Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МИР ВНУТРЕННИЙ И МИР ВНЕШНИЙ 5 страница




Ценность вещи определяется системой, контекстом и обстоятельствами.

На практике мы стараемся оперировать определенной прагматичной иерархией ценностей: планетарный уровень, общество, страна, семья, я. Иногда для установления такой иерархии мы ориентируемся на обычаи и традиции. Иногда — на общественное мнение или на голос большинства. Почти всегда мы опираемся на «базовые моральные принципы» или закон. Нам так удобнее и уютнее, потому что мы чувствуем под собой надежную опору знания того, что это «правильно», а это нет. То, что другие могут иначе смотреть на «правильность»/«неправильность» ценностей, никакого значения не имеет. Мое «право» основано на истине, а ваше нет.

Бывают ситуации, когда решение в отношении ценностей или выбора между ними необходимо базировать на абсолютах какой-то системы убеждений. Нет никакой нужды исключать или отрицать такую возможность. Параллельное мышление не допускает слов «всегда» и «никогда». Но дело в том, что, если вы разовьете в себе привычку «конструирования» в духе параллельного мышления, у вас может появиться больше шансов эффективно справиться со многими «ценностными» конфликтами, чем это удается посредством традиционной системы мышления.

Защищаю ли я «относительность» и «прагматизм»? Эти понятия являются попросту суждениями-ячейками с привычными ценностями, прикрепленными к ним. Многие ценности относительны, нравится нам это или нет. Почему тогда не «все»? Потому что нет

никакой необходимости утверждать такое. Прагматизм подразумевает выбор того, что наиболее «полезно» при данных обстоятельствах. Прагматизм тоже базируется на том, «что есть»: это выбор между уже существующими вариантами. В параллельном мышлении упор делается на создание, конструирование новых вариантов. Через этот процесс конструирования могут проходить также фундаментальные принципы и «абсолютные» ценности. Они не являются исключением. Многие считают, что «абсолютный» запрет на убийство ближнего отчасти преодолевается в условиях войны или самообороны. Истинные пацифисты и истинные вегетарианцы — большая редкость.

Одной из трудностей традиционного мышления является система «контроля на входе», подразумевающая, что каждую идею нужно оценить, прежде чем пускать в «дом». Каждая идея должна доказать свою состоятельность. Нельзя составить цепочку рассуждений, если хоть одно ее звено с дефектом. Однако иногда бывает необходимо увидеть всю картину целиком, прежде чем оценивать ее части, и это может относиться в том числе и к ценностям. Нужно знать, в каких обстоятельствах будет применяться аспирин, прежде чем судить о том, полезен он или вреден. Стоит или не стоит повышать цены на продаваемые вами товары? Это зависит от общей экономической ситуации на данный момент. Это зависит от состояния рынка, на котором вы работаете. Это зависит от того, насколько престижна марка ваших товаров. Это зависит от того, достаточно ли будет повысить цену, чтобы продвинуть ваши товары в более высокий «класс». Это зависит от того, как вы намерены использовать дополнительную выручку (если цена повышается не по необходимости, а исключительно по вашему желанию). Вы направите эти деньги на разработку более привлекательной упаковки или просто раздадите их акционерам?

В системе параллельного мышления все возможности принимаются и выкладываются бок о бок. Только тогда картина может стать ясна. Иногда к решению удается прийти сразу, а иногда его приходится конструировать. Возможно, лучше выпустить новую версию товара по более высокой цене, чем просто поднимать цену на существующий товар.

Ценность вещи определяется системой, контекстом и обстоятельствами. А еще восприятием. Однажды произошла история с духами, которые обрели успех на рынке только после того, как цена на них была увеличена вчетверо. Может быть, люди сочли, что такие дорогие духи не могут не быть лучшими? Может, они больше доверяли ценнику, чем своему обонянию? Может быть, они видели ценность в том, чтобы дарить любимым женщинам только самые дорогие духи? Кто-то скажет, что это всего лишь хитрая уловка и обман со стороны маркетологов, которые наловчились убеждать людей словоблудием в духе софистов и менять их восприятие. Но будет ли такая оценка справедливой? Если вы хотите показать любимой женщине, что дарите ей такие дорогие подарки, потому что высоко цените ее и считаете, что она заслуживает только самого лучшего, разве в этом не проявляется истинная ценность духов? Если вы искренне не доверяете своему обонянию и вкусу, разве не разумно предполагать, что духи, имеющие устойчивый спрос при такой высокой цене, действительно самые лучшие?

Нам кажется, что все это не связано с некоей настоящей ценностью духов, внутренне присущей им: истиной. Но весь парфюмерный бизнес строится на восприятии и имидже. Это системы, которые придают духам ценность. Может быть, вы хотите, чтобы ваши друзья знали, что вы пользуетесь дорогими духами? На самом деле существуют дешевые духи, которые часто не отличишь от дорогих (что не запрещается, лишь бы название у них было другое). Если бы вы ориентировались только на запах, вы вполне могли бы купить их практически с тем же эффектом (разве что в качестве подарка они большой ценности не имели бы).

Важно изучать ценности, которые не всегда очевидны. Важно конструировать ценности, которые не существуют, пока вы их не придумаете. Ценность продажи пончиков половинками в том, что покупатель и вкусом пончика насладился, и может поздравить себя с тем, что ограничился только половинкой «вредного» пончика. Это совсем не то, что съесть целый пончик наполовину меньшего размера, поскольку во втором случае воспринимается только то, что съедено, а ощущения «сознательно несъеденного» нет.

Общественно-политическая ценность слухов и сплетен постоянно недооценивается политическими теоретиками. А ценность их в том, что они сами устанавливают шкалу ценностей.

Когда какая-то политическая партия долго остается у власти и доводит экономику до кризиса, именно в период экономических неурядиц у нее возникают отличные шансы на переизбрание. Дело в том, что избиратели видят в оппозиции скопище дилетантов, не имеющих опыта управления страной в трудные времена.

Известно, что некоторым супружеским парам перебранки доставляют удовольствие, потому что оказывают возбуждающее действие, нарушая скуку повседневной жизни, и свидетельствуют о сохранении чувств друг к другу. Некоторые люди предпочитают, чтобы их ненавидели, но только не игнорировали. Бывает, что люди не хотят, чтобы их жалобы возымели действие, — они предпочитают иметь возможность продолжать ворчать на что-нибудь. Можно ли утверждать, что все сказанное правда, что это иногда бывает правдой или что все это циничные мифы?

Умение чувствовать ценности придает ценность самой жизни. Искусство — это упражнение в создании ценностей. Должно ли искусство лишь высветлять и обнажать ценности, которые существовали всегда, или оно должно стремиться открывать новые ценности? Системы убеждений являются высшим творцом и арбитром ценностей, которыми определяется поведение людей. Сократ считал, что для этого достаточно знания, и это была лишь еще одна система убеждений. '

Работая с ценностями, нужно принимать во внимание параллельные возможности. Вот почему параллельное мышление является важным средством изучения ценностей, их примирения и создания новых. И конструирование представляет собой часть этого процесса.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных