Если в каком-то месте бочка оказывается слабее и образуется более длинный и пологий язык, это наиболее предпочтительное место для прохождения. Даже если этот язык кажется очень небольшим, воспользуйтесь им: он может оказаться более существенным, чем выглядит со стороны. Значительная его часть может быть скрыта под пеной, выбрасываемой с соседних участков бочки. Проблема для вас будет в том, чтобы правильно попасть в этот язык, поскольку при заходе вы едва ли будете видеть его из-за кромки слива. Выберите себе надежные ориентиры или поставьте сигнальщика.
Боковой снос.
Как правило, выйти из бочки проще с той стороны, куда направлен боковой снос. При входе в бочку приготовьтесь сделать крен и опору.
Как правило, отвесное падение воды в глубокий бассейн приводит к образованию опасной глубокой бочки. Однако движение воды и лодки под водопадным сливом имеет две особенности, облегчающие прохождение такой бочки.
При падении с высокого слива вода рассеивается по большой площади, и только часть ее участвует в образовании бочки. Другая же часть воды при падении совершает работу против этой бочки и тем самым уменьшает ее. Часть воды падает непосредственно в выходную струю. (Однако такие бочки резко усложняются при увеличении расхода воды.) Для сравнения стоит отметить, что с наклонного слива вода падает сплошным потоком, и бочка после такого слива оказывается гораздо более мощной.
При падении со слива каяк глубоко погружается в воду и во многих случаях попадает в донную струю, проходящую под бочкой. Похожий эффект можно наблюдать, когда каяки малого объема проходят поверхностные бочки, а большие каяки тормозятся в них. Однако в данном случае это не может быть причиной для использования малообъемных каяков в качестве прыжковых, поскольку заклинить каяк под сливом еще более опасно, чем застрять в бочке.
Прыжок через бочку
"Есть ли в этом паденьи какой-то резон — Я узнаю потом, а пока То валился в лицо мне земной горизонт, То шарахались вниз облака."
В.Высоцкий
Прыжок, подобный прыжку на лыжах с трамплина, позволяет миновать наиболее сложную часть бочки непосредственно под сливом.
Разгоните лодку до максимальной скорости.
Выполняя последний мощный гребок на кромке слива, отклонитесь назад, чтобы разгрузить нос каяка. Это позволит вам замедлить вращение каяка в вертикальной плоскости, которое происходит при отрыве от слива, и совершить прыжок по более пологой траектории. Напрягите мышцы брюшного пресса, как будто вы собираетесь сделать "уголок"; вы должны чувствовать, что ваши бедра отрывают нос каяка от воды.
Оторвавшись от слива, выпрямите корпус. Старайтесь держать каяк максимально близко к горизонтальному положению.
Продолжая ритм прямой гребли, установившийся при заходе в слив, приведите противоположную лопасть весла в исходное положение для прямого гребка или низкой опоры. При прохождении небольших сливов — порядка 2 м — вы как раз успеете занять это положение к моменту приводнения и сможете сохранить этот ритм до выхода из бочки. При прыжках с высоких сливов у вас останется некоторое время для свободного полета в таком положении.
Как только днище каяка и весло коснутся воды, выполните гребок или опору. Корма в этот момент должна быть разгружена. Если вы не перепрыгнули область обратного течения полностью и бочка достаточно мощна, чтобы представлять угрозу для каяка, начинайте немедленно грести вперед до тех пор, пока не выйдете в безопасное место. Если бочка в этом месте невелика, и для вас важнее не задеть дно, делайте опору.
Прыжок по пологой траектории и приводнение под острым углом к поверхности воды позволяют уменьшить глубину погружения лодки. Однако это обоюдоострое оружие, и необходимо тщательно рассчитывать точку приводнения. При "недолете" вы приводнитесь именно в той бочке, в которую больше всего не хотели попадать. При "перелете" падение плашмя на невспененную воду или на камни может привести к тяжелым травмам. Безопасное "мягкое" приводнение на днище каяка возможно только на сильно вспененной воде.
Прыжок в улово
В зависимости от расстановки камней на конкретном пороге, каякер может иметь возможность прыгнуть со слива по диагонали и приводниться в улове за одним из скальных выходов, ограничивающих слив. Прыжок начинается точно так же, как и в предыдущем случае. Однако после того, как лодка оторвется от кромки слива, немедленно наклонитесь вперед, чтобы в полете она развернулась и вошла в воду носом вниз. Вертикальная скорость лодки будет в этом случае гаситься более плавно.
Дополнительное условие, необходимое для безопасного прыжка — камень, вплотную к которому вы будете прыгать, должен иметь ровную, отполированную потоком поверхность. В противном случае вас могут ожидать неприятные сюрпризы.
Прыжок без начальной скорости
Прыжок с большой (а) и малой (б) начальной скоростью.
Если перед сливом совершенно отсутствует место для разгона, или если слив настолько мелководный, что лодка садится на брюхо на кромке слива, каякер вынужден прыгать со слива без начальной скорости. В этом случае лодка разворачивается носом вниз уже на кромке слива и падает практически отвесно. Такой прыжок может выполняться и преднамеренно, если поверхность слива чистая, а под ним находится глубокий бассейн с сильно вспененной водой и достаточно безопасной бочкой.
Если бочка небольшая, но и глубина под сливом не внушает твердой уверенности в безопасном нырянии, или выход из-под слива расположен где-то сбоку, то можно развернуть лодку несколько боком на кромке слива и падать с него под углом. В любом случае, при правильном приводнении нос лодки должен войти в воду первым и первым же вынырнуть на поверхность.
При вертикальном падении без начальной скорости с очень крутого слива каяк может, вместо нормального движения под водой по дуге, затормозиться и выпрыгнуть из воды назад, под слив — именно туда, куда вы надеялись не попасть. Такое движение особенно характерно для коротких каяков и для каяков с незначительной подрезкой носа. Поэтому, в частности, современные лодки для экстремального сплава имеют весьма сильную подрезку. Гребец может в некоторой степени способствовать желаемому движению лодки, если в момент входа в воду отклонится назад и максимально разгрузит нос.
Наклонный слив с "трамплином"
Если слив не отвесный, а наклонный, то оторваться от него достаточно трудно. Однако можно использовать для этой цели выступы на дне слива. Естественно, при таком варианте прохождения их следует просмотреть особенно тщательно.
Если поверхность воды в районе выступа гладкая и невспененная, это означает, что сам выступ имеет гладкую и округлую форму. С таких выступов можно вполне безопасно прыгать при глубине не менее 10–15 см.
Вспененная вода и воздушная полость ниже выступа показывают, что выступ имеет неправильную форму, острые края и направлен по течению. При достаточной глубине его можно считать более или менее безопасным.
Сильно вспененный поток со всех сторон выступа, веер брызг, "петушиный хвост" — признаки острого выступа неправильной формы, ориентированного против течения. Именно такие выступы наиболее опасны. Они могут либо заклинить каяк, либо буквально вспороть его нижнюю часть (и вашу тоже). Такие выступы следует обходить в любом случае.
Поворот на отбойном валу
Прохождение сложных ломаных сливов основано на использовании отбойных валов, которые возникают на поворотах слива. Прыжок с первой ступени слива заканчивается на отбойном валу. В момент приводнения гребец отклоняется назад, чтобы разгрузить нос и ускорить разворот в новом направлении. Развернувшись, каяк оказывается расположен дном к валу и отражается от него. При дальнейшем падении гребец может поддерживать равновесие, опираясь на этот вал.
Естественно, при просмотре такого слива необходимо обратить особое внимание на то, чтобы скала с внешней стороны поворота не имела карманов.
Отбойные валы на лестничном сливе
Беспорядочный многоступенчатый наклонный слив можно рассматривать как шиверу-горку с очень крутым падением. При прохождении такого слива каякер может последовательно отражаться от отбойных валов, образуемых выступами дна слива. Однако при таком стиле прохождения велика опасность заклинивания лодки на очередном выступе, если каякер неправильно оценит его.
V-образный или подковообразный слив по течению
После такого слива, как правило, основная струя выходит из бочки под вершиной выступа, поэтому прохождение через вершину наиболее просто. Такая линия движения выгодна еще и тем, что предоставляет каякеру больше места для разгона перед прыжком.
Предельным случаем такого слива можно считать крупный обливной камень, покрытый толстым слоем воды. За таким камнем, как правило, образуется глубокая жесткая бочка, и прыжок прямо через вершину камня, вероятно, является наиболее разумным из маршрутов через камень.
V-образный или подковообразный слив против течения
Под такими сливами обычно образуется мощный котел, а дно засорено обломками. Наиболее простой вариант прохождения — прыжок по диагонали слива у основания буквы "V" или подковы с одной или с другой стороны. Такой прыжок позволяет миновать основную часть котла. Погрузив нос лодки в край котла, приготовьтесь сделать крен от слива, чтобы поймать днищем струю, выходящую из-под котла.
Г-образный слив
Наиболее надежный маршрут в таком сливе — по боковой (верхней) струе. При входе в бочку следует задать крен и приготовится выполнить опору, поскольку бочка имеет значительный боковой снос.
Если каякер по каким-либо причинам не желает заходить в слив по этой струе, он может пройти этот слив и по основной (нижней) струе, оставаясь в стороне от сбойки. Но для такого прохождения он должен быть в состоянии уверенно преодолеть бочку под этой частью слива. В противном случае ему придется пройти всю бочку полностью: поперек основного слива под сбойку, оттуда поперек всего бокового слива — к концу бочки.
Наконец, бочку можно миновать совсем, если пересекать боковой слив по диагонали на большой скорости или прыгать с него в этом направлении. Возможен и более сложный прыжок: с основного слива, минуя сбойку, на боковой и далее, сохраняя поступательное движение — по диагонали бокового слива к его нижнему по течению краю.
Наклонный слив со сбойкой
Прохождение такого слива в известной степени похоже на прохождение обычной сбойки, и здесь действуют те же правила. Если каяк заходит в слив между сходящимися струями, он неизбежно будет притоплен и перевернут одной из них. Правильное решение — начинать заход из одной струи вдалеке от сбойки и входить на сбойку под большим углом. Тогда обе струи ударяют в один борт каяка, и при правильном крене моментально выталкивают его вниз по течению. Такой метод прохождения можно применять до тех пор, пока сумма требуемого угла крена и угла наклона самого слива не превышает 90°.
ТЮЛЕНИЙ СТАРТ
Прыжок на каяке с берега или с моста — это и удобный вариант отчаливания в сложных местах, и упражнение для обучения прыжкам с водопадных сливов. Правда, следует сразу же оговориться: каркасно-поддувные лодки позволяют стартовать таким образом только с травянистых берегов, а приводнения с высоты более 2–3 м практически не выдерживают. Поэтому для большинства наших каякеров и тюлений старт, и прохождение водопадов пока остаются экзотическими трюками.
Достоинство тюленьего старта как метода отчаливания в том, что каякер может спокойно залезть в лодку и задраить юбку, не опасаясь, что за это время струя вынесет его из улова или унесет весло. Он может спокойно ждать, не тратя свои силы, пока не поступит окончательный сигнал о начале прохождения. Наконец, в некоторых особо сложных каньонах другой вариант старта просто невозможен.
После того, как вы готовы к старту, оттолкнитесь от берега рукой с одной стороны и веслом — с другой. Если оттолкнуться посильнее, можно получить большую начальную скорость для прыжка; в этом отношении для тюленьего старта верно все, что было сказано ранее относительно прыжков с водопадов. С другой стороны, можно осторожно сползти по склону, удерживаясь руками и начиная собственно скольжение как можно позже. В этом случае реальная высота, с которой выполняется прыжок, окажется меньше.
Основное отличие тюленьего старта от прохождения водопадных сливов состоит в том, что приводнение совершается практически всегда на сплошную воду, а не на пену. Поэтому каяк должен входить в воду носом вертикально или под углом, но ни в коем случае не падать на нее плашмя. Приводнение на днище чревато серьезными травмами даже при прыжке с небольшой высоты. (Напомним, что и оборудование кокпита амортизирует удары в направлении нос-корма и почти не амортизирует их в направлении дно-дека.)
Тюлений старт с высокого берега без начальной скорости может иметь нежелательный результат.
Другая особенность, не столь непременная — это малая начальная скорость прыжка. Здесь также следует соблюдать осторожность. При старте без начальной скорости с высокого отвесного берега или с моста лодка на кромке обрыва разворачивается носом вниз. Это вращение может по инерции продолжаться в полете, и в конце концов каяк падает на воду кверху дном. В зависимости от того, каким образом он реально приводнится — под острым углом или плашмя — результат может варьироваться от легкого психологического дискомфорта до серьезной травмы. Поэтому желательно выбирать для тюленьего старта гладкую наклонную плиту, по которой лодка может разогнаться, прежде чем оторвется от ее края.