Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Динамика персонажей




Отсутствие развития персонажей Тарра на протяжении всего повествования вытекает из круговой структуры его фильмов, однако эта особенность Тарра не является уникальной. Отсутствие развития персонажей – важный элемент ряда направлений модернистской традиции авторского кино. В частности, это типично для французского кинематографа, особенно для фильмов Брессона, Рене и Годара, и многих представителей немецкого нового кино, которое во многих аспектах представляет собой национальный вариант французской «новой волны». Для итальянского кинематографа это менее типично: развитие персонажей присутствует в фильмах Антониони и Пазолини, а в фильмах Феллини оно исчезает в конце шестидесятых годов. Отсылки Тарра к творчеству Годара и Фассбиндера также многое говорят о его методе в этом аспекте.

Тем не менее, между конкретными фильмами есть некоторые различия. Персонажи совершенно не развиваются в таких фильмах как «Аутсайдер», «Люди из панельного дома», «Осенний альманах», «Сатанинское танго» и «Туринская лошадь». Во всех этих фильмах основные черты персонажей проявляются уже в самом начале истории – они не только не меняются, но и позднее не обнаруживают никаких значимых черт своего характера. Возьмем в качестве примера Иримиаша из «Сатанинского танго».

Иримиаш – один из наиболее сложных персонажей фильмов Тарра. Он мошенник, однако обладает некоторыми позитивными или примечательными чертами, которые позволяют ему обманывать людей. Он умен, спокоен, красноречив, умеет убеждать и, безусловно, имеет вкус к поэзии и философии. Он умеет видеть людей насквозь, что позволяет ему ими манипулировать. С другой стороны, он высокомерен и непредсказуем, презирает всех, кто окружает его, он бесстыдный лжец и потенциальный террорист, у него нет сострадания к другим людям. Иримиаш и Петрина появляются во второй главе фильма. Первые слова Иримиаша, которые мы слышим – это примечательное наблюдение о по-разному идущих часах на стене и поэтический комментарий о времени: «Эти часы показывают разное время. И те, и другие, разумеется, неправильное. Эти слишком медленные. Другие же словно утверждают нашу беззащитность перед лицом вечности. Мы – как ветви под дождем: не можем защитить себя»[56].

С самого начала Иримиаш показан как очень интересный и примечательный персонаж. После первой главы, в которой другие персонажи говорят о нем как о своем спасителе, первое впечатление зрителя также будет скорее позитивным. Но очень скоро Иримиаш начинает вызывать прямо противоположные чувства, когда мы понимаем, что в реальности это спокойствие и философская возвышенность – ни что иное, как источник силы Иримиаша, позволяющей ему обманывать людей. Сразу после этой сцены мы узнаем, что Иримиаш и Петрина – преступники, и что они также становятся тайными агентами полиции. В следующей сцене, которая происходит в пивной, они становятся опасными и жестокими. В этой главе полностью раскрывается сложный и парадоксальный характер Иримиаша. После второй главы он больше не вызывает удивления зрителя. Мы лишь продолжаем наслаждаться его поэтичными речами и восхищаться его манипулятивными способностями, ужасаясь, в то же самое время, его жестокой беспринципности.

Фильмы, в которых происходит некоторое развитие персонажей – это «Семейное гнездо», «Проклятие», «Гармонии Веркмейстера» и «Человек из Лондона». «Гармонии Веркмейстера» – единственный из этих фильмов, в котором главный герой претерпевает существенное изменение, пусть даже оно не что иное, как его душевное заболевание. В остальных фильмах основные персонажи немного меняются к концу истории, однако это не подлинное изменение личности – они лишь ведут себя так, как никогда не делали до того. Лаци плачет, чего мы не могли от него ожидать, судя по его предыдущим поступкам. Каррер доносит в полицию на своих друзей, разрушая тем самым всё вокруг себя, включая собственные мечты. Малуэн, который долго игнорировал и избегал Брауна, неожиданно проникается к нему сочувствием и приносит ему в сарай еду, что становится причиной трагедии.

Ни одно из этих изменений не является результатом постепенного развития персонажей, основанного на их реакциях на внешние изменения. Единственный фильм, в котором есть указание на постепенный характер изменений – опять же «Гармонии Веркмейстера», где две сцены, предшествующие второй сцене в больнице можно интерпретировать как указание на такое изменение. Одна из этих сцен – погром в магазине, во время которого Валушка, сидя на полу, читает нечто вроде дневника, описывающего всеобщий порыв жестокого вандализма, охвативший город. Вторая сцена – та, в которой на железнодорожные рельсы перед Валушкой опускается таинственный вертолет. Ни в одной из этих сцен Валушка не проявляет каких-либо качеств, радикально отличающихся от прежних, но неадекватность его восприятия мира таково, что его можно определить как психоз. Если взглянуть на происходящее реалистично, то невозможно представить, чтобы кто-то вел дневник в литературном стиле среди жестокой варварской толпы, линчующей и убивающей людей, разрушающей все вокруг и поджигающей целый город. Равно и вертолет, опускающийся перед Валушкой, явно является параноидальной галлюцинацией. В остальных фильмах ничто не предвещает каких-либо изменений в поведении персонажей, и когда такие изменения внезапно происходят, то это указывает не на возможность позитивных изменений, а скорее на психический срыв, которым замыкается круг.

В заключение мы можем сказать, что персонажи Тарра по бóльшей части остаются неизменными от начала и до конца. Их можно охарактеризовать лишь несколькими чертами, которые полностью проявляются уже в самом начале. На протяжении остальной части повествования персонажи просто пытаются выжить, не пытаясь размышлять по поводу сложившихся обстоятельств или адаптироваться к ним. Все они находятся в нестабильной социальной ситуации и не обладают моральными или умственными качествами, с помощью которых они могли бы улучшить свое положение. Все их планы улучшения своего положения сводятся к тому, чтобы осуществить его за счет других, поэтому их коммуникация превращается в процесс постоянной борьбы и манипуляций другими людьми. Они исключительно уязвимы психологически и социально, что делает их неспособность к сотрудничеству с другими людьми еще одним препятствием в решении своих трудностей. Именно последнее заставляет зрителя смотреть на них дистанцированно, осуждать их поступки, когда они поступают неправильно, но никогда не осуждать полностью их личность, обладающую качеством, которое Тарру важнее всего выразить – человеческим достоинством.

 

В глубинах фильмов Тарра

В фильмах Тарра может нравиться многое. На наш взгляд, во всех его фильмах исследуется одна и та же базовая проблема – проблема человеческого достоинства в экстремальных моральных и экзистенциальных обстоятельствах, которые делают невозможным морализаторский подход. В этих фильмах показана экзистенциальная ситуация, не имеющая выхода, которая сама по себе является деморализующей, и которая становится еще более серьезной из-за моральных ошибок. Тарр помещает своих персонажей в ситуации, в которых они находятся в конечной стадии своей борьбы за сохранение человеческого достоинства. Они вот-вот проиграют эту борьбу, их выживание давно уже от них не зависит, но, пока они живы, они будут пытаться спасти свое достоинство.

В фильмах Тарра человеческое достоинство основывается не на морали. Оно основано на том факте, что, несмотря на всю их абсолютную беспомощность и безысходность ситуации, в которой они пребывают, персонажи остаются теми, кто они есть, как бы низко они не опускались. Иногда это приводит к саморазрушению, как в «Проклятии» и «Сатанинском танго». Но достоинство Малуэна также спрятано в его «слабости», поскольку он чувствует жалость к Брауну, и после случившейся трагедии он не может не вернуть деньги. Тарр способен устранить из концовки морализаторскую сентиментальность Сименона, потому что даже с таким финалом фильм остался историей о человеческом достоинстве Малуэна. Однако такой вариант концовки сильнее подчеркивает мысль, что чувство достоинства Малуэна рождается из его слабости.

Большинство зрителей Тарра находят его фильмы «депрессивными» и «негативными». В 2011 году, во время одного из показов «Туринской лошади» для участников конференции, некто из аудитории задал обычный вопрос:

«Почему ваши фильмы так пессимистичны?»

Тарр ответил: «Скажите мне, после этого фильма вы почувствовали себя сильнее или слабее?»

«Сильнее» – был ответ.

«Спасибо. Вы сами ответили на свой вопрос».

 

Если мы будем рассматривать только темы и обстоятельства нарративов фильмов Тарра, то мы увидим только негативность и чрезмерную безнадежность. Если мы будем рассматривать персонажей Тарра, появится нечто еще, что может стать источником катарсиса в этих фильмах. Человеческое достоинство означает одно и то же и на самом дне безнадежности, и в более счастливых обстоятельствах. У нас всегда есть шанс продолжать жить жизнью, полной надежд и мечтаний, как если бы эти обстоятельства не существовали, пока все время держим в голове последнюю фразу из «Туринской лошади»: «Надо есть».

 

Отель «Магнезит»

Причина, по которой мы поместили обсуждение этого короткометражного фильма раннего периода в последний раздел нашей книги, заключается в том, что отношение Тарра к его персонажам является в нем наиболее явно выраженным. Этот факт также подтверждает, что это отношение было основой его творческого кредо с самого начала, в каких бы обстоятельствах и жанрах он ни работал. «Отель "Магнезит"» – это короткометражный фильм (точнее – телеспектакль) продолжительностью примерно двенадцать минут, который был снят Тарром на втором курсе киношколы. Это был единственный раз, когда Тарр работал в студии, но он и здесь использовал свой обычный импровизационный стиль с участием обычных людей, и один из актеров был его бывшим коллегой по работе на судоверфи.

Фильм состоит из единственной сцены в рабочем общежитии. Один из обитателей официально выселен из общежития из-за кражи, которую он предположительно совершил якобы совместно со своим приятелем. История начинается с того момента, когда выносится решение о его выселении и продолжается до того момента, когда он покидает общежитие. Человек напуган тем, что его изгоняют, и пытается защищаться. Он зовет на помощь своих соседей по комнате. Но они, вместо того, чтобы защищать его, начинают его порицать. Они немедленно заявляют, что он должен им деньги, а один из них пытается занять его кровать. Очень скоро он оказывается совершенно один среди товарищей, с которыми он работал, ходил в пивную и которые были его сообщниками в краже. По мере того, как спор развивается, он оказывается все более и более изолированным и униженным. Теперь весь вопрос уже не в том, сохранит он или нет свое место в общежитии, а сможет ли он покинуть общежитие с достоинством. Мы узнаем, что когда-то он был офицером военно-воздушного флота, и сейчас он не только утратил все, что у него было в жизни, но и оказался низшим по отношению к людям самого низкого социального статуса, униженным теми, кто все еще находится рядом с ним. В конце он плачет и достает из бумажника кусок бумаги, доказывающий, что он был летчиком. Это фильм об отчаянной борьбе человека за сохранение остатков своего достоинства, несмотря на обстоятельства и тех, кто его окружает. Этот человек выпал из общества «порядочных» людей, и последним знаком его былого статуса является клочок бумаги, подтверждающий, что когда-то он был респектабельной персоной. Он не может сохранить свое место, и поэтому все, чего это хочет – это с честью покинуть комнату. Так как у этой сцены нет нарративного контекста, то этот фильм в бóльшей степени, чем какой-либо другой, иллюстрирует наиболее важную тему всего творчества Тарра: борьбу за сохранение человеческого достоинства.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных