Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Сложение скоростей в однородном потоке
Первое правило движения на бурной воде состоит в том, что лодка совершенно не обязательно движется ни в ту сторону, куда движется поток, ни в ту сторону, куда направлен ее нос, ни в ту сторону, куда ее тянет гребец своим веслом. Реальное направление ее движения может не совпадать ни с одним из этих трех.
В простейшем случае горизонтального потока движение лодки складывается из двух составляющих: движения самого потока и движения лодки относительно него. Это хорошо известная из школьного курса физики задача о сложении скоростей. Например, если лодка движется поперек потока, а ее скорость равна скорости самого потока, то результирующее движение будет направлено под углом 45° и к оси потока, и к продольной оси лодки. Для маневров на бурной воде особенно важны два предельных случая:
- Угол между скоростью лодки и скоростью потока близок к 180°. В результате продольная скорость лодки компенсирует скорость течения, и остается только небольшая боковая составляющая. Лодка смещается боком поперек реки и не смещается вниз по течению. Такое движение называется траверсом. В зависимости от того, как ориентирована лодка, траверс называется носовым (нос лодки направлен против течения) или кормовым (нос направлен по течению). Этот маневр используется для пересечения струи, для точного позиционирования лодки на входе в порог и при движении в тесных шиверах.
| - Лодка движется под острым углом к потоку. Направление суммарного движения есть среднее между направлением потока и направлением оси лодки, а скорость этого движения увеличивается почти вдвое. На жаргоне туристов-водников такое движение называется скоростным прострелом. Оно позволяет накопить запас скорости, необходимый для выполнения многих маневров на воде, и сохранить положение лодки носом по течению. Для того, чтобы такой прострел вывел вас в желаемое место потока, необходимо направлять лодку значительно выше этого места.
Естественно, оба эти маневра предполагают, что собственная скорость лодки и скорость потока — величины одного порядка. В большинстве случаев это так. В отличие от большинства других судов, каяк обладает большой собственной скоростью, сравнимой со скоростью течения. Благодаря этому он способен выполнять многие сложные маневры, недоступные для других судов.
| Траверс неоднородного потока
Первое, за чем должен следить каякер при выполнении траверса — это угол между потоком и продольной осью лодки (угол траверса). Чем больше скорость потока, тем меньше должен быть этот угол, чтобы компенсировать снос лодки по течению. При небольшой скорости течения угол траверса можно увеличить, чтобы увеличить боковую составляющую скорости и быстрее выполнить маневр.
Неоднородности потока по-своему влияют на угол траверса и осложняют действия гребца. Пусть, для определенности, каякер выполняет носовой траверс от одного края потока до другого. Пока каяк движется к оси потока, скорость течения у носа больше, чем у кормы, и каяк стремится развернуться носом по течению. Когда же он прошел середину потока и движется к противоположному краю, нос находится в более медленной воде, и лодка стремится развернуться носом строго против течения. Чем больше угол траверса, тем больше разность скоростей течения у носа и у кормы лодки, и тем труднее поддерживать этот угол постоянным. Если вы чувствуете, что теряете контроль над лодкой, уменьшите угол траверса и, если не хотите при этом подниматься против течения, соответственно уменьшите скорость.
Следующее, на что надо обратить внимание — это крен лодки. При движении по однородному потоку крен не требуется. Однако при входе в более быструю струю возникает поперечное движение воды относительно лодки, которое притапливает верхний по течению борт, а при входе в более медленную воду притапливается нижний борт. Соответственно, гребец должен задавать крен в первом случае от струи, во втором — от улова. Крен необходимо удерживать до тех пор, пока не установится устойчивый угол траверса и скорость лодки, соответствующие новой скорости потока.
Крен лодки при траверсе задается в основном движением бедер. Наклон корпуса требуется только тогда, когда разность скоростей велика и поперечное движение лодки сильно ускоряется или тормозится. В любом случае, этот крен не должен быть большим: чем больше крен, тем сильнее вращение лодки, вызванное разностью скоростей потока, и тем труднее удерживать требуемый угол траверса.
Наконец, гребец не должен терять ориентировки в пространстве. Перед выполнением траверса необходимо хотя бы бегло просмотреть предполагаемую линию движения и убедиться, что она свободна от камней и сильных локальных неоднородностей потока. При выполнении носового траверса гребец смотрит, в основном, поперек потока в ту сторону, куда он движется. Но краем глаза он должен (через нижнее по течению плечо) следить и за тем, что делается ниже по течению. При кормовом траверсе гребец, как правило, смотрит вперед, на те препятствия, относительно которых он должен расположить лодку, и одновременно вбок, чтобы видеть, что происходит с той стороны, куда он движется.
|
Упражнения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|