ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Распознать, предупредить и оградить от развития конфликта
Я отдаю себе отчет в том, что трудно четко провести грань между тем, что называлось любовью и теплыми отношения и тем, когда конфликтные отношения вступили в фазу войны и противостояния.
Однако, я так же знаю, что из непогашенной искры может разгореться пламя.
Важно вовремя заметить сигналы конфликтного взаимодействия, свидетельствующие о том, что что-то пошло не так. В этот момент (и еще в течение некоторого времени) можно исправить положение.
Позже, когда вы пройдете точку не возврата (точка Х), уже изменить будет практически невозможно, и речь будет идти о приспособлении, совместном существовании или о разрыве отношений.
Скорее всего (из практики) речь будет идти о разрыве отношений, поскольку вы успеете за это время насобирать «длинный хвост» (шлейф) обид, неприязней, непоняток и прочих мыслей, чувств и поступков в отношениях друг с другом.
Один из возможных вариантов – построение отношений с тем же человеком, но(!) совершенно иных, качественно новых отношений.
Помните, атмосферу конфликтных супружеских отношений можно почувствовать и разглядеть невооруженным взглядом – для этого не обязательно быть психологом или психотерапевтом.
Если вам удалось заметить сигналы конфликтного взаимодействия в отношениях или вы попали в такую семью, где эти сигналы заметны – задайте вопрос: надо ли менять эти отношения? И главное, зачем?
Можете (если захотите) способствовать налаживанию общения, исправлять поломанные коммуникации, строить новые паттерны взаимоотношений – действуйте!
В противном случае или не вмешивайтесь (остерегайтесь, конфликты заразны!) или ждите апогея (развязки, разрыва) или обращайтесь за помощью.
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, вконфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов". К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. Данная методика теста адаптирована Гришиной. Для описания типов поведения людей в конфликтах (точнее, в конфликте интересов) К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в ситуацию, и напористость, для которой характерен акцент на собственных интересах. Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): 1. Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. 4. Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Ответы на вопросы заносятся в бланк. Стратегии разрешения семейных конфликтов и их характеристика Соперничество отражает желание удовлетворить собственные потребности за счет других (ситуации модели "победа/поражение"). Наиболее напористые, агрессивно настроенные люди выбирают данный стиль разрешения конфликта. При всем при этом, они способны воспользоваться любыми способами для достижения цели: своей властью, авторитетом, опытом, связями и т.д. Развод - радикальный способ разрешения супружеских конфликтов. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: Стадии разрешения конфликтов: Хоффман выделил стили решения конфликта. Следует выделить наиболее типичные методы разрешения семейных конфликтов: Тактика разрешения семейного конфликта, как правило, предполагает: При рациональном поведении супругов семейный конфликт -это нормальный компонент здорового течения их жизни, который играет конструктивно-созидательную роль. Определенный интерес представляет взгляд специалистов в области разрешения конфликтных ситуаций X. Корнелиуса и Ш. Фэйр, описавших возможные последствия конфликтов, выстроивших соответствующие цепочки последствий. Загнанный внутрь конфликт действует разрушительно на психическое состояние и физическое здоровье членов семьи. Конфликтная ориентация, отсутствие культуры компромисса, негативное стечение обстоятельств могут вывести процесс из под контроля и придать ему разрушительный характер. Выбор того или иного пути развития конфликта во многом зависит от психологической культуры супругов, их умения осознать свои трудности, в том числе и психологические. Снять напряженность и найти оптимальное решение помогает соблюдение следующих условий разрешения семейного конфликта: В психологии семейных отношений оформились несложные практические принципы разрешения семейных конфликтов: Выделяют следующие виды психологической помощи при разрешении семейных конфликтов: Рассматривая психологическую помощь, следует иметь виду, что никто, кроме самих супругов либо специалистов, не должен принимать участия в решении семенных проблем, При выборе того или иного вида психологической помощи необходимо учитывать ряд факторов: Самопомощь - это оказание помощи любым взрослым членом семьи (мужем, женой, ребенком в юношеском и старшем возрасте) самому себе психологическими методами и средствами в целях достижения психического здоровья, собственной личной зрелости и благополучных гармоничных отношений в семье. Совместная семейная помощь рассматривается как вид психологической помощи, в процессе которой взаимно с супругом (-ой) происходит преодоление семейных проблем с применением доступных, понятных обоим психологических форм и методов с соблюдением необходимых правил зрелой семейной жизни. Основными условиями данного вида помощи являются взаимные желания решать семейные проблемы, действенное участие, активность, корректность и стремление супругов к максимальному взаимовыгодному компромиссу. Главный способ совместной семейной помощи — взаимное удовлетворение ключевых потребностей мужа и жены. Немаловажную роль в регулировании семейных отношений играют свободные дискуссии между супругами в виде открытого, искреннего, доверительного, эмпатийного и безопасного диалога о проблемах семьи. О важном и второстепенном в семье, о роли мужчины и женщины, о системе ценностных и ролевых представлений, о принятии ценностей, сближении взглядов, о понимании вообще, о стиле семейного руководства и методах воспитания и т.д. В этих целях может быть использована, например, методика «семейного термометра» В. Сатир. Она предусматривает создание эмоционально-психологической атмосферы, в которой честно обсуждаются предметные проблемы, а каждый член семьи испытывает психологическую готовность к искреннему разговору. Основными темами для обсуждения в соответствии с этой методикой могут быть: Важную роль в деле предупреждения семейных конфликтов играет организация совместного активного отдыха, проведение досуга. Они направляются на сознательное сближение и сплоченность семьи. Имеется в виду организация как культурного, гак и оздоровительного отдыха. Создание и поддержание семейных традиций с праздниками, сюрпризами, подарками. Совместное посещение кино, театров, музеев, выставок, выезд на природу, путешествии, уважительное отношение к любимым занятиям каждого члена семьи. Благотворное влияние оказывают, в частности, психологические установки на формирование здорового образа жизни каждым супругом и семьей в целом (обливание, приучение к холоду, гигиена питания, уход за телом, гимнастика, прогулки, ликвидация малоподвижного образа жизни, преодоление негативных привычек, занятие различными видами спорта). Значительную помощь молодоженам могут оказать семейные советы - оригинальная форма группового руководства семейными делами, включая детей и других родственников, проживающих совместно с нуклеарной семьей. Это определенная система планирования различных вопросов жизнедеятельности семьи и преодоления семейных проблем в открытом всестороннем общении, сопоставлении позиций всех членов семейной системы. Алгоритм достижения договоренности между супругами, другими членами семьи на семейном совете включает в себя: Может использоваться и такая форма взаимопомощи, как совместное обсуждение супругами специальной литературы (научной, научно-популярной, художественной) по психологии семьи, сексологии, семейной конфликтологии, любви, и повышение общей культуры супругов и детей, их представлений о красоте, доброте, гармонии, межличностных отношениях. В крайнем случае может быть использована методика «искусственного развода». Она предусматривает сознательное разъединение, расхождение на определенное время в общении, проживании, в проведении свободного времени, в том числе за счет организации альтернативного отдыха вне семьи. Это создает предпосылки для осознания сложившейся семейной ситуации, семейной проблемы, истинного отношения супругов, детей друг к другу. Аналогична ей методика «конструктивных ссор». Ее авторы - психологи Ян Готлиб и Кэтрин Колби предлагают ссориться конструктивно. В этом случае нет необходимости: Осуществление данной методики предполагает соблюдение следующих основных условий: По мнению американского психолога Э. Шострома, В ходе семейного конфликта следует применять конструктивные приемы борьбы: Предупреждению конфликтов и снижению их уровня способствует такой прием, как сознательное включение в семейную систему «третьих лиц» - рождение детей, в том числе второго, третьего ребенка (когда генеративная способность мужа и жены в расцвете), или вхождение психологически приемлемых, комфортных и зрелых во взаимоотношениях родственников. Однако такой способ может привести и к обратному эффекту. С его реализацией нужно быть предельно осторожным, особенно если это касается рождения еще одного ребенка, а для этого не созданы соответствующие материальные условия. В ряде случаев достаточно эффективной оказывается простое доверительное общение супругов, в ходе которого вырабатываются приемлемые способы взаимного общения, приходит понимание причин негативных привычек и того, что в них заключена опасность для самого существования брака. В этом случае взаимные усилия супругов должны быть направлены на выработку стиля терпимости, доброжелательности, вежливости к другим членам семьи, на сострадание, корректность в случаях несовпадения мнений, подчеркивание достоинств друг друга и всяческое стремление к взаимному притяжению по спорным вопросам. Супругам необходимы не только знания приемов борьбы, но и овладение искусством ведения переговоров, приемами построения длительных взаимоотношений. Это еще раз подчеркивает тот факт, что во всяких способах совместной семейно-психологической помощи главенствующее положение занимает проблема выработки неповторимого вербального и невербального стиля общения, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. При этом, во-первых, появляется реальная возможность быть понятым и желание делиться своими переживаниями с близким человеком, во-вторых, когда партнер говорит о своих переживаниях, выражает их словами, он и сам начинает лучше понимать и оценивать себя. Искусство ведения переговоров супругов предполагает: Особого внимания вследствие опасности для семейных отношений заслуживает конфликт, обусловленный изменой одного из супругов. В целях сохранения супружеской жизни в случае измены и предотвращения распада семьи следует поступать в соответствии с «6-шаговой» методикой У. Харли. Шаг 1. Прежде всего, задать себе вопрос: «Хочу ли я сохранить брак?». Выдержать семейную бурю, не поддаваться искушению обвинить во всем другую сторону, принять тезис о том, ЧТО не один только изменивший супруг во всем виноват-. Сердцевиной всякой совместной семейной психологической помощи является работа супругов по развитию практики любви, предупреждению и преодолению психосексуальных трудностей. Супругам необходимо учитывать ряд следующих советов относительно интимных отношений: Определенный интерес сточки зрения решения психосексуальных семейных проблем представляют рекомендации представителя гуманистического психоанализа Эриха Фромма «Искусство любить»: Аналогичные правила по преодолению психосексуальной дисгармонии дает И. Кон в своей книге «Вкус запретного плода». Успешно предвидеть, преодолевать и разрешать конфликты ренродуктивно-воспитательной сферы (различие взглядов супругов на воспитание детей) позволяет соблюдение ОСНОВНЫХ принципов взаимоотношения родителей и детей, сформулированных профессором Ю.П. Азаровым (Россия) в его демократической вое питательной модели. Особого внимания заслуживают проблемы, возникающие в так называемых «смешанных» семьях, т.е. возникших в результате повторного брака одного или обоих супругов. Психологи Ж. Лафас, Д. Сова в целях снижения уровня конфликтности рекомендуют следующие правила совместного проживания таких семей: Специализированная психологическая помощь - это помощь одному члену семьи или семье в целом специалистами — семейным психологом, психотерапевтом, психиатром, психологом, прошедшими специальную подготовку в области семейной психологии, психотерапии и др. Семейно-психологическое просвещение означает двусторонний процесс, входе которого достигается: распространение специалистами знаний и достижение ясности, успокоенности в мыслях, сознании и чувствах членов семей в области семейной психологии, семейных проблем; обеспечение влияния этих феноменов на психическое здоровье; использование психологических методов преодоления личностных и семейных трудностей. Под семейной психодиагностикой подразумевается такой вид психологической помощи, который направлен на распознание, оценку социально-психологических феноменов семьи, личностных особенностей ее членов, а также выявление различных типов семейных проблем. Семейное психологическое консультирование предполагает помощь в осознании семейной проблемы, ее основных причин и поиске путей преодоления, а также принятии решения по затруднительным вопросам жизнедеятельности семьи. Семейная психотерапия ориентирована на изменение процессов психологической природы-взаимоотношений в семье, личных искажений ее членов, взаимное удовлетворение потребностей Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод. Под разводом понимают расторжение законного брака при жизни обоих супругов, предоставляющее им свободу вступления в новый брак. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни обмана и того, что омрачало жизнь. Но он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Межличностные конфликты чаще всего происходят в семье. И это не удивительно, ведь именно в семье происходят наиболее тесные контакты между людьми. И при этом каждый из членов семьи хочет жить, сообразуясь со своими идеями и взглядами, и не всегда получается соотнести их с привычками и убеждениями других членов семьи. На этой почве и происходят семейные конфликты. Время от времени по разные стороны от «баррикады» оказываются супруги, родители и дети или люди среднего и старшего поколения. Конфликт может произойти не только тогда, когда члены семьи обладают разными взглядами и убеждениями. Иногда конфронтация возникает, когда люди не могут понять друг друга и из-за этого приходят к неправильному выводу. Это порождает претензии и обиды, и не всегда проблему получается урегулировать мирным путем. Подводя итог рассмотрения данной темы, следует подчеркнуть, что одно из важнейших условий успешного завершения конфликта любящих супругов - не стремиться к победе любой ценой. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина на нем не лежала. Нужно быть способным честно спросить у самою себя, а главное, честно ответить себе, что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять не уместный максимализм и категоричность. Лучше самим прийти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты других -родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи. Следует помнить высказывание великого писателя Л.Н. Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по своему», ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 2011. 2. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 2013. 3. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 2012. 4. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С.,Жидко М.Е. Психотерапия: психологические модели. Учебник для вузов друк. СПб.: Питер, 2013— - 472 с.М.,. 5. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПБ., 2011. 6. Дж. Браун. Психология Фрейда и постфрейдисты. Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 2011.—304 с. Серия «Актуальная психология».,. 7. Клонигер. С, Теория личности: познание человека., Питер 2014 8. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев.—М.,2011. —290 с. (Сер.: Теория и история социологии). 9. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 2012 10. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 2011. 11. Немов РС. Психология: В 2-х кн. – М.: Просвещение, 2013. 12. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 2011. 13. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.,2015. 14. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль,2011. 15. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. – М., 2012.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|