Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обеспечение процедур их принятия и принятие государственных решений;




3) выполнение государственных решений.

 

 

Рис. Технология государственного решения в гражданской службе

 

Качество (эффективность) данных решений напрямую зависит от тщательного соблюдения всех технологических требований (процедур) на каждом из этих трех этапов.

Разработка управленческого решения, его принятие и доведение до исполнителей
Разработка, принятие и исполнение государственных управленческих решений - сложный, многоступенчатый процесс практической реализации государственного публичного интереса. Это самый ответственный этап управленческой деятельности, требующий серьезного интеллектуально-волевого напряжения, смелости и готовности взять на себя ответственность. Обсуждать и спорить вокруг проблемы можно много и долго, а вот принимается решение только один раз. Более того, решение надо не только принять, но органически «встроить» в уже действующую систему управленческих решений. Поэтому, приступая к разработке решения, следует честно ответить на вопросы: какова объективная необходимость в такого рода решении? нельзя ли без него обойтись вообще? какая в нем социально-экономическая и политическая потребность? какие задачи с его помощью будут решены и какие цели будут обеспечены? во что оно обойдется обществу и что полезного оно получит взамен? Не ответив на эти и многие другие вопросы аналогичного смысла, трудно рассчитывать, что решение получится законным, рациональным и действенным, что поставленная задача будет успешно решена. А в случае провала трудно рассчитывать на уважительное отношение к их инициаторам и исполнителям. На содержание управленческого решения влияет множество объективных и субъективных факторов, причем как внутреннего, так и внешнего характера. Объективную сторону представляют факторы внешней среды на макро- и микро- уровнях: интересы и потребности общества, государства, различных социальных групп и категорий граждан; экономические, политические, социальные, технологические, демографические, информационные, временные условия; качество сложившегося правового поля управления; факторы внутренней среды - наличие объективных возможностей для принятия и реализации научно обоснованных решений: компьютерной техники, программного обеспечения, соответствующих информационных технологий, интеллектуального кадрового потенциала и т.д. В основе каждого управленческого решения должны лежать весомые причины. Его инициация должна быть порождением серьезных жизненных обстоятельств, а исполнение - качественным и ответственным. В противном случае в управлении будет больше формально-бюрократического и пустого, чем конструктивно-созидательного. Субъективными факторами являются факторы, связанные с самим субъектом, принимающим решение, - его цели, задачи и потребности; профессионализм, авторитет, способность к принципиальному анализу и объективному восприятию реальной действительности, нравственность мотивации и волевые качества руководителей и специалистов. Их инертность, безразличие, маниловщина априори ведут к провалу даже самого разумного решения. Особо важны инновационные способности, т.е. умение творчески и ответственно относиться к проблеме; грамотно оценивать ситуацию и решиться на разумный риск. Такие качества особо важны, если учесть, что управленческие решения чаще всего принимаются в условиях многофакторности, противоречивости и неопределенности развития ситуации, а нередко и конфликтности, что в себе таит не только различные угрозы и опасности, но и требует ответственного, смелого и творческого поиска новых управленческих подходов, стимулирует профессиональное развитие персонала управления. Многое зависит и от того, решается ли новая задача, как принимается решение - единолично или в коллегиальном порядке, кто и по каким причинам его инициирует, какие имеются в его распоряжении ресурсы, в каких пределах должна соблюдаться конфиденциальность. Ведущие причины инициации управленческого решения тоже разнообразны: 1. Экстремальная (чрезвычайная) ситуация - стихийное бедствие (землетрясение, наводнение, пожары, извержение вулкана, резкое изменение температурного режима и т.д.); различные технические и технологические катастрофы, которых в нашу техногенную эпоху становится все более опасными и даже глобальными; обширные общественные конфликты - массовые или групповые беспорядки, вооруженные нападения, терроризм, эпидемии, разблокирование опасных производств и др. Особенность таких ситуаций состоит в их непредсказуемости. Возникают они, как правило, внезапно, сопровождаются огромными материальными и моральными потерями, нередко человеческими жертвами. Экстремальность - это повод для быстрого осмысления ситуации, принятия нужных управленческих решений без каких-либо проволочек и главное - самых решительных действий; 2. Конфликтная социальная ситуация. Ее основные признаки - забастовки, акции протеста, голодовки, массовые демонстрации, пикеты, групповые обращения граждан к президенту и депутатам, в общественные палаты и средства массовой информации; многие другие явления, подрывающие спокойствие общества, провоцирующие рост социальной напряженности. Недооценка или игнорирование конфликта, нежелание понять его суть и истоки, неуважительное отношение к инициаторам протеста приводят к тому, что даже незначительные конфликтные ситуации перерастают в острые. А значит, становятся затяжными и трудно разрешимыми; 3. Проблемная ситуация - важнейший и наиболее распространенный импульс инициации управленческих решений. Проблемная ситуация - это естественное явление. Это закономерное порождение диалектического развития общественного бытия, результат противоречий между стабильностью и изменчивостью, отживающим и нарождающимся, старым и новым, прогрессивным и консервативным. Важно своевременно увидеть, понять и правильно оценить проблему, уловить ее смысл и возможные последствия, определить обстоятельства и причины, источники и факторы позитивного разрешения; 4. Обращения граждан и их групп населения в государственные структуры. Решения, будучи своего рода реакцией на эти обращения, выражают и защищают интересы граждан, их права и свободы. В чем, кстати, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и состоит основной смысл деятельности законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, судебной системы. Там, где гражданин выступает со своим интересом, взглядом, жалобой, там должна быть адекватная управленческая реакция государства; 5. Требования, исходящие от вышестоящих субъектов управления, правомочных определять и направлять деятельность нижестоящих структур. Форма этих импульсов - правовые акты (управленческие решения) вышестоящих инстанций, которые устанавливают обязательные правила ведения общественных дел и требуют их соблюдения как исполнителями, так и самими субъектами управления; 6. Факты, отношения, события, состояния, выявляемые в процессе контроля, - еще один источник инициации управленческих решений. Смысл решений, принимаемых по итогам контрольных проверок сводится к тому, чтобы не только обнаружить и оценить недостатки, ошибки и злоупотребления, зафиксировать их и, если надо, обнародовать, но и сделать соответствующие организационные выводы, наметить действенные меры по недопущению подобного в будущем. Контроль не должен быть самоцелью, а источником конструктивных созидающих решений. Все перечисленное самым активным образом влияет на качество государственных актов, придает управленческой деятельности должную логичность, последовательность, конструктивность и процессуальность. Вот почему во всех звеньях управленческой цепи должен быть установлен четкий порядок принятия и реализации управленческих решений. Каждому должно быть понятно, в каком ведомстве и на каком уровне решается тот или иной вопрос, кто и в каком порядке его решает, какие проблемы рассматриваются единолично, а какие требуют коллективного решения. Основные элементы процесса разработки и принятия управленческого решения следующие: а. Подготовка проекта правового акта управления (обдумывание). На этой стадии определяются сроки подготовки альтернативных проектов управленческих решений и круг их разработчиков. Организуется эта работа тем органом, в компетенцию которого входит его принятие и издание, или по его поручению одним или несколькими подчиненными ему органами, организациями или должностными лицами. Инициаторами проекта управленческого акта могут быть различные организации, структурные подразделения, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, ученые, общественные организации, которые, основываясь на знании реальной практики, пытаются совершенствовать ту или иную сферу государственной управленческой деятельности. В порядке инициативы проекты актов управления могут быть подготовлены любыми заинтересованными органами, организациями и лицами. Однако для соответствующего органа исполнительной власти это не создает юридической обязанности их рассмотрения. Тем не менее, они не должны оставаться без внимания, по крайней мере, на них необходимо давать ответы, принимать соответствующие меры. б. Определение структуры проекта правового акта управления. Этому должен предварять глубокий анализ, соответствующая диагностика и объективная оценка сложившейся ситуации. Причем информация должна быть своевременной, достоверной и полной. Не помешает также хорошее знание общественного мнения. Ошибки, заблуждения, самообман, иллюзии в государственном управлении во многих случаях как раз зарождаются на стадии анализа и оценки управленческой ситуации, а потом автоматически воспроизводятся во всех звеньях управленческой цепи, по сути дела сводя на нет всякий смысл управления. в. Стадия прогнозирования и моделирования возможных управленческих решений и действий - непременный элемент процесса принятия управленческого решения на научных основаниях. Практика разработки альтернативных вариантов будущего решения имеет свой большой смысл, ибо позволяет максимально полно учесть интересы государства и общества, задействовать весь имеющийся в распоряжении арсенал научных знаний и практического опыта. При этом они гарантируют принятие наиболее обоснованного управленческого решения, свободное обсуждение, обмен мнениями, «мозговые атаки», дискуссии и даже нелицеприятные споры. Они не только желательны, но и обязательны. г. Следующей стадией является оценка предложенных альтернатив, отсев заведомо нежизнеспособных и выбор лучшей из них. Особо сложен он в условиях неопределенности, риска или кризиса. Поэтому главным для руководителя является не ошибиться в критериях и индикаторах (индексах) оценки предложенных вариантов: рейтинг, уровень затратности, степень учета интересов различных социальных слоев и групп населения, степень удовлетворения актуальных потребностей людей, возможные негативные последствия. д. Согласование акта управления с заинтересованными ведомствами и должностными лицами. Согласование - обязательная стадия разработки акта управления, если это устанавливается в специальном нормативном акте (например, обязательность согласования постановления федеральных органов исполнительной власти, в котором затрагиваются финансово-экономические вопросы, с министерством финансов и министерством экономики). Все проекты управленческих решений, имеющих общее юридическое значение, в обязательном порядке должны быть согласованы с юридической службой. Не менее важной является научная и общественная экспертиза проекта решения учеными, политическими партиями, неправительственными организациями, общественными палатами, ассоциациями специалистов. е. «Вершиной» управленческой деятельности является стадия принятия управленческого решения, т.е. стадия официальной коллективной экспертной оценки и придания проекту решения окончательно обязательного характера. В каждом государственном органе данная стадия реализуется в строго установленных организационно-правовых формах, закрепленных в соответствующих регламентах, положениях, инструкциях и методических рекомендациях. В них изложены все правила юридической техники: строгость формулировок норм и принципов; единообразие трактовок понятий и терминов; четкость юридического языка; емкость и точность заголовков разделов, глав и параграфов; правильность обозначений государственных органов, организаций и учреждений; наличие всех необходимых реквизитов. ж. Подготовка предложений об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных государственных актов или их частей в связи с принятием нового управленческого решения. з. Издание (подписание, утверждение) правового акта управления. Издание - стадия, на которой подготовленный проект управленческого решения приобретает юридическую силу, становится официальным документом. В коллегиальных органах государственного управления моментом принятия акта является голосование по предложенному проекту и принятие членами данного коллегиального органа решения большинством голосов; в единоличных органах (президент, министр, губернатор) моментом принятия управленческого решения является момент его подписания соответствующим руководителем. к. Направление принятого правового акта управления в Министерство юстиции РФ для его государственной регистрации и обнародования путем опубликования в официальных изданиях (в случаях, предусмотренных действующим законодательством), а значит, его окончательного внешнего оформления и вступления в законную силу. В этот момент управленческое решение как бы выходит за пределы субъекта управления (его автора) и попадает в поле зрения тех, кого оно касается и кто будет его исполнять. л. Процедура детального ознакомления с принятым государственным актом общественности, заинтересованных лиц и исполнителей. Реализуется данная