ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Убеждение, или рациональная психотерапияЛечение убеждением — это лечение информацией, вступающей в связь и взаимодействие с имеющимися у больного представлениями и подвергающейся логической переработке и критической оценке. На основании этого могут возникать новые взгляды на вещи, новая оценка травмировавших психику событий, новые установки на будущее. Последние теперь определяют значимость для больного тех или иных сигналов, а отсюда и реакцию на те или иные раздражители. При лечении по этому методу вырабатываются или укрепляются полезные для здоровья больного новые представления или тормозятся старые. Таким путем достигается изменение информационного значения некоторых раздражителей и потеря ими патогенных свойств. Внешне это проявляется в том, что меняется отношение больного к обстановке, породившей заболевание, болезненные переживания утрачивают свою значимость, актуальность. Как указывалось выше, эмоциональная напряженность, а вместе с тем и психотравмирующее действие ситуации сохраняются, пока не принято решение, как действовать дальше, не выбрана твердая линия поведения («стратегия поведения»). Одна из задач врача при лечении убеждением и заключается в том, чтобы помочь больному выбрать правильную линию поведения на дальнейшее. В процессе лечения убеждением врач стремится не только изменить отношение больного к тому или иному психо-травмирующему событию, но и более глубоко повлиять на его личность — перевоспитать его, повлиять на черты характера или укоренившиеся взгляды, делающие его особенно чувствительным, легкоранимым в отношении некоторых воздействий. Это имеет огромное значение как для лечения, так и для общего оздоровления личности и профилактики новых обострений заболевания. Лечение убеждением в той или иной мере сочетается, а порой и тесно переплетается с внушением наяву, особенно когда оно носит мотивированный характер, и с каузальной психотерапией там, где генез невротического симптома скрыт и не осознается больным. Часто бывает целесообразным сочетать лечение убеждением и самовнушением с различными Методами условнорефлекторной терапии, а также фармакопси-хотерапией. Горячим сторонником лечения убеждением являлся швейцарский невропатолог Dubois (1912), детально разработавший метод и назвавший его рациональной психотерапией (от лат. ratio — разум). «Что касается меня,— писал он,— то я всегда полагал, что психотерапия должна представлять собой перевоспитание и что следует прибегать к тем же приемам, что и при воспитании, то есть нужно развивать и укреплять ум больного, научить его правильно смотреть на вещи, умиротворить его чувства, меняя вызвавшие их умственные представления. Для этого нет иного средства, кроме убеждения посредством диалектики, которое можно бы назвать сократовским методом». Техника лечения сводится к беседам с больным, во время которых врач разъясняет ему причину заболевания и обратимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его событиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся у него патологических симптомах. Dubois говорил больному, страдавшему бессонницей: «Не думайте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся, уничтожьте здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть». «Вы, сударыня, в добром здоровье, молоды и крепки,— указывал он больной, страдавшей сердцебиением, связанным с семейными неприятностями, — ваш организм в превосходном состоянии, ваши сердцебиения нервные. Нет никаких признаков болезни сердца. Как бы ни был част ваш пульс, опасности нет никакой. Поверьте мне, что если бы вы могли избавиться от страха, все ваши расстройства прошли бы немедленно. Не забывайте: ничто не заставляет так сильно биться сердце, как чувство страха. Ну, положим, вы проснулись с сердцебиением, которое вы тут же забыли, а быть может, сделалось от кофе или чая, — это все равно. Если, как только вы почувствуете сердцебиение, вы сейчас же поддаетесь страху и думаете, что вы уже умираете, вы создаете этим душевное волнение, которое заставляет ваше сердце усиленно биться. Если перед этим пульс был 100, он участится до 120. Тоскливое чувство от этого только усиливается и, по-видимому, оправдывает ваш страх и волнение; в результате пульс еще больше ускоряется и доходит до 140. Наоборот, если, убедившись, что ничего нет, вы успокоитесь, пульс замедлится. Рассуждайте попросту так: я молода, сильна и здорова, у меня нет ни болезни сердца, ни другого органического страдания: от этих сердцебиений я не умру! И сердце ваше перестанет учащенно биться, тоска пройдет и вы заснете спокойно». Сам Dubois, страстно убеждая своих больных в неизбежности выздоровления, фактически обычно сочетал метод убеждения как с прямым внушением наяву, так и косвенным внушением. При лечении истощенных больных, кроме того, он обычно прибегал к рекомендованному Weir-Mitchell лечению постельным режимом в условиях изоляции от всяких внешних раздражителей (запрещение переписки, свиданий, бесед с другими больными) в сочетании с усиленным питанием. Таким образом Dubois проводил ряд лечебных мероприятий, центральным звеном которых являлись длительные систематические беседы с больными. Аргументы, используемые при лечении убеждением, могут быть самого различного характера: «Вы сами медицинский работник, — говорили мы одному больному. — Вы утверждаете, что вы больны раком и от вас это скрывают. Но ведь вы сейчас находитесь в психиатрической клинике. Разве мы стали бы держать здесь человека, больного раком? Да мы бы сейчас же перевели вас в онкологический стационар. Если человек болен раком и считает, что у него рак, то ведь это нормально. Разве его поместят в психиатрическую больницу? Вас поместили сюда потому, что вы внушили себе то, чего у вас нет. Вы мнительный человек. У Вас и раньше часто появлялись опасения заболеть раком, но вы с ними боролись. А теперь рассказ о заболевании вашей знакомой обострил ваши опасения. Вы стали фиксировать внимание на работе желудка, кишечника. Мысль о раке овладела вами, и вы утратили над собой контроль. Мы поможем вам его обрести (пере=~ ходим на внушение наяву). У вас нет рака, нет рака! (Далее обычным тоном.) Вы будете находиться здесь до тех пор, пока вы это поймете!»... При лечении методом убеждения целесообразно разъяснять больному в физиологическом плане обратимый характер имеющихся у него болезненных симптомов и возможность их устранения, возникновение истерического паралича — процессом торможения, частичного сна в соответствующей области мозга, некоторые фобии — механизмом условного рефлекса. «У вас различные неприятные ощущения в теле — в области то сердца, то груди, то желудка, и вы полагаете, что это признаки какого-то тяжелого, опасного для жизни заболевания,— говорили мы больному. В действительности это не так. Наше сердце непрерывно работает, непрерывно движется кровь по кровеносным сосудам, сокращаются стенки кишечника, перемещая пищу. Все это мы обычно не ощущаем. К счастью, поток импульсов, поступающих в мозг от внутренних органов, нами не осознается. Он задерживается, вероятно, на уровне межуточного мозга. Вы перенесли травму черепа, и теперь „фильтры" немного ослабли — импульсы стали проникать в созна- ние, и вы стали их ощущать. Дело не в том, что у вас сердце или желудок работают ненормально, а в том, что у вас снизился порог возбудимости и вы стали ощущать то, чего в норме не ощущают. У вас нет болезни внутренних органов, а лишь повышенная чувствительность к нормальным раздражениям. Она усиливается оттого, что вы фиксируете внимание на этих ощущениях. Поймите, они являются не признаком какой-то страшной болезни сердца или желудка, а невинными ощущениями. Чем больше вы на них будете обращать внимание, тем сильнее вы их будете воспринимать... Мы дадим вам лекарство, которое повысит порог восприятия и таким образом ослабит эти ощущения, но главное в вас самом — займите себя работой, не давайте себе сосредоточивать на них внимание, не придавайте им значения, и вы поправитесь». Приводим отрывки нашей беседы с двумя больными, имевшей целью изменить реактивность на лсихогравмирующие воздействия и повлиять на некоторые характерологические особенности. «Ваше заболевание — следствие того, что вы очень обидчивы, чувствительны. Вы должны изменить свое отношение к окружающему, перестроиться, перевоспитать себя, тогда вы избавитесь и от "невроза сердца", который вас беспокоит, и от повышения артериального давления при волнении. Наша реакция на окружающее во многом зависит от того, как мы будем его истолковывать. Представьте себе, что мимо человека прошел его знакомый, не посмотрев на него и не поздоровавшись с ним. Разные люди могут истолковывать это по-разному. Один подумает, что знакомый был занят своими мыслями, не заметил его, и не придаст этому значения. Другой может оценить все иначе. Он скажет: "Вот Иван Иванович теперь уже и друзей не узнает, не здоровается, стал важным, теперь и смотреть на меня не хочет..." — и может почувствовать себя обиженным. Психически больной с бредом ревности может увидеть в этом намек на якобы дурное поведение его жены. Еще римский философ и император Марк Аврелий говорил: "...измени свое отношение к вещам, которые беспокоят тебя, и ты будешь от них в безопасности". Это к вам в полной мере относится. Нужно настроить себя так, чтобы правильно реагировать на вещи. Избавьтесь от излишней обидчивости и подозрительности. Сейчас вам нужно оградить себя от волнений, поэтому настройте себя так, чтобы никакие пустяки на вас не действовали, вас не волновали. Снизьте свой уровень возбудимости. Будьте теперь совершенно спокойны, всегда спокойны (говорится больному внушающим тоном). Кто бы вам и что бы вам ни говорил, вы будете на это реагировать спокойно, совершенно спокойно (последние слова внушаются наяву). По характеру вашей работы вам приходится иметь дело с матерями детей. Представьте себе, что одна из них вас незаслуженно упрекнет в резкой форме. Теперь вы отнесетесь к этому совершенно спокойно. Спокойно ответите ей: "Вы ошибаетесь". Вы подумаете: вероятно, оскорбившая меня женщина была чем-то возбуждена, может быть, у нее домашние неприятности, и поэтому напрасно ко мне придралась. Останетесь при этом совершенно спокойным. Ведь психиатр на работе не реагирует на оскорбления и ложные обвинения своих больных. Он остается совершенно спокойным. Так и вы должны себя настроить на то, что не будете эмоционально реагировать на незаслуженные упреки или оскорбления... Не бром и не валериана, а самовоспитание может избавить вас от лишних волнений». Убеждение хорошо сочетать с внушением наяву и мотивированным самовнушением. «У вас явления неврастении — легкие, обратимые нарушения,— говорилось другому больному. — Вы отдохнете и все быстро пройдет. Вы будете здоровы. Однако главное лекарство — это самовоспитание. Вы не должны быть столь тщеславны. Вы хороший музыкант, хороший преподаватель музыки. Вас любят ученики, ищите в этом высокое моральное удовлетворение. Вы приносите пользу обществу. Однако нельзя претендовать на большее, что вы можете дать, на большее, на что вы способны... Измените уровень ваших притязаний. Приведите его в соответствие с вашими возможностями, и вы не будете переживать, на мой взгляд, мнимых неудач, навсегда избавитесь от неврастении. Нельзя считать себя несчастным человеком от того, что ты не Рафаэль, не Тициан и не Чайковский». Снятие эмоциональной напряженности, вызванной несоответствием между возможностями больного и его притязаниями, содействовало не только быстрому избавлению от неврастении, но и общему оздоровлению личности. В процессе лечения убеждением, призывая больного пересмотреть свою оценку психотравмирующих событий или отказаться от своих непомерных требований (иногда даже смириться с возникшей ситуацией), важно подчеркнуть перспек- тивы будущего, наметить линию поведения в дальнейшем, способствовать формированию новых, здоровых интересов (активирующая терапия). Достоинством метода убеждения является то, что больной активно участвует в процессе лечения и что при Таком лечении укрепляется его интеллект, открывается возможность коррекции взглядов, установок и характерологических особенностей, предрасполагающих к возникновению заболевания. При лечении убеждением, в отличие от метода внушения, образуемые новые связи не остаются изолированными, а связываются с имеющимися представлениями и поддерживаются ими. Все это благоприятствует стойкости достигаемого терапевтического успеха. Недостатком является то, что лечебный эффект при этом наступает часто не так быстро, как при некоторых других методах — внушении, эфирной маске и т. д., особенно в случае моносимптоматических истерических расстройств. Одним из приемов рациональной психотерапии является использование соответствующих мест из книги для убеждения больного. Больной порой более склонен верить написанному в книге, чем тому, что говорит врач, так как подозревает, что врач хочет его успокоить и поэтому неискренен. При этом имеет значение авторитет автора и солидность издания. Для убеждения больной онанофобией в безвредности онанизма мы дали ей прочесть следующие абзацы в книге А. М. Свядоща «Женская сексопатология» (1974): «По данным A. Kinsey, к 7 годам когда-либо занимались мастурбацией (онанизмом) 4 %, к 12 годам — 13 %... и к 35 годам — 60 % женщин... Из мужчин к 12 годам - 21 %, к 15 годам — 82 % и к 20 годам - 92 %». «Не подлежит сомнению, что мастурбация для женщины является с физиологической точки зрения безвредной. Мастурбаторный акт вызывает такие же местные изменения в половых органах женщины, как и нормальный половой акт». При этом подчеркивали, что книга эта издана для врачей широкого круга. Убеждать больного может не только слово врача, но и даже профиль лечебного учреждения, в котором больной находится. Больная М., похоронив мать, скончавшуюся от рака, стала тревожна, говорила, что она заразилась и умирает от рака кишечника, желудка, печени. Добилась помещения на обследование в прокто-логический стационар. Там, на второй день узнав, что ее не переводят в онкологическое отделение, посмотрев свою историю болезни, сразу успокоилась и была выписана выздоровевшей. Там, где психогенез невроза не осознается больным, лечение убеждением целесообразно сочетать с каузальной психотерапией. Метод убеждения применим при лечении различных заболеваний, однако особенно широко им пользуются при лечении неврозов. Он рекомендуется при любых формах невроза, не имеет противопоказаний и, по нашему мнению, может применяться во всех случаях. К сожалению, не всегда можно достигнуть успеха с помощью одного этого метода. Так, многие больные с навязчивыми явлениями понимают их нелепость, абсурдность, пытаются бороться с ними, но, как они сами на это указывают, не могут их преодолеть. Нередко малоэффективен метод убеждения в чистом виде и при лечении больных истерией. Однако и в тех случаях, когда одним убеждением достигнуть выздоровления не удается, применение его в качестве дополнительного средства целесообразно. Каким бы способом врач ни лечил больного неврозом, метод убеждения всегда будет иметь значение не только для устранения болезненного симптома, но и для профилактики рецидива заболевания. Особенностью лечения убеждением и внушением является то, что лечебный эффект может быть достигнут независимо от того, объективно правильным или ложным является то, в чем человека убеждают. Так в 50-х годах на севере Архангельской области вспыхнула эпидемия истерических припадков, сопровождавшихся то мутизмом, то карканьем ворон. Она получила название Икотки, по имени злого духа зырян. Врачи оказались бессильными. Пригласили шамана. Он объяснил, что болезнь вызвана «злым духом Икоткой» и изгнал его при помощи заклинаний и ритуальных танцев. Припадки прекратились. Лечебный эффект достигается легче, если то, в чем убеждают, не противоречит убеждениям пациента. Поэтому на одного скорее подействуют «снятие порчи или сглаза», «заговоренная вода», а на другого — «биоэнергетический массаж», «кодирование» и т. п. Лечение у знахарей порой таит опасность ятрогении, несвоевременного принятия необходимых медицинских мер. Внушение Внушение (suggestio) — подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов [СвядощА. М., 1971]. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказываться воздействия на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания в сообщении. Так, например, человеку нельзя что-либо внушить на незнакомом ему языке. Однако далеко не всякая информация оказывает внушающее воздействие. В зависимости от формы подачи, источника поступления и индивидуальных особенностей личности одна и та же информация может либо оказывать, либо не оказывать его. В чем же специфика внушения? Для ответа на этот вопрос рассмотрим выдвинутую нами верификационную концепцию внушения. Согласно этой концепции, в мозге человека протекают процессы верификации информации, то есть определения ее достоверности. На живой организм падает огромное количество различных, иногда противоречивых сигналов, несущих информацию о происходящем как во внешней, так и внутренней среде. Более сложные из них подвергаются логической переработке и оценке, осуществляемой путем сознательного целенаправленного мышления. Однако большая часть поступающей информации подвергается в соответствии с имеющимися алгоритмами автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения ее достоверности, а также значимости. Благодаря этому организм, не загружая сознания, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему не имеют отношения либо несут ложную или несущественную информацию. Так, оборонительная реакция не возникнет, если ребенок, направив игрушечное ружье, будет выкрикивать слова угрозы; не возникнет и ощущение запаха, если, подав палочку, ребенок скажет, что это букет цветов. Особенность внушения кроется в том, что при нем, помимо основной (семантической) информации, определяющей содержание внушения, вводится еще добавочная, верифицирующая информация, повышающая достоверность основной. Так, например, я просто говорю больной: «Руке не больно». Я внушаю ей же: «Руке не больно!». Во втором случае добавочную информацию несет мой голос — интонация моей речи, моя мимика, мой авторитет врача. Если этой добавочной информации не будет или окажется недостаточно, то эффекта внушения не наступит. Для исследования добавочной информации мы записали на студийном магнитофоне одни и те же фразы, произнесенные обычным тоном и тоном внушения, и подвергли их спектральному анализу с помощью интонографа. Таким путем удалось получить после соответствующей математической обработки цифровые физические характеристики, отличающие повествовательную речь от внушающей, и выявить некоторые особенности верифицирующей информации. Чем более уверенным тоном говорит человек, тем более верифицирующее действие оказывает его речь. Так, в наших опытах явления конформизма (навязывания ложного мнения малой группой лиц одному из ее членов) исчезали, если хотя 2—3 члена этой группы высказывали это мнение неуверенным тоном. Нередко верифицирующий эффект дает повтор-ность поступления информации. Ложная верификация информации лежит в основе плацебо-эффекта, а также играет большую роль в косвенном внушении, благодаря чему больной приписывает терапевтическую активность веществу, которое в действительности ею не обладает. Восприятие информации без ее критической переработки свойственно маленьким детям и в этом возрасте биологически целесообразно. Лишь в дальнейшем по мере накопления ими жизненного опыта и развития логических способностей воспринимаемое начинает подвергаться ими критической переработке. В той или иной степени внушаемы и взрослые люди. Верификация информации затруднена, в связи с чем внушаемость повышена при неожиданности сообщения, а также в тех случаях, когда недостаточно развиты или ослаблены критические способности: при астении, суженном сознании, гипнотических состояниях. Отсюда понятно, почему внушаемость часто повышена у лиц суеверных, отсталых, дебилов, истощенных, наркоманов, у страдающих импотенцией, у лиц, ас- тенизированных соматогенными заболеваниями или психогенными воздействиями, некоторых психопатов, находящихся в состоянии аффекта. Внушающее влияние раздражителя будет сильнее, если вызываемое им действие усилится уже имеющимися представлениями. Так, например, человеку, постоянно опасающемуся за свое здоровье, легче могут быть внушены ипохондрические идеи, чем не опасающемуся за него. Как указывалось при рассмотрении истерии, представления, обладающие «условной приятностью или желательностью», могут быть легче внушены, чем не обладающие таковой. Таким образом, внушаемость может оказаться избирательно повышенной лишь в отношении определенного круга представлений. Различают внушение прямое и косвенное. Прямое внушение может реализоваться либо непосредственно вслед за действием вызвавшего его слова (например, больному внушают: «Теперь голова у вас перестанет болеть, голова не болит!»), либо спустя некоторое время («Через 15 мин голова перестанет болеть»), либо при условии действия добавочного раздражителя, ставшего условнорефлекторным благодаря произведенному внушению («Когда вы почувствуете запах водки, вам станет противно, появится тошнота»). При прямом внушении в состоянии бодрствования или неглубокого гипнотического сна больной обычно может установить связь между произведенным прямым внушением и вызванным им действием, то есть источник поступления информации им осознается. При прямом внушении во время глубокого гипнотического сна или естественного сна, когда при пробуждении наступает амнезия самого акта восприятия речи, больной может не знать, что наступившее действие вызвано внушением, и будет расценивать его как спонтанно возникшее или как произвольное действие, мотивы которого ему неясны. При косвенном внушении всегда прибегают к помощи добавочного раздражителя, наделяемого новым информационным значением, благодаря произведенному прямому внушению. Так, например, для устранения головной боли при косвенном внушении говорят: «Вы сейчас примете вот этот порошок. Он обладает обезболивающими свойствами. Он на вас подействует через 10 мин и вызовет прекращение головной боли!». Для устранения бессонницы косвенным внушением указывают: «Сегодня вы примете порошок за 15 мин до сна. Запьете его половиной стакана горячей воды (горячая вода лучше растворяет лекарство, и оно скорее действует), и через 30 мин после приема у вас наступит сон!». При этом в обоих случаях дается индифферентный порошок, не обладающий ни аналгезирующим, ни снотворным свойством. Таким образом, при косвенном внушении (в отличие от прямого) больной всегда ошибочно приписывает наступившее лечебное действие какому-то раздражителю, который сам по себе, без участия внушения, не способен его вызывать. Им может стать любой раздражитель — гомеопатические пилюли, физиотерапевтическая процедура, инъекция пенициллина—в зависимости от характера произведенного внушения. В связи с тем что каждое лекарство, помимо фармакологического действия, оказывает и суггестивное влияние, давно подмечено, что в первые 2 — 3 дня приема наблюдается наиболее выраженный эффект. Нежелательно начинать лечение с назначения лекарств, которые больной ранее получал и которые, по его мнению, ему не помогли. Эффективно назначение курса лечения, записанного на бумаге, с указанием последовательности приема лекарств и перерывов между повторными курсами. Как известно, условнорефлекторный раздражитель первого, порядка является более сильным, чем условнорефлекторный раздражитель второго порядка. Непосредственный раздражитель обычно сильнее следового, поэтому человеку легче внушить, что он видит, например, букет цветов в данный момент, чем внушить, что он увидит завтра утром, когда часы пробьют 9. Почему же человеку в бодрствующем состоянии часто легче внушить, что боль у него пройдет через 15 мин после приема порошка, обладающего якобы обезболивающим действием, чем внушить, что она немедленно (например, по счету «три») или просто прекратится через 15 мин? Почему часто косвенное внушение, сделанное человеку в бодрствующем состоянии, бывает эффективнее, действует сильнее, чем прямое внушение, хотя, казалось бы, должно быть наоборот? Объясняется это тем, что при косвенном внушении внушенные представления обычно встречают меньшее противодействие со стороны имеющихся, а иногда даже поддерживаются и усиливаются ими. Так, у человека, у которого имеются представления о том, что головная боль может быть устранена только действием обезболивающего лекарства (порошка), внушение того, что она прекратится после приема порошка, не встретит противодействия со стороны имеющихся представлений, а, наоборот, усилится ими, в то время, как прямое внушение, что боль прекратится по счету «три», вызовет противодействие. Таким образом, при лечении внушением, как прямым, так и косвенным, важно учитывать опыт больного, имеющиеся у него представления и стараться строить внушение так, чтобы оно встречало с его стороны как можно меньше противодействия и как можно больше поддержки, то есть делать его рациональным, мотивированным. Этого нередко можно достигнуть и путем предварительной разъяснительной беседы, ослабляющей или устраняющей действие представлений, которые могли бы противодействовать внушению. В качестве средств косвенного внушения с успехом могут быть применены те, в действие которых больной верит, например, электропроцедуры, медикаменты, принимаемые внутрь или вводимые подкожно, и т. д. Использование с этой целью приемов или вещей, которые могут укрепить или вызвать суеверные представления, абсолютно недопустимо. Внушение может проводиться субъекту, находящемуся в бодрствующем состоянии (внушение наяву), а также и в состоянии сна — естественного, гипнотического или неглубокого — наркотического. Я не раз замечал, что у некоторых больных неврозами возникает состояние резко повышенной внушаемости, напоминающее сомнамбулическое, при одной подготовке к проведению сеансов гипнотерапии. Так, например, при исследовании реакции зрачков на свет, когда больному предлагалось смотреть прямо перед собой, ему тут же можно было внушить наяву паралич руки и т. д. Это состояние можно назвать гиперсугтестивностыо (самовнушаемостью). Возникновению его способствует настроенность, связанная с ожиданием сеанса гипноза. Однако оно может возникать и у здоровых людей вне связи с сеансом гипноза. Способствует этому неожиданность воздействия. Так, на улице, вблизи входа в институт, мною (тогда еще молодым человеком) 4 раза был произведен следующий эксперимент: я неожиданно останавливал проходящего незнакомого мужчину и обращался к нему со словами: «У меня к вам большая просьба (говорилось напряженным тоном): возьмите эту записку, войдите в институт в эти ворота, пройдите мимо проходной совершенно спокойно, подымитесь по лестнице на пятый этаж. Там увидите на двери надпись: "Лаборатория акустики". Войдите, спросите Марию Ми- хайловну и передайте ей эту записку. После этого сразу вернитесь. Идите!» Трое мужчин, ни о чем не спрашивая, выполнили задание и лишь один отказался, с недоумением сказав, что он не может этого сделать, так как торопится. По словам получавшей записки и присутствовавших при этом, лица, передававшие ее, производили впечатление автоматически действовавших. К нам в клинику обратилась однажды молодая женщина 32 лет, у которой реактивное состояние наступило после того, как она отдала зашедшей к ней в дом цыганке-гадалке свои шелковые платья и кольцо, а потом недоумевала, как она могла это сделать, так как не считала себя суеверной. Выраженных психопатических черт характера, снижения интеллекта или патологической внушаемости она не обнаруживала. В другом случае молодая женщина, работник магазина, находившаяся на V месяце беременности, отдала цыганке-гадалке 140 рублей, завернув по указанию гадалки деньги в бумагу. Психических нарушений она не обнаруживала (находилась на психиатрической экспертизе в связи с ее заявлением в милицию о происшедшем). Привожу характерное самонаблюдение, записанное одной женщиной по моей просьбе. «Мне 47 лет. Я не суеверна. 30.09.75 г., находясь в командировке в Москве, я вошла в парк, села на уединенную скамейку и занялась чтением своей рукописи. Ко мне подошла цыганка; на ее голос я подняла голову; поодаль стояло еще несколько цыганок. Цыганка начала говорить, а я — послушно выполнять ее указания. „Я не цыганка, а сербиянка,— повторила она 2 раза, — я родилась с рыбьим зубом (повторила 2 раза). Достань монету, заверил ее в бумажные деньги. Повторяй за мной: „Деньги мои, деньги!". Зажми деньги в руке". Далее следует провал памяти. Денег у меня она не отнимала, но показала мне свою руку, в которой денег не оказалось; в моей, разумеется, их тоже не стало. Тогда я встала, а она мне сказала: „Денег не жалей, они вернутся". Я отлично понимала, что этого не будет; другая цыганка стала просить у меня денег, я сказала: „У меня только мелкие монеты, я не могу их дать, а то мне не доехать до дома". Третья попросила у меня конфету „для ребенка", и я дала ей (у меня в сумке был виден кулек с конфетами). Я направилась к более людному месту, и одна из цыганок пошла за мной. Она мне сказала: „Сними кольцо, чтобы ты хорошо жила". В ответ я сказала что-то вроде: "Я не верю". "Сними кольцо! — повторила она.— А то не доедешь до дому, ты вся почернеешь!". Я ответила, что не боюсь, но сняла кольцо, не золотое (обручальное), а серебряный перстень, бывший на левой руке. "Нет, другое кольцо, а то жизнь будет белая". Я надела кольцо снова. "Сними другое кольцо, чтобы я хорошо гадала". Я сказала: "Девушки, вы неплохо заработали, но денег мне не жаль, а кольцо обручальное", — однако сняла и его, но держала руку в кармане и сказала: "Ну, я сняла, сняла!". Тут мы вышли на солнечное и людное место и я прогнала ее. Видимо, на моем лице был страх, потому что она говорила: "Ты меня не бойся!". Все время я была в полном сознании, видела окружающие предметы, деревья, людей, глаза первой цыганки, ее ладонь (обратила внимание на то, что она была небольшая и темная), янтарные серьги в ушах второй цыганки (ее я бы, пожалуй, узнала). Вернувшись домой, я рассказала (с целью назидания) эту историю моей 22-летней дочери и узнала, что такая же история произошла с ней на людной улице в Ленинграде. Текста "заговора" она не помнит. Золотое кольцо, которое она пыталась сиять, не слезло с пальца, и тут она пришла в себя. Считаю, что если со мной могла случиться такая история, она может случиться и с другими. Я рассказала ее своим коллегам. Одна из них сказала, что с ней было аналогичное происшествие, стоившее ей 10 р., но что она постеснялась об этом рассказывать». Ю. по характеру общительная, стеничная, властная, повышенно эмотивная, умеет быть сдержанной. При экспериментально-психологических пробах повышенной внушаемости не обнаруживает. Не-гипнабельна. Во всех приведенных случаях, очевидно, имелось временное гиперсуттестивное состояние, сопровождающееся сужением сознания, в котором и были выполнены приведенные выше действия. Наличие стойко повышенной внушаемости для его возникновения не обязательно. В возникновении автоматической подчиняемости, вероятно, играет роль расторможение программы поведения, заложенной генетическим кодом (инстинкт слепого подчинения вожаку). У животных (обезьян, волков и др.) этот инстинкт биологически выгоден, так как способствует быстрому выбору поведения, наиболее правильного с точки зрения сохранения вида. Внушение наяву Внушения наяву делаются эмоционально насыщенным повелительным («внушающим») тоном, в виде резких, коротких фраз, обычно несколько раз повторяемых. Речь сопровождается целым потоком сигналов, посылаемых мимикой, жестами и интонацией говорящего, которые могут им при этом не осознаваться. Они могут усиливать или ослаблять информационное значение, влияют на процессы верификации, а тем самым и на силу ее внушающего действия. Одни и те же слова, сказанные тем же тоном, с той же громкостью, в зависимости от того, кем они сказаны, то есть авторитета сказавшего их лица, могут иметь разное информационное значение, а следовательно, оказывать разное внушающее действие. Чем лицо авторитетнее, тем меньшую критическую оценку встречает его речь. Может быть, иногда при этом имеет значение и оживление старых рефлекторных связей, возникших еще в детском возрасте, когда слова родителей или наставников воспринимаются слепо, без критической переработки. При внушении наяву большую роль играет аффективное состояние того, кому внушают. Поведение людей во время стихийных бедствий и катастроф, а также история сект и некоторых народных движений свидетельствуют, что страх, гнев, экстаз и другие эмоциональные состояния способствуют резкому повышению внушаемости и создают возможность осуществления массового внушения наяву. Степень готовности к восприятию внушений наяву может резко возрастать под влиянием веры в могущество тех или иных воздействий. Так, например, после демонстрации сеанса гипнотерапии внушаемость аудитории настолько повышается, что присутствующим нередко удается внушить наяву явления паралича и анестезии. Для этого желающим предлагается сложить руки так, чтобы пальцы одной руки входили между пальцами другой, и сжать их, а затем говорится, что по счету «три» руки не могут быть разжаты (что выполнить несколько затруднительно и без внушения). Затем напряженным тоном считают до трех, после чего громко внушают: «Теперь ваши руки не разжимаются, не разжимаются... Вы не можете их разжать... пальцы все крепче... ну, попробуйте их разжать — вы не можете!». Если это внушение удается, тут же резким тоном внушается паралич руки, анестезия, невоз- можность сдвинуться с места и т. д. Такие внушения наяву удаются примерно у 20 % обследуемых, присутствующих на сеансе гипноза, внушаемость которых тем самым повышена. Многие больные, обращающиеся с верой и надеждой к врачу, избирательно внушаемы в отношении исходящих от него воздействий, особенно относящихся к их здоровью. Это открывает широкие терапевтические возможности, однако таит и опасность ятрогении в случае неосторожного или неправильного обращения с больным. Техника лечения. С больным проводится беседа, во время которой его предварительно убеждают в правильности того, что ему собираются внушить, например, логически доказывают, что его страх или тревога необоснованны, что у него нет заболевания, которое он у себя подозревает. После этого переходят к самому внушению наяву. При его проведении возможны различные варианты. Вариант 1. После приведенной выше разъяснительной беседы несколько неожиданно для больного говорят: «Сядьте теперь вот так» (усаживают его поудобнее на стул или в кресло). Становятся перед больным и негромким голосом, но в повелительном тоне приказывают: «Смотрите мне прямо в глаза!» (далее 5 с пристально смотрят на больного). «Закройте глаза!» Либо прямо предлагают закрыть глаза без предварительной фиксации взора больного. Когда больной закрыл глаза, врач кладет свою правую руку на его лоб, слегка надавливая рукой и сжимая пальцами виски больного, и медленно напряженным голосом 3 — 4 раза произносит формулу внушения с интервалами в несколько секунд, затем делает небольшую паузу (примерно в 10 с) и спокойным, вкрадчивым голосом произносит несколько фраз, мотивирующих содержание внушения. При этом свою руку врач либо отнимает от головы больного, либо расслабляет ее. Затем после паузы в десяток секунд вновь нажимает рукой на голову больного и резким, достаточно громким, напряженным внушающим голосом 3—4 раза повторяет формулу внушения. Если врач внушает формулу. «Вы совершенно спокойны, сердце бьется спокойно», то при повторных внушениях ее может свою вторую руку положить на область сердца больного и, вызывая тетаническое сокращение мышц предплечья, делать рукой легкое вибрирующее движение. При внушениях, направленных на нормальное функционирование органа, рукой делаются соответствующие поглаживающие движения. Например, внушая, что пища будет проходить легко и свободно, проводят несколько раз рукой вдоль пищевода, при внушении, что кишечник функционирует нормально — по ходу кишечника, внушая, что речь свободна, слегка массируют гортань. Внушения во время одного сеанса 3 — 4 раза чередуются с убеждением. После этого предлагают больному открыть глаза и переходят к обычной беседе. Вариант 2. В отличие от первого варианта больному указывают, что его будут лечить сеансами внушения, и поясняют механизм его действия. Техника лечения видна из следующего наблюдения. Больной Р., 46 лет, музыкант — солист и дирижер, обратился с жалобами на навязчивый страх публичного выступления, появляющийся с момента выхода на сцену и исполнения первого музыкального произведения. Впервые страх у него появился, когда после перерыва в 7 лет он исполнял соло на трубе в сопровождении оркестра перед прослушивавшей его комиссией. При этом он так дрожал от страха, что вынужден был прижаться к роялю во время исполнения первого произведения. С этого времени страх, сопровождающийся резким чувством сжатия в груди, дрожанием и гипергидрозом, вот уже 2 года появляется каждый раз перед первым выходом на сцену и во время исполнения того же самого произведения. Музыкант исполняет его с трудом, так как музыкальный инструмент сильно дрожит в руках. Последующие выходы на сцену в течение того же вечера, сольное исполнение, а также дирижирование оркестром страхом не сопровождаются. «Я понимаю,— говорил он, — что у меня это условный рефлекс, что у меня повторяется страх, испытанный 2 года назад во время просмотра, но я ничего не могу с собой поделать. Я не могу его преодолеть». Еще задолго до болезни Р. несколько раз пытались гипнотизировать выступавшие на сцене гипнотизеры, но безуспешно. Сам больной просил полечить его гипнозом. Больному указано, что гипнотический сон и внушение — это не одно и то же и что для лечения его не требуется внушать наступление сна — погружать его в гипнотический сон. Образовавшуюся у него патологическую условнорефлекторную связь можно прервать, затормозить внушением наяву. Внушение наяву по силе действия может не уступать внушению в гипнотическом сне. Наяву удавалось путем внушения вызывать параличи и тут же их устранять. Больному предложено смотреть в глаза врачу. Врач, слегка сжимая пальцами голову больного, сказал медленно, резким, напряженным тоном: «Теперь при выходе на сцену вы совершенно спокойны, совершенно спокойны, совершенно спокойны... У вас будут прекрасное самочувствие и настроение, прекрасное самочувствие и настроение... Вы будете испытывать легкость, радость». Далее спокойным тоном указано: «Вы понимаете, что пережитое вами 2 года назад чувство страха, совпав по времени с выходом на сцену и исполнением первого произведения, связалось с ним и теперь, когда вы выходите на сцену, оно воспроизводится по механизму условного рефлекса. Теперь эта условная связь прервана. При выходе на сцену вы никакого страха испытывать не будете, не будете!». Вся приведенная формула внушения повторена вновь. Во время внушения лицо больного покраснело, покрылось каплями пота, дыхание стало учащенным. Примерно через 10 мин, когда больной уже собирался уходить, ему вновь предложено сесть на стул, и сеанс внушения наяву повторен. Вечером того же дня больной совершенно спокойно выступил на сцене. «Перед выходом на сцену я с удивлением заметил, — рассказал он, — что не испытываю страха и чувствую себя прекрасно. На сцене я был совершенно спокоен и ни малейшего страха во время исполнения первой вещи не испытывал и не стал к роялю, чтобы к нему прижаться. Ваши слова звучали у меня в ушах». Фобия больше не возобновлялась. Вариант 3. Во время беседы с больным или перед его уходом врач молча пристально на него смотрит несколько секунд и, сменив спокойный тон на резкий, внушающий, напряженный, эмоционально насыщенный, произносит формулу внушения, например: «Теперь вы можете все есть. После еды самочувствие хорошее. Можете все есть!.. Вы здоровы»; или «О муже (оставившем больную) теперь не думаете, не думаете! Вы о нем забыли, забыли», или «Вы совершенно спокойны. Вы теперь всегда спокойны. Никакой (подчеркивается тоном) торопливости. Не спешите, не спешите!». Вариант 4. Больному предварительно наяву внушается состояние «полного безволия», пассивной подчиненности (близкое к гипнотическому). Для этого может быть рекомендована следующая формула внушения, предложенная И. С. Сумбаевым: «Под влиянием внушения вы впали в состояние полного безволия, полной подчиняемости. Но вы не спите, вам совершенно не хочется спать... Вы не оказываете мне никакого сопротивления, полностью мне доверяете, зная, что я не буду злоупотреблять вашим доверием ко мне. Вы будете находиться в этом состоянии безоговорочного подчинения до тех пор, пока я вас из него не выведу. В этом состоянии вы чрезвычайно восприимчивы ко всем внушениям и приказаниям, которые я делаю, ко всем словам, которые я произношу. Вы не обращаете внимания на присутствующих лиц. Вы ни о чем не думаете, кроме того, о чем я вам говорю. Вас ничто не беспокоит, не тревожит, вы чувствуете себя очень хорошо». В этом состоянии проводят лечебные внушения. При лечении внушением наяву П. И. Буль (1992), усаживая больного в несколько затемненном помещении в удобное кресло, предлагал закрыть глаза и внимательно слушать слова врача, не напрягаясь. Затем тихим, но достаточно слышным голосом говорил больному: «Расслабьте всю мускулатуру вашего тела! Дышите спокойно, глубоко... В этом состоянии покоя, отдыха вы будете хорошо воспринимать все мои слова, все мои внушения! С каждым последующим сеансом суггестии вы будете все лучше расслабляться в этом кабинете, все лучше воспринимать и фиксировать в своем сознании все мои формулы внушения. Спать вы не будете, никакого гипноза у вас не будет, но тем не менее с каждым последующим сеансом суггестивной терапии вы будете отмечать, как улучшаются ваше состояние, самочувствие и настроение... Вы будете отмечать, что улучшается ваш обычный нормальный ночной сон... Вы будете ложиться в постель в строго определенное вами время... К этому часу вы будете отмечать, как с каждым разом вы все больше и больше хотите спать... Вы охотно будете ложиться в постель, и, как только ваша голова коснется подушки, вы будете быстро, приятно и совершенно незаметно погружаться в физиологический сон. Ваш сон будет крепким и глубоким, без неприятных ощущений, без всяких неприятных сновидений, без излишних пробуждений. Сон имеет огромное значение для клеток вашей нервной системы, поэтому я внушаю вам — спать лучше, спать крепче и не менее 7 — 8 ч в сутки. По мере того, как будет укрепляться ваш ночной сон, вы будете отмечать, что исчезают боли в области сердца, которое, как показали специальные исследования, у вас не больное». По этой схеме было проведено 20 сеансов внушений в бодрствующем состоянии, и вскоре у больного улучшились сон, аппетит, исчезли боли в области сердца. В той или иной степени внушение всегда участвует в действии любого назначенного врачом лекарства или лечебной процедуры, так что к лечению внушением наяву сознательно или бессознательно прибегает каждый врач. В зависимости от сопутствующего внушения иногда одно и то же лекарство в руках одного врача может вызвать положительный эффект, а в руках другого — не вызывать его. Отсюда давно родился афоризм, что важно не только то, что назначено, но и кем и как назначено. Для усиления внушаемого действия лекарства важно разъяснить больному механизм его лечебного действия, внушить, что оно поможет. Подробно расписанный порядок приема лекарства или лечебных процедур с указанием ряда требований, которые следует при этом соблюдать (например, лекарство нужно принимать за полчаса до еды, запивать стаканом горячего чая, мелкими глотками, в течение 10 мин или за полтора часа до сна прогулка в течение 50 мин, за 20 мин до сна горячая ванна с добавлением четверти стакана поваренной соли на ведро воды и т. д.), усиливает внушающее действие процедуры. Это давно было замечено такими выдающимися русскими клиницистами, как Г. А. Захарьин и С. П. Боткин, широко использовавшими внушение в лечебной практике. Очень широко внушением пользуются гомеопаты, назначая приемы гомеопатических пилюль каждые 2 ч по 4 штуки с требованием не разжевывать их, а держать во рту до тех пор, пока пилюли сами не растают, сочетая это с убеждением больного в том, что точное соблюдение этого правила приведет к выздоровлению. Лечение внушением наяву, особенно в сочетании с убеждением, показано при всех неврозах. Оно не имеет противопоказаний и должно, по нашему мнению, применяться при лечении всех больных неврозами, в том числе и тогда, когда применяются другие методы лечения. Особенно показано лечение внушением в тех случаях, когда генез болезненного симптома очевиден, как в приведенной выше фобии выхода на сцену. Трудно найти такое соматическое заболевание, при лечении которого данный метод в той или иной форме не был бы показан. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|