Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Степень глубины гипнотического сна и изменения в организме, вызываемые внушением




A. Forel (1928) предлагал различать три степени глубины гипнотического сна. Первая степень — сонливость: гипноти­зируемый при известном напряжении может еще противосто­ять внушению, открыть глаза. Вторая степень — легкий сон или гипотаксия: гипнотизируемый не может сам открыть гла­за и выполнить внушения (некоторые или все); при этом ам­незии не бывает и внушить ее не удается; по пробуждении от гипнотического сна сохраняются воспоминания обо всем, что было во время гипноза. Третья степень — глубокий сон или сомнамбулизм; характеризуется амнезией и выполнением не только гипнотических, но и постгипнотических внушений; ам­незия может быть устранена при повторном погружении в глубокий гипнотический сон или при помощи соответствую­щего внушения во время гипнотического сна. Выделение этих степеней глубины гипнотического сна с практической точки зрения оказалось наиболее удобным.

Сомнамбулизм может возникнуть, минуя первую и вторую степени, и не быть с ними связанным. Для вызывания сом-


намбулизма пациенту обычно говорят: «Откройте глаза и продолжайте спать с открытыми глазами...». Для того, чтобы вывести из этого состояния, внушают: «Закройте глаза и про­должайте спать...» и далее пробуждают как обычно.

При помощи внушения в состоянии гипнотического сна могут быть вызваны самые различные заболевания. Так, в со­стоянии гипнотического сна третьей степени легко внушить параличи, сказав больному: «По счету "три" ваша правая ру­ка не будет двигаться, не сможете совершать ею движения. Один, два, три... рука не двигается, попробуйте поднять ру­ку — вы не можете... А теперь по счету "два" движения рукой полностью восстанавливаются. Один, два... Теперь вы можете свободно двигать рукой, ну, попробуйте... рука сво­бодно двигается...». Так же легко удается внушить «насиль­ственные» движения, анестезию. Она может быть столь глу­бокой, что удается оперировать больного под гипнозом, уст­ранить боли во время родов, а также любые другие болевые ощущения.

В таком состоянии можно внушить выключение функции любого анализатора — полную глухоту, слепоту, утрату обо­няния, вкуса и т. д. Реакция на раздражитель, адресованный к выключенному анализатору, в большинстве случаев может быть обнаружена на ЭЭГ, хотя больные при пробуждении и указывают, что они не воспринимали света, не слышали зву­ка, не чувствовали укола. Иногда эту реакцию выявить не удается. Так, в наших опытах у двух из пяти обследуемых, находившихся в состоянии глубокого гипнотического сна (сомнамбулизма), при многократных исследованиях на ЭЭГ не наблюдалось никакой реакции на звуковой раздражи­тель — при внушении глухоты и на болевой раздражитель (укол) — при внушении полной потери чувствительности. При внушении восстановления выключенной функции реак­ция на свет, звук и болевой раздражитель восстанавливалась.

На избирательном характере глухоты, внушенной в гип­нозе, мы останавливались при рассмотрении истерической глухоты. Здесь лишь заметим, что в гипнотическом сне мо­жет быть внушена глухота даже только на определенные зву­ки или группы слов, например, собственные имена, слепота — только в отношении определенных предметов, например, мож­но внушить, что больной не будет видеть стол, все же осталь­ное он будет видеть. Могут быть внушены и галлюцинации любого содержания, например: звуки, шумы, оркестровая му-


зыка, букет цветов, стоящий в вазе, запах розы и т. д. При внушенной галлюцинации слабого индифферентного раздра­жителя (белой лошадки, тихого жужжания) реакция на ЭЭГ незначительная, однако при внушении очень яркого света прожектора или очень громкой музыки, а также страшных чудовищ на ЭЭГ отмечалось резкое увеличение электриче­ской активности, возросла частота ритма с 30 — 35 до 60 в се­кунду и увеличивалась амплитуда колебаний, которые дохо­дили вместо исходных 50 до 200 мкВ [Свядощ А. М., Хво-лесГ. Я.].

При сомнамбулизме в поведении загипнотизированных нередко выступают черты театральности, рисовки, наигранно-сти. По выходе из этого состояния они иногда утверждают, что якобы притворялись спящими в угоду гипнотизеру, пыта­ясь тем самым как бы оправдать свое поведение. Возмож­ность внушения в состоянии глубокой анестезии (операции под гипнозом), а также влияние на вегетативные процессы свидетельствуют о том, что неправильно было бы сводить со­стояние сомнамбулизма во всех случаях к голому притвор­ству и утверждать, будто больные в этом состоянии могут открыть глаза и прекратить «спектакль», который они разы­грывают. На отличии этого состояния от истерических суме­речных состояний мы останавливались при рассмотрении по­следних.

При внушении эмоциональных состояний (страха, радос­ти и др.) отмечается соответствующее изменение вегетатив­ных функций — учащение сердцебиения, дыхания, изменение количества сахара в крови и т. д. Иногда путем внушения удается оказать значительное влияние на течение вегетатив­ных процессов. Так, например, после того, как больному вну­шали, что он выпил 3 стакана воды, диурез у него в течение ближайшего часа увеличивался в 10 раз. При этом снижа­лась относительная плотность мочи и отмечалось сгущение крови. При внушении больному в теплой комнате, что он на­ходится раздетый на морозе, обмен веществ значительно уско­рялся. К. И. Платонов (1962), внушая больным, находя­щимся в состоянии гипноза, будто они съели много сахара, отмечал увеличение количества его в крови. Ряд авторов от­мечают, что при внушении прикосновения к его руке раска­ленного железа у больного иногда на месте мнимого ожога

через 30 мин после внушения появляется гиперемия и через 21/2ч — пузырь, при внушении ушиба — отек и т. п. Путем


внушения удается как вызвать, так и задержать появление менструации [Forel А.]. Это же и нам удалось получить у од­ной нашей больной. Н. Kleinsorge и G. Klumbies (1959) вну­шали больной с идиосинкразией к землянике, что она ест эту ягоду, и наблюдали появление аллергической сыпи. Им же удалось путем внушения вызвать резкую идиосинкразию у больного, у которого раньше имелся анафилактический фе­номен Артюса.

П. И. Буль при внушении астматического приступа боль­ной, ранее страдавшей бронхиальной астмой, наблюдал при бронхографии спазм мускулатуры бронхов. Он же обнару­жил рентгенологические изменения формы и положения же­лудка при внушении чувства голода и сытости, формы желч­ного пузыря — после внушения, что съедена жирная пища.

Даже в состоянии сомнамбулизма обычно не удается вну­шить то, что глубоко противоречит этическим и моральным устоям личности гипнотизируемого. Если такие внушения де­лаются, то они чаще всего просто не выполняются (загипно­тизированный отказывается их выполнять, продолжая оста­ваться в состоянии гипнотического сна) или вызывают аф­фективную реакцию с пробуждением от гипнотического сна.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2025 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных