ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В преподавании восточных системА. КОЧЕРГИН КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ НЮМОН ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ БОЕВОГО КАРАТЭ Санкт-Петербург
ББК 75.715
Кочергин А. КОИ НО ТАКИНОБОРИ РЮ НЮМОН. ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛУ БОЕВОГО КАРАТЭ. - СПб.: «Лекс Стар», 2002.
ISBN 5-901342-01-1
Издательство ООО «ЛЕКС СТАР», 198152, С.-Петербург, пр. Стачек, д. 93. Издание осуществляется при участии ООО «Альфа» Лицензия ИД № 02094 от 19.06.2000 г. Подписано в печать 26.03.2002. Формат 60x88/16. Печать офсетная. Объем 9,0 печ. л.; вкл. Тираж 3000 экз. Заказ № 2743. Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ «Типография „Правда"». 191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
ISBN 5-901342-01-1 © Оформление ООО «ЛЕКС СТАР», 2002. © Кочергин А., 2002. СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Данные материалы представляют собой совокупность взглядов автора на идею организации, методику подготовки (спортивной и прикладной) в школе, где не только проходят обучение спортсмены разных стилей, но и осуществляется переподготовка, повышение квалификации достаточно большого круга специалистов: инструкторов и сотрудников служб безопасности государственных и негосударственных структур, а также тренеров по спортивно-боевым единоборствам. Изучение этих материалов убеждает, что автор обладает большим опытом, высокой квалификацией и собственным взглядом на систему профессиональной подготовки соответствующих специалистов. Это касается практически всех аспектов подготовки (технической, тактической, психологической), направленности и содержания общей и специальной физической подготовки, а также оценки уровня их квалификации и подготовленности. Безусловно, представляют интерес предлагаемые и обосновываемые автором принцип силового доминирования, алгоритмы возможных действий против потенциальных преступников, и принцип перехвата психологической инициативы, особенности использования специальных средств тренировки для интенсификации обучения (в частности, в процессе разминки) и др. При этом автор ясно отдает себе отчёт о существенных и принципиальных отличиях процесса обучения спортсмена и профессионала специального назначения (в широком понимании этого термина). Более того, он акцентирует внимание и пытается разрешить диалектическое противоречие между необходимостью использования спортивных средств в подготовке и опасностью формирования так называемого спортивного стереотипа мышления (по его определению). Главный путь разрешения этого противоречия он видит в моделировании в спортивном зале и на татами (на тренировках и в соревновательных поединках) достаточно жесткой обстановки, которая, учитывая реалии будущей деятельности этих специалистов, вполне оправданна. Не всё в позициях автора является бесспорным, а часть из них требует своего практического подтверждения. На мой взгляд, упущены вопросы совершенствования спортивной экипировки, рекомендации по режиму тренировок и отдыха, вопросы питания в период больших тренировочных нагрузок и др. Думается, что в дальнейшем они будут проработаны. В целом реализация и проверка идей автора и его программы интересна как в теоретическом плане (в целях развития теории спортивно-боевых единоборств, акмеологических аспектов обучения соответствующих специалистов), так и в практическом — для создания и развития отечественной системы профессиональной подготовки широкого круга специалистов служб безопасности и для создания новых методик подготовки в спортивных единоборствах. Начальник кафедры преодоления препятствий и рукопашного боя Военного института физической культуры, доктор педагогических наук, профессор, полковник, мастер спорта СССР, мастер 3-го Дана по боевому каратэ С. М. Ашкинази
Введение
Данная публикация посвящена концепции развития боевой школы каратэ «Кои но такинобори рю», созданной для изучения и популяризации новых форм обучения полноконтактному каратэ, апробации и адаптации новых тактических и технических решений, как созданных в рамках школы, так и принятых в спортивных видах единоборств. Отдельной темой изучения является создание новейших методик подготовки сотрудников специального назначения. При создании школы за основу построения была взята базовая идеология старых боевых школ Японии (Рю), которые не занимались коммерческой популяризацией своих методик, а готовили реальных разносторонних бойцов, причём подготовка, как правило, велась индивидуально, учитывая особенности обучаемого. Если бы старые мастера перенеслись в современность, наверняка они не стали бы пренебрегать современными видами оружия и новейшей тактикой, так как древние Рю были прежде всего практическими боевыми тренинговыми центрами, а уже потом носителями мистических знаний. Центр прикладных исследований «Кои но такинобори рю» активно занимается разработкой новых методик обучения рукопашному бою и тактикой применения современного холодного и огнестрельного оружия. На Востоке существуют символические цвета обучения: • Белый — цвет доброты и открытости, символизирует позитивность передаваемых знаний и чистоту намерений как учителя, так и ученика (айкидо, трад. каратэ, дзюдо). • Чёрный — таинственный цвет секретных знаний и закрытых кланов (нин дзюцу, дзю дзюцу, айки дзюцу). • Красный — агрессивный цвет беспощадности. Учитель «толкает ученика в яму» и наблюдает, как тот карабкается в «грязи», пытаясь выбраться. Если выберется — значит, чему-то научится, причём сам и сразу, если нет — значит, в этой школе он не сможет ничему научиться и он ошибся с выбором места обучения. Однажды к Миямото Муссаси пришёл самурай с просьбой принять его в ученики, великий мастер посмотрел в его глаза и спросил имя просителя, затем взял лист бумаги и начертал сертификат об окончании школы. «Но я же ничему не успел научится?..» — удивился самурай. «Твой мужественный взгляд говорит о том, что ты познал самое главное — «То», чему я пытаюсь научить в моей школе...» — ответил ему Миямото. «Кои но такинобори» переводится, как «карп, плывущий вверх по водопаду», это символически означает, что только смерть может остановить карпа, плывущего на нерест вверх по водопаду, он либо достигает своей цели, либо умирает -отсутствие выбора и беспощадность к себе, вот о чём говорит эта старая китайская легенда, получившая в Японии новое звучание. «Кои но такинобори» — символ доблести самурая. Цвет обучения школы «Кои но такинобори рю» — красный! «кои но такинобори рю» (карп, плывущий вверх По водопаду)
Каждый вид спорта определяется двумя составляющими: правилами соревнований и системой подготовки. Это позволяет не путать дзюдо с самбо, а кикбоксинг с муай тай. Для подготовки спортсменов высокого класса крайне важно строить тренировочный процесс грамотно, поступательно, продвигаясь от ОФП к СФП, затем технике и тактике, разделяя подготовительный, предсоревновательный и соревновательный периоды. Развитие в мире восточных систем рукопашного боя идет сложным путем. Если с внешним восприятием эстетики боевого искусства у европейцев всё в порядке, то с глубинными мотивациями и методической базой полная неразбериха, которой в немалой степени способствуют сами основатели. Мировоззрение японца — это философия человека, сидящего на полу своего дома и смотрящего в открытую дверь, европеец взирает на мир с вершины холма (по мнению самих японцев). Поэтому на Востоке не принято заглядывать слишком далеко вперед, европейцу же свойственно перспективное планирование. Школы на Востоке изначально носили закрытый, клановый характер, методики которых скрывались не то что от иностранцев, а от собственных соотечественников. Современное развитие и популяризация единоборств носит чисто коммерческий характер, что совершенно противоречит клановым принципам восточного типа, а это, в свою очередь, отражается на всей системе подготовки. Следует заметить, что идеологическая и методическая базы любого восточного единоборства основываются на доминирующих восточных религиях: буддизме, синтоизме, ламаизме, даосизме и т. д. Это мировоззрение чуждо русскому человеку, да и любому европейцу тоже. Много раз наблюдая за восточными учителями, невольно замечаешь, как за маской благожелательности скрывается холодная снисходительность к неяпонцу, некорейцу, некитайцу. Опыт показывает, что приглашение на семинар очередного сэнсэя заканчивается в лучшем случае легким шоу на тему «секретная техника» и абсолютным нежеланием творчески передать продвинутые методики. Объясняется это идеологическими причинами: Во-первых, не обладая глубокими знаниями и стремясь их получить, неяпонские отделения школы вынуждены приглашать японских мастеров, причём небесплатно. Во-вторых, при подобной экспансии японских видов спорта нельзя (для японцев) терять лидирующие позиции в этих видах, что поднимает престиж Японии. В-третьих, о Японии. Японцы считают, что они и их страна имеют божественное происхождение, которое началось на горе Фудзияма. Соответственно, все неяпонцы, не имеющие связи с Фудзиямой, такого происхождения не имеют, а значит, не совсем полноценны по японским меркам. Рассмотрим типичный японский план тренировки по каратэ. 1. Построение в ряды, согласно рейтингу. 2. Подготовительно-ритуальная часть. 3. Разминка на месте. 4. Отработка техники в рядах. 5. Работа в парах. 6. Завершающая ритуальная часть. Подготовительная и заключительная части занимают вместе до 10% времени тренировки и, как правило, включают в себя до 10 различных приветствий и ритуалов. Все ритуалы проводятся на японском языке, что, конечно, настраивает обучаемых на занятие, причём именно своей непонятностью и экзотичностью. Представим, насколько обыденно и понятно звучат эти ритуалы для японца. Основное отличие в методике заключается в мировоззрении, для японца в каратэ нет тайны, эта всего лишь одна из сторон национальной культуры. Для европейца Восток — это всегда мистика, начни называть проявление энергии КИ (ЦИ) — биомеханикой, а состояние дзин-син — чувством партнера, и с каратэ спадет половина мистического очарования. Не сотвори себе кумира, Восток, как известно, дело тонкое. Полный ритуал целесообразно проводить перед боями для психологического настроя, в остальные дни ограничиваться коротким приветствием, счётом и терминологией, принятыми в этом виде спорта. Сложные биомеханические процессы следует объяснять на понятном для обучаемых языке, что необходимо для идеомоторной отработки. При применении сложных, но необходимых терминов давать их популярный перевод. Что касается методики тренировок, то каждый тренер должен подходить к этому процессу творчески, не копируя слепо восточные образцы, а исходя из своего видения тренировочного процесса, причем поиск бесконечен, а любая остановка этого поиска диалектически необоснована. Вникая в ритуалы, знакомясь с официальной историей школ, вдруг начинаешь понимать, что быть лучшим мастером, чем Уэсиба или Ояма, невозможно, тогда куда же ведет методика этих школ? Даже на Востоке говорят: «Глуп тот, кто думает, что он сильный, всегда придет тот, кто сильнее». Надо скептически изучать как можно большее количество информации и всего, что связано с избранным видом спорта, пытаясь выделить рациональное зерно, исключая несущественные внешние атрибуты. Неразвивающаяся методика морально деградирует, а слепое подражание чужим традициям — это дорога в никуда. Мерилом любой методики является конечный результат. Я не против японских традиций, я за сохранение и развитие огромного спортивного опыта России. Хочу привести один пример. Развитие дзюдо в СССР шло своим, обособленным от остального мира, путем, всегда с дефицитом японских методик и ритуалов, это заставило в короткий срок создать собственную, оригинальную, советскую школу дзюдо, имеющую в своем активе чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр, это убедительный пример диалектического подхода к методике. В заключение хочу подчеркнуть, что развитие таких технически сложных видов спорта, как восточные единоборства, в России невозможно без собственных методических разработок, учитывающих широкий спортивный опыт и творчески реализующих современные исследования в этой области.
в преподавании восточных систем Рукопашного боя
Уже отмечалось, что мировоззрение восточного мастера базируется на одной из доминирующих ветвей буддизма. Важнейшей частью подготовки бойца считается психологическая подготовка, а точнее — способы управления психикой. В этой важной части обучения возникают основные противоречия. Восток, без сомнения, добился ощутимых результатов в области самоуправления, суггестии и гипноза. Причем вся методика психорегуляции либо заимствована, либо и есть религиозная практика. Хорошо ли это? Португальцы были первыми европейцами, всерьёз и надолго проникшими в Японию. Будучи миссионерами Папского престола, они активно обращали язычников в католицизм, причем в начале процесс крещения проходил достаточно активно, более того, эмиссары португальского двора благосклонно принимались при дворах удельных князей. Затем за исторически ничтожный промежуток времени христианство в Японии практически полностью погибло в огне междоусобных войн, а традиционные буддийские верования вновь заняли своё доминирующее положение. Почему господа самураи так легко приняли, а затем так легко расстались с христианством? Дело в том, что расхожее мнение о религиозности самураев несколько неверно. Настоящий самурай более почитал предков, чем Будду, а фамильный меч — более, чем храм. Внимательно прочитав «Хагакурэ», начинаешь понимать почему. Вся жизнь самурая пронизана стремлением к достойной смерти, а воинская доблесть и чувство долга и есть высшие добродетели. Как говорил Мао Цзэдун: «Читай, не читай — императором не станешь». Исповедуя (в разных вариантах) буддизм, самурай всё же на первое место ставил свои традиционные ценности: «Если боги не услышали мои молитвы только потому, что я осквернён кровью, я убеждён, что ничего не могу с этим поделать, и поэтому я молюсь, не взирая на осквернённость» («Хагакурэ»). Такое «уравновешенное» отношение к религии дало возможность для японского эксперимента с католицизмом, но дело в том, что весь уклад жизни, построенный на другой религии, диктовал возврат к вере предков, а многие поколения воинственных самураев и есть зримое воплощение смысла жизни и мировоззрения настоящего японца. Человечество по сей день не придумало более совершенного холодного оружия, чем самурайский меч, и более целенаправленного воина, чем самурай. Всё это продукт связи поколений, единства их морали, этики и религиозных взглядов. Историческая целостность нации — залог её дальнейшего развития. Под исторической целостностью мы понимаем: — почитание своих исторических корней; — самобытную культуру; — уважение к предкам; — и самое главное, национальное мировоззрение, в основе которого лежит традиционная религия. Будучи русским человеком, я могу добиться успехов, лишь оставаясь целостной личностью, что невозможно без твёрдого православного мировоззрения. Любые метания по экзотическим — восточным — мировоззрениям и религиозным течениям могут только ослабить целеустремленность и силу личности славянского типа. Самое страшное для духа — это сомнение. Блуждая между верой и неверием, можно потерять самого себя. Некоторые психотехники Востока крайне интересны и, бесспорно, необходимы в тренинге, но только при наличии целостного взгляда на жизнь. Наш предок святой Александр Невский перед Ледовым побоищем сказал: «Не в силе Бог, а в правде», и не допустил католиков на Святую Русь. «Блажен тот, кто жизнь свою за ближнего своего отдаёт», — сказано в Святом Писании. Чем это хуже самурайских идеалов? Всё, что приходит с Востока, не более чем инструмент для достижения практических целей, духовная сторона тренинга должна быть глубоко национальной. У нас свой путь познания. Он не лучше и не хуже, он просто наш, а те элементы «восточного пути», которые используются в тренинге, для нас всего лишь средство достижения наших целей в наших условиях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|