Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В преподавании восточных систем




А. КОЧЕРГИН

КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ НЮМОН

ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ

БОЕВОГО КАРАТЭ

Санкт-Петербург

 

ББК 75.715

 

 

Кочергин А. КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ НЮМОН. ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ БОЕВОГО КАРАТЭ. - СПб.: «Лекс Стар», 2002.

 

 

ISBN 5-901342-01-1

 

Издательство ООО «ЛЕКС СТАР»,

198152, С.-Петербург, пр. Стачек, д. 93.

Издание осуществляется при участии ООО «Альфа»

Лицензия ИД № 02094 от 19.06.2000 г.

Подписано в печать 26.03.2002. Формат 60x88/16.

Печать офсетная. Объем 9,0 печ. л.; вкл.

Тираж 3000 экз. Заказ № 2743. Отпечатано с готовых диапозитивов

в АООТ «Типография „Правда"».

191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.

 

 

ISBN 5-901342-01-1

© Оформление ООО «ЛЕКС СТАР», 2002.

© Кочергин А., 2002.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие    
Введение    
Диалектическая методика «Кои но такинобори рю» (Карп, плывущий вверх по водопаду)    
Религиозные разногласия в преподавании восточных систем рукопашного боя    
Наступательная тактика «Кои но такинобори рю»    
«Кои но такинобори рю» — особенности мотивации    
Спортивный и прикладной разделы по методике «Кои но такинобори рю»    
«Кои но такинобори рю» — техника субъективного каратэ    
Тактическая направленность борьбы в практике «Кои но такинобори рю»    
Особенности техники ударов ногами в боевом каратэ «Кои но такинобори рю»    
Разминка «Кои но такинобори рю»    
Зависимость выносливости бойца от правильно поставленного дыхания    
Формирование комплексов ОФП по методике «Кои но такинобори рю»    
Распределение нагрузок в Предсоревновательном периоде обучения    
Постановка техники ударов по методике «ШИФР 1:1» и «ШИФР 5:5»    
Методика пассивной безопасности «Кои но такинобори рю»    
Зоны поражения в «Кои но такинобори рю»    
Ритмы и звуки в методике «Кои но такинобори рю»    
Японская традиция в манере ведения поединка    
Способы психического самоуправления «Кои но такинобори рю»    
Способы формирования и практическое использование психотактики    
Влияние учения Конфуция на методические основы дальневосточных систем рукопашного боя    
Методика «Сатори» в преподавании систем рукопашного боя    
Вторичные факторы формирования индивидуальной манеры ведения поединка    
Отношение к болевым ощущениям как фактор, формирующий силу личности бойца    
Тематика прикладного раздела    
Специальная физическая подготовка    
Спецприемы и психологическая подготовка    
Методика многоборья в преподавании рукопашного боя    
Тактические стереотипы прикладного раздела    
Визуальный анализ и осязательный контроль    
Осязательный контроль    
Практика «тактического зомбирования» в подготовке служащих специального назначения    
Критерии самооценки достигнутого результата    
Школа методического типа    
Приложение 1    
Приложение 2    
Приложение 3    
Приложение 4    
Приложение 5    
Положение о поединках с боевым ножом    
Приложение 6    
Тематический план работы    
Библиография    
Фото    
     

Предисловие

 

Данные материалы представляют собой совокупность взглядов автора на идею организации, методику подготовки (спортивной и прикладной) в школе, где не только проходят обучение спортсмены разных стилей, но и осуществляется переподготовка, повышение квалификации достаточно боль­шого круга специалистов: инструкторов и сотрудников служб безопасности государственных и негосударственных струк­тур, а также тренеров по спортивно-боевым единоборствам.

Изучение этих материалов убеждает, что автор обладает большим опытом, высокой квалификацией и собственным взглядом на систему профессиональной подготовки соответствующих специалистов. Это касается практически всех ас­пектов подготовки (технической, тактической, психологи­ческой), направленности и содержания общей и специаль­ной физической подготовки, а также оценки уровня их ква­лификации и подготовленности. Безусловно, представляют интерес предлагаемые и обосновываемые автором принцип силового доминирования, алгоритмы возможных действий против потенциальных преступников, и принцип перехвата психологической инициативы, особенности использования специальных средств тренировки для интенсификации обу­чения (в частности, в процессе разминки) и др.

При этом автор ясно отдает себе отчёт о существенных и принципиальных отличиях процесса обучения спортсмена и профессионала специального назначения (в широком понимании этого термина). Более того, он акцентирует внимание и пытается разрешить диалектическое противоречие между необходимостью использования спортивных средств в под­готовке и опасностью формирования так называемого спортивного стереотипа мышления (по его определению). Главный путь разрешения этого противоречия он видит в моделировании в спортивном зале и на татами (на трени­ровках и в соревновательных поединках) достаточно жест­кой обстановки, которая, учитывая реалии будущей деятель­ности этих специалистов, вполне оправданна.

Не всё в позициях автора является бесспорным, а часть из них требует своего практического подтверждения. На мой взгляд, упущены вопросы совершенствования спортивной экипировки, рекомендации по режиму тренировок и отдыха, вопросы питания в период больших тренировочных нагрузок и др. Думается, что в дальнейшем они будут проработаны.

В целом реализация и проверка идей автора и его про­граммы интересна как в теоретическом плане (в целях развития теории спортивно-боевых единоборств, акмеологичес­ких аспектов обучения соответствующих специалистов), так и в практическом — для создания и развития отечественной системы профессиональной подготовки широкого круга спе­циалистов служб безопасности и для создания новых мето­дик подготовки в спортивных единоборствах.

Начальник кафедры преодоления препятствий и рукопашного боя Военного института физической культуры, доктор педагогических наук, профессор, полковник, мастер спорта СССР, мастер 3-го Дана по боевому каратэ

С. М. Ашкинази

 


Введение

 

Данная публикация посвящена концепции развития бое­вой школы каратэ «Кои но такинобори рю», созданной для изучения и популяризации новых форм обучения полноконтактному каратэ, апробации и адаптации новых тактических и технических решений, как созданных в рамках школы, так и принятых в спортивных видах единоборств. Отдельной те­мой изучения является создание новейших методик подго­товки сотрудников специального назначения.

При создании школы за основу построения была взята базовая идеология старых боевых школ Японии (Рю), кото­рые не занимались коммерческой популяризацией своих методик, а готовили реальных разносторонних бойцов, при­чём подготовка, как правило, велась индивидуально, учиты­вая особенности обучаемого. Если бы старые мастера пере­неслись в современность, наверняка они не стали бы пре­небрегать современными видами оружия и новейшей такти­кой, так как древние Рю были прежде всего практическими боевыми тренинговыми центрами, а уже потом носителями мистических знаний. Центр прикладных исследований «Кои но такинобори рю» активно занимается разработкой новых методик обучения рукопашному бою и тактикой примене­ния современного холодного и огнестрельного оружия.

На Востоке существуют символические цвета обучения:

Белый — цвет доброты и открытости, символизирует позитивность передаваемых знаний и чистоту намерений как учителя, так и ученика (айкидо, трад. каратэ, дзюдо).

Чёрный — таинственный цвет секретных знаний и зак­рытых кланов (нин дзюцу, дзю дзюцу, айки дзюцу).

Красный — агрессивный цвет беспощадности. Учитель «толкает ученика в яму» и наблюдает, как тот карабкается в «грязи», пытаясь выбраться. Если выберется — значит, чему-то научится, причём сам и сразу, если нет — значит, в этой школе он не сможет ничему научиться и он ошибся с выбором места обучения.

Однажды к Миямото Муссаси пришёл самурай с просьбой принять его в ученики, великий мастер посмотрел в его гла­за и спросил имя просителя, затем взял лист бумаги и начер­тал сертификат об окончании школы. «Но я же ничему не успел научится?..» — удивился самурай. «Твой мужествен­ный взгляд говорит о том, что ты познал самое главное — «То», чему я пытаюсь научить в моей школе...» — ответил ему Миямото.

«Кои но такинобори» переводится, как «карп, плывущий вверх по водопаду», это символически означает, что только смерть может остановить карпа, плывущего на нерест вверх по водопаду, он либо достигает своей цели, либо умирает -отсутствие выбора и беспощадность к себе, вот о чём гово­рит эта старая китайская легенда, получившая в Японии но­вое звучание.

«Кои но такинобори» — символ доблести самурая. Цвет обучения школы «Кои но такинобори рю» — красный!


диалектическая методика

«кои но такинобори рю»

(карп, плывущий вверх

По водопаду)

 

Каждый вид спорта определяется двумя составляющими: правилами соревнований и системой подготовки. Это по­зволяет не путать дзюдо с самбо, а кикбоксинг с муай тай. Для подготовки спортсменов высокого класса крайне важно строить тренировочный процесс грамотно, поступательно, продвигаясь от ОФП к СФП, затем технике и тактике, раз­деляя подготовительный, предсоревнова­тельный и соревновательный периоды.

Развитие в мире восточных систем рукопашного боя идет сложным путем. Если с внешним восприятием эстетики бо­евого искусства у европейцев всё в порядке, то с глубинны­ми мотивациями и методической базой полная неразбериха, которой в немалой степени способствуют сами основатели. Мировоззрение японца — это философия человека, сидяще­го на полу своего дома и смотрящего в открытую дверь, ев­ропеец взирает на мир с вершины холма (по мнению самих японцев). Поэтому на Востоке не принято заглядывать слиш­ком далеко вперед, европейцу же свойственно перспектив­ное планирование.

Школы на Востоке изначально носили закрытый, кла­новый характер, методики которых скрывались не то что от иностранцев, а от собственных соотечественников. Совре­менное развитие и популяризация единоборств носит чис­то коммерческий характер, что совершенно противоречит клановым принципам восточного типа, а это, в свою оче­редь, отражается на всей системе подготовки.

Следует заметить, что идеологическая и методическая базы любого восточного единоборства основываются на доминирующих восточных религиях: буддизме, синтоизме, ламаизме, даосизме и т. д. Это мировоззрение чуждо рус­скому человеку, да и любому европейцу тоже. Много раз наблюдая за восточными учителями, невольно замечаешь, как за маской благожелательности скрывается холодная снисходительность к неяпонцу, некорейцу, некитайцу. Опыт показывает, что приглашение на семинар очередного сэн­сэя заканчивается в лучшем случае легким шоу на тему «сек­ретная техника» и абсолютным нежеланием творчески пе­редать продвинутые методики. Объясняется это идеологи­ческими причинами:

Во-первых, не обладая глубокими знаниями и стремясь их получить, неяпонские отделения школы вынуждены при­глашать японских мастеров, причём небесплатно.

Во-вторых, при подобной экспансии японских видов спорта нельзя (для японцев) терять лидирующие позиции в этих видах, что поднимает престиж Японии.

В-третьих, о Японии. Японцы считают, что они и их страна имеют божественное происхождение, которое началось на горе Фудзияма. Соответственно, все неяпонцы, не имеющие связи с Фудзиямой, такого происхождения не имеют, а зна­чит, не совсем полноценны по японским меркам.

Рассмотрим типичный японский план тренировки по ка­ратэ.

1. Построение в ряды, согласно рейтингу.

2. Подготовительно-ритуальная часть.

3. Разминка на месте.

4. Отработка техники в рядах.

5. Работа в парах.

6. Завершающая ритуальная часть.

Подготовительная и заключительная части занимают вмес­те до 10% времени тренировки и, как правило, включают в себя до 10 различных приветствий и ритуалов. Все ритуалы проводятся на японском языке, что, конечно, настраивает обу­чаемых на занятие, причём именно своей непонятностью и экзотичностью. Представим, насколько обыденно и понятно звучат эти ритуалы для японца. Основное отличие в методике заключается в мировоззрении, для японца в каратэ нет тайны, эта всего лишь одна из сторон национальной культуры.

Для европейца Восток — это всегда мистика, начни назы­вать проявление энергии КИ (ЦИ) — биомеханикой, а со­стояние дзин-син — чувством партнера, и с каратэ спадет половина мистического очарования. Не сотвори себе куми­ра, Восток, как известно, дело тонкое. Полный ритуал целе­сообразно проводить перед боями для психологического на­строя, в остальные дни ограничиваться коротким привет­ствием, счётом и терминологией, принятыми в этом виде спорта. Сложные биомеханические процессы следует объяс­нять на понятном для обучаемых языке, что необходимо для идеомоторной отработки. При применении сложных, но не­обходимых терминов давать их популярный перевод. Что касается методики тренировок, то каждый тренер должен подходить к этому процессу творчески, не копируя слепо восточные образцы, а исходя из своего видения тренировоч­ного процесса, причем поиск бесконечен, а любая остановка этого поиска диалектически необоснована.

Вникая в ритуалы, знакомясь с официальной историей школ, вдруг начинаешь понимать, что быть лучшим масте­ром, чем Уэсиба или Ояма, невозможно, тогда куда же ведет методика этих школ? Даже на Востоке говорят: «Глуп тот, кто думает, что он сильный, всегда придет тот, кто сильнее». Надо скептически изучать как можно большее количество информации и всего, что связано с избранным видом спорта, пытаясь выделить рациональное зерно, исключая несуще­ственные внешние атрибуты. Неразвивающаяся методика морально деградирует, а слепое подражание чужим традици­ям — это дорога в никуда. Мерилом любой методики являет­ся конечный результат.

Я не против японских традиций, я за сохранение и разви­тие огромного спортивного опыта России. Хочу привести один пример. Развитие дзюдо в СССР шло своим, обособленным от остального мира, путем, всегда с дефицитом япон­ских методик и ритуалов, это заставило в короткий срок со­здать собственную, оригинальную, советскую школу дзюдо, имеющую в своем активе чемпионов мира, Европы и Олим­пийских игр, это убедительный пример диалектического под­хода к методике.

В заключение хочу подчеркнуть, что развитие таких тех­нически сложных видов спорта, как восточные единобор­ства, в России невозможно без собственных методических разработок, учитывающих широкий спортивный опыт и твор­чески реализующих современные исследования в этой обла­сти.

 


религиозные разногласия

в преподавании восточных систем

Рукопашного боя

 

Уже отмечалось, что мировоззрение восточного мастера базируется на одной из доминирующих ветвей буддизма. Важнейшей частью подготовки бойца считается психологическая подготовка, а точнее — способы управления психи­кой. В этой важной части обучения возникают основные противоречия. Восток, без сомнения, добился ощутимых ре­зультатов в области самоуправления, суггестии и гипноза. Причем вся методика психорегуляции либо заимствована, либо и есть религиозная практика. Хорошо ли это?

Португальцы были первыми европейцами, всерьёз и на­долго проникшими в Японию. Будучи миссионерами Папс­кого престола, они активно обращали язычников в католи­цизм, причем в начале процесс крещения проходил доста­точно активно, более того, эмиссары португальского двора благосклонно принимались при дворах удельных князей. Затем за исторически ничтожный промежуток времени хри­стианство в Японии практически полностью погибло в огне междоусобных войн, а традиционные буддийские верования вновь заняли своё доминирующее положение. Почему гос­пода самураи так легко приняли, а затем так легко расста­лись с христианством? Дело в том, что расхожее мнение о религиозности самураев несколько неверно. Настоящий са­мурай более почитал предков, чем Будду, а фамильный меч — более, чем храм. Внимательно прочитав «Хагакурэ», начи­наешь понимать почему. Вся жизнь самурая пронизана стрем­лением к достойной смерти, а воинская доблесть и чувство долга и есть высшие добродетели. Как говорил Мао Цзэдун: «Читай, не читай — императором не станешь». Исповедуя (в разных вариантах) буддизм, самурай всё же на первое место ставил свои традиционные ценности: «Если боги не услы­шали мои молитвы только потому, что я осквернён кровью, я убеждён, что ничего не могу с этим поделать, и поэтому я молюсь, не взирая на осквернённость» («Хагакурэ»).

Такое «уравновешенное» отношение к религии дало воз­можность для японского эксперимента с католицизмом, но дело в том, что весь уклад жизни, построенный на другой религии, диктовал возврат к вере предков, а многие поколе­ния воинственных самураев и есть зримое воплощение смысла жизни и мировоззрения настоящего японца. Человечество по сей день не придумало более совершенного холодного оружия, чем самурайский меч, и более целенаправленного воина, чем самурай. Всё это продукт связи поколений, един­ства их морали, этики и религиозных взглядов. Историчес­кая целостность нации — залог её дальнейшего развития. Под исторической целостностью мы понимаем:

— почитание своих исторических корней;

— самобытную культуру;

— уважение к предкам;

— и самое главное, национальное мировоззрение, в осно­ве которого лежит традиционная религия.

Будучи русским человеком, я могу добиться успехов, лишь оставаясь целостной личностью, что невозможно без твёрдо­го православного мировоззрения. Любые метания по экзо­тическим — восточным — мировоззрениям и религиозным течениям могут только ослабить целеустремленность и силу личности славянского типа. Самое страшное для духа — это сомнение. Блуждая между верой и неверием, можно поте­рять самого себя.

Некоторые психотехники Востока крайне интересны и, бесспорно, необходимы в тренинге, но только при наличии целостного взгляда на жизнь. Наш предок святой Александр Невский перед Ледовым побоищем сказал: «Не в силе Бог, а в правде», и не допустил католиков на Святую Русь. «Бла­жен тот, кто жизнь свою за ближнего своего отдаёт», — ска­зано в Святом Писании. Чем это хуже самурайских идеалов? Всё, что приходит с Востока, не более чем инструмент для достижения практических целей, духовная сторона тренинга должна быть глубоко национальной. У нас свой путь позна­ния. Он не лучше и не хуже, он просто наш, а те элементы «восточного пути», которые используются в тренинге, для нас всего лишь средство достижения наших целей в наших условиях.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных