Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Убеждение, или рациональная психотерапия




Лечение убеждением — это лечение информацией, всту­пающей в связь и взаимодействие с имеющимися у больного представлениями и подвергающейся логической переработке и критической оценке. На основании этого могут возникать новые взгляды на вещи, новая оценка травмировавших пси­хику событий, новые установки на будущее. Последние те­перь определяют значимость для больного тех или иных сиг­налов, а отсюда и реакцию на те или иные раздражители.


При лечении по этому методу вырабатываются или укреп­ляются полезные для здоровья больного новые представле­ния или тормозятся старые. Таким путем достигается изме­нение информационного значения некоторых раздражителей и потеря ими патогенных свойств.

Внешне это проявляется в том, что меняется отношение больного к обстановке, породившей заболевание, болезненные переживания утрачивают свою значимость, актуальность. Как указывалось выше, эмоциональная напряженность, а вместе с тем и психотравмирующее действие ситуации сохраняются, пока не принято решение, как действовать дальше, не выбра­на твердая линия поведения («стратегия поведения»). Одна из задач врача при лечении убеждением и заключается в том, чтобы помочь больному выбрать правильную линию поведе­ния на дальнейшее.

В процессе лечения убеждением врач стремится не толь­ко изменить отношение больного к тому или иному психо-травмирующему событию, но и более глубоко повлиять на его личность — перевоспитать его, повлиять на черты характера или укоренившиеся взгляды, делающие его особенно чувст­вительным, легкоранимым в отношении некоторых воздейст­вий. Это имеет огромное значение как для лечения, так и для общего оздоровления личности и профилактики новых обо­стрений заболевания.

Лечение убеждением в той или иной мере сочетается, а по­рой и тесно переплетается с внушением наяву, особенно ког­да оно носит мотивированный характер, и с каузальной пси­хотерапией там, где генез невротического симптома скрыт и не осознается больным. Часто бывает целесообразным соче­тать лечение убеждением и самовнушением с различными Ме­тодами условнорефлекторной терапии, а также фармакопси-хотерапией.

Горячим сторонником лечения убеждением являлся швей­царский невропатолог Dubois (1912), детально разработав­ший метод и назвавший его рациональной психотерапией (от лат. ratio — разум). «Что касается меня,— писал он,— то я всегда полагал, что психотерапия должна представлять собой перевоспитание и что следует прибегать к тем же приемам, что и при воспитании, то есть нужно развивать и укреплять ум больного, научить его правильно смотреть на вещи, уми­ротворить его чувства, меняя вызвавшие их умственные пред­ставления. Для этого нет иного средства, кроме убеждения


посредством диалектики, которое можно бы назвать сократов­ским методом».

Техника лечения сводится к беседам с больным, во время которых врач разъясняет ему причину заболевания и обра­тимый характер имеющихся у него нарушений, призывает больного изменить свое отношение к волнующим его собы­тиям окружающей обстановки, перестать фиксировать свое внимание на имеющихся у него патологических симптомах.

Dubois говорил больному, страдавшему бессонницей: «Не ду­майте о сне — он улетает, как птица, когда за ним гонятся, уничтожь­те здравым размышлением ваши пустые заботы и закончите день на какой-нибудь простой мысли, которая даст вам спокойно заснуть».

«Вы, сударыня, в добром здоровье, молоды и крепки,— указы­вал он больной, страдавшей сердцебиением, связанным с семейными неприятностями, — ваш организм в превосходном состоянии, ваши сердцебиения нервные. Нет никаких признаков болезни сердца. Как бы ни был част ваш пульс, опасности нет никакой. Поверьте мне, что если бы вы могли избавиться от страха, все ваши расстрой­ства прошли бы немедленно. Не забывайте: ничто не заставляет так сильно биться сердце, как чувство страха. Ну, положим, вы просну­лись с сердцебиением, которое вы тут же забыли, а быть может, сде­лалось от кофе или чая, — это все равно. Если, как только вы по­чувствуете сердцебиение, вы сейчас же поддаетесь страху и думаете, что вы уже умираете, вы создаете этим душевное волнение, которое заставляет ваше сердце усиленно биться. Если перед этим пульс был 100, он участится до 120. Тоскливое чувство от этого только усиливается и, по-видимому, оправдывает ваш страх и волнение; в результате пульс еще больше ускоряется и доходит до 140. Наобо­рот, если, убедившись, что ничего нет, вы успокоитесь, пульс замед­лится. Рассуждайте попросту так: я молода, сильна и здорова, у ме­ня нет ни болезни сердца, ни другого органического страдания: от этих сердцебиений я не умру! И сердце ваше перестанет учащенно биться, тоска пройдет и вы заснете спокойно».

Сам Dubois, страстно убеждая своих больных в неизбеж­ности выздоровления, фактически обычно сочетал метод убеждения как с прямым внушением наяву, так и косвенным внушением. При лечении истощенных больных, кроме того, он обычно прибегал к рекомендованному Weir-Mitchell ле­чению постельным режимом в условиях изоляции от всяких внешних раздражителей (запрещение переписки, свиданий,


бесед с другими больными) в сочетании с усиленным пита­нием. Таким образом Dubois проводил ряд лечебных меро­приятий, центральным звеном которых являлись длительные систематические беседы с больными.

Аргументы, используемые при лечении убеждением, могут быть самого различного характера: «Вы сами медицинский работник, — говорили мы одному больному. — Вы утверждае­те, что вы больны раком и от вас это скрывают. Но ведь вы сейчас находитесь в психиатрической клинике. Разве мы ста­ли бы держать здесь человека, больного раком? Да мы бы сей­час же перевели вас в онкологический стационар. Если чело­век болен раком и считает, что у него рак, то ведь это нор­мально. Разве его поместят в психиатрическую больницу? Вас поместили сюда потому, что вы внушили себе то, чего у вас нет. Вы мнительный человек. У Вас и раньше часто по­являлись опасения заболеть раком, но вы с ними боролись. А теперь рассказ о заболевании вашей знакомой обострил ва­ши опасения. Вы стали фиксировать внимание на работе же­лудка, кишечника. Мысль о раке овладела вами, и вы утрати­ли над собой контроль. Мы поможем вам его обрести (пере=~ ходим на внушение наяву). У вас нет рака, нет рака! (Далее обычным тоном.) Вы будете находиться здесь до тех пор, по­ка вы это поймете!»...

При лечении методом убеждения целесообразно разъяс­нять больному в физиологическом плане обратимый характер имеющихся у него болезненных симптомов и возможность их устранения, возникновение истерического паралича — про­цессом торможения, частичного сна в соответствующей об­ласти мозга, некоторые фобии — механизмом условного реф­лекса.

«У вас различные неприятные ощущения в теле — в области то сердца, то груди, то желудка, и вы полагаете, что это признаки како­го-то тяжелого, опасного для жизни заболевания,— говорили мы больному.

В действительности это не так. Наше сердце непрерывно рабо­тает, непрерывно движется кровь по кровеносным сосудам, сокра­щаются стенки кишечника, перемещая пищу. Все это мы обычно не ощущаем. К счастью, поток импульсов, поступающих в мозг от внут­ренних органов, нами не осознается. Он задерживается, вероятно, на уровне межуточного мозга. Вы перенесли травму черепа, и теперь „фильтры" немного ослабли — импульсы стали проникать в созна-


ние, и вы стали их ощущать. Дело не в том, что у вас сердце или желудок работают ненормально, а в том, что у вас снизился порог возбудимости и вы стали ощущать то, чего в норме не ощущают. У вас нет болезни внутренних органов, а лишь повышенная чувстви­тельность к нормальным раздражениям. Она усиливается оттого, что вы фиксируете внимание на этих ощущениях. Поймите, они яв­ляются не признаком какой-то страшной болезни сердца или же­лудка, а невинными ощущениями. Чем больше вы на них будете об­ращать внимание, тем сильнее вы их будете воспринимать... Мы да­дим вам лекарство, которое повысит порог восприятия и таким образом ослабит эти ощущения, но главное в вас самом — займите себя работой, не давайте себе сосредоточивать на них внимание, не придавайте им значения, и вы поправитесь».

Приводим отрывки нашей беседы с двумя больными, имев­шей целью изменить реактивность на лсихогравмирующие воздействия и повлиять на некоторые характерологические особенности.

«Ваше заболевание — следствие того, что вы очень обидчивы, чувствительны. Вы должны изменить свое отношение к окружаю­щему, перестроиться, перевоспитать себя, тогда вы избавитесь и от "невроза сердца", который вас беспокоит, и от повышения артери­ального давления при волнении.

Наша реакция на окружающее во многом зависит от того, как мы будем его истолковывать. Представьте себе, что мимо человека прошел его знакомый, не посмотрев на него и не поздоровавшись с ним. Разные люди могут истолковывать это по-разному. Один по­думает, что знакомый был занят своими мыслями, не заметил его, и не придаст этому значения. Другой может оценить все иначе. Он скажет: "Вот Иван Иванович теперь уже и друзей не узнает, не здо­ровается, стал важным, теперь и смотреть на меня не хочет..." — и может почувствовать себя обиженным. Психически больной с бре­дом ревности может увидеть в этом намек на якобы дурное поведе­ние его жены.

Еще римский философ и император Марк Аврелий говорил: "...измени свое отношение к вещам, которые беспокоят тебя, и ты бу­дешь от них в безопасности". Это к вам в полной мере относится. Нужно настроить себя так, чтобы правильно реагировать на вещи. Избавьтесь от излишней обидчивости и подозрительности. Сейчас вам нужно оградить себя от волнений, поэтому настройте себя так, чтобы никакие пустяки на вас не действовали, вас не волновали.


Снизьте свой уровень возбудимости. Будьте теперь совершенно спо­койны, всегда спокойны (говорится больному внушающим тоном). Кто бы вам и что бы вам ни говорил, вы будете на это реагировать спокойно, совершенно спокойно (последние слова внушаются наяву).

По характеру вашей работы вам приходится иметь дело с мате­рями детей. Представьте себе, что одна из них вас незаслуженно уп­рекнет в резкой форме. Теперь вы отнесетесь к этому совершенно спокойно. Спокойно ответите ей: "Вы ошибаетесь". Вы подумаете: вероятно, оскорбившая меня женщина была чем-то возбуждена, мо­жет быть, у нее домашние неприятности, и поэтому напрасно ко мне придралась. Останетесь при этом совершенно спокойным. Ведь пси­хиатр на работе не реагирует на оскорбления и ложные обвинения своих больных. Он остается совершенно спокойным. Так и вы долж­ны себя настроить на то, что не будете эмоционально реагировать на незаслуженные упреки или оскорбления... Не бром и не валериана, а самовоспитание может избавить вас от лишних волнений».

Убеждение хорошо сочетать с внушением наяву и моти­вированным самовнушением.

«У вас явления неврастении — легкие, обратимые нарушения,— говорилось другому больному. — Вы отдохнете и все быстро прой­дет. Вы будете здоровы. Однако главное лекарство — это самовос­питание. Вы не должны быть столь тщеславны. Вы хороший музы­кант, хороший преподаватель музыки. Вас любят ученики, ищите в этом высокое моральное удовлетворение. Вы приносите пользу об­ществу. Однако нельзя претендовать на большее, что вы можете дать, на большее, на что вы способны... Измените уровень ваших притя­заний. Приведите его в соответствие с вашими возможностями, и вы не будете переживать, на мой взгляд, мнимых неудач, навсегда изба­витесь от неврастении. Нельзя считать себя несчастным человеком от того, что ты не Рафаэль, не Тициан и не Чайковский».

