Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проектирование Большого Театра Сибири




ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА

 

В конце 20-х годов идея строительства в Новосибирске Большого театра Сибири постоянно дискутировалась в местной печати. В это время управление театрами, ссылаясь на ограниченность средств, предложило сделать пристройку к существующему зданию Рабочего Дворца, где работала Запсибгосопера. Подобное решение сразу же вызвало критику у общественности города. Доказывалась необходимость возвести в пристройке будущего театра «зрительный зал с многоэтажными ярусами, партер, ложи, амфитеатр, коридоры вокруг зала и несколько этажей для распределения публики, помещение для оркестра, многоэтажную сцену, комнаты для артистов, писания декораций и др.». Указывалось на то, что старое здание будет только одной десятой частью нового, что «стремление к созданию двух зрительных залов в одном здании нецелесообразно, как это показывает практика других городов, например, Народный дом в Ленинграде». Остро ставился вопрос о постройке самостоятельного здания.

В июле 1928 года при Сибкрайисполкоме наконец был создан Комитет содействия строительству театра («комсод»), который возглавили заместитель председателя крайисполкома И. Г. Зайцев и председатель театральной комиссии В. Д. Вегман.

«Комсод» разрабатывал программу строительства Большого театра Сибири. Вначале речь шла об отдельном здании для оперного и драматического театров и будущей сибирской консерватории. Но затем программа расширялась и дополнялась различными предложениями и идеями, и, наконец, было решено создать большой культурный центр сибирского масштаба под названием Дом культуры и науки (ДКиН). По программе он уже должен был состоять из нескольких зданий, объединенных единством архитектурного замысла. В этот комплекс входили: театр, вместимостью в 2100 человек, он же и место работы краевых съездов и конференций; научно-исследовательский институт с лабораториями и конференц-залами; краевой музей производительных сил Сибири с научными кабинетами; большая картинная галерея. Затем добавилась центральная библиотека в 400 тыс. томов, радиоцентр, радиостудия, конференц-зал на 400 человек. Объем здания должен был достигать 150000 м3. Обдумывалась возможность открытия в Новосибирске театрально-художественного института, производственной базой которого мог бы служить ДКиН с его разнообразной культурно-просветительной работой.

Составление проекта было поручено «комсодом» московскому архитектору А. 3. Гринбергу, который для Новосибирска уже выполнил проект 1-й городской больницы, которую начали строить в 1928 году. В конце 1929 года «комсод» предложил А. 3. Гринбергу совместно с И. В. Киренским составить обстоятельное задание на проект ДКиН, в который должны были войти театр на 3000 человек, малый зал для концертов и лекций на 1000 человек, музей, библиотека с читальным залом, выставочное здание, научно-исследовательский институт. В начале 1930 года «комсод» утвердил задание, а в апреле этого же года эскизный проект был закончен. Эскизное проектное предложение А. 3. Гринберга включало комплекс из шести зданий учреждений культуры, указанных в программе «комсода», часть которых соединялась между собой переходами. Главное здание комплекса — театр — насчитывал 3000 мест. Оно соединялось переходом со зданием концертного зала на 750 мест.

Однако А. 3. Гринберг посчитал тесноватым заданный ему участок для размещения ДКиН и просил Окрисполком расширить его, имея в виду, что прирезка произойдет за счет близлежащих соседних участков. Автор мыслил композицию городка культуры и науки как «нечто целое и самодовлеющее в данном районе». Разбрасывание же зданий ДКиН вокруг большой площади, по его мнению, не давало «той мощи и ударного момента, который сам собой напрашивается при проектировании городка». В ответ городские власти предложили А. 3. Гринбергу для размещения комплекса три участка, разделенных улицами и площадью с «интенсивным движением в будущем».

Принятая автором в конечном результате система размещения всех зданий давала компактное размещение их «как в отношении взаимной связи использования места, так и в отношении прилегающей площади, магистралей и улиц». Подъезды ко всем зданиям А. 3. Гринберг запроектировал с прилегающей площади и улиц, а также «со стороны большого парадного двора», имеющего «въезд с площади, главной магистрали и Каменской улицы». Между зданиями проектировалось достаточно места для зеленых насаждений.

Театр в плане всего городка главным фасадом со входом был обращен к площади. В связи с театром по правую сторону был запроектирован «малый зал собраний», а сзади за ними — отдельное здание мастерских и склады, связанные со сценой крытым переходом.

По проекту театральный корпус имел центральный вестибюль (площадью в 960 м2), размещаемый под фойе и частью под амфитеатром зрительного зала. Из вестибюля через четыре лестницы и два парадных поднимающихся (были и опускающиеся) пандуса можно было пройти в амфитеатр и ярусы, где зрительские места размещались по «немецкому способу» («германской системе»), где каждые 4—5 рядов мест имели свои входы и выходы. Верхняя часть амфитеатра решалась по принятой у нас системе, и такое комбинированное размещение мест давало организованную и быструю разгрузку зрительного зала (17 выходов общим протяжением около 34 м, что достаточно «для выгрузки» 3400 человек, а вместимость амфитеатра достигала 1550 человек). Над боковыми выходами проектировались ложи, из которых две отводились под осветительную аппаратуру сцены. Зрительный зал в проекте был обеспечен хорошей оптикой и акустикой. Главное двухэтажное фойе сообщалось с балконом, выходящим с мест первого яруса. Оркестровая яма частью уходила под авансцену, с непосредственным выходом как наружу, так и в фойе музыкантов.

В проекте особое внимание было уделено сцене. Она разбивалась на гидравлически поднимающиеся и опускающиеся планы (планшеты) и могла быть вращающейся. Под сценой проектировался двухъярусный трюм, в нижнем ярусе которого располагались все механизмы.

Малый зал был запроектирован с одним общим амфитеатром на 750 человек с небольшой сценой-эстрадой и помещениями для оркестра. Зал имел шесть выходов и две запасные сценические лестницы, имеющие выход непосредственно наружу. Малый зал имел отдельный вестибюль, при этом можно было использовать и главный вестибюль, но эксплуатация залов могла происходить и отдельно.

Общий объем зданий (со складами и мастерскими) составлял — 101165 м3.

Но при всем этом фасад здания театра и концертного зала был типологически весьма невыразительным, напоминал здание Дома культуры или Народного дома, проекты которых были разработаны в это время для многих городов страны архитекторами-конструктивистами. Эта весьма схематичная, неоригинальная композиция не удовлетворяла членов «комсода», и они продолжали поиски других театральных решений. В связи с этим «комсодом» были рассмотрены проекты, поданных на первый тур Всесоюзного конкурса (1930 год) на здание театра для Ростова-на-Дону и Конкурс на проект театра «массового музыкального действа» для Харькова. Рассмотрев проекты этих конкурсов, в сознании членов «комсода» постепенно стал вызревать образ театра, близкий к этим образцам новейшей архитектуры.

Наконец, член «комсода» окружной инженер И. В. Киренский провел переговоры с группой московских специалистов о проектировании для Новосибирска театра нового типа, с новейшей формой сценографии и новым объемно-пространственным архитектурным построением. Они предложили новую систему сценографии, совершенно новый театр, и «комсод» принял их предложение.

Авторами новой системы сценографии и новых форм сценических действий при сочетании глубинной и пространственной сцен, с органическим сочетанием театрального действия с кино-панорамно-планетарного типа был художник Большого театра М. И. Курилко и архитектор-художник Т. Я. Бардт. Это был совершенно новый театр по системе «теомасс», на которую было выдано авторское свидетельство ЦБРИЗа по заявке от 15 мая 1930 года.

Театр должен был удовлетворять следующим условиям: «Зритель-слушатель будет окружен товарищами, будет всех видеть и переживать вместе с ними. Никаких перегородок, партера, лож, галерей и т. д. (амфитеатр Греции и Рима); общность зрительного зала и действия, никаких рамок, порталов и пр.; зритель — среди оформления и действия, максимальное воздействие спектакля на зрителя; равные по качеству оптики и акустики места; свободный доступ зрителя на сцену, никаких барьеров, рамп и пр. Контакт зрителя с артистом — максимальное воздействие последнего; полный охват зрителя действием; массовые действия; театр техники и реальной обстановки; применение всех технических усовершенствований как электротехники, так и механики …».

М. И. Курилко изобретал «синтетический сверхмеханизированный» театр планетарного типа, обращаемого по желанию в цирк с ареной диаметром в 12 м, для чего скрытая партером цирковая арена могла открываться путем перемещения мест в партере на просцениум. Цирковая арена, в свою очередь, могла быть трансформирована в бассейн для водных пантомим. Вокруг зрительного зала имелся широкий кольцевой туннель, скрывающийся под амфитеатром и охватывающий первые ряды зала (расположены на подвижном просцениуме) своей открытой горизонтальной плоскостью. Колосниковая сцена имела две вращающихся площади, одна из которых наполовину выходила за пределы сценической коробки и перекрывала движущиеся кольца просцениума. Аналогичная система с вращающимся кольцом просматривалась и на организованной по кругу арьерсцене. Радиусы поворотных кругов игровой площадки сцены и глубинной арьерсцены равнялись 12 м. Вокруг глубинной арьерсцены также двигались круговые платформы. Вращающаяся игровая площадка сцены по диаметру разделялась на два полукруга, которые убирались в карманы сцены при необходимости передвинуть места партера на просцениум для открытия цирковой арены. Таким образом, на всей плоскости сцены обеспечивалась быстрая смена театральных декораций и динамика сценического действия.

Зрительный зал был перекрыт утепленным куполом, доходящим до пола зала, имел полукруглый портал сцены, из-за занавеса которого в зал выходил полукруг игровой площадки сцены, напоминая собой зал планетария. К куполу подвешивалась акустико-оптическая поверхность, окрашенная белой светоотражающей краской и создающая экран для кино. Таким образом, купол зала предполагал проекционное обыгрывание по ходу действия для охвата зрителя сплошным экраном над амфитеатром. На этом грандиозном экране в дополнение к объемным декорациям давалась возможность воспроизводить, например, панорамы снеговых гор с бегущими «бурными горными речками на фоне синего облачного неба, толпы народа на площадях, процессии, демонстрации, состязания и т. д.». Киноленты на таком куполовидном вогнутом экране, а также по основанию купола (окружности), предполагалось проецировать с помощью киноаппарата Н. Л. Минервина. Он давал проекцию на 360° с новым видом зрелища: движение вперед, назад, движение, идущее мимо зрителя. Освещение зрительного зала предполагалось сделать отражающимся от купола, без плафонов, люстр, бра и т. п.

Таковой была новая технология сценического действия в «синтетическом сверхмеханизированном» театре нового планетарного типа. Но аппаратуры и механизмов, которыми авторы проекта хотели оснастить театр, еще не существовало в действительности, их нужно было еще сконструировать.

В группу М. И. Курилко, Т. Я. Бардта, Н. Л. Минервина вошел и архитектор-художник А. 3. Гринберг как проектировщик архитектурно-строительной части здания театра.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных