ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Установление Пасхи и праздника опресноков (Исход, 12)
Стихи 1-2 Исходом из Египта для евреев полагалось начало новой жизни, с этого времени порабощенному народу давалась возможность широкого государственного развития и духовно-нравственного совершенствования. Поэтому месяц выхода евреев из Египта должен был, по воле Божией, на будущее время быть первым месяцем года. Месяц этот, называемый ниже (13, 4) «авив» (по-славянски — месяцем «плодов новых», то есть месяцем колосьев), впоследствии, после вавилонского плена, получил наименование нисана (месяц цветов); он соответствует нашему марту-апрелю. Действительно, в последующие времена священный год евреев начинался с этого месяца, но в то же время у евреев сохранился другой счет месяцев для года гражданского, начинавшегося с самого месяца «тисри», соответствующего нашему сентябрю-октябрю. Стихи 3-14 Господь называет установленный Им праздник Пасхою (евр. «песах»). Объясняя затем значение праздника, Господь говорит, что Он этою ночью пройдет землю египетскую, поразит всех первенцев Египта — от человека до скота и над всеми богами египетскими произойдет суд, под чем можно понимать поражение обоготворяемых египтянами животных, или согласно c иудейским преданием — чудесное сокрушение египетских идолов. Кровь же пасхального агнца на домах евреев будет знамением, по которому Господь «пройдет мимо их» (евр. «песахти», по-славянски «покрываю вы» — последний перевод, до некоторой степени, выражает другое скрытое в слове «песах» понятие — пощады). Таким образом, слово Пасха означает, в ближайшем смысле, «прохождение мимо», но в то же время по своим последствиям установляемое празднество было избавлением, помилованием евреев в лице их первенцев. Праздник Пасхи называется вечным установлением в том смысле, что он совершался до конца времен ветхозаветных. Кроме того, он является вечным в собственном смысле, ибо новозаветная Пасха, прообразом которой был пасхальный агнец, будет совершаться вечно. Жертву пасхального агнца можно рассматривать в ближайшем историческом значении — в отношении к евреям и в духовно-таинственном прообразовательном значении — в ряду ветхозаветных прикровенных указаний на устроение нашего спасения, совершенное Господом Иисусом Христом. В ближайшем историческом отношении пасхальный агнец имел значение жертвоприношения (Исх. 12, 27, ср. 34, 25), совершенного евреями, оставляющими Египет. Обряды, сопровождавшие эту жертву, указывали на нее, как на благодарственно-умилостивительную жертву, заклание агнца и помазание кровью его домов представляло как бы выкуп за еврейских первенцев (ст. 27). Вкушение же пасхального агнца всеми членами семьи должно было изображать единение верующих с Богом через жертвенную трапезу, подобно тому, как для членов Церкви новозаветной таинство Евхаристии есть приобщение Телу и Крови Христа. Неквашенный хлеб (ст. 3) служил напоминанием быстрого исшествия из Египта, горькие травы были воспоминанием той горькой доли, от которой избавил израильтян Господь. Таинственно-прообразовательное значение пасхального агнца указано самим Писанием. По словам святого апостола Павла, Моисей «верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребить первенцев не коснулся их» (Евр.11, 28). Из этих слов видно, что совершение Пасхи должно было сопровождаться верою в Искупителя и потому пасхальный агнец прообразовал Христа Спасителя, Который, по словам Иоанна Крестителя, есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) — по словам Тайновидца «агнец, заколенный от сложения мира» (Апок. 13, 8). Подобно тому, как кровь пасхального агнца спасла от истребления еврейских первенцев, так все человечество, по словам святого апостола Петра избавлено «от суетной жизни и драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного ещё прежде создания мира, появившегося в последние времена для Вас» (1 Петр. 1, 18-20). Таким образом, пасхальный агнец прообразовательно указывал на новозаветную Пасху — на искупительные страдания Христа: «Пасха наша, Христос, — говорит Апостол, — заклан за нас» (1 Кор. 5, 7). В силу такого общего духовно-таинственного значения жертвы пасхального агнца и частные обряды этой жертвы имели прообразовательное значение. Так, несокрушение костей пасхального агнца (ст. 10), по изъяснению евангелиста Иоанна, прообразовательно указывало на несокрушение голеней распятому Христу Спасителю (Ин. 19, 31-36). Святая Церковь в своих песнопениях выразила это понимание таинственного значения Пасхи. «Желающие, — взывает Она к своим чадам, — Божественныя Пасхи причастится, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отъимем покаянием; препояшим чресла наша умерщвлением страстей; украсим ноги сапогами, возбранительными от всякого дела лукаваго, и утвердимся палицею веры» (Стихира на стиховне в четверг первой недели поста на повечерии). Стихи 15-20 Ближайшее историческое значение праздника опресноков было указано выше и Сам Господь определяет в словах 17 стиха: «в сей бо день изведу силу вашу от земли Египетския». Опресноки, таким образом, должны были напоминать последующим поколениям о выходе евреев из Египта, а в более частном смысле — о той поспешности, с которою они оставили страну порабощения (ст. 39; Втор. 16, 3). Кроме того, праздник опресноков имел значение нравственно-религиозное. Квасное, как заключающее в себе начала разложения, было символом нравственной порчи; опресноки, наоборот, являются символом нравственной чистоты. Отсюда правило закона, запрещавшее вкушать в продолжение семи дней праздника все квасное и предписывавшее употреблять только опресноки, предуказывало евреям ту нравственную чистоту, которая требовалась от них, как народа избранного, предостерегала их от той закваски язычества (в частности, египетского), которая могла извратить и повредить чистые религиозные истины, врученные Богом для хранения Израилю. Подобным образом и Христос Спаситель наставляя Своих учеников беречься «закваски фарисейской и саддукейской», то есть от учения фарисеев и саддукеев (Мф. 16, 6; 12). Наконец, в таинственно-прообразовательном отношении праздник опресноков предуказывал новозаветную Пасху — Христа, через Которого христиане, очищенные от ветхой закваски, будут праздновать новую пасху «не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5, 7-8). Стихи 21-27 Моисей передал старейшинам народа божественное повеление относительно совершения Пасхи, отложив возвещение воли Божией о празднике опресноков до ближайшего будущего (см. 13, 3-10). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|