Снятие эмоциональной напряженности, вызванной несоот­ветствием между возможностями больного и его притязания­ми, содействовало не только быстрому избавлению от неврас­тении, но и общему оздоровлению личности.

В процессе лечения убеждением, призывая больного пере­смотреть свою оценку психотравмирующих событий или от­казаться от своих непомерных требований (иногда даже сми­риться с возникшей ситуацией), важно подчеркнуть перспек-


тивы будущего, наметить линию поведения в дальнейшем, спо­собствовать формированию новых, здоровых интересов (ак­тивирующая терапия).

Достоинством метода убеждения является то, что больной активно участвует в процессе лечения и что при Таком ле­чении укрепляется его интеллект, открывается возможность коррекции взглядов, установок и характерологических осо­бенностей, предрасполагающих к возникновению заболева­ния. При лечении убеждением, в отличие от метода внуше­ния, образуемые новые связи не остаются изолированными, а связываются с имеющимися представлениями и поддержива­ются ими. Все это благоприятствует стойкости достигаемого терапевтического успеха. Недостатком является то, что лечеб­ный эффект при этом наступает часто не так быстро, как при некоторых других методах — внушении, эфирной маске и т. д., особенно в случае моносимптоматических истерических расстройств.

Одним из приемов рациональной психотерапии является использование соответствующих мест из книги для убежде­ния больного. Больной порой более склонен верить написан­ному в книге, чем тому, что говорит врач, так как подозревает, что врач хочет его успокоить и поэтому неискренен. При этом имеет значение авторитет автора и солидность издания.

Для убеждения больной онанофобией в безвредности онанизма мы дали ей прочесть следующие абзацы в книге А. М. Свядоща «Женская сексопатология» (1974): «По данным A. Kinsey, к 7 го­дам когда-либо занимались мастурбацией (онанизмом) 4 %, к 12 го­дам — 13 %... и к 35 годам — 60 % женщин... Из мужчин к 12 го­дам - 21 %, к 15 годам — 82 % и к 20 годам - 92 %».

«Не подлежит сомнению, что мастурбация для женщины явля­ется с физиологической точки зрения безвредной. Мастурбаторный акт вызывает такие же местные изменения в половых органах жен­щины, как и нормальный половой акт». При этом подчеркивали, что книга эта издана для врачей широкого круга.

Убеждать больного может не только слово врача, но и да­же профиль лечебного учреждения, в котором больной нахо­дится.

Больная М., похоронив мать, скончавшуюся от рака, стала тре­вожна, говорила, что она заразилась и умирает от рака кишечника,


желудка, печени. Добилась помещения на обследование в прокто-логический стационар. Там, на второй день узнав, что ее не перево­дят в онкологическое отделение, посмотрев свою историю болезни, сразу успокоилась и была выписана выздоровевшей.

Там, где психогенез невроза не осознается больным, лече­ние убеждением целесообразно сочетать с каузальной психо­терапией. Метод убеждения применим при лечении различ­ных заболеваний, однако особенно широко им пользуются при лечении неврозов. Он рекомендуется при любых фор­мах невроза, не имеет противопоказаний и, по нашему мне­нию, может применяться во всех случаях. К сожалению, не всегда можно достигнуть успеха с помощью одного этого ме­тода. Так, многие больные с навязчивыми явлениями пони­мают их нелепость, абсурдность, пытаются бороться с ними, но, как они сами на это указывают, не могут их преодолеть. Нередко малоэффективен метод убеждения в чистом виде и при лечении больных истерией. Однако и в тех случаях, ког­да одним убеждением достигнуть выздоровления не удается, применение его в качестве дополнительного средства целесо­образно. Каким бы способом врач ни лечил больного невро­зом, метод убеждения всегда будет иметь значение не только для устранения болезненного симптома, но и для профилак­тики рецидива заболевания.

Особенностью лечения убеждением и внушением являет­ся то, что лечебный эффект может быть достигнут независи­мо от того, объективно правильным или ложным является то, в чем человека убеждают.

Так в 50-х годах на севере Архангельской области вспыхнула эпидемия истерических припадков, сопровождавшихся то мутизмом, то карканьем ворон. Она получила название Икотки, по имени зло­го духа зырян. Врачи оказались бессильными. Пригласили шама­на. Он объяснил, что болезнь вызвана «злым духом Икоткой» и изгнал его при помощи заклинаний и ритуальных танцев. Припад­ки прекратились.

Лечебный эффект достигается легче, если то, в чем убеж­дают, не противоречит убеждениям пациента. Поэтому на одного скорее подействуют «снятие порчи или сглаза», «за­говоренная вода», а на другого — «биоэнергетический мас­саж», «кодирование» и т. п. Лечение у знахарей порой таит


опасность ятрогении, несвоевременного принятия необходи­мых медицинских мер.

Внушение

Внушение (suggestio) — подача информации, восприни­маемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов [СвядощА. М., 1971]. Путем внушения могут вызываться ощущения, представления, эмоциональные состояния и волевые побуждения, а также оказываться воздействия на вегетативные функции без актив­ного участия личности, без логической переработки воспри­нимаемого.

Внушение невозможно при отсутствии семантического (смыслового) содержания в сообщении. Так, например, чело­веку нельзя что-либо внушить на незнакомом ему языке. Од­нако далеко не всякая информация оказывает внушающее воздействие. В зависимости от формы подачи, источника по­ступления и индивидуальных особенностей личности одна и та же информация может либо оказывать, либо не оказывать его. В чем же специфика внушения?

Для ответа на этот вопрос рассмотрим выдвинутую нами верификационную концепцию внушения.

Согласно этой концепции, в мозге человека протекают процессы верификации информации, то есть определения ее достоверности. На живой организм падает огромное количе­ство различных, иногда противоречивых сигналов, несущих информацию о происходящем как во внешней, так и внутрен­ней среде. Более сложные из них подвергаются логической переработке и оценке, осуществляемой путем сознательного целенаправленного мышления. Однако большая часть посту­пающей информации подвергается в соответствии с имеющи­мися алгоритмами автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения ее достоверности, а также значимости. Благо­даря этому организм, не загружая сознания, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, которые к нему не имеют отношения либо несут ложную или несущественную информацию. Так, оборонительная реакция не возникнет, ес­ли ребенок, направив игрушечное ружье, будет выкрикивать слова угрозы; не возникнет и ощущение запаха, если, подав палочку, ребенок скажет, что это букет цветов.


Особенность внушения кроется в том, что при нем, поми­мо основной (семантической) информации, определяющей со­держание внушения, вводится еще добавочная, верифицирую­щая информация, повышающая достоверность основной. Так, например, я просто говорю больной: «Руке не больно». Я внушаю ей же: «Руке не больно!». Во втором случае доба­вочную информацию несет мой голос — интонация моей ре­чи, моя мимика, мой авторитет врача. Если этой добавочной информации не будет или окажется недостаточно, то эффек­та внушения не наступит.

Для исследования добавочной информации мы записали на студийном магнитофоне одни и те же фразы, произнесен­ные обычным тоном и тоном внушения, и подвергли их спект­ральному анализу с помощью интонографа. Таким путем удалось получить после соответствующей математической об­работки цифровые физические характеристики, отличающие повествовательную речь от внушающей, и выявить некоторые особенности верифицирующей информации.

Чем более уверенным тоном говорит человек, тем более верифицирующее действие оказывает его речь. Так, в наших опытах явления конформизма (навязывания ложного мнения малой группой лиц одному из ее членов) исчезали, если хотя 2—3 члена этой группы высказывали это мнение неуверен­ным тоном. Нередко верифицирующий эффект дает повтор-ность поступления информации. Ложная верификация ин­формации лежит в основе плацебо-эффекта, а также играет большую роль в косвенном внушении, благодаря чему боль­ной приписывает терапевтическую активность веществу, ко­торое в действительности ею не обладает.

Восприятие информации без ее критической переработки свойственно маленьким детям и в этом возрасте биологичес­ки целесообразно. Лишь в дальнейшем по мере накопления ими жизненного опыта и развития логических способностей воспринимаемое начинает подвергаться ими критической переработке. В той или иной степени внушаемы и взрослые люди. Верификация информации затруднена, в связи с чем внушаемость повышена при неожиданности сообщения, а так­же в тех случаях, когда недостаточно развиты или ослаблены критические способности: при астении, суженном сознании, гипнотических состояниях. Отсюда понятно, почему внушае­мость часто повышена у лиц суеверных, отсталых, дебилов, ис­тощенных, наркоманов, у страдающих импотенцией, у лиц, ас-


тенизированных соматогенными заболеваниями или психо­генными воздействиями, некоторых психопатов, находящих­ся в состоянии аффекта.

Внушающее влияние раздражителя будет сильнее, если вызываемое им действие усилится уже имеющимися пред­ставлениями. Так, например, человеку, постоянно опасающе­муся за свое здоровье, легче могут быть внушены ипохондри­ческие идеи, чем не опасающемуся за него. Как указывалось при рассмотрении истерии, представления, обладающие «ус­ловной приятностью или желательностью», могут быть легче внушены, чем не обладающие таковой. Таким образом, вну­шаемость может оказаться избирательно повышенной лишь в отношении определенного круга представлений.

Различают внушение прямое и косвенное. Прямое внуше­ние может реализоваться либо непосредственно вслед за дей­ствием вызвавшего его слова (например, больному внушают: «Теперь голова у вас перестанет болеть, голова не болит!»), либо спустя некоторое время («Через 15 мин голова переста­нет болеть»), либо при условии действия добавочного раздра­жителя, ставшего условнорефлекторным благодаря произве­денному внушению («Когда вы почувствуете запах водки, вам станет противно, появится тошнота»).

При прямом внушении в состоянии бодрствования или неглубокого гипнотического сна больной обычно может ус­тановить связь между произведенным прямым внушением и вызванным им действием, то есть источник поступления ин­формации им осознается. При прямом внушении во время глубокого гипнотического сна или естественного сна, когда при пробуждении наступает амнезия самого акта восприятия речи, больной может не знать, что наступившее действие вы­звано внушением, и будет расценивать его как спонтанно воз­никшее или как произвольное действие, мотивы которого ему неясны.

При косвенном внушении всегда прибегают к помощи до­бавочного раздражителя, наделяемого новым информацион­ным значением, благодаря произведенному прямому внуше­нию. Так, например, для устранения головной боли при кос­венном внушении говорят: «Вы сейчас примете вот этот порошок. Он обладает обезболивающими свойствами. Он на вас подействует через 10 мин и вызовет прекращение голов­ной боли!». Для устранения бессонницы косвенным внуше­нием указывают: «Сегодня вы примете порошок за 15 мин до


сна. Запьете его половиной стакана горячей воды (горячая во­да лучше растворяет лекарство, и оно скорее действует), и че­рез 30 мин после приема у вас наступит сон!». При этом в обоих случаях дается индифферентный порошок, не обладаю­щий ни аналгезирующим, ни снотворным свойством.

Таким образом, при косвенном внушении (в отличие от прямого) больной всегда ошибочно приписывает наступив­шее лечебное действие какому-то раздражителю, который сам по себе, без участия внушения, не способен его вызывать. Им может стать любой раздражитель — гомеопатические пилю­ли, физиотерапевтическая процедура, инъекция пеницилли­на—в зависимости от характера произведенного внушения.

В связи с тем что каждое лекарство, помимо фармаколо­гического действия, оказывает и суггестивное влияние, давно подмечено, что в первые 2 — 3 дня приема наблюдается наи­более выраженный эффект. Нежелательно начинать лечение с назначения лекарств, которые больной ранее получал и ко­торые, по его мнению, ему не помогли. Эффективно назначе­ние курса лечения, записанного на бумаге, с указанием пос­ледовательности приема лекарств и перерывов между повтор­ными курсами.

Как известно, условнорефлекторный раздражитель перво­го, порядка является более сильным, чем условнорефлектор­ный раздражитель второго порядка. Непосредственный раз­дражитель обычно сильнее следового, поэтому человеку лег­че внушить, что он видит, например, букет цветов в данный момент, чем внушить, что он увидит завтра утром, когда часы пробьют 9. Почему же человеку в бодрствующем состоянии часто легче внушить, что боль у него пройдет через 15 мин после приема порошка, обладающего якобы обезболивающим действием, чем внушить, что она немедленно (например, по счету «три») или просто прекратится через 15 мин? Почему часто косвенное внушение, сделанное человеку в бодрствую­щем состоянии, бывает эффективнее, действует сильнее, чем прямое внушение, хотя, казалось бы, должно быть наоборот? Объясняется это тем, что при косвенном внушении внушен­ные представления обычно встречают меньшее противодей­ствие со стороны имеющихся, а иногда даже поддерживаются и усиливаются ими. Так, у человека, у которого имеются пред­ставления о том, что головная боль может быть устранена только действием обезболивающего лекарства (порошка), внушение того, что она прекратится после приема порошка,


не встретит противодействия со стороны имеющихся пред­ставлений, а, наоборот, усилится ими, в то время, как прямое внушение, что боль прекратится по счету «три», вызовет про­тиводействие. Таким образом, при лечении внушением, как прямым, так и косвенным, важно учитывать опыт больного, имеющиеся у него представления и стараться строить вну­шение так, чтобы оно встречало с его стороны как можно меньше противодействия и как можно больше поддержки, то есть делать его рациональным, мотивированным. Этого не­редко можно достигнуть и путем предварительной разъяс­нительной беседы, ослабляющей или устраняющей действие представлений, которые могли бы противодействовать внуше­нию. В качестве средств косвенного внушения с успехом мо­гут быть применены те, в действие которых больной верит, например, электропроцедуры, медикаменты, принимаемые внутрь или вводимые подкожно, и т. д. Использование с этой целью приемов или вещей, которые могут укрепить или вы­звать суеверные представления, абсолютно недопустимо.

Внушение может проводиться субъекту, находящемуся в бодрствующем состоянии (внушение наяву), а также и в со­стоянии сна — естественного, гипнотического или неглубоко­го — наркотического.

Я не раз замечал, что у некоторых больных неврозами возника­ет состояние резко повышенной внушаемости, напоминающее сом­намбулическое, при одной подготовке к проведению сеансов гипно­терапии. Так, например, при исследовании реакции зрачков на свет, когда больному предлагалось смотреть прямо перед собой, ему тут же можно было внушить наяву паралич руки и т. д. Это состояние можно назвать гиперсугтестивностыо (самовнушаемостью). Возник­новению его способствует настроенность, связанная с ожиданием се­анса гипноза. Однако оно может возникать и у здоровых людей вне связи с сеансом гипноза. Способствует этому неожиданность воз­действия.

Так, на улице, вблизи входа в институт, мною (тогда еще моло­дым человеком) 4 раза был произведен следующий эксперимент: я неожиданно останавливал проходящего незнакомого мужчину и об­ращался к нему со словами: «У меня к вам большая просьба (гово­рилось напряженным тоном): возьмите эту записку, войдите в ин­ститут в эти ворота, пройдите мимо проходной совершенно спокой­но, подымитесь по лестнице на пятый этаж. Там увидите на двери надпись: "Лаборатория акустики". Войдите, спросите Марию Ми-


хайловну и передайте ей эту записку. После этого сразу вернитесь. Идите!»

Трое мужчин, ни о чем не спрашивая, выполнили задание и лишь один отказался, с недоумением сказав, что он не может этого сде­лать, так как торопится. По словам получавшей записки и присутст­вовавших при этом, лица, передававшие ее, производили впечатле­ние автоматически действовавших.

К нам в клинику обратилась однажды молодая женщи­на 32 лет, у которой реактивное состояние наступило после того, как она отдала зашедшей к ней в дом цыганке-гадалке свои шелковые платья и кольцо, а потом недоумевала, как она могла это сделать, так как не считала себя суеверной. Выраженных психопатических черт характера, снижения интеллекта или патологической внушаемости она не обна­руживала. В другом случае молодая женщина, работник ма­газина, находившаяся на V месяце беременности, отдала цы­ганке-гадалке 140 рублей, завернув по указанию гадалки деньги в бумагу. Психических нарушений она не обнаружи­вала (находилась на психиатрической экспертизе в связи с ее заявлением в милицию о происшедшем).

Привожу характерное самонаблюдение, записанное одной женщиной по моей просьбе.

«Мне 47 лет. Я не суеверна. 30.09.75 г., находясь в команди­ровке в Москве, я вошла в парк, села на уединенную скамейку и за­нялась чтением своей рукописи. Ко мне подошла цыганка; на ее го­лос я подняла голову; поодаль стояло еще несколько цыганок.

Цыганка начала говорить, а я — послушно выполнять ее указа­ния. „Я не цыганка, а сербиянка,— повторила она 2 раза, — я роди­лась с рыбьим зубом (повторила 2 раза). Достань монету, заверил ее в бумажные деньги. Повторяй за мной: „Деньги мои, деньги!". Зажми деньги в руке". Далее следует провал памяти. Денег у меня она не отнимала, но показала мне свою руку, в которой денег не ока­залось; в моей, разумеется, их тоже не стало. Тогда я встала, а она мне сказала: „Денег не жалей, они вернутся". Я отлично понимала, что этого не будет; другая цыганка стала просить у меня денег, я сказала: „У меня только мелкие монеты, я не могу их дать, а то мне не доехать до дома". Третья попросила у меня конфету „для ребен­ка", и я дала ей (у меня в сумке был виден кулек с конфетами). Я направилась к более людному месту, и одна из цыганок пошла за мной. Она мне сказала: „Сними кольцо, чтобы ты хорошо жила".


В ответ я сказала что-то вроде: "Я не верю". "Сними кольцо! — повторила она.— А то не доедешь до дому, ты вся почернеешь!". Я ответила, что не боюсь, но сняла кольцо, не золотое (обручальное), а серебряный перстень, бывший на левой руке. "Нет, другое кольцо, а то жизнь будет белая". Я надела кольцо снова. "Сними другое кольцо, чтобы я хорошо гадала". Я сказала: "Девушки, вы неплохо заработали, но денег мне не жаль, а кольцо обручальное", — однако сняла и его, но держала руку в кармане и сказала: "Ну, я сняла, сня­ла!". Тут мы вышли на солнечное и людное место и я прогнала ее. Видимо, на моем лице был страх, потому что она говорила: "Ты ме­ня не бойся!".

Все время я была в полном сознании, видела окружающие пред­меты, деревья, людей, глаза первой цыганки, ее ладонь (обратила вни­мание на то, что она была небольшая и темная), янтарные серьги в ушах второй цыганки (ее я бы, пожалуй, узнала).

Вернувшись домой, я рассказала (с целью назидания) эту исто­рию моей 22-летней дочери и узнала, что такая же история произош­ла с ней на людной улице в Ленинграде. Текста "заговора" она не помнит. Золотое кольцо, которое она пыталась сиять, не слезло с пальца, и тут она пришла в себя. Считаю, что если со мной могла случиться такая история, она может случиться и с другими.

Я рассказала ее своим коллегам. Одна из них сказала, что с ней было аналогичное происшествие, стоившее ей 10 р., но что она по­стеснялась об этом рассказывать».

Ю. по характеру общительная, стеничная, властная, повышенно эмотивная, умеет быть сдержанной. При экспериментально-психо­логических пробах повышенной внушаемости не обнаруживает. Не-гипнабельна.

Во всех приведенных случаях, очевидно, имелось времен­ное гиперсуттестивное состояние, сопровождающееся сужени­ем сознания, в котором и были выполнены приведенные вы­ше действия. Наличие стойко повышенной внушаемости для его возникновения не обязательно.

В возникновении автоматической подчиняемости, вероят­но, играет роль расторможение программы поведения, зало­женной генетическим кодом (инстинкт слепого подчинения вожаку). У животных (обезьян, волков и др.) этот инстинкт биологически выгоден, так как способствует быстрому выбо­ру поведения, наиболее правильного с точки зрения сохране­ния вида.


Внушение наяву

Внушения наяву делаются эмоционально насыщенным повелительным («внушающим») тоном, в виде резких, корот­ких фраз, обычно несколько раз повторяемых. Речь сопро­вождается целым потоком сигналов, посылаемых мимикой, жестами и интонацией говорящего, которые могут им при этом не осознаваться. Они могут усиливать или ослаблять информационное значение, влияют на процессы верификации, а тем самым и на силу ее внушающего действия. Одни и те же слова, сказанные тем же тоном, с той же громкостью, в за­висимости от того, кем они сказаны, то есть авторитета ска­завшего их лица, могут иметь разное информационное значе­ние, а следовательно, оказывать разное внушающее действие.

Чем лицо авторитетнее, тем меньшую критическую оцен­ку встречает его речь. Может быть, иногда при этом имеет значение и оживление старых рефлекторных связей, возник­ших еще в детском возрасте, когда слова родителей или наставников воспринимаются слепо, без критической пере­работки.

При внушении наяву большую роль играет аффективное состояние того, кому внушают. Поведение людей во время стихийных бедствий и катастроф, а также история сект и не­которых народных движений свидетельствуют, что страх, гнев, экстаз и другие эмоциональные состояния способствуют рез­кому повышению внушаемости и создают возможность осу­ществления массового внушения наяву.

Степень готовности к восприятию внушений наяву может резко возрастать под влиянием веры в могущество тех или иных воздействий. Так, например, после демонстрации сеан­са гипнотерапии внушаемость аудитории настолько повыша­ется, что присутствующим нередко удается внушить наяву яв­ления паралича и анестезии. Для этого желающим предлага­ется сложить руки так, чтобы пальцы одной руки входили между пальцами другой, и сжать их, а затем говорится, что по счету «три» руки не могут быть разжаты (что выполнить не­сколько затруднительно и без внушения). Затем напряжен­ным тоном считают до трех, после чего громко внушают: «Те­перь ваши руки не разжимаются, не разжимаются... Вы не мо­жете их разжать... пальцы все крепче... ну, попробуйте их разжать — вы не можете!». Если это внушение удается, тут же резким тоном внушается паралич руки, анестезия, невоз-


можность сдвинуться с места и т. д. Такие внушения наяву удаются примерно у 20 % обследуемых, присутствующих на сеансе гипноза, внушаемость которых тем самым повышена.

Многие больные, обращающиеся с верой и надеждой к врачу, избирательно внушаемы в отношении исходящих от не­го воздействий, особенно относящихся к их здоровью. Это от­крывает широкие терапевтические возможности, однако таит и опасность ятрогении в случае неосторожного или непра­вильного обращения с больным.

Техника лечения. С больным проводится беседа, во вре­мя которой его предварительно убеждают в правильности то­го, что ему собираются внушить, например, логически дока­зывают, что его страх или тревога необоснованны, что у него нет заболевания, которое он у себя подозревает. После этого переходят к самому внушению наяву. При его проведении возможны различные варианты.

Вариант 1. После приведенной выше разъяснительной беседы несколько неожиданно для больного говорят: «Сядь­те теперь вот так» (усаживают его поудобнее на стул или в кресло). Становятся перед больным и негромким голосом, но в повелительном тоне приказывают: «Смотрите мне прямо в глаза!» (далее 5 с пристально смотрят на больного). «За­кройте глаза!» Либо прямо предлагают закрыть глаза без предварительной фиксации взора больного. Когда больной закрыл глаза, врач кладет свою правую руку на его лоб, слег­ка надавливая рукой и сжимая пальцами виски больного, и медленно напряженным голосом 3 — 4 раза произносит фор­мулу внушения с интервалами в несколько секунд, затем де­лает небольшую паузу (примерно в 10 с) и спокойным, вкрад­чивым голосом произносит несколько фраз, мотивирующих содержание внушения. При этом свою руку врач либо отни­мает от головы больного, либо расслабляет ее. Затем после паузы в десяток секунд вновь нажимает рукой на голову больного и резким, достаточно громким, напряженным вну­шающим голосом 3—4 раза повторяет формулу внушения. Если врач внушает формулу. «Вы совершенно спокойны, сердце бьется спокойно», то при повторных внушениях ее мо­жет свою вторую руку положить на область сердца больного и, вызывая тетаническое сокращение мышц предплечья, де­лать рукой легкое вибрирующее движение. При внушениях, направленных на нормальное функционирование органа, ру­кой делаются соответствующие поглаживающие движения.


Например, внушая, что пища будет проходить легко и свобод­но, проводят несколько раз рукой вдоль пищевода, при вну­шении, что кишечник функционирует нормально — по ходу кишечника, внушая, что речь свободна, слегка массируют гор­тань.

Внушения во время одного сеанса 3 — 4 раза чередуются с убеждением. После этого предлагают больному открыть глаза и переходят к обычной беседе.

Вариант 2. В отличие от первого варианта больному ука­зывают, что его будут лечить сеансами внушения, и поясняют механизм его действия. Техника лечения видна из следую­щего наблюдения.

Больной Р., 46 лет, музыкант — солист и дирижер, обратился с жалобами на навязчивый страх публичного выступления, появляю­щийся с момента выхода на сцену и исполнения первого музыкаль­ного произведения. Впервые страх у него появился, когда после перерыва в 7 лет он исполнял соло на трубе в сопровождении ор­кестра перед прослушивавшей его комиссией. При этом он так дро­жал от страха, что вынужден был прижаться к роялю во время исполнения первого произведения. С этого времени страх, сопро­вождающийся резким чувством сжатия в груди, дрожанием и ги­пергидрозом, вот уже 2 года появляется каждый раз перед первым выходом на сцену и во время исполнения того же самого произве­дения. Музыкант исполняет его с трудом, так как музыкальный ин­струмент сильно дрожит в руках. Последующие выходы на сцену в течение того же вечера, сольное исполнение, а также дирижирова­ние оркестром страхом не сопровождаются. «Я понимаю,— гово­рил он, — что у меня это условный рефлекс, что у меня повторяется страх, испытанный 2 года назад во время просмотра, но я ничего не могу с собой поделать. Я не могу его преодолеть». Еще задолго до болезни Р. несколько раз пытались гипнотизировать выступавшие на сцене гипнотизеры, но безуспешно. Сам больной просил полечить его гипнозом. Больному указано, что гипнотический сон и внуше­ние — это не одно и то же и что для лечения его не требуется вну­шать наступление сна — погружать его в гипнотический сон. Обра­зовавшуюся у него патологическую условнорефлекторную связь можно прервать, затормозить внушением наяву. Внушение наяву по силе действия может не уступать внушению в гипнотическом сне. Наяву удавалось путем внушения вызывать параличи и тут же их устранять.


Больному предложено смотреть в глаза врачу. Врач, слегка сжи­мая пальцами голову больного, сказал медленно, резким, напряжен­ным тоном: «Теперь при выходе на сцену вы совершенно спокойны, совершенно спокойны, совершенно спокойны... У вас будут прекрас­ное самочувствие и настроение, прекрасное самочувствие и настро­ение... Вы будете испытывать легкость, радость». Далее спокойным тоном указано: «Вы понимаете, что пережитое вами 2 года назад чув­ство страха, совпав по времени с выходом на сцену и исполнением первого произведения, связалось с ним и теперь, когда вы выходите на сцену, оно воспроизводится по механизму условного рефлекса. Теперь эта условная связь прервана. При выходе на сцену вы ника­кого страха испытывать не будете, не будете!».

Вся приведенная формула внушения повторена вновь. Во вре­мя внушения лицо больного покраснело, покрылось каплями пота, дыхание стало учащенным. Примерно через 10 мин, когда больной уже собирался уходить, ему вновь предложено сесть на стул, и се­анс внушения наяву повторен.

Вечером того же дня больной совершенно спокойно выступил на сцене. «Перед выходом на сцену я с удивлением заметил, — рас­сказал он, — что не испытываю страха и чувствую себя прекрасно. На сцене я был совершенно спокоен и ни малейшего страха во вре­мя исполнения первой вещи не испытывал и не стал к роялю, чтобы к нему прижаться. Ваши слова звучали у меня в ушах». Фобия больше не возобновлялась.

Вариант 3. Во время беседы с больным или перед его уходом врач молча пристально на него смотрит несколько секунд и, сменив спокойный тон на резкий, внушающий, на­пряженный, эмоционально насыщенный, произносит форму­лу внушения, например: «Теперь вы можете все есть. После еды самочувствие хорошее. Можете все есть!.. Вы здоровы»; или «О муже (оставившем больную) теперь не думаете, не думаете! Вы о нем забыли, забыли», или «Вы совершенно спо­койны. Вы теперь всегда спокойны. Никакой (подчеркивает­ся тоном) торопливости. Не спешите, не спешите!».

Вариант 4. Больному предварительно наяву внушается состояние «полного безволия», пассивной подчиненности (близкое к гипнотическому). Для этого может быть реко­мендована следующая формула внушения, предложенная И. С. Сумбаевым: «Под влиянием внушения вы впали в со­стояние полного безволия, полной подчиняемости. Но вы не спите, вам совершенно не хочется спать... Вы не оказываете


мне никакого сопротивления, полностью мне доверяете, зная, что я не буду злоупотреблять вашим доверием ко мне. Вы будете находиться в этом состоянии безоговорочного подчи­нения до тех пор, пока я вас из него не выведу. В этом состо­янии вы чрезвычайно восприимчивы ко всем внушениям и приказаниям, которые я делаю, ко всем словам, которые я про­изношу. Вы не обращаете внимания на присутствующих лиц. Вы ни о чем не думаете, кроме того, о чем я вам говорю. Вас ничто не беспокоит, не тревожит, вы чувствуете себя очень хо­рошо». В этом состоянии проводят лечебные внушения.

При лечении внушением наяву П. И. Буль (1992), усажи­вая больного в несколько затемненном помещении в удобное кресло, предлагал закрыть глаза и внимательно слушать сло­ва врача, не напрягаясь. Затем тихим, но достаточно слыш­ным голосом говорил больному: «Расслабьте всю мускула­туру вашего тела! Дышите спокойно, глубоко... В этом со­стоянии покоя, отдыха вы будете хорошо воспринимать все мои слова, все мои внушения! С каждым последующим сеан­сом суггестии вы будете все лучше расслабляться в этом ка­бинете, все лучше воспринимать и фиксировать в своем со­знании все мои формулы внушения. Спать вы не будете, ни­какого гипноза у вас не будет, но тем не менее с каждым последующим сеансом суггестивной терапии вы будете от­мечать, как улучшаются ваше состояние, самочувствие и на­строение... Вы будете отмечать, что улучшается ваш обычный нормальный ночной сон... Вы будете ложиться в постель в строго определенное вами время... К этому часу вы будете отмечать, как с каждым разом вы все больше и больше хоти­те спать... Вы охотно будете ложиться в постель, и, как толь­ко ваша голова коснется подушки, вы будете быстро, приятно и совершенно незаметно погружаться в физиологический сон. Ваш сон будет крепким и глубоким, без неприятных ощущений, без всяких неприятных сновидений, без излишних пробуждений. Сон имеет огромное значение для клеток ва­шей нервной системы, поэтому я внушаю вам — спать лучше, спать крепче и не менее 7 — 8 ч в сутки. По мере того, как будет укрепляться ваш ночной сон, вы будете отмечать, что ис­чезают боли в области сердца, которое, как показали специ­альные исследования, у вас не больное».

По этой схеме было проведено 20 сеансов внушений в бодрствующем состоянии, и вскоре у больного улучшились сон, аппетит, исчезли боли в области сердца.


В той или иной степени внушение всегда участвует в дей­ствии любого назначенного врачом лекарства или лечебной процедуры, так что к лечению внушением наяву сознательно или бессознательно прибегает каждый врач. В зависимости от сопутствующего внушения иногда одно и то же лекарство в руках одного врача может вызвать положительный эффект, а в руках другого — не вызывать его. Отсюда давно родил­ся афоризм, что важно не только то, что назначено, но и кем и как назначено. Для усиления внушаемого действия лекарст­ва важно разъяснить больному механизм его лечебного дей­ствия, внушить, что оно поможет. Подробно расписанный по­рядок приема лекарства или лечебных процедур с указани­ем ряда требований, которые следует при этом соблюдать (например, лекарство нужно принимать за полчаса до еды, за­пивать стаканом горячего чая, мелкими глотками, в течение 10 мин или за полтора часа до сна прогулка в течение 50 мин, за 20 мин до сна горячая ванна с добавлением четверти ста­кана поваренной соли на ведро воды и т. д.), усиливает вну­шающее действие процедуры. Это давно было замечено та­кими выдающимися русскими клиницистами, как Г. А. Заха­рьин и С. П. Боткин, широко использовавшими внушение в лечебной практике. Очень широко внушением пользуются го­меопаты, назначая приемы гомеопатических пилюль каждые 2 ч по 4 штуки с требованием не разжевывать их, а держать во рту до тех пор, пока пилюли сами не растают, сочетая это с убеждением больного в том, что точное соблюдение этого правила приведет к выздоровлению.

Лечение внушением наяву, особенно в сочетании с убеж­дением, показано при всех неврозах. Оно не имеет противо­показаний и должно, по нашему мнению, применяться при ле­чении всех больных неврозами, в том числе и тогда, когда применяются другие методы лечения. Особенно показано ле­чение внушением в тех случаях, когда генез болезненного симптома очевиден, как в приведенной выше фобии выхода на сцену. Трудно найти такое соматическое заболевание, при лечении которого данный метод в той или иной форме не был бы показан.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных