывает потенциала других ресурсных источников личности. Восстановление энергий внутренней Феи, как видим, происходило благодаря помощи мужских ресурсов. В отличие от карлика, символизирующего травму в области мужского, гном представляет собой "свернутую", амосознанияанную мужскую отцовскую силу. Если контакт женского с мужским в личности нарушен, образ гнома нередко становится уникальной компромиссной стратегией бессознательного, которая работает на восстановление контакта с природным мужским отцовским потенциалом и которую можно коротко выразить так: "начнем с малого". В результате этой инициации у женщины исчез страх отказываться от тех видов работы, за которые она бралась только из-за денег, страдая при этом от ощущений нереализованности и творческой несвободы. Женщина 52 лет, представив себя феей, прониклась добрыми чувствами к маленькой девочке, плохо одетой и испуганной (в детстве участница инициации не раз обижалась на мать за то, что та небрежно одевает ее, в то время как ее младшего брата одевали, по ее мнению, очень хорошо). С помощью волшебной палочки фея превратила бедное платье девочки в нарядное, сделала праздничной ее прическу и изящными туфельки. От счастья девочка не знала, что сказать. Затем фея подарила пони (символ детского либидо) игравшему неподалеку парадно одетому мальчику. Только после этого мальчик согласился играть с девочкой, и они стали весело смеяться. Если на внешнем, объектном уровне плохо одетая девочка символизирует реальный детский опыт участницы инициации, а мальчик — ее реального младшего брата, то на внутреннем, субъектном уровне — девочка и мальчик представляют опыт еще в детстве отчужденных друг от друга мужской и женской частей ее личности. В образе отразился процесс разрешения конфликта между мужской и женской частями Я, возникшего, возможно, из-за травмы, полученной на эдипальной стадии развития, когда женское подвергалось наибольшему подавлению, в результате чего процесс обмена энергиями либидо между мужской и женской частями личности был нарушен (мальчик отвергал девочку-замарашку и не хотел играть с ней). Как во внутренних, так и в классических сказках фея, как видим, предстает примиряющей духовной матерью, осуществляет духовное водительство, отвечает за этическое развитие своих духовных детей, что является функциями крестных отца и матери. Тема "Богиня" "Женщина — это богиня, воплотившая в себе высшую живую космическую энергию, — пишет Андре Ван Лизбет. - К сожалению, многие женщины не подозревают о своем высоком предназначении, не считая себя ни божественными, ни таинственными". Словесная формула задания этой архетипической темы простая. Для женщины: "Представьте, пожалуйста, что вы богиня". Для мужчины: "Представьте, пожалуйста, что вы женщина и вы богиня". Опыт работы с темой "Богиня" показал, что ресурсы этого архетипического уровня еще более объемны, чем ресурсы предыдущих женских архетипических функций. Инициация божественной женственности позволяет избавиться от депрессии, удовлетворить потребности в самопринятии, дает возможность отреагировать агрессию в созидательной форме, а также — выйти на новый — конструктивный уровень при разрешении любого конфликта. Женщина 32 лет находилась в замешательстве: бывший муж, который не поддерживал с нею отношений уже более трех лет, неожиданно признался ей в любви и объявил о намерении восстановить их отношения, однако после этого исчез и не проявлял больше никакой инициативы. В инициации на тему "Богиня" она сначала представила себя движущейся на грозовом облаке богиней, которая мечет на землю молнии и ведет за собой грозу, однако обильный ливень при этом щедро насыщал влагой землю (вода — символ целебной женской силы). Затем Богиня спустилась к ветхой избушке, где лежал раненный Богатырь (травма в области Анимуса). Ее слезы упали на его рану, и рана стала медленно заживать. Богиня положила свою голову на грудь Богатырю и, насыщая все вокруг своею целебной силой, терпеливо ждала (элемент вынашивания), когда его рана полностью заживет, понимая, что у смертных раны заживают очень долго. Из последующего диалога Богини и Богатыря выяснилось, что Богатырь освободил из плена много прекрасных дев, всякий раз надеясь, что это будет именно Она. Он полюбил ее, увидев однажды во сне. Но, устав от разочарований, герой заметил, что ищет в боях смерти, так как начал понимать, что его возлюбленной нет в подлунном мире (идеализация женского — признак отсутствия гармоничного контакта между мужской и женской частями личности). Богатырь решил, что сможет соединиться с Нею, только когда покинет этот мир (истощенный, травмированный Анимус в отсутствии вынашивания может стать источником аутоагрессивных импульсов). Почти намеренно получив в очередном бою тяжелую рану, он уже ожидал смерти (травма после пережитого развода проявилась в депрессии одного из фрагментов Анимуса), но живущий в лесу Целитель принес его в свою лачугу и стал пользовать целебными травами (процесс терапии активизировал позитивный аспект Целителя — растущую благословляющую фигуру Внутреннего Отца). Богиня, в свою очередь, призналась Богатырю, что сначала с интересом наблюдала за ним с Небес. Ее веселил тот азарт, с которым герой сражался со злодеями и драконами в поисках встречи с нею. Потом она поняла, что полюбила его, что хочет быть обычной женщиной и жить с ним среди людей. Когда Богиня узнала, что возлюбленный ранен, она очень разгневалась, приведя с собой страшную грозу, которая очистила Землю. Результатом работы стало возникшее у женщины ощущение принятия и понимания бывшего мужа, а также — постепенное уменьшение ее эмоциональной зависимости от поведения окружавших ее мужчин. Тема "В плену у злодея" Эта тема предлагается женщинам и мужчинами после достаточной инициационной работы с "земными" мужскими архетипическими функциями, когда мужская защита личности уже достаточно сформирована и функционирует продуктивно. Это легко увидеть из инициационных сюжетов, при сформированной мужской защите мужские персонажи представляются сильными и без труда побеждают в любых противостояниях с мужскими "злодейскими" фигурами. Злодей — некий собирательный образ: он отражает подавляющее псевдо мужское начало перенапряженной женской природы и — неинициированную мужскую агрессию как блуждающую природную мужскую силу. Практика показала, что злодеи в образах чаще всего выглядят людьми или другими антропоморфными существами. Выражение участниками инициаций прямой агрессии против человеческих персонажей нередко затруднено действием внутренних запретов. В словесной формуле задания темы "В плену у злодея" есть важный момент. Инициационный терапевт говорит женщине: "Представьте, пожалуйста, что вы находитесь в плену у злодея, и вам предстоит освобождение из этого плена". Такое задание активизирует достаточно широкий спектр личностных ресурсов участников инициации. Одоление "злодейских" сил, пленяющих женственность, может осуществляться как мужскими, так и женскими персонажами. Словосочетание предстоит освобождение принципиально отличается от более узко понимаемого словесного варианта "вы освободитесь". Если участник инициации женщина — слово освободитесь может быть нежелательным указанием на то, что женщина должна освобождаться самостоятельно, в то время как словесная формула "вам предстоит освобождение…" создает пространство для разных вариантов обретения свободы — как самостоятельного, так и в результате победоносных действий внутреннего мужского персонажа. Для мужчины словесная формула задания инициации "В плену у Злодея" такова: "Представьте, пожалуйста, что вы женщина, вы в плену у Злодея, и вам предстоит освобождение из этого плена". Если в сюжете инициации на тему "В плену у Злодея" женщина освобождается сама, то по мнению юнгианского аналитика Ю. Моника, здесь проявляется "одержимость Анимусом". Женщина решает задачу своего освобождения, опираясь на псевдомужские качества своей гиперматернской защиты. Это характерно для начальных этапов терапии. Если женщину освобождает сам злодей — можно говорить об отождествлении Я с подавляющими его аспектами, по сути — с той же гиперМатерью или с деструктивным мужским аспектом. И, наконец, если пленницу в инициационном сюжете освобождает мужчина - это свидетельствует о достаточной продуктивности мужских защищающих функций, что характерно для более поздних этапов терапии. Мы уже упоминали, что сказки нередко иллюстрируют, как в эдипальной ситуации негативный аспект отцовского Я (Кощей, Злодей) посягает на невинную женственность подрастающей дочери — крадет, заколдовывает ее, принуждая к инцестуозному союзу с ним. Развивающийся же, идеальный внутренний мужской аспект (развивающийся Анимус) — Иван-царевич перенимает эстафету отцовской любви и принятия дочери отцом. Побеждая Кощея, защищая и освобождая женское, растущие силы Анимуса проходят инициацию преобразования природной мужской агрессии в конструктивную оберегающую силу. И негативная часть матери — пресловутая Ведьма — также выполняет здесь большую развивающую роль, когда, ревнуя, помогает Ивану-царевичу в его освободительной миссии и тем самым вредит Кощею. Материнская часть, таким образом, инициирует развитие истинного мужского начала в личности дочери. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|