процедура в разных формах - путем издания специальных сборников; направления по почте соответствующим ведомствам и должностным лицам; устного ознакомления; ознакомления «под расписку»; проведения совещаний и семинаров; комментирование в средствах массовой информации с соответствующими комментариями (газеты, радио, телевидение, специальные сайты сети Интернет). Цель преследуется в этом случае одна: исполнители должны вникнуть и хорошо понять замысел и содержание управленческого решения, добиться единого его толкования на всех уровнях и во всех звеньях управленческой иерархии. На этом этапе по сути и начинается исполнение принятого решения. Конкретный порядок разработки управленческих решений, как уже говорилось, закреплен в соответствующих нормативных документах. Например, управленческие решения федеральных органов исполнительной власти разрабатываются, принимаются и издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Издаются они в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Структурные подразделения и территориальные органы издавать нормативные правовые акты, как мы уже отмечали, не вправе. Решение может быть принято совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. В этом случае проект подлежит согласованию головной организацией с заинтересованными министерствами и службами и агентствами. Согласование нормативного правового акта оформляется визами. Подготовка проекта документа возлагается на одно или несколько структурных подразделений федерального органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются крут должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке документа обязательно участвует юридическая служба. В процессе работы над проектом должен быть проведен тщательный анализ проблемной ситуацией, четко определены цели и задачи будущего решения, изучено соответствующее законодательство и договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вне поля зрения не должны остаться научная литература, материалы периодической печати, данные социологических и иных исследований. Подготовленный проект до его подписания (утверждения) должен пройти экспертизу на его соответствие социальным интересам и законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка. Решения подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности. В отдельных случаях они могут подписываться (утверждаться) первыми заместителями (заместителями) руководителя, на которых в установленном порядке возложено руководство отраслевыми службами (блоками), сформированными в этих органах. Государственной регистрации подлежат решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственная регистрация осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В течение суток после государственной регистрации подлинник документа с присвоенным ему регистрационным номером направляется в федеральный орган исполнительной власти, представивший документ на государственную регистрацию. Решения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература», направляются в научно-технический центр правовой информации «Система» и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом самим федеральным органом исполнительной власти.
Организация исполнения государственно-управленческих решений
Значимость и качество управленческого решения проверяются практикой, конкретными делами. Управление лишь тогда эффективно и качественно, если все то, что предусмотрено в управленческих решениях, должным образом исполнено. Решение - не самоцель, это важная, но все-таки лишь начальная, подготовительная часть процесса управления. Наивно полагать, что стоит принять хорошее решение, как оно само по себе воплотится в жизнь, запланированные изменения совершатся автоматически, так сказать, «естественным» образом. Разработать хорошее решение очень трудно, но еще труднее его реализовать. Тем более, если оно не популистское, а ущемляет чьи-то интересы, требует высокого профессионализма, силы воли, настойчивости, организованности, должной исполнительской дисциплины. А этого чаще всего как раз и недостает. Огромное число управленческих решений не выполняется или выполняется формально. Не случайно 46,4% россиян и 33,6 % служащих говорят о коррумпированности системы реализации принятых решений, 53,1% - о правовом нигилизме и бюрократизме, 25,6% - низкой исполнительской дисциплине и безответственном отношении к служебным обязанностям. Много нужных и добротно проработанных управленческих решений остаются на бумаге, заканчиваются благими пожеланиями, а при смене руководства и вовсе забываются. Реализация управленческого решения - это процесс претворения в жизнь намеченных целей, оценка полученных промежуточных и конечных результатов, внесение корректив в процессе исполнения намеченного. Это процесс перманентного решения как типичных, повторяющихся задач, так и новаторских, рассчитанных на уникальные преобразования. Значит, требуются новые научные разработки и проведение соответствующих экспериментов, принятие новых правовых актов и внесение поправок в действующие. С этого, по сути дела, и начинается серьезная организаторская работа по мобилизации усилий исполнителей, обеспечению их творческого, ответственного отношения к делу. Исполнение принятых управленческих решений - достаточно сложный этап, который состоит из нескольких стадий. 1. Подбор и расстановка исполнителей, обеспечение необходимых условий для их успешной деятельности. Это кропотливая работа по определению круга лиц, которые могут быть привлечены к исполнению принятого решения. Под каждое управленческое решение должен быть подведен адекватный состав исполнителей. Затем проводится их инструктаж, если надо, организуется специальное обучение, формулируются конкретные задания, устанавливаются сроки исполнения. Руководитель (субъект управления) должен быть твердо убежден, что смысл принятого управленческого решения исполнителям ясен, что они знают и понимают как общие стратегические задачи, так и индивидуальные задания, хорошо представляют способы их выполнения. В противном случае рассчитывать на серьезный успех не приходится. В процессе подбора и расстановки исполнителей целесообразно преимущественно использовать методы убеждения, стимулирующие ответственность, сознательное отношение к делу и высокую исполнительскую дисциплину. Главное - достижение заинтересованности сотрудников в успешной реализации принятого решения, 2. Следующий шаг в организации исполнения решения - мобилизация имеющихся ресурсов для исполнения намеченного. Таких ресурсов множество - природные, материально-финансовые, производственные, научно-технические, технологические, информационные, идеологические. Тут же разрабатываются различного рода планы, инструкции, рекомендации, памятки, устанавливаются источники и каналы получения управленческой информации, формы отчетности и др. Пренебрежение подобными элементами организации исполнения решений однозначно приводит к снижению их эффективности, уменьшает возможность достижения поставленных целей. Номенклатура, объемы и качество ресурсов должны быть оптимальными. Здесь не должно быть ни расточительства ни сверхэкономности. В первом случае не избежать разбазаривания ресурсов и воровства, во втором - отсутствия качества. Многие десятилетия мы строили дороги, вложили в них массу государственных ресурсов, а в конечном итоге дорог не имеем. Аналогичное положение сложилось с жильем, коммунальным хозяйством, колхозно-совхозным сельхозпроизводством, товарами народного потребления. Экономная экономика привела к тому, что в рынок мы вошли практически с неконкурентным производством, отсталыми технологиями, массой никому не нужных некачественных товаров на складах. Не случайно, сегодня на прилавках магазинов с трудом найдешь вещь с товарным знаком советского периода. Экономика должна быть экономной, но не в ущерб общественному прогрессу и качеству жизни. Страна, которая по удельному весу природных, материально-технических и интеллектуальных ресурсов на душу населения принадлежит к числу наиболее богатых, не должна быть отсталой по качеству жизни населения. Расточительство, с одной стороны, и бюрократическая жесткость плановой системы, с другой, сделали свое дело. Ресурсы у нас есть, их использовать надо разумно, рационально и социально целесообразно. Далее жить в плохо измеряемом растратно-экономном режиме нельзя. 3. После определения состава исполнителей и выделения им необходимых ресурсов наступают самый сложный организационный этап: соединение людей и ресурсов. В процессе таких действий обычно решаются следующие задачи: устанавливаются нормы трудовых затрат каждого исполнителя и каждого трудового коллектива; определяются нормативы затрат времени, энергии, материалов, денежных ресурсов на воспроизводственную деятельность, с одной стороны, и количества и качества получаемых материальных, социальных и духовных продуктов - с другой. Мы должны научиться управлять так, чтобы затраты снижались, а объемы и качество полученных результатов повышались. А значит, предусматривать и своевременно вводить в действие стимулы и санкции за выполнение установленных норм деятельности, за соблюдение нормативов расхода ресурсов и получаемой продукции, требуемого количества и качества. Между тем в нашей управленческой практике к стимулам всегда было и сегодня сохраняется особое отношение. В лучшем случае используются моральные стимулы. Чаще же полагаемся на «сильную руку», принуждение и страх перед санкциями, забывая, что материальные и моральные стимулы (как и санкции) являются важнейшим элементом упорядочения и активизации деятельности человека. 4. Далее в исполнении управленческих решений на первый план выходит практическое осуществление намеченного, т.е. реальное претворение в жизнь утвержденных планов и программ, полученных заданий и поручения. Этот кропотливый повседневный труд и является самой важной составляющей в процессе реализации управленческих решений. Здесь не должно быть авралов, нервозности, лозунговости, митинговщины, мало эффективных мобилизационных мероприятий. Главное - предметность, ритмичность, согласованность, взаимодействие и разумная напряженность трудового процесса. А для руководителей - настойчивость, умение заставить себя и других делать то, что предусмотрено решением, причем делать творчески, ответственно и качественно. Таким образом, на стадии практического исполнения принятого управленческого решения решается целый комплекс задач - создаются правовые, кадровые, организационные и материально-технические условия для успешного осуществления решения. Если есть необходимость, вводятся необходимые изменения в «набор» функций и полномочий исполнителей, уточняются должностные инструкции, определяются виды и поощрений и формы ответственности, уточняются рамки действий «по усмотрению». 5. Контроль хода исполнения решения. Контроль является особым видом управляющего воздействия. Суть его заключается в анализе и оценке состояния и результатов реализации управленческих решений. Вне контроля и объективных оценок проделанного невозможна сколько-нибудь целенаправленная созидательная человеческая деятельность. Управление вне контроля превращается в пустые призывы и формальные обязательства. Без хорошо организованного контроля и соответствующим образом поставленного информирования и оперативного регулирования всей системы управленческих отношений не обойтись. Особенно эффективен он в мониторинговом режиме, который позволяет своевременно что-то изменить, подкорректировать, уточнить, поправить. Важно только знать, что и как контролировать. Мониторинговое наблюдение позволяет а) отследить соответствие происходящего первоначальным замыслам и планам; б) своевременно выявить возникающие проблемы, непредвиденные обстоятельства и негативные тенденции; в) оценить действенность используемых ресурсов, применяемых форм и методов управляющего воздействия; г) оперативно отреагировать на происходящее и внести в процесс управления нужные поправки и коррективы; д) предупредить всевозможные отклонения и срывы. И самое главное - обеспечить прямую (от управляющей системы к управляемой) и обратную (от управляемой системы к управляющей) связь, что в конечном итоге и обеспечивает нужное качество управления. В практике государственного управления используется как внутренний (внутриаппаратный), так и внешний контроль. Последний ведется органами государственной власти и местного самоуправления. Существует также специализированный контроль, который возлагается на специально управомоченные государственные подсистемы и их отдельные органы - счетные палаты, государственные службы, комитеты и комиссии. К подобным видам контроля относят финансовый, таможенный, противопожарный, антимонопольный, контроль за качеством продуктов, санитарно-эпидемиологический, наркологический, радиационный, экологический и другие виды контроля. Оперативное вмешательство в управленческий процесс может осуществляться в нескольких формах: отслеживания всего того, что происходит с принятым данным субъектом управленческим решением. Порой такого контроля вполне достаточно, чтобы обеспечить рациональное и эффективное управление; корректирования, т.е. уточнения, изменения, дополнения, внесения поправок, а также регулирования - изменения структуры аппарата управления и его кадрового состава, совершенствования системы взаимодействия исполнителей различных сфер и уровней и т.д. 6. Завершается организация исполнения управленческого решения этапом учета, анализа и оценками достигнутых результатов. На этом этапе определяются сильные и слабые стороны принятых решений и управленческого процесса в целом, вскрываются неиспользованные резервы и возможности, намечаются меры, которые должны быть учтены при принятии последующих решений. Практика управления сложилась таким образом, что предпочтение отдается административным методам по схеме: «команда - исполнение - контроль - отчет - опенка - новая команда». Фактически решение принимается «сверху», исполняется «внизу», а оценивается обществом. Отсюда вполне понятно существование постоянного нажима «сверху», чтобы добиться желаемого (нередко, выгодного или удобного) результата, приводит к чрезмерному возрастанию роли методов контроля, надзора и принуждения. В его механизме начинают преобладать требования строгого следования команде без возможности ее творческой корректировки снизу. Отсюда и возникает стремление исполнителей получить результат, соответствующий команде, любой ценой, а если это не получается - популистски приукрасить достигнутое или скрыть недостатки. В таких условиях исполнителей мало заботят вопросы правильности, полезности и рациональности решения, ведь право оценки принадлежит субъекту управления. Последний же не всегда может, а часто и не особенно заинтересован, объективно оценить реализацию своих решений. Отсюда низкий уровень исполнительской дисциплины - подавляющее большинство служащих (69,6%) оценивают нынешнее состояние исполнительской дисциплины ниже среднего уровня, лишь каждый пятый считает ее хорошей. Практика формального подведения итогов исполнения намеченного была характерна для советской системы, но она не только сохранилась, но и в чем-то укрепилась и в новых российских условиях. Депутаты не отчитываются, в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию практически нет разделов, посвященных итогам проделанной работы. Ни одно правительство не отчитывалось о своей деятельности, не представило обществу должного анализа своих достижений и недостатков. В лучшем случае отчетность министров ограничивается оперативными докладами Президенту РФ, обсуждениями на заседаниях Правительства РФ и выступлениями на «правительственных часах» в палатах Федерального Собрания РФ. Многих политиков и высшее чиновничество, похоже, мало волнуют результаты их «исторических» решений. Они озабочены только одним: критикой политических оппонентов и предшественников, а также провозглашением того, что надо делать. Причина подобной, в принципе мало оправданной практики заключается, видимо, в непонимании практической значимости оценочно-учетной стадии организации исполнения управленческих решений, недооценки того, что контролем завершается один цикл управления и начинается новый. Отсюда естественный вывод: насколько качественно выполнена работа первого цикла, настолько качественными и эффективными будут последующие решения и их результаты. Полученные результаты - это всегда проецирование будущего. Поэтому, если хочешь эффективно управлять, а не имитировать ее, надо располагать объективной информацией о промежуточных и итоговых результатах предпринимаемых усилий. Надо доподлинно знать, что является действительным источником полученного результата: грамотное решение и умелая организация дела, профессионализм и талант исполнителей или следствие чрезмерных материальных и финансовых затрат, может и просто стечения благоприятных обстоятельств. Нужно знать и причины отклонений. Ими могут быть экономические факторы, политическая нестабильность, слабая организационная работа аппарата, использование устаревших социальных и административных технологий, недостаточная компетентность исполнителей, низкая правовая культура объекта управления, плохое качество самого управленческого решения и др. В процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений вовлечен широкий крут людей: политические руководители и чиновники, специалисты и эксперты, штабной и линейный персонал, ученые и общественность. В государственных органах, особенно областного, республиканского и федерального уровней, ежегодно принимается несколько тысяч управленческих решений. Должностные лица массу времени отводят разработке и реализации этих решений. Им приходится постоянно обосновывать различные варианты документов, изыскивать оптимальные альтернативы ресурсного обеспечения, «состыковывать» и согласовывать различные решения между собой, активно анализировать ход выполнения одних решений и учитывать его результаты при подготовке других. Естественно, что они, как никто, нуждаются в научно обоснованных технологиях подготовки и реализации управленческих решений. Особенно это важно с точки зрения организации контроля исполнения и повышения требовательности руководства, повышения дисциплины аппарата управления, его профессионализма и ответственности, овладения демократическим стилем.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных