Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАСЧЕТ ИЗОЛЯЦИИ ГРУЗОВЫХ ТАНКОВ




Для расчетов притока теплоты через изоляцию грузовых танков воспользуемся следующей формулой:

Q = λ A (T1-Т2)

ζ

где ζ — толщина изоляции, м; λ— удельная теплопроводность материала, Вт/(м-К); Q — тепловой поток, Вт;

А — площадь изоляции, м2; T 1, — температура теплой поверхности изоляции, К; Т2 — температура холодной поверхно­сти изоляции, К.

Для наглядности рассмотрим применение этой формулы на конкретном примере.

Пример. Определим количество теплоты, которое проникает через изоляцию одного грузового танка судна вместимостью 75 000 м3. Танк изолирован полиуретановой пеной, наполненной фреоном, толщиной 100 мм; тепло-воспринимающая поверхность танка 690 м2. Температура окружающей среды 30°С, а температура груза -40° С.

1. Из табл.20 выбираем значение удельной теплопроводности полиуретановой пены: 0,023 Вт/(мК).

2. Подставим известные значения в формулу для расчета притока теплоты (см. выше):

Q = (0,023 • 690 • 70): 0,1 = 11 109 Вт = 11,11 кВт.


3. Если произойдет отделение изоляции танка от его переборок (например, при образовании льда между перебор­кой танка и изоляцией), то приток тепла будет значительно больше, поскольку в том месте, где отстала изоляция, сталь будет единственным изоляционным материалом между грузом и окружающей средой. Удельная теплопровод­ность стали составляет 50,2 Вт/м-К (табл. 20).

Таблица 20. Теплофизические характеристики некоторых материалов

Тип изоляции   Теплопроводность, Вт/м-К.   Плотность, КГ/М3   Теплоемкость, кДж/кг-К  
Неподвижный воздух   0,024   1,29   1,0  
Полистирол (пена)   0,038     1,34  
Эбонит (разрыхленный)   0,029     1,38  
Полиуретан (пена)   0,023     1,26  
PVC (пена)   0,033     1,34  
Бакелит   0,041     1,34  
Стекловата (маты)   0.035     0,84  
Стекловата (насыпью)   0,041     0,84  
Минеральная вата (маты)   0,035     0,84  
Минеральная вата (насыпью)   0,041     0,84  
Перлит   0,035     0,84  
Сталь   50,2     0,46  

 

4. При толщине стали 20мм приток тепла в танк составит (табл. 21)

Q = (50,2 • 690. 70): 0,02 = 121 233 000 Вт = 121 233 кВт.

Таблица 21. Множители для образования десятичных кратных и дольных единиц и их наименование

Число   Порядок измерения   Название   Сокращенное обозначение  
  1012   Тера   Т  
  109   Гига   Г  
1 000000   106   Мега   М  
  103   Кило   К  
  102   Гекто   Г  
    Дека   ДА  
0,1   10-1   Деци   Д  
0,01   10-2   Санти   С  
0,001   10-3   Мили   М  
0,000001   10-6   Микро   МК  
0,000000001   10-9   Нано   Н  
0,000000000001   10-12   Пико   п  

Как видим, приток тепла через переборку танка будет на несколько порядков выше, чем приток тепла через 10-сантиметровый слой изоляции. Правда, этот расчет не является реалистичным, поскольку на практике вся изоля­ция танка не отваливается. Даже в таком, гипотетическом, случае на внешней поверхности танка будет образовывать­ся слой льда, выполняющий роль своего рода изолирующего материала. В этом случае приток тепла в танк будет значительно ниже.

ДИАГРАММА МОЛЬЕ

Для практических целей наиболее важно рассчитать время охлаждения груза с помощью имеющегося на борту судна оборудования. Поскольку возможности судовой установки по сжижению газов во многом определяют время стоянки судна в порту, знание этих возможностей позволит заранее планировать стояночное время, избегать ненужных простоев, а значит и претензий к судну.

Диаграмма Молье. которая приводится ниже (рис. 62), рассчитана только для пропана, но метод ее использова­ния для всех газов одинаков (рис. 63).

На диаграмме Молье используется логарифмическая шкала абсолютного давления log) — на вертикальной оси, на горизонтальной оси h — натуральная шкала удельной энтальпии (см. рис. 62, 63). Давление — в МПа, 0,1 МПа = 1 бар, поэтому в дальнейшем будем использовать бары. Удельная энтальпия измеряется п кДж/кг. В дальнейшем при решении практических задач будем постоянно использовать диаграмму Молье (но только ее схема­тичное изображение с тем, чтобы понять физику тепловых процессов, происходящих с грузом).

На диаграмме можно легко заметить своего рода «сачок», образованный кривыми. Границы этого «сачка» очерчи­вают пограничные кривые смены агрегатных состояний сжиженного газа, которые отражают переход ЖИДКОСТИ В насы­щенный пар. Все, что находится слева от «сачка», относится к переохлажденной жидкости, а все то, что справа от «сачка», — к перегретому пару (см. рис 63).

Пространство между этими кривыми представляет собой различные состояния смеси насыщенных паров пропана и жидкости, отражающие процесс фазового перехода. На ряде примеров рассмотрим практическое использование* диаграммы Молье.

Пример 1: Проведите линию, соответствующую давлению в 2 бара (0,2 МРа), через участок диаграммы, отражающий смену фаз (рис. 64).

Для этого определим энтальпию для 1 кг кипящего пропана при абсолютном давлении 2 бара.

Как уже отмечалось выше, кипящий жидкий пропан характеризуется левой кривой диаграммы. В нашем случае это будет точка А, Проведя из точки А вертикальную линию к шкале А, определим значение энтальпии, которое составит 460 кДж/кг. Это означает, что каждый килограмм пропана в данном состоянии (в точке кипения при давлении 2 бара) обладает энергией в 460 кДж. Следовательно, 10 кг пропана будут обладать энтальпией 4600 кДж.

Далее определим величину энтальпии для сухого насыщенного пара пропана при том же давлении (2 бара). Для этого проведем вертикальную линию из точки В до пересечения со шкалой энтальпии. В результате найдем, что максимальное значение энтальпии для 1 кг пропана в фазе насыщенных паров составит 870 кДж. Внутри диаграммы

* Для расчетов используются данные из термодинамических таблиц пропана (см. Приложения).

Рис. 64. К примеру 1 Рис. 65. К примеру 2


 
 


 



Удельная энтальпия, кДж/кг (ккал/кг)

Рис. 63. Основные кривые диаграммы Молье


(рис. 65) линии, направленные из точки критического состояния газа вниз, отображают количество частей газа и жидкости в фазе перехода. Иными словами, 0,1 означает, что смесь содержит 1 часть паров газа и 9 частей жидкости. В точке пересечения давления насыщенных паров и этих кривых определим состав смеси (ее сухость или влажность). Температура перехода постоянна в течение всего процесса конденсации или парообразования. Если пропан находится в замкнутой системе (в грузовом танке), в ней присутствуют и жидкая и газообразная фазы груза. Можно определить температуру жидкости, зная давление паров, а давление паров — по температуре жидкости. Давление и температура связаны между собой, если жидкость и пар находятся в равновесном состоянии в замкнутой системе. Заметим, что кривые температуры, расположенные в левой части диаграммы, опускаются почти вертикально вниз, пересекают фазу парообразования в горизонтальном направлении и в правой части диаграммы опять опускаются вниз почти верти­кально.

П р и м е р 2: Предположим, что есть 1 кг пропана в стадии смены фаз (часть пропана жидкость, а часть — пар). Давление насыщенных паров составляет 7,5 бар, а энтальпия смеси (пар—жидкость) равна 635 кДж/кг.

Необходимо определить, какая часть пропана находится в жидкой фазе, а какая в газообразной. Отложим на диаграмме прежде всего известные величины: давление паров (7,5 бар) и энтальпию (635 кДж/кг). Далее определим точку пересечения давления и энтальпии — она лежит на кривой, которая обозначена 0,2. А это, в свою очередь, означает, что мы имеем пропан в стадии кипения, причем 2 (20%) части пропана находятся в газообразном состоя­нии, а 8 (80%) находятся в жидком.

 


Также можно определить манометрическое давление жидкости в танке, температура которой 60° F, или 15,5° С (для перевода температуры будем использовать таблицу термодинамических характеристик пропана из Приложения).

При этом необходимо помнить, что это давление меньше давления насыщенных паров (абсолютного давления) на величину атмосферного давления, равного 1,013 мбара. В дальнейшем для упрощения расчетов мы будем использо­вать значение атмосферного давления, равное 1 бару. В нашем случае давление насыщенных паров, или абсолютное давление, равно 7,5 бара, поэтому манометрическое давление в танке составит 6,5 бара.

Рис. 66. К примеру 3

Ранее уже упоминалось, что жидкость и пары в равновесном состоянии находятся в замкнутой системе при одной и той же температуре. Это верно, однако на практике можно заметить, что пары, находящиеся в верхней части танка (в куполе), имеют температуру значительно выше, чем температура жидкости. Это обусловлено нагревом танка. Однако такой нагрев не влияет на давление в танке, которое соответствует температуре жидкости (точнее, температуре на поверхности жидкости). Пары непосредственно над поверхностью жидкости имеют ту же самую температуру, что и сама жидкость на поверхности, где как раз и происходит смена фаз вещества.

Как видно из рис. 62—65, на диаграмме Молье кривые плотности направлены из левого нижнего угла диаграммы «сачка» в правый верхний угол. Значение плотности на диаграмме может быть дано в Ib/ft3. Для пересчета в СИ используется переводной коэффициент 16,02 (1,0 Ib/ft3 = 16,02 кг/м3).

Пример 3: В этом примере будем ис­пользовать кривые плотности. Требуется оп­ределить плотность перегретого пара пропана при абсолютном давлении 0,95 бара и темпе­ратуре 49° С (120° F). Также определим удель­ную энтальпию этих паров.

Решение примера видно из рис 66.

В наших примерах используются термо­динамические характеристики одного газа — пропана.

В подобных расчетах для любого газа ме­няться будут только абсолютные величины термодинамических параметров, принцип же остается тот же самый для всех газов. В дальнейшем для упрощения, большей точности расчетов и сокращения времени бу­ дем использовать таблицы термодинамичес­ких свойств газов.

Практически вся инфор­мация, заложенная в диаграмму Молье, приведена в табличной форме.

С помощью таблиц можно найти значе­ния параметров груза, но трудно. Рис. 67. К примеру 4 представить себе, как идет процесс.. охлаждения, если не использовать хотя бы схематичное отображе­ние диаграммы p—h.

Пример 4: В грузовом танке при тем­пературе -20' С находится пропан. Необхо­димо определить как можно точнее давление газа в танке при данной температуре. Далее необходимо определить плотность и энталь­пию паров и жидкости, а также разность'эн­тальпии между жидкостью и парами. Пары над поверхностью жидкости находятся в со­стоянии насыщения при той же температу­ре, что и сама жидкость. Атмосферное дав­ление составляет 980 млбар. Необходимо построить упрощенную диаграмму Молье и отобразить все параметры на ней.

Используя таблицу (см. Приложение 1), определяем давление насыщенных паров пропана. Абсолютное давление паров пропана при температуре -20° С равно 2,44526 бар. Давление в танке будет равно:


давлению в танке (избыточное или манометрическое) 1,46526 бара

атмосферное давлени= 0,980 бара =

Абсолютное _ давление 2,44526 бара

 

В колонке, соответствующей плотности жидкости, находим, что плотность жидкого пропана при -20° С составит 554,48 кг/м3. Далее находим в соответствующей колонке плотность насыщенных паров, которая равна 5,60 кг/м3. Энтальпия жидкости составит 476,2 кДж/кг, а паров — 876,8 кДж/кг. Соответственно разность энтальпии составит (876,8 - 476,2) = 400,6 кДж/кг.

Несколько позже рассмотрим использование диаграммы Молье в практических расчетах для определения работы установок повторного сжижения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных