ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Греческое мировоззрениеПредставляю вашему вниманию интереснейшую книгу. С неё в своё время началось моё плавание по морям философии в поисках смысла. Книга вводит начинающего "искателя правды" в достижения западной философии, начиная с древности и оканчивая серединой 1980-х. Подробно описываются современные достижения, в том числе трансперсональная психология (сам Ричард Тарнас является соратником Станислава Грофа, видным учёным этого направления в психологии и изучении человека). Но всё же прежде я рекомендую прочитать книгиВладимира Мегре, в которых в найдёте независимую интерпретацию всё той же истории развития мышления современной цивилизации и поисков Истины. Обладая всей информацией можно составить более адекватное представление и философии, и о её возможностях, и о том, как вы сами будете вписываться в это течение времени из прошлого через настоящее в будущее.
Ричард Тарнас История (страсть) западного мышления (Passion of Western Mind) Ричард Тарнас История (страсть) западного мышления (Passion of Western Mind) ПРЕДИСЛОВИЕ ВВЕДЕНИЕ Греческое мировоззрение АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИДЕИ И БОГИ ЭВОЛЮЦИЯ ГРЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ ОТ ГОМЕРА ДО ПЛАТОНА МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ РОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ГРЕЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ СОКРАТ ПЛАТОНОВСКИЙ ГЕРОЙ ФИЛОСОФСКИЙ ПОИСК И ВСЕЛЕНСКИЙ РАЗУМ ЗАГАДКА ПЛАНЕТ АРИСТОТЕЛЬ И ГРЕЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ДВОЙСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ II. ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ ПУТИ ЭЛЛИНИЗМА ЗАКАТ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ ГРЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ АСТРОНОМИЯ АСТРОЛОГИЯ НЕОПЛАТОНИЗМ РИМ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА III. Христианское мировоззрение ИУДЕЙСКИЙ МОНОТЕИЗМ И ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ИСТОРИИ ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИКИ И НАСЛЕДИЕ ПЛАТОНА ОБРАЩЕНИЕ ЯЗЫЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНУТРИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ХРИСТИАНСТВО ЛИКУЮЩЕЕ ХРИСТИАНСКИЙ ДУАЛИЗМ ДАЛЬНЕЙШИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НАСЛЕДИЕ АВГУСТИНА МАТЕРИЯ И ДУХ АВГУСТИН ЗАКОН И БЛАГОДАТЬ АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ СВЯТОЙ ДУХ И ЕГО ПРЕВРАТНОСТИ РИМ И КАТОЛИЧЕСТВО ДЕВА МАРИЯ И МАТЕРЬ-ЦЕРКОВЬ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ IV. Трансформация средневековой эпохи ПРОБУЖДЕНИЕ СХОЛАСТИКИ ИСКАНИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО ДАЛЬНЕЙШИЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ В ПОРУ ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ НАРАСТАЮЩАЯ ВОЛНА СВЕТСКОЙ МЫСЛИ АСТРОНОМИЯ И ДАНТЕ ОБМИРЩЕНИЕ ЦЕРКВИ И ПОДЪЕМ СВЕТСКОГО МИСТИЦИЗМА КРИТИЧЕСКАЯ СХОЛАСТИКА И «БРИТВА ОККАМА» ВОЗРОЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ГУМАНИЗМА ПЕТРАРКА ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЛАТОНА В ПРЕДДВЕРИИ V. Мировоззрение Нового времени ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕФОРМАЦИЯ НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ КОПЕРНИК ЦЕРКОВНАЯ РЕАКЦИЯ КЕЛЛЕР ГАЛИЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ НЬЮТОНОВСКОЙ КОСМОЛОГИИ ФИЛОСОФСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ БЭКОН ДЕКАРТ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ КЛАССИКИ И СОВРЕМЕННИКИ ТОРЖЕСТВО СЕКУЛЯРИЗМА НАУКА И РЕЛИГИЯ: ПЕРВЫЕ ШАГИ К СОГЛАСИЮ КОМПРОМИСС И СТОЛКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИЯ, ПОЛИТИКА, ПСИХОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР СКРЫТАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ VI. Трансформация Нового времени ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА: ОТ КОПЕРНИКА ДО ФРЕЙДА САМОКРИТИКА СОВРЕМЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОТ ЛОККА ДО ЮМА КАНТ ЗАКАТ МЕТАФИЗИКИ КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ РОМАНТИЗМ И ЕГО СУДЬБА ДВЕ КУЛЬТУРЫ РАСКОЛОТОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ПОПЫТКИ СИНТЕЗА: ОТ ГЁТЕ И ГЕГЕЛЯ ДО ЮНГА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И НИГИЛИЗМ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА ПОРОГЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ VII. Эпилог ПОСТКОПЕРНИКОВ «ДВОЙНОЙ УЗЕЛ» ЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ЭВОЛЮЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЙ ВОЗВРАЩАЯСЬ НА КРУГИ СВОЯ Хронологическая таблица* ПРИМЕЧАНИЯ Введение ЧАСТЬ I. Греческое мировоззрение ЧАСТЬ II. Трансформация классической эпохи ЧАСТЬ III. Христианское мировоззрение ЧАСТЬ IV. Трансформация средневековой эпохи ЧАСТЬ V. Мировоззрение Нового времени ЧАСТЬ VI. Трансформация нового времени ЧАСТЬ VII. Эпилог УКАЗАТЕЛЬ ББК 87 США Т21 Перевод с английского Т.А.АЗАРКОВИЧ Посвящаю перевод моей маме Валентине Григорьевне Азаркович Т21 Тарнас Р. История западного мышления / Пер. с английского Т.А.Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 448 с. ISBN 5-232-00228-7 Эта книга — сжатая история западного мировоззрения от древних греков до постмодернистов. Эволюция западной мысли обладает динамикой, объемностью и красотой, присущими разве только эпической драме: античная Греция, Эллинистический период и императорский Рим, иудаизм и взлет христианства, католическая церковь и Средневековье, Возрождение, Реформация, Научная революция, Просвещение, романтизм и так далее — вплоть до нашего времени. Каждый век должен заново запоминать свою историю. Каждое поколение должно вновь изучать и продумывать те идеи, которые сформировало его миропонимание. Для учащихся старших классов лицеев, гимназий, студентов гуманитарных факультетов, а также для читателей, интересующихся интеллектуальной и духовной историей цивилизации. Т 0301020000 — 228 52D(03) - 95 ISBN 5-232-00228-7 ББК 87 США © 1991 by Richard Tarnas © КРОН-ПРЕСС, 1995 О Перевод, Т.А.Азаркович, 1995 © Оформление, А.Д.Рощина, 1995 ПРЕДИСЛОВИЕ ЭТА КНИГА представляет сжатую историю западного мировоззрения от древних греков до постмодернистов. Я поставил цель в пределах одного тома последовательно изложить эволюцию западной мысли и ее менявшихся представлений о действительности. Новый свет на эту поражающую воображение эволюцию пролили последние открытия в таких областях знания, как философия, глубинная психология, религиоведческие исследования, история науки. Эти достижения во многом повлияли на историческое изложение и обогатили его;в конце своей книги я опирался на них же, чтобы показать новые перспективы понимания интеллектуальной и духовной истории нашей культуры. Приходится часто слышать о гибели западной традиции, о закате либерально-гуманитарного образования, об угрожающей нехватке культурного фундамента для решения современных проблем. Отчасти подобные опасения отражают чувство неуверенности и ностальгию, что ощущаются перед лицом радикально меняющегося мира. Но они отражают также и подлинную потребность, и именно людям, сознающим эту потребность, число которых все возрастает, адресована моя книга. Каким образом современный мир достиг нынешнего состояния? Каким образом современная мысль пришла к тем важнейшим идеям и работающим принципам, которые сегодня столь глубоко определяют мир? Это насущные вопросы нашего времени, и чтобы подойти к ним, нам следует обратиться к своим корням — не с целью выказать слепое благоговение перед взглядами и ценностями прошлых веков, но скорее с целью выявить и объединить исторические начала собственной эпохи. Я убежден, что, лишь помня о глубочайших истоках нашей действительности и нашего мировоззрения, можно надеяться достигнуть того самопонимания, которое необходимо при столкновении с современными дилеммами. Культурная и интеллектуальная история Запада может послужить, таким образом, как бы начальной ступенью общеобразовательной подготовки. Я уповаю на то, что данная книга сделает большую часть этой истории доступной для широкого читателя. Вместе с тем, мне очень хотелось просто поведать историю, которая, как я полагаю, весьма того заслуживает. Уже давно известно, что история западной культуры обладает динамикой, объемностью и красотой, присущими разве только великой эпической драме: античная Греция, эллинистический период и императорский Рим, иудаизм и взлет христианства, католическая церковь и Средневековье, Возрождение, Реформация, Научная Революция, Просвещение, романтизм и так далее — вплоть до нашего невероятного времени. Многовековые попытки западной мысли постичь природу действительности были отмечены размахом и величием, драматическими конфликтами и поразительными решениями — от Фалеса и Пифагора до Платона и Аристотеля, от Клемента и Боэция до Аквината и Оккама, от Евдокса и Птолемея до Коперника и Ньютона, от Бэкона и Декарта до Канта и Гегеля и от них всех — до Дарвина, Эйнштейна, Фрейда и тех, кто пришел после них. Эта долгая битва идей, получившая название «западноевропейской традиции", предстает захватывающим путешествием, результаты и последствия коего каждый из нас носит внутри себя. Эпический героизм всегда прорывался на свет — как во внутренней борьбе Сократа, Павла и Августина, Лютера и Галилея, так и в том широком противоборстве культур, подхваченном уже упомянутыми и другими, менее заметными протагонистами, которое подвигло Запад на его особый путь развития. Здесь присутствует как трагедия, так и нечто, что стоит по ту сторону трагедии. В своем изложении я стремился проследить развитие главных мировоззрений западной культуры, особо обращая внимание на имеющую важнейшее значение сферу взаимодействий между философией, религией и наукой. Возможно, высказывание Вирджинии Вульф о великих литературных произведениях можно отнести и к великим мировоззренческим системам: «Успех шедевров заключается, вероятно, не столько в том, что они лишены недостатков (напротив, мы закрываем глаза даже на грубейшие их ошибки), сколько в безграничной убедительности мысли, в совершенстве овладевшей своими возможностями». Я старался представить на своих страницах каждую из дорог, которую удалось преодолеть западному мышлению в ходе своей эволюции. Я хотел, чтобы ни одна из множества концепций не получила особого приоритета, включая и современную (каковая сама по себе является множественной и находится в постоянном движении). Вместо этого я старался подойти к каждому мировоззрению так же, как подошел бы к уникальному произведению искусства — пытаясь понять и оценить, ощутить его воздействие на человека, раскрыть его смысл. Сегодня, как мне кажется, западное мышление претерпевает эпохальные изменения, значение которых сопоставимо, впрочем, с любым другим таковым в истории нашей цивилизации. Я уверен, мы сможем содействовать этим изменениям — в той мере, что отпущена нам историей. Каждый век должен заново запоминать свою историю. Каждое поколение должно вновь изучать и продумывать те идеи, которые сформировали его миропонимание — но уже с высоты преимуществ своего положения. Нам предстоит сделать это, воспользовавшись чрезвычайно сложной перспективой конца XX века, И я надеюсь, что настоящая книга окажется полезной в этом процессе. Р. Т. Мир глубок; и глубже, чем думает день! Фридрих НИЦШЕ «Так говорил Заратустра» ВВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЕ эволюции западной мысли предъявляет особые требования и к читателю, и к автору, поскольку предполагает выход за рамки наших привычных представлений. Такое исследование требует определенной интеллектуальной гибкости: здесь не обойтись без сопереживаний и без воображения, склонного к метафизике, без способности взглянуть на мир глазами людей других эпох. В каком-то смысле, мы должны стать tabula rasa («чистой доской»), чтобы вновь увидеть вещи так, как они есть, без чувства превосходства — или лишнего груза предвзятого отношения. Конечно, остается только мечтать о подобной идеальной податливости ума, однако самая важная цель предпринимаемой нами попытки и состоит в стремлении к этому идеалу. Если мы не сможем воспринять и четко — в нужных формулировках и без тени снисходительности — выразить представления и верования давным-давно отвергнутые — будь то общепринятое некогда убеждение в том, что Земля является неподвижным центром космоса, или до сих пор сохранившаяся у западных мыслителей тенденция опираться прежде всего на «мужское» восприятие в олицетворении рода человеческого,— то нам не удастся постигнуть интеллектуальные и культурные основы своей собственной мысли. Постоянная наша задача — сохранять верность историческому материалу так, чтобы заданная нам настоящим временем перспектива обогащала, а не искажала то множество идей и мировоззрений, которые мы изучаем. Важность этой задачи нельзя переоценить, и все же я считаю (почему именно, выяснится в последних главах книги), что именно сегодня при известной гибкости ума и воображения нам легче достичь нашей цели, чем людям любой другой прошлой эпохи. Последующее повествование строится в хронологическом порядке — в соответствии с тремя мировоззрениями, которые характеризуют три главнейшие эпохи, традиционно выделяемые в истории культуры Запада: античную (классическую), средневековую и современную. Стоит ли говорить о том, что любое членение истории на «эпохи» и «мировоззрения» не может само по себе отразить реальные сложности и все тонкости развития западной мысли на протяжении этих столетий. И все же, для того чтобы сколько-нибудь успешно приступить к материалу столь необозримого объема, необходимо ввести предварительно несколько организующих принципов. А уже в рамках этих принятых «общих мест» нам легче будет разобраться с целым рядом трудностей и двусмысленностей, с внутренними конфликтами и неожиданными решениями, которыми так насыщена история западной мысли. Начнем мы с древней Греции. Приблизительно 25 веков назад расцвел эллинский мир, и этот чудесный расцвет культуры ознаменовал зарю западной цивилизации. Древние греки, наделенные какой-то первобытной ясностью и творческой силой, передали щедрые дары западной мысли: именно отсюда, из оказавшегося вечным источника черпает она свои прозрения, вдохновения и обновления. Современная наука, средневековая теология, классический гуманизм — все это в неоплатном долгу у древних греков. Для Коперника и Кеплера, для Августина и Аквината греческая мысль оказалась столь же основополагающей, что и для Цицерона и Петрарки. Наше мышление — благодаря пронизывающей его логике — все еще остается глубоко греческим: до такой степени, что, прежде чем приступить к изучению характера собственного мышления, мы должны внимательно всмотреться в мышление греков. Они заложили основу и других наших особенностей. Любознательность, страсть к нововведениям, критические наклонности, глубокий интерес к проблемам Жизни и Смерти, стремление к упорядоченности, скептическое отношение к общепринятым истинам — всеми этими характерными качествами греки заложили те интеллектуальные ценности, которые и сегодня значат не меньше, чем в V веке до Р. X. Так обратимся теперь к этим протагонистам западной традиции. Греческое мировоззрение ЧТОБЫ подойти к рассмотрению того, что обнаруживается в видении греков — столь сложном и многообразном,— начнем с самой поразительной особенности этого видения: это неизменная, хотя и по-разному проявляющаяся, традиция осмыслять мир, прибегая к помощи архетипических принципов. Тенденция эта явственно прослеживается на протяжении всего пути греческой культуры начиная с гомеровского эпоса, хотя явно оформилась в период между концом V и серединой IV в. до Р. X. в Афинах — этой интеллектуальной кузнице Греции. Будучи связана с фигурой Сократа, она в основном формулируется (и формулировка эта в определенном смысле остается решающей) в диалогах Платона. В основании ее лежит взгляд на космос как на упорядоченное выражение неких первоначальных сущностей, или трансцендентных первопринципов, которые можно постигать по-разному: в виде Форм, Идей, универсалий, неизменных абсолютов, бессмертных божеств, божественных «начал» — archai и архетипов. Несмотря на то, что данное воззрение не раз так или иначе видоизменялось, и на то, что вразрез с ним развивались другие, достаточно авторитетные,— совершенно очевидно, что не только у Сократа, Платона и Аристотеля (а до них — у Пифагора, после них — у Плотина), но и у Гомера и Гесиода, и у Эсхила и Софокла — можно найти отблески некоего общего видения, которое отражает типично греческую наклонность к выявлению в хаосе жизни проясняющих все универсалий. Прибегнув к весьма широко понимаемой терминологии и памятуя при этом о расплывчатости подобных «общих мест», можно сказать, что Вселенной греков управляло множество вневременных сущностей, стоящих за конкретной действительностью и наделяющих ее формой и смыслом. Эти архетипичные принципы включали математические построения (геометрические и арифметические); космические противоположности — такие, как свет и тьма, мужчина и женщина, любовь и ненависть, единство и множество; прообразы человека (anthropos) и других живых существ; Идеи Добра, Прекрасного, Справедливого, а также прочие абсолютные ценности нравственного и эстетического характера. В греческой мысли дофилософского периода эти архетипические принципы принимали форму мифических олицетворений — таких, как Эрос, Хаос, Небо и Земля (Уран и Гея), наряду с еще более персонифицированными фигурами Зевса, Прометея, Афродиты. В подобной перспективе любой аспект имеет повторение, будучи пронизан этими первоначалами. Несмотря на непрерывный поток явлений — как во внешнем мире, так и во внутреннем опыте, — можно все-таки различить специфические неизменные структуры, или сущности, обладающие такой определенной и длительной устойчивостью, что их даже наделяли собственной полноценной независимой реальностью. Именно на этой явственной неизменности и независимости основывал Платон и свою метафизику, и свою теорию познания. Поскольку намеченный здесь архаический взгляд на мир предоставляет нам возможность, отталкиваясь от этой отправной точки, вступить в область греческого мировоззрения и поскольку наиболее выдающимся теоретиком и апологетом данного взгляда был Платон, чьей мысли суждено было стать единственным и важнейшим фундаментом для эволюции западного мышления,— мы начнем обзор с платоновского учения о Формах, или эйдосах. В дальнейшем мы проследим развитие греческого видения в историческом плане, обратив внимание как на сложную диалектику, которая привела к платоновской философии, так и на порожденные ею последствия — не менее сложные. Приступая к философии Платона, следует помнить, как он сам преподносил ее — безо всякой системы, часто в порядке эксперимента, нередко с иронией. Нельзя забывать и о неизбежных и, без сомнения, намеренных двусмысленностях, присущих избранному им жанру драматического диалога. И наконец, нельзя забывать, какой размах приобрела его философия, разрастаясь и преображаясь в течение приблизительно пятидесяти лет. Только со всеми этими оговорками мы можем попытаться выделить некоторые из важных идей и принципов, содержащихся в сочинениях Платона. Молчаливым проводником в нашей попытке нам будет служить сама платоновская традиция, сохранявшая и развивавшая своеобразный философский взгляд, который она обрела с самого начала — у Платона. Установив это опорное положение внутри греческого мышления, мы сможем в дальнейшем продвигаться и назад, и вперед: в ретроспективе, к ранним традициям — мифологической и досократической, а затем — к позднейшим, к Аристотелю. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|