ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вот почему сказочные Бабки Ежки полны обаяния, когда пособничают благородным героям, отправившимся освобождать своих суженных.Так сакральное пространство сказки помогает отреагировать амбивалентные (противоречивые) чувства участников эдипальных семейных треугольников, где подрастающая дочь конкурирует с матерью за мужское внимание отца, а сын — конкурирует с отцом за женское внимание матери. Женщина 37 лет, поддерживающая в течение нескольких лет отношения в виде встреч с разведенным мужчиной, представила себя привязанной за руки между двух деревьев. Тонкая веревка "пленницы" была с обеих сторон завязана на бантики. Она воспринимала свое положение как игру, в которую по собственной воле играла со злодеем. Неподалеку стояла ветхая избушка, где жил злодей. Он вышел оттуда, сгорбленный и несчастный, похожий на реального партнера женщины. Когда "пленница" попросила развязать ее, злодей тут же повиновался. Став свободной, женщина отправилась через лес в заповедное место, где, как оказалось, находился ее собственный дом — полная противоположность лачуге злодея: ее дом представлял собой красивый двухэтажный особняк, современно оборудованный внутри. После переживания этого образа в жизни участницы инициации произошли заметные изменения. Многочисленные родственники ее бывшего мужа, который находился под их опекой в другой стране, неожиданно проявили к ней внимание и заботу, чего не наблюдалось уже много лет. Они стали приглашать ее в гости, интересоваться ее детьми и делами, одна из родственных бывшему мужу семей предложила ей выйти замуж за их знакомого за рубежом. Старшую дочь участницы инициации родственники пригласили приехать в их страну на учебу. Изменения коснулись и отношений женщины с близким мужчиной — ей легче стало осознавать и реализовывать свои интересы в этих отношениях, она могла теперь отслеживать, как хроническое чувство вины мешает ей быть спонтанной и естественной. Сам же мужчина впервые выразил свое прямое недовольство тем, что она проходит терапию. Здесь можно наблюдать, как внешние события отражают расширение защищающего мужского пространства женщины, и как эти изменения способны влиять на структуру имеющихся реальных отношений. Женщина 40 лет, два года назад пережившая развод и страдавшая от психосоматического заболевания, увидела себя в каморке с одним крошечным окошком под потолком. Рядом суетилась грязная ведьма, которая в спешке варила для пленницы зелье. Женщина ощущала себя 25 летней (возраст, когда у нее родился первый ребенок), а старуха, вызывавшая у пленницы приступы брезгливости, по распоряжению злодея старалась лечить пленницу. Женщина отказалась принимать приготовленное зелье, резким движением выбила склянку с зельем из рук старухи, и побежала по узкому земляному коридору. Ведьма, схватив веник из прутьев, успела лишь обрызгать ее вслед какой-то прозрачной жидкостью. Коридор привел в большой и богатый зал, где пленницу поджидал Кощей. Он был огромного роста, но не злой. Сначала Кощей стал предлагать ей драгоценности и наряды, а заодно — руку и сердце, но позже из их разговора выяснилось, что Кощея интересовало только одно обстоятельство — расположение пленницы к нему. Женщина сказала, что на ее добрые чувства Кощей может рассчитывать, если полностью материально обеспечит ее. Кощей тут же с радостью осыпал пленницу бесчисленными дарами, презентовал элегантную иномарку, просил обращаться, как только ей понадобится (женщина выросла без отцовской поддержки, а в отношениях с мужем она в этот период решала вопрос, прекратить или продолжать принимать от него после развода финансовую помощь). Интересно, что после переживания этого образа женщина через три дня избавилась от своего психосоматического расстройства, а спустя год — сумела умножить свои доходы в несколько раз. Незамужняя женщина 28 лет, никогда не видевшая родного отца, являлась, тем не менее, любимицей своего крестного. Ее запрос касался оптимизации отношений с мужчинами. Весь прежний опыт общения с ними наводил ее на мысль, что они не воспринимали ее всерьез. В инициации на тему "В плену у злодея" она представила себя в плену у карлика, похожего на карлика Черномора из сказки "Руслан и Людмила". Женщина мирно общалась с ним, а вскоре появился освободитель — приятный и вполне современный молодой человек, прибывший за нею на собственном автомобиле. Когда молодые люди беспрепятственно отправились восвояси, женщине стало жаль карлика: он выглядел таким одиноким. Они взяли его за руки, и повели с собою по лестнице вверх, в "свой мир". В этот момент карлик превратился в маленького мальчика, оказавшись их сыном лет шести (у участницы инициации на тот момент не было детей). Женщина с большим облегчением ощутила, что все стало на свои места. Превращение карлика в сына — результат получения ресурсов отщепленной травмированной частью Анимуса. Превращение карлика произошло благодаря его взаимодействию с женской и мужской частями личности. Мужско-женский союз, образуясь, тут же начинает излучать энергии, необходимые другим частям личности, иначе говоря — начинает плодоносить. Важно, что мужское начало в сюжете этой инициации изначально имело ресурсы (автомобиль), пришедший на выручку женщине мужчина был взрослым, спокойным и безмятежным, как любой исполненный силы, зрелый мужской феномен. Женщина 27 лет, имевшая проблемы во взаимоотношениях с наркозависимым мужем (продолжение более ранних ее проблем, связанных с отвержением со стороны психически нарушенного отца), в сюжете инициации на тему "В плену у злодея" также представила себя в плену у карлика. Комната без окон и дверей, где она находилась, была чудесно убрана. Наряды, которые менялись на ней сами по себе, вызывали у пленницы радость и восторг. Поглядевшись в зеркало, она вдруг поняла, что впервые действительно нравится самой себе. Зазвучала приятная музыка, девушка стала танцевать, ее движения представлялись ей обворожительными. После завершения сюжета инициации женщина с большим удивлением отметила, что никогда не переживала таких положительных чувств по отношению к себе, никогда так себе не нравилась. В описанном сюжете одного только прикосновения к пленяющей мужской области (карлик) оказалось достаточно для того, чтобы плененная часть женского начала освободилась от жертвенных состояний угнетенности и униженности. Мы видим на этом примере, что порой одна только возможность взглянуть на символически представленную, пусть травмированную (карлик), но любящую часть Внутреннего Мужчины питает и благословляет чистую женственность, позволяя ей проявиться во всем совершенстве своей истинной природы. Можно полагать, что безусловная смена нарядов пленницы в доме карлика говорит и о вытесненной отцовской любви — классически отец с помощью нарядов и драгоценностей балует любимую дочь. "Освобождение из плена" в сюжете этой инициации произошло в результате сделанного пленницей открытия, что зеркало (символ амосознания) является единственным выходом из комнаты. Она разбила его каблуком своей туфельки. Каблук как символ власти традиционно характеризует отношения мужчины и женщины. Каблук считается знаком воли и способности принимать решения. Известно, что быть "под каблуком" у женщины — для мужчины значит "не иметь своей воли". В целом же туфелька, как мы уже отмечали, — представляет собой классический символ соединения мужского (каблук) и женского (внутренняя полость туфельки) начал. Подобно чаше на ножке туфелька означает женское, опирающееся на мужское. В сюжете инициации женщина, разбив каблуком зеркало, вышла наружу по темно-красному коридору, прихватив с собой растерянного карлика. Ступив на покрытую зеленой травой землю внешнего мира, карлик превратился в мужа участницы инициации, одетого как Иван-царевич. Он поблагодарил ее за освобождение и дал обещание жить теперь с нею счастливо. Практика инициационной терапии показала, что позитивные трансформации нередко происходят с героями, ступившими на зеленую траву. Эта символическая закономерность напоминает об огромном целебном потенциале образа матери-земли, исцеляющем материнском начале. Описанный сюжет символически точно отразил характер нарушений в области Анимуса участницы инициаций: в представленном ею сюжете произошел контакт с наиболее отвергнутым и отчужденным фрагментом ее мужского начала (карлик-отшельник). Мужское "застряло" на стадии инфантильных страхов, страдая от неудовлетворенной потребности в принятии, а также — от дефицита либидонозной энергии (карлик — маленького роста). В отношениях с мужем женщина переживала те же сложности: она боялась потерять его, и в то же время ее обижали недостаток его внимания и его ответственности за семью. Символика описанного сюжета приоткрывает и опыт рождения участницы инициации. Комната без окон и дверей символизирует материнскую утробу, а выход героини и карлика наружу по темно-красному коридору - продвижение по родовым путям. Анимус любой женщины рождается вместе с ней. Его состояние во многом зависит от отношения к ней отца и степени зрелости Анимуса ее матери. В рассматриваемом случае мы наблюдаем "рождение" ранее блокированной части Анимуса самой участницы инициации. Как и в других внутренних сюжетах, при инициационной работе на тему "В плену у злодея" события нередко разворачиваются медленно, иногда создавая впечатление безвыходности. Однако освобождение из плена обязательно происходит, чаще — к самому концу образа, реже — на последующих сеансах. Поэтому специалист должен сопровождать внутренние сюжеты участников инициаций терпеливо, не стремясь активно вмешиваться в ход событий, что легко осуществить, имея достаточный собственный опыт проживания инициаций. Тема "Освобождение от чар" Освободиться от чар или колдовства символически означает избавиться от травм, полученных в ходе созревания мужественности и женственности, а также — от "застревания" мужских и женских частей личности на ранних этапах развития. Участникам инициации "Освобождение от чар" предлагается представить себя в одном случае — заколдованной женщиной, в другом — заколдованным мужчиной. С помощью словесной формулы задается следующая задача: "Представьте, что вы заколдованы, и вам предстоит освобождение от этого колдовства". "Освобождение от чар" мужской и женской частей личности проводится последовательно в разных сессиях. Если участник инициации мужчина, а работа ведется с его женской частью, то формула звучит так: "Представьте, что вы женщина и вы заколдованы, и что вам предстоит освобожднеие от этого колдовства". Если участник инициации женщина, и она работает со своим мужским началом, то формула следующая: "Представьте, что вы мужчина, вы заколдованы, и вам предстоит освобождение от этого колдовства". Важно отметить, что понятие колдовство является более широким по сравнению с понятием чары. По сказочным и мифологическим канонам, в случае колдовства трансформации могут затрагивать как физическое тело, так и сознание героев. Сознание может быть зачарованным (беспамятство, волшебный сон и пр.), а физические трансформации могут изменять внешний облик героев (царевна становится лягушкой, царевич — голубем или соколом, Людмила — невидимой и т. д.). Таким образом, заколдованными считаются и зачарованные в смысле воздействия на их сознание, и — физически измененные персонажи. В случае зачарованности объектом воздействия становится исключительно сознание героев, которые либо засыпают сказочным сном, либо забывают прежнюю жизнь. При этом их физическое тело остается прежним. Однако, поскольку выражение "освобождение от чар" звучит привычно и благозвучно, то заменять его на более правильное, но менее благозвучное словосочетание "освобождение от колдовства" не показалось нам обязательным. Достаточно просто учесть разницу в понятиях зачарованность (воздействие на сознание) и заколдованность (воздействие может быть направлено как на сознание, так и — на физичпеское тело), и — помнить о ней, оперируя с этой темой. "Освобождение от чар" для женской части Я. "Расколдовывание" женственности представляет собой актуальную и универсальную задачу исцеления травм в области женского начала личности на символическом уровне сознания. Словесная формула задания этой архетипической темы для женщины звучит так: "Представьте, пожалуйста, что вы заколдованы, и вам предстоит освобождение от этого колдовства". Для мужчины словесная формула следующая: "Представьте, пожалуйста, что вы женщина, вы заколдованы, и вам предстоит освобождение от этого колдовства". Женщина 40 лет, имеющая опыт развода с мужем, представила, что она — сувенирная соломенная кукла, которую во время переезда на новую квартиру забыли в пыльном шкафу. В последний момент дед и бабка вспомнили о кукле и взяли ее с собой, положив в корзину с нитками. По дороге куклу чуть не выбросил под колеса маленький мальчик (неинициированная агрессия развивающегося Анимуса). Другой мальчик — подросток — отобрал ее у маленького мальчика и подарил девочке 10-ти лет (в 10 лет женщина пережила развод родителей, что нередко "замораживает" в личности детей развитие женственности, оставшейся без мужской защиты). В ходе дальнейшего развития сюжета девочка-подросток играла с куклой в новой квартире, а ночью, когда все заснули, появился гном (защищающий отцовский ресурс). Он расколдовал куклу: после традиционного для сказок вращения она превратилась в молодую принцессу (для 40-летней женщины образ принцессы — возвращение на подростковую стадию развития женственности, когда была получена травма). Дед и бабка (мудрые аспекты внутренних отца и матери) рассказали принцессе удивительную историю. Очень давно ее заколдовала злая колдунья (подавление со стороны негативного аспекта материнского комплекса). Родители принцессы уже умерли, так как перестали верить в ее избавление (родители женщины действительно ушли из жизни). Но дед и бабка (благословляющие функции родительских частей личности) решили во что бы то ни стало дожить до чудесного момента, когда принцесса освободится от колдовства, чтобы рассказать ей эту историю и помочь обрести ее законные права наследницы трона (элемент родительского благословения и родовой ответственности). Принцессе следовало теперь отправиться во дворец, и пока она будет идти по улице — от колдовства освободится все ее Королевство. Отныне власть безраздельно принадлежит принцессе. Ее должны короновать. Принцесса в пышном старинном платье направилась во дворец. Современный вид улиц, как и одежда прохожих, менялись на ее глазах, соответствуя стилю принцессы. Во дворце ее встретили с радостью и почтением, и действительно короновали (повышение статуса и защищенности женской части Я). В честь коронации был устроен бал, где героиня познакомилась с молодым королем соседнего государства. И хотя она сразу почувствовала тепло в отношении к нему, но в то же время испытала и недоверие (эффект мерцания при формировании новых функций личности, в данном случае — мерцание доверия к мужской защите). "Я не должна беспокоиться, — тут же справилась с собой новоиспеченная королева. — Он не кто-нибудь, а король, — значит, не может причинить мне вред". Итак, оставляя семью, реальный мужчина-отец отвергает и лишает мужской защиты не только жену, но и — своих детей. Это и привело к "заколдовыванию" женского Я дочери, отразившемуся в образе соломенной куклы. С одной стороны, символ соломенной куклы обесценивает женственность, с другой — является языческой формой изображения сакральных, божественных сил женской природы. Значит, подавить женское начало, как и любую другую природную функцию личности, можно лишь до определенной степени. Будучи сдавленной и уменьшенной (дезактивированной) до предела, она рано или поздно начинает "упираться" во внутреннем мире в вечный, божественный ресурс — некую божественную универсальную матрицу, которая неуничтожима. Эта закономерность проявляется при работе с любыми мужскими или женскими архетипическими функциями. Например, при работе с фигурой внутреннего отца при дефиците сил в области этой функции бессознательный поиск также выходит на уровнь божественных отцовских фигур — белых копытных (нередко летающих), а также — мудрецов, святых отцов и т. п. В сюжете инициации "принцесса потеряла обоих родителей". Это указывает на потерю союзных отношений мужского и женского начал личности участницы инициации в результате травмы, полученной ею в 10 лет в период развода родителей. Теперь же, в рассмотренном инициационном сюжете женское начало было восстановлено в правах и получило толчок к дальнейшему развитию — воцарилось в личности, заняв в ее архетипической структуре законное королевское место. В этом целебном процессе сыграли важную роль мужской и женский благословляющие персонажи Сверх- Я — бабушка и дедушка (реальные бабушка и дедушка участницы инициации прожили всю жизнь вместе, но переживали затяжной конфликт). Образы благословляющих бабушки и дедушки, с одной стороны, указывают на привлечение здоровых архетипичесаких образцов в качестве индивидуальных ресурсов тренированной в ходе инициаций личности: в сказках баба и дед выступают как любящие и благословляющие отцовская и материнская функции. С другой стороны, образы помогающих бабушки и дедушки в сюжете напрямую отражают факт активного участия реальных бабушки и дедушки в воспитании внучки. Кроме того, дед и баба отражают ресурсные, защищающие части родительских интроектов (внутренних фигур отца и матери, сформировавшихся в личности в результате "усвоения" черт родителей). Мудрые аспекты мужского и женского начал проявились как надежная архетипическая опора в личности участницы инициации. Внутренние бабушка и дедушка "хранили" травмированную женственность, дожидаясь, пока Я настолько окрепнет, чтобы освободить и короновать женское начало. Тема "Освобождение от чар" для мужской части Я Как мы определили, любые нарушения и травмы в области мужского начала личности человека любого пола препятствуют формированию Великой мужской защищающей функции. Инициация "Освобождение от чар" для мужской части Я направлена на "расколдовывание", исцеление мужского аспекта личности мужчины или женщины. Если участник инициации мужчина, то словесная формула для задания этой темы звучит так: "Представьте, пожалуйста, что вы заколдованы и вам предстоит освобождение от этого колдовства". Если же участница — женщина, то формула такая: "Представьте, пожалуйста, что вы мужчина, вы заколдованы, и вам предстоит освобождение от этого колдовства". Представляя себя заколдованным мужчиной, которому предстоит избавление от колдовства, участники инициации, прежде всего, стимулируют активность исцеляющей женской функции личности - "вынашивания". Именно женское начало личности на уровне ее высших, божественных энергий "подхватывает" раненную мужественность, чтобы выходить ее. Такой тренинг "вынашивания" необычайно полезен для формирования здорового взаимодействия мужского и женского начал. Активное "вынашивание" женским началом личности ее мужского начала — основа постоянного восполнения сил реальных мужчины или женщины, залог внутреннего спокойствия и равновесия главных защитных сил личности — ее мужской защиты. Женщина 37 лет, пережившая развод, представила заколдованного мужчину в виде каменного двухметрового дракона с живыми глазами, который неподвижно стоял на задних лапах и имел довольно устрашающий вид (бывший муж участницы инициации — высокого роста). Женщина увидела себя рядом с драконом в облике маленькой испуганной девочки. Несмотря на страх, девочка с любопытством разглядывала чудище и даже осмелилась прикоснуться к нему. После прикосновения по предложению инициационного терапевта, участница инициации согласилась взглянуть на мир глазами каменного дракона. Тут же возникло голубое свечение, вращающееся по спирали. Оно появилось из неожиданно возникшего голубого шара, который проник в дракона через его живые глаза. Голубой столб, вращаясь, разрушил каменный панцирь, и из него появился стройный и ловкий юноша, похожий на Маугли. Через два дня после этой инициации участница с радостью сообщила, что ее мужчина, прежде часто критиковавший ее, сказал, что сожалеет о том, как обращался с ней последние годы. Он вдруг признался, что критиковал только из-за страха потерять ее. "С него тоже как бы слетел панцирь", — сказала женщина. Она впервые смогла открыто говорить с ним о проблемах в их взаимоотношениях, что поначалу несколько увеличило напряжение в паре. Но, спустя две недели, мужчина стал вести себя по-новому: проявлять инициативу, принимать решения, выразил желание участвовать в инициациях. Женщина 46 лет, тяжело переживая развод, в сюжете "Освобождение от чар" для мужской части Я, представила себя деревянным идолом, украшавшим нос корабля на пиратской галере. Идол не выдержал зрелища издевательств над пленниками, которых пираты морили голодом, избивали плетьми, заставляли без отдыха грести (садо-мазохистский комплекс в области расщепленного Анимуса). По деревянной щеке идола сама собою вдруг скатилась слеза (символ женского исцелющего начала), после чего он смог двигать головой и руками. Деревянный богатырь стал раскидывать пиратов. Судно находилось в порту, и на помощь пленникам пришла дочь капитана соседнего корабля. Она, воспользовалась тем, что пираты увлечены боем с деревянным идолом, и помогла измученным гребцам покинуть корабль, спрятав их на корабле своего отца. Продуктивное взаимодействие мужских и женских структур при решении задач в сюжете обусловлено тем, что инициация проводилась на продвинутым этапе терапии. На более ранних этапах инициационной работы задачи освобождения из плена решались у этой участницы инициаций собственными силами одиноких героинь — мужские персонажи не приходили на помощь женским. В рассматриваемом сюжете корабль отца, укрывший освобожденных пленников, символизирует растущую защищающую активность отцовского слоя мужского начала, канонически призванного в качестве фундаментального ресурса личности осуществлять защищающую и спасающую функцию. Далее в этом сюжете девушка вернулась на корабль, где сражался с пиратами деревянный идол. Она развязала толсткую веревку, которой идол был связан, что привело к окончательной победе над пиратами. При этом идол существенно увеличился в размерах. Взяв девушку на руки, он вброд направился к берегу, и вдруг неожиданно взлетел, превратившись в одного из Олимпийских богов (динамика доступа к высшим архетипическим ресурсам личности, питающим и нарциссические защитные механизмы). Герой и героиня решили соединить свои судьбы. Но перед тем как стать земным мужчиной, юный бог слетал на Олимп за благословением своей матери (благословение матери для мужского начала — важнейший этап сепарации-отпускания зрелой мужественности). Незамужняя женщина 30 лет испытывала затруднения в установлении контакта с мужчинами. В инициации на тему "Освобождение от чар" для мужского Я она представила себя богатырем 35-ти лет, который был по пояс поглощен скалой ("проглоченность", сдавленность мужского гипер материнской защитой (скала) и неотпускающей кощейской стратегией отца — в сказках Кощей любит превращать непокорных в каменные статуи). Могучий торс богатыря возвышался над каменной толщей скалы, и тоже был каменным. Богатырь пытался освободиться, а когда ему это удалось, сразу стал моложе. Он оказался обычным 19-летним юношей, одетым в русскую рубаху, худеньким и неловким (истинная мужественность была укреплена за счет родительских защит личности, которые хоть и давали иллюзию опоры и крепости в виде окаменения, но не позволяли мужскому началу проявлять активности, двигаться, созревать и главное — строить отношнеия с женским началом: нижняя часть тела богатыря была поглощена матерью-скалой). Юноша прошел через образовавшийся в скале проход (первое рождение истинной мужественности), и, спустившись глубоко вниз по спиралевидной лестнице, нашел меч, доспехи и щит. Победив налетевших врагов и преодолев много препятствий, он, наконец, нашел выход наружу, где его ждали зеленый луг и голубое небо (второе рождение мужественности). К моменту своего окончательного освобождения герой стал старше и физически окреп. Так символически раскрывается процесс поэтапного освобождения-рождения мужественности. Когда мужское выходит из скалы, из недр родительского слоя личности, оно непременно должно сменить тип защиты — меч и щит необходимы здесь как новые атрибуты, которые указывают на обретение мужским началом истинной мужской защитной стратегии. Как только в ходе инициации мужское начало оказалось освещенным лучом сознания, оно вернуло себе поглощенные пещерами и скалами родительского не отпускающего комплекса мужские победоносные силы. В конце рассматриваемого сюжета вышедший из скалы молодой мужчина встретил румяную девушку в русском сарафане. Она просто проходила мимо (начальная стадия контакта мужского начала с женским). Однако, он не испытывал желания познакомиться с ней. Уставший, он сел, облокотившись спиной о скалу, рядом с ним появился кувшин с молоком. Герой с удовольствием долго пил молоко (привычный способ восстановления дефицита в области мужского начала — восполнение сил от питающих энергий внутренней матери). Провожая девушку глазами, мужчина думал: "Раз здесь гуляют такие красавицы — жизнь возвращается". Очевидно, что мужское в этом случае, даже освободившись, нуждалось не только в восстановлении сил ("вынашивании"), но и в ряде других инициаций, способных помочь ему окончательно окрепнуть и — наладить контакт с женственностью. Тема "Битва с Драконом"-1 Смысл инициаций "Битва с Драконом" 1 и 2 — инициирование защитных, освобождающих женское функций мужского начала. Побеждая в символическом сражении пресловутого Дракона, который во внутреннем мире неизменно преграждает путь мужскому началу к сокровищу женственности, — защищающие мужские силы личности получают важнейший победоносный опыт. Задача направить архаичную природную мужскую агрессию в русло защиты женского и детского начал личности решается в инициациях "Битв" с Драконами и Кощеями наиболее точно. Словесно тема задается для мужчины так: "Представьте, пожалуйста, что вам предстоит сразиться с Драконом, чтобы освободить из его плена прекрасную женщину". Для женщины словесная формула следующая: "Представьте, что вы мужчина и вам предстоит сразиться с Драконом, чтобы освободить из его плена прекрасную женщину". "Битва с Драконом" является одной из самых популярных и эффективных архетипических тем для инициаций, так как позволяет отреагировать подавленную сепарационную агрессию, которую в период отделения от влияния родительской семьи невозможно отреагировать в реальрной жизни. По этой же причине инициация "Битва с Драконом" в определенном смысле является и наиболее опасной. Символ Дракона по охватываемому им содержанию является очень объемным. Он богат не только запасами агрессивных сил, но и — высшими энергиями. Дракон поднимает самые древние, наиболее архаичные негативные и одновременно — могущественные аспекты бессознательного. По В. Проппу, дракон возникает в результате слияния змеи (мудрость, смерть и т. п.) и птицы (душа, свобода и т. п.). Мудрость и смерть, душа и свобода, а также — другие малодоступные обыденному сознанию аспекты духовной жизни, всегда привлекали и одновременно пугали человека. Символ Дракона отражает как высшие, так и низменные теневые области личности, он неспет в себе как разрушительную агрессию, так и созидательную смелость неосознаваемых сакральных сил души. Дракон отражает материнскую и отцовскую неотпускающую агрессию, контролирующую родительскю силу. Символический контакт с Драконом позволяет наиболее глубоко и полно прикоснуться к вытесненным страхам, аффектам, агрессии, которые сопровождают неудовлетворенные потребности человека. Итак, образ внутреннего Дракона, как никакой другой символ, аккумулирует в себе большой объем взрывоопасных эмоций. Поэтому проживание инициации "Битва с Драконом" предлагается участникам только на продвинутых этапах инициационной работы. Перед тем, как использовать эту тему, необходимо в предварительной беседе оговорить с участником инициации все ее особенности, а также — исключить его управление автомобилем в течение 2 суток после сеанса. Для того, чтобы работа с внутренним Драконом стала успешной, участники инициаций должны иметь в структуре своей личности хорошо работающие мужские защищающие силы, что является необходимым условием победы. Все неприятные чувства, которые могут возникнуть после "Битвы с Драконом", рекомендуется устранять с помощью достаточного количества рисунков, а также — с помощью подробного словесного описания сюжета "битвы". Рекомендуется также неоднократно прослушивать аудиозапись сюжета инициации. Тем, кому сложно самостоятельно справиться с негативными чувствами, поднявшимися после инициации "Битва с Драконом", следует напомнить о праве участника инициаций обратиться к инициационному терапевту в любое время с просьбой о дополнительном сеансе. Как мы знаем, на продвинутых этапах инициационной работы бессознательное участников инициаций уже легко пользуется архетипическими ресурсами коллективного сознания, протекая в режиме внутренней сказки. Алгоритм сказочного действия сам по себе является целебным и движется от завязки через разрешение конфликта к гармоничному завершению. Поэтому все сюжеты "Битв" классически следуют сказочному алгоритму и завершаются благополучно. Женатый мужчина 40 лет, обратившийся за помощью по поводу гармонизации отношений в семье, спонтанно пережил образ "Битва с Драконом" на одном из психотерапевтических сеансов сразу после процедуры расслабления. В его внутреннем сюжете битва состоялась только отчасти — он отрубил трехголовому дракону одну голову, а с двумя другими — сел пить пиво, так как дракон предложил ему мирно поговорить. В этом случае дракон использовал свою обычную (ведьминскую) стратегию наведения морока: пиво — средство не только расслабления, но и сужения сознания. Эти состояния несовместимы с концентрацией воли и сил, необходимых мужскому началу для победы в битве. Драконы в сюжетах инициаций "любят" обманывать героев, превращаясь в игрушечных или представляясь их лучшими друзьями. Все это может препятствовать битве с Драконом, только если мужское начало личности недостаточно инициировано (зрело). Так гиперматеринская защита (Дракон) тормозит процесс отделения от нее мужского и женского начал личности. Когда Дракон мешает состояться битве, он отдаляет момент победы мужской героической части личности. По сути, битва с внутренним Драконом — это битва за власть, когда мужская и гипер материнская защиты на символическом уровне оспаривают свое первенство. Пока мужское Я еще идентифицирует себя с областью внутреннего Дракона, опасаясь потерять "ссужаемую" ему Драконом силу и связанную с ней успешность, полная победа над Великим Змеем невозможна. Для успешной победы необходимо последовательное инициирование мужских и женских архетипических функций "земной" области личности. Женщина 38 лет, выросшая без отцовского внимания и пережившая развод с мужем, представила себя богатырем с мечом и копьем, который сидел на крепком, но толстом коне (консервированное либидо). Богатырь без особого труда победил многоголового дракона (интенсивность напряжения в области гипер материнской защиты напрямую связано с количеством голов Дракона), метнув копье в центр лба его средней головы. Останки дракона беспокоили богатыря, поэтому он облил их мертвой водой. Поверженный дракон превратился в цветочную клумбу в форме дракона (неполная победа). После этих действий богатырь понял, что не хочет идти к Василисе Прекрасной — он уже выполнил свой долг, сделал самое главное — убил дракона, а с женщинами он общаться не умеет, смущается, и даже не знает, как смотреть им в глаза (нарушение контакта с женской частью Я). Нехотя, после интервенции инициационного терапевта: "Возможно, пленница ждет освобождения", — богатырь все же принял решение освободить женщину. У входа в пещеру его встретила довольно легкомысленная особа в русском уборе и голубом сарафане. Она сидела в гамаке и делала себе маникюр. Богатырь мысленно назвал ее "пигалицей" и отметил, что не зря отказывался освобождать Василису — она того не стоит (Анимус проецирует на женскую часть личности переживание собственной неценности). Вскоре богатырь догадался, что тут что-то неладно, и брызнул на "пигалицу" из фляги мертвой водой. Она превратилась в зыбкое облако. "Это козни темных сил, прислуживающих дракону", — понял богатырь. Спустившись по длинному земляному коридору под землю, в самую глубину пещеры, он освободил множество прикованных цепями пленников, и, наконец, достиг огромного валуна, закрывавшего большой и неровный ход овальной формы. Из щелей между валуном и стенами хода пробивался чудесный неслепящий белый свет. Богатырь с помощью двух освобожденных им гераклоподобных пленников (троичность богатырского архетипа) отодвинул тяжелый валун и увидел прекрасную женщину, от которой исходило такое сияние, что он в изумлении воскликнул: "Как же я мог не хотеть освобождать такую красоту?! Она нужна не только мне, но и всему миру!" Оказавшись рядом с Василисой Прекрасной, богатырь чувствовал себя недостойным ее. По просьбе инициационного терапевта участница инициации представила, что смотрит на мир глазами Василисы. Будучи Василисой, она почувствовала, что неуверенность Ивана (так, оказывается, звали освободителя) может привести к тому, что все ожидания ликующих людей, бегущих к ним из освобожденных от власти Дракона окрестных деревень, лягут только на ее плечи, и это беспокоит ее. Иництерапевт спросила: "Чего вам как Василисе хочется в этот момент?". И участница инициации ответила: "Поцеловать Ивана". Поцелуй сотворил свое исцеляющее действие — белое сияние, излучаемое Василисой, наполнило и освободителя. С этого момента он больше не смущался и не сомневался, там ли он встал, то ли сказал. Иван уверенно поднял Василису на руки, посадил на коня, и она почувствовала, как на нее перестает давить тяжесть ответственности, как ей хорошо и радостно, насколько она защищена и любима. После этой инициационной амосо женщина была удивлена тем, что произошло с ней в реальной жизни. С одной стороны, она впервые допустила, чтобы в доме по ее недосмотру произошел взрыв консервированного баллона (элемент битвы), а с другой — неожиданно пришел ее бывший муж и сообщил, что понял, как она дорога ему. Он предложил ей материальную поддержку и добавил, что думает восстановить отношения с ней. Женщина 40 лет, пережившая измену мужа, представила себя богатырем, который горько плачет, узнав, что его жену похитил дракон. Он стремглав поскакал на верном коне домой, где его встретили растерянные дети. Дочь подала отцу полотенце, а когда тот умылся, сын — принес доспехи. Богатырь нашел и победил дракона, срубив ему все три головы сразу — иначе отрубленные головы тут же вырастали. Встреча с женой была самым счастливым моментом в сюжете инициации. Это была встреча давно любящих друг друга супругов. Стратегия победы над драконом в каждом случае индивидуальна. В данном сюжете богатырь освобождал не потенциальную невесту, с которой он не знаком, как бывает в некоторых сказках, а — собственную жену. Это говорит о достаточно высоком уровне зрелости личности участницы инициации: контакт ее мужского и женского начал находится в стадии внутреннего брака, сакральный союз в определенной степени функционирует, что проявилось в довольно быстром восстановлении внутреннего равновесия женщины. Незамужняя женщина 28 лет, никогда не знавшая отца, работая с инициацией на тему "Битва с Драконом" представила, что, будучи рыцарем, в который раз робеет перед проезжающей мимо каретой прекрасной принцессы. Глядя на происходящее в сюжете глазами принцессы, женщина поняла, что принцесса всегда страстно желала знакомства с рыцарем, и давно обижается на него за его нерешительность. Рыцарь же сердился на себя за робость. Позже, когда принцессу похитил Дракон, рыцарь доблестно сражался с ним, и, освободив принцессу, в один из моментов сюжета возвращался с нею на летучем корабле. Оказавшись рядом с освободителем, принцесса почувствовала вдруг свою эмоциональную холодность и отрешенность, казалось, ей все равно, кто ее освободил. Тем не менее, в реальной жизни через несколько месяцев она сумела осуществить свою давнюю мечту — переехать из маленького провинциального городка в столицу, получив выгодное приглашение на новую работу. Меньше чем через год она вступила в отношения с заботливым и любящим молодым мужчиной. Несмотря на то, что их отношения содержали некоторые проблемы (потребность женщины в большей эмоциональной свободе, большем количестве времени, которое она могла бы побыть наедине с собой), она чувствовала себя удовлетворенной своей женской судьбой. Тема "Битва с Драконом"-2 Эта версия "Битвы с Драконом" отличается от предыдущей концентрацией внимания на таких атрибутах мужской силы как волшебный конь и заветный меч. Это наиважнейшие архетипические амосознания мужских сил, на которые многократно указывает мудрость сказок. Освободительные силы либидо (конь) и природная мужская воля (меч символизирует мужские волю, решительность, инициативу, точность и т. п.) используются как победоносные ресурсы. Только сам участник инициации решает вопрос, стоит ли вводить в содержание словесной формулы для задания темы "Битва с Драконом"-2, интервенции с задачами вырастить волшебного коня и затем найти в заповедном месте заветный меч. В самом начале работы с "Битвами" инициационный терапевт на выбор предлагает участникам два варианта "Битвы с Драконом". В одном случае в словесной формуле задания темы указывается на необходимость вырастить волшебного коня и найти в заповедном месте заветный меч, в другом — такое указание не звучит. Тема "Битва с Драконом"-2 словесно задается мужчине следующим образом: "Представьте, что вам предстоит вырастить волшебного коня, найти в заповедном месте заветный меч, чтобы сразиться с Драконом и освободить из его плена прекрасную женщину". Для женщины словесная формула такая: "Представьте, что вы мужчина, которому предстоит вырастить волшебного коня, найти в заповедном месте заветный меч, чтобы сразиться с Драконом и освободить из его плена прекрасную женщину". Следует обратить внимание на то, что в словесной формуле звучит задание "сразиться с Драконом", а не "победить Дракона", потому что заранее невозможно определить, достаточно ли у мужского начала личности победоносных сил, чтобы одержать победу над Драконом. В сюжете инициации выясняется, насколько успешной и ресурсной является мужская защита в структуре личности участника инициации. Если Дракона победить не удалось, что бывает крайне редко, это является прямым указанием на необходимость дополнительных инициаций для укрепления ресурсов мужского начала личности. Объем эмоционального заряда, активизированного "Битвой с Драконом", обычно достаточно велик. Для первых результатов инициаций на эту тему характерно неполное освобождение от этого заряда. Когда в удобный для участника инициаций момент работа происходит с привлечением волшебного коня и заветного меча, растет умение мужского управлять и оперировать своими природными возможностями наиболее точно, продуктивно и компетентно. Незамужняя женщина 35 лет представила себя богатырем, у которого верхняя часть тела была развита как у взрослого мужчины, а нижняя — как у пятилетнего мальчика (расщепление в области Анимуса (мужского начала) в результате ранней травмы). Богатырь вел под уздцы беременную кобылу. Прохожие воспринимали шествие как приезд бродячего цирка, смеялись и подтрунивали над "богатырем". Разрешившись от бремени, кобыла сдохла (освобождение от материнского влияния), оставив богатырю прекрасного гнедого жеребенка с золотой гривой, обладавшего даром речи. После этого нижняя часть тела богатыря стала гораздо более взрослой, но он еще не твердо стоял на ногах. Жеребенок рассказал богатырю, как нужно ухаживать за ним, пасся на лугу, богатырь поил его из ручья. Далее действие разворачивалось в пшеничном поле, где в течение семи дней жеребенок гулял на воле, подрастая на глазах. Затем уже повзрослевший жеребенок сообщил, что скоро с неба спустится Прекрасная Кобылица (элемент божественного женского начала), которая позовет его с собой. Богатырь должен суметь удержать своего молодого коня, что еще никому не удавалось (умение управлять силами либидо). Преодолев серьезные трудности, богатырь справился с задачей. Прекрасная Кобылица превратилась в Деву, выразила богатырю свое признание и уважение, подарила на память белый платочек. В последующих событиях в ходе битвы с огромным многоголовым драконом, против которого выступила целая рать во главе со знакомым нам богатырем, платочек сыграл решающую роль. Богатырь вытер им пот со своего лба, и только после этого его решающий удар привел к окончательной победе (!) Освобожденная красавица оказалась Василисой Прекрасной, она тут же взмахом руки оживила поверженных драконом воинов, восстановила разрушенные им строения. Предложение инициационного терапевта взглянуть на мир глазами Василисы Прекрасной привело к следующему эффекту: женщина представляла себя на праздничном пиру то Василисой, то богатырем. Эффект мерцания женского амосознания был заметен некоторое время и после инициации — в определенные моменты она то испытывала удовольствие, ощущая себя по-женски ценной и защищенной, то обнаруживала, что снова воспринимает себя ответственной и сильной. